Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Циммерман Светлана Сергеевна

Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса
<
Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Циммерман Светлана Сергеевна. Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Самара, 2003 177 c. РГБ ОД, 61:03-13/2208-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. «Художественный мир» как теоретико-литературное понятие. Критика и литературоведение о своеобразии художественного мира прозы И.А.Бунина 11

1.1. Категория «художественный мир» в работах современных отечественных литературоведов 11

1.2. Своеобразие прозы И.А.Бунина в оценках его современников 18

1.3. Литературоведение наших дней об особенностях прозы И.А.Бунина 30

1.4. Религиозно-философские воззрения И.А.Бунина и отражение их в его творчестве 43

ГЛАВА 2. Художественный мир И.А.Бунина в школьных программах и учебниках 54

2.1. Анализ федеральных программ по литературе 54

2.2. Констатирующий эксперимент. Цели и задачи вводного занятия. Программа изучения творчества И.А.Бунина в выпускном классе. 60

ГЛАВА 3. Художественный мир И.А.Бунина в сознании учащихся. Этапы проведенного эксперимента 68

3.1. Лирическое мироощущение И.А.Бунина в эссеистике 1900-х гг. Своеобразные элегии и стихи в прозе. Тема родной земли и разрушения мелкопоместных гнезд. Поэтическое восприятие природы. Своеобразие пространственно-временной организации. Рассказы «Сосны», «Антоновские яблоки», «На хуторе», «Перевал», «Танька», «Вести с родины» 68

3.2. Сатирические тенденции в прозе И.А.Бунина. Критика бездуховности современной цивилизации. Роль художественной детали, символические образы, особый ритм и

музыкальность повествования. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Старуха» 81

3.3. Тема любви в произведениях И.А.Бунина. Психологизм, особенности композиции. Цикличность как художественный прием в сборнике рассказов «Темные аллеи». Рассказы «Легкое дыхание», «Руся», «Темные аллеи», «В Париже», «Чистый понедельник» 95

3.4. Традиции русского критического реализма в творчестве И.А.Бунина. Историзм мышления писателя, его представление о сложном и противоречивом крестьянском мире. Тема русского национального характера. Повесть «Деревня», рассказы «Захар Воробьев», «Веселый двор», «Косцы» 111

3.5. Публицистичность как элемент художественного мира И.А.Бунина. «Окаянные дни» 124

3.6. Автобиографичность как элемент художественного мира И.А.Бунина. Вопросы типологии жанра, своеобразие композиции и хронотопа в романе «Жизнь Арсеньева» 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итоги опытно-экспериментального обучения 139

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 167

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется значимостью понятия «художественный мир» в системе литературного образования школьников и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций и обобщений по организации процесса формирования понятия о художественном мире И.А.Бунина в 11 классе. Во всех школьных программах по литературе подготовке ученика как читателя уделено серьезное внимание. Программы, изданные под редакциями А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина и А.И.Княжицкого вообще построены по теоретико-литературному принципу, где знания по теории литературы выведены в качестве основных. Совершенно очевидно, что знания о специфике литературы как рода искусства ученикам необходимы для становления их художественного вкуса и формирования идейно-эстетических взглядов. Без этого подлинный читатель вообще не сможет состояться.

В систему теоретических понятий, декларируемых традиционной методикой, теперь введены новые для школы категории, такие,как «художественный мир», «хронотоп», «поэтика»... В методике прошлого не было системного понятия «художественный мир». Речь шла только о восприятии мира писателем, и понятие это не выделялось как самостоятельное. Отдельно рассматривались компоненты художественного мира, такие как «композиция», «время и пространство», «образ-персонаж», «психологизм», «точка зрения автора»... Изучение всех составляющих элементов художественного мира писателя способствует более полному и системному представлених о своеобразии его ТВОРОГ/ . чества, традиция и новаторстве его художественного метода. Кроме того, в процессе формирования понятия о художественном мире происходит приобретение учащимися специальных (теоретических) знаний и расширение их кругозора.

Художественное произведение есть целостность, и его восприятие включает все его компоненты в единстве. В процессе изучения в 11 классе творчества И.А.Бунина мы формируем у учащихся представление о художественном мире этого писателя, делая попытку показать на определенных прозаических произ этого писателя, делая попытку показать на определенных прозаических произведениях те элементы его поэтики, которые как бы «лежат на поверхности». Выстраиваемая нами структура эксперимента определяется особенностями восприятия учащихся и их читательской подготовленностью. Это диктует оптимальные методические условия работы над этим понятием и подсказывает пути их реализации на практике.

Заявленная в диссертации проблема потребовала краткого обобщения имеющегося в современном отечественном литературоведении материала о понятии «художественный мир». Первая часть нашего исследования носит название ««Художественный мир» как теоретико-литературное понятие. Критика и литературоведение о своеобразии художественного мира прозы И.А.Бунина» и включает в себя четыре параграфа: «Категория «художественный мир» в работах современных отечественных литературоведов», «Своеобразие прозы И.А.Бунина в оценках современников», «Литературоведение наших дней об особенностях прозы И.А.Бунина» и «Религиозно-философские воззрения И.А.Бунина и отражение их в его творчестве». Теоретической базой нашего исследования являются работы литературоведов Ю.Б.Борева, Н.К.Гея, Д.С.Лихачева, И.П.Карпова, М.И.Полякова, Н.Т.Рымаря, В.П.Скобелева, В.И.Тюпы. Кроме того, мы используем наиболее адаптированные, на наш взгляд, определения художественного мира литературного произведения и его составляющих из учебных пособий по теории литературы и введению в литературоведение (авторы: А.Б.Есин, В.В.Прозоров, В.Е.Хализев, Л.В.Чернец и другие).

В последующих трех параграфах первой главы, посвященных своеобразию художественного мира И.А.Бунина, нами рассматривается, какие особенности прозы писателя были отмечены еще его современниками, что сказано о своеобразии творчества писателя советскими учеными, а также обозреваются концепции, послужившие основой для современного российского буниноведе-ния: В.Н.Афанасьева, И.П.Вантенкова, А.А.Волкова, Л.С.Выготского, Л.А.Ко-ловаевой, В.Я.Гречнева, Л.К.Долгополова, И.А.Ильина, М.И.Иофьева, Г.Ю.Карпенко, И.П.Карпова, Г.П.Климовой, Л.В.Крутиковой, Н.М.Кучеров ского, В.Я.Линкова, Ю.Мальцева, И.Г.Минераловой, О.Н.Михайлова, А.А.Ни-нова, М. Рощина, Л.А.Смирновой, О.В.Солоухиной, Р.С.Спивак, А.А.Станюты, В.А Туниманова и других ученых, в той или иной степени характеризовавших художественный мир И.А.Бунина.

Вторая глава диссертации называется «Программы и учебники о художественном мире И.А.Бунина. Художественный мир И.А.Бунина в сознании учащихся» и состоит из двух параграфов. Первый параграф второй главы включает в себя анализ федеральных программ по литературе, второй параграф посвящен описанию констатирующего эксперимента, обусловившего составление собственной программы изучения творчества писателя в выпускном классе.

Творчество И.А.Бунина пока не стало предметом серьезного методического осмысления - об этом говорит «разнобой» в программах, из которых совершенно неясно, какие же произведения писателя предлагается изучить в школе в первую очередь для постижения учащимися его художественного мира. Перечень произведений в программах часто никак не обуславливается и логически не обосновывается, не существует пока и отдельного методического пособия по творчеству И.А.Бунина, хотя выходят методические рекомендации и разработки уроков по отдельным произведениям, среди них статьи О.Ю.Богдановой, Т.В.Дзампаевой, В. Медведевой, Н.А.Николиной, Н.С.Танковой и других. Недавно вышли в свет библиографические указатели по творчеству И.А.Бунина и методике его преподавания в школе (в сборнике «Уроки русской словесности» (М.,2001, С.181) и в приложении к журналу «Школьная библиотека» (автор Н.П.Терентьева, М.,2002. С. 156). Не вызывает сомнения, что школа нуждается в системных рекомендациях, касающихся изучения творчества одного из сложнейших русских писателей.

Мы попытались выработать такие рекомендации на основе эксперимента. Описанию его посвящена третья глава, которая состоит из восьми параграфов, соответствующих последовательности этапов формирования понятия о художественном мире И.А.Бунина. При создании методической модели были учтены данные констатирующего эксперимента, который вьывил неразработанность проблемы восприятия учащимися понятия «художественный мир» и необходимость обращения к психологическим особенностям личности старшеклассников, к уровню развития их интеллекта и эмоциональной сферы.

Таким образом, актуальность проблемы, выбранной нами для исследования, обусловлена, во-первых, важностью понятия «художественный мир» писателя и произведения в системе литературного образования и, во-вторых, отсутствием научно обоснованных единых рекомендаций по системному изучению прозаических произведений И.А.Бунина в курсе литературы выпускного класса.

Объектом исследования является процесс формирования понятия о художественном мире И.А.Бунина на уроках литературы в 11 классе.

Предметом исследования выступают методические условия и пути формирования понятия о художественном мире И.А.Бунина, обеспечивающие успешное восприятие учащимися своеобразия его творчества и овладение теоретико-литературными категориями, такими как «хронотоп», «цикличность», «психологизм» и пр.

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать методику формирования понятия о художественном мире И.А.Бунина в 11 классе и экспериментально проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования заключается в следующем: понятие о художественном мире И.А.Бунина в курсе литературы 11 класса формируется успешнее, если оно раскрывается с соблюдением целенаправленной этапности и с учетом особенностей восприятия учащимися творчества писателя.

Определение цели, объекта, предмета, гипотезы позволили выделить конкретные задачи исследования:

1. Проанализировать, как термин «художественный мир» рассмотрен в работах современных отечественных литературоведов для определения теоретиче ской основы формирования понятия о художественном мире писателя на первом этапе, и выработать наиболее адаптированное для школы содержа-ниение этого понятия.

2. Сделать обзор того, что в критике прошлого и современном отечественном буниноведении понимается под своеобразием художественного мира И.А.Бунина, и на основе рассмотренных источников выработать литературоведческую концепцию изучения его творчества в выпускном классе.

3. Проанализировать, в какой мере учитываются в школьных программах категории «художественный мир» и «художественный мир И.А.Бунина», насколько оправданы эти предложения и как заявленные в программах положения отражаются в школьных учебниках

4. На основе констатирующего эксперимента и с учетом психологии восприятия и читательской подготовленности учащихся составить собственную программу изучения художественного мира И.А.Бунина, теоретически ее обосновать.

5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики с проведением формирующего эксперимента, на основе которого выявить ее результативность, предусмотреть необходимую последовательность этапов.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись различные методы исследования:

теоретический (изучение и анализ источников по теории литературы, методике обучения, литературоведению, философии, психологии, культурологии, религии), эмпирический (педагогический эксперимент, констатирующий и формирующий, анкетирование, наблюдение уроков, беседа с учителями), - статистический (количественный и качественный анализ результатов кон трольных срезов констатирующего и формирующего экспериментов).

Методологическую основу исследования составили труды по теории и методике обучения литературе, психологии, философии, истории литературы, литературоведению, культурологии, религии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Рассмотрен имеющийся в отечественном литературоведении и теории литературы материал о том, как термины «художественный мир» и «художественный мир И.А.Бунина» бытуют в современной науке.

2. Сделан анализ федеральных школьных программ по литературе и на основе их рекомендаций и литературоведческой концепции творчества И.А.Бунина разработана собственная программа опытно-экспериментального изучения творчества И.А.Бунина в выпускном классе.

3. Успешно проведен педагогический эксперимент, состоящий из ряда последовательных этапов.

4. Созданы и включены в систему работы по формированию понятия о худо жественном мире И.А.Бунина уроки по проблемам, не получившим еще должного системного методического осмысления, хотя упоминания о них содержится в программах: есть указание на цикличность как художествен ный прием в сборнике рассказов «Темные аллеи», сатирические тенденции в «Господине из Сан-Франциско», приметы времени в «Деревне», религиозно- философские воззрения писателя и их отражение в его творчестве, публици стичность как элемент художественного мира в «Окаянных днях».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его выводы уточняют и конкретизируют такой компоненент литературного образования, как теоретико-литературная подготовка учащихся-старшеклассников..

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложена, теоретически обоснована и проверена в ходе экспериментальной работы методика формирования понятия о художественном мире прозы И.А.Бунина в выпускном классе, направленная на совершенствование процесса обучения литературе в условиях обновленного школьного образования. Диссертационное исследование открывает возможность использования разработанной системы при проведении уроков литературы по альтернативным программам в школах разных уровней, на курсах повышения квалификации учителей, на занятиях по методике в педагогических вузах.

Научное исследование проводилось диссертантом в течение трех лет в три этапа:

Первый этап (1999 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня владения учащимися понятием «художественный мир» и ознакомление с процессом формирования этого понятия в школьных программах и в самом процессе обучения.

Второй этап (2000-2001 гг.) - разработка и теоретическое обоснование методики формирования понятия о художественном мире И.А.Бунина в выпускном классе.

Третий этап (2001-2002 гг.) - проведение формирующего эксперимента с целью проверки эффективности разработанной методики путем сравнения результатов в экспериментальных и контрольных классах.

Достоверность результатов и выводов исследовательской работы обусловлена опорой на достижения литературоведения, философии, педагогики, методики, использованием различных методов исследования, достаточным объемом экспериментальных данных, а также положительными результатами обучения.

Апробация материалов осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях в Самаре, Саратове и во многих школах города.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 323 источников, и 2-х приложений 

Категория «художественный мир» в работах современных отечественных литературоведов

В последние десятилетия наряду с понятием «идейно-художественное содержание произведения» все чаще употребляются понятия «художественный мир», «внутренний мир», «поэтическая реальность», то есть в науке продолжаются попытки более точно определить специфику художественного произве-дения, определить предмет литературоведческого анализа. Известно, что литературное произведение «является не только реалией нашей жизни, не только имеет свою внешнюю форму - структуру..., но, как таковое, обладает внутренней формой, именуемой поэтической реальностью» (124, 58). В современном литературоведении понятию «художественный мир» отводится весьма значительное место. Об этой литературной категории пишут В.Е.Хализев, Л.В.Чернец, Н.К.Гей, Ю.Б.Борев, И.П.Карпов, М.Я.Поляков, Н.Т.Рымарь, В.П.Скобелев и многие другие видные ученые. Большой вклад в изучение художественного мира романа внес М.М.Бахтин. Все исследователи предлагают свое понимание данной категории, находят новые грани, отшлифовывают уже известное. Однако нас, как методистов, в первую очередь интересует определение, приемлемое для школы, ибо одна из основополагающих задач методики -сказать о сложном просто и доступно ученикам. Итак, кратко рассмотрим, что же включает современное литературоведение в понятие «художественный мир».

В «Литературном энциклопедическом словаре» о понятии «художественная действительность» сказано следующее: «Художественная действительность - это мир, освоенный в единящей смысловой перспективе художественной идеи, которая воспринимается как внутренне неделимая.... С художественностью соответственно связаны представления об органичности, цельности, непреднамеренности, творческой свободе, оригинальности, вкусе, чувстве меры и пр.» (178, 490).Действительно, в художественном мире форма и содержание находятся во взаимодействии, и только их единство определяет его цельность и художественную значительность. Представление о художественном мире как о целостности формировалось в работах многих ученых 60-70-х годов, среди которых нужно выделить книгу Н.К.Гея «Искусство слова. О художественности литературы» (М.,1963). Н.К.Гей был одним из тех, кто убедительно показал, что художественное произведение - не механическая, а органическая законченная система, которая возникает из бесконечного количества отношений всех элементов.

Художественность представляет собой фундаментальную категорию науки об искусстве. В трудах Н.К.Гея о проблемах художественности разрабатываются критерии анализа и оценки литературного произведения, подчеркивается важность единства содержания и формы, идейно-смыслового и художественного начал. «При исследовании художественности, - пишет ученый, - мы проникаем внутрь замкнутой системы, сложного и целостного организма, который предстает живым образованием бесконечных взаимодействий и связей, наша мысль пробегает путь от слова к образу, от образа к системе образов, от формальной структуры к художественной правде и концепции произведения... «Секрет художественности» - в нерасторжимом слиянии различных слоев, образований, структур в единую, законченную, значимую систему, целый неповторимый художественный мир, каким является произведение (77,15). Как и многие отечественные литературоведы, Н.К.Гей относится к анализу «от слова к слову» отрицательно, настаивая на рассмотрении литературного произведения как целостного, многоступенчатого явления. Его определение художественности очень образно: «Художественность - это искра жизни. Пока она не «проскочит», произведение мертво, это своеобразный «водораздел» между искусством и неискусством... Гениальное творение неисчерпаемо. Это один из непременных показателей художественности. В исчерпанности произведения -его смерть» (77, 49).

Анализ федеральных программ по литературе

Во всех школьных программах подготовке ученика как читателя уделено серьезное внимание. Три программы, изданные под редакциями А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина и А.И.Княжицкого, построены по теоретико-литературному принципу, где знания по теории литературы обозначены в качестве основных. Можно спорить или соглашаться с данными приоритетами, но несомненно то, что без теоретической подготовки и знаний о специфике литературы как рода искусства подлинный читатель состояться не может.

Проанализировав все программы, мы можем заключить, что изучение элементов художественного мира каждого писателя так или иначе присутствует во всех программах без исключения. В обязательных разделах по теории литературы всегда предлагалось изучение таких категорий литературоведения, как образ-персонаж, точка зрения автора, образ автора, психологизм, портрет, сюжет, композиция и т.д. Остановимся более подробно на каждой из трех федеральных программ, избранных нами для осмысления.

Понятие «художественный мир И.А.Бунина» названо только в программе под редакцией А.Г.Кутузова. В остальных в большей или меньшей степени называются отдельные параметры художественного мира И.А.Бунина, призванные выявить его своеобразие и определить стратегию изучения творчества писателя. Авторы этой программы утверждают, что «средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя», тем самым отводя особое место изучению теории литературы. Художественный мир писателя предлагается изучать в старших классах. В 10 классе - художественный мир русской литературы (ее критический пафос, художественные поиски «положительной» философии жизни, утверждение абсолютных духовных ценностей и т.д.) и художественный мир русской поэзии XIX века. Рекомендуется изучение параметров художественного мира Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других классиков русской литературы. Программа предполагает серьезное изучение художественного мира Бунина. Авторы обращают внимание на выявление таких его особенностей, как толстовские и чеховские традиции в творчестве писателя, обращение к «вечным вопросам» человеческого существования, субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, чувственная деталь, образы-детали, соотношение национального, социального и общечеловеческого в героях И.А.Бунина, его пристрастие к жанру рассказа.

Программа под редакцией М.Б.Ладыгина, декларируя углубленное изучение литературы в школе, выделяет своеобразные этапы. Уже в 5-9-х классах предполагается познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения. Этому понятию, по мнению авторов-составителей, следует уделить внимание уже в 6 классе при рассмотрении художественной образности как эстетической основы литературы (дать представление об эпитетах, тропах и прочих средствах художественной выразительности). В 10-11-х классах рекомендуется изучение художественного мира Пушкина, Лермонтова и других классиков русской литературы. У Бунина предлагается рассмотреть такие особенности его творчества, как изображение мира деревни, психологизм и реалистический способ изображения действительности.

В программе под редакцией А.И.Княжицкого термин «художественный мир» назван только в применении к изучению творчества Н.В .Гоголя. В этой программе среди поставленных авторами задач упоминаются следующие: выявление особенностей психологизма И.А.Бунина, принципы создания характеров, соотношение внутреннего (изображение потоков эмоций, оттенков переживания) и внешнего (природа, мир человеческих отношений) планов. Подробно разработан перечень тем и мотивов изучения рассказов «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Остальные программы по литературе, принятые в качестве федеральных, подразумевают обязательное изучение элементов художественного мира (таких, как образ-персонаж, автор-персонаж, точка зрения автора, образ автора, психологизм, портрет, вещь, сюжет, композиция и проч.) в разделах теоретического обучения, но термин «художественный мир» не используют.

Авторы программ по редакциями Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной и Г.И.Беленького-Ю.И.Лыссого предлагают к рассмотрению такие элементы художественного мира И.А.Бунина, как «мотивы увядания и запустения дворянских гнезд (поэтизация исторического прошлого), осуждение бездуховности существования современной цивилизации, тонкость восприятия психологии человека и мира природы, светлые и темные стороны деревенской жизни, трагичность любви.

Среди достоинств программы под редакцией В.Г.Маранцмана отметим разработку трехчасового изучения цикла «Темные аллеи», однако в ней отсутствует обращение к другим произведениям писателя, без учета которых невозможно целостное восприятие его художественного мира.

Таким образом, нам кажется вполне оправданной задача настоящей работы: проведение эксперимента по освоению элементов художественного мира в их взаимосвязи в процессе изучения прозы И.А.Бунина в 11 классе с целью восприятия творчества писателя в целостности и завершения формирования самого понятия «художественный мир» как эстетической категории.

Творчество И.А.Бунина пока не стало предметом системного методического осмысления, о чем говорит разнобой рекомендаций всех семи, так называемых, альтернативных программ и тех немногих статей, которые опубликованы в учебниках для 11 класса и в методических журналах. Оно почти не освоено школой и, на наш взгляд, нуждается в серьезном методическом обосновании.

Лирическое мироощущение И.А.Бунина в эссеистике 1900-х гг. Своеобразные элегии и стихи в прозе. Тема родной земли и разрушения мелкопоместных гнезд. Поэтическое восприятие природы. Своеобразие пространственно-временной организации. Рассказы «Сосны», «Антоновские яблоки», «На хуторе», «Перевал», «Танька», «Вести с родины

Прежде чем обратиться к конкретным произведениям И.А.Бунина мы вместе с учащимися попытались вспомнить содержание понятия «художественный мир», которое должно быть им известно, так как в предыдущих классах они к нему обязательно обращались при изучении творчества писателей XIX века. Если не к полному определению термина, то к отдельным его составным. Именно здесь мы проанализировали ответы учащихся на вопросы анкеты, дали определение понятия и помогли ученикам хотя бы в самом общем виде осмыслить художественный мир Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей, уже известных в свете только что озвученного определения. Учащиеся уяснили главное в этом термине: художественный мир писателя, мир всех его произведений определяется миропониманием автора и единым поэтическим строем, который включает в себя и то, о чем повествует писатель, и то, как он это делает, какие темы выбирает и какие художественные средства использует.

К каждой группе произведений, рассматриваемых в параграфах, мы предпосылаем необходимый учителю комментарий, составленный на основе литературоведческих материалов первой главы. Это материал для учителя, которым он будет руководствоваться, готовя очередной урок.

Бунин был выдающимся русским поэтом и прозаиком. Стихи учили его краткости, строгой экономии слов, сжатости и лаконизму. Эти качества стихов он перенес в свою художественную прозу, которая у него столь же поэтична, музыкально организована, ритмична и напевна, как и лирика. Бунин оставался поэтом и в прозе. Лирическое мироощущуние писателя, кажется, обусловлено самой его биографией. «Рос я в великой глуши. - напишет он позже в своей художественной биографии «Жизнь Арсеньева». - Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание». Бунин фиксирует в себе тогдашнем необычайно раннее ощущение одиночества и странный, неведомый зов куда-то... Он рос впечатлительным мальчиком, и атмосфера, и воздух, и дух родной земли обступали его весьма густо, проникая во все поры. Тот, кто взрослеет в окружении невыразимой красоты русской природы, сызмальства наделенный поэтическим восприятием прекрасного, не может не быть лириком. Так мы обдуманно начинаем знакомство с художественным миром Бунина со свойственного его перу лирического пафоса, который наполняет пространство всех его произведений от «Антоновских яблок» до «Темных аллей».

С выходом в свет сборников «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), «Стихи и рассказы» (1900), «Листопад» (1901) Бунин постепенно утверждал свое самобытное место в литературной жизни России. По-прежнему поэтическое творчество продолжает оказывать влияние на прозаические опыты молодого писателя. Лучшие рассказы той поры «Перевал», «Святые Горы», «На край света», «Сосны», «Антоновские яблоки» исполнены высокой поэзии. При изучении творчества Бунина невозможно обойтись без его лирической прозы рубежа веков. Художественному миру произведений той поры присущи мотивы родной земли, слияния человека с природой, глубочайший лиризм, провидение Буниным грядущих изменений, ощущение непрочности бытия, наступающей жизненной дисгармонии.

Рассказ «Сосны» - очень характерное для писателя произведение, именно о нем известен отзыв Чехова: «... очень ново, очень свежо и очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного бульона» (З Н, 222). Да и Куприн в свое время шутливо, но не без некоего раздражения выговаривал Бунину: «У меня от твоей изобразительности в глазах рябит» (54, 396).

Действительно, стиль Бунина всегда узнаешь и ни с кем не спутаешь. Вот что пишет М.Рощин: «Напряжение, высокая нота его фразы, особые сложно-составные эпитеты, пристрастие к оксюморону...(несовместимость, сшибка противоположных понятий, дающих неожиданный эффект) - таковы его отличия... Бунин сжимает и сжимает прозу: ... он свивает слова в пружину, он приходит к самоценности всего одной фразы, к емкости назывных предложе 5 ний, к самодостаточности блестяще исполненного фрагмента» (254, 62).

Как и в каждой из бунинских ранних миниатюр, в лирическом эссе «Сосны» значительное место принадлежит описанию пейзажа, это свидетельствует о неразрывной слитности человека с природой, их вечной неразделимости. Автор всегда был убежден, что в своих произведениях он вместе с пейзажем воссоздает и «часть своей души», а не только «живописует». Так, в «Соснах» им создается особый мир красочных и слуховых впечатлений (лирический герой воспринимает окружающий мир через ощущения: «слышу», «чувствую»), и наряду с этим, существует, как это свойственно Бунину, особая проблема, исследованием которой занимается автор. Подчеркнем: не решением, но исследованием, потому что, как правило, занимавшие Бунина проблемы традиционно относятся к «вечным», субъективным, риторическим, не имеющим определенного (раз и навсегда) ответа. Попробуем выделить их.

Похожие диссертации на Художественный мир прозы И. А. Бунина в сознании учащихся 11 класса