Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Пилясов Юрий Иванович

Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ
<
Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилясов Юрий Иванович. Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 255 с. РГБ ОД, 61:07-13/1429

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторический аспект развития и использования учебных натурных постановок в художественных учебных заведениях России 19

1. Роль и значение учебных натурных постановок в процессе профессионального обучения рисунку 19

2. Методы работы художников-педагогов над созданием учебных натурных постановок: 50

а) в период предварительной подготовки;

б) в период создания учебной натурной постановки.

Выводы по главе I 62

Глава II. Научные и методические принципы создания и использования натурных постановок по рисунку 64

I. Роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка в создании оптимальных условий для эффективного использования учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку 64

2. Некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления рисующих на основе работы над учебными натурными постановками 83

3. Принципы создания, использования и критерии оценки учебных натурных постановок по рисунку 98

Выводы по главе II 182

Глава III. Выявление оптимальных условий для эффективного обучения студентов художественно-графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку 184

1. Значение содержательности и целенаправленности учебных натурных постановок в достижении эффективности обучения рисунку 184

2. Экспериментально-исследовательская работа по теме диссертации (методика проведения, ход, результаты и их статистическая обработка): 194

а) констатирующий эксперимент 194

б) поисковый эксперимент 199

в) формирующий эксперимент 201

3. Обучение студентов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок по рисунку 208

Выводы по главе III 220

Заключение 221

Библиографический список использованной литературы 226

Приложение 234

Введение к работе

Воспитание нового поколения молодых творческих кадров, художественное образование студенческой молодежи - важнейшая и актуальная научно - педагогическая задача. Особое внимание уделяется со стороны правительства Российской Федерации развитию творческой активности учащейся молодежи, подготовке ее к созидательной деятельности, а также совершенствованию уровня педагогических кадров с использованием инновационных форм и методов обучения.

Искусство, как составная часть общего образования и воспитания подрастающего поколения, является ведущим средством воспитания культуры и развития творческих потенциалов, активно влияет на общественное сознание, способствует формированию гармонически развитой личности.

Неслучайно в решении совместной коллегии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О состоянии и развитии художественного образования в России» (16 ноября 1999 г.) подчеркивается, что ситуация переходного развития общества приводит к возрастанию ценности эстетического образования. Появление в последние годы различных типов образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.), способствует созданию благоприятных условий для обучения искусству, а также для более эффективного эстетического воспитания и художественного образования школьников.

Учитывая важность системы эстетического воспитания будущего поколения, целью, которой является воспитание личности человека, формирование его мировоззрения с помощью искусства, неизменно высоки требования к подготовке школьных учителей изобразительного искусства, как важнейшего связующего звена между профессиональным искусством и населением.

Педагогические вузы несут ответственность за успешную реализацию сложных задач обучения и воспитания учительских кадров. Несмотря на то, что в настоящее время в высшей школе существуют как традиционные, так и альтернативные формы обучения, вопросы эффективности подготовки учителей изобразительного искусства остаются актуальными.

Овладение основами изобразительной грамоты по рисунку базируется на рисовании с натуры, которое является так же основой и в специальной подготовке будущих художников - педагогов по рисунку в педагогических вузах на художественно-графических факультетах (ХГФ). Рисование с натуры предусматривает определенную систему обучения, планомерного изложения достоверных знаний и последовательного развития практических умений и навыков. Поэтому насколько будет эффективен процесс овладения рисунком, во многом зависит от качества учебных натурных постановок.

В подготовке учителя изобразительного искусства обучение приемам организации учебной натурной постановки и эффективному ее использованию в учебном процессе является важным и недостаточно методически разработанным разделом в дисциплине «Рисунок».

Художник-педагог должен владеть не только мастерством изображения, но и уметь самостоятельно и разнообразно творчески мыслить при организации и использовании учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку.

Основополагающее значение для нашего исследования имели труды известных ученых в области общей педагогики: СИ. Архангельского, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.П. Есипова, М.К. Данилова, Л.Ф. Колесникова, В.И. Леднева, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, В.Н. Михеева, М.Н. Скаткина, А.А. Смирнова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др.

Методическая наука все основательнее базируется на теоретических и практических основах реалистической художественной школы, которые представлены в трудах таких исследователей, как А.Д. Алехин, Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, Н.Н. Волков, Д.Н. Кардовский, Т.С. Комарова, К.Н. Корнилов, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Л.А. Панова, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, A.M. Серов,

A.M. Соловьев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев, Е.В. Шорохов, М.Ф. Харитонов, А.А. Унковский, В.Н. Яковлев, А.П. Яшухин и других.

Вопросам теории и практики изобразительного искусства достаточное внимание уделяли советские художники А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.Д. Фаворский, К.Ф. Юон и др.

Некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления рассматривали в своих трудах Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Ю.Ю. Вергилис, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, Л.Г. Медведев, B.C. Кузин, Д.Н. Узнадзе, А.Л. Ярбус и др.

По близким проблемам рядом авторов проводились исследования как в организации занятий по рисунку, так и по вопросам организации учебной натурной постановки (Н.А. Алимасова, Г.В. Беда, Э.М. Белютин, Л.А. Панова, А.С. Пучков, А.В. Триселев, М.Ф. Харитонов, А.Е. Хитров и др.).

Таким образом, поиски основных закономерностей в развитии методов обучения рисунку указывают на стремление ученых, искусствоведов, художников-педагогов разрабатывать эту сложную педагогическую проблему.

Однако вопросы разработки критериев оценки качества учебных натурных постановок, их использования на занятиях, а также дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя на ХГФ требуют еще всестороннего изучения, теоретического и экспериментального обоснования.

Изучая работу учителей изобразительного искусства, выпускников художественно-графических факультетов, можно отметить, что многие из них не владеют методами конструирования и пониманием значения теоретических основ учебных натурных постановок.

В создании учебных постановок художники-педагоги обычно руководствуются учебной программой, где только в общих чертах определяется характер постановок. Работа над натурной постановкой требует от них дополнительных знаний в области психологии восприятия предмета, пространства и рисунка, дидактических принципов обучения, методики создания учебных постановок.

Недостаток теоретической и методической литературы по вопросам конструирования учебных натурных постановок отрицательно сказывается на обучении и воспитании будущих учителей изобразительного искусства.

На основании опыта социологических исследований И.С. Левшиной «Как воспринимается искусство» был сделан неутешительный вывод: не более 5% зрителей способны полностью воспринимать произведение искусства, то есть воспринимать не только его сюжет, но и его пластическое построение [50, с. 137]. В разное время проводились исследования в Кубанском педагогическом университете Пановой Л.А., в Чувашском педагогическом университете имени И.Я. Яковлева Харитоновым М.Ф., которые показали, что многие выпускники художественно-графических факультетов не владеют методами конструирования и не имеют достаточно глубоких теоретических знаний по организации учебных натурных постановок.

Данная проблема автором рассматривалась в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) в рамках констатирующего эксперимента. Студентам факультета изобразительного искусства было предложено самостоятельно выполнить ряд заданий по организации учебных натурных постановок по рисунку с конкретной поставленной учебной целью, сопроводив их эскизами с методическими рекомендациями и требованиями к учебным натурным постановкам. Результаты исследования в ТГУ показали, что студенты, успешно справлявшиеся с учебными и творческими заданиями, оказались в большинстве неспособными к решению поставленной задачи.

Данные социологического исследования И.С. Левшиной и результаты приведенных выше исследований теоретических и практических знаний и навыков студентов и выпускников художественно-графических факультетов определили проблему нашего исследования - необходимость обучения студентов ХГФ практическим навыкам по рисунку с одновременным изучением научно-теоретических основ пластического построения учебных натурных постановок, а также дидактических и методических аспектов

8 деятельности преподавателя по их созданию и использованию в процессе обучения рисунку.

В нерешенности данной научно - педагогической проблемы в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Поэтому рассмотрение данной проблемы специальной подготовки студентов по рисунку на ХГФ является важной научно-педагогической задачей и требует дополнительного рассмотрения, анализа и, возможно, коррекции учебного процесса.

При организации учебной натурной постановки педагог решает вопросы пластической организации предметов, элементов постановки, ее ритмической структуры (линейной, тональной, цветовой) в соответствии с поставленной целью. В этот процесс целесообразно привлекать к активному участию студентов, что позволяет развивать у них понимание сущности процесса организации постановки, выработки самостоятельных навыков, необходимых им в профессиональной деятельности в качестве учителя изобразительного искусства.

Надо разъяснять студентам, что особенно важно при создании учебной натурной постановки (замысел, конкретная, дидактическая задача постановки, ее главное предназначение в связи с программой), говорить об основных элементах и средствах ее пластической организации и т.д.

Проведение целенаправленной работы по изучению студентами теоретических и методических принципов организации и использования учебных натурных постановок позволит значительно улучшить качество формирования у них соответствующих умений и навыков, и они смогут эффективнее применять их на практике.

Кроме этого поиск новых форм по использованию учебных натурных постановок открывает преподавателю на ХГФ широкие возможности инновационной деятельности в повышении эффективности специальной подготовки студентов по рисунку.

9 В нашем исследовании сделана попытка проникновения в учебно-воспитательные процессы, с целью раскрыть резервные возможности учебной дисциплины рисунка. Выявление методов активизации творческой деятельности студентов затрагивает содержание, организацию и методы занятий по рисунку, где, наряду с вопросами изобразительной грамоты, немаловажное значение придается обучению студентов художественно-графических факультетов теории и методике работы над созданием и использованием учебных натурных постановок по рисунку.

Для достижения этой цели мы стремились собрать разрозненные приемы и методы по организации учебных натурных постановок, подкрепить их выводами из живого творческого опыта художников и адаптировать их применительно к учебному процессу обучения рисунку. В конечном счете, это должно расширить возможности студентов в организации учебных натурных постановок и более эффективному их использованию в учебном процессе.

Важно привить интерес студентам к вопросам конструирования и анализа учебных натурных постановок, изучению научных положений дидактики и методики, тем самым, развивая их способности мыслить, понимать и сознательно относиться к процессу обучения рисунку.

Важность этой составляющей в формировании будущего педагога трудно переоценить. От того, как будут формироваться, и развиваться эти навыки и способности у студентов, будет зависеть в будущем успех их профессиональной работы.

В учебном процессе, с одной стороны, существует настоятельное требование действующей программы, а, с другой стороны, - необходимость развить интерес у студентов к дидактическим и методическим аспектам организации и использовании учебных натурных постановок по рисунку. Это обусловило стремление автора исследования построить обучение, таким образом, чтобы основные принципы конструирования учебных натурных постановок рассматривались при выполнении учебных заданий, а также при выполнении специальных упражнений.

Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества художественной и методической подготовки учителя изобразительного искусства, создание основательных предпосылок для более прочного освоения теоретических и методических принципов создания и использования учебных натурных постановок по рисунку.

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования - учебно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях рисунком.

Предмет исследования - дидактические и методические аспекты деятельности преподавателей по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ.

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что если, при учете педагогической направленности обучения, комплексно давать теоретические и методические знания по вопросам конструирования учебных натурных постановок, то формирование у студентов соответствующих умений и навыков будет проходить значительно успешнее, и они смогут эффективнее применять их на практике потому, что будут:

раскрыты и научно - теоретически обоснованы дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по организации и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ;

определены наиболее продуктивные методические средства и рекомендации для студентов по организации и использованию учебных натурных постановок по рисунку;

использованы при обучении рисунку система дополнительных заданий и упражнений на формирование соответствующих навыков и средства, обеспечивающие учебно-вспомогательный и развивающий процесс (ТСО, наглядные пособия в виде таблиц, схем и т.д.)

Задачи исследования:

1. Выявить место и значение учебных натурных постановок в
отечественной школе обучения рисунку со дня основания Академии
художеств по настоящее время и использовать положительный опыт
выдающихся художников-педагогов в этой области для современного
научно-теоретического обоснования принципов их создания.

2. Рассмотреть основные вопросы в повышении роли учебных натурных
постановок в процессе обучения и воспитания будущих учителей
изобразительного искусства.

  1. Раскрыть некоторые вопросы целенаправленного формирования восприятия и художественного мышления студентов на основе работы над учебными натурными постановками.

  2. Обобщить опыт работы художников-педагогов по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку в художественных ВУЗах и ХГФ педагогических институтов.

  3. Показать воспитательные и развивающие возможности учебных натурных постановок в развитии аналитического и творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства.

  4. Дать научно-обоснованные рекомендации в организации учебных натурных постановок для занятий по рисунку на ХГФ.

  5. Изучить и рекомендовать для использования в процессе обучения рисунку основные приемы конструирования учебных натурных постановок. Для этого исследовать:

а) учебные рисунки различных периодов, архивные документы,
методические записки, воспоминания художников-педагогов и их
современников;

б) работу художников-педагогов над созданием учебных натурных
постановок в историческом аспекте и на современных аналогичных
примерах ХГФ педагогических и художественных ВУЗов страны;

в) отношение учителей изобразительного искусства к вопросам
организации учебных натурных постановок на уроках рисования с
натуры в средней школе;

г) экспериментальные данные, полученные при конструировании
натурных постановок студентами ХГФ на основе предложенных
теоретических обоснований и без них.

Методологическую основу исследования составляют законы диалектики, а также основные положения дидактики, связанные с процессом обучения рисованию и освоению его методической сущности, принципиальные положения методики обучения, используемые в отечественной художественной школе.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

1) Изучение и анализ литературы по методике преподавания
рисунка по проблеме организации и использования учебной
натурной постановки.

2) Диагностические методы (беседы со студентами и
преподавателями по интересующей нас проблеме, анкетирование,
контрольные срезы и т.д.).

3) Анализ и систематизация учебных и творческих работ студентов
по рисунку.

4) Психолого-педагогический эксперимент (педагогические
установки, пробные и контрольные задания, дополнительные
упражнения и т. д.).

  1. Моделирование учебно-творческой ситуации, создания ситуации проблемного обучения.

  2. Оценка работ студентов в соответствии с поставленными перед ними задачами по специально разработанным критериям оценки результатов их деятельности.

  3. Метод статистического анализа.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов реалистической художественной школы в области искусствознания, эстетики, психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства.

Научная новизна:

- предложена новая методика организации учебных натурных постановок
по рисунку;

разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система;

- выявлены оптимальные условия для эффективного обучения студентов
художественно-графических факультетов теории и методике работы над
созданием и использованием учебных натурных постановок по рисунку.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами
рисунка;

- решена значительная научно-педагогическая задача - сочетание
обучения студентов практическим навыкам по рисунку с изучением научно-
теоретических основ пластического построения учебных натурных постановок,
а также дидактических и методических аспектов деятельности преподавателя
по их созданию и использованию в процессе обучения рисунку;

- разработаны принципы создания, использования и критерии оценки
качества учебных натурных постановок по рисунку;

- предлагается система упражнений для выработки навыков в
организации натурных постановок, которые будут применяться студентами в
будущей творческой и педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработанные задания, упражнения, направлены на совершенствование
работы со студентами по освоению методических принципов организации и
использования учебных натурных постановок по рисунку;

предложенная и апробированная средствами педагогического эксперимента методика обучения студентов художественно-графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания и использования учебных натурных постановок может применяться в учебном процессе в интересах повышения эффективности их специальной подготовки по рисунку;

полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы при разработке учебных программ и пособий, а также как материал для дальнейшей научно-практической работы.

Достоверность научных результатов исследования базируется на обширном материале по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, сравнительным анализом различных источников информации, экспериментальным подтверждением основных положений исследования, анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, а также экспериментальной проверкой системы упражнений и методики преподавания рисунка.

Апробация и внедрение результатов исследования.

О результатах диссертационного исследования сообщалось на научно-методических конференциях:

  1. Повышение эффективности использования учебных натурных постановок по рисунку - Тольятти - 1998.

  2. Методические требования к организациям учебной постановки натюрморта - Тольятти - 1999.

3. Роль оценки в определении уровня развития чувства формы в процессе
обучения рисунку - Тольятти -1999.

Разработанные в результате исследования методические рекомендации внедрены в учебно-воспитательные процессы Тольяттинского государственного университета, а также эффективно используются некоторыми педагогами художественных и общеобразовательных школ.

Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях:

  1. Традиции и новаторство в деятельности художника-педагога при организации и использовании учебных натурных постановок по рисунку - В спец. вып.: Наука - промышленности и сервису - Известия Самарского научного центра РАН - Самара, 2006, с. 180-186.

  2. Совершенствование методов дидактического воздействия учебных, натурных постановок в процессе подготовки учителей изобразительного искусства - сб.: Международный симпозиум «Технология - 2000» - Самара -Тольятти-Россия, 1995, с. 299-300.

  1. Научные и методические принципы создания учебных постановок по рисунку - В сб.: Вопросы истории, теории методики преподавания изобразительного искусства - Москва 1997, с. 34.

  2. Совершенствование методов дидактического воздействия учебных натурных постановок на процесс профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства - В сб.: Методическая и художественно-профессиональная подготовка студентов факультета изобразительных искусств -Самара, 1997, с. 20-21.

5. Дидактические и методические аспекты использования учебных
натурных постановок в процессе подготовки учителей изобразительного
искусства - В сб.: Методологические проблемы профессиональной подготовки
специалистов в ВУЗе - Тольятти, 2001, с. 193-195.

6. Некоторые психофизиологические особенности зрительного
восприятия при рисовании с натуры - В сб.: Развитие культуры народов
Поволжья-Тольятти,2001, с. 21-22.

7. Эффективность использования учебных натурных постановок по
рисунку в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного
искусства - Москва, Прометей, 2001, с. 132-135.

  1. Дифференцированный подход к студентам на занятиях по рисунку-В сб.: Методологические и методические аспекты организации самостоятельной работы студентов - Тольятти, 2002, с. 144-146.

  2. Субъективный фактор, как одна из составляющих процесса обучения рисунку - В сб.: Теоретические и практические аспекты развития системы управления качеством подготовки специалистов сферы сервиса - Тольятти, 2004, с. 89-91.

10. Принципы организации и критерии оценки учебных натурных
постановок по рисунку - В сб.: Система управления качеством подготовки
специалистов для сферы сервиса: проблемы, опыт, перспективы развития -
Тольятти, 2005, с. 58-60.

11. Некоторые аспекты деятельности художника-педагога над
составлением и конструированием учебных натурных постановок по рисунку -
В сб.: Проблемы и решения современной технологии - Тольятти, 2005, с. 94-
100.

12. Эффективность использования учебных натурных постановок по
рисунку в процессе подготовки студентов изобразительных специальностей - В
сб.: Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области
сервиса поволжского региона - Тольятти, 2005, с. 290-294.

  1. Приемы и методы построения учебного академического рисунка, как средства эффективного решения дидактических задач в процессе обучения студентов художественных специальностей - В сб.: Наука - промышленности и сервису - Тольятти, 2006, с. 230-237.

  2. Условия, задачи и методы учебной работы по наиболее эффективному овладению графическими изобразительными средствами при работе над натурными постановками - В сб.: Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: проблемы, опыт, перспективы развития -Тольятти, 2006, с. 29-32.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методическая система обучения студентов художественно-
графических факультетов теоретическим и методическим принципам создания
и использования учебных натурных постановок по рисунку в интересах
повышения качества их специальной подготовки по рисунку.

  1. Система упражнений для выработки навыков в организации натурных постановок, которые будут применяться студентами в будущей педагогической деятельности.

  2. Практические задания, направленные на совершенствование работы со студентами по освоению методических принципов организации и использования учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ.

Структура диссертации.

Специфика обозначенного объекта изучения, а также особенности поставленных задач определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В работе приводятся схемы, таблицы, графики и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли фотокопии студенческих работ, выполненных в ходе педагогического эксперимента, разработанная автором исследования рабочая программа по рисунку для занятий в 7 и 8 семестрах на художественно-графическом факультете.

Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность темы диссертации, определяется объект, предмет и цель исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются задачи и методы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава является теоретической частью исследования научных и методических принципов создания учебных натурных постановок по рисунку. Данная проблема рассматривается в историческом развитии, учитывается опыт русской школы и методологических исследований настоящего времени. Определена взаимосвязь педагогической мысли отдельных ведущих педагогов и их методов работы в этой области.

Во второй главе рассматривается роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка, оптимальные условия создания и использования учебных натурных постановок. Дается психолого-физиологическое обоснование восприятия предмета и пространства, роли натурных учебных постановок в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства.

В третьей главе описывается практическая часть экспериментального исследования. Указывается, какими методами пользуются художники-педагоги при конструировании учебных натурных постановок. Для решения этой проблемы были использованы эксперименты:

- констатирующий, в ходе, которого выяснено незнание студентами
пластических основ при создании постановок;

формирующий, в процессе, которого студентам наряду с практическими заданиями давались комплексно теоретические знания по организации постановок, анализировались основные закономерности и особенности их пластического построения;

контрольный, который устанавливал правильность или ошибочность выбранного направления обучения студентов.

В заключении дается анализ результатов исследования, говорится о практическом использовании результатов эксперимента, о научной новизне проблемы.

Роль и значение учебных натурных постановок в процессе профессионального обучения рисунку

До первой половины XVIII века специальное художественное образование в России получали в основном в частных мастерских или за границей. С развитием науки и культуры русского государства появилась необходимость создания в России школы для подготовки художников. Сначала таким учебным заведением считалась рисовальная школа при Петербургской типографии. Позднее, в 1757г. по инициативе И.И. Шувалова, было организовано самостоятельное художественное учебное заведение -императорская Академия художеств, созданная по образцу западноевропейских академий.

В Петербургской Академии трех знатнейших художеств - живописи, скульптуры и архитектуры впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования.

Основным учебным предметом в академии должен был стать рисунок. В первом Уставе Академии художеств И.И. Шувалов писал: «Следовательно, к достижению всего вышеописанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благородных художествах желаемого совершенства достигнуть не может» [78, с. 18].

Основные принципы преподавания того времени были изложены И.Ф. Урвановым в книге: «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах», изданной в 1793 году. Художник, по его словам, «рассматривая природу, научается...познавать бога и прямые добродетели...также прославлять своих Государей и именитых людей к чести и пользе своего Отечества и нас побуждать их примерами к благотворению...»[54, с. 121].

В Академии будущего художника готовили к созданию картин на библейские темы и древнегреческой мифологии. Картины бытового жанра в то время были большой редкостью. Главным признавался исторический жанр, где герои библейских сказаний и мифологии изображались обнаженными или задрапированными в древнегреческие тоги.

«В большом историческом роде употребляются фигуры наипаче из древней истории, кои по большей части представляются в природной красоте, т.е. наги, а нагие тела делать гораздо мудренее.... Когда же они должны быть одетыми, то покрывают их не обыкновенным платьем, да и совсем иным образом, нежели в домашнем роде и, смотря по лицам и времени», - пишет И.Ф. Урванов в том же руководстве [54, с. 130]. Поэтому грамотное рисование обнаженной фигуры было главной задачей обучения в Академии. Система обучения имела три этапа:

1) копирование «образцов»;

2) рисование гипсовых голов и гипсовых фигур;

3) рисование обнаженной фигуры человека.

Первый этап копирования «образцов» проходил в трех классах: сначала в нижнем классе срисовывали с готовых рисунков (образцов) детали лица человека: нос, глаза, губы, ухо. В среднем классе срисовывали головы и в верхнем - фигуру человека. Образцами для копирования служили специально изготовленные листы альбома гравюр с рисунков западноевропейских художников: Франсуа Буше, Менгса, Фрагонара и др. Особой популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки Греза (рис.1). Тщательность линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм. Множество рисунков для оригинального класса сделали Г.Ф. Шмидт, А.П. Лосенко.

Успешному обучению и воспитанию учащихся Академии в духе традиций классицизма способствовали занятия в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур», где рисовали гипсовые слепки или мраморные копии с древнегреческих скульптур (Аполлона, Афродиты, Геракла и др.) В натурном классе ставили в основном обнаженную мужскую модель. Завершалось обучение рисованием двухфигурных постановок обнаженных мужских моделей.

Роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка в создании оптимальных условий для эффективного использования учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку

Роль научных положений дидактики и методики преподавания рисунка в создании оптимальных условий для эффективного использования учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку

При создании оптимальных условий для эффективного использования учебных натурных постановок в процессе обучения рисунку художнику-педагогу необходимо учитывать роль научных положений дидактики.

Дидактика (гр. didaktikos- поучительный) - часть педагогики, изучающая теоретические основы методов обучения, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется процесс обучения, и использовать знание этих закономерностей для более успешного достижения целей образования.

Научные основы обучения (дидактики) находят свое выражение в дидактических принципах, представляющих собой систему основных положений, на которые необходимо опираться при преподавании учебных предметов. Являясь научными теоретическими положениями процесса обучения в целом, дидактические принципы приобретают конкретное выражение и содержание в зависимости от преподаваемого предмета.

В процессе обучения рисунку учебные натурные постановки служат тем дидактическим материалом, при использовании которого наиболее полно могут быть реализованы эти принципы.

Понимая под принципами дидактики все исходные положения обучения, которые определяют основные его стороны: содержание, методику и все формы организации учебного процесса, очевидно, можно сказать, что содержание учебной натурной постановки должно соответствовать основной задаче подготовки специалиста. При этом использовать те правила обучения изображения мира, которое выработало человечество на протяжении всей многовековой практики обучения рисованию с учетом современных требований художественной школы.

По аналогии с другими учебными дисциплинами натурные постановки при обучении рисованию можно рассматривать как систему упражнений, в каждом из которых содержится определенная учебно-воспитательная задача, решение которой позволяет учащемуся приобрести определенные знания, умения и навыки. Художественно-графические факультеты педагогических институтов ставят своей задачей подготовить всесторонне развитого художника - педагога, имеющего серьезную подготовку как в области рисунка, живописи, композиции, так и в области декоративно- прикладного искусства. Учебные планы и программы по изобразительному искусству составлены с учетом будущей работы выпускников в школе. Большое внимание отводится методике рисования натюрморта, фигуры человека, животных, пейзажа и интерьера.

Специфика будущей профессии студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов требует того, чтобы они концентрировали свое внимание на самых типичных и важных закономерностях объективного мира и приобретали навыки, основанные на данных современной науки. Приобретенные навыки должны быть подкреплены теоретическими и методическими знаниями в области изобразительного искусства. Учебная натурная постановка как упражнение в каждом отдельном случае составляется преподавателем для данной аудитории в отличие от задач и упражнений по другим предметам, единых для всех школ и учебных заведений. Специфика обучения изобразительному искусству не допускает повторения натурных постановок даже на одну и ту же тему. В каждом отдельном случае от педагога требуется творческий подход. Руководствуясь общими положениями программы, при создании натурной постановки учитель изобразительного искусства конкретизирует содержание учебных задач. Для него важно знание методов ведения работы над конструированием учебных натурных постановок, владеть методикой их составления, с учетом усложнения учебных задач.

Преподавателю, удачно поставившему постановку натуры, легче организовать всю работу и провести беседу по заданию, так как при этом натурная постановка станет его активным помощником в обучении. Модель является тем отправным моментом, вокруг которого организуется весь учебный процесс, конкретизируются научные проблемы, решаются задачи эстетического воспитания. Работа преподавателя - специалиста на художественно-графических факультетах педагогических институтов в настоящее время должна проводиться в соответствии с современными основами совершенствования всех элементов учебно-воспитательного процесса. Она должна опираться на хорошие знания основных положений дидактики и умение творчески применять их на практике.

Значение содержательности и целенаправленности учебных натурных постановок в достижении эффективности обучения рисунку

Отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности проявляется не только в различных формах познавательной деятельности - восприятии, мышления и представлениях, но и в виде чувств и эмоций. В эмоциях и чувствах проявляется отношение человека к содержанию познаваемого. Характер чувств зависит от особенностей предметов восприятия, эмоциональных свойств личности, психического облика человека, сложившегося в процессе жизни и под воздействием воспитания. Яркость и разнообразие чувств помогает человеку глубже познавать окружающее, преобразовывать действительность.

В формировании чувств, особенно эстетических, немаловажная роль принадлежит изобразительному искусству, так как каждое произведение искусств - это особым образом настроенная и организованная в едином ключе художественная структура, несущая в себе огромный мобилизующий заряд эстетического воздействия на чувства, сознание и волю воспринимающего. «Даже чисто познавательные суждения, которые относятся к произведению искусств, - пишет Л.С. Выготский, - являются не суждениями, но эмоционально аффективными актами мысли [25, с.70].

Художник, создающий произведения искусств, всегда эмоционально развитый человек, обладающий повышенной чувствительностью в восприятии явлений действительности. А учитель изобразительного искусства кроме этого должен еще знать особенности развития чувств и некоторые приемы их воспитания.

Воспитание чувств связано с изменением эмоциональной сферы человека и представляет для преподавателя более сложную задачу, чем обучение, передача знаний. Чувства образуются на основе обобщения и ассоциации разнообразных, относительно часто повторяющихся эмоциональных процессов, возникающих под влиянием воздействия жизненно значимых раздражителей. Важно при этом и то обстоятельство, что словами или отвлеченными понятиями невозможно вызвать у человека появление того или иного чувства. Его нужно «подвести» к этим чувствам правильным воздействием, то есть создать условия возникновения необходимых положительных эмоций, образующих нужные чувства.

Учебная натурная постановка является частью того арсенала средств, которые могут оказать большое влияние на формирование чувств. Это и будет тем «значимым раздражителем», который действует на ученика в процессе его обучения.

При восприятии учебной натурной постановки у учащегося одновременно с анализом формы возникает и определенное отношение к содержанию постановки (появляются эмоции), происходит чувственный контакт с моделью. Эмоции часто проявляются в словах, движениях, общем состоянии подъема или уныния, в желании скорее приступить к работе или же, наоборот, в нежелании работать, что отражается как на общем течении процесса формирования чувств, так и на усвоении знаний, приобретении навыков, умений.

Создавая ту или иную учебную натурную постановку, преподаватель не должен забывать о том, что сконструированная им какая-либо группа предметов натюрморта или фигура человека в том или ином окружении не может не вызвать каких-либо эмоций. Эмоции и чувства могут быть положительными или отрицательными. Постановка, вызвавшая положительные эмоции, способствует возникновению подъема, вдохновения, получаемые при этом знания, усваиваются лучше и прочнее. Учебная натурная постановка, не имеющая «положительного эмоционального заряда», не создает условий для формирования положительных чувств, снижает познавательную деятельность учащихся. Так, например, Остроумова-Лебедева в книге «Автобиографические записки» воспроизводит строки из своего дневника, написанные 4 февраля 1892 года, когда она была ученицей Центрального училища школы Штиглица: ...«Сегодня нам поставили группу: белый грязный лебедь на красном бархате, здесь же лежит металлическое блюдо, а к лебедю приставлен бокал, около него черный бархат, а на последнем опрокинутый стакан и за ним ярко-желтая материя, фоном служит темно-зеленая драпировка. Безвкусная и бессмысленная группа. Я обыкновенно с жаром начинала писать, но на этот раз нет»[98, с.90]. Подобный пример, мы встречаем в воспоминаниях художника Н.П. Ульянова об одном из периодов его учебы в Московском училище живописи: «Опять скучные хождения в классы, - вспоминает он, опять рисование - «конопаченье» по целому месяцу одного и того же гипса. Черные, как сажа, этюды на том же неизменно буро-коричневом фоне стен. Рисунки мертвы, этюды мертвы, как мертвы старички и старушки из богаделен -обычные наши модели. Попав в эту среду, где люди уподоблялись вещам, почти каждый ясно чувствовал, что вскоре он становится частью громоздкого реквизита, нужного для спектакля, который никогда не будет поставлен» [98, с.90].

Отсутствие «положительного эмоционального заряда» в натурных постановках привело к резкому ухудшению качества обучения. Н.П. Ульянов рассказывает далее о том, что преподаватели училища вынуждены, были предложить учащимся выполнить некоторые задания повторно. Произошел серьезный конфликт учащихся с преподавателями, в результате которого руководство училища вынуждено было пригласить новых учителей. Одной из причин было и то, что преподаватели равнодушно относились к содержанию и характеру натурных постановок.

Похожие диссертации на Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ