Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Кузьменко Елена Львовна

Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике
<
Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кузьменко Елена Львовна. Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 Воронеж, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:07-13/35

Содержание к диссертации

Введение

1. Педагогические основы формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов 13

1.1. Теоретические основы формирования готовности к творческой деятельности в профессиональном образовании 13

1.2. Структура и содержание готовности студентов к профессионально-творческой деятельности в процессе обучения 26

1.3. Психолого-педагогические условия формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в профессиональном образовании 38

Выводы 55

2. Проектирование и реализация форм и средств формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике 59

2.1. Проектирование содержания профессионально ориентированного курса инженерной графики в вузовском образовании. 59

2.2. Создание дидактической модели формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения студентов инженерной графике 73

2.3. Разработка и реализация дидактических средств формирования, диагностики и контроля уровней готовности к профессионально-творческой деятельности студентов 75

2.4. Разработка и содержание учебно-методического комплекса

профессионально-творческой деятельности студентов 114

Выводы 123

3. Экспериментальная проверка эффективности процесса формирования готовности к ирофессионально-творческой деятельности студентов 124

3.1. Организационно-методические особенности формирования рейтинговой системы оценок творческой деятельности студентов .124

3.2. Оценка эффективности качества обучения и формирования готовности к профессионально-творческой деятельности 133

Выводы 141

Заключение 142

Список использованных источников

Структура и содержание готовности студентов к профессионально-творческой деятельности в процессе обучения

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека. Известно, что личноств, ее способности и качества формируются и проявляются в активной деятельности, в течение которой происходит самопознание, самоопределение, самосовершенствование и самореализация личности. Таким образом, формирование своего «я» происходит в результате творческого саморазвития личности.

Структуру личности, ее интегральные характеристики рассматривали в своих работах Б.Г.Ананьев [6], А.Н. Леонтьев [95], Л.М. Митина [107], К.К. Платонов [122] и др.

Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой, располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Ценностный потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями- убеждениями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их в реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формой ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Раскрытие потенциалов личности связано с ее становлением, которое рассматривается в трудах Леонтьева А.Н. как «напряженнейшая внутренняя работа, когда человек как бы постоянно решает задачу: «Чему во мне быть?». В кристаллизации собственного «Я» Леонтьев видит смысл человеческой жизни. Определяя направленность формируемого «Я», он ставит в качестве ориентиров общечеловеческие ценности. Таким образом, личность это человек, который в определенных социальных условиях и на основе усвоенных им общественных форм сознания, поведения и культурных ценностей целенаправленно создает новое в себе, природе, обществе, культуре, причем ориентиры его деятельности характеризуются позитивной направленностью [95].

Потребность в творческой деятельности занимает одно из первых мест и часто является определяющей в личности человека. Развитие творческого начала в человеке - это непременное условие развития его личности, в какой бы сфере деятельности он ни трудился. Без этого человек не будет чувствовать себя по-настоящему удовлетворенным своей жизнью. Человек, познавший наелаждеяпе творчеством, состояние творческого экстаза, радость созидания, никогда не будет счастлив, если опустится на уровень простого обывательского отношения к жизни. Потребность творчества- глубинная потребность человека с самого детства, которую необходимо развивать и формировать путем воспитания. Как показывает мировая статистика, всего 8% людей сохраняют творческие способности, заложенные у каждого от рождения, а у остальных они подавляются системой воспитания и образования и неправильными взаимоотношениями субъектов в учебном процессе [42]. Первостепенной задачей образования и самообразования человека можно считать поиск своей индивидуальности, определение и развитие заложенных природой способностей к творчеству. В настоящее время в связи с теми высокими требованиями, которые общество предъявляет к максимальной творческой реализации будущих специалистов в профессиональной деятельности, особое значение придается стимулированию способностей личности к творчеству, формированию внутренних потребностей, мотивов, творческих особенностей.

Анализ многочисленных литературных источников, философских, психологических и педагогических исследований, посвященных творчеству, показывает, что интерес к проблемам, связанньш с пониманием сущности творческого акта, с разработкой структуры и содержания творческой деятельности, процесса передачи опыта творческой деятельности от поколения к поколению, не ослабевает иа протяжении столетий. Это вызвано тем, что вся общественная и частная жизнь людей исторически основывается на творческих достижениях.

В философской литературе, особенно в исследованиях, посвященных проблемам творческой деятельности, большое внимание уделяется проблеме исследования субъективной основы творческой деятельности и. прежде всего, разработке проблемы сущностных сил человека, благодаря развитости и реализации которых становится возможной сама творческая деятельность.

Средневековые философы, считали, что творчество людей означает их стремление к Богу, уподобление Ему через акт творения нового на Земле, что придает смысл человеческой жизни. Приверженцы логической концепции (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.) сводили творчество к процессу логического выведения знаний из исходных посылок, а познание - к рациональным операциям [54]. И.Кант, изучая творческую деятельность, пришел к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Сторонники интуитивизма в творчестве (А.Пуанкаре, В.Оствальд, Г.Гельмгольц и др.) провозгласили его чисто интуитивным процессом, продуктом бессознательной работы мозга, приводя в пример описание хода открытий, считали, что в основе познания лежит нерациональное начало. Выдающийся французский философ XX века Анри Бергсон считал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая представляет собой поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв ("elan vita]"); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция. В экзистенциализме начала 20 века творчество понималось как экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального мира. Известный русский философ Бердяев Н.А. считал, что творчество - это требование Бога и обязанность человека. Бог-Творец, создавший человека, по образу и подобию Своему, «ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога» [26].

Психолого-педагогические условия формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в профессиональном образовании

Таким образом, мы рассматриваем профессионально-творческую деятельность в процессе обучения в вузе как форму организации учебной деятельности, при которой студенты, решая профессионально значимые учебные задачи творческого содержания, остаются в позиции обучающихся и в то же время по целям, содержанию, формам, процессу и требованиям к получаемым результатам - в позиции специалистов.

Личностно-деятельностный подход, лежащий в основе проектируемого процесса обучения творчеству, предполагает построение учебного процесса с учетом накопленного личностью обучаемого опыта, его потенциальных способностей, склонностей и устремлений. Индивидуализация обучения приближает формы и методы обучения к личностным характеристикам обучаемых. эффективно решает проблему развития творческих способностей. Только в подобных условиях возможно преодоление познавательной и творческой пассивности студентов. Учет личностных характеристик, способностей, опыта, интересов и устремлений студентов позволяет разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого их них. Было замечено, что обучение всех студентов по единой программе может привести к потере интереса как у успевающих студентов, опережающих общие темпы освоения материала, так и у отстающих, поскольку задания кажутся для них слишком сложными и трудоемкими. Исследования, проведенные в воронежских вузах [131], показывают, что тот интеллектуальный и творческий потенциал, с которым молодежь приходит в вуз, используется не полностью и развивается недостаточно. Таким образом, эффективность учебной деятельности обусловлена как сложностью и своеобразием личностных факторов, так и особенностями организации учебного процесса. Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности происходит путем изменений, вносимых во все элементы учебной деятельности - потребности, цели, мотивы, средства, действия и операции, предмет деятельности и конечный результат. Процесс формирования готовности к профессионально-творческой деятельности охватывает каждое звено учебной деятельности студентов - самостоятельную работу, познавательную и творческую деятельность. Одним из наиболее важных компонентов готовности является моти-вационная готовность к проведению различных видов учебной ЛТД.

Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является мотивационная и эмоциональная готовность к приобретению той или иной профессии. Если ранее уровень квалификации специалиста определялся лишь полученным в процессе обучения объемом знаний, то сейчас распространено мнение, что даже степень усвоения знаний зависит от индивидуально-типологических особенностей обучающихся, его мотивации и направленности. Профессиональная направленность — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Основными элементами профессиональной направленности являются социально-мотивацяонные качества, определяющие ценностный потенциал личности, ее мировоззрение, идеалы, жизненные устремления, и профессионал ыю-мотиваци о иные качества, включающие профессиональные мотивы, интересы, знания и опыт в определенной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность как отношение личности к избранной специальности, являющейся конечной целью обучения оказывает большое влияние на уровень учебной мотивации студентов. Средством достижения данной конечной цели является учебная мотивация как система отношений к различным аспектам учебного процесса. Мотивационные аспекты учебно-познавательной деятельности исследовали Л.С.Выготский [43], П.Я.Гальперин [45], О.С.Гребенюк [50], А.И. Леонтьев [95], М.И.Махмутов [103], С,Л. Рубинштейн [139], X. Хекхаузен [163], П.МЯкобсон [172,173] и др. П.М. Якобсон выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения.

1. Мотивация, которая условно может быгъ названа «отрицательной». Под отрицательной мотивацией П.М.Якобсон подразумевает побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников). Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремятся, прежде всего, избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.

2. Мотивация, имеющая положительный характер, но так же связанная с мотивами, заложенными вне самой деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах. В одном случае такая положительная мотивация определяется весомым для личности социальным устремлением (чувство долга перед близкими). Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, пути к личному благополучию.

3. Положительная мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, внутренняя мотивация (мотивация, связанная непосредственно с целями учения, удовлетворение любознательности, преодоление препятствий, интеллектуальная активность) [173].

Положительная мотивация является мотивацией успеха. Мотивация успеха однозначно позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личную активность определяет потребность в достижении успеха. В соответствии с некоторыми исследованиями, наиболее оптимальным является равное соотношение мотивации достижения и избегания неудачи [150].

Психологами разработано несколько концепций внешней и внутренней мотивации деятельности [163], среди которых, наибольший интерес для нашего исследования представляет концепция эндогенности (однородности) действия, когда цель тематически однородна с действием, так что последнее осуществляется ради своего собственного содержания, В частности, действие достижения будет иметь внутреннюю мотивацию, если оно предпринимается только ради результата, которого предстоит добиться, поскольку тем самым будет решена задача или произойдет оценка собственных возможностей. Эта концепция совпадает с разработанной М.Чиксентмихали концепцией «радостной поглощенностью деятельностью» [163]. Это состояние соответствует состоянию творческой самоотдачи, радости от процесса творчества.

Создание дидактической модели формирования готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения студентов инженерной графике

Однако для этого необходимо четко определить роль и место этих технологий в учебном процессе.

Организация профессиональной подготовки специалиста в вузе предполагает использование компьютерных технологий Р. качестве: средства обучения, обеспечивающего как оптимизацию процесса познания, так и формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности; предмета изучения - знакомство с современными методами обработки информации, учитывающими специфику организации информационных процессов в профессиональной среде; инструмента решения профессиональных задач, обеспечивающих формирование умения принятия решений в современной информационной среде, а именно: определение, организация и поиск профессионально-важной информации; выбор и использование средств, адекватных поставленной задаче: разработка технологии обработки информации: использование полученных результатов в оптимизации процесса решения профессиональных задач.

Как показывают исследования [2,53,56], эффективность использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке специалиста зависит от: концептуальной разработанности педагогических инструментальных средств, используемых в организации учебно-познавательной деятельности обучаемых; уровня адаптивности учебно-информационной среды подготовки современного специалиста его профессиональной среде; уровня готовности обучающихся к решению профессионально-ориентированных задач посредством компьютерных технологий; наличия определенных психологических и психофизиологических особен ностей и свойств личности.

При обучении студентов работе с конкретным программным обеспечением необходимо заложить фундамент для дальнейшего самостоятельного изучения его возможностей и успешного его использования в профессиональной деятельности.

Будущие специалисты должны овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт практического использования компьютерных технологий, иметь соответствующую подготовку по их применению в будущей профессиональной деятельности.

Владение компьютерными технологиями включает в себя: знание их назначения, областей применения, основных принципов работы; знание основных функциональных возможностей, предоставляемых технологиями; знание методов и приемов работы с программными средствами, реализующими технологии, и умение применять их на практике. В подготовке студентов можно выделить два направления: овладение практическими умениями работать с компьютерными технологиями; овладение практическими умениями применять компьютерные технологии в своей будущей профессиональной деятельности.

Современная мебельная индустрия нуждается в высококвалифицированных инженерных кадрах, причем запросы у руководителей предприятий все возрастают. К основным требованиям, предъявляемым к технологам-конструкторам, относятся хорошие знания в области конструирования и новых технологий производства мебели, владение компьютером, в частности, навыки работы со специальными мебельными графическими редакторами CAD.

В настоящее время в мебельной отрасли существуют и используются большое количество специальных программных пакетов: «bCAD для Мебельщика», Базис-Конструктор-Мебелыцик, КЗ-Мебель, Furniture, KilchenDraw и др. Эти программы созданы для решения задач, связанных с автоматизированным проектированием и позволяют выполнять практически все операции по конструированию мебели, созданию объемных макетов и моделей изделия, автоыатической генерации рабочих чертежей, карт оптимального раскроя и т.д. Существуют и интегрированные CAD/CAM-системы, позволяющие не просто создавать модели, но и программировать станки с ЧПУ. Однако поскольку работа и ознакомление со специальными мебельными программами происходит на более поздних сроках обучения (3-4 курсы), а также в соответствии с учебными целями, которые мы ставили при разработке экспериментального курса инженерной графики, мы сочли целесообразным использование в рабочем процессе CAD-системы. т.е. системы, предназначенные для автоматизированного построения чертежей, геометрического трехмерного моделирования.

Последние версии систем геометрического моделирования, создаваемые в условиях острой конкурентной борьбы, отвечают общим сформировавшимся и признанным характеристикам.

1. Все они являются прикладными программами, работающими под управлением операционной программы Windows.

2. Интерфейс систем согласуется с интерфейсом операционной системы и по многим параметрам является общепринятым, имеющим развитую систему помощи и подсказки, справочную систему.

3. Большинство систем располагают модулями как плоского, так и объёмного параметрического моделирования, обеспечивают ассоциативность всех геометрических элементов моделей, исполнение конструкторских документов в соответствии с требованиями ЕСКД, имеют развитые библиотеки стандартизированных изделий, УГО, позволяют создавать прикладные библиотеки, имеют встроенные языки программирования.

AutoCAD - одна из первых чисто графических программ, ориентированная в начале 80-х годов прошлого столетия на решение задач архитектуры и строительства. В настоящее время это - одна из мощных CAD- программ (CAD-систем) для разработки конструкторской документации практически в любой сфере промышленного производства, имеющая множество приложений, интегрированных с ней и образующих САПР для решения задач архитектуры, строительства, производства и др. В то же время, высокая степень универсальности и связанное с этим обстоятельством усложнение программы, делают её непривлекательной при решении достаточно простых задач геометрического моделирования, т.е. при использовании в качестве электронного кульмана такую мощную и дорогостоящую систему. T-FLEX CAD - профессиональная универсальная система параметрического двухмерного и трёхмерного геометрического моделирования в интересах, прежде всего, машиностроительного производства. Система позволяет полностью решить проблему подготовки технической документации - чертежей, схем, спецификаций и т.д. Обладая мощным параметрическим геометрическим ядром, позволяет существенно повысить скорость типового проектирования. Система позволяет создавать трёхмерные модели практически любого уровня сложности и чертежи на основе проекций трёхмерных моделей.

Отечественная САПР ADEM версий 6.2, 6.2.SLT, 7 предназначена для автоматизации решения конструкторских и технологических задач производства. Система ADEM CAD объединяет все известные методы геометрического моделирования, что позволяет сформировать конечный вид изделия и создать необходимую конструкторскую документацию. Начиная с 7-ой версии можно строить любые виды, разрезы и сечения без непосредственного обращения к 3D модели.

Оценка эффективности качества обучения и формирования готовности к профессионально-творческой деятельности

Статистическая обработка данных с помощью дисперсионного анализа показала, что с уровнем достоверности 0,95 существует существенное различие между показателями успешности, качества и уровня творческой активности студентов контрольной и экспериментальной групп. Однородность состава экспериментальной и контрольной групп устанавливалась на основе результатов входного контрольного задания при констатирующем эксперименте. С помощью критерия Стьюдента было определено, что обе выборки относятся к одной генеральной совокупности.

В ходе эксперимента проводились исследования динамики развития мо-тивационной сферы студентов. Показатели мотивации и готовности к творческой деятельности определялись с помощью тестирования и опросов студентов в начале и в конце эксперимента. С начала проведения эксперимента создавались карты учебных характеристик на каждого студента, куда заносились результаты входного и промежуточного тестов, контрольных работ, данные о сроках и качестве выполненных заданий. Исследования динамики внутренней сферы мотивации проводились в соответствии с выделенными П.М.Якобсоном тремя типами мотивов, связанных с результатами учения [172]:

Мотивы избегания неудач (отрицательная мотивация); Мотивы, лежащие вне учебной деятельности (мотивация, вызванная социальными устремлениями - чувством долга, стремлением к личному благополучию, одобрению окружающих); Мотивы, лежащие внутри самой учебной деятельности (мотивация, связанная непосредственно с целями учения, удовлетворение любознательности, преодоление препятствий, интеллектуальная и творческая активность).

Для диагностики мотивации профессиональной творческой деятельности мы использовали методику К. Замфир в модификации А.Реана (приложение 7). В основу методики положена концепция внутренней и внешней мотивации. На основании полученных результатов был определен мотивационный комплекс личности студента. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ. (внутренняя мотивация), ВПМ (внешняя положительная мотивация) и ВОМ (внешняя отрицательная). Нами поде читывал ись показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ). Анализ результатов представлен в таблице 24.

Результаты обработки статистических данных показателей мотивации учебной деятельности показывают, что в конце учебного года в экспериментальной группе повысилось количество студентов с высоким уровнем мотивации (с преобладающими в мотивационном комплексе внутренними мотивами -3 уровень) и сократилось со средним (2 уровень) и низким уровнем (1 уровень); в то время как в контрольной группе уровень мотивации повысился незначительно (рис. 15 и 16).

Исследования динамики мотивационной сферы показали, что процент студентов с доминирующими мотивами, лежащими внутри самой учебной деятельности, преобладает в экспериментальной группе. В контрольной группе в начале первого семестра сильны мотивы, связанные с самой учебно-профессиональной деятельностью, однако к концу учебного года они заметно ослабевают.

Анализ результатов проведенных тестов, опросов и наблюдений показали, что студенты экспериментальной группы проявили более высокую готовность к творческой деятельности, чем студенты контрольной. Мы пришли к выводу, что использование в учебном процессе системы деловых игр и творческих задач, связанных с проектированием объектов по специальности, интенсифицирует процесс формирования у студентов профессиональной направленности, способствует активизации творческой и познавательной деятельности, развивает у них потребность в самоусовершенствовании. Полученные результаты эксперимента позволяю] прогнозировать, что в процессе обучения при более высоком уровне мотивации будет наблюдаться повышенная творческая активи ость учебно-профессиональной деятельности студентов.

Для определения эффективности экспериментальной системы в дальнейшем обучении студентов, среди преподавателей дисциплин «Рисунок и перспектива», «Основы композиции и дизайн мебели», «Детали машин и основы конструирования», «Компьютерная графика», был проведен опрос. Результаты опроса показали, что прошедшие через экспериментальное обучение студенты демонстрируют более высокую творческую активность и самостоятельность, профессиональные знания в области конструирования и компьютерного моделирования. они успешнее справляются с заданиями, связанные с анализом, и изображением сложной геометрической формы {например, рисунок капители или другой, архитектурной детали, предметов мебели), проявляют интерес к научно-исследовательской деятельности. Творческие графические работы, собранные в "portfolio" студента, по мнению преподавателей выпускающих кафедр, могут послужить основой для дальнейшей разработки при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Похожие диссертации на Формирование готовности к профессионально-творческой деятельности студентов в процессе обучения инженерной графике