Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Ремнева Ирина Александровна

Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования
<
Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ремнева Ирина Александровна. Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ремнева Ирина Александровна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т Ком. образования Правительства Москвы].- Москва, 2009.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1345

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского образования как педагогическая проблема .Сі 7

1.1. Сущность понятия «художественный образ» в музыкальном произведении и особенности его формирования у старших школьников в классе фортепиано I Л. 7

1.2. Критерии эффективности формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников <3-7

1.3. Организация и методика поэтапного формирования художественного образа у старших школьников в процессе работы над музыкальным произведением <58

Выводы по главе 1 S>2

Глава 2. Организация и методика опытно-экспериментального исследования эффективности процесса формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников 93

2.1. Система инструментально-технических упражнений по формированию художественного образа музыкального произведения 95

2.2. Логика и содержание констатирующего этапа эксперимента 97

2.3. Логика, организация и результаты формирующего этапа эксперимента 107

2.4. Экспериментальный анализ динамики уровней сформированности художественного образа музыкального произведения у старших школьников 133

Выводы по главе 2 139

Заключение 143

Литература 145

Приложения 159

Введение к работе

В последнее время в общей и музыкальной педагогике в частности недостаточное внимание уделяется эмоциональной составляющей личности учащегося, его переживаниям. Как правило, это имеет место и в условиях довузовской подготовки обучающихся, где главной задачей становится поступление в образовательное учреждение. При всей правильности такой постановки происходит следующее - учащиеся в основном накапливают исполнительские навыки, теоретические знания, сведения о композиторах и их сочинениях. Сфера переживания считается естественной, не требующей специального исследования и целенаправленной педагогической деятельности по её воспитанию. Поэтому молодым исполнителям не хватает воображения, фантазии, они исполняют нотный текст и не могут образно представить исполняемое произведение. И как следствие, не могут донести художественный образ до слушателей. Воспитание инициативных, ярких и грамотных будущих музыкантов-исполнителей - является актуальным для

4 музыкальной педагогики с точки зрения формирования художественного образа музыкального произведения.

Педагогический поиск, направленный на решение задачи повышения эффективности процесса формирования у обучающихся художественного образа музыкального произведения, должен ставить своей целью нахождение таких путей и методов педагогического руководства, которые смогли бы максимально способствовать активизации движущих сил развития личности обучающихся в условиях довузовской подготовки.

Содержание современных подходов, доминирующих в музыкальной
педагогике, требует серьёзных коррективов с точки зрения разрешения
наиболее сложных проблем, существующих в исполнительском мастерстве:
выразительности интонирования музыкального текста, выявления авторского
стиля, эпохи сочинения и исполнения произведения, формирования
художественно-образного видения учащихся как основы

высокохудожественного исполнения музыкального произведения.

Таким образом, выявляются противоречия между;

- сложившимся функциональным подходом к процессу формирования
художественного образа музыкального произведения у старших школьников
в условиях довузовской подготовки и необходимостью разработки новых
принципов и методик содержательного формирования у них
художественного образа музыкального произведения, адекватных критериям
и требованиям к личности современного школьника;

- наличием существующих личностно-развивающих методик
образовательных циклов, реализуемых в условиях довузовского
музыкального образования старших школьников и слабым использованием
их потенциала с целью формирования художественного образа музыкального
произведения у старших школьников;

- потребностью практики музыкального образования в научно-
методическом обеспечении процесса формирования художественного образа
музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского

процессе обучения музыке рассматривались в работах отечественных и зарубежных педагогов (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Б. Барток, Н.А. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, А. Лехнер, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский и др.).

Принципиальное значение для нас имеют работы, посвященные
проблемам традиций и новаторства в преподавании музыки (Т.Г.
Мариупольская); исполнительским и педагогическим принципам в
преподавании великих педагогов - пианистов ( К.Н. Игумнов, В.Б.

Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, СЕ. Фейнберг).

Различные аспекты формирования художественного образа рассмотрены в диссертационных исследованиях Р.Н. Гржибовской (формирование внутреннеслуховых (художественно-образных) представлений); И.М. Гальперина (развитие художественно-образного («театрального») мышления); Н.П. Антонец (развитие художественно-образного мышления); И.А. Хотенцевой (формирование художественно-образного мышления).

Несмотря на то, что в последние годы интерес к общему- и допрофессиональному музыкальному образованию усиливается, проведенный анализ позволяет констатировать недостаточную разработанность теории и методики формирования художественного образа музыкальных произведений в процессе исполнительской деятельности у учащихся старшего школьного возраста в условиях довузовского образования; не выявлены принципы и критерии эффективности формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников, а также условия формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского образования.

Актуальность, проблема исследования, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогической теории и образовательной практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование художественного образа музыкального произведения у

7 старших школьников (в условиях довузовского образования)».

Объект исследования - процесс формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников на индивидуальных занятиях в классе фортепиано в условиях довузовской подготовки.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и научно-методическом обосновании организационно-педагогических условий формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского образования.

Гипотеза исследования формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников на индивидуальных занятиях в классе фортепиано в условиях довузовской подготовки будет наиболее продуктивным, если:

- в процесс формирования художественного образа органично включить
приемы и реализовать необходимые и достаточные условия, которые будут
способствовать осознанию учащимися сущности музыкального
произведения, его драматургии, характера, а при исполнении данного
произведения, будут адекватно учитываться особенности восприятия
художественного образа старшими школьниками;

- разработать методику поэтапного формирования художественного
образа, включающую систему инструментально-технических упражнений и
заданий, развивающих свободу творческих проявлений учащихся в процессе
формирования художественного образа музыкального произведения;

учитывать не только уровни обученности всех категорий абитуриентов (выпускники детских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей), но и реализовать дидактические принципы дифференцированной и многоуровневой подготовки;

будет создана педагогически ориентированная образовательная среда,

8 обеспечивающая мотивацию к творческой деятельности учащегося, направленную на самостоятельность в поисках правильного содержания и развитие личностного художественно-образного видения музыкального произведения;

- индивидуальные занятия будут опираться на творческую сущность и
импровизационную природу музыки как постоянно развивающегося
процесса порождения нового и индивидуального в искусстве и образовании.

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ современных подходов к исследованию проблемы формирования художественного образа старших школьников и уточнить сущность понятия «художественный образ музыкального произведения».

  2. Выявить критерии эффективности процесса формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в процессе довузовского образования.

3. Выявить организационно-педагогические условия эффективности
процесса формирования художественного образа музыкального
произведения в процессе довузовского образования.

4. Разработать и экспериментально апробировать систему
инструментально-технических упражнений, способствующую эффективному
формированию художественного образа музыкального произведения,
развивающую свободу творческих проявлений учащихся в процессе занятий
фортепиано.

5. Разработать и экспериментально апробировать методику поэтапного
формирования художественного образа музыкального произведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— философские положения о духовном и творческом развитии личности,
о свободе творчества, о сущности искусства и природе художественного
творчества, которые раскрывают актуальные проблемы педагогики
музыкального образования (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, М.С.

9 Каган, Н.И. Киященко, B.C. Соловьёв, П.А. Флоренский, И.С. Якиманская и

др);

- специальная литература по вопросам психофизиологического
процесса мышления (А.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, С.Л.Рубинштейн,
Б.М.Теплов); психолого-педагогической теории деятельности (П.П.
Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов,
Н.Ф. Талызина и др.); психологии художественного творчества и развития
музыкального мышления (Ю.Б. Алиев, Л.А.Баренбойм, Я.А. Пономарев, В.И.
Петрушин);

исследования в области общей теории образования, обучения и воспитания, методологии педагогики (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.И. Пидкасистый);

теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Л.А. Рапацкая, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.);

научно-теоретическая, учебно-методическая литература в области профессионального фортепианного исполнительского искусства и фортепианной педагогики (Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнесина, Т.Г. Мариупольская, Г.Г. Нейгауз, Б.А. Печерский, СИ. Савшинский, Г.М. Цыпин, А.П. Юдин, Б.Л. Яворский);

принципы творческого и духовного развития личности (А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, Л.И. Уколова, Е.Л. Яковлева и др.);

положения общей и музыкальной педагогики о профессиональной музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, П.А. Черватюк).

Методы исследования включали в себя: анализ литературы по проблеме исследования; изучение практического педагогического опыта преподавания класса фортепиано; целенаправленное педагогическое наблюдение; анкетирование, беседы; педагогический эксперимент и обработка результатов; обобщение выводов исследования. Выбор методов

10 исследования осуществлялся на основе их адекватности цели, задачам и предмету исследования. Полученные данные фиксировались, анализировались и подвергались методам математической обработки, на основании чего делались окончательные выводы.

Базой исследования послужил Центр «Образование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет», в котором автор работает с 2004 года в качестве преподавателя фортепиано. В исследовании приняли участие выпускники детских музыкальных школ, музыкальных и педагогических колледжей, музыкальных училищ, а также трое экспертов из числа преподавателей кафедры инструментального исполнительства музыкально-педагогического факультета ГОУ ВПО МГПУ. Общее количество респондентов 60 человек.

Организация и этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 2005 - 2009 гг. и включало три основных этапа.

На первом, аналитико-поисковом этапе исследования (2005-2006гг./
анализировалось состояние научной разработанности проблемы
формирования художественного образа музыкального произведения;
уточнялся научный аппарат исследования, выявлялись его методологические
предпосылки; были определены цели, объект и предмет, гипотеза и задачи
исследования; разработана система инструментально-технических
упражнений и методических рекомендаций по формированию

художественного образа музыкального у старшего школьника в условиях довузовского образования.

На втором, констатирующем и формирующем этапе исследования (2006-2007), разрабатывались педагогические методы и приемы опытно-экспериментальной работы. Выявлялись критерии оценки уровня сформированности художественного образа музыкального произведения учащегося в процессе довузовской подготовки; проводилось музыкальное прослушивание и анкетирование с целью диагностики уровня

сформированности художественного образа музыкального произведения у учащихся экспериментальной и контрольной групп; осуществлялась апробация методики формирования художественного образа в классе фортепиано.

На третьем, контрольном этапе (2007-2009 гг.), осуществлялись систематизация результатов исследования, полученных в ходе эксперимента; публикация материалов исследования; внедрение результатов исследования в практику деятельности образовательных учреждений.

Научная новизна исследования:

- уточнена сущность понятия «художественный образ музыкального
произведения», выявлены и обоснованы теоретико-методологические
предпосылки формирования художественного образа музыкального
произведения как основы его интерпретации;

выявлена и структурирована проблема формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в процессе довузовского образования и впервые предложена методика её поэтапного решения;

- определены критерии (содержательность, осмысленность исполнения;
раскрытие авторского замысла, выявление стилевого и жанрового
разнообразия; приемы звукоизвлечения, динамическая градация,
разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация, основы
исполнительской техники; инициативность и самостоятельность мышления,
проявление индивидуального отношения, своеобразие интерпретации) и
определены параметры (музыкальная грамотность; владение средствами
исполнительской выразительности; уровень художественного мастерства;
исполнительская свобода, творческий настрой) оценки сформированности
художественного образа и интерпретации музыкальных произведений;

- выявлены организационно-педагогические условия эффективности поэтапного формирования художественного образа музыкального произведения (внешние условия: создание педагогически ориентированной

12 творческой среды; включение в содержание обучения системы разработанных творческих задач и упражнений; активизация интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной структур личности обучающихся; сотворческое взаимодействие будет способствовать развитию креативности личности ребенка в процессе формирования художественного образа музыкального произведения; внутренние условия: знания музыкально-хронологических событий и фактов; музыкально-творческие способности; опыт исполнительской и слушательской деятельности);

- разработана система инструментально-технических упражнений,
направленная на развитие исполнительских приемов, способствующих
формированию художественного образа музыкального произведения;

- разработана и экспериментально апробирована методика поэтапного
формирования художественного образа, включающая последовательные
этапы (изучение иллюстрированного материала; возникновение замысла
произведения, выделение образов, деталей, раскрывающих идею
произведения; поиск образа в зарисовках, фразах, музыкальных частях, поиск
тонального, звукового и динамического решения произведения, выбор
техники и стиля исполнения, выполнение итогового проигрывания;
воплощение художественного образа в игре) и систему показателей:
эстетическая (художественная) ценность; логичность и завершенность в
целом; принадлежность к жанру, стилю; выразительность, своеобразие
мелодии; разнообразие ритмического рисунка; логичность гармонизации;
выразительность фактуры; оригинальность музыкального языка.

Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют и дополняют существующие научные знания о процессе формирования художественного образа музыкального произведения в условиях довузовской подготовки. При этом:

- систематизированы и расширены существующие в психолого-
педагогической области знания представления о сущности, основных

13 направлениях и способах реализации организационно-педагогических условий формирования художественного образа в классе фортепиано (поддержание у учащихся профессионального интереса к творческим занятиям на уроках фортепиано путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и учащегося; осуществление педагогического руководства над исполнительской деятельностью учащихся в процессе занятий в классе фортепиано; развитие самостоятельности учащихся на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над формированием художественного образа музыкального произведения);

- определены структура и содержание фортепианного обучения
старших школьников на основе традиционных и инновационных подходов к
решению задач теории и методики современного музыкального
образования, где педагогически целенаправленно выделены творческая и
технологическая составляющие процесса формирования художественного
образа музыкального произведения, выявлена и систематизирована группа
педагогических условий, которая способствует профессиональному росту
учащихся в процессе работы над формированием художественного образа,
активизирует потребность к творчеству, формирует познавательный интерес
обучающихся к исполнительской деятельности;

- разработанная методика поэтапного формирования художественного
образа музыкального произведения, система упражнений и критерии оценки
уровня сформированное художественного образа музыкального
произведения, базирующиеся на комплексном взаимодействии
индивидуальной и самостоятельной форм обучения, обеспечивают
продуктивность исполнительского мастерства обучающихся и способствуют
развитию личности будущего музыканта-исполнителя.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что внедрение основных его теоретических и методических положений в

14 практику обучения интенсифицирует процесс индивидуальных занятий в классе фортепиано; ведет к целенаправленному и регулируемому развитию комплекса специальных способностей учащихся-музыкантов; улучшает качество исполнительского мастерства учащегося в классе фортепиано.

Разработанные в диссертации методические положения и рекомендации обладают широкой амплитудой педагогического воздействия и могут послужить основой совершенствования исполнительского мастерства будущих музыкантов-исполнителей в классе фортепиано.

Материалы исследования могут быть использованы как на индивидуальных занятиях фортепиано, так и в теоретическом курсе «Методика преподавания игры на фортепиано и основы художественного исполнительства».

Достоверность и обоснованность основных результатов исследования обеспечиваются: разнообразием используемых источников информации; применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, задачам, логике исследования; опорой предлагаемой методики исследования по формированию художественного образа на длительную опытно-поисковую работу соискателя; личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось: 1) в ходе опытно-экспериментальной работы на индивидуальных занятиях в классе фортепиано (в процессе довузовского образования на базе ГОУ ВПО МГПУ); 2) через представление материалов на международную научно-практическую конференцию, посвященную музыкально-исполнительскому искусству в системе профессионального образования (февраль 2009, Москва), на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной современному музыкальному образованию (февраль 2008, Белгород); 3) в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования ГОУ ВПО МГПУ; 4) в публикациях материалов по теме исследования.

15 На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность понятия «художественный образ музыкального
произведения» определяется как интегративное отражение авторского
замысла музыкального произведения сквозь призму индивидуальности
исполнителя, его субъективного видения и ощущения действительности, для
воплощения которого необходимо использовать такие средства
художественной выразительности как ритм, форма, интонация,
звукоизвлечение, мелодическая линия, фактура, гармония, динамика.

2. Критерии оценки сформированности художественного образа
музыкального произведения, которые включают в себя: содержательность,
осмысленность исполнения, понимания авторского замысла и стилевых
особенностей исполняемых произведений; владение разными средствами
выразительности, исполнительскими приемами (колористичность звучания,
разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация и т.д.), основами
исполнительской техники; инициативность и самостоятельность музыканта-
исполнителя, проявление индивидуального отношения к исполняемым
произведениям, своеобразие интерпретации; исполнительскую свободу и
творческий настрой.

3. Система специальных инструментально-технических упражнений,
которая способствует формированию художественного образа музыкального
произведения: владение разными средствами выразительности
(интонационный склад, динамическое развитие, метро-ритмическая
точность), исполнительскими приемами (колористичность звучания,
разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация и т.д.).
Перспективность и эвристическая ценность предложенной системы
упражнений актуализирует потребность в творческой деятельности,
развивает мышление, интуицию, воображение, фантазию обучающихся.

4. Методика поэтапного формирования художественного образа
музыкального произведения основывается на следующих принципах,
критериях и конструктах:

- приоритет художественно-смыслового начала в учебной работе над
музыкальным материалом, выявление образно-поэтического содержания
музыки, зашифрованного в нотной записи; проникновение в специфическую
«семантику» музыкальной речи;

- ориентация на максимально полное и всестороннее выявление
авторского замысла в процессе работы над музыкальным произведением;
установка на стилистическую точность и художественную достоверность
музыкального исполнения, на адекватную передачу композиторских
намерений, как в общем концептуальном плане, так и в деталях, нюансах,
частностях;

- установка на всестороннее и интенсивное развитие комплекса общих и
специальных способностей учащихся — его художественно-образного и
понятийного мышления, фантазии и воображения, музыкального слуха,
профессиональной памяти, чувства ритма, двигательно-моторного
потенциала. Необходимая корректировка приемов и способов
педагогического воздействия с учетом личности учащегося, его психики и
общими способностями;

- инициирование посредством соответствующих мотивационных
рычагов созидательных, «нестандартных» действий учащихся, формирование
у учащихся способности к профессиональной самодиагностике: умения
обнаруживать собственные недочеты, находить оптимальные решения в
сложных и непривычных учебно-образовательных ситуациях;

- акцентуация на способах звукоизвлечения, фразировке, динамике,
интонационной выразительности музыкальной речи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст составляет 150 страниц, включая таблицы и рисунки. Список литературы включает более 160 наименований.

Сущность понятия «художественный образ» в музыкальном произведении и особенности его формирования у старших школьников в классе фортепиано

В данном параграфе анализируется развитие категории «художественный образ» на протяжении истории философской и эстетической мысли, рассматриваются основные тенденции в понимании сущности феномена; прослеживается взаимосвязь категории «художественный образ» с таким понятием как «образ», «образ в музыке», «образность», которые в своей совокупности характеризуют специфику влияния искусства на развитие личности и всего общества, обосновывается возможность использования свойств художественного образа в образовательном процессе, в качестве средства формирования профессиональной направленности личности.

Сложность процессов, происходящих в сознании исполнителя при восприятии и моделировании художественного музыкального образа, затрудняет изучение этой проблемы. В настоящее время в музыкальной науке сделаны шаги в этом направлении. Назовем,, прежде всего, фундаментальные труды Б.М. Теплова («Психология музыкальных способностей» и «Проблемы индивидуальных различий»), Л. С. Выготского («Психология искусства»). Большой интерес представляют труды в области психологии музыкального восприятия и исполнительства таких музыкантов-исследователей, как Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, В.Г. Ражников, И.Я. Рыжкин, О.П. Сайгушкина, М.С. Голубева, Б.Г. Ананьев.

Исследование вопросов, связанных с проблемой художественного образа в музыкальном искусстве, ведется в различных областях науки -философии, эстетике, психологии, педагогике, искусствоведении, исполнительстве. Только в единстве этих наук можно найти ключ к выработке эффективных методов воспитания способности к образному мышлению у учащихся-исполнителей.

Образ в философии — результат отражения объекта в сознании человека. На умственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления - понятия, суждения, умозаключения. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования. Материальной формой воплощения образа выступают практические действия, язык, различные знаковые модели. Специфической формой образа является художественный образ. Мысль Гегеля, что образ «являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее действительность», стала аксиомой понимания образа в современной философии и психологии. В русле материалистической методологии выработано учение об образе как форме отражения в психике действительности, при этом уточняется, что на чувственной ступени познания образ выступает как ощущение, восприятие и представление, а на уровне мышления — как понятие, суждение, концепция; решающая роль отводится воздействию на психику внешней действительности, формирующей содержание образа.

В психологии образом называют не все формы психики, а лишь восприятие и представление, в которых воспроизводится материальная структура предмета, как целого. Это — субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). Образное отражение (мышление) в психологическом смысле - отражение только наглядное (зримое, слышимое), конкретно-чувственное. Материальное воплощение психического образа — изображение. В психологии бессознательного, напротив, первичным бытием по отношению к генезису и содержанию важнейших для личности и культуры образов выступают интрапсихические начала, у К.Г. Юнг они названы архетипами коллективного бессознательного. Формалистические концепции исходят из того, что многие образы искусства, вообще не могут быть редуцированы к какому-либо внешнему для сознания первобытию, ибо они -суть продукта определенной структуры и функции самого сознания.

В области художественного творчества и науках, о нем сложилось понятие «художественный образ». Образ здесь - сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность.

Культурология понимает под образом явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации - духовной ли физической; образ есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно-доступную форму. Для наук о культуре понятие «образ» чрезвычайно важно, ибо культура в своем происхождении и содержании есть претворенное первичное бытие - природное, человеческое или божественное; в этом смысле культура сама — образ, явленная метаморфоза первичной реальности.

Две с половиной тысяч лет прошло с тех пор, как мыслители Древней Греции сделали первые попытки ответить на вопрос: что такое образ в искусстве? Почему он оказался нужным людям? И что он дает людям, которые его созерцают и воспринимают? Поиски ответов на эти и другие вопросы все время рождали новые и новые вопросы, а нередко - и ответы прямо противоположной направленности. И сегодня никто не может сказать с полной уверенностью, что на эти и вновь возникающие вопросы найдены ответы, удовлетворяющие всех тонко чувствующих образы искусства людей и хорошо, как им кажется, знающих природу и социальную значимость искусства.

Система инструментально-технических упражнений по формированию художественного образа музыкального произведения

Учащиеся часто играют механически, просто проигрывая фразы. Это противоречит задачам нашего исследования. Каждая фраза должна приобретать законченность, прикосновение к клавишам оргагоічески сливаться с музыкальной интонацией, с мелодией композитора.

Дальнейший ход эксперимента в нашей практике был связан с применением на индивидуальных занятиях системы инструментально-технических упраоюнении, направленных на формирование художественного образа музыкального произведения посредством поисков правильного звукоизвлечения.

Основная цель их состояла в выработке специальных исполнительских приемов и навыков звукоизвлечения, которые помогают в создании и воплощении художественного образа музыкального произведения. Постоянное применение таких упражнений вводит учащегося в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата. Ежедневно их следует выполнять по 15-20 минут перед тем, как приступить к работе над произведением.

Если у ученика пальцы «заплетаются в звуке» и фразы теряют смысловое значение, то хорошим упражнением станет для него известное упражнение на крышке рояля. Пальцы при этом должны внятно знать свою аппликатуру и положение на инструменте. Звук должен быть четким и выразительным.

Предложенные упражнения важны нам не сами по себе, а как средство для наилучшего разрешения стоящих перед исполнителем (в процессе каждодневной работы) художественных задач, как средство наиболее быстрого преодоления тонкостей исполнения и технических трудностей (См. приложение). Разработанная система упражнений способствует развитию правильного звуковедения и четкому представлению мелодической линии, где пальцы становятся «живыми», «поющими», «эластично растянутыми». Рука при этом должна быть свободной, гибкой, изящной. Перенос рук - быстрый, энергичный и максимально незаметный. При этом голова мыслит и «идет» вперед значительно быстрее, нежели пальцы.

Работая над развитием различных элементов пальцевой техники, будь то простое упражнение, гамма или художественное произведение, прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы игра учащегося всегда была музыкально выразительна. Нельзя допускать игры, не насыщенной определенной эмоцией, настроением, в эмоционально-нейтральном состоянии. Каждый звук, даже если это звук упражнения, должен о чем-то говорить, нести музыкальный смысл. Звук должен быть полный, мягкий, певучий. Основным принципом туше у Игумнова являлся принцип «слияния пальцев с клавишами» (57, с. 363). Даже самые простые упражнения не должны играться формально, а восприниматься как музыкальные пьесы, как отрезки мелодии. Для того чтобы упражнения имели эмоциональный подтекст, учитель может сделать несколько подсказок-сравнений. Например, одним словом охарактеризовать игру - «гордо», «гневно», «волнующе», «презрительно» и т.п. Учащиеся при этом приучаются характеризовать свою игру, постепенно вкладывая определенные музыкальные и исполнительские эмоции даже в работе над упражнением.

Каждое занятие с экспериментальной группой начиналось с применения данных упражнений. Постепенно учащиеся начинали использовать некоторые приемы игры упражнений в самостоятельной работе над музыкальным произведением. Постоянные поиски правильного, красивого, нужного звука активизировали мыслительную и творческую деятельность.

Применение приведенных упражнений в систематической работе над формированием художественного образа музыкального произведения, дали определенные результаты. К концу полугодия в игре учащихся экспериментальной группы наблюдались значительные сдвиги в работе:

1) испытуемые легко пользовались выразительными возможностями и приемами звукоизвлечения;

2) произведение начинало звучать интересно и убедительно;

3) работа на занятиях фортепиано приобретала творческий характер.

Логика, организация и результаты формирующего этапа эксперимента

Для выявления уровня роста творческих интерпретаторских способностей учащихся и практической проверки разработанных приемов и методов, направленных на динамику сформированности художественного образа музыкального произведения, был спроектирован и проведен формирующий педагогический эксперимент.

Целью эксперимента значилось выявление динамики формирования художественного образа музыкального произведения в самостоятельной работе учащихся.

Формирующий этап эксперимента состоял из двух этапов. По результатам первого этапа эксперимента следовало определить изменения уровня сформированности художественного образа музыкального произведения у испытуемых экспериментальной группы за 3 месяца обучения. Второй этап экспериментального обучения предполагал проследить динамику сформированности художественного образа в самостоятельной работе учащихся обеих групп.

В связи с тем, что поступающий контингент на музыкально-педагогический факультет педагогических вузов неоднородный (выпускники музыкальных школ, музыкальных училищ, педагогических колледжей), в процессе подготовки к эксперименту были укомплектованы 2 группы испытуемых: экспериментальная (выпускники музыкальных школ), в которой индивидуальные занятия велись по экспериментальной методике, и контрольная (выпускники музыкальных училищ), занятия в которой велись по общепринятой методике.

В эксперименте принимали участие 20 испытуемых:

1. Выпускники музыкальных школ — 10 человек;

2. Выпускники музыкальных (педагогических) училищ - 10 человек.

В задачи формирующего этапа эксперимента входило:

1) Определить уровень качественного состояния и функциональной подвижности сформированности художественного образа музыкального произведения у испытуемых экспериментальной группы при самостоятельной работе;

2) Выяснить содержание формирования художественного образа музыкального произведения у испытуемых экспериментальной группы;

3) Определить, какими путями шли испытуемые к постижению художественного музыкального образа;

4) Выяснить, насколько эффективны применяемые учащимися методы и формы работы над формированием художественного образа музыкального произведения;

5) Выявить уровень грамотности в прочтении текста и создании исполнительской интерпретации произведения;

6) Рассмотреть условия работы, способствующие наилучшему художественно-исполнительскому результату;

7) Проанализировать и обобщить результаты исследования.

Для решения поставленных задач исследования нами использовались следующие методы педагогического анализа:

- формы и методы диалогического общения, предложенные автором

исследования; использованный непосредственно на индивидуальных

занятиях - метод словесного наблюдения;

- анкетирования, проведенные на заданные темы;

- лонгитюдный метод наблюдения;

- опрос, беседа;

- объяснительно-иллюстративный метод;

- метод экспертных оценок.

Процесс работы в классе фортепиано - это, по сути, процесс сотворческого взаимодействия педагога и учащегося. В связи с вышесказанным формы диалогического общения, такие как: творческая беседа, творческая дискуссия — наиболее органично отражают суть данного процесса.

Действительно, большое значение в процессе работы над произведением имеет обсуждение деталей произведения с преподавателем. В процессе этого обсуждения происходит диалог, в котором преподаватель и учащийся обмениваются своими мыслями по поводу формирования и развития исполнительского образа. Такой диалог позволил нам выяснить степень включенности учащегося в проблему творческого исследования. Задавая различные вопросы, мы стремились прояснить дальнейшее направление работы, взяв за основу логику художественной идеи учащегося.

Похожие диссертации на Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников : в условиях довузовского образования