Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Ломакина Наталья Сергеевна

Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков
<
Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ломакина Наталья Сергеевна. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2006 218 с. РГБ ОД, 61:07-13/1366

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования слушательской музыкальной культуры подростков в процессе обучения в общеобразовательной школе

1.1. Слушательская музыкальная культура как личностное качество школьника подросткового возраста 14

1.2. Сущность и значение постижения смысла музыки в формировании слушательской музыкальной культуры учащихся 35

1.3. Анализ существующего содержания и методов музыкального обучения школьников-подростков 50

Выводы по главе 1 71

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования слушательской музыкальной культуры учащихся

2.1. Содержание, формы, методы и средства формирования слушательской музыкальной культуры школьников 6-8 классов 74

2.2. Ход и результаты педагогического эксперимента 94

Выводы по главе 2 161

Заключение 166

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являются прагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности, потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота о духовном развитии детей и подростков. Однако реальная школьная практика свидетельствует о направленности современного общего образования в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся в ущерб их духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.

Огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства. Нельзя не отметить, что из внимания музыкального школьного образования выпадают и остаются пущенными на самотек важнейшие процессы, происходящие в сфере взаимодействия молодежи с музыкой. В этой связи особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков как способности к духовному личностному обогащению посредством воспринимаемой музыки.

Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. Для большинства людей слушание музыки является одним из основных источников художественно-эстетической информации. С другой стороны, теле- и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора.

Не секрет, что средства массовой информации, аудио- и CD-тиражирование, обслуживая индустриально-коммерческие интересы, вывели на первый план так называемое потребительское искусство, в связи с теми же коммерческими интересами существенно преувеличена компенсаторно-развлекательная функция музыки. Практически произошла подмена духовно-смысловой значимости музыкально-художественного восприятия.

Вместе с тем музыка заняла лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), она оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентации. Тревожным остается тот факт, что для большинства школьников подросткового возраста наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда и откровенно низкопробная, а развитие их слушательской культуры идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами музыкального искусства.

Бесспорно, о формировании указанного качества необходимо заботиться уже с первого года обучения ребенка в школе. Однако наше исследование ориентировано прежде всего на учащихся 6-8 классов. Опыт показывает, что именно в этот возрастной период стихийность музыкального влияния на школьников проявляет себя в наибольшей степени. Зачастую имеющиеся педагогические средства, которые являются результативными в обучении младших школьников, оказываются малоэффективными в работе с учащимися шестого-восьмого класса.

Как отмечают исследователи подросткового возраста и проблем формирования личности школьника (Л.И. Божович, И.В. Гребенников, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, Е.А. Леванова и др.), 12-14(15) лет - это тот период, когда сознание выходит на качественно новый уровень,

5 обнаруживается ярко выраженная потребность в самоосознании, самовоспитании, складываются важнейшие свойства личности, присущие будущему взрослому человеку. Поэтому в условиях противоречивого, нередко деструктивного воздействия современной музыкальной ситуации на духовное развитие подростков формирование слушательской музыкальной культуры представляется нам наиболее важным, способным стать реальным стимулом к становлению таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», радость творческого поиска, оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции.

Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в первой половине прошлого столетия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, А.А. Шеншина и др., продолжено такими выдающимися учеными и педагогами-исследователями, как В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Т.Е. Вендрова, В.Д. Остроменский, Л.М. Кадцын, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова и др., отражено в работах самых последних лет (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Л.А. Ежова и др.).

Вместе с тем, проблема формирования слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста до сих пор не являлась предметом специального научного исследования. Ее актуальность определяется следующими противоречиями, порождаемыми современным состоянием массового музыкального образования: между необходимостью повышения уровня музыкальной слушательской культуры молодежи и недостаточной эффективностью процессов, направленных на формирование данного личностного качества учащихся в практике общеобразовательной школы; между признанием одной из ключевых задач музыкального образования формирование слушательской культуры школьников и

отсутствием специальных методов, форм, средств обучения, дающих учителю-практику реальный инструмент развития данного личностного качества подростков в современных изменившихся условиях.

Стремление определить пути решения указанных противоречий обусловили выбор темы исследования «Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков». Проблема исследования состоит в выявлении эффективных способов воздействия на становление духовного мира школьников подросткового возраста засчет активного взаимодействия с музыкальным искусством.

Цель исследования: разработать и научно обосновать комплекс условий эффективного формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков.

Объект исследования: процесс музыкального обучения и воспитания подростков в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: условия формирования слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста.

Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования слушательской музыкальной культуры учащихся-подростков зависит от следующих двух групп взаимосвязанных условий:

- первая из них определяется искусством, лежащим в основе формирования данного качества, и представляет собой включение в содержание музыкального обучения таких компонентов, как а) знания о значительном духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира; б) освоение школьниками способов постижения смысла воспринимаемых музыкальных произведений; в) более широкое привлечение в качестве художественного материала произведений тех областей музыки, которые являются составной частью подростковой субкультуры, в их взаимосвязи с образцами классического музыкально-педагогического репертуара и современной академической музыки с

7 учетом специфики выразительных средств каждой их указанных сфер музыкального искусства;

- вторая группа условий имеет дидактическую и воспитательную направленности и предполагает а) осуществление специальных взаимообогащаемых методов, актуализирующих коммуникативную функцию музыки и активизирующих понимание музыки школьниками; б) использование продуктивных форм и средств обучения, способных обеспечить творчески-деятельностную направленность учебно-воспитательного процесса. Объект, предмет, цель исследования и сформулированная гипотеза

определили следующие задачи:

  1. Охарактеризовать слушательскую музыкальную культуру как личностное качество школьника подросткового возраста.

  2. Выявить сущность процесса постижения духовного смысла музыки и его значение в формировании слушательской музыкальной культуры учащихся.

  3. Обосновать условия успешного развития слушательской музыкальной культуры подростков, разработать на основе комплексного и продуктивного подходов к обучению и воспитанию содержание, методы, формы и средства формирования рассматриваемого личностного качества учащихся 6-8 классов.

  4. Проверить эффективность предложенной модели формирования слушательской музыкальной культуры школьников в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили: - теоретические выводы философов и культурологов о содержании музыкальной культуры общества и ее влиянии на духовное развитие молодежи (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.М. Розин, Г.М. Цыпин и др.);

исследования в области общей и возрастной психологии, раскрывающие структуру личности и возрастные особенности подросткового периода онтогенеза (П.П. Блонский, И.В. Дубровина, Е.А. Леванова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.);

труды методологов отечественной педагогики, их выводы о сущности и значении комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, А.И. Пискунов, М.Н. Скаткин и др.);

труды в области методологии музыкального и художественного образования, исследования, раскрывающие подходы к изучению музыкальной и художественной культуры личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, А.Ю. Гончарук, Т.С. Комарова, Л.А. Рапацкая, Р.А. Тельчарова, Г.М. Цыпин и др.);

работы в сфере музыкально-психологической науки, посвященные изучению процессов музыкального восприятия и мышления (В .К. Белобородова, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М Теплов и др.);

выводы отечественных музыковедов и педагогов-музыкантов в области музыкальной семантики и относительно закономерностей слушательского постижения музыкального искусства (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, Ю.Н. Бычков, М.Ш. Бонфельд, А.В. Денисов, В.Н. Холопова, Н.В. Суслова и др.);

концепции продуктивных личностно-ориентированных педагогических технологий (А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение культурологической, искусствоведческой, социологической, психолого-, музыкально-педагогической и методической литературы, изучение действующих программ по музыке для общеобразовательных учреждений, теоретический анализ и синтез, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, создание диагностических ситуаций, педагогический эксперимент,

9 качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием методов математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 22» города Воскресенска Московской области, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Исследованием было охвачено 240 человек, среди них 104 школьника, преподаватели лицея, учителя школ Воскресенского района, родители, студенты университета.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

Первый этап (2000-2002 гг.) - поисково-аналитический -предварительное изучение проблемы, определение объекта, предмета исследования, постановка цели, формулирование гипотезы и задач исследования, построение логической структуры исследования, изучение философской, культурологической, социологической, искусствоведческой, психолого- и музыкально-педагогической литературы.

Второй этап (2002-2005 гг.) - опытно-экспериментальный - проведение констатирующего эксперимента, разработка содержания, методов, форм и средств экспериментального обучения, дальнейший анализ научной литературы с целью корректировки предлагаемой методики, проведение формирующего исследования.

Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщающий - проведение заключительного этапа педагогического эксперимента, подведение итогов и формулировка выводов исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: выявлена сущностная характеристика слушательской музыкальной культуры школьника-подростка как интегративного многоуровневого качества личности, проявляющегося в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности;

выделены, дифференцированно представлены и экспериментально проверены две группы условий эффективного формирования слушательской музыкальной культуры учащихся, одна из которых отвечает музыкальному искусству и определяет изменения в содержании музыкального образования подростков, вторая находится в соподчинении с первой и несет в себе дидактическую и воспитательную составляющие;

дополнено и обогащено содержание музыкального обучения школьников засчет включения в него таких компонентов, как а) знания о значительном духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира; б) способы постижения смысла воспринимаемых музыкальных произведений; в) более широкое применение в качестве художественного материала произведений тех областей музыки, которые являются составной частью подростковой субкультуры, в их взаимосвязи с образцами классического музыкально-педагогического репертуара и современного академического искусства, учитывая специфику выразительных средств каждой из указанных областей музыки;

определены, наряду с классическими, инновационные формы, методы и средства музыкального обучения и воспитания, детерминированные спецификой формируемого качества и обусловливающие успешное развитие слушательской музыкальной культуры школьников-подростков: метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения, урок с «открытым заданием», урок коммуникативного типа, домашняя работа как форма организации музыкального досуга школьника, музыкально-просветительская деятельность самих учащихся и др.

дана характеристика состояния слушательской музыкальной культуры современных подростков средствами констатирующего эксперимента.

Теоретическая значимость исследования состоит во внесении изменений в теоретическое понимание категории «слушательская

музыкальная культура личности», выявлены основные ее показатели (мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностый). Конкретизированы теоретические представления о возможностях использования в обучении школьников-подростков музыковедческих знаний в области музыкальной семантики, определена перспектива реализации элементов продуктивных педагогических технологий в условиях массового музыкального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный в нем комплекс содержания, методов, форм и средств музыкального обучения дает учителям-практикам на современном этапе эффективный инструмент воздействия на формирование слушательской музыкальной культуры подростков и может использоваться учителями музыки школ, лицеев и других общеобразовательных учреждений в их практической работе. Учителями-музыкантами также может применяться предложенная в диссертации программа «Музыка. 6-8 классы». Теоретический и экспериментальный материал исследования может быть использован при разработке программ по предмету «Музыка» для разных возрастных категорий учащихся, а представленные методы и формы обучения могут оказаться полезными учителям мировой художественной культуры, а также педагогам детских школ искусств.

Достоверность результатов исследования обеспечена

методологической обоснованностью выводов исследования и осуществлением соответствующих поставленным задачам теоретических и эмпирических методов исследования, в частности, методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством опытно-экспериментальной работы с 2002 г. по 2005 г. на базе подмосковного МОУ «Лицей № 22» и факультета культуры и музыкального искусства МГТУ им. М.А. Шолохова, путем докладов и обсуждений основных материалов и результатов исследования на заседаниях кафедры

12 хорового дирижирования МГТУ им. М.А. Шолохова, на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов по ОНИР МГТУ им. М.А. Шолохова (Москва, 25 марта 2004 г., 31 марта 2005 г., 3 апреля 2006 г.), на научно-методической конференции «Актуальные проблемы высшего профессионального образования» (Кострома, 26 мая 2005 г.), на заседаниях РМО учителей музыки Воскресенского района Московской области и ШМО учителей художественно-эстетического цикла МОУ «Лицей № 22» г. Воскресенска Московской области. Результаты диссертационного исследования опубликованы в ряде статей.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Слушательская музыкальная культура школьников-подростков является интегративным многоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебной и досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

  2. Эффективность формирования слушательской музыкальной культуры школьников-подростков достигается при следующих условиях:

включение в содержание музыкального обучения таких компонентов, как а) знания о значительном духовно-смысловом потенциале музыкального искусства как формы художественного познания жизни и окружающего мира; б) освоение школьниками способов постижения смысла музыкальных произведений; в) широкое привлечение в качестве художественного материала музыкальных примеров, актуальных в подростковой субкультуре, в их взаимосвязи с произведениями классического музыкально-педагогического репертуара и современной академической музыки с учетом специфики выразительных средств каждой области музыкального искусства;

осуществление комплекса обогащающих друг друга методов (метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод

13 музыкального «алфавита значений», метод образного видения линии музыкального движения и др.), коммуникативных, креативных и эвристических форм (урок с групповой работой, урок с «открытым заданием», домашняя работа как форма организации музыкального досуга, музыкально-просветительская деятельность учащихся и др.), а также специальных средств обучения.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Слушательская музыкальная культура как личностное качество школьника подросткового возраста

Понятие слушательской культуры достаточно распространено в музыкально-педагогической среде. Однако вопросы, относящиеся к данной категории, рассматриваются как правило не специально, а в рамках различных близких ей проблем и аспектов. Таких аспектов можно выделить несколько.

В области социологической науки, искусствоведения не раз поднимались проблемы воспитания культуры слушательской аудитории (А.Н. Сохор, Л. Бернстайн, Ю.У. Фохт-Бабушкин, А.Г. Костюк, А. Козлов и др.), изучались типы отношения слушателя к музыке (Т. Адорно, М.С. Старчеус и др.), исследовались вкусовые предпочтения и слушательские интересы различных слоев общества, разных возрастных групп (А.С. Запесоцкий, В.А. Голубев, И.М. Головач, Ю. Капустин, B.C. Цуккерман, Ю.Е. Цыбин и др.).

Опосредованно к проблемам слушательской культуры молодежи - к изучению роли музыкального искусства в молодежной среде, исследованию влияния массовой музыкальной культуры на личностное становление подрастающего поколения обращались культурологи, исследователи молодежной и подростковой субкультур (К.З. Акопян, СИ. Левикова, Л.В. Богомолова, В.И. Самохвалова, В.Я. Суртаев и др.).

Богатый экспериментальный материал накоплен музыкальной психолого-педагогической наукой относительно различных сторон слушательской музыкальной культуры личности: музыкального восприятия, музыкального мышления, художественного вкуса, музыкальных потребностей. Разработаны подходы к исследованию и формированию музыкальной и художественной культуры личности.

Необходимо подчеркнуть, что изучение вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки ведет свою историю в российской педагогике с начала прошлого столетия, с научно-педагогических исканий Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.

Духовное развитие - такова была одна из ведущих идей, побудивших Б.Л. Яворского ввести в 1906 г. в Московской Народной консерватории новую дисциплину под названием «Слушание музыки». Воспитывая у своих учеников «интуитивное» и «аналитическое слышание», автор своей целью ставил формирование у неподготовленных в музыкальном плане учащихся культуры чувств и культуры мышления с тем, чтобы дети могли непосредственно воспринимать музыкальную речь (224).

Большое значение слушанию музыки придавал Б.В. Асафьев, разработка методологических основ музыкального воспитания которым совпала по времени с реорганизацией массовой школы после октября 1917 года. Отталкиваясь от посылки активности познающего сознания, Б.В. Асафьев выдвинул требование организовать активное постижение (наблюдение) музыки школьниками в процессе ее слушания. Ученый пояснял: «услышать -значит приучить слух к усвоению музыки как процесса интонирования, ... слышать мысль композитора и возможности ее раскрытия, осознавать и разделять вместе с другими различные эмоциональные состояния и оттенки душевности и человечности» (23, с. 166). Идея Асафьева о музыке как искусстве интонируемого смысла и сейчас является одним из исходных положений музыкального образования школьников.

Другие известные педагоги 20-30-ых годов Л.А. Авербух, Н.Я. Брюсова, В.Г. Каратыгин, А.А. Шеншин и др. также занимались изучением проблем воспитания слушателя-школьника. В обращении к данному виду музыкальной деятельности они видели средство всестороннего развития учащегося, и прежде всего его эмоций, восприятия, подлинно художественного вкуса. Развитие теории и методики слушания музыки в школе продолжили виднейшие методисты В.Н. Шацкая и Н.Л. Гродзенская. Уделяя больше внимания музыкальной работе с подростками и старшеклассниками, В.Н. Шацкая подчеркивала, что способность слушать музыку, сопереживать выраженные в ней чувства, отличать и понимать значение ее выразительных средств не является прирожденной, а требует «воспитания и развития в процессе соответствующей деятельности» (216, с.8-9). Главным ориентиром педагог считала формирование посредством музыки мировоззрения, нравственного и эстетического облика учащихся.

Содержание, формы, методы и средства формирования слушательской музыкальной культуры школьников 6-8 классов

На основе теоретических выводов, сделанных в первой главе, и выделенных условий формирования слушательской музыкальной культуры учащихся мы сформулировали содержание, выявили комплекс методов, форм и средств формирования указанного личностного качества школьников.

Содержание обучения, реализация которого, по нашему мнению, наиболее способствует формированию слушательской культуры подростков в условиях общеобразовательной школы, мы определили следующим образом: опыт эмоционально-ценностного отношения - развитие коммуникативных, духовно-нравственных, познавательных и художественно-эстетических потребностей и мотивов, формирование эстетически ориентированных установок школьников и ценностных ориентации в области музыкального искусства (таких как знание, любовь, добро, честь, искренность, мудрость, глубина мысли, красота, творчество, профессионализм, возвышенность и др.), развитие способности учащихся к эмоциональному восприятию и эмоционально-эстетическому переживанию музыки; опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность школьников при осмыслении музыкальных произведений и освоение способов постижения духовного смысла музыки, наиболее общими из которых являются: интуитивное «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание отношения или же той оценки окружающего мира, которую дает автор в своем произведении; знания о духовно-смысловом потенциале музыки как форме художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных свойствах его элементов; о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического (героического, трагического, комического, фантастического (83)) в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, интерпретация, консонанс/диссонанс, музыкальная ткань, полифония, программная/непрограммная музыка и др.), знание разнообразных примеров классической, народной, джазовой, бардовской, рок-, поп-, современной академической музыки, знание имен и особенностей творчества выдающихся композиторов и исполнителей; умения дифференцировать элементы музыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительную роль, слышать наиболее выпуклые интонации и звукокомплексы, осознавать их семантические значения; фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания, контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты); различать основные музыкальные жанры (прелюдия, соната, концерт, кантата, сюита, баллада, фуга, мюзикл и др.), стили классического искусства (классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, русская национальная школа и др.) и наиболее значительные стили джаза, современной популярной музыки; умение дифференцировать лирическое, эпическое, драматическое, героическое, трагическое, комическое, фантастическое начала в музыке (в наиболее ярких их проявлениях); умение анализировать и давать оценку воспринимаемому произведению с точки зрения его содержательно-смысловой значимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыкальному произведению, находить дополнительную информацию о музыке, использовать и добывать музыкальные знания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности.

Необходимость реализации указанного содержания определила следующую процессуальность формирования слушательской музыкальной культуры учащихся:

Ход и результаты педагогического эксперимента

На базе основных положений теоретического исследования и разработанной модели формирования слушательской музыкальной культуры подростков нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию данного качества у учащихся 6-8 классов.

Целью экспериментального исследования явилась проверка целесообразности и эффективности выделенных условий и выявленных на их основе содержания, форм, методов и средств формирования слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста.

Задачи экспериментального исследования:

1. Определить критерии оценки уровня сформированности слушательской музыкальной культуры учащихся.

2. Разработать диагностическую методику измерения слушательской музыкальной культуры школьников.

3. Выявить степень эффективности экспериментального обучения на основе предложенной модели формирования слушательской музыкальной культуры подростков.

4. Определить достоверность результатов исследования посредством методов математической статистики.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 22» г. Воскресенска Московской области (выбор экспериментальной площадки обусловлен направленностью содержания музыкального образования данного учреждения на базовый уровень, типичный для большинства средних общеобразовательных школ) и факультета культуры и музыкального искусства МГТУ им. М.А. Шолохова. В исследовании участвовали учащиеся и преподаватели лицея, учителя школ Воскресенского района, родители, студенты кафедры хорового дирижирования университета.

Исследованием были охвачены 240 человек, из них 104 подростка.

Опытно-экспериментальное исследование не потребовало нарушения хода учебно-воспитательного процесса и осуществлялось в естественных условиях в период с 2002 г. по 2005 г.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный, каждый из которых имел характерные особенности в связи с решением основных задач его определяющих.

Экспериментальное обучение осуществлялось посредством проведения уроков музыки, организации домашней работы и музыкально-просветительской деятельности школьников.

На разных этапах экспериментального исследования нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, тестирование, создание диагностических ситуаций, беседа, экспериментальное обучение, качественный и количественный анализ полученных данных с использованием методов математической статистики.

I - констатирующий - этап педагогического эксперимента своей целью имел выявление исходного уровня слушательской музыкальной культуры подростков. Его задачами стали: 1) опрос учителей, студентов (из опыта работы с подростками), родителей с целью выявления круга интересов школьников, их музыкального «поведения» в условиях досуга и учебной деятельности; 2) подбор конкретных методик изучения начального уровня слушательской культуры школьников (анкет, программы интервью, тестов, заданий и др.); 3) осуществление диагностического среза среди подростков, поиск способов количественного выражения полученных данных; 4) подготовка методических и дидактических материалов для проведения формирующего эксперимента.

Похожие диссертации на Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков