Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Ибрагимова Ирина Джоробековна

Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР)
<
Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ибрагимова Ирина Джоробековна. Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР) : ил РГБ ОД 61:85-9/345

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сущюсть и основные тенденции развития сельской интеллигенции . 13-84

I. Интеллигенция в социальной структуре сельского населения . 13-37

2. Общее и особенное в формировании и развитии сельской интеллигенции Киргизии ... 37-64

3. Возрастание социальной однородности сельской интеллигенции на этапе развитого социализма . 64-84

ГЛАВА II. Возрастание рож сельской интеллигенции в совершенствовании сельского образа жизни 85-145

I. Роль интеллигенции в укреплении материаль ных основ сельского образа жизни 85-103

2. Роль интеллигенции в развитии общественно-политической деятельности сельского населения 103-124

3. Роль сельской интеллигенции в укреплении духовных основ социалистического образа жизни на селе

Заключение 146-149

Введение к работе

Актуальность темы исследования связана с возрастанием численности советской интеллигенции, в том числе сельской, с изменением ее места в социальной структуре сельского населения и значительным возрастанием ее роли в развитии всех сфер общественной жизни в условиях совершенствования зрелого социализма. Возрастание социальной роли советской интеллигенции рассматривалось ХХУІ съездом КПСС как закономерность развитого социализма1.

Соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, развитие агропромышленного комплекса ведет к интенсивным количественным и качественным изменениям в социальной структуре сельского населения и требует более детального анализа роли сельского отряда интеллигенции, определения ее социальных границ.

Актуальность темы определяется и возрастанием в современных условиях роли планирования и прогнозирования, а также управления социальными процессами как в городе, так и на селе. В соответствии с решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС возрастает необходимость изучения роли человеческого фактора в совершенствовании раз витого социализма. Укрепление материальных и духовных основ городского и сельского образа жизни, являющееся одним из условий и составных частей дальнейшего совершенствования зрелого социализма, предполагает определение путей, методов и форм участия сельского отряда интеллигенции в реализации задач социальной политики КПСС на селе. В связи с этим актуальность исследуемой темы резко возрастает в условиях, когда перед всеми трудящимися села поставлена задача активного участия в реализации Продовольственной программы,

принятой майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, когда "эффективное использование потенциала на селе зависит прежде всего от людей, их труда и заинтересованности в его результатах", как было подчеркнуто на Всесоюзном совещании по проблемам агропромышленного комплекса, состоявшегося в марте 1984 г.

Актуальность темы диссертации определяется также возрастанием роли интеллигенции в повышении социальной активности трудящихся, их коммунистическом воспитании. "Ясно, что без большой работы по духовному развитию людей, - отмечал на встрече с избирателями Куйбышевского района Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко, - их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого о социализма не справиться".

Актуальность дальнейшего изучения социальной роли сельской интеллигенции и основных тенденций ее развития в условиях национальной республики продиктована и обострением идеологической борьбы в современных условиях, необходимостью разоблачения буржуазных и ревизионистских фальсификаций места и роли советской интеллигенции в целом, ее национальных отрядов, в частности, в коммунистическом строительстве.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды классиков научного коммунизма, в которых раскрывается сущность и перспективы развития интеллигенции как социальной группы, ее общественные функции, рассматривается сущность образа жизни, указываются пути преодоления существенных различий между городом и деревней.

Исследование основано на материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Советского правительства, речах и выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко и других руководителей партии и правительства. Автор широко использовал в работе также материалы ХУЛ съезда и постановления пленумов ЦК Компартии Киргизии, материалы союзной и республиканской статистики.

Состояние научной разработанности проблемы. Впервые научный анализ противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней в условиях классово-антагонистических формаций и пути их преодоления в процессе построения коммунизма, был дан в трудах основоположников научного коммунизма К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. В.И.Ленину принадлежит заслуга определения социальной природы интеллигенции, ее социально-культурных функций, а также перспектив ее дальнейшего развития как социальной группы в условиях первой фазы коммунизма.

Методологическим проблемам исследования социальных границ интеллигенции в социалистическом обществе, основных тенденций ее социального развития, в том числе возрастания ее роли в совершенствовании зрелого социализма, расширения ее социальных функций посвящены как специальные работы, так и отдельные разделы философско-социологических исследований по вопросам развития социально-классовой структуры Н.А.Аитова, А.А.Амвросова, В.И.Астаховой, П.П.Великого, М»Е.Добрускина, Л.Н.Когана, Ф.Т.Константинова, В.А.Копырина, Р.И.Косолапова, М.Н.Р ткевича, В.С.Семенова, Ц.А.Степаняна, О.Н.Трубицына, П.Н.Федосеева, Ф.Р.Филиппова, А.С.Фриша и др.

Проблемы развития советской интеллигенции исследуются также в коллективных монографиях под редакцией Ц.А.Степаняна, П.Н.Федосеева, С.А.Федюкина и др. , в которых рассматриваются в аспекте теорий научного коммунизма вопросы социальной природы и социально-классовых источников пополнения советской интеллигенции, роли ее различных профессиональных отрядов в социально-экономическом развитии советского общества. Количественные и качественные изменения в составе советской интеллигенции 60-70-х гг. рассматриваются в историческом аспекте в исследованиях В.Л.Соскина, С.А.Федюкина, М.Р, Зезиной и др. В разработке проблемы интеллигенции большой интерес представляют материалы Всесоюзной научно-теоретической конференции "Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма", состоявшейся в Новосибирске в 1979 г. Конференция отчетливо выявила перспективные направления дальнейших исследований проблемы формирования, социальных границ, структуры и социальных функций социалистической интеллигенции, в том числе - ее сельского отряда.

Национальным отрядам советской социалистической интеллигенции (в том числе Средней Азии и Казахстана) посвящены работы Т.А.Абды-шукурова, А.К.Валиева, Н.Капесова, С.Х.Насырходжаева, Ш.Ю.Тастанова и др., опубликованы коллективные исследования •

Большой интерес представляют работы по проблеме формирования советской национальной интеллигенции в условиях некапиталистического развития Т.У.Усубалиева, по развитию учительских кадров интеллигенции Киргизской ССР А.К.Карыпкулова. Труды Э.Д.Маанаева, А.Омура-лиева, И.Р.Раззакова, И.А.Соктоева, А.Сраждинова, С.Табышалиева и др. также посвящены анализу становления и развития интеллигенции в Киргизской ССР.

Современной сельской интеллигенции посвящено сравнительно не большое число работ. Общие вопросы развития сельской интеллигенции освещаются в трудах З.И.Монич, А.И.Сухарева, в диссертациях А.П. Кирсанова, К.И.Мамаевой; в условиях национальных республик - в книге и статьях М.В.Корбу, в диссертационных работах З.Мурадова, Х.Пулатова и др. В этих работах определяются социальные границы сельской интеллигенции, основные изменения в ее развитии под влиянием социально-экономических преобразований, осуществляемых на селе, в условиях зрелого социализма; рассматриваются задачи социально-экономического строительства на селе, осуществляемые с начала 60-х по начало 70-х гг., и участие в нем сельской интеллигенции» Значительные перемены, происшедшие в условиях жизни и в самой деятельности сельского населения, в том числе и в сельской интеллигенции, нашли отражение в книге "Советская интеллигенция и ее роль в условиях развитого социализма", а также в статьях Л.П.Алексеевой, Л.А.Беляевой, К.А.Завтура, Ж.И.Мамаевой, Т.В.Наумовой, С.Н.Соски-на, в диссертациях В.Г.Бондаревского, В.К.Гривенной, Д.Маматова, А.Хамраева и др.

Незначительное число публикаций посвящено отдельным аспектам социального развития сельской интеллигенции Киргизии (К.Исаев, А.К.Карыпкулов, Э.Д.Маанаев, Ж.Сааданбеков), В них преимущественно рассматривается роль сельского отряда интеллигенции в преобразовании социально-экономических и культурных условий жизни сельского населения, особенности ее социальной психологии.

Большой интерес представляют исследования советских социологов Ю.В.Арутюняна, И.И.Бодюла, П.И.Симуша, В.И.Староверова, А.И.

Тимуша, Н.В.Цуркану по проблемам социального развития села в современных условиях, а также исследования по проблемам социалистического образа жизни на селе.

Автором были использованы также исследования, посвященные изучению социалистического образа жизни (И.В.Бестужев-Лада, А,П. Бутенко, Г.Е.Глезерман, В.Е.Давидович, М.С.Джунусов, Л.Н.Коган, Р.И.Косолапов, М.Н.Ї уткевич, Э.В.Струков, В.И.Толстых, А.С.Ципко и др.).

Социологический анализ образа жизни сельского населения, рассматриваемого как система жизнедеятельности, выполняющая функцию "специфической системообразующей связи деревни" дается в работах Р.В.Рывкиной. Некоторые проблемы образа жизни сельского населения, тенденции его развития содержатся в отдельных главах и разделах ряда монографий и коллективных трудов. Пути сближения сельского и городского образа жизни рассматриваются на материале отдельных республик в трудах И.И.Бодюла, Г.С.Ентелиса, К.Исаева, Н.Капесова, А.К.Карыпкулова, Х.Пулатова, С.П.Турсунмухамедова, Э.Ю.Юсупова и ДР.

Анализ процесса укрепления материальных и духовных основ социалистического образа жизни в деревне на материалах Киргизской ССР дан в монографиях К.Исаева, посвященных проблемам социального развития деревни, взаимоотношениям города и деревни в условиях развитого социализма, в коллективных монографиях "Очерки истории Коммунистической партии Киргизии", "Советский Киргизстан на этапе раз витого социализма", "Осуществление ленинского кооперативного плана в Киргизии" и др. Роль учительского отряда сельской интеллигенции в развитии культурного уровня сельского населения рассматривается в работах А.К.Карыпкулова. Работа Ж.Сааданбекова посвящена социально-психологическим аспектам формирования и развития духовного мира сельской интеллигенции.1 Опубликована статья З.Маанаева, посвященная формированию сельской интеллигенции в республике. Отдельные аспекты исследуемой темы освещаются также в ряде публикаций в периодических изданиях.

Однако в целом проблема развития социальной структуры сельского населения Киргизской ССР, места и роли сельской интеллигенции в этой структуре исследована еще недостаточно. Отсутствуют фундаментальные исследования, освещающие с позиций теории научного коммунизма основные закономерности развития социалистической интеллигенции, в том числе ее сельского отряда, в процессе некапиталистического развития киргизского народа к социализму. 

Цель исследования - дать анализ возрастания роли сельской интеллигенции в совершенствовании социалистического образа жизни на селе (в том числе в селах Средней Азии) как важнейшей тенденции ее социального развития в период совершенствования зрелого социализма.

Эта цель конкретизируется постановкой следующих исследовательских задач:

- рассмотреть социальный статус сельской интеллигенции, показать основные тенденции ее социального развития; количественные и качественные изменения ее отдельных профессиональных отрядов;

- показать диалектику общего и особенного в формировании и развитии сельской интеллигенции Киргизии, определить основные этапы ее развития, главные черты, свойственные социальному облику сельской интеллигенции на современном этапе ее развития;

- определить наиболее перспективные из форм участия сельской интеллигенции в укреплении материальных, социально-политических и духовных основ сельского образа жизни, рассмотреть пути дальнейшей активизации ее деятельности в каждой из указанных сфер. 

Общее и особенное в формировании и развитии сельской интеллигенции Киргизии

Дореволюционная Киргизия, как Средняя Азия в целом и Казахстан, в царской России была колонией "чистейшего типа",1 В населении дореволюционной Киргизии, являвшейся сугубо аграрной страной, абсолютно преобладали крестьяне. Коренное население вело кочевой -и полукочевой образ жизни.1 Киргизский народ, будучи политически бесправным, находясь под двойным гнетом царских колонизаторов и местных феодалов, был почти сплошь неграмотным. Среди населения в возрасте до 49 лет в дореволюционной Киргизии неграмотные составляли 97% против 72% в целом по России. Удельный вес неграмотных среди женщин был еще выше - 99,2. Наиболее высокими показателями уровня неграмотных - 99,6% - отличалось сельское население. Несмотря на тяжелое материальное положение трудящихся кирги зов, они не только выражали готовность нести дополнительные расхо ды на открытие и содержание школ для киргизских детей, но и неод нократно ходатайствовали перед царской администрацией о разрешении открыть такие школы. Так, в 1901 г, несколько тысяч представителей 26 волостей Пишпекского уезда на чрезвычайном съезде единогласно приняли решение о выделении средств для постройки здания интерната для киргизских детей на 150 мест при городском училище. Средства на открытие 8 русско-киргизских школ и их содержание были также выделены населением 19 киргизских волостей Пржевальского уезда. Од нако огромное стремление киргизского народа к знаниям не могло быть осуществлено в условиях колонизаторской "просветительной" по литики царского правительства, сущность которой отчетливо проявля ется в следующем факте: в Пишпекском уезде, например, расходы на народное образование составляли от 0,83 до 3,9 коп. в год на душу населения. _ -По официальным данным накануне Октябрьской революции на территории современной Киргизии функционировало всего 107 школ (в том числе лишь одна средняя) с 7041 учащимся, среди которых киргизы составляли незначительную часть.1 В том числе функционировало 16 русско-киргизских школ и 2 интерната при Пишпекском и Пржевальском городских училищах, в которых обучалось 800 учащихся. Эти школы, возникшие на рубеже XIX и XX вв. и содержащиеся исключительно на средства трудового киргизского народа, были расчитаны в основном на русских детей, в них в единичных случаях обучались дети коренного населения, большинство которых были из семей зажиточныхбаев и манапов. Не было ни одной светской общеобразовательной школы с обучением на киргизском языке.

Среди всех имеющихся учебных заведений среднее образование могли получить лишь учащиеся Пишпекской мужской гимназии, открытой в 1912 г. 0 высших учебных заведениях в колониальных окраинах, какой являлась Киргизия, не могло быть и речи. В местных школах в 1914/15 уч.г. работало всего 216 учителей , в медицинских учреждениях - 15 врачей и 30 работников среднего медицинского персонала. Среди них, и особенно среди специалистов промышленности и сельского хозяйства, киргизы составляли лишь единицы. 0 подготовке учитель красноречиво свидетельствует тот факт, что Туркестанскую учительскую семинарию за дореволюционных 35 лет (I879-I9I4 гг.) не окончил ни один киргиз.

В то же время следует отметить важную роль, которую сыграли в дореволюционный период, несмотря на свою малочисленность, русско-киргизские школы в приобщении киргизского народа к передовой русской демократической культуре, а также - в качестве проводников революционных идей в Киргизии. Определенное место принадлежит им и в создании материальных предпосылок формирования киргизской национальной интеллигенции: те из немногих детей трудящихся дехкан, которым довелось получить образование в русско-киргизских школах, стали при Советской власти первыми представителями социалистической национальной интеллигенции, активными участниками социалистического строительства.

В дореволюционный период значительный отряд людей умственного труда представляли народные акыны (поэты и певцы) и музыканты, творчество которых имело большое значение в духовной жизни киргизского народа. Великие акыны - демократы Токтогул Сатылганов (1964-1933) и Тоголок Молдо (1860-1942) и другие, чье мировоззрение складывалось под воздействием русской демократической культуры и революционных идей, в немалой степени способствовали приобщению к ним киргизского народа, их творчество развивалось в борьбе с сподствующейфеодально-клерикальной идеологией.продолжателями устно-поэтического творчества, хранителями и творцами киргизских мелодий и песен были профессиональные музыканты и певцы. Наиболее прославленные из них, ставшие классиками народной музыки - ЭДураталы Ку-ренкеев (1860-1949), Карамолдо Орозов (1888-1960) и другие,1 Однако в дореволюционный период народные таланты не могли получить соответствующего развития и культура киргизского народа оставалась неразвитой. В целом же представители коренной национальности, имеющие профессиональное образование, были крайне малочисленны и преобладающую часть людей преимущественно умственного труда представляло местное духовенство, защищавшее интересы феодально-байской верхушки, Ввиду малочисленности работников умственного труда в дореволюционной Киргизии, национальная интеллигенция в этом регионе не былар сформирована как социальный слой. При периодизации процесса формирования и развития социалистической интеллигенции, а также ее национальных отрядов, следует, на наш взгляд, исходить не только из этапов социалистического строительства в стране в целом, в отдельных ее регионах и развертывания в них культурной революции, но при этом обязательно учитывать количественные и качественные изменения в развитии самой интеллигенции (рост ее численности, изменения в ее структуре, усложнение и развитие творческого характера интеллектуального труда, повышение ее идейно-теоретического уровня и социальной активности). Исходя из указанных критериев, попытаемся выявить основные этапы в формировании и развитии сельского отряда интеллигенции в Киргизии, учитывая при этом связь такой периодизации с выделением этапов перехода киргизской деревни к социализму.

Процесс формирования сельской интеллигенции Киргизии, начавшись с установлением Советской власти на ее территории, завершился к концу 30-х - началу 40-х гг.1-й этап в формировании и развитии сельской интеллигенции в целом совпадает с построением основ социализма в СССР. Основную часть как городской, так и сельской интеллигенции на этом этапе составляла непроизводственная интеллигенция, т.е. учителя, культурно-просветительные работники и управленческие кадры.

Рассматривая процесс формирования сельской интеллигенции вотесной связи с социалистическим переустройством киргизской деревни

Нам представляется спорным мнение И.А.Соктоева, считающего, что процесс формирования социалистической интеллигенции в Киргизии прошел два основных этапа: первый охватывает первое десятилетие Советской власти, второй - совпадает по времени с годами первой и второй пятилеток. См. : Соктоев И.А. Формирование и развитие советской интеллигенции Киргизстана. Фрунзе, 1981, с.107-108. Эта периодизация, на наш взгляд, недостаточно отражает специфику исследуемого процесса в регионе, где интеллигенция в дооктябрьский период как социальный слой еще не была сформирована.

В переходе киргизской деревни к социализму в зависимости от становления и дальнейшего развития колхозного строя выделяют следующие этапы: первый этап - с 1917 по 1931 гг. (период массового вступления киргизов-середняков в колхозы и проведение планового оседания кочевников); второй - с 1932 по 1936-1939 гг. (завершение сплошной коллективизации сельского хозяйства и оседания кочевников и полукочевников). См.: Исаев К. Социальные проблемы деревни, с,32-39.

Возрастание социальной однородности сельской интеллигенции на этапе развитого социализма

В условиях зрелого социализма во всех национальных республиках сложилась однотипная социальная структура, сформировалась новая историческая общность людей - советский народ, союз рабочих, колхозников и интеллигенции получил законодательное закрепление в но твой Конституции СССР. Происходит постепенное стирание социальных различий между классами, социальными группами и слоями. В этих условиях важное значение приобретают проблемы анализа сущности будущего социально однородного общества. Эта проблема освещается в работах видных советских ученых И.А.Аитова, А.А.Амвросова, М.Н.Рут-кевича, В.С.Семенова, П.К.Симуша, В.И.Староверова и др.

Достижение полной социальной однородности, по мнению большинства исследователей, означает преодоление социально-классовых различий, имеющих место при социализме между рабочим классом и колхозным крестьянством, жителями города и деревни, работниками преимущественно физического и преимущественно умственного труда; между отрядами, слоями внутри рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции.

Формирование социально-однородного общества является сложным й длительным процессом. Интеграционные процессы в условиях зрелогосоциализма происходят при неравномерном количественном развитии социальных групп: наиболее интенсивно растет численность интеллигенции, более умеренно - рабочего класса, быстро сокращается численность колхозного крестьянства. Становится все более несомненным отсутствие перспектив дальнейшего развития таких социальных слоев, как неквалифицированные рабочие, колхозники без специальности, "практики" в составе интеллигенции. Под воздействием социального и научно-технического прогресса они постепенно исчезнут. Сближение классов, групп и слоев происходит на основе общего повышения уровня развития всех этих групп путем взаимного усвоения самых передовых качеств и свойств, присущих тому или иному классу или общественной группе. Очевидно, по уровню сознательности, организованности и дисциплине все социальные группы подтягиваются к рабочим, по творче скому содержанию труда, уровню образования и культуры - к интелли I генции и т.д.

По мнению авторов коллективного труда "Научный коммунизм и фальсификация его ренегатами" под редакцией П.Н.Федосеева: "Диалектика... становления социальной однородности такова, что не интеллигенция входит, вливается в состав рабочего класса и не рабочий класс входит, вливается в интеллигенцию, а стираются социальные различия менаду ними, происходит органическое соединение умственного и физического труда в производственной деятельности людей, и из рабочего класса, крестьянства, интеллигенции формируются всесторонне, гармонически развитые работники качественно нового, ком-мунистического типа".

Советская интеллигенция не стремится, в отличие от интеллигенции капиталистических стран, сохранить свою монополию на занятия умственным трудом. Более того, вся деятельность интеллигенции города и села направлена на то, чтобы основная масса рабочих, крестьян и служащих-неспециалистов смогли повысить свое образование и культурный уровень настолько, чтобы по этим показателям они сравнялись с интеллигенцией. Все усилия интеллигенция направляет также на то, чтобы изменить характер труда рабочих и крестьян, превратить его в высококвалифицированный творческий труд. Достижение этих задач будет означать органическое соединение физического и умственного труда в деятельности кшкдого члена общества, а следовательно, и ликвидации интеллигенции как особой общественной группы людей, занятых преимущественно умственным трудом.

Понятно, что этот процесс происходит у нас постепенно и займет сравнительно длительные исторические сроки. Первым значительным шагом на пути к достижению социальной однородности явится ликвидация в главном и основном социальных различий между рабочим классом и крестьянством, которое очевидно осуществится, как показал ХХУІ съезд КПСС, уже в условиях развитого социализма.

Однако, ликвидацию классовых различий ни в коем случае нельзя отождествлять с ликвидацией различий между классами и интеллигенцией, как это полагают некоторые исследователи, называющие интеллигенцию "классоподобной" группой. Дело в том, что различия между классами - с одной стороны, между классами и интеллигенцией - с другой, имеют разные основания. В основе различий между классами лежит различие между двумя формами социалистической собственности. Что же касается различий между классами и интеллигенцией, то их основанием выступают различия между умственным и физическим трудом.

Практика социалистического и коммунистического строительства в СССР и других странах социализма убеждает в том, что преодоление -различий в формах собственности осуществится, очевидно, в более короткие сроки, чем соответствующие изменения в характере труда, которые приведут к его социальной однородности. Вот почему логично предположить, что интеллигенция, как особая социальная группа останется и тогда, когда классовых различий в обществе уже не будет.

Как известно, социально однородное общество К.Маркс представлял как "...такую ассоциацию, которая исключает классы и их противоположность". Ликвидация социальных различий и установление социальной однородности в обществе рассматривались классиками марксизма-ленинизма как условие для установления общества социального равенства и социальной справедливости, "Действительное содержание пролетарского требования равенства, - отмечал Ф.Энгельс, - сводит-ся к требованию уничтожения классов".

Необходимо подчеркнуть, что основоположники научного коммунизма всегда выступали против мелкобуржуазной уравниловки. "Под равенством социал-демократы в области политической разумеют равноправие , - подчеркивал В.И.Ленин, - а в области экономической... уничтожение классов. Об установлении же человеческого равенства в смысле равенства сил и способностей (телесных и душевных) социа-листы и не помышляют". И К.Маркс и В.И.Ленин всегда отмечали, что люди никогда не будут равны в смысле их способностей и потребностей. Вместе с тем социальное равенство означает именно равенство социальных возможностей и социального положения людей.

Первая фаза коммунизма - социализм еще не может обеспечить социального равенства людей. Сам принцип социализма "каждому по ТРУДУП уже предполагает социальное неравенство между людьми. Од нако диалектический подход к социальной справедливости при социализме состоит именно в том, что любая уравниловка при социализме является несправедливой, а "несправедливый" с абстрактно-метафизической точки зрения принцип распределения по труду, наоборот, выступает в условиях первой фазы коммунизма единственно справедливым принципом.

Вся деятельность интеллигенции, направленная на подъем материальной, социально-политической и духовной культуры трудящегося населения, в том числе жителей села, в этом аспекте имеет цель установления высшего коммунистического типа социальной справедливости. В этом состоит величайшая гуманистическая миссия советской интеллигенции, выполняющей под руководством коммунистической партии вместе с рабочими и крестьянами самую благородную и самую гуманную в мире цель - постепенное упразднение всех социальных различий между людьми.

Наряду с изучением интеграционных процессов на макроуровне (сближение наций и народностей, людей, занятых преимущественно физическим трудом с занятыми преимущественно умственным трудом, сельского населения с городским, а также - классов и социальных слоев) становится актуальным и анализ развития социальной однородности на микроуровне (внутри классов, социальных групп, слоев). Следовательно, важнейшей проблемой в исследовании интеграционных процессов является и изучение дальнейшего возрастания социальной однородности внутри социального слоя интеллигенции.

Важно также подчеркнуть, что практика планирования и управления социальным развитием села предполагает наряду с учетом достигнутого на этапе зрелого социализма социального единства интеллигенции и выяснение степени сохраняющейся в рамках единой социальной группы интеллигенции внутренней дифференциации для ее последующего

Роль интеллигенции в развитии общественно-политической деятельности сельского населения

Главной целью политической деятельности, как известно, является преобразование социально-политических общественных отношений, а следовательно, и общества в целом» Средством, достижения этой цели выступает политическая культура, Особенности формирования политической культуры сельских тружеников подробно рассмотрены в главе коллективной монографии "Политическая культура социализ р ма", написанной К.И.Исаевым. Не повторяя материалов, содержащихся в этой главе, остановимся на некоторых проблемах возрастания роли сельской интеллигенции в идейно-политическом воспитании сельского населения, в том числе - крестьянства.

Формирование политической культуры колхозного крестьянства осуществляется под руководством КПСС, умело использующей растущую общественно-политическую активность интеллигенции в планировании и осуществлении идеологической работы на селе. Ведущую роль в развитии политической культуры играл и будет играть советский рабочий класс. Рабочий класс воплощает в своей деятельности лучшие черты политической культуры. Его пример мобилизует на овладение политической культурой колхозное крестьянство и интеллигенцию.

Сельской интеллигенции в осуществлении этих задач принадлежит весьма специфическая роль. На селе нет квалифицированных кадровпреподавателей общественных наук. Очень ограничено количество профессиональных идеологических работников (это главным образом штатные работники партийного и комсомольского аппарата). Поэтому в условиях села идеологическим работником должен быть каждый сельский интеллигент независимо от его профессии.

Политическая культура требует от человека не только знания основ марксистско-ленинской теории и превращения этих знаний в глубокую внутреннюю убежденность личности. Политическая культура главным своим критерием имеет способность человека к самостоятельному творческому политическому подходу ко всем практическим проблемам сельской жизни. Политическая культура формируется не только на занятиях в сети политического, экономического образования. Важнейшим путем формирования политической культуры выступает самостоятельное участие трудящихся в управлении делами трудового коллектива и общества в целом. Вот почему формирование политической культуры неразрывно связано с дальнейшим привлечением масс к управлению, с проведением в жизнь принятого в 1983 г. Закона СССР о трудовых коллективах, с повышением роли местных Советов, о чем говорилось на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, и советов районных агропромьппленных объединений (РАПО). "Больше года в стране действуют агропромышленные объединения,- отмечал секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в докладе на Всесоюзном экономическом совещании по проблемам агропромышленного комплекса, - ...Многим агропромышленным объединениям нехватает инициативы и деловитости. РАПО имеют достаточно полномочий, чтобы эффективно вести дело".

Роль интеллигенции в формировании политической культуры сельских тружеников можно рассматривать, как нам представляется, исходя из специфики ее социальных функций, по следующим основным1 Правда, 1984, 27 марта.направлениям: во-первых, сельская интеллигенция выступает организатором ряда важнейших политических кампаний. Многие представители сельской интеллигенции участвуют в работе идеологических комиссий при партийных и комсомольских районных комитетах, республиканских и областных комитетов защиты мира, входят в правления клубов, библиотек, возглавляют районные первичные организации общества "Знание" и т.д. Во-вторых, сельский интеллигент является пропагандистом социалистической политической культуры, значительное количество сельских интеллигентов является пропагандистами сети политического и экономического образования. Так, например, только в Ошской области республики в указанной системе на начало апреля 1984 г. было занято почти 900 представителей сельской интеллигенции.

Многие врачи, учителя, инженеры и техники являются политинформаторами и агитаторами по месту жительства. В составе сельских организаций общества "Знание" - 24,9 тыс. членов, в их числе 388 директоров совхозов и председателей колхозов, 3 тыс. специалистов сельского хозяйства.1 Среди сельской интеллигенции Ошской области насчитывается 4643 члена общества "Знание". В их числе II10 учителей, 1338 специалистов сельского хозяйства, 1072 работников культуры, искусства, торговли, сферы обслуживания, 285 врачей, 116 юридических работников, 59 журналистов, 663 партийных, комсомольских, профсоюзных работников. Очевидно, значительная часть из них ведет пропагандистскую деятельность профессионально.

Деятельность сельской интеллигенции в формировании политической культуры сельских тружеников можно рассматривать, по-видимому, в различных "срезах" в функциональном и структурном (в рамках определенных социальных общностей: государственных предприятий,трудовых коллективов). Рассмотрим деятельность сельской интеллигенции в указанных "срезах", как бы "накладывающихся" друг на друга, при этом учитывая, что необходимым условием дальнейшего участия в совершенствовании общественно-политической деятельности сельских тружеников является постоянное повышение политической культуры собственно самой сельской интеллигенции.

Возрастание роли интеллигенции в формировании политической культуры крестьянства обусловливается необходимостью дальнейшего совершенствования колхозной демократии. Не раскрывая вопросов об этапах ее развития, о конкретных формах ее проявления в современных условиях, а также вопроса о причинах, вызывающих необходимость и углубление колхозной демократии, которые выходят за рамки нашей темы, отметим закономерный характер тенденции расширения социальных прав крестьян, как и всего сельского населения, повышения их ответственности за судьбу производства. "Однако, - по справедливому замечанию автора книги "Социальный портрет советского крестьянства" П.И.Симуша, - этот процесс не может истолковываться в чисто юридическом смысле, сводимом к фиксации совокупности прав и обязанностей, не менее важно само фактическое положение колхозника в обществе, сложившиеся объективные условия и возможности пользованияправами и нести обязанности".

В условиях развития межколхозной кооперации, наряду с повышением производственных показателей, происходит приобщение сельскихорганизации и передовой культуре труда, расширяется строительство культурно-бытовых учреждений, повышается материальное благосостояние колхозников. Экономические и социально политические преобразования во многом способствуют формированию нового социального облика крестьянства, изменению его образа жизни и политической культуры. Одним из необходимых условий, способствующих реализации расширяющихся прав и обязанностей трудящихся, в том числе колхозников, является рост уровня образования, выступающий основой их политической культуры и политической деятельности. Широкие слои колхозников и работников совхоза все больше вовлекаются в управленческую деятельность, с одной стороны, - путем увеличения круга решаемых вопросов, с другой - путем совершенствования форм их участия в общественном самоуправлении. Именно этот путь прежде всего находится в компетенции сельской интеллигенции. Если с момента своего возникновения колхозная демократия развивалась как демократия производственная, выполняя экономические функции, то на современном этапе, вовлекая в сферу своего воздействия все стороны жизнедеятельности людей, в том числе - формирование личности, она стала все в большей мере выполнять и социальную, культурно-воспитательную функцию. В процессе совместного со специалистами участия колхозников и рабочих совхоза в работе бюро экономического анализа, народного контроля, товарищеских судов, культурно-бытовых комиссий и т.д., у них вырабатываются организа-торско-управленческие навыки. Это тесное сотрудничество со специалистами укрепляет содружество сельскохозяйственных рабочих, колхозников и специалистов.

Если к объективным причинам возрастания роли сельской интеллигенции в подъеме политической куль,туры колхозного крестьянства относится развитие колхозной демократии, то к субъективным - целе

Роль сельской интеллигенции в укреплении духовных основ социалистического образа жизни на селе

В решении задач, выдвинутых ХХУІ съездом КПСС и июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС по дальнейшему совершенствованию духовных основ социалистического образа жизни в условиях совершенствования развитого социализма все более возрастает роль интеллигенции. Зто обусловлено прежде всего тем, что развитие культуры является основной профессиональной функцией интеллигенции, "В современных условиях деятельность в области культуры, - отмечает Л.Н.Коган, - еще не выделяется в качестве особой сферы, и ее профессиональное выполнение связывается главным образом с трудом ии ттеллигенции. Особенно велика роль сельской интеллигенции в развитии социалистического образа жизни на селе, в том числе - в совершенствовании его духовных основ. Под духовными основами социалистического образа жизни мы понимаем многообразие форм и способов жизнедеятельности людей в сфере духовной жизни, включающей в себя "все духовные образования, в том числе мораль, психологию людей, ... их обыденное сознание..." Для освещения нашей темы рассмотрим лишь одну сторону духовной жизни - сферу духовной культуры, представляющей собой в известном смысле ядро духовной жизни. "Высокая культура, - отмечает П.Н.Демичев в статье "Ответственные задачи социалистической культуры", - призвана не просто сосуществовать, с человеком, а органически входить в его образжизни". Развитие духовной культуры всех социальных групп городского и сельского населения в СССР способствует возрастанию их творческого вклада в дальнейшее совершенствование духовных основ социалистического образа жизни. Возрастание роли сельской интеллигенции в этой сфере обусловливается прежде всего ее высоким общеобразовательным и культурно-техническим уровнем. Так, в 1979 г, в Киргизской ССР из I тыс, занятых на селе удельный вес интеллигенции с законченным и незаконченным высшим, а также средним специальным образованием превышал удельный вес сельского отряда рабочего класса с таким же образованием в 13 раз, а колхозников - в 14 раз. Именно этим объясняется в целом позитивный характер влияния образа жизни сельской интеллигенции на образ жизни сельскихрабочих и колхозного крестьянства.

Развитие духовной культуры на селе имеет определенные особенности. До сих пор имеет место отставание уровня развития духовных потребностей и недостаточные возможности их удовлетворения у сельского населения, более низкий уровень образования. Так, в 1983 г, на 1000 занятых сельского населения страны лиц с высшим и средним (полным и неполным) образованием приходилось на 12,8$ меньше, чем среди городского населения,

Демичев П.Н, Ответственные задачи социалистической культуры, Село отстает и в обеспеченности специалистами с высшим и средним специальным образованием и по состоянию материальной базы культуры в целом. Сельское население принимает сравнительно меньшее участие в создании и освоении духовных ценностей, здесь более устойчиво сохраняются отсталые, ненаучные взгляды, традиции, обычаи и обряды. Поэтому важнейшим направлением совершенствования духовных основ социалистического образа жизни на селе выступает выравнивание уровня развития духовной культуры сельских и городских тружеников, что предполагает решение целого комплекса задач. Основными из них являются: создание материальной базы культуры на селе, подготовка кадров - работников сельских учреждений культуры, подъем образовательного, профессионального и культурно-технического уровня сельского населения, совершенствование культурно-просветительной работы, научно-технического и художественного самодеятельного творчества на селе; коммунистическое воспитание сельских тружеников.

Реализация этих задач осуществляется в условиях повсеместного завершения в стране перехода ко всеобщему среднему образованию, когда для всех социальных групп городского и сельского населения характерен высокий уровень образования, В то же время по уровню высшего и среднего специального образования занятое сельское население вдвое отстает от городского, что свидетельствует о необходимости качественного совершенствования образования на селе с учетом специфики сельских условий. Особенности развития образова-ния сельского населения раскрываются в исследованиях П.П.Великого. Мы же рассмотрим вопрос о роли сельского учительства в этом процессе.

Образование составляет основу формирования и развития как по культуры, потому что без освоения оп-ределенной суммы знаний невозможно овладеть какой-либо сферой культуры. По мере повышения требований, предъявляемых к качеству образования и воспитания в условиях развитого социализма усложняются функции и возрастает роль учителей в укреплении духовных основ сельского образа жизни, так как в передаче знаний, подготовке образованных, квалифицированных кадров основная роль принадлежит учительству, остающемуся и в настоящее время самым крупным отрядом сельской интеллигенции республики: он насчитывает в своих рядах 38 тыс. человек, или 77,4% всех учителей республики.2 "Народный учитель, - подчеркивается в реформе общеобразовательной и профес-сиональной школы, - ваятель духовного мира юной личности". В сельских школах республики в результате реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля 1978 г. "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" значительно укреплена учебно-материальная база, улучшилась обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами, повысился уровень обучения и воспитания учащейся молодежи и тем самым стимули чруется процесс сближения по условиям обучения сельских школ с городскими. В соответствии с решением ЦК Компартии Киргизии, рассмотревшим в 1982 г. вопрос "О состоянии и мерах по улучшению жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ республики", почти 9Ъ% учителей республики обеспечены в настоящее время коммунальным и индивидуальным жильем. Неуклонно растет удельный вес учителей, имеющих высшее образование, за счет сокращения численности

Как видно из табл.№ 12, различия наиболее ощутимо проявляются в уровне высшего образования, по которому сельские учителя, как. показывают расчеты, отстают от городских на 5,2$; в селе больше„ чем в городе, учителей, имеющих только среднее педагогическое образование - на 3,8$, Поэтому важной стороной совершенствования качества образования сельских учителей выступает дальнейшее повышение уровня высшего образования среди них. Идет постоянный процесс выравнивания городских и сельских учителей по стажу педагогическойНародное хозяйство Киргизской ССР. К 60-летию образования СССР, с.21; Народное хозяйство Киргизской ССР в 1982 ґ., сЛ74.

Похожие диссертации на Возрастание социальной роли сельской интеллигенции в условиях развитого социализма (на материалах Киргизской ССР)