Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Томилов Владимир Анатольевич

Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма
<
Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Томилов Владимир Анатольевич. Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма : ил РГБ ОД 61:85-9/351

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Характеристика іроцесса нравственного воспитания молодого рабочего в условиях строительства коммунизм 24

1 Формирование и воспитание молодого рабочего . 24

2 Цель, задачи и содержание нравственного воспитания молодого рабочего 55

ГЛАВА II. Оптимизация нравственного воспитания молодого рабочего на основе трудовой деятельности 82

1 Нравственный потенциал трудовой деятельности молодого рабочего 82

2 Значение профессиональной ориентации в процессе нравственного воспитания молодого рабочего 111

Выводы 134

Библиография 145

Введение к работе

Актуальность исследования процесса нравственного воспитания молодого рабочего обусловлена, во-первых, постав ленными ХХУ и ХХУІ съездами КПСС, XIX съездом РЛКСМ, июньским /I9P3 г./ и апрельским /ISP4 г./ Пленумами ЦК КПСС задачами по формированию у молодых рабочих активной жизненной позиции, единства слова и дела, воспитания у них черт и качеств гражданина развитого социалистического общества, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, чувства долга перед Родиной, партией и народом, нетерпимости к любым проявлениям пережитков буржуазных взглядов и нравов, эгоизму и мещанству. Во-вторых, требованием дальнейшего исследования научных основ оптимизации процесса нравственного воспитания рабочей молодежи. В-третьих, необходимостью своевременно "улавливать" назревающие тенденции в изменении социального облика молодых рабочих, чтобы осуществлять надежное управление процессом их нравственного развитая в условиях созидания коммунистического общества.

В советской общественной науке проблема нравственного воспи-

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Политиздат, I9PI.- с 63. тания молодого рабочего разрабатывается с позиции фундаментальных положений марксистско-ленинской теории личности, представленных в трудах Б.Г.Ананьева, Е.А.АнуФриева, Л.М.Архангельского, Л.П.Буе-вой, Г.Е.Глезермана, М.С.Кагана, С.М.Ковалева, и.С.Кона, А.Н.Красина, А.Н.Леонтьева, А.В.Мялжина, А.Г.Мысливченко, А.В.Петровского, Г.Л.Смирнова и других ученых-марксистов-1-.

Опираясь на данные общетеоретические положения советские исследователи анализируют изменения, происходящие в социальном об-лике молодых рабочих*0, уровень постановки процесса нравственного воспитания рабочей молодели в трудовых коллективах? нравственные

См.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1868; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968; ее же. Человек: деятельность и общение. М., 1978; Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971; Мялкин А.В. Личность и строительство коммунизма. /Сущность процесса Формирования всесторонне развитой личности/. Ростов н/д., 1971; Мысливченко А.Г. Человек как предмет (философского познания. М., 1972; Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974; Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного.анализа/. М., 1974; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Ковалев СМ. формирование социалистической личности. М., 1980; Смирнов Г.Л. Советский человек:.Нормирование социалистического типа личности. М., 1980; Красин А.Ы. Социально-ФилосоФские проблемы становления коммунистического типа личности. ГЛ., 1981; Глезерман J.E. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М., 1982; Крутова О.Н. Человек и.история: /Проблема человека в социальной Философии марксизма/. М., 1982; Михайлов. Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; и др.

См.,: Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социол. обслед. 1936 и 1972 гг.-М., 1980.

3. См.: Вопросы партийного руководства нравственным воспитанием: По материалам Всесоюз. научн.-практ. конФ. в Баку /25-27 апр. - 7-установки в профессиональной деятельности молодых тружеников1, а также практику Формирования у молодых рабочих отдельных моральных черт и качеств^ и управление процессом их воспитания3.

Особенно активно нравственное воспитание молодых рабочих изучается советскими учеными в последние годы, когда на ХХУ съезде КПСС было выдвинуто положение о комплексном подходе к практике коммуїшстического воспитания. Непременным условием осуществления комплексного подхода к воспитанию является "обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся"^. К числу таких групп относятся и молодые рабочие в возрасте до 30 лет.

Анализ изменений в социальном облике молодых рабочих показы-

С0 с. 6:

I97S г./. М., 1979; Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. М., 1979; Трудовой коллектив - центральное звено нравственного воспитания: Всесоюз. научн.-практ. конференция в Баку /апр. 1979 г./. М., 1979; Коммунистическое воспитание трудящихся. М., 1980; Теория и практика коммунистического воспитания. М., 1980; Джумаев Д.Д. Нравственное воспитание личности в трудовом коллективе. Ташкент, 1981; Нравственное воспитание в трудовом коллективе. Опыт социол. исследования. М., 1981; и др.

См.: Маминов В.Н. Нравственные установки и профессиональная деятельность молодого рабочего: АвтореФ. дис. ...канд. филос. наук. М., 1979.

См.: Потапов Б.А. Формирование нравственного долга у советской рабочей молодежи в условиях научно-технической революции: Авто-реф. дис. ...канд. Филос. наук. М., 1974.

Кныш К.А. Управление процессом формирования нравственных качеств рабочей молодежи: Автореф. дис. ...канд. Филос. наук. М.,

1979.

Материалы ХХУ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1976.- с. 74.

Иконникова С.її. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- с. 53. вает, что наиболее важной стороной жизни молодых'тружеников, их главной соодальной потребностью является потребность в творческом труде. Молодые рабочие видят в труде не только источник существования, но и творческий процесс. Они обращают внимание в первую очередь на социальную, нравственную и интеллектуальную значимость своей работы. Материалы социологических обследований позволяют сделать вывод, что, во-первых, труд все более становится средством удовлетворения духовных и социальных потребностей трудящейся молодежи, во-вторых, удовлетворенность трудом, хотя и присуща большинству обследованных молодых рабочих, но еще не характеризует всю рабочую молодежь .

Между тем, как подчеркивают советские авторы, отсутствие успехов в труде, а это в большей мере отличает труд, который не отвечает интересам и склонностям молодого рабочего, и выражается в его неудовлетворенности выполняемой работой, желании сменить профессию, "может привести к аморальным формам утверждения себя как личности . Отсюда закономерно возрастание требований к научной постановке профориентационной работы с молодежью.

Результаты, полученные в ходе обследований уровня постановки профориентационной работы с трудящейся молодежью, указывают на необходимость, во-первых, теоретического обобщения с позиции педагогики, Физиологии, психологии, социологии накопленного положительного опыта^, во-вторых, изменения подхода к пониманию сущности профориентационной работы с молодежью.

Социальный облик рабочей молодежи: По материалам сопиол. обс-лед. 1936 и 1972 гг.- М.: Мысль, 1980.- с 285.

Творческая природа социалистического общественного сознания.-

М.: Мысль, 1980.- с. 205.

3. Руткевич.М.Н. Становление соодальной однородности.- М.: Полит издат, 1982.- С 235.

Профориентацию обычно рассматривают как один из механизмов научного управления социально-экономическими процессами, как фактор планирования источников и способов удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в трудовых ресурсах. При этом тот Факт, что от индивидуальных свойств и качеств людей зависят скорость, согласованность, рита, напряженность и другие показатели трудового процесса, влияющие на количество, качество, стоимость изготовления продукции, обусловил приобретение качествами и свойствами работника значения экономических ценностей-'-.

Однако сущность профориентационной работы не исчерпывается указанными выше задачами. Они гораздо шире и в условиях свободного труда позволяют выявить не только экономическую, но и нравственную ценность индивидуальных свойств и качеств молодых рабочих, их способность через удовлетворение трудом влиять на нравственное развитие молодых тружеников, формируя у них отношение к труду как к средству практического деятельного самовыражения и самоутверждения. "Это понятие /= человек/,- писал В.И.Ленин,- есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объектив-ность е объективном мире и осуществить /выполнить/ себя1"6. В условиях, когда общество развитого социализма гарантирует своим членам право на труд и на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной под-готовкой, образованием и с учетом общественных потребностей , в

Назимов И.Н. Профориентация и пройотбор в социалистическом обществе,- М.: Экономика, 1972.- с. 5, 8.

Ленин Б.И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 194.

Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик,- М.: Юрид. лит., І9Р0.- с 15. . .-10-этих условиях профориентационная работа с молодежью должна являться не только действенным источником ее информации о потребностях народного хозяйства страны, области, района, конкретного предприятия в рабочих той или иной профессии, но и быть средством, способствующим реализации стремления молодого человека к самовыражению в деятельном практическом самоутверждении, опредмечивании своих сущностных сил в продуктах своего труда, то есть представлять собой элективное средство нравственного воспитания молодых рабочих. "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы,- писал К.Маркс,-есть самоутверждение человека... Поэтому именно в переработке предметного мира... человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире"1.

Из способности человереа самоутверждаться в созидании предметного мира с необходимостью следует то, что в добровольно избираемом работником увлекательном труде по способностям у него рождается личный интерес к труду. Природа данного интереса еще не изучена, но этот "вид личной заинтересованности,- указывает Р.И.Косолапов,- лежит в основе качественно особого, т в о р -ч е с к о г о стиглула к труду и носит сугубо конкретный, ищщ-видуально направленный характер" .

Индивидуально направленный характер становления творческого стимула к труду показывает, что если к числу объективных условий

Маркс К., Энгельс ft. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 93 - 94.

Косолапов Р.И. Социализм: К вопросам теории.- М.: Мысль, I97S.- с 315. - II - превращения труда в средство творческого самовыражения работника относится возможность свободного и добровольного выбора рода деятельности, то к числу субъективных условий - подготовка молодого рабочего к сознательному выбору профессии с учетом его индивидуальных интересов и склонностей. Поэтому профориентационная работа с молодыми тружениками - одно из средств их нравственного воспитания, имеющее непосредственное отношение к практике стимулирования трудовой активности молодых рабочих.

На необходимость' дальнейшего совершенствования стимулов трудовой и социальной активности рабочей молодежи указывают результаты социологических обследований. Так, установлено, что "для молодых работников разных категорий имеется конкретный оптимальный уровень заработной платы, дальнейший рост которого уже не оказывает положительного воздействия на развитие их социальной активности. Одни работники при достижении определенного уровня заработной платы теряют интерес к увеличению производительности труда, другие утрачивают стремление повышать общие и профессиональные знания"1.

Совершенствование стимулов трудовой и социальной активности рабочей молодежи предполагает специальное рассмотрение условий превращения труда в средство ее деятельного самоутверждения, определение места и роли профориентации в процессе нравственного становления молодых тружеников, а также нравственного потенциала, воспитательной шункции их труда.

Дальнейшее развитие общественного производства в условиях зрелого социализма, становление коммунистического труда, будучи нерасторжимо связанными с процессом нравственного воспитания, с

I. Нравственное воспитание в трудовом коллективе. Опыт социологического исследования.- М.: Профиздат, І98І.- с. 155. сформированием высоких моральных качеств, необходимых для строителя коммунизма, включает в себя и исследование воспитательной функции труда1.

Изучению нравственного потенциала труда способствует исследование вопросов взаимоотношения труда и морали2, особенностей влияния научно-технического прогресса3, производственной деятельности4 на становление работника нового типа, которые активно раз-

1. Блинов Н.М. Развитие социальных функций труда в условиях зре лого социализма: Автореф. дис. ...д-ра гбилос. наук. М., 1979, с. 33, 46.

2. См.: Архангельский Л.М., Нестеров Б.Г. Труд и мораль. Сверд ловск, 1961; Нестеров Б.Г. Труд и мораль в социалистическом обще стве /Проблемы взаимосвязи/. М., 1969; Филиппов Г.Г., Яковлев

Б.Д. Труд и мораль. JT., 1970; Щербак Ф.н. Моральные стимулы в труде. Л., 1973; Чуланов Б.А. Современные советские рабочие: Передовые черты и социальная активность. М., 1980; и др.

См.: волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса: Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976; Формирование духовного мира человека и НТР /Методологические проблемы анализа духовного мира человека и развитого социалистического общества/. М., 1977; Семенов B.C. Научно-техническая революция и проблема целостного и свободного развития человека.- Вопросы философии, 1978, #7; Севко В.Б. Нормирование рабочего нового типа в условиях научно-техіжческой революции.- Вестник Моск. университета. Теория научного коммунизма, 1979, J"2; Косолапов СМ. Нравственное развитие личности в условиях зрелого социализма: Автореф. дис. ...д-ра сбилос. наук. M.f 1981; Блинов Н.М. Труд в условиях НТР. М., 1982; Бунич П.Г. Развитой социализм: человек и труд. /Размышления экономиста/. ГЛ., 1982; и др.

См.: Госгман М.й. Трудовая деятельность и нравственное совершенствование личности советского человека.- В кн.: Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Материалы симпозиума. М., 1966; Человек и его работа: /Социологическое исследование/. М., 1967; Духовный мир советского рабочего /Опыт конкретно-социологического исследования/. М., 1972; Чангли И.И. Труд. Социологичес- - ІЗ - рабатываются в советской науке. Вместе с тел воздействие труда на нравственное развитие молодых рабочих, их воспитание и самовоспитание в процессе трудовой деятельности как относительно самостоятельная проблема еще не получила достаточно полного и всестороннего освещения в работах ученых-марксистов.

На своевременность постановки задачи исследования особенностей влияния трудовой деятельности на нравственное развитие молодых рабочих указывает тот йакт, что в целом ряде вышедших в последние годы работ проводится следующая мысль: ведущей тенденцией в развитии социалистического труда является его превращение в потребность жчности . Поэтому необходимо изучать как природу потребности молодого рабочего в труде, так и современные тенденции в его развитии: "Иначе,- подчеркивает Н.М.Блинов,- эволюция этой потребности так и останется преимущественно стихийным процессом"2 .

Овладение условиями превращения труда в потребность рабочей молодежи позволит осуществлять сознательное управление процессом

СО с. 12: кие аспекты теории и методологии исследования. М., 1973; Блинов Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. Ivl., 1979; Косолапов Р.И. Социализм: К вопросам теории. М., 1979; Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М., 1981; и др.

См.: Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма. Л., 1980; Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социол. обслед. 1936 и 1972 гг. М., 1980; Чуланов Б.А. Современные советские рабочие: Передовые черты и социал. активность. М., 1980; Красин А.И. Социально-Философские проблемы становления коммунистического типа личности. М., 1981; и др.

Блинов Н.М. Развитие социальных функций труда в условиях зрелого социализма: Автореф. дис. ...д-ра филос. наук, с. 45. - 14 -перехода труда из необходимости в жизненную потребность молодых тружеников на этапе развитого сощализма. Особая важность управления данным процессом обусловлена тем, что, практически отождествляя индивидуальные и общественные интересы, труд как жизненная потребность не только способствует эффективному усвоению молодым рабочим нравственного опыта социалистического общества, но и практически Нормирует у него новые формы отношения к социальной действительности, обогащая тем самым нравственный опыт молодого человека в целом.

Во-первых, "противоречие,- пишут авторы работы "Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма",- если оно является неантагонистическим /а именно та обстоит дело в условиях социализма/, разрешается посредством отождествления самих противоположностей. Применительно к соотношению личного и социального это означает, что противоречие между ними разрешается путем превращения социального в личное, а личного в социальное.

Поскольку труд является основой жизнедеятельности индивида и тем самым основой личности вообще, то прежде всего в нем проявляется эта закономерность в процессе коммунистического строительства. Превращение труда в первую потребность есть процесс отождествления личного и социального"*-.

Во-вторых, превращение труда в потребность молодого рабочего, способствующее практическому отождествлению индивидуальных и общественных интересов, обусловлено непосредственно-общественным характером труда при социализме. Общественная природа труда на

I. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- с. 12. - 15 -социалистическом промышленном предприятии показывает, что он не может превратиться в потребность работника, не превращая одновременно в его потребность и комбинацию технологических связей производственного процесса, а также - производственных отношений, благодаря действию которых производственный труд обретает статус конкретного профессионального вида деятельности.

Иными словами, нравственная потребность в труде формируется как нравственное отношение между людьми, человеком и обществом. Они взаимосвязаны, так как представляют стороны единого процесса развития освобожденного труда. Поэтому овладение условиями превращения труда в потребность рабочей молодежи - важнейшая предпосылка, обеспечивающая действенное управление ее нравственным саморазвитием в процессе жизнедеятельности.

Внимание к изучению характера индивидуального отношения молодого рабочего к своему труду позволяет взглянуть на процесс его нравственного воспитания в трудовом коллективе "через личность".

Б целях совершенствования нравственного воспитания молодых тружеников необходимо осознание того, как оценивается на уровне индивидуального сознания морально-психологическая атмосфера в коллективе, а также его воспитательные воздействия на человека, то есть необходимо проникновеше во внутренний мир молодого рабочего.

Сознание личности, ее духовный мир можно понять только через изучение деятельности,, так как именно в деятельности формируется, реализуется и проявляется субъективное, эмоционально-оценочное отношение личности ко всему окружающему: "Деятельность личности,-пишет Д.П.Буева,- есть ее реальное, объективное отношение к миру, конкретное единство внутреннего и внешнего, доступное научно- му изучению"1.

Исследования Б.Г.Ананьева, М.С.Кагана, И.С.Кона по теории деятельности позволили выявить структуру человеческой деятельности: она представляет собой взаимосвязь четырех основншс видов -труда, общения, познания и ценностной, или ценностно-ориентирующей, деятельности2. Изучение трудовой деятельности молодого рабочего может способствовать проникновению в его внутренний мир и выработке практических рекомендаций по дифференцированному воспитательному воздействию на молодых рабочих, различающихся между собой по уровню удовлетворенности выполняемой, работой, как результат этого, по характеру отношения к окружающей их действительности.

Поскольку трудовая деятельность - неотъемлемый элемент трудового коллектива, постольку, совершенствуя организацию труда молодых рабочих, он получает возможность как непосредственного влияния на сознание молодых тружеников, так и опосредованного через воздействие на условия их производственной деятельности. Тем самым складываются предпосылки для перехода, говоря словами С.Л.Рубинштейна, от морализирования и стремления изменить человека теми или иными поступками к созданию "таких объективных условий, при которых человек мог бы реально быть этичным" .

Сознательное использование обстоятельств производственной деятельности молодых рабочих в практике их воспитания предполага-

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, І96Я.- с. 19, 65.

Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности.- Вестник. Моск. университета, Серия 7: Философия, І9РЗ, #1, с. 15.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир.- Вопросы тилософии, 1969, №8, с. 136. - 17 -ет соответствующую организацию и самого процесса нравственного воспитания, обеспечение его двустороннего /комплексного/ характера. При этом постановка двустороннего /комплексного/ по своему характеру нравственного воспитания рабочей молодежи обусловлена теми возможностями, которые предоставляются практике воспитания нового человека планомерным развитием советского общества.

Б условиях социализма материальные условия жизни людей, оказывающие позитивное влияние на становление нравственной личности человека, могут быть определенным образом организованы и сознательно использованы в деле воспитания в качестве его действенных средств, что, в свою очередь, приводит к усилению нравственно Формирующего воздействия обстоятельств жизнедеятельности на развитие у молодого рабочего нравственных черт и качеств.

На необходимость использования обстоятельств жизнедеятельности человека в процессе его воспитания обращают внимание советские ученые, которые указывают, что, во-первых, "в практике воспитания мы часто недооцениваем влияния материальных условий жизни людей на процесс их духовного развития и в то же время преувеличиваем возможности средств чисто идеологического воздействия на сознание человека. В итоге вырабатываемые рекомендации воспитательного характера, порой, бьют мимо цели, а то и оказывают обратное воздействие" .

Во-вторых, воспитание должно рассматриваться как сторона социальной практики, необходимая для нормального Функционирования и

I. См.: Духовное производство: Соїщально-философский аспект проблемы духовной деятельности.- М.: Наука, І9РІ.- с 195; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. М., 1980; Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методол. исслед. М., 19 Р0; и др. развития социалистического общества. "Поэтому неправомерно,- отмечает О.Н.Крутова,- представление о какой-то "отделенноети" процесса воспитания от других аспектов социальной практики, от основных механизмов и закономерностей исторического процесса, его "педагогизация", когда оно сводится к целенаправленному воздействию на человека в условиях особого "воспитательного" микроклимата"1.

Общие результаты, полученные учеными в ходе исследования вопросов теории и практики сформирования коммунистической личности, показывают, что при анализе условий повышения трудовой и социальной активности работника, изучении мотивации его поведения "выход в проблематику целостного образа жизни представляется сегодня 'совершенно необходимым"^.

Образ жизни молодого рабочего в условиях строительства коммунизма характеризуется тем, что воспитательное воздействие на него может осуществляться как непосредственно /т.е. на сознание/, так и опосредованно /через организацию трудовой деятельности/. Поэтому сущность двустороннего /комплексного/ характера нравственного воспитания рабочей молодежи определяется целенаправленным воздействием на сознание и обстоятельства производственной деятельности молодого рабочего, а таїике систеглой соответствующх средств и методов: идеологических и организавдонно-практических. При этом организационно-практические методы и средства воспитания не могут быть избраны произвольно: "воспитательное средство,-указывает А.С.Макаренко,- может быть выведено из опыта /и проверено и утверждено положениями таких наук, как психология, биоло-

РСрутова О.Н. Человек и история: /Проблема человека в социальной «йилосойии марксизма/.- ГЛ.: Политиздат, 1982.- с 182.

Советская социология.- М.: Наука. IS82.- Т. 2, с 37. - 19 -гия и другие/"*.

Для обеспечения действенности двустороннего /комплексного/ характера процесса нравственного воспиташш молодого рабочего необходимо не только изучение специфики организационно-практических методов и средств Боепитания, но и выяснение условий их эффективного согласования с методами идеологического воздействия на сознание молодого человека, осмысление диалектического взаимодействия воспитательных влияний на сознание и обстоятельства жизнедеятельности рабочей молодежи.

Таким образом, изучение научной литературы по проблеме нравственного воспитания молодого рабочего позволяет отметить, что еще недостаточно исследованы вопросы о месте и роли профориента-ционной работы в процессе нравственного воспитания трудящейся молодежи, об условиях превращения труда в потребность молодых рабочих, о воспитании и самовоспитании молодого рабочего в трудовой деятельности.. Б советской научной литературе пока еще нет ни одной монографической работы, в которой бы с учетом результатов, полученных в ходе социологических обследований рабочей молод елей, был бы дан анализ сущности процесса их нравственного воспитания в условиях строительства коммунизма. .

Отмеченные выше пробламы обусловили выбор объекта исследования. Б представленной диссертации объектом является комплексный подход к нравственному воспитанию молодого рабочего, включающий в себя целенаправленное воздействие на сознание рабочей молодежи и соответствующую организацию ее трудовой деятельности на промышленном предприятии. Предметом исследования выступает выявле-

I. Макаренко А.С. Методы воспитания.- Б кн.: 0 коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения,- М.: Госиздат, 1952.- с 256. ниє наиболее элективных методов и средств целенаправленного воспитательного воздействия на молодых тружеников.

С целью дальнейшей разработки научных основ оптимизации нравственного воспитания молодых рабочих автором проведено изучение творческого наследия классиков марксизма-ленинизма, материалов съездов и Пленумов ЦК КПСС, трудов руководящих деятелей партии и Советского государства, работ советских и зарубежных ученых-марксистов, самостоятельное конкретно социологическое исследование молодых рабочих ряда предприятий союзного значения г. Кургана: строительно-монтажного управления "Кургантяжстрой", Курганского завода дорожных машин, а также хлебокомбината К2.

В состав обследуемой группы молодых рабочих г. Кургана вошли молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. С одной стороны, это вызвано тем, что трудовая деятельность молодежи в СССР может быть начата не ранее 16 лет, а по ряду профессий - и позднее1; с другой - интересами сравнения результатов, полученных другими социологическими обследованиями рабочей молодежи.

Б большинстве социологических обследований, проводимых по нашей стране, учитывается именно данный- возрастной параметр. Это позволило сравнить результаты, полученные на примере молодых рабочих г. Кургана, с данными союзных и региональных социологических исследований.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - исследовать процесс нравственного воспитания молодого рабочего, условия и Факторы его оптимизации на этапе зрелого социалистического общества.

Цель исследования определяет и конкретные' задачи, которые

I. Руткевич М.Н. Становление социальной однородности, с. 203. могут быть сформулированы следующим образом:

Выявить своеобразие комплексной организации нравственного воспитания молодого рабочего.

Определить воспитательную Функцию трудовой деятельности молодого рабочего.

Исследовать некоторые средства оптимизации нравственного воспитания молодого рабочего, связанные с организацией его трудовой деятельности.

Уточнить отдельные теоретические положения, касающиеся роли труда в процессе нравственного воспитания молодого рабочего.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы и решения ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР, положения и выводы, содержащиеся в докладах и речах руководящих деятелей партии и Советского государства.

В своем исследовании автор диссертации опирался на работы советских и зарубежных ученых-марксистов: С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского, Н.М.Блинова, Л.П.Буевой, В.Брожик, Г.Е.Глезермана, Г.Г.Гуровой, Д.гырдева, О.Г.Дробницкого, В.В.Журавлева, К.Єамфи-ра, С.М.Ковалева, Р.И.Косо лапова, С.М.Косолапова, А.Н.Красина, Н.Н.Крутова, О.Н.Крутовой, В.Н.Лавриненко, А.Б.Мяжина, Б.Момова, В.И.Прокофьева, Л.И.Рувинского, Г.Л.Смирнова, С.Г.Спасибенко, Е.Ф.Сулимова, А.И.Титаренко, А.К.Уледова, А.Г.Харчева, 0.П.Целиков ой, А.>.Шишкина, А.К.Шварцман и других. Научная новизна работы. Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой попытку комплексного подхода к нравственному воспитанию молодого рабочего, анализа сложного взаимодействия объективных условий и субъективных факто- ров в этом процессе. При этом автор представленного исследования: выявляет специфику нравственного воспитания молодого рабочего в условиях производственного коллектива; выясняет механизм воздействия производственного коллектива на процесс нравственного воспитания молодого рабочего; раскрывает особенности влияния удовлетворенности трудом на нравственное воспитание и самовоспитание молодого рабочего; выясняет нравственный аспект профессиональной ориентации молодого пополнения рабочего класса; вводит в научный оборот известное количество новой социологической информации.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что ее теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями в деле Формирования у молодых рабочих черт и качеств коммунистической личности, а также в педагогической практике, при чтении лекций, спецкурсов и спецсеминаров, на практических занятиях по темам "Социалистический образ жизни", "Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Коммунистическое воспитание трудящихся", по соответствующим темам в университетах марксизма-ленинизма, в школе партийной и комсомольской учебы, в пропагандистской работе по линии общества "Знание". Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре научного коммунизма Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института им. Н.К.Крупской и на каФедре философии и научного коммунизма Уссурийского государственного педагогического института. Результаты исследования быж представлены на научных конференциях в МОПИ имени Н.К.Крупской, Башкирском и Уссурийском государственных педагогических институтах, на Бсесо- - 23 -юзной школе молодых ученых-этаков "Проблемы нравственного воспитания молодежи" в г. Минске /аггр. 1983 г./.

Формирование и воспитание молодого рабочего

Советский человек формируется под воздействием социалистического образа жизни, в нашей стране ликвидирована пропасть между интересами государства и гражданина, созданы необходимые условия для их гармонического сочетания. "Но, к сожалению,- отмечал Ю.В.Андропов,- встречаются еще люди, которые пытаются противопоставить свои эгоистические интересы обществу, другим его членам. В связи с этим становится ясной необходимость работы по воспитанию, а иногда и перевоспитанию отдельных лиц, по борьбе с посягательствами на социалистический правопорядок, на нормы нашего коллек тивис тек ого общежи тия"

Воспитание человека преследует цель выработать у него черты и качества, отвечающие интересам и потребностям общества зрелого социализма. В наиболее общем виде они находят отражение в моральных принципах коммунистической личности. Задача совершенствования практики воспитания рассматривается КПСС и Советским государством как практическая, имеющая непосредственное отношение к процессу созидания нового общества. I. нормирование и воспитание молодого рабочего

Молодые труженики составляют А0 % работников машиностроения и строительства, третью часть - транспорта и почти половину - легкой промышленности. В народном хозяйстве трудится свыше 30 миллионов юношей и девушек. Ежегодно в соберу материального производства вливаются 3,5 миллиона молодых людей. При этом наблюдаетсяконцентрация трудящейся молодежи в отраслях производства, решающих с точки зрения развития научно-технического прогресса1.

Молодежь в настоящее время является и основным источником пополнения народного хозяйства квалифицированными кадрами. Если за период с 1961 по 1965 гг. ее доля в общем приросте трудовых ресурсов составляла 30$, а за период с 1966 по 1970 гг. - более 57$, то в 70-е годы она возросла до 92%2.

Вступление молодых людей в трудовую деятельность сопровождается выработкой у них ценностных ориентации и установок, мировоззренческих и нравственных принципов, которые формируют жизненную позицию молодого человека. Ее становление происходит под воздействием как объективных условий жизни и деятельности молодого рабочего, так и субъективного Фактора, воспитательной работы партии, государства, общественных организаций, трудового коллектива.

Процесс вступления современного молодого поколения в трудовую жизнь характеризуется тем, что молодежь "по необходимости вынуждена приближаться к социализму и н а ч е, не тем путем, не в той со о р м е, н е в той обстановке, как ее отцы" . Отсюда понятна необходимость в организации целенаправленного воздействия на молодых тружеников, воспитания у них высоких идейных, деловых и нравственных качеств, Формирования активной жизненной позиции.

Сознательный характер развития социалистического общества создает предпосылки для организации факторов, Формирующих лич ность молодого рабочего, и использования их в качестве средств процесса его воспитают. Для этого необходимо изучение того, как оценивается внешнее воздействие на человека на уровне индивидуального сознания, какие условия способствуют превращению требований общества к личности в ее внутренние требования к себе самой. Как отмечает Б. .Поршнев, "открытие марксизмом объективного требует не отбросить, а объяснить субъективное"- -.

К числу главных факторов, в конечном счете определяющих поведение молодого рабочего, относятся производственная деятельность и отношения, в которые он вступает в процессе производства.

Гуманистическое содержание производственной деятельности и производственных отношений в условиях советского общества определяется государственной /общенародной/ социалистической собственностью на средства производства. С ее утверждением ликвидируются антагонистические противоречия между общественными и индивидуальными интересами. Вместе с тем единство интересов общества и данности не отрицает того факта, что в оценку формирующего влияния на молодого рабочего производственной деятельности и производственных отношений последний вкладывает определенный личностный смысл.

Понятие личностного смысла ввел в научный оборот А.Н.Леонтьев. Характеризуя его содержание, А.Н.Леонтьев показьюает, что знания, понятия, мысленные модели функционируют, с одной стороны, в системе отношений общества, в общественном сознании, с другой -в деятельности человека, в которой регулируются его общественные связи, в его сознании. Первоначально, когда еще не произошло общественное разделение труда и не возникла частная собственность,а люди являлись, участниками коллективного труда, значения как явления общественного и индивидуального сознания находились в отношениях прямой адекватности.

Значения преломляют мир в сознании человека. В них представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, которые раскрываются в совокупной общественной практике людей. С утверждением общественного разделения трзэда и частной собственности рождается движение значений общественного сознания в системе индивидуального сознания, возникает внутреннее отношение человека к значениям объективной реальности.

Это особое внутреннее отношение проявляется в том, что человек осознает не только объективное значение того или иного социального явления, но и его непосредственное значение для себя самого, для своей жизни в этом мире, постигает личностный смысл. Именно "личностный с м ы с л,- подчеркивает А.Н.Леонтьев,- и создает пристрастность человеческого сознания".

Трудовая деятельность является необходимым условием жизнедеятельности человеческого общества. "Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регули-рует и контролирует обмен веществ между собой и природой" .

Вместе с тем труд есть "человеческая чувственная деятель ноет ь"3. Если отвлечься от опреде - -ленного характера производственной деятельности, от полезного характера труда, то "в нем останется лишь одно,- что он есть расходование человеческой рабочей силы 1. Расходование рабочей силы человека в процессе труда, сопровождающееся напряжением целесообразной воли рабочего, может вызывать у него неудовлетворенность содержанием и способом исполнения труда,.когда он перестает наслаждаться трудом "как игрой Физических и интеллектуальных сил"2.

Другими словами, человек осознает значение труда и как член общества, и как непосредственный участник производственного процесса. Понимая необходимость труда как вечного условия жизнедеятельности человеческого общества, рабочий тем не менее личностное отношение к труду вырабатывает под влиянием того, какими чувствами сопровождается расходование его рабочей силы в ходе выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. Поэтому личностное отношение рабочего к труду предопределяется способом соединения его с предметной деятельностью, наличием возможности выбора и. осуществления труда по способностям, когда выполнение труда есть наслаждение им как игрой Физических и интеллектуальных сил, или отсутствием данной возможности.

К.Маркс показывает, что труд рабочего на капиталистическом предприятии - это труд "не добровольный, а вынужденный; это -принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое иж иное принуждение к труду, от труда бегут, как отчумы"-1-.

Способ соединения человека с трудом остается неизменным в период существования капитализма. Описанное К.Марксом отношение рабочего к труду имеет место и в современном буржуазном обществе. Поэтому в значительной части исследований проблем молодежи, осуществляемых западными социологами, отмечается отношение к труду как к тягостной повинности, выработка у молодых ліодей под влиянием обстоятельств жизнедеятельности своеобразной "аллергии на труд"2.

Понятно, что отношение к труду как к тягостной повинности обусловлено не недооценкой людьми его места и рож в жизни всего общества, а принудительным способом соединения рабочего с трудом, при котором он становится самоистязанием. "Аллергия на труд" -неприятие того способа соединения с предметной деятельностью, при котором для громадного большинства трудящихся исключается возможность труда по способностям в соответствии с их интересами и склонностями.

Поэтому в обществе без частной собственности, где получает развитие добровольное соединение человека с производственной деятельностью, отношение к труду наполняется новым содержанием. Десяті конкретных социологических исследований, проведенных в нашей стране, "выявляют принципиальную общность отношений разных поколений советских людей к труду как высшей социальной и мораль qной ценности"0.

Цель, задачи и содержание нравственного воспитания молодого рабочего

Программной целью коммунистического строительства является воспитание "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство "1.

Формирование гармонически развитой личности - интегральный процесс, включающий в свое содержание идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, Физическое и другие направления коммунистического воспитания. Каждому из этих направлений присущи определенные цели и задачи, эффективное решение которых обеспечивает воспитание нового человека.

Возрастание роли морального Фактора в строительстве коммунизма показывает, что "без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не справиться"2. Плодотворному осуществлению работы по духовному развитию молодых тружеников способствует постановка цели и задач нравственного воспитания рабочей молод ежи, дальнейшее изучение содержания процесса ее нравственного воспитания.

Представление о целях и задачах нравственного воспитания молодого рабочего складывается на основе анализа характера социально-экономических отношений советского общества, современного этапа в его поступательном развитии, марксистско-ленинского понимания сущности коммунистической нравственности. "В основе коммунистической нравственности,- подчеркивал В.И.Ленин,- лежит борьба заукрепление и завершение коммунизма .

Поэтому целью нравственного воспитания молодых рабочих является выработка у них черт и качеств активных строителей коммунизма, Нормирование коммунистического поведения, в этой цели заложена программа человеческого характера-, отвечающая требованиям социалистического общества к молодому поколению: характер внешних проявлений, внутренняя убежденность, знания, то есть "решительно вся картина человеческой личности" .

Цель нравственного воспитания молодого рабочего - личность активного строителя коммунизма, соотнесенная с конкретно-историческим этапом развитого социализма, необходимостью всестороннего совершенствования советского общества, позволяет выделить задачи данного процесса. К их числу относится воспитание у молодых тружеников беззаветной преданности идеалам коммунизма, чувства долга перед Родиной, гражданственности и гуманизма, коллективизма и интернационализма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, нетерпимости к нарушениям общественных интересов, к проявлениям пережитков буржуазной морали в сознании и поведении людей, активной жизненной позиции. Важнейшей задачей нравственного воспитания трудящейся молодежи является выработка у нее "потребности в труде, ясного сознания необходимости добросо-вестной работы на общее благо "0.

Успешная реализация цели и задач нравственного воспитания молодого рабочего предполагает элективную постановку воспитательной работы с молодыми тружениками, в ходе осуществления которой должна реализовываться программа характера коммунистической-личности, требования советского общества к молодому человеку должны превращаться в его внутренние требования к самому себе. Трудности, встречающиеся при организации воспитательной работы, позволили С.Г.Спасибенко сделать вывод, что основным противоречием в области воспитания коммунистической личности является противоречие между требованиями, предъявляемыми обществом на современном этапе коммунистического строительства к формированию нового человека, и еще недостаточно совершенными способами реализации этой задачи1.

Дальнейшее исследование условий оптимизации нравственного воспитания молодого рабочего может осуществляться жшь на основе понимания сущности нравственного воспитания личности, которое сложилось в советской общественной науке. Условно можно выделить два направления в подходе к определению содержания процесса нравственного воспитания.

Представители первого направления считают, что нравственное воспитание должно представлять собой прежде всего сообщение вос-пи ту ем ому определенной информации о должном поведении. При этом указывается, что усвоение моральных норм и принципов осуществляется людьми стихийно в ходе их повседневного общения. С помощью этического просвещения нравственное воспитание првдает этому процессу необходимую целевую направленность и систематичность.

При всей справедливости того, что этическое просвещение придает процессу сообщения молодому поколению необходимую целевую направленность и систематичность, само по себе оно не обеспечивает элективного освоения молодыми людьми нравственного опыта со нием и поведением, то есть так называемой "двойной морали"1.

Оптимизация нравственного воспитания молодого рабочего связана с созданием в ходе организации процесса воспитания таких условий, при которых внешние по отношению к человеку моральные нормы и принципы превращались бы в его внутреннее достояние, "равнодушные" /А.И.Леонтьев/ к личности нормы общества наполнялись для него глубоким личностным смыслом. "Равнодушный" характер моральных норм и принципов по отношению к конкретному молодому рабочему обусловлен тем, что оьш вырабатываются в общественном сознании, в них утверждается расстановка узловых моральных ценностей общества, выражаются обобщенные требования к поведению человека со стороны других людей.

Потребность в нравственности, в моральных нормах и принципах вызвана необходимостью урегулировать отношения личных и общих интересов. Человек как социальное существо есть продукт исторического развития. Отражая в своей сущности совокупность всех общественных отношений, он, тем не менее, существует как отдельный индивид и имеет свои интересы. Они не всегда могут совпадать с интересами общности, к которой личность принадлежит. Несовпадениеинтересов индивида и общества приводит к возникновению противоре 2чий мевду НИМИ .

Таким образом, мораль, нравственность исторически возникает и развивается в ответ на необходимость управлять, регулировать взаимоотношениями индивидов в обществе, определенным образом сочетая при.этом интересы отдельных людей с интересами социального

Мораль, нравственность - одна из Форм общественного сознания, включающая в свое содержание совокупность принципов, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Ее важнейшей специфической чертой является "нравственная оценка поступков и побуждение к ним.

При помощи моральных норм и принципов, которым присущ повелительный /императивный/ характер, социалистическое общество не только регулирует социальными отношениями индивидов, но "определенным образом и оценивает поведение людей", одни побтупки одобряя и считая их достойными подражания, другие - осуждая и объявляя их безнравственными . Выражение в моральных нормах интересов социального целого обеспечивает игл поддержку и защиту со стороны общества, которое стреїлится добиться их исполнения личностью многообразными средствами.

При Формировании массовым сознанием определенной нормы или принципа должного поведения этот процесс не только не совершается в рамках частной проблемы, но, напротив, моральное сознание основывает свои представления на социальной практике более широкого масштаба. Предполагается, что исполнителями моральной нормы выступит не один человек, а все люди. Поэтому моральная норма формируется в ее универсальном, общепринципиальном смысле, а перевод моральных требований на уровень поведения людей тлеет "зна Отражение Е моральных нормах опыта многих поколений людей позволяет им выступать в качестве как указателя границ дозволенного, так и стандарта, "модели действия" в определенной конкретной ситуации. Как отмечает А.Г.Харчев, соответственно этому нор-мы могут различаться:"а/ по диапазону возможностей выбора, который определяется социальной потребностью /она выступает в этом случае как социальная необходимость/. Выбор может быть представлен от самого широкого, когда указываются лишь границы, за которые индивид не может переступить, до самого узкого, когда человеку предлагается лишь один вариант действия, невыполнение которого влечет за собой социальное осуждение;образец, пример и не содержащих прямого требования следовать ему, до таких, которые предлагают обязательность, непреложность следования им в соответствующих условиях;в/ по способу выражения нормы в форме, в которой она доводится до сознания индивида: от прямого предписания иж запрета до оценки совершаемых или совершенных действий как правильных, от логически сформулированного положения до конкретно-чувственного образа"2.

Б силу того, что моральные нормы вырабатываются массовым сознанием, они возникают "вне личности как требования общества" : им, следовательно, в той или иной степени присущ характер "совд ального давления" /А.Г.Харч ев/ на людей.

Понятно, что нравственное воспитание молодого рабочего не ограничивается сообщением ему моральных норм и принципов, в которых отражен жизненный опыт предшествующих поколений людей, общечеловеческих моральных норм. Они, безусловно, входят в коммунистическую мораль и не могут не участвовать в деле формирования всесторонне развитой личности. Но нравственный облик советского человека значительно богаче по своему содержанию . Нравственные принципы, которыми он руководствуется в своей жизнедеятельности, отражены в Моральном кодексе строителя коммунизма.

Освоение молодыми рабочими норм и принципов коммунистической морали представляет собой процесс, в котором можно выделить три этапа.

Содержанием первого этапа усвоения моральных норм и принципов является показ того, при каких условиях они употребляются, какого поведения требуют, что следует за нарушение данной нормы поведения. Но знание о нормах и принципах коммунистической морали еще не делает человека нравственным: можно знать о норме, необходимости ей следовать и не руководствоваться ею в повседневной жизни и деятельности.

На втором этапе знание о моральной норме соединяется со знанием о том, почему ей необходимо следовать. Поэтому закреплению нормы коммунистической морали в сознании молодого человека способствует умение объяснить необходимость следования ей. Однако и второй этап усвоения моральной нормы сам по себе не способен обеспечить ее соблюдение человеком в его жизнедеятельности.

Б процессе усвоения норм и принципов коммунистической морали- -важен третий этап, когда знание нормы и принципа превращается в убеждение. Высший уровень морального поведения обеспечивают убеждения, которые основаны не на слепой вере, а на научных знаниях. Б связи с этим одним из важных условий нравственного воспитания молодых рабочих является их моральное просвещение. Но "чтобы моральное просвещение достигло цели, необходимо вскрыть причины отклоняющегося поведения людей и принять меры к их устранению"1. Следовательно, этическое просвещение - одно из условий нравственного воспитания личности, но сам процесс нравственного воспитания не может сводиться только к целенаправленному и систематизированному сообщению молодым труженикам норл и принципов коммунистической морали.

Сознание молодого рабочего определяется реальностью его жизни, связями и отношениями, в которые он вступает в процессе жизнедеятельности. Отражая в своей сущности совокупность всех общественных отношений, он под непосредственным влиянием своей жизни и деятельности, социальной среды вырабатывает у себя индивидуальные интересы, которые не всегда могут совпадать с общественными

Нравственный потенциал трудовой деятельности молодого рабочего

Французского социалиста-утописта Шарля Фурье о том, что каждому человеку свойственна склонность к определенному виду труда и что совокупность этих индивидуальных склонностей должна образовать силу, способную обеспечить удовлетворение потребностейвсего общества, . Энгельс назвал великой аксиомой социальной Фило-Т

Социалистическая собственность, открывшая эпоху свободного труда, создала предпосылки для понимания труда не только как цели, но и элективного средства развития личности. Как отмечает А.Г.Харчев, воспитание "осознанной потребности в труде" и "привитие любви к труду и уважение к людям труда" в конечном счете оказываются органически связанными, с одной стороны, с идеологическим и эмоциональным воспитанием молодежи, а с другой - с их профессиональной ориентацией. Характер взаимодействия этой связи таков, что "качество профессиональной ориентации непосредственно влияет как на отношение к труду, так и на моральную самооцешсу, а через нее - на всю систему установок индивида и его поведение в коллективе, семье, обществе" . I. Нравственный потенциал трудовой деятельности молодого рабочего Постановка вопроса о нравственном потенциале трудовой деятельности рабочей молодежи предполагает исследование воспитательной Функции труда, его способности формировать у молодого челове- ка черты и качества новой личности. Она связана с изучением особенностей воздействия на Нормирование рабочего процесса выполнения производственной деятельности, с определенными условиями, которые ДОЛИНЫ быть организованы таким образом, чтобы осуществление труда являлось одновременно становлением молодого рабочего как активного участника строительства коммунизма.

А.С.Макаренко писал, что "труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Бы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической /шзни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положі тельного результата.

Труд как воспитательное средство возможет только как часть общей системы /подчеркнуто - В.Т./" .

Однако по отношению к воспитательной Функции труда нет видимого основания для того, чтобы воспитательная польза труда связывалась с системой воспитания в данном обществе, не затрагивая характера изменений, которые претерпевает труд в условиях социализма. Необходимость показа того, что на проявление в труде его воспитательной функции влияет изменение социально-экономических отношений самого общества обусловливают следующие обстоятельства.

Во-первых, "..."работник не на своем месте",- пишет А.Г.Хар-чев,- почти всегда генератор конфликтов, не говоря уже о том, что, не получая удовлетворения от своего профессионального труда, он нередко ищет компенсации в других, иногда даже противоречащихсоциальным нормам видах активности"1.

Но уде сама по себе постановка вопроса о работнике "не на своем месте" связана с обществом, в котором созданы или создаются возможности для того, чтобы человек находился на "своем месте". Последнее предполагает свободный труд и его выбор в соответствии с интересами и склонностями личности.

Следовательно, источники появления человека-генератора конфликтов - это не собственно нерадивый работник, который в силу этого нуждается в воспитании и перевоспитании, и не труд как таковой, необходимость совершенствования которого в настоящее время является актуальной, а неудовлетворенность трудом. Оно способна возникнуть и у добросовестного по отношению к труду рабочего, проявляясь в определенной степени его производственной и социальной активности, который выбрал профессию неосознанно, под влиянием случайных обстоятельств. Поэтому процесс воспитания человека-генератора конфликтов - воспитательное воздействие на него, в содержание которого включена качественная характеристика профессиональной ориентации.

Во-вторых, "в зависимости от того,- подчеркивает И.И.Чанг-ли,- в какой степени труд сам по себе удовлетворяет человека, проявляется и Функция, в которой труд выступает как ваятель человеческой личности"2. Стремление к удовлетворенности производно от потребности человека в труде, который "..."при нормальном состоянии своего здоровья, силы, бодрости, искусства, ловкости" испытывает также потребность в нормальной порции труда и в прекращениипокоя" . Но труд "вместе с тем представляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее напряжение"2. Б силу этого чувство удовлетворенности рождается лишь в тех видах труда, при выполнении которых "интенсивнейшее напряжение" /К.Маркс/ отвечает индивидуальным возможностям работника, здоровью и способностям, профессиональной пригодности.

При аналізе нейтральности труда как воспитательного процесса ваяно обратить внимание на замечание А.С.Макаренко: "Бы можете заставить человека трудиться сколько угодно..."J. Слову "заставить" синонимичны слова "принудить", "вынудить", "приневолить"4. Внутренняя реакция рабочего на принуждение к труду показана К.Марксом на примере отчужденного труда, превращающегося для рабочего в самоистязание. Она же представлена в настоящее время в выработке у молодежи в буржуазном обществе "аллергии на труд".

При определенных условиях негативная реакция на труд может Нормироваться и у некоторой части советской молодежи. Так, Т.Е. Севастьянова, изучая роль моральных Факторов в профессиональной ориентации молодежи, отмечает, что проведение нравственного и трудового воспитания без учета психофизиологических особенностей молодых людей может вызвать "парадоксальную реакцию: пропаганда нравственной ценности труда будет способствовать выработке нега-тивной реакции на труд" .

Рассматривая управление процессом формирования нравственных качеств у рабочей молодежи, К.А.Кныш подчеркивает, что неудовлетворенность работой отражается на осознании общественной значимости труда и отрицательно сказывается на нравственном облике молодых рабочих в целом. "Поэтому,- пишет К.А.Кныш,- повышение уровня удовлетворенности работой является одной из первостепенных задач управления процессом нравственного развития молодежи в производственном коллективе" .

Следовательно, признание нейтральности труда как воспитательного процесса в условиях принуждения к труду не означает, что его воспитательная функция не может обнаружить себя, когда он становится добровольным. Результаты исследования нравственного потенциала производственной деятельности молодого рабочего не только способствуют обогащению содержания политического и общественного воспитания, но и позволяют использовать труд как элективное средство воспитания личности, обеспечивают ему возможность стать подлинным ваятелем ее черт и качеств. Воспитательные возможности производственной деятельности рабочей молодежи обусловлены тем, что в процессе добровольного труда, труда по способностям претерпевает изменение характер связи между целью и мотивами человеческой деятельности.

На всех этапах развития человеческого общества материальная практика осуществлялась как сознательные действия индивидов, направленные на достижение определенной цели, именно через действие совершается переход целей человека в объективный продукт, сама же деятельность подчиняется побуждающим ее мотивам. Данное общеестроение, или "макроструктура", деятельности человека, подчеркивает А.Н.Леонтьев, исторически не меняется: "Что радикально меняется, так это характер отношений, связывающий между собой цели и мотивы деятельности. Эти отношения и являются психологически решающими"1. Следуя данному выводу, необходимо при анализе влияния труда на нормирование личности молодого рабочего спроецировать "психологически решающие" йакторы на процесс общественного производства.

Если общество частной собственности дает возможность рабочему существовать, лишь превращая его рабочую силу в товар, и делает тем самым его собственный труд чуждым для индивида, если данное общество будет преобразовано и в нем установится общественная собственность на средства производства, то социальные причины необходимо изменят содержание связи между целью и мотивом человеческой деятельности; они объективно будут способствовать вытеснению отношения к труду только как к средстЕ-у для жизни отношением к нему как к жизненной потребности. Но столь же очевидно и то, что без управления со стороны общества новым содержанием психологически решающих связей, без подготовки лодей к выбору профессии со знанием дела, переход труда в потребность будет совершаться стихийно. Причина этого коренится в особенностях профессиональных видов труда и Физиологического развития конкретных рабочих.

Социалистическое общество предоставляет своим членам право на труд и возможность добровольного выбора одного из его видов. Он осуществляется через овладение той или иной профессией. Последние возникают и исчезают, уступают место новым видам предметной деятельности людей и в этом процессе отражается динамика прогрессивного развития производительных сил общества. Поэтому

Значение профессиональной ориентации в процессе нравственного воспитания молодого рабочего

Для позитивного развития данного процесса необходимо всесторонне рассмотреть сущность социальной ориентации молодежи на содержание предметной деятельности. Дело в том, что интерес к специальности способен становиться субъективным условием превращения труда в потребность молодых рабочих. Б социологических исследованиях отмечается, что выбор профессии человек стремится связать с тем видом деятельности, который позволил бы ему наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности: для большинства юношей и девушек, выбирающих первую профессию, творческий харак квалификацию и общественный престиж профессии имеют определяющее значение-1-.

Обращает на себя внимание тот факт, что ориентация на содержание труда усиливается вместе с ростом образовательного уровня рабочих. Это можно проследить и на примере рабочих Катайского насосного завода /Курганская обл./, ответивших на вопрос: "Что Вам нравится в работе, которую Бы выполняете?" - образование 5-7 кл.: "хорошие отношения в коллективе" /42,8$/, "высокая заработная плата" /19,6$/, "хорошая организация труда" /14,3$/, "есть чувство морального удовлетворения результатами своего труда" /14,3$/; - образование 8-9 кл.: "хорошие отношения в коллективе" /43,7$/, "высокая заработная плата" /18,3$/, "есть чувство морального удовлетворения результатами своего труда" /16,9$/, "хорошая организация труда" /12,7%/ , - общее среднее образование: "хорошие отношения в коллективе" /33,3$/, "есть чувство морального удовлетворения результатами своего труда" /25,8$/, "высокая заработная плата" /16,1$/, "разнообразная и творческая работа" /16,1$/; - незаконченное среднее специальное образование: "хорошие отношения в коллективе" /62,5$/, "есть чувство морального удовлетворения результатами своего труда" /12,5$/, "разнообразная и творческая работа"/12,5$/, "легкая работа" /12,5$/; - среднее специальное образование: "хорошие отношения в коллективе" /44,1$/, "есть чувство морального удовлетворения результатами своего труда" /25,97$/, "разнообразная и творческая работа" /19,5$/, "внимательное отношение со стороны администрации" /12,98$/; - незаконченное высшее образование: "есть чувство морального удовлетворения результатами своего труда" /5($/, "разнообразная, и творческая работа" /33,3$/, "хорошие отношения в коллективе" /33,3$/, "хорошая система материального поощрения" /16,7$/. В данном случае наличие общего среднего образования является тем пределом, после которого в оценке рабочим собственной деятельности уменьшается значение заработной платы и, напротив, усиливается роль чувства морального удовлетворения от результатов труда и разнообразного, творческого характера работы. Одновременно это может служить и показателем того, что рост образовательного уровня способствует усилению творческого подхода рабочего к выполняемой им работе. Образование развивает человеческие дарования. Оно позволяет рабочему совершенствовать квалификацию и тем самым становится предпосылкой творческого, преобразующего отношения человека к действительности. Это выражается в техническом творчестве, в овладении смежными профессиями; иными словами, в более полном опредмечивании в практической деятельности сущностных сил личности. Социологи отмечают, что чем содержательнее труд и выше квалификация рабочих, тем большая часть их владеет смежными, специальностями и профессиями. Так, обследование ряда предприятий г. Челябинска показало, что смежными профессиями владеют 40% рабочих высокой квалификации, 58,4% рабочих средней квалификации и 41,6$ рабочих низкой квалификации .

Итак, можно предположить, что рост образовательного уровня советских рабочих, наряду с добровольным способом соединения че ловека с трудом в сфере общественного производства, относится кчислу объективных условий превращения труда в потребность молодых рабочих при развитом социализме.

На выбор профессии определенное ЕЛИЯНИЄ оказывает ее общественный престиж, это способно иметь как положительные, так и отрицательные последствия, в настоящее время к отрицательным относится преимущественная ориентация выпускников школы на поступление в вузы страны.

Это приводит к тому, что иногда желание получить высшее образование стоит впереди желания получить профессию. Примером может служить ответ одной десятиклассницы г. Кургана: "Не знаю, в какой, но хочу в вуз!" Стремление получить высшее образование показали и ответы выпускников трех школ /ЖО, 37, 38/ г. Кургана и средней Юргамышской школы /Курганская обл./, которым было предложено заполнить анкету "Я и профессия" /1982 г./. Анкетирование показало, что 63$ старшеклассников планируют поступление в вуз и только 1% намерены после окончания школы идти на производство. Всего лишь Ъ% молодых людей, выбирая свою будущую профессию, указали на ее потребность для страны /города/1.

Аналогичное исследование проводилось среди выпускников курганской школы Ж37 в 1981-году. Б Еузы планировало поступать 16 . человек, но только 7 из них выдержали конкурсные экзамены, на промышленные предприятия пришло 10 выпускников, хотя выражали такое намерение только 2 человека. Б техническое училище собиралось поступать 4 старшеклассника, а в действительности поступило 7 че-ловек .

Безусловно, реальность вносит свои "коррективы" в жизненные планы молодых людей, но результатом этого является текучесть рабочей силы, а также моральная неудовлетворенность трудом. Как показывают исследования, проведенные на ряде ленинградских предприятий, только у 23$ молодых рабочих и 31,5$ молодых инженеров и техников трудовой идеал совпадает с тем делом, которым они занимаются в настоящее время .

Исследуя готовность учащихся к продолжению образования, Р.Г.Гурова признает, что "формирование профессиональных интересов и склонностей учацщхся происходит в значительной степени стихийно и что подавляющее большинство выпускников выбирают себе вуз, не зная достаточно глубоко своих способностей, своего призвания . Если человек, выбирая профессию, руководствуется соображениями, ее престижности в обществе, то это еще не значит, что профессиональное самовыражение становится делом его жизни. Социологи отмечают, что в настоящее время каждый десятый молодой рабочий, получив высшее или незаконченное высшее образование, не спешит расстать

Похожие диссертации на Нравственное воспитание молодого рабочего в условиях строительства коммунизма