Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Егорова Лариса Васильевна

Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен)
<
Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егорова Лариса Васильевна. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 160 c. РГБ ОД, 61:04-13/2101

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические основы формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста 15

1.1. Якутский музыкальный фольклор как основа развития певческих навыков детей

1.2. Содержание певческих навыков и особенности их формирования в процессе освоения якутского песенного фольклора 25

Глава II Методика исследования развития певческих навыков на основе якутского музыкального фольклора 51

2.1. Обоснование системы певческого репертуара на материале якутского музыкального фольклора 51

2.2. Исходное состояние певческих навыков у детей (констатирующее исследование) 58

2.3. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста 68

Заключение 111

Библиография 115

Приложение 133

Введение к работе

В современных условиях перестройки жизни общества по
принципам демократизации и гуманизации, расширения процессов
децентрализации государственного управления, перехода от унитарной
модели образования к многополярной предусматривается введение
культурного и национально-регионального компонентов, исходящих из
природно-климатических, культурно-исторических, экологических и

народно-хозяйственных характеристик республики, социально-

психологических особенностей ее населения.

Обновленная национальная школа призвана обеспечить трансляцию из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять влиянию чуждых народу псевдокультурных тенденций.

Курс на гуманизацию образования, развитие нового мышления и высокой художественной культуры невозможен без приоритета этико-эстетического, художественно-нравственного образования подрастающего поколения.

Художественное обучение и воспитание - основа возвышения человека как гармонически развитой творческой личности.

В соответствии с идеями концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия) возникает необходимость формирования у детей традиций духовной культуры родного народа как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Приобщение к общечеловеческим ценностям успешно лишь тогда, когда ребенок имеет возможность с детства пройти через восприятие родной национальной культуры.

Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей, в частности, в совершенствовании вокально-хоровой работы.

Якутские народные песни, передаваемые из поколения в поколение, всегда испытывали на себе воздействие национальных особенностей певческого и речевого аппарата и дошли до нас как эталон вокального и речевого совершенства. Поэтому, изучение влияния традиций песенного фольклора народа на формирование певческих навыков детей младшего школьного возраста на примере материалов современной школы Якутии является актуальной научной проблемой.

Якутские народные песни всегда отличало ладовое своеобразие, особая выразительность и ярко выраженное импровизационное начало. Есть два компонента, доказывающие целесообразность использования якутского музыкального фольклора в педагогической практике. Во-первых, песня несет в себе характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому она принадлежит, и, таким образом, заставляет проникаться этими особенностями. А во-вторых, являясь в большинстве своем несложным, доступным для многих произведением, народная песня построена на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, что, по утверждению многих исследователей, в вокально-педагогической практике способствует правильному развитию голоса и слуха у детей младшего школьного возраста.

Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для освоения им традиционных духовных ценностей народа, предлагая в самых

различных жизненных ситуациях богатые и разнообразные музыкальные переживания и впечатления.

Эстетические музыкальные впечатления ребенок получает с детства. Усваивается многокрасочный музыкальный язык родной национальной культуры.

Практика показывает, что якутский песенный фольклор используется эпизодически в музыкально-певческом воспитании детей в общеобразовательной школе. Существующее положение необходимо преодолевать, что еще более подтверждает мысль о необходимости основательного изучения методики использования якутского песенного фольклора в обучении пению детей с самого начала обучения в школе.

Методика включения якутских народных песен в процесс учебных занятий сложна по многим параметрам и требует особо пристального внимания педагогов.

Во-первых, данное положение связано с недостаточной распространенностью якутских народных песен в быту, особенно среди городского населения. Это обусловливает проведение специальной работы по созданию необходимого запаса слуховых впечатлений, что требует дополнительного времени.

Во-вторых, использование якутских народных песен затруднено из-за неразработанности конкретно-методических приемов работы с песенным материалом в певческой деятельности детей младшего школьного возраста.

Особое значение в развитии певческого голоса детей имеет правильно отобранный учебный репертуар, который необходим для обеспечения процесса обучения пению. Помимо развития специальных певческих навыков, он должен соответствовать различным качественным критериям: быть художественно значимым, доступным и интересным детям,

стимулировать развитие эмоционального восприятия и творческого мышления.

Большую помощь в организации необходимых педагогических условий в певческой деятельности может оказать якутский песенный фольклор.

Актуальность темы исследования обусловлена:

недостаточностью основательного изучения методики использования якутского песенного фольклора в процессе обучения пению детей младшего школьного возраста;

важностью использования якутских народных песен, содержащих богатый идейно-художественный потенциал, для формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста;

значимостью изучения якутского песенного фольклора в музыкально-педагогическом аспекте, то есть возможностью использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в формировании певческих навыков у детей.

Степень научной разработанности. Становление и развитие методической мысли в области школьного хорового пения в России происходит в 60-х годах XIX века.

Основные педагогические идеи, в том числе и в области вокальной методологии, выдвигаются такими выдающимися деятелями, как В. Одоевский, А. Серов, Н. Брянский, Д. Зарин.

В отечественной музыкально-педагогической науке проблемам

совершенствования методологических основ музыкально-эстетического

воспитания детей, изучению детского голоса и методов его развития

посвящены исследования ведущих ученых и деятелей музыкального

воспитания - Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, Н.К. Баклановой,

Е.Я. Гембицкой, Н.Л. Грозденской, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой,

А.Д. Кастальского, Д.Л. Локшина, Е.И. Максимова, Н.Д. Орловой, М.А. Руммер, В.Г. Соколова, В.Н. Шацкой.

Также в силу сложных условий вокально-хоровой работы в школе, отдельными педагогами разрабатывались такие нетрадиционные методы, способы, приемы, как например, применение алгоритмизации, начальное обучение пению с одного звука, тактильные приемы - В.В. Емельянов, Д.Е. Огородное и др.

Изучение работ по проблеме развития певческого голоса детей в целом показало, что к настоящему времени в отечественной музыкальной науке накоплен значительный опыт и выявлены особенности их формирования, на что опираются многие существующие программы и методы обучения пению (С.Н. Гладкая, Т.И. Глушакова, Н.Н. Добровольская, И.И. Левидов, Е.М. Малинина, М.А. Медведева, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Н. Овчинникова, Н.Д. Орлова, В.И. Сафонова, В.Г. Соколов, Г.П. Стулова, П.В. Халабузарь, B.C. Попов, Н.Н. Добровольская и др.).

Проблемам совершенствования учебно-воспитательного процесса в вокально-хоровой деятельности детей младшего школьного возраста посвящены диссертационные исследования (А.К. Брыль, Л.В. Варламова, С.Н. Гладкая, Н.Л. Гродзенская, Л.М. Жарова, Э.С. Заруба, Б.Д. Критский, А.Г. Ряписова, Л.М. Седунова, А.А. Сенюрин, В.М. Шепелев, В.А. Якунина).

Значительный вклад в изучение народной педагогической культуры внесли Я.-А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

О необходимости использования в музыкальном воспитании и обучении народого музыкального творчества говорили многие педагоги, музыканты, фольклористы прошлого - СИ. Миропольский, А.Н. Карасев, А.Л. Маслов, Е.Линева. В трудах видных деятелей музыкального образования - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, Н.А. Ветлугиной,

О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского рассматривались разные аспекты приобщения школьников к народному искусству.

Опора на национальный музыкальный фольклор является важнейшей особенностью музыкально-педагогических систем 3. Кодая, К. Орфа.

Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России
внесли исследования Э.Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, И.Я. Богуславской,
И.П. Василенко, B.C. Воронова, Д.Б. Кабалевского, Н.Т. Климовой,
А.Г. Ларионовой, Г.С. Масловой, И.П. Работновой, Ф.А. Фалеевой и др.
Исследования авторов отражают народную художественную культуру в
историческом, этнографическом, философском, эстетическом,

искусствоведческом, социальном и музыкально-педагогическом аспектах.

Обращает на себя внимание тот факт, что при значительном разнообразии научных концепций и содержания ведущих исследований по данной проблеме практически отсутствуют исследования, направленные на изучение якутской национальной песенной культуры в педагогическом аспекте. Особенно остро ощутима эта проблема в использовании якутского песенного фольклора, в обучении пению детей.

Объект исследования: музыкальное обучение детей на уроке музыки в школах Якутии.

Предмет исследования: процесс формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на образцах якутского музыкального фольклора.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой достичь интереса к певческой деятельности, а также художественной выразительности в процессе исполнения возможно в результате развития певческих навыков, формируемых в результате следующих условий:

обучение должно проводиться в определенной системе, в основу которой положено последовательное формирование певческих навьпсов;

формирование певческих навыков целесообразно осуществлять на основе народных певческих интонаций стиля дэгэрэн ырыа;

— для развития интереса к певческой деятельности и более
эффективного усвоения певческих навыков целесообразно введение
элементов игровых ситуаций, характерных для якутского фольклора.

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование и
экспериментальная проверка наиболее оптимальной методики

формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на основе якутского песенного фольклора.

Задачи исследования:

осуществить анализ якутского музыкального фольклора и методической литературы с целью уточнения теоретических подходов к формированию певческих навыков у детей младшего школьного возраста;

разработать и обосновать построение системы певческого репертуара на материале якутского народного мелоса;

— выявить психолого-педагогические условия формирования
певческих навьпсов детей Якутии в процессе освоения системы певческого
репертуара;

разработать экспериментальную методику по формированию певческих навьпсов у детей младшего школьного возраста на основе разработанной системы певческого репертуара;

провести опытно-экспериментальную работу, в ходе которой уточнить и апробировать степень эффективности специальной методики формирования певческих навыков у детей.

Методологическую основу исследования составляют философские идеи о высших ценностях в развитии личности, этических и эстетических аспектах музыкального искусства, разработанные в философских трактатах

мыслителей античности — Демокрита, Платона, Аристотеля; работах философов средневековья — Августина, Боэция, Н. Орема; немецкой классической философии — И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля; отечественных философов — Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева.

Теоретической базой явились положения, выдвинутые ведущими
учеными в области педагогики, психологии, физиологии высшей нервной
деятельности Б.Г. Ананьевым, Ю.К. Бабанским, М.П. Блиновой,
Л.С. Выготским, И.Я. Лернером, Б.М. Тепловым, музыкознания
Б.В. Асафьевым, А.А.Егоровым, А.Д. Кастальским, В.И. Краснощековым,
В.Г. Соколовым, П.Г. Чесноковым, труды по проблемам духовного развития
личности А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой и др., общие
принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе
исторического развития и нашедшие отражение в трудах педагогов-
исследователей, ведущих преподавательскую деятельность:
Н.К. Баклановой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, Е.И. Максимова;
детского вокально-хорового исполнительства (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина,
B.C. Попов, Н.А. Ветлугина, Е.Я. Гембицкая, Д.Б. Кабалевский,
Л.Л. Куприянова, М.А. Медведева, Г.П. Стулова); исследования
фольклористов И.И. Зелидовского, Е.В. Гиппиуса, Э.Е. Алексеева,
А.И. Ларионовой и др.

Диссертантом использовались следующие методы исследования:

изучение и анализ педагогической, философской, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования;

изучение и анализ учебно-методической

документации средних общеобразовательных и музыкальных школ: учебных планов, программ и учебно-методических пособий по хоровому пению;

опрос-интервью преподавателей музыкальных школ,
общеобразовательных школ и детей младшего школьного возраста;
педагогический эксперимент, состоящий из
подготовительного, констатирующего, поисково-формирующего и
контрольного этапов, включающих педагогическое наблюдение,
беседы, срезовый, текущий и итоговый контроли, моделирование
конкретных профессиональных ситуаций.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап включал анализ и оценку современного состояния
проблемы исследования в теории и практике музыкального воспитания,
изучение новейших технологий в области вокального развития детей
младшего школьного возраста. Был посвящен изучению философской,
искусствоведческой, психологической, музыкально-педагогической

литературы, а также анализу якутского песенного фольклора. Формулировались цель, задачи, общая гипотеза исследования. Разрабатывалась методика экспериментальной работы с детьми -определялись диагностические задания, выявляющие уровень певческих навыков детей младшего школьного возраста, отбирались и систематизировались образцы музыкального фольклора.

Второй этап был связан с осуществлением опытно-

экспериментальной работы. Был проведен констатирующий эксперимент, с целью выявления состояния общего музыкального и вокального развития детей, а также степени ознакомления детей и преподавателей с якутским фольклором. В нем участвовало 78 учеников младших классов и более 50 педагогов.

Третий этап — проведение формирующего эксперимента, в процессе которого проводилось опытно-экспериментальная работа, с целью проверки эффективности экспериментальной методики, включающей овладение детьми младшего школьного возраста певческими навыками на

основе якутских народных песен, по разработанным критериям (мягкая звуковая атака, напевное звуковедение, правильное фонационное дыхание, четкая дикция, чистота интонации, хоровой ансамбль, умение корректировать ошибки в пении); на обобщающем этапе проводилось подведение итогов, полученных результатов и оформление диссертации.

Данное исследование по специальности 13.00.02 - "Теория и методика обучения и воспитания (музыка)" включало опытно-экспериментальную работу, позволившую выявить влияние якутских народных песен на формирование певческих навыков на начальном этапе обучения.

Научная новизна заключается в разработке методологических и методических положений, определяющих пути формирования певческих навыков детей Якутии.

осуществлен анализ якутского музыкального фольклора в соответствии с методической литературой с целью уточнения теоретических подходов к формированию певческих навыков у детей;

определены психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста, опирающиеся на особенности накопления и освоения интонационного опыта и последующего воплощения в исполнительской вокальной деятельности (наличие художественного образа, вокальные особенности якутских народных песен и т.д.);

разработана и теоретически обоснована система певческого репертуара на материале якутского народного мелоса, в основе которой лежит последовательное расширение певческого диапазона;

— разработана и экспериментально проверена методика
формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на
материале песен стиля дэгэрэн ырыа и характерных этому стилю

особенностей (ладотональность, четкая ритмическая структура, малый звуковой объем и т. д.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен теоретический материал, раскрывающий характерные особенности якутского певческого фольклора. Показана эффективность использования якутских народных песен при формировании певческих навыков у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса «Методика музыкального воспитания» в высших и средних специальных учебных заведениях Якутии в целях усовершенствования учебно-воспитательного процесса, при создании программ по курсу «Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах», при разработке лекционных курсах по методике обучения пению.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивались опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. На защиту выносятся следующие положения: певческая деятельность детей рассматривается как психологический познавательный процесс, в основе которого находится образно-чувственное, эмоциональное и субъективное начало, являющееся важным условием последующего развития;

- важным условием последующего развития певческой деятельности детей является формирование знаний об особенностях певческого музыкального этноса якутов и. усвоение и закрепление в певческой деятельности характерных музыкальных интонаций;

- введение в процесс работы игровых ситуаций, являющихся составной частью национальной культуры якутов, побуждает детей к более эмоциональному восприятию мелодического материала и способствует закреплению мелодических оборотов в певческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов основных положений диссертационного исследования осуществлялись в процессе обсуждения материалов исследования на кафедре «Музыкальное образование» МГУКИ; в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (1999-2003 гг.); публикации статей в межвузовских сборниках.

Якутский музыкальный фольклор как основа развития певческих навыков детей

Познание национальной культуры, народного творчества необходимо для сохранения национального генофонда, формирования духовного облика, развития чувства гордости за свой народ, его историю.

Современное общественное устройство при явном доминировании урбанистической культуры предполагает некое нивелирование, стирание этнических, национальных границ и различий. С точки зрения экономических наук такой процесс неизбежен и положительно комплементарен. Но вместе с тем, подобная интеграция, при всех ее положительных моментах, предполагает забвение родного языка, утрату этнической самоидентификации и, как следствие, потерю одного из мощных столпов духовности - любви к родной земле, родному краю, родному народу.

В этом контексте уместно вспомнить, что даже человек, не владеющий родным языком, способен осмысленно приобщиться к песенной культуре породившего его этноса, впитывая язык, музыкальную и поэтическую культуру родного народа, познавая его историю, корни.

На протяжении веков песенный фольклор был одной из форм духовной жизни народа, отражающей его взгляды на природу и человеческое общество, основным средством воспитания детей.

Формирование песенных традиций якутского народа происходило на протяжении нескольких сотен лет. Основными факторами, оказывавшими влияние на формирование песенных традиций якутского народа, являются, прежде всего, этнические особенности, включающие в себя комплекс характеристик психологических, моральных, этических, религиозных и иных воззрений и норм, определяющих основные черты национального характера и менталитета.

Глубокое изучение и освоение этнического менталитета якутского народа не является темой данного исследования. Но для более обоснованной разработки путей воздействия на процесс формирования певческой деятельности детей Якутии необходимо знать некоторые особенности «стереотипа поведения» (Л.Н. Гумилев, 1993), быт якутского этноса.

Психологи отмечают, что национальный характер народа Саха формировался под воздействием ряда факторов, среди которых:

1. Суровые природно-климатические условия Севера в районе вечной мерзлоты.

2. Длительная адаптация к резко континентальному климату северо-востока Сибири, ее суровой природе, непривычной среде.

3. Жестокая борьба за существование.

4. Ведущие занятия - рыбная ловля, косьба и охота.

Эти особенности региона повлияли на формирование национально-своеобразной специфики народа Саха, которому свойственны следующие характерные особенности:

- мотивационно-фоновые - трудолюбие, честность, бескорыстие, любовь к родным местам, активность в приспособлении к различным условиям;

- интеллектуально-волевые - медлительность, слабое выражение эмоций и чувств, относительно замедленная эмоциональная реакция, внутренняя уравновешенность;

- коммуникативно-поведенческие - коллективизм, взаимопомощь, взаимоподдержка, устойчивость родственных связей, культ предков, почтительное отношение к старшим, знакомым, родственникам, уважение к родителям, общительность (157, 37).

Естественно, что наиболее типичные черты национального характера не могли не отразиться в якутской народной песенной культуре.

В процессе жизнедеятельности у якутов формировались обычаи, привычки, традиции, определяемые особенностями быта, оседлым образом жизни и содержанием трудовой деятельности. Певческая деятельность формировалась под влиянием следующих факторов:

обособленное проживание якутов не способствовало созданию коллективных артельных песен, которые предполагают хоровое исполнение;

традиционные виды индивидуального труда якутов - рыбная ловля, косьба и охота - не способствовали коллективному пению;

коллективное общение у якутов происходило на летнем празднике «ысыах», где при исполнении якутского кругового танца «осуохая» присутствовал элемент многоголосия - хоровой повтор сольного запева. Коллективный припев в унисон в некоторых случаях складывался в двух- и даже трехголосные элементы имитации.

В своих исследованиях якутские музыковеды отмечают, что индивидуальные формы пения долгое время сдерживали проникновение хорового начала в бытовую практику якутов. Следовательно, они не были подготовлены ни к восприятию многоголосного пения, ни к участию в нем -явлению, чуждому их художественному менталитету.

Содержание певческих навыков и особенности их формирования в процессе освоения якутского песенного фольклора

Формирование певческих навыков является одной из центральных проблем детского вокально-хорового воспитания.

Пристальное изучение этой проблемы в России началось еще в XIX веке. Становление и развитие методической мысли в области школьного хорового пения в России особенно усилилось в 60-х годах XIX века. Передовые педагогические идеи, в том числе и в области вокальной методологии, выдвигаются такими выдающимися деятелями, как В. Одоевский, А. Серов. Одна из главных и важных на наш взгляд новых установок выражена Одоевским: «Надобно ученика постепенно и собственною его практикою довести до того, чтобы он тому, что естественно происходит в органах его голоса, мог придать имя, или, так сказать, осознать и ощутить это, происходящее в нём, внутреннее органическое явление» (В. Одоевский). В этом высказывании отражается поворот к сознательному развитию вокальных навыков, . уход от пассивного, бессмысленного копирования и подражания учеником вокальной техники педагога.

В высказываниях В. Одоевского содержатся и другие ценные методические соображения. К ним относятся, в частности, следующие. Одоевский советует обучать ребенка музыкальной грамоте, причем не самой по себе, но в комплексе со слушанием. Он рекомендует приучить ученика сознательно соединять слышимое с написанным, найти меру во взаимоотношении между написанием и пением звуков. Координация слуха, голоса и зрения является по Одоевскому фундаментом певческого обучения и воспитания. Он считает, что все обучение, во всех его этапах (обучение пению по нотам, освоение различных вокально-хоровых упражнений и др.) должно происходить на этой основе. В этом он видит залог успеха в решении многих конкретных задач и проблем обучения и воспитания.

Этот принцип настолько глубок, что его воплощение до сих пор еще остается проблемой. Современные методисты значительно приблизились к конкретной разработке принципа комплексности, однако еще многое придется сделать и освоить в реальной педагогической практике.

Интересно и образно пишет В. Одоевский о необходимости тщательности отработки каждого этапа обучения: «Не спешить, ибо, во-первых, торопиться некуда и незачем, во-вторых, всякое учение есть род прививки и, чтоб она приросла, требуется время. Человека питает лишь то, что он хорошо разжевал; не верить никаким, так называемым, ускорительным методам; они так же нелепы, как был бы нелеп совет надевать все части платья разом, чтобы быстрее одеться, или тянуть ребёнка за уши, чтоб он быстрее вырос» (В. Одоевский). Сказано мудро и поучительно для каждого современного вокального и хорового педагога.

Одной из проблем развития хорового пения является соотношения «вокал - инструментальное сопровождение». С одной стороны, инструментальное сопровождение создает опору для чистоты и твердости строя вокального звучания, будь то хор или сольное пение. Но частое употребление сопровождающей инструментальной поддержки «избаловывает» вокалиста. Еще М. Глинка и А. Варламов, бывшие, как известно, сами хорошими певцами, высказывались в пользу целесообразности пения без инструментального сопровождения (для этого предварительно надо лишь настраивать класс камертоном или, в крайнем случае, скрипкой). Это поддерживает и В. Одоевский.

Он также подчеркивает необходимость начала работы над голосом с примарных тонов, воспитании голоса в высокой позиции, в высоком звучании.

Таковы основные положения и советы, высказанные В. Одоевским по поводу певческого воспитания.

Следует упомянуть также и более поздние (конец XIX - начало XX веков) методические разработки. К ним относятся работы Н. Брянского и Д. Зарина, в которых уделено внимание проблеме развития музыкальных способностей (слуха, голоса, ритмического и тонального чувства), исследуются компоненты хорового звучания - ансамбль, хоровой строй, интонирование (Н. Брянский «Метод обучения хоровому пению», 1883 г.).

Обоснование системы певческого репертуара на материале якутского музыкального фольклора

Было проведено 8 серий экспериментов. В каждой серии на 6-й занятиях отрабатывалась одна песня.

В задачи обучения на данном этапе входило:

- развитие у детей музыкально-слуховых представлений на основе яркого образного содержания якутских народных песен;

- связать слуховые представления со зрительными, дополнив их активным движением руки по схеме, что способствует выравниванию интонации на начальном этапе формирования певческих навыков.

Для каждого периода было создано две группы по 10 человек: экспериментальная и контрольная. Каждая группа включала детей трех различных уровней развития: высокого, среднего, низкого. Высокий уровень характеризовался: умением петь с сопровождением, по схематической зарисовке мелодии правильной певческой интонацией, правильным фонационным дыханием. Дети со средним уровнем развития при умении петь с сопровождением и по схематической зарисовке мелодии, могли допускать ошибки в певческой интонации, отдельные сбои фонационного дыхания. Неудовлетворительный уровень характеризовался резким, крикливым или вялым пением, неправильной певческой интонацией, отсутствием правильного фонационного дыхания.

Занятия в экспериментальной группе проводились на основе выработанной нами системы певческого репертуара, в контрольной группе — на основе песен традиционной программы обучения. Ответы детей оценивались по 3-х бальной системе.

В процессе всей работы было проведено два контрольных среза, позволяющих сравнить степень освоения определенных певческих навыков в обеих группах. Контрольные срезы проводились на песнях, предложенных соответствующей программой в каждой из групп. При контроле учитывалось коллективное интонирование, умение исправлять свои интонационные ошибки, фонационный ансамбль, четкость дикции, а также умение петь без сопровождения.

Рассмотрим интонационные и ритмические особенности каждой из восьми песен, на материале которых проводился эксперимент, и конкретные вокально-певческие задачи, решить которые помогают данные песни. 1 песня. Сырдык куммут тыкпыт (Солнышко засияло).

Задача: освоить интонирование интервала малой секунды; учитывая, что мелодия песни построена на синкопированном ритме, опираться на мягкую атаку звука; умение петь небольшие распевы (по два-три звука); петь с сопровождением и без него.

Эта песня содержит две основные особенности, каждую из которых нужно проработать отдельно. С одной стороны, это постоянный синкопированный ритм. Перед разучиванием рекомендуется простучать ритмический рисунок с дроблением на восьмые длительности, чтобы добиться ровности исполнения мелодии. Обратить внимание на единую мелодическую линию, которая не прерывается, несмотря на синкопированный ритм.

С другой стороны, в основе мелодической линии лежат две непрерывно повторяющихся нисходящих интонации от одного и того же звука «фа - ми» - малая секунда и «фа - ре» - малая терция. На ранней стадии обучения интервал малой секунды с точки зрения интонирования может представлять некоторую трудность для еще не развитого голосового аппарата ребенка. Ему трудно ощутить разницу между столь близкими звуками. Нужно постараться максимально задействовать слух детей, можно использовать какие-либо образные сравнения, чтобы показать, как эти звуки близки между собой, но все же отличаются.

Распевы на интонации малой терции (фа-ре-фа) тоже требуют внимания. Для понимания этого мотива можно объяснить детям, что голосом нужно как бы «покачать» и вернуться к первому звуку.

В процессе работы особое внимание уделялось четкому произношению текста, что помогало лучше освоить ритмический рисунок. Работа над песней заметно оживилась, когда детям было предложено сопровождать пение движениями. Степень усвоения:

хорошо - 54%;

удовлетворительно -33%;

неудовлетворительно -13%.

Похожие диссертации на Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста (На примере якутских народных песен)