Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Мовнар Ирина Валентиновна

Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе
<
Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мовнар Ирина Валентиновна. Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:04-13/2277

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-методические проблемы активизации читательского опыта школьников на уроках литературы 12

1.1. Проблема читательского опыта в современном литературоведении 12

1.2. Активизация читательского опыта школьников: психолого-педагогический аспект 26

1.3. Проблема активизации читательского опыта в методике преподавания литературы 39

1.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57

Глава 2. Пути активизации читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М.Рубцова в 11 классе 75

2.1. Урок изучения биографии Н.М. Рубцова 75

2.2. Урок анализа лирического стихотворения Н.М. Рубцова «Ночь на родине» в классе базово го уровня 86

2.3. Урок анализа лирического стихотворения Н.М. Рубцова «Поэзия» в профильном гумани тарном классе 102

2.4. Использование читательского опыта на уроке развития речи по поэзии Н.М.Рубцова 120

2.5. Обобщающий урок-семинар по творчеству Н.М. Рубцова. Итоги обучающего эксперимента 137

Литература 1

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к проблеме активизации читательского опыта на уроке литературы необходимо, прежде всего, в целях определения общей стратегии современного литературного образования в изменившихся социокультурных условиях, решения принципиально важных для современной методики вопросов об обновлении содержания и методов обучения литературе. В современных социологических исследованиях [95], выступлениях ученых, писателей, учителей-словесников [67], [122 ] констатируется низкий уровень духовной культуры молодого поколения, что напрямую связывается с падением роли литературы в жизни общества, снижением интереса к чтению высокохудожественных произведений, невнимательным отношением учителя и учащихся к языку литературного произведения, постижением смысла произведения искусства без освоения эстетической семантики художественной формы, а также с разработкой методики урока литературы без учета типа читателя.

Современный читатель постоянно находится в общении с теле-, видео, компьютерными программами, что снижает интерес к чтению, так как восприятие словесного вида искусства требует больших затрат духовных и интеллектуальных сил, а также определенной общекультурной подготовки. Активизации читательского опыта, на наш взгляд, в данных условиях будет способствовать развитие операционной стороны работы с текстом, упрочение контактов читателей-школьников с профессиональными читателями.

Современной методической наукой проведены многоплановые исследования проблемы активизации читательской деятельности учащихся: формирование читательской культуры школьников, читательская самостоятельность, развитие читательских умений, формирование читательского интереса, активизация читательской деятельности, индивидуализация руководства

4 чтением, взаимосвязь классного и внеклассного чтения (Г.И.Беленький [19], О.Ю.Богданова [27], А.В.Дановский [61], И.С.Збарский [74], М.Г.Качурин [90;91], В.Г.Маранцман [129], З.Я.Рез [183], Н.Н.Светловская [199], З.С.Смелкова [206], Л.В.Тодоров [212], В.Ф.Чертов [225; 226] и др.).

В исследованиях последних лет (С.А.Зинин [76 ], О.А.Иншакова [86], Е.А.Латкина [113], Г.В.Федорова [218], Т.Л.Шишигина[231] и др.) показаны пути формирования читательской квалификации с использованием возможностей приема сопоставления, герменевтики и диалогового подхода к изучению литературы, приема моделирования. Вместе с тем рассмотрение таких аспектов заявленной нами проблемы, как взаимодействие автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей в условиях индивидуализации руководства чтением старшеклассников, представляется по-прежнему актуальным.

Современное литературоведение (И.ОЛІІайтанов [197;], В.А.Чалмаев [224], Н.НЛуев [81], В.Н.Бараков [14], С.Ю.Баранов [15], Л.МАринина [167], Т.Н.Очирова [152] и др.) дает интересные образцы изучения поэтики Н.М.Рубцова, методическая наука предлагает различные подходы, способы и приемы ее рассмотрения (М.А.Бондаренко [33], В.А.Зайцев [70;71], Е.В.Иванова [83; 84], Л.Н.Овчинникова [151], С.А.Зинин [224] и др.).

Однако существует объективная необходимость проведения специального исследования, посвященного активизации читательского опыта старшеклассников на уроках изучения творчества Н.М.Рубцова в аспекте взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей с учетом современных достижений литературоведческой и методической науки.

Цель нашей работы — разработать методику постижения поэтического мира Н.М.Рубцова в 11 классе с учетом уровней обучения литературе (базовый и профильный гуманитарный), обосновать возможность и целесообразность различных типов заданий, основанных на взаимодействии писа-

теля и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей, в решении проблемы исследования, проверить их учебно-воспитательную эффективность в условиях индивидуализации руководства чтением старшеклассников.

Объект исследования — процесс активизации читательского опыта учащихся 11 классов с использованием возможностей взаимодействия автора и профессиональных читателей с читателями-школьниками на уроках по творчеству Н.М.Рубцова.

Предмет исследования — изучение творчества Н.М.Рубцова с учетом читательского опыта учащихся 11 классов.

Гипотеза исследования.Читательский опыт используется на уроках литературы эффективно, если:

читательский опыт измеряется не только начитанностью, но и способностью свободно общаться с писателем;

дидактическое и методическое обеспечение уроков литературы осуществляется с учетом уровней обучения (базовый и профильный гуманитарный);

изучение творчества Н.М.Рубцова организуется в условиях индивидуализации руководства чтением старшеклассников;

различные типы заданий, предназначенные читателям- школьникам, разрабатываются с опорой на портрет «воображаемого читателя» и профессионально-читательские знания, умения и приемы работы с лирическим текстом.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить степень разработанности проблемы в литературоведении, психолого-педагогической и методической науке; провести системное познание объекта и предмета исследования.

  2. Дать теоретическое обоснование содержания понятия «читательский

опыт» применительно к школьному преподаванию литературы.

  1. Определить литературоведческие и психолого-педагогические предпосылки активизации читательского опыта старшеклассников на уроках изучения творчества Н.М.Рубцова в 11 классе с учетом принципов взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей.

  2. Разработать методику постижения поэтического мира Н.М.Рубцова на уроках литературы в 11 классе с опорой на ведущие составляющие опыта профессиональных читателей и принципы активизации читательского опыта.

  3. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предложенной методики постижения поэтического мира Н.М.Рубцова с учетом читательского опыта школьников.

Методологической основой исследования являются концепции взаимодействия автора и читателя, сложившиеся в культуре общения с художественным текстом (А.П. Скафтымов [204], М.М. Бахтин [17; 18], Я. Мукаржов-ский [141], В.Ф. Асмус [13], А.А. Потебня [165], Н.А. Рубакин [188], Ю.И. Айхенвальд [6], Р. Барт [16], Ж. Деррида [63] и др.); «воображаемого» и реального читателя (В.Н. Волошинов [42], В.Е. Хализев [220], А.И. Белецкий [21], A.M. Левидов [114] и др. ); профессиональных и непрофессиональных читателей (Н.А. Добролюбов [65], Ф.М. Достоевский [66], И.Ф. Анненский [10] и др.).

Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеет понятие «читательский опыт» в литературоведческом, философском, психологическом и методическом аспектах.

Исследование велось под значительным влиянием теории развивающего обучения (В.В. Давыдов [60], Л.В. Занков [73], Д.Б. Эльконин [235], И.С. Якиманская [238]). В работе мы опирались на научные труды психологов, дидактов, методистов по проблемам психологии чтения и

читателей, индивидуализации руководства чтением.

В соответствии с характером поставленных задач, предполагающих разработку проблемы на теоретическом и практическом уровнях, в работе использовали следующие методы исследования:

теоретические методы: сравнительный анализ ведущих составляющих читательского опыта (знания, интуиция, умения) профессиональных и непрофессиональных читателей; индуктивный и дедуктивный методы для формулировки выводов и заключения.

эмпирические методы: наблюдение, анализ научной и учебной литературы, имеющей прямое отношение к проблеме исследования, эксперименты (констатирующий, обучающий, контрольный ), опрос, анкетирование, анализ материалов письменных работ старшеклассников.

Научная новизна исследования:

определены подходы к активизации читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М.Рубцова с учетом представлений об образе автора, запечатленном в художественном тексте (характерологических, мировоззренческих, читательских аспектах личности, идейно-эстетической позиции), и портрете «воображаемого читателя», т.е. своеобразной программе его общекультурной и литературной подготовки.

теоретически обоснована и апробирована методика постижения учащимися 11 классов поэтического мира Н.М.Рубцова на разных уровнях обучения (базовом и профильном гуманитарном).

намечены пути изучения творчества Н.М.Рубцова на уроках литературы в 11 классах (уроке изучения биографии поэта, уроках анализа стихотворений Н.М.Рубцова в классах базового и профильного гуманитарного уровня, уроке развития речи и обобщающем уроке-семинаре) с учетом типа читателя-школьника; опытно-экспериментальным путем

обоснована роль индивидуализированных заданий, предназначенных не конкретному ученику, а конкретному типу читателя, в решении проблемы исследования.

— разработаны и апробированы различные типы заданий, направленные на активизацию читательского опыта учащихся 11 классов на уроках по творчеству Н.М.Рубцова с опорой на ведущие составляющие опыта профессиональных читателей.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней сформулировано рабочее определение понятия «читательский опыт» и определены его составляющие, обоснованы типы заданий, направленные на активизацию читательского опыта старшеклассников в процессе анализа лирических произведений Н.М.Рубцова в 11 классах базового и профильного гуманитарного уровней обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлена система уроков изучения творчества Н.М.Рубцова в 11 классе (урок изучения биографии поэта, уроки анализа лирических произведений Н.М.Рубцова в классах базового и профильного уровня, урок развития речи и обобщающий семинар «Творчество Н.М.Рубцова и русская поэзия»),Даны рекомендации по дидактическому обеспечению уроков изучения лирических произведений Н.М.Рубцова в 11 классе, предложены различные типы индивидуализированных заданий.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999-2001) проведен анализ научной литературы для определения содержания понятия « читательский опыт», выявлены теоретические основы активизации читательского опыта в аспекте взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей. На этом этапе были разработаны первичные показатели активного использова-

ния старшеклассниками читательского опыта, определено их место и роль в решении проблемы исследования.

На втором этапе (2001-2003) проводилась разработка методики изучения творчества Н.М.Рубцова в 11 классе и ее опытно- экспериментальная апробация.

На третьем этапе (2003-2004) осуществлялось активное внедрение методики изучения лирических произведений Н.М.Рубцова с учетом читательского опыта старшеклассников, подводились предварительные итоги опытно-экспериментальной работы. Уточнялись методологические и теоретические выводы, обобщались результаты экспериментального исследования, определялась логика изложения материала диссертации.

Достоверность результатов обеспечивалась обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, требованиями нормативных документов, регламентирующих преподавание литературы, анализом письменных работ учащихся в рамках констатирующего и обучающего экспериментов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспе-римента.Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, лаборатории литературного образования Вологодского института развития образования, на курсах повышения квалификации учителей-словесников Вологодской области, региональной научно-практической конференции «Духовность как основа общения: образование и культура» (Вологда, 2002), методобъединениях учителей русского языка и литературы 25 районов Вологодской области, секции учителей-словесников на Всероссийских детских Рубцовских чтениях (Вологда,

1999).

Апробация разработанной методики постижения поэтического мира
Н.М.Рубцова осуществлялась в средних школах № 5,12 города Вологды, Рос-

На защиту выносятся следующие положения:

1. Читательский опыт старшеклассников максимально активизируется
в условиях детальной проработанности подходов к изучению твор
чества одного поэта с учетом представлений об образе автора, запе
чатленном в художественном тексте, портрете «воображаемого чи
тателя», а также регуляторной основы взаимодействия профессио-
нальных и непрофессиональных читателей: понятийной (знания ли
тературного, литературоведческого, теоретико-литературного, куль
турологического, философского характера), эмоционально-
ценностной (сформированность отношений читателя к окружающе
му миру, другим людям, культуре), операциональной (сформирован
ность умений действовать, с опорой на профессионально-
читательские приемы работы с художественным текстом).
^ 2. Апробация методики постижения поэтического мира Н.М.Рубцова

учащимися 11-х классов на разных уровнях обучения (базовом и профильном гуманитарном) свидетельствует об эффективности данного подхода в решении проблемы исследования.

3. Взаимодействие учащихся 11-х классов с профессиональными чита
телями посредством индивидуализированных заданий, предназна
ченных конкретному типу читателя, является важным и действен-

^ ным условием активизации читательского опыта школьников, что

подтверждено опытно-экспериментальным путем.

4. Использование в процессе изучения творчества Н.М.Рубцова типов
заданий, направленных на формирование знаний (теоретико-
литературных, ближайших и удаленных контекстов творчества по-

эта, историко-событийного, историко-литературного и культурного контекста, текста изучаемого произведения, произведений того же автора и других авторов, близких по времени возникновения, настроению, ключевым образам); осуществление читателями-школьниками различных сопоставлений (внутритекстовых, межтекстовых, интерпретационных); установление ассоциативных соотношений (соотнесение слова поэта с соответствующими ему значениями в контексте творчества данного автора, философском, культурном или историко-литературном контексте) создает условия для активизации читательского опыта учащихся 11 классов.

Проблема читательского опыта в современном литературоведении

В данном параграфе исследования нас интересовало рассмотрение таких аспектов современной литературоведческой науки, как автор, опыт, читатель. Нам было важно определить, как «входят» в мир литературного произведения разные типы профессиональных читателей, а также ведущие установки взаимодействия профессиональных и непрофессиональных читателей.

Опыт, по словам известного отечественного философа А.Ф. Лосева, составляется из бесконечного ряда самых разнообразных воспоминаний, чувственных восприятий и представлений, которые подлежат известного рода обработке [124].

Размышляя о «психологии читательства», библиотековед Н.А. Рубакин писал: «Читательская книга постольку переживается, а значит и понимается, поскольку читатель переживает, благодаря ей, то, что успел уже запасти в своей психике до этого времени — как в области сознательного, так и в области бессознательного. Понимание идет не столько по новому, сколько по имеющемуся уже пути, не столько путем накопления новых запасов, сколько переживанием старых ... . Чем богаче индивидуальная психическая жизнь читателя и запасы его знаний и опыта, тем лучше и прочнее почва для влияния на него книги» [187].

В психологии [182] опыт трактуется: как компонент познавательной деятельности, посредством которого обеспечивается связь системы знания с познаваемым объектом. По своей психологической форме опыт выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно данных познающему субъекту. Таким образом, опыт тесно связан с интуицией как чувственной формой познания, ощущения и восприятия, которые противопоставляются рассудку и мышлению, но которые, как это обнаруживает диалектический метод, отнюдь не лишены элементов рассудка. Знание при интуитивном познании выступает как опосредствующее звено в виде накопленного опыта.

Исходя из вышеназванных установок философской и психологической науки, дадим рабочее определение читательского опыта.

Читательский опыт — это личностное свойство, позволяющее воспринимать и осмыслять ранее незнакомое художественное произведение посредством актуализации разнообразных воспоминаний, чувственных вое приятии и представлений, знаний, умений и навыков работы с текстом. Читательский опыт измеряется не только количеством прочитанных книг, но и способностью свободно общаться с писателем.

Чтение художественного произведения, следовательно, является постижением духа авторства, воплощенного в тексте. Поэтому весьма существенным для нашего исследования представляется осмысление понятия «автор» в современном литературоведении.

Слово «автор» имеет в сфере искусствознания несколько значений.

Во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо, имеющее биографию.

Во-вторых, это образ автора, запечатленный в художественном тексте.

В-третьих, это художник-творец, имманентный произведению.

Автор, как создатель художественного произведения, накладывает свой персональный отпечаток на его художественный мир. С развитием индивидуально-творческого подхода к авторству в художественный строй произведения втягиваются содержательные (характерологические, мировоззренческие, читательские) аспекты личности автора, особенности его идейно-эстетической позиции. Представление об образе автора, запечатленном в художественном тексте, исторически ранее возникает при восприятии лирики. Постижение «духа» авторства в процессе чтения лирического произведения связано с пониманием мыслей и чувств лирического героя как основного носителя и выразителя авторского сознания в лирике. Именно он — «душа лирической поэзии» [22], ее идеологический, этический и эстетический центр, определяющий содержательные и формальные стороны лирического произведения (Ю.М.Лотман [126], М.Л.Гаспаров [48], Н.А.Богомолов [30] и др.). В лирическом герое получает наиболее полное выражение творческая индивидуальность поэта-лирика. Лирическое переживание также всегда носит личностный, субъективный характер.

Активизация читательского опыта школьников: психолого-педагогический аспект

Чтение художественного произведения является не только актом творчества читателей-профессионалов но и разных типов читателей- непрофессионалов.

Поэтому на данном этапе исследования нам было важно проанализировать проблему активизации читательского опыта в психологии и педагогике, подробнее рассмотреть взаимосвязь репродуктивного и творческого видов деятельности, вопрос активизации и индивидуализации обучения, типологии читателей-школьников.

Психология усвоения знаний большое внимание уделяет прежнему опыту школьников. Новые знания не падают на нейтральную почву, а попадают в условия, среди которых имеются факторы, как благоприятствующие, так и препятствующие их правильному пониманию и усвоению. Это зависит в первую очередь от степени соответствия содержания новых знаний опыту школьников. Следует отметить: внутренняя природа общения писателя и читателя диалогична, что соответствует процессам познания — не только мышлению и пониманию, но и ассоциативному соотнесению известного с неизвестным, переработке новой информации (Л.С. Выготский [47], П.М. Якобсон [239 ], М. Арнаудов [11], Д.Н. Узнадзе[ 214] и др.). В работах Л.С. Выготского выделяются два основных вида деятельности человека:

1. Воспроизводящий, или репродуктивный.

2. Комбинирующий, или творческий.

Репродуктивный вид деятельности теснейшим образом связан с памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения. Но мозг человека оказывается органом не только сохраняющим прежний опыт, но и комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять и активизировать опыт ребенка (в том числе и читательский), если мы хотим создать достаточно прочные основы для его твор-ческой_деятельности в процессе изучения литературы.

Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располага ет ее данные все в новые и новые сочетания. Чем больше человек видел, слышал, читал, пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его творческая деятельность.

В трудах С.Л. Рубинштейна [190 191], Д.Н. Богоявленского [31], А.В. Брушлинского [36], Н.А. Менчинской [31], Я.А. Пономарева [162] и других, раскрывающих психологический аспект деятельности, представлена характеристика двух ее видов и модификаций. Различие видов деятельности на репродуктивный и продуктивный дается, исходя из целей, задач, характера и результата деятельности.

Урок изучения биографии Н.М. Рубцова

В данном параграфе нами предлагается методика активизации читательского опыта на уроке изучения биографии поэта, приводятся результаты обучающего эксперимента, делаются выводы о степени результативности предлагаемых нами путей активизации читательского опыта.

В методической науке уже давно сложились основные формы урока изучения биографии писателя: лекция учителя, сопровождаемая чтением отрывков из воспоминаний и дневниковых записей или последующим составлением плана, хронологической таблицы, урок-семинар с предварительной подготовкой учащихся, киноуроки, групповая или самостоятельная работа по учебнику, урок — литературная композиция и др.

Мы остановились на такой традиционной форме урока изучения-биографии, как литературная композиция, по следующим причинам:

1. Кабинетом филологии Вологодского института развития образова ния в 2002 г. проводился конкурс на лучшую методическую разработку урока по творчеству Н..М. Рубцова. На конкурс было представлено 95 работ. Из них 74 — это уроки-композиции. Анализ методических материалов показал, что литературные композиции имеют в основном репродуктивный характер, поверхностно решают задачу, связи биографических сведений с историей творческого роста писателя. Учителями не определяются приемы использо вания литературной композиции на уроке, место данной формы урока среди других, нет характеристики принципов отбора материалов для композиции, логики работы по ее составлению. Методика изучения биографии писателя и пути активизации читательского опыта учащихся с использованием возмож ностей литературной композиции рассматриваются слабо.

Вместе с тем интерес учителей словесников к данной, казалось бы, традиционной форме урока требует методического обоснования и опытно-эксперементальной проверки ее эффективности в изучении литературы.

2. Литературная композиция позволяет соединить эмоциональное и рациональное в знакомстве с личностью и творчеством поэта учесть возрастные особенности старшеклассников, воспитывать интерес к личности и творчеству писателя.

3. Литературная композиция, на наш взгляд, призвана преодолеть противоречие, которое выражается в отрыве ученика от писателя, а писателя (его личности) от произведения, соединить в сознании школьника часто не соединимые два понятия: личность (как носитель каких-либо качеств, свойств, убеждений, принципов) и писателя (как создателя конкретного произведения).

4. Литературная композиция позволяет сочетать различные приемы работы и виды деятельности учащихся, что особенно важно для решения проблемы активизации читательского опыта.

Исходя из данных соображений, мы поставили следующие задачи эксперимента на данном этапе:

1. Выделить ведущие принципы активизации читательского опыта на уроке изучения биографии поэта.

2. Определить наиболее эффективные пути изучения биографии Н. М. Рубцова. Выявить их возможности для активизации читательского опыта старшеклассников.

На первых этапах разработки методики урока изучения биографии писателя мы определили следующие положения:

1. Роль урока-композиции в активизаций читательского опыта учащихся.

2. Проблемы, встающие перед учителем при использовании урока-композиции.

3. Принципы и пути отбора материалов для литературной композиции.

4. Ход работы учителя с литературной композицией при составлении контекста урока.

5. Требования к описанию литературной композиции.

6. Требования к методике использования композиции на уроке изучения биографии писателя с целью активизации читательского опыта.

Похожие диссертации на Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе