Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Рыбченко Татьяна Викторовна

Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма
<
Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыбченко Татьяна Викторовна. Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма : ил РГБ ОД 61:85-9/795

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сущность экономической культуры

I. Понятие экономической культуры 12

2. Структура экономической культуры 36

3. Функции экономической культуры 59

4. Генезис социалистической экономической культуры 76

ГЛАВА II. Пути и средства формирования экономической культура

1. Формирование экономической культуры в семье 96

2. Формирование экономической культуры в учебных заведениях 112

3. Формирование экономической культуры в трудовом коллективе 142

Заключение 168

Список литературы 172

Приложения 193

Введение к работе

Актуальность исследования* В условиях развитого социализма проблема формирования экономической культуры советских людей приобретает особую важность. Само понятие "экономическая культура" было введено в научный оборот В.И.Лениным. Он неоднократно подчеркивал роль и значение культуры в развитии общества1. В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ЩСПС и ЦК ВЛКСМ от 17 июня 1982 г. "О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся" поставлена задача "воспитания у каждого советского гражданина чувства хозяина страны, высокой экономической культуры, коммунистического отношения к труду" . Термин "экономическая культура" прозвучал и с трибуны ХХУІ съезда КПССг. Важность формирования экономической культуры обусловлена глубокими качественными изменениями, происходящими в развитии общественного производства. Во-первых, под воздействием научно-технической революции совершенствуется структура народного хозяйства, растет концентрация и специализация производства, усложняется система хозяйственных связей, усиливается динамизм всех хозяйственно-экономических процессов, а также происходит интеллектуализация всех областей народного хозяйства. Все это требует возрастания творческих элементов в производственной деятельности людей, повышения их научных знаний, совершенствования их умений в сфере управления экономикой. Во-вторых, в условиях научно-технической революции значительно возрастает сложность и стоимость основных фондов производства, связанная с оснащением рабочих мест дорогим и сложным в эксплуатации обору-

См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.II, с.180-181. 2 Правда, 1982, 27 июня. 3 См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.127. дованием. Это требует не только глубоких профессиональных знаний и умений, но и также определенных нравственно-экономических качеств каждого работника, ибо закрепление такого оборудования за недобросовестными работниками с неразвитым чувством хозяина социалистического производства может нанести большой экономический ущерб государству. В-третьих, в условиях развитого социализма интенсивно совершенствуются экономические отношения, система управления и планирования, экономического стимулирования. Партией взят курс на интенсификацию общественного производства, который "диктуется объективными условиями, всем ходом развития страны. Альтернативы ему нет. Только интенсивная экономика,развивающаяся на новой научно-технической основе, может служить надежной материальной базой повышения благосостояния трудящихся, обеспечить укрепление позиций страны на международной арене, позволит ей достойно вступить в новое тысячелетие как великой и процветающей державе . В этих условиях осуществляется экономическая реформа, которая значительно расширяет хозяйственную самостоятельность предприятия, внедряет хозрасчет. Все это требует глубоких знаний экономических законов развития, научного подхода к решению хозяйственно-экономических вопросов не только от руководителей производства, но и от рядовых тружеников. В-четвертых, социалистическое общество находится сегодня на таком этапе развития, когда одним из решающих факторов дальнейшего прогресса является существенное усиление режима экономии. Обществу небезразлично за счет каких издержек обеспечивается выпуск той или иной продукции. Повышение эффективности обществен-

Живое творчество масс. Доклад товарища М.С.Горбачева на Всесоюзной научно-практической конференции "Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС". - Правда, II декабря. ного производства и качества работы - ключевая проблема дальнейшего развития экономики. Она решается в каждой отрасли, в каждом регионе страны, в каждом трудовом коллективе и на каждом рабочем месте. В-пятых, при переходе на интенсивные формы хозяйствования усиливается роль личностного фактора производства - квалификации, деловых качеств работников, уровня их сознательности, экономической культуры. "Невозможно, к примеру,представить себе перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития, - отмечает Генеральный секретарь Щ КПСС К.У.Черненко, - без формирования нового типа экономического мышления. Речь идет о мышлении, свойственном рачительному, предприимчивому хозяину, который знает цену времени, ресурсам и деньгам". Формирование нового типа экономического мышления предполагает как познание объективных законов социалистического производства, так и активное включение человека в экономическую деятельность.

Повышению уровня экономической культуры способствуют также совершенствование и широкое развитие социалистического соревнования; повышение трудовой и общественно-политической активности трудящихся, изменение содержания труда; стирание граней между умственным и физическим трудом, широкое привлечение большинства трудящихся к управлению производством и обществом, перевод на хозяйственный расчет все большего количества коллективов (от рабочих бригад до отраслей), постановка и проведение экономических экспериментов, накопление и распространение передового экономического опыта.

Высокая экономическая культура необходима и в сфере потребления. Формирование рациональной структуры потребления, рацио- ^ Черненко К.У. Идеология революционного созидания и мира. -Избранные речи и статьи. 2-е изд.,доп. М., 1984, с.632-633. нальное использование трудящимися свободного времени в значительной степени зависят от уровня их экономического образования и воспитания. Таким образом, в условиях развитого социализма сложилось такое положение, при котором без развития экономической культуры у широких масс трудящихся, без формирования у каждого работника умения экономически мыслить, оценивать различные стороны своего труда и производства в целом с точки зрения конкретных экономических результатов и социальных последствий становится практически невозможным эффективно осуществлять экономическую деятельность.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время проблемы культуры являются предметом исследования большого числа советских ученых. Этой проблематике посвящены многочисленные монографии, брошюры, статьи, диссертации. В работах А.И.Др-нольдова, Э.А.Баллера, Е.В.Богомоловой, Е.А.Вавилина, Ю.Р.Вишневского, В.Е.Давидовича, О.И.Дкиоева, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, С.Н.Иконниковой, М.Т.Иовчука, Э.Иона, М.С.Кагана, Р.А.Клещевой, Л.Н.Когана, В.А.Конева, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.В.Соколова, Ж.Т.Тощенко, О.В.Хановой, Н.З.Чавчавадзе, З.И.Файнбурга, В.П.Фофанова и др. рассматриваются общие проблемы культуры: сущность и специфика культуры как социального явления, ее структура и функции, формы проявления и механизм взаимодействия с другими явлениями общественной жизни.

Особый интерес представляют те работы, в которых раскрывается сущность различных сторон экономической культуры и пути ее формирования. Среди них работы Л.И.Абалкина, Б.П.Ангеловой, В.Г.Беляева, Ю.Р.Вишневского, А.П.Горинова, В.А.Дроздова,А.А.Жа-дан, П.А.Игнатовского, И.Б.Иткина, Н.Я.Клепача, Л.Н.Когана,

См.: список цитируемой литературы.

А.СКондыкова, В.П.Мазырина, В.М.Матушкина, Л.Н.Пономарева, В.Д.Попова, А.Ф.Румянцева, Ж.Т.Тощенко, В.П.Фофанова,Л.Е.Эпштей- на и др. Анализ этих работ показывает, что некоторые аспекты экономической культуры в известной степени уже изучены. По целому ряду вопросов существует обширный теоретический и конкретно-социологический материал. Особенно активно разрабатываются вопросы экономического образования.

Определенное место занимают книги, брошюры, статьи партийных работников и хозяйственных руководителей, в которых раскрывается практическая деятельность по созданию и руководству системой экономического образования трудящихся, влияние экономической подготовки на повышение эффективности производства. До сих пор в современной советской научной литературе вопросы формирования экономической культуры рассматриваются неполно, фрагментарно. Предпринимаются лишь первые попытки рассмотреть экономическую культуру как целостное социальное явление. Среди них можно выделить статьи П.А.Игнатовского, Л.Н.Пономарева, А.С Степу-нова, Ж.Т.Тощенко и две кандидатские диссертации: Б.П.Ангело-вой, которая рассматривает экономическую культуру и трудовую активность личности, используя конкретный материал Народной республики Болгарии, а также диссертацию А.СКондыкова, который исследует формирование социалистической культуры сельской молодёжи в условиях развитого социализма.

Анализ состояния проблемы социалистической экономической культуры, раскрытие ее сущности, содержания, структуры, выделение присущих ей функций, а также механизма ее формирования, не может пока удовлетворить потребности практики. Становлению тео-

См.: список цитируемой литературы. 2 Там же. рий экономической культуры во многом мешают расхождения между авторами в представлениях о сущности экономической культуры, о правомерности выделения ее в особый вид культуры, а также сложность определения самого феномена культуры.

Цель и задачи исследования. Исходя из общего состояния разработки проблемы в научной литературе и потребностей практики в работе ставится следующая основная цель: проанализировать с позиций теории научного коммунизма место и роль экономической культуры в зрелом социалистическом общества, выявить ее влияние на всестороннее развитие личности. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи.

Выявить сущность экономической культуры как социального явления, для чего: а) дать определение экономической культуры и раскрыть ее содержание; б) рассмотреть структуру экономической культуры; в) проанализировать ее функции; г) проследить генезис социалистической экономической культуры.

Рассмотреть пути и средства формирования экономической культуры: а) в семье, б) в учебных заведениях, в) в трудовом коллективе в условиях зрелого социалистического общества.

Теоретической и методологической основой исследования являются произведения основоположников научного коммунизма, в которых имеется ряд указаний на главную цель, идейные основы и пути формирования экономической культуры личности. Большое внимание проблеме экономического воспитания масс, повышения уровня их экономической культуры уделялось В.И.Лениным и его соратниками Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, М.И.Калининым и др.

В качестве теоретической и методологической основы исследования использовались положения и выводы, содержащиеся в материалах съездов КПСС, Пленумов Щ КПСС, в Конституции GGCP, в вые- туплениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко и других руководителей партии и правительства. Автор опирается также на теоретические труды советских ученых по проблемам культуры, использует конкретный социологический материал. Многие выводы диссертации основываются на материалах конкретных социологических исследований, проведенных АОН при Щ КПСС совместно со Свердловской высшей партийной школой, в которых автор непосредственно принимал участие, а также на результаты социологического исследования "Пути совершенствования коллективистских отношений в бригадах, работающих на единый наряд", проведенного социологической лабораторией и кафедрой теории научного коммунизма и социологии Уральского государственного университета им.А.М.Горького. В работе использованы труды видных педагогов и психологов В.А.Сухом-линского, А.С.Макаренко и С.Л.Рубинштейна и др.

Научная новизна работы заключается в том, что автор предлагает рассматривать экономическую культуру как меру и способ реализации сущностных сил человека в процессе его деятельности в сфере экономических отношений. Автор считает, что сфера экономической культуры фактически охватывает под определенным "срезом" всю социальную жизнедеятельность индивида, весь его образ жизни и представляет определенный вертикальный "срез" как материальной, так и духовной культуры. В работе рассматриваются различные подходы к структуированию экономической культуры: с точки зрения субъекта экономической деятельности выделяются экономическая культура общества, экономическая культура класса и экономическая культура личности. Рассматривается структура экономической культуры с точки зрения ее основных уровней. В этом плане впервые выделяется ее познавательный, убежденческий и поведенческий блоки,отражающие уровни воплощения социальных сил. В работе выделяются так- же функции экономической культуры, прослеживается ее взаимосвязь с другими видами культуры зрелого социализма. В диссертации показывается механизм формирования экономической культуры личности - образование, воспитание и творческое участие в производственной деятельности. Действие этого "механизма" рассматривается дифференцированно в семье, в учебных заведениях и в социалистическом трудовом коллективе.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, позволяют углубить научные знания об общих закономерностях развития экономической культуры. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов социалистического и коммунистического строительства. Теоретические выводы о месте и роли экономической культуры в развитии социалистической личности целесообразно использовать в пропагандистской практике и культурно-воспитательной работе среди населения. В диссертации содержатся предложения, направленные на совершенствование процесса формирования высокой экономической культуры у различных социальных и демографических групп населения. Данные, полученные в ходе проведения конкретных социологических исследований, обогащают практику знанием механизма формирования экономической культуры трудящихся, пониманием трудностей и противоречий, возникающих на этом пути. Выводы и рекомендации, сформулированные на этой основе, в частности, относительно принципов планирования экономического образования и воспитания могут применяться в деятельности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Ряд высказанных положений уже используется в идейно-воспитательной работе с молодежью в Свердловской области. Основные положения работы могут служить методологическим основанием для конк- - II - ретно-социологических исследований эффективности экономического образования и воспитания. Теоретические положения и выводы диссертации содержат материал для критики буржуазных идеологов по вопросу о сущности экономической культуры и ее роли в жизни личности.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на областной научно-практической конференции "Политическая культура развитого социализма: пути и средства формирования", проведенной в г.Свердловске в 1980 г., а также на научно-практической конференции "Дути совершенствования экономического, социально-политического и духовного развития трудового коллектива", проведенных Свердловской высшей партийной школой в г.Свердловске в 1982 г., а также на двух областных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов (г.Свердловск, 1982, 1983 гг.). По итогам социологического исследования была составлена аналитическая записка для Свердловского ОК КПСС и Ленинского РК КПСС г.Свердловска. Теоретические положения и основные итоги обсуждались на теоретических семинарах кафедры теории научного коммунизма и социологии Уральского государственного университета им. А.М.Горького. Основное содержание работы изложено в 7 публикациях, в том числе 2 статьи и 5 тезисов.

Структура экономической культуры

В философской литературе при исследовании понятия "структура" дается целый ряд неоднозначных определений. Наибольшее признание получила точка зрения, согласно которой под структурой понимается "совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях". В широком смысле слова структура представляет собой совокуп Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с.657. ность отношений между элементами. Исследуемый объект можно рассматривать в различных плоскостях, каждое сечение которого будет иметь свою структуру. Сам объект, как целое состоит из взаимосвязанных, переплетающихся друг с другом частей, поэтому для наиболее полного его исследования необходимо учитывать различные плоскости сечения целого, а также моменты взаимосвязи между ними. Проблема структуры экономической культуры в социологической литературе фактически не рассматривалась. Предпринимаются лишь первые шаги ее выделения и анализа. Л.Н.Коган, Ю.Р.Вишневский, В.П.Шапко при анализе экономической культуры выделяют в ней субстанциональные и функциональные элементы, К первым они относят экономические знания, ценности, нормы и социальные институты экономической культуры. При функциональном подходе выделяются процессы производства, распределения и потребления экономической культуры . В работе Б.П.Ангеловой структура экономической культуры исследуется в двух аспектах: а) связь структуры экономической культуры общества с совокупной творческой деятельностью людей в экономической жизни. Критерием для выделения этой структуры выступает уровень универсальности, достигнутый человечеством в процессе материального мира; б) закрепление экономических отношений в образе жизни, в нормах повседневного поведения, в эмпирической действительности. Экономическая культура рассматривается автором как целостная система, включающая в себя экономическоесознание, экономическую деятельность, экономические ценности . Нанаш взгляд, при таком рассмотрении структуры экономической культуры нет необходимой четкости в выделении оснований для струк-туирования системы.

Структуировать экономическую культуру можно по разным основаниям: исторический подход к структуре экономической культуры позволяет выделить экономическую культуру различных общественно-экономических формаций , территориальный подход позволяет сосре-дочить внимание на экономической культуре регионов, больших и малых городов, деревни; наконец, экономическую культуру можно структуировать и по сферам экономической деятельности.

Нам представляется целесообразным подойти к структуре экономической культуры с точки зрения единства исторического и гно-сеолого-социологического подхода. При этом главное внимание будет сосредоточено не на одной какой-то специфической стороне объекта и субъекта, а на их взаимодействии. Этот аспект анализа культуры, на наш взгляд, отвечает задачам исследования структуры с общих философских позиций, т.к. социологическая и познавательная сторона развития и функционирования исследуемого объекта на практике проявляются одновременно в их органическом единстве. В этом плане можно структуировать экономическую культуру по ее субъекту,по уровням, внутренне присущшл экономической культуре, и по ее функционированию в обществе.

Рассматривая экономическую структуру с точки зрения субъекта экономической деятельности, мы обращаемся к анализу социальной структуры общества и будем выделять общество в целом, классы (и другие социальные группы) и личность в качестве основных субъектов экономической культуры. На этой основе различаются экономиче текая культура общества, экономическая культура класса и личности, которые соотносятся между собой как общее, особенное и отдельное. Их диалектика состоит в том, что они представляют собой единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга .

Экономическая культура личности выступает как единичное, неповторимое индивидуальное развитие сущностных сил. Но экономическая культура личности в действительности существует лишь в связи с культурой общества, как нет экономической культуры общества без экономической культуры личности. Экономическая культура личности содержит и момент всеобщности; для ее анализа нужно найти в ней общее, присущее экономической культуре тех или иных классов и групп общества.

Культура класса отражает те существенные признаки единичного, которые проявляются в целом классе. Экономическая культура общества вбирает в себя все общезначимое, что имеется в культуре класса и личности. В ее содержание прежде всего входят господствующие экономические идеи, идеи господствующего в обществе класса. Взаимоотношения культуры общества, класса и личности исторически изменчивы. На ранних этапах истории человеческое общество представляло единое целое, экономические и социокультурные стороны его жизнедеятельности еще не были разделены, производство общественной жизни представляло собой внутренне нерасчлененный процесс. Экономическая необходимость обладания всем объемом совокупного опыта и эмпирический характер самого этого опыта, делавший его доступным каждому, создавали определенное тождество индивида и общества.

В антагонистических формациях развитие отдельных индивидоосуществляется случайно и в противоречащих ему условиях. Буржуазная форма общественного богатства предполагает отчуждение созидающей его человеческой деятельности. Эксплуатация, отчуждение продукта труда и самой производительной деятельности деформирует, подавляет человека. Однако, это не означает, как правильно утверждает Т.И.Ойзерман, что "...развитие человеческих способностей трудящихся становится невозможным. Оно совершенствуется односторонним образом и поэтому отстает от общего уровня культуры, достигнутого обществом, отрывается от тех видов культуры, которые не связаны непосредственным образом с материальным производством, производственным обучением" . В антагонистическом обществе развитие одних человеческих индивидов происходит за счет других.

Функции экономической культуры

Функция - распространенное понятие, несущее самую различную смысловую нагрузку. Например логический словарь Н.И.Кондакова содержит десять различных позиций, связанных с определением понятия функции . Экономисты под функцией обычно понимают "конк-ретные формы проявления сущности (например, денег). В философской литературе под функцией чаще всего понимается "отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них со-путствует изменению другого". В социологии под функцией понимается "роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или инте-ресов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов , или "зависимость, которая наблюдается между различными социаль-ными процессами в рамках общественной системы" .

Анализ строения культуры позволяет дать определенную классификацию ее функций. Наиболее интересной нам представляется точка зрения М.С.Кагана, который все многообразие функций подразделяет на функции, связанные с взаимодействием культуры и общества, сюда он относит преобразовательную, познавательную, прогностическую, ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, коммуникативную и функцию социализации, и на функции, обеспечивающие существование и развитие самой культуры как относительно самостоятельной системы. К этой группе он относит комму тлятивную функцию производства и распределения ценностей, совершенствования и развития средств и способов культурной деятель тности, повышения эффективности действия культуры

Вопрос о выделении функций экономической культуры фактически еще почти не рассматривался в нашей литературе. Болгарскийисследователь Б.П.Ангелова выделяет мировоззренческую, познава р тельную и воспитательную функции экономической культуры . Нанаш взгляд, эти функции, хотя и являются основными, но они недостаточно полно характеризуют экономическую культуру как целостное явление. Мы полагаем, что в процессе познания такого СЛОЕНОГО явления как экономическая культура можно выделить целый ряд функций: гносеологическую, воспитательную, общественно преобразующую, нормативную, информационную, коммуникативную, функцию аккумуляции, управленческую, идеологическую и т.д. Это количество может быть различным в зависимости от уровня и задач исследования. Следует заметить также, что многие из перечисленных функций характеризуют разные стороны одних и тех же процессов. Мы полагаем, что необходимо выделение основных функций экономической культуры, которые раскрьши бы ее сущность. К таким функциям следует отнести гносеологическую, аксиологическую, нормативно-регулятивную, управленческую и человекотворческую функции. Проявление функций экономической культуры зависит прежде всего от зрелости системы экономических отношений, характера проявления экономических законов, а также от самого субъекта экономической действительности.

Гносеологическая функция» Познание современной экономической действительности - одно из главных направлений в развитии экономической культуры личности. Чем глубже проникнут люди в современные экономические отношения, в экономические законы общества, тем точнее будут их прогнозы дальнейшего развития экономических процессов, тем активнее будет их участие в экономической деятельности.

Гносеологическую функцию экономической культуры выполняет экономическое сознание, которое отражает степень познания глубинных процессов развития экономики социализма. Познавательная функция экономической культуры реализуется в процессе научной деятельности специалистов, разрабатывающих экономическую теорию, которая впоследствии становится достоянием широких масс. Познание экономической жизни осуществляется людьми в процессе непосредственного участия их в ее повседневной практике. Главным критерием проявления этой функции является достижение обществом высокой степени соответствия сознательного использования экономических законов с механизмом их объективного действия. Экономическая культура дает не только целостную картину познания экономических явлений, но и раскрывает степень развития навыков и умений людей, проявляющихся в их экономической деятельности.Она способствует поиску наиболее эффективных форм познания экономической жизни, открытию новых путей и методов социалистического хозяйствования.

Аксиологическая функция. Экономическая культура представляет собой определенную совокупность ценностей, которые отражают уровень достижений общества в освоении экономических отношений. Ценности экономической культуры соотносятся с целеполагающими сторонами экономической деятельности.

Н.М.Кейзеров отмечает, что "отдельные ученые выводят понятие ценности из категории культуры, полагая, что если бы в социологии существовало единое мнение в определении культуры и ее функций, то не возникли бы трудности в понимании ценности". Для того, чтобы понять эту функцию экономической культуры, необходимо хотя бы кратко остановиться на определении понятия ценность. Проблема ценностей разработана в трудах В.Г.Алексеевой, В.В.Водзинской, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыслова, Б.Д.Парыги-на, Л.Н.Столовича, В.П.ЗУгаринова, Ф.Р.Филипова, А.Г.Харчева, В.А.Ядова и др. Большинство авторов определяют ценность в ее широком смысле как "значение какого либо предмета или явления (материального или духовного) для человека, отношение к этим явлениям и их оценке". Таким образом, проблема ценностей - это "проблема отношений субъекта (человека, класса, нации, народа) к объективным материальным и духовным результатам человеческогоотруда, исходя из исторически развившихся потребностей".

Проблема ценности раскрывается лишь в процессе общественного отношения, когда вырабатывается соответствующая оценка данного явления, определяется его значение для раскрытия сущностных сил человека в процессе его деятельности. Ценности культуры соотносятся при этом с целеполагающими сторонами культурной деятельности. Сила социалистической культуры состоит в том, что она широко использует ценности, обладающие общечеловеческим характе

Формирование экономической культуры в учебных заведениях

Общеобразовательная школа располагает большими возможностями для формирования экономической культуры учащихся. Целенаправленная работа по экономическому воспитанию должна осуществляться не только на уроках, но и путем воздействия повседневной экономической жизни в процессе внеклассной деятельности. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается: "Школа призвана формировать качества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе, учебникам, школьному имуществу, электроэнергии, личным вещам, продуктам питания, особенно к хлебу, Знакомить учащихся на практике с такими понятиями как режим экономии, производительность труда, себестоимость, качество продукции, хозрасчет и др." . Хотя в последние годы педагогическая наука истала уделять определенное внимание теории и практике экономического воспитания, но должного места экономическое воспитание каксистема в ней еще не заняло.

В разработанном в 1917 г. проекте Программы партии,В.И.Ленин так формулировал пункт о школе: необходимо обеспечить "бесплатное и обязательное общее и политехническое (знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительным трудом" .В.И.Ленин подчеркивал обязательность детского общественно-производительного труда. Он настаивал, чтобы Наркомпрос взялся за проведение в жизнь политехнизации школы. Это приходилось делать, не имея никакого накопленного опыта, в условиях хозяйственной разрухи страны. Работа шла вначале преимущественно по линии создания опытных школ (им.Лепишинского, школы в бывшем Екатерининском институте). Это были еще отдельные ростки нового, которые зачастую заглушались, которые не встречали должной поддержки . Что же касалось массовой школы, то здесь не было единого плана работы, труд детей обычно превращался только в самообслуживание, никак не связанное с учебой.

В наказе IX съезду Советов (1921 г.), написанном В.И.Лениным, говорилось о необходимости "еще более усилить связь школьной и внешкольной образовательной работы со злободневными хозяйственными задачами как всей республики, так и данной области и данной местности" . В.И.Ленин и его соратники постоянно говорили о важности введения в школьную программу такой дисциплины как организации труда, которая должна быть тесно увязана с конкретными вопросами учета и планирования. Эта дисциплина помоглабы и реорганизовать организацию детского самоуправления .

Педагоги 20-х годов были вынуждены привлекать учеников к примитивному ручному труду, который не требовал глубоких знаний. Его нельзя было в полной мере соединить с обучением. Хозяйственники же обычно видели в школьниках только подсобную рабочую силу. Стремление покончить с негуманными, уродливыми формами детского труда, характерными для буржуазного общества, привело к попыткам провести его полное и безоговорочное запрещение. Н.К.Крупская считала эту меру серьезной ошибкой, она напоминала слова К.Маркса о том, что "полное запрещение детского труда не совместимо с существованием крупной промышленности... Проведение этой меры, если бы оно было возможным, было бы реакционно, т.к. при строгом регулировании рабочего времени сообразно с различным возрастом и при прочих предупредительных мерах для защиты детей, раннее соединение труда с обучением является одним изтюгущественнейших средств переустройства современного общества" .

Педагогической наукой не был учтен и опыт А.С.Макаренко в колонии им.A.M.Горького и в колонии им.Ф.Э.Дзержинского. "Хозрасчет - замечательный педагог" не раз утверждает А.С.Макаренко. Коммунары-дзержинцы на заработанные ими средства построили завод "ШД",оснастив его оборудованием собственного изготовления. Они выпускали фотоаппарат, состоящий из 300 деталей с требуемой точностью в I микрон, причем от начала проектирования до выпуска первой серии продукции прошло всего полгода. В 1928 г. колония была ликвидирована. "Может быть, - говорили ее противники, с точки зрения материального обогащения колонии производство и полезное дело, но педагогическая наука не может в числе факторов педагогического влияния рассматривать производство и тем более не может одобрить такие тезисы автора, как "промфинплан есть лучший воспитатель". Наркомпросом было вынесено ошибочное, причинившее большой ущерб трудовому воспитанию подростков решение: "Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская" .

В начале 30-х годов ликвидируется и коммуна им.Ф.Э.Дзержинского, воспитанники которой, работая на промышленном предприятии, одновременно с получением среднего образования уже в 13-14 лет становились квалифицированными рабочими. С 1937 г. по 1958 г. господствовала нетрудовая школа. Только к началу 60-х годов появились первые ученические производственные бригады, хотя до недавнего времени их деятельность никем не регулировалась. Между тем практика убедительно свидетельствовала, что дети, прошедшие школу передовых производственных бригад,УПК, Московского школьного завода "Чайка" и т.д., существенно отличаются в плане готовности к труду, к самостоятельной трудовой жизни. Например, на заводе "Чайка" в г.Москве трудятся 5 тыс.ребят из 30-ти школ. Из 900 технологических операций 470 выполняют сами школьники. Они участвуют в планировании производства, соревнования, получают на практике знания современного промышленного производства, экономии, хозрасчета, структуры завода. Заканчивая обучение,каждый школьник сдает квалификационный экзамен и получает удостове-рение о присвоении рабочего разряда . Школьники регулярно получают зарплату по сдельным расценкам, они организованы в 349 производственных ученических бригадах по 12-17 человек. Бригади ров выбирают сами ребята. Организация производительного труда на школьном заводе предъявляет к подросткам новые требования: быть лучшим в работе, хорошо разбираться в экономических вопросах, обладать практическими навыками и сноровкой, умело управлять взаимоотношениями в коллективе. Здесь дети не "играют в труд": каждая бригада имеет четкий государственный план выпуска продукции, которая поступает в 128 городов нашей страны, а также в Болгарию, Венгрию, Чехословакию. Только за счет полученной школьниками прибыли можно построить несколько таких заводов.Но это лишь первые ростки большой работы. Уже можно говорить об опыте учебно-производственного цеха Ленинградского оптико-механического объединения им.В.И.Ленина (ЛОМО), учебного цеха Харьковского тракторного завода, учебно-производственных мастерских

Формирование экономической культуры в трудовом коллективе

Трудовой коллектив играет огромную роль в развитии личности. К.Маркс и Ш.Энгельс указывали, что только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность индивидуального развития своих задатков . Трудовой коллектив воздействует на личность через окружающую человека микросреду и тем самым определяет егоиндивидуальный опыт, знания, умения, навыки, потребности и т.д. Трудовой коллектив оказывает непосредственное влияние и на формирование экономической культуры личности.

Экономическая культура формируется в трудовом коллективе под воздействием различных факторов. Вопрос о факторах, влияющих на формирование в трудовом коллективе экономической культуры, в современной советской философской и социологической литературе исследован явно недостаточно. Нам представляется, что эти факторы можно подразделить на экономические, организационные и идеологические. К экономическим факторам следует отнести уровень развития техники и технологии производства, нормирование труда, заработную плату, премии и другие формы материального поощрения. Организационные факторы представляют собой совокупность связей и взаимоотношений, которые объединяют и сплачивают коллектив. К идеологическим факторам нужно отнести совокупность различных видов, средств и методов духовного воздействия на людей, в том числе: систему экономического образования, пропаганду, агитацию, различные средства массовой информации.

Выделенные нами элементы находятся в диалектически противоречивом единстве и их взаимодействие оказывает непосредственное влияние на процесс формирования экономической культуры личности. Основными в этом взаимодействии являются экономические факторы, прежде всего - материально-техническая база производства. В.И.Ленин указывал: "... для того, чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база" . Органическая взаимосвязь экономической культуры производителя с уровнем развития материальной базы производства - сущностная черта социалистической экономики. Высокий уро вень технической оснащенности производства, современных систем управления побуждают тружеников повышать свою экономическую культуру и, наоборот, рутинное состояние техники отрицательно влияет на повышение экономического уровня трудящихся, П.А.Игна-товский подчеркивает, что "...поскольку материальная база производства, вся совокупность материальных условий жизни не застывают, а находятся в постоянном движении, изменении, то и экономическая культура развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием" ,

На формирование экономической культуры оказывают влияние и такие экономические факторы, как уровень разделения и кооперации труда. Исследования показывают, что "самые низкие показатели развития экономического мышления отмечаются у тех, кто связан с чрезмерно узкой специализацией, простейшими трудовыми функциями. У таких работников относительно низкий уровень общего и специального образования. По мере повышения уровня содержательности и кооперации труда возрастает степень развития активности и качеств для эффективной экономической деятельности работников". Ликвидация ручного немеханизированного труда является важным резервом совершенствования экономической культуры на новом этапе развития социалистического общества.

На процесс формирования экономической культуры оказывает позитивное влияние четкая скоординированность и сбалансированность всех компонентов производства. На этапе зрелого социализма усложняются требования производства не только к профессионально-квалификационной структуре, но и к сбалансированности запросов работников и условий труда, к состоянию технической базы, дейст венности стимулов, к возможностям творческого и профессионального роста работника, что в значительной степени обусловливает развитие его экономической культуры.

К экономическим факторам, способствующим формированию экономической культуры, следует отнести также заработную плату, премии и другие формы материального поощрения. В условиях социализма заработная плата выступает не только средством получения жизненных благ, но и мерой общественного признания трудовых заслуг работника, оценкой его способностей. Если зарплата действительно заработана, отвечает количеству и качеству затраченного труда, она способствует росту экономической сознательности, творческому отношению к делу, т.е. она оказывает прямое влияние на формирование экономической культуры личности. Если же трудовой коллектив ориентируется на выполнение производственного плана посредством ежемесячных авралов, удлинения рабочей недели, катастрофически опустошая фонд заработной платы, бездумно затрачивая премиальные средства, то в таком коллективе заведомо расширяется фонд сверхурочных финансовых выплат и тем самым нарушается социалистический принцип распределения по труду. Эти премиальные выплаты по авральным работам получают не только честные производственники, но и нечестные люди, стремящиеся дать обществу поменьше, а взять побольше. Подобные нарушения сдерживают формирование экономической культуры. Политбюро ЦК КПСС обратило внимание на установление более тесной связи оплаты с результатами труда, рационального и экономного расходования фонда зарплаты, создание условий для более активного участия рабочих в последовательном и строгом проведении в жизнь принципа оплаты труда по его количеству и качеству, полного использования в этих целях прав, предоставляемых трудовым коллективам . 1 См.: В Политбюро ЦК КПСС. - Правда, 1983, 3 сент.

Похожие диссертации на Экономическая культура и её формирование в условиях развитого социализма