Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Свиридов Павел Владимирович

Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях)
<
Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях) Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свиридов Павел Владимирович. Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Свиридов Павел Владимирович;[Место защиты: Московский городской педагогический университет. Официальный сайт ГБОУ ВПО МГПУ www.mgpu.ru].- Москва, 2014.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические проблемы формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях 16

1.1. Обзор зарубежных и отечественных исследований по проблеме формирования вокальных навыков 16

1.2. Обобщение научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях 36

1.3. Разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях 62

Выводы по первой главе. 88

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях 90

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 90

2.2 Оценка эффективности методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях 105

2.3 Рекомендации по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях 131

Выводы по второй главе 139

Заключение 141

Список использованной литературы 145

Обобщение научно-теоретического и методического опыта формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

Обзор научной, методической и педагогической литературы по теме исследования показывает, что проблемы, связанные с формированием вокальных навыков, вызывали и вызывают повышенный интерес среди ученых, педагогов и певцов во все времена и эпохи. Данное обстоятельство позволяет проанализировать взгляды авторов исследований на проблемы формирования вокальных навыков и рассмотреть методы их работы по воспитанию певческого голоса в различные эпохи в хронологической последовательности.

Человеческий голос является уникальным инструментом, владение которым доступно практически каждому здоровому человеку в качестве средства коммуникации. Звучание голоса характеризуется наличием интонации, тембра, динамики, эмоционального насыщения и вербальной составляющей. Функция голоса, как средства коммуникации, состоит в передаче разнообразной информации в процессе взаимодействия людей. В сравнении с другими способами передачи информации (с помощью мимики, жестов), голосовая коммуникация использует «очень мощный и гибкий инструмент человеческого языка» [60, с. 17].

Как один из важнейших инструментов художественной выразительности голос стал неотъемлемой частью многих видов драматического искусства (театр, опера, эстрада), а также ряда профессий (диктор, преподаватель, адвокат и т.п.). Наиболее широко и ярко человеческий голос раскрывается в процессе пения.

Голос может быть нежным и агрессивным, глухим и звонким, громким и тихим, ровным и дрожащим; он может вызывать отвращение или восхищать своим звучанием. Причин столь неоднозначного проявления деятельности голосового аппарата великое множество. Именно они и позволяют голосу, как музыкальному инструменту, перейти из бытовой сферы в сферу искусства.

История вокального искусства ведет свое начало с далеких времен. Как вид художественной деятельности пение существовало еще до н.э. Так, в Древней Греции исполнителями вокальных произведений являлись сами поэты-композиторы (исполнявшие свои произведения под аккомпанемент разнообразных инструментов того времени - лир, кифар).

Древнегреческая мифология знала многих певцов, наиболее яркими из которых выступают Мусей, Евмолп, Лин, Тамирис, Орфей. Все они считались культурными героями древнегреческой цивилизации, в основе которой стояла чарующая личность «божественного певца», являвшегося «символическим выражением мировой гармонии, мудрости, света, вдохновения и искусства» [3, с. 46].

Особую роль искусство пения занимало и в Древнем Риме, в котором даже существовало разделение преподавателей вокала на 3 категории: - Vociferarril - занимались расширением диапазона, а также развитием силы голоса; - Phonasci - работали над дальнейшим развитием и улучшением голоса (обучали резонансу); - Vocales - обучали правильной интонации и художественной выразительности исполнения (певческой культуре) [119].

Поскольку процесс воспитания голоса в те времена велся эмпирически, информации о методах обучения пению в эпоху античности практически нет. Из литературных источников, описывающих историю вокального искусства и методы постановки певческого голоса в период от античных времен до XV века, сохранились лишь немногие сочинения, содержащие отдельные указания и рекомендации по формированию вокальных навыков. В трудах римского философа Боэция описана роль певческого дыхания и его влияние на качество голоса, приводится классификация голосов. Указывая на многообразие способов развития голоса, Боэций определяет различия между постановкой певческого и разговорного (ораторского) голоса. Управление голосом происходит за счет навыков и умений (основанных на научном знании) и слуха (руководимого разумом). Диапазон голоса может расширяться, однако природа устанавливает границы вверху и внизу диапазона голоса каждого человека, выше которых пение невозможно. Сам звук характеризуется Боэцием как «сотрясание воздуха, достигающее слуха» [13, с. 238-240].

В XVI-XVII вв. появляется ряд сочинений под авторством О. Дуранте, Дж. Каччини, Л. Цаккони, Дж. Царлино, которые помимо общих теоретических рассуждений о музыке содержат высказывания о технике пения, делаются первые попытки научного обоснования процесса голосообразования, приводятся методы обучения вокальному искусству [119].

Окончательное формирование принципов постановки голоса и норм подлинной школы пения связано с рождением оперного искусства. Начало оперы, а вместе с ней и культивирование качественных и высококлассных голосов, было положено представлением «Дафны» Я. Пери в 1599 году во Флоренции. Преподаванием вокального мастерства в ту эпоху занимались сами композиторы. Они старались сделать из своих учеников высококлассных, виртуозных исполнителей с помощью обучения технике правильного певческого дыхания, подачи звука, яркости, ровности и мощности голоса, руководствуясь выверенной и продуманной системой методов.

Разработка и обоснование методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

Профессиональное пение (пение «на опоре») характеризуется равномерным расходом дыхания в процессе голосообразования. В середине XIX века М. Гарсия удалось связать разницу расхода певческого дыхания с характером работы голосовых связок. По наблюдениям Гарсиа, расход дыхания в процессе звукообразования при плотном смыкании голосовых связок значительно меньше, чем при смыкании «краевом» (используемом при пении фальцетом) [64].

Подробное исследование работы певческого дыхания отражено в трудах Л. Д. Работнова. В 30-е годы XX века Л. Д. Работновым был открыт феномен «парадоксального дыхания» [108]. Процесс звукообразования, основанный на выдохе, характеризуется спаданием стенок грудной клетки и уменьшением объема легких (за счет уменьшения количества воздуха). Так, Л. Д. Работновым было отмечено, что пение мастеров вокального искусства сопровождается сохранением устойчивого положения диафрагмы, удерживанием положения грудной клетки в состоянии «оптимального вдоха». В классическом пении феномен парадоксального дыхания выражается в ощущении пения на вдохе [там же, с. 30-33] .

Постановка певческого дыхания осуществляется посредством выполнения различных упражнений, которые условно разделены на две группы: упражнения со звуком и беззвучные. Упражнения со звуком представляют собой гаммаобразные последовательности и вокализы, исполняемые legato и staccato. Выполнение упражнений legato направлено на выработку навыков равномерного распределения дыхания в процессе голосообразования, пения длинных фраз с сохранением ровности голосоведения. Упражнения, исполняемые staccato, способствуют активизации работы дыхательного аппарата и расслаблению мышц гортани.

Выполнение «беззвучных» упражнений направлено на освобождение мышц голосового аппарата от зажимов и активизацию дыхательной системы. Так, комплекс беззвучных дыхательных упражнений системы К. Линклэйтер направлен на восстановление рефлекторного принципа дыхания в процессе голосообразования. Выполнение дыхательных упражнений осуществляется в лежачем положении и положении «вниз головой» (в подвешенном состоянии). По утверждению К. Линклэйтер, подобные позы наилучшим образом стимулируют рефлекторные действия дыхательного аппарата, в отличие от положений стоя или сидя [198, с. 15].

Особое место в отечественной вокальной педагогической практике занимает «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», созданная в 30-40 г.г. XX века [143]. В основу метода А. Н. Стрельниковой положено использование форсированного вдоха с целью вовлечения в процесс дыхания диафрагмы. Выполнение данных упражнений направлено на активизацию всех групп дыхательных мышц, участвующих в организации певческого дыхания в процессе голосообразования. Помимо этого, дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой способствуют восстановлению певческого голоса и лечению ряда заболеваний, связанных с деятельностью органов дыхания.

Певческое дыхание неразрывно связано с деятельностью гортани. Именно голосовая щель является затвором, препятствующим свободному выходу дыхания в процессе формирования певческого звука. Гортань является местом рождения звука и реализует в процессе пения ряд важнейших качеств певческого звука, таких как тембр, высота, металличность, сила.

В исследовании Л. Б. Рудина гортань определяется как «орган озвучивания воздушной струи (генератор звука), состоящий из хрящей, мышц, связок и нервного аппарата, подвижно соединенный с подъязычной костью и подвешенный вместе с ней к нижней челюсти и основанию черепа». Положение гортани зависит от положения подъязычной кости, нижней челюсти, головы и корпуса [117, с. 17].

Говоря о роли гортани, подчеркивают ее ведущую роль в процессе голосообразования. Являясь относительно небольшим по размеру органом, гортань имеет очень сложное строение, характеризующееся множеством мелких мышц и хрящей, сложной системой иннервации, идущей из разных отделов центральной нервной системы. Ввиду этого, работа мышц гортани и голосовых связок в процессе голосообразования не поддается точному анализу и осознанию [88, с. 180].

Существует ряд мнений о правильном положении гортани при пении. Так, метод «штаупринципа», разработанный Дж. Армином, характеризуется использованием и сохранением низкого положения гортани в процессе голосообразования. Метод Дж. Армина применяется в процессе воспитания низких мужских голосов [166, с. 183]. О необходимости сохранения свободного низкого положения гортани в процессе голосообразования говорит А. М. Вербов. По его утверждению, данное положение гортани реализуется за счет «оттягивания подъязычной кости и языка вниз посредством сокращения подъязычно-грудинных мышц» [15, с. 24].

По мнению С. Риггза, баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих, обеспечивающих «яркость» и «полность» звука голоса, возможен только при расслабленном и стабильном положении гортани в «речевой позиции». Повышение или понижение гортани, по утверждению С. Риггза, сопровождается зажимами внешних мышц гортани, искажает вокальную речь, а певческий звук получается «ломким и скрипучим» [111, с. 39-41].

Оценка эффективности методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

Перед работой по формированию способов пения, каждый обучающийся получал необходимую теоретическую информацию о специфике данного способа, его преимуществах и ограничениях. Так, молодые люди узнавали насколько громко можно петь тем или иным способом пения, какие гласные звуки необходимо использовать в высокой части голоса. Данная теоретическая информация напоминалась обучающимся в течение нескольких последующих занятий.

Поиск режима звукообразования, соответствующего определенному способу пения производился посредством использования четырех вокально-педагогических методов. Работа по формированию у обучающихся способов пения основывалась на выполнении вокальных упражнений, с учетом определенных инструкций и рекомендаций. Эксперименты по изменению окраски певческого звука проводились только после уверенного овладения способами пения.

Количество времени, затрачиваемого на формирование у обучающихся способов пения, было индивидуальным. В отдельных случаях добиться верного принципа формирования того или иного способа пения удавалось за 1-2 занятия. Однако для закрепления данных навыков требовалось от 1 до 3 месяцев.

Вторая часть индивидуального занятия посвящалась работе над песенным материалом. Данная работа выполнялась в три этапа: - выбор песенного материала; - работа над вокально-технической частью песенного материала; - формирование исполнительской культуры (навыков «выразительного рассказа» поэтического текста песни).

Конечной целью данной работы являлось создание концертного номера. Первый этап был посвящен выбору песен для последующего их разучивания и исполнения. Отбор песенного материала происходил на основе индивидуальных предпочтений и в соответствии с вокально-техническим уровнем каждого обучающегося. По результатам прослушивания отобранных песен проводился их подробный анализ, направленный на определение вокально-технических особенностей голоса исполнителя (вокальный диапазон, характер исполнения, способ пения). После этого выполнялся анализ структурных особенностей песни, выделялись сложные в техническом плане фразы. На основе полученных данных определялось насколько удобно обучающемуся будет исполнять выбранное произведение в оригинальной тональности. При необходимости производился поиск удобной для обучающегося тональности (в которой он мог исполнить все ноты данной песни). Разучивание песен (текста и мелодии) являлось домашним заданием для всех обучающихся экспериментальных и контрольных групп. Второй этап был посвящен работе над вокально-технической частью песенного материала. Исполнение песенного материала обучающимися экспериментальных групп на данном этапе осуществлялось с применением способов пения, соответствующих стилю выбранных произведений.

Работа с обучающимися экспериментальной группы №1 была сосредоточена на многократном пропевании наиболее сложных частей и фраз разучиваемых песен. Данные фразы исполнялись в медленном темпе под аккомпанемент фортепиано.

При работе с обучающимися экспериментальных групп № 2 и № 3 особое внимание уделялось работе над точностью интонирования вокальной мелодии. Для этого из песни выбирались сложные мелодические фразы, из которых формировались попевки. Данные попевки в качестве упражнений исполнялись вверх и вниз по полутонам. Сложные в интонационном плане фразы также многократно исполнялись в медленном темпе под аккомпанемент фортепиано.

В экспериментальных группах №2 и №3 работа над вокально-технической частью песенного материала происходила более динамично, чем в экспериментальной группе №1.

На третьем этапе проводилась работа по формированию у обучающихся навыков исполнительской культуры. Данной работе предшествовал предварительный разбор поэтического текста песни, записанного на бумагу. Разбор текста песни характеризовался выделением смысловых ударений в каждой фразе, выбором мест, где необходимо брать дыхание. Динамические оттенки обозначались стрелками, помещенными над текстом песни.

Работа над песенным материалом в рамках индивидуальных занятий происходила с использованием звукоусиливающей аппаратуры. В ходе данной работы молодые люди получали навыки пения в микрофон. Так, обучающиеся начинали слышать свой голос со стороны (постепенно привыкая к этому «новому» звучанию своего голоса). Одновременно с этим навык пения в микрофон давал обучающимся определенный опыт для будущей сценической практики.

На контрольном этапе исследования проводился анализ и оценка эффективности разработанной методики формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях. Целью данного этапа являлось сравнение исходных и сформированных в процессе опытно-экспериментального исследования навыков эстрадного вокала у обучающихся экспериментальных и контрольных групп на основе сформулированных критериев и с использованием трехбалльной оценочной системы.

Рекомендации по повышению эффективности формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях

В ходе исследования удалось выявить ряд условий, повышающих эффективность формирования навыков эстрадного вокала у молодежи в культурно-досуговых учреждениях.

Процесс формирования навыков эстрадного вокала основывается, прежде всего, на выполнении комплекса упражнений. Основной задачей данного комплекса является постепенное и последовательное формирование у обучающихся базовых приемов и способов пения. Критериями сформированности навыков эстрадного вокала выступают свобода голосообразования, ровность дыхания, свобода артикуляции, чистота и интонации и владение стилями эстрадной вокальной музыки. Ввиду этого, упражнения разработанной методики нацелены на формирование навыков, дающих возможность обучающимся пропевать конкретным звуком любые комбинации нот и интервалов, сохраняя при этом свободу голосообразования, ровность дыхания и т.д.

В процессе выполнения упражнений внимание обучающихся должно быть полностью сосредоточено на формировании правильной певческой техники. Ввиду этого, вокальные упражнения должны быть максимально простыми по своей структуре. Выполнение простых упражнений позволяет обучающимся сконцентрироваться на определенной вокально-технической задаче. Упражнения, основанные на сложных ритмических и мелодических последовательностях, отвлекают обучающихся от поставленных задач, переключая их внимание на правильность исполняемых нот.

Каждое упражнение должно быть направлено на решение одной конкретной вокально-технической задачи, поскольку осмысленная работа над определенной проблемой является наиболее эффективной. Почти всегда с решением какой-либо одной вокальной проблемы одновременно решается и несколько других. Это происходит благодаря тому, что каждая вокальная проблема, как правило, возникает в результате существования другой проблемы.

В результате многократного выполнения какого-либо упражнения, мышцы вокруг голосовых связок привыкают к определенным движениям, и в дальнейшем будут выполнять их автоматически. Данное явление известно под названием «мышечная память». Основным свойством мышечной памяти является фиксирование всех без исключения многократно воспроизводимых движений мышц голосового аппарата: как правильных, так и неверных. Ввиду этого, очень важно наработать в мышечную память правильную певческую технику. Наибольший риск закрепить в мышечную память «порочную» технику возникает в результате отсутствия должной концентрации со стороны обучающихся.

Наиболее динамично и эффективно процесс формирования навыков эстрадного вокала протекает при условии предельной концентрации внимания обучающихся в процессе выполнения поставленных певческих задач. Нельзя допускать переутомления обучающихся в процессе вокальных занятий, поскольку оно всегда связано с потерей концентрации. Ввиду этого, особое внимание следует уделять продолжительности вокальных занятий. В среднем, урок вокала должен длиться от 40 до 60 минут. Занятие продолжительностью более 60 минут проводить нецелесообразно, поскольку 40-60 минут – это тот промежуток времени, на протяжении которого обучающиеся способны максимально концентрировать свое внимание на выполнении поставленных вокально-технических задач. Как показывает практика, возможность молодых людей предельно концентрировать внимание на начальном этапе обучения эстрадному пению, обычно, не превышает 20 минут. Ввиду этого, вторую часть занятия необходимо отводить прослушиванию, анализу и выбору песенного материала. Данная практика позволяет обучающимся овладеть навыками анализа вокально-технических особенностей голосов исполнителей выбранных музыкальных произведений на предмет наличия или отсутствия металла в певческом звуке, характера звучания голоса и т.д. При выборе песенного материала следует руководствоваться: - индивидуальными предпочтениями обучающегося; - соответствием песенного материала вокально-техническому уровню обучающегося.

Последнее условие часто осложняет процесс выбора песен для исполнения, поскольку вокально-технические навыки самого обучающегося на данном этапе не соответствуют уровню сложности выбранного им материала. Решение данной проблемы возможно через компромисс, заключающийся в предложении обучающемуся выбора других песен из репертуара того же исполнителя или группы, соответствующих уровню его вокальных навыков на данном этапе обучения.

Похожие диссертации на Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях)