Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Василевич Ольга Евгеньевна

Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования
<
Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Василевич Ольга Евгеньевна. Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Василевич Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Витебск, 2008. - 311 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/538

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы интеграции знаний в изобразительной деятельности 14

1.1. Научно-теоретические особенности процесса интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании 14

1.2. Интеграция знаний основ изобразительной грамоты в процессе непрерывного художественного образования (исторический экскурс) 50

Выводы по первой главе 115

Глава 2. Исследование возможностей успешного интегрирования знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования 117

2.1. Методика проведения экспериментального исследования 117

2.2. Экспериментальная проверка уровня знаний по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных групп (констатирующий эксперимент) 141

Выводы по констатирующему эксперименту 174

2.3. Поиск наиболее эффективных методов интеграции основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования (поисковый эксперимент) 175

2.4. Методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования (обучающий эксперимент)238

Выводы по экспериментальной части исследования 289

Заключение 292

Список литературы 298

Введение к работе

Общая характеристика работы

Подготовка художника-педагога в России и странах СНГ осуществляется в рамках академической школы. Сегодня эта школа в своем развитии в условиях отрицательного воздействия многих современных течений в искусстве на методику обучения рисунку испытывает определенные трудности.

Под академической художественной школой мы понимаем строгую научно обоснованную систему образования и воспитания молодых художников-педагогов. В истории становления и развития академической художественной системы образования доступность и непрерывность всегда являлись важными, факторами успешной подготовки специалистов.

Изучение истории развития методов обучения рисунку показывает, что любая академическая система художественного образования предполагает соблюдение таких важных дидактических принципов, как доступность, последовательность, непрерывность, которые являются необходимой составной частью этой системы.

Сегодня совершенствование любой деятельности, в первую очередь, связано с научной организацией процесса передачи знаний, умений и навыков. В этом процессе большая доля успеха принадлежит умелому использованию вышеназванных дидактических принципов.

Многие ученые, известные специалисты в области дидактики, такие, как В.Г. Афанасьев, М.Н. Берулава, Ю.С. Тюнников, Л.А. Светловская, СВ. Щенникова и другие, расширили границы использования принципов, дали им более емкое по содержанию и сферам использования понятие - интеграция.

Как показывает анализ современной научной, справочной и специальной литературы по исследованному нами вопросу, интеграция - это процесс уплотнения, унификации знаний через взаимодействие ранее разрозненных

понятий, приводящий к появлению качественно новых знаний, объединению, обобщению и применению их на разных этапах обучения.

В подготовке специалиста, художника-педагога организация учебного процесса по такому принципу связывает первоначальную ступень, обучения с последующими ступенями, при расширенном их взаимодействии, что позволяет обучение изобразительному искусству выстраивать в единую, строгую систему непрерывного художественного образования.

Вот почему решение вопроса об интеграции знаний по основам изобразительной грамоты при изучении^ специальных „ художественных дисциплин на разных ступенях художественного образования и воспитания направлено, в первую очередь, на укрепление академической школы. И только через решение проблемы непрерывного, планомерного, доступного обучения с опорой на лучшие традиции классической академической школы можно прийти к совершенствованию системы художественного образования. Применительно к академической системе обучения и воспитания непрерывность, постепенность, поэтапность изучения материала по многим разделам изобразительного искусства, основополагающим его понятиям, раскрывающим различные закономерности, например, от «простого» к «сложному», взаимосвязь знаний, умений и навыков, полученных на разных возрастных этапах обучения, является основополагающим принципом этого процесса.

В нашем исследовании мы рассматриваем непрерывность академического художественного образования только по одному параметру - по основам изобразительной грамоты. Изучаем возможные пути, формы и методы совершенствования знаний, умений и навыков по основам изобразительного искусства для каждой ступени обучения.

Мы считаем, что система художественного развития должна включать художественное образование во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального

образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских художественных школах и школах искусств.

Изучение проблемы «изобразительной грамоты» как совокупности знаний по основополагающим вопросам теории и практики изобразительного искусства, способов наиболее эффективной передачи этих знаний показало всю ее сложность и малоизученность, особенно в системе непрерывного художественного образования.

Различные аспекты по развитию основ изобразительной грамоты представлены в работах Н.Н. Ростовцева, B.C. Кузина, Г.В. Беды, Е.В. Шорохова, СП. Ломова, А.Е. Терентьева, В.К. Лебедко, В.П. Зинченко, Н.К. Шабанова, В.Е. Нестеренко и других. Но исследований, касающихся развития знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, до настоящего времени не проводилось.

Возможно, это обусловлено тем, что развитие знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты - процесс трудоемкий как для дошкольников и школьников, так и взрослых. В каждой возрастной группе имеются свои сложности, особенности и своя специфика обучения. Это усугубляется моментом, когда надо учитывать многие особенности и связи с непрерывностью и последовательностью изучения, начиная от дошкольного возраста и заканчивая зрелым.

В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии специальной подготовки художника-педагога.

На основании вышеизложенного актуальность темы определяется необходимостью освещения вопросов, связанных с основами изобразительной грамоты как важнейшего средства обучения и воспитания ученика в условиях его непрерывного академического художественного образования. Нужны разработки комплексной системы, включающей содержание, формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего

школьного возрастов, со студентами по совершенствованию основ изобразительной грамоты и подготовки кадров к руководству творческой деятельностью в различных учреждениях.

Опираясь на результаты современной практики преподавания изобразительного искусства можно утверждать, что совершенствование методики обучения изобразительному искусству успешно совершается при комплексном изучении основ изобразительной грамоты на каждой отдельно взятой ступени художественного образования в системе непрерывной подготовки учащихся. Широкое применение методов интегрированного обучения изобразительному искусству позволит более эффективно строить систему непрерывного художественного образования и воспитания у нас в стране, по-иному исследовать завоевания академической классической школы художественного образования в России и за рубежом.

Все вышесказанное позволило нам заняться данной проблемой и обусловило выбор темы исследования: «Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования».

Проблемой исследования являются разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса методических и дидактических принципов интегрирования методов обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях непрерывного художественного образования.

Степень разработанности темы. Сущность понятия «интеграция» рассмотрена в трудах Б.В. Ахлибининского, Т.Г. Браже, М.С. Кагана, Э.С. Маркарян, А.Д. Урсул, М.Г. Чепикова, В.Г. Левина и других ученых.

Вопросы интегрирования процесса обучения исследовались СИ. Архангельским, В.Г. Афанасьевым, М.Н. Берулавой, Ю.С. Тюнниковым, Л.И. Еременко, И.Д. Зверевым, Л.А. Светловской, СВ. Ивахновой, СВ. Щенниковой, Л.П. Ильенко, Ю.М. Колягиным, B.C. Ледневым, В.Н. Садовским, B.C. Тюхтиным, З.П. Шабалиной, И.П. Яковлевым.

Проблемы обучения основам: изобразительной грамотьіі подробно рассматривались в трудах известных специалистов: ЕВ. Шорохова, Н.Н. Волкова, Г.В. Беды, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, В:С Кузина, Е.Е. Рожковой, Н.Н. Ростовцева, В.Є. Щербакова; Б.М. Неменского, В.К. Лебедко, А.П. Япгухина, Л.Г. Медведева, А.А. Ковалева, В-Иі Зинченко, Н.К. Шабанова, Б.А. Караева и других.

Идея интеграции художественного образования исследована авторами Т.С Комаровой, М.Б. Зацепиной, Л.В1 Неритиной, С.В: Арановой, НіВ; Квач; СШ; Медведевой; Т.Я; Шпикаловой; Л.А. Неменской, Б.П1 Юсовым, Н.М. Сокольниковой; И.И. Иванцом, З.А. Бобровой:, Е.И. Буяновой; F.E. Григорьевой, А.С. Галановой, С.Н. Корниловой; С.Л. Куликовой.

Вместе с тем; несмотря на большое количество * исследований, посвященных: вопросам: обучения дошкольников, школьников, студентов изобразительной грамоте, проблема интегрированного обучения в системе непрерывного художественного образованияеще не была исследована.

Связь работы с научными программами и темами. Исследование отражает основные принципы, идеи и положения программных документов по художественному образованию: «Концепция художественного образования в Беларуси», «Концепция художественного образования в Российской Федерации», Стандарт образовательношобласти «Искусство».

Целью исследования является* разработка методов построения интегрированного обучения при изучении специальных дисциплин на разных ступенях художественного образования;

Объектом исследования являетсяпроцесс обучениярисованию в системе непрерывного художественного образования.

Предмет исследования - методическая система обучения, направленная на интеграцию знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой интеграция знаний в процессе последовательного и системного обучения рисованию

возможна при условии точного определения и учета уровня знаний учащихся по основам изобразительной грамоты для каждой ступени художественного образования, на основе постоянного, активного и целенаправленного решения конкретных задач, посильных для изучения основ изобразительной грамоты учащимися в конкретной возрастной группе. При этом . используются специальные упражнения, задания, методы и целевые установки.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, философскую, психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Раскрыть следующие понятия: «интеграция», «основы изобразительной грамоты».

  3. Разработать критерии оценки знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования.

  4. Исследовать подходы к интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, существующие в психолого-педагогической и методической литературе.

  5. Научно обосновать наиболее эффективные формы и методы обучения изобразительному искусству, раскрыть взаимодействие между ними, их влияние на интеграцию знаний по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

  6. Определить особенности организации изобразительной деятельности на каждой ступени художественного образования с позиций интегративного подхода к проблеме обучения основам изобразительной грамоты.

  7. Определить базовые психолого-педагогические и важнейшие методические аспекты процесса интеграции обучения изобразительной

грамоте на каждой ступени непрерывного художественного образования.

  1. Разработать модель методической системы непрерывной художественной подготовки, охватывающую разные возрастные ступени обучения изобразительному искусству.

  2. Экспериментально проверить содержание и методику интегрированного обучения изобразительному искусству в реальном процессе на каждой ступени художественного образования.

Методологической основой нашего исследования явились труды ученых в области философии, педагогики, психологии, истории по проблемам интеграции знаний в изобразительной деятельности, методики развития изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании.

При решении поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

анализ и изучение педагогического процесса;

теоретический поиск и аналитическая деятельность;

метод педагогического эксперимента;

метод тестов в комплексе с концептуальным анализом данных;

статистический, системный, структурный, графический и классификационный методы обработки и систематизации результатов эксперимента;

анализ и обобщение опыта по активизации изобразительной деятельности учащихся;

педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе на каждой ступени художественного образования;

изучение специфики художественной деятельности учащихся, анализ художественных работ на каждой ступени художественного образования;

анкетирование и тестирование учащихся на каждой ступени художественного образования;

обучающий педагогический эксперимент;

математические методы обработки результатов исследования.
Этапы исследования. I этап, (2002-2003 гг.): изучение и обработка

материалов по проблеме исследования; определение цели, объекта, предмета исследования; формулировка гипотезы, определение содержания теоретической части.

II этап (2003-2005 гг.): теоретическое исследование и экспериментальная
проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам
изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных ступеней
обучения; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений
и заданий для совершенствования основ изобразительной грамоты
при переходе из одной ступени обучения в другую на всем непрерывном цикле
художественного образования;

III этап (2005-2007 гг.): апробация и внедрение экспериментальной
методики интегрированного обучения основам изобразительной грамоты
в системе непрерывного художественного образования; анализ результатов
исследований, корректировка текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Полученные автором данные расширяют имеющиеся представления о сущности, структуре и месте основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

  2. Педагогический процесс обучения основам изобразительной грамоты рассмотрен как целостная непрерывная система художественного развития личности художника-педагога. Система включает дошкольное, школьное, дополнительное, вузовское и послевузовское образование.

  3. Нами установлено, что

методы обучения изобразительному искусству, в основе которых лежит интегративный подход, могут выступать одним из условий

эффективности обучения в системе непрерывного художественного образования и воспитания;

применение интегративного подхода к обучению основам изобразительной грамоты значительно стимулирует интерес к обучению, повышает качество знаний;

интегративное построение обучения основам изобразительной грамоты на различных ступенях художественного образования расширяет возможности решения основных задач- подготовки художника-педагога при- условии. содержательных, организационных и структурных связей с учебными программами общетеоретических и специальных дисциплин.

  1. Определен уровень содержания знаний, умений и навыков для* каждой ступени художественной подготовки, интеграция которых способствует целостному изучению основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, синтезируя их в совокупность компонентов, необходимых для успешного их интегрирования из одной ступени обучения в другую.

  2. Разработаны базовые методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

  3. Теоретически обоснована и экспериментально проверена модель методической системы интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная нами методическая система интегрированного обучения основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования в значительной степени способствует повышению качества подготовки молодого человека и успешно решает проблему интеграции знаний основ изобразительной грамоты на каждой ступени непрерывного художественного образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные в ней методы интеграции знаний основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования могут быть внедрены в процесс обучения рисованию учащихся различных образовательных учреждений (детский сад, общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, лицеи, колледжи, училища, художественные и художественно-педагогические высшие учебные заведения); материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях, а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для учащихся различных возрастных групп.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Основные принципы содержания интегрированного обучения основам изобразительной грамоты на различных этапах непрерывного художественного образования.

  2. Личностный подход к обучаемым, учет их индивидуальных и возрастных особенностей в системе непрерывного художественного образования.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и научной обоснованностью основных положений, воспроизведением результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения дошкольников, младших, средних и старших школьников, студентов, объективным анализом результатов проведенной работы, личным участием автора в экспериментальной работе, а также соответствием научного аппарата и методики исследования его исходным параметрам.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе школы искусств № 3 центра эстетического воспитания «Маладзік» г. Витебска, на художественно-графическом факультете Витебского государственного

университета имени П.М. Машерова, на кафедре дизайна Витебского государственного технологического университета.

По материалам исследования были сделаны доклады на международной научной конференции «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (г. Гродно, 2006); международной научно-практической конференции «Изобразительное искусство в системе образования» (г. Витебск, 2006); региональной научно-практической конференции «II Машеровские чтения» (г. Витебск, 2007).

Этапы проведения исследования и его основные положения обсуждались на ученом совете художественно-графического факультета, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ВГУ им. П.М. Машерова (2003-2007 гг.)

Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании.

По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,3 п.л.

Структура и объем диссертации:

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения. Библиографический список содержит 198 источников.

Научно-теоретические особенности процесса интеграции знаний основ изобразительной грамоты в непрерывном художественном образовании

На современном уровне цивилизации и научно-технического прогресса требуется новый подход к формированию творческих качеств личности, который неотъемлемым образом базируется на интеграции научно-поисковых, технических, художественных и других видах и формах деятельности человека. На сегодняшний день использование интегрированного обучения на различных ступенях художественного образования - закономерный процесс развития современной художественной школы и общества в целом. Интеграция - слово латинского происхождения, обозначающее «восстановление, восполнение - объединение в целое каких-либо частей»1. Это определение немного расширяется в «Философском энциклопедическом словаре», наполняясь такими признаками, как, например, «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов»".

В «Логическом словаре-справочнике» Н.И. Кондакова, где собраны наиболее общие определения, принятые в разных науках, «интеграция ... -объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства» .

Авторы вышеназванных словарей выделяют инвариантные характеристики интеграции. Использовать эти определения в педагогике можно лишь относительно, так как из определений не ясно, чем является интеграция -процессом объединения или его результатом, о каких по характеру частях, элементах идет речь.

Рассмотрим более узкие определения, в которых обобщаются данные частных наук. Б.В. Ахлибининский считает, что «под интеграцией в общем смысле понимается процесс становления целостности» . Э.С. Маркарян под интегративным воздействием предлагает понимать «особый вид взаимодействия, ведущий к сближению частей»5. А.Д. Урсул применяет термин-понятие «интеграция» для обозначения «объединения в целое каких-либо частей» и употребляет его для характеристики процессов «взаимосвязи ранее автономных элементов как единой совокупности» .

Известный философ М.Г. Чепиков дает более пространное определение: «Сущность интеграции наук и научных знаний в философском понимании этой проблемы) — есть все усиливающая их взаимосвязь, взаимодействие посредством широкого использования общих (порой заимствованных друг у друга) идей, средств, приемов и т.д., исследования окружающей действительности; есть уплотнение (конденсация) знаний в определенно сложившихся и постоянно совершенствующихся формах познания и выражения познанного»7.

Современный исследователь педагог В.Г. Левин считает интеграцию «процессом, противоречащим росту специализации научного знания и ведущим к единству науки»8.

Приведем еще одно определение данного понятия: «Интеграция - это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знания..., процесс, который объективно детерминирован взаимопроникновением различных видов материально-производственной и общественно-политической деятельности людей, а в, своих наиболее глубоких основаниях - материальным единством мира, всеобщей связью, изоморфизмом структур в качественно разнообразных объектах»9. Эти и ряд других сходных формулировок включают в свой состав более конкретное значение.

При бытовом, обыденном понимании интеграции на первый план выдвигается установление взаимосвязи между ранее относительно независимыми видами, процессами, явлениями. Но интеграция появляется тогда, когда эти связи становятся существенными. Поэтому важно и установление существующих взаимосвязей, определяющих и изменяющих функционирование явлений, и появление качественно новых аспектов -своеобразных свойств, возникающих в результате процесса интеграции, то есть интеграция через взаимодействие ранее разрозненных знаний приводит к появлению новых знаний; к возникновению целостной совокупности интегрированных качеств. Для педагогики это очень значимый аспект.

В философской литературе имеется устойчивая точка зрения, что основой интеграции является единство мира. Диалектический материализм показывает, что в основе единства наук и научных знаний лежит объективная связь явлений материальной природы и общества, общность свойств и состава разнородных объектов.

М.Н. Берулава, исследовавший вопросы интеграции в профессиональном образовании, говорит, что- «в настоящее время по своему объему понятие интеграции выходит далеко за рамюъ отдельных наук, фактически оно имеет уже общенаучный характер наряду с такими понятиями, как «система», «структура», «модель» и др.»10.

Экспериментальная проверка уровня знаний по основам изобразительной грамоты у испытуемых различных возрастных групп (констатирующий эксперимент)

Этот эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых следующих групп: детские сады, общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, лицеи, колледжи, училища, художественные и художественно-педагогические высшие учебные заведения, обучение которых проходило по традиционным программам и методам.

В процессе проведения экспериментального исследования мы вели \ наблюдения за созданием изображения, тщательно изучали поэтапность его выполнения, исследовали как готовые рисунки и зарисовки, так и их срезы, учебные ответы, анкеты; подвергался тщательному анализу вспомогательный экспериментаторский материал. Мы всесторонне изучали уровень сформированности теоретических знаний по основам изобразительной грамоты, анализировали, как учащиеся- различных категорий могли применять эти знания на практике. Для того чтобы,проследить изменения знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, время, отводимое на выполнение контрольных рисунков, у всех испытуемых было одинаковым. Объектами рисования для первых заданий, целью которых было определение уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования, служили: керамический кувшин простой геометрической формы, овощи, фрукты, несложные- натюрморты. Постановки мы составляли для- каждой конкретной группы испытуемых с учетом задачи исследования и возрастных особенностей.

В констатирующем эксперименте участвовало следующее количество:

- детей дошкольного возраста - 60 испытуемых;

- учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных и школ искусств, гимназий — 118 испытуемых;

- учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных, художественных и-школ искусств, гимназий - 115 испытуемых;

- учащихся старшего школьного» возраста гимназий, лицеев, художественных и школ искусств, первого-четвертого курсов художественного отделения Витебского государственного училища искусств, Витебского государственного технологического колледжа — 60 испытуемых;

- студентов первого-второго курсов художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени П.М. Машерова и Витебского государственного технологического университета -57 испытуемых.

Всего в констатирующем эксперименте приняло участие 410 испытуемых.

Экспериментальное изучение уровня сформированное знаний, умений-и навыков по основам изобразительной грамоты у детей детского сада, после завершения которого, они, как правило, будут поступать в общеобразовательную и художественную школы, школу искусств, во многом позволило установить, насколько знания, умения и навыки по основам изобразительной грамоты отвечают требованиям, которые предъявляются к знаниям, умениям и навыкам учащихся в начальной общеобразовательной школе.

Следующая группа экспериментальных исследований уровня сформированности знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных, а также художественных и школ искусств, лицеев и колледжей позволила также установить, насколько имеющиеся у испытуемых знания, умения и навыки по основам изобразительной грамоты отвечают современным требованиям, предъявляемым к знаниям, умениям и навыкам будущих студентов художественных вузов.

Для более детального изучения уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты у испытуемых каждой ступени обучения (дети детского сада, школьники общеобразовательных, художественных и школ искусств, гимназий, лицеев, учащиеся первых-четвертых курсов художественного отделения Витебского государственного училища искусств, Витебского государственного технологического колледжа, студенты различных курсов художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Витебского государственного технологического университета) намиг был проведен констатирующий эксперимент, направленный на изучение эффективности традиционной методики обучения рисованию. Этот эксперимент проводился в самом начале, середине и конце учебного года.

Мы предполагали, что анализ рисунков покажет динамику изменения уровня сформированности знаний, умений и навыков по основам изобразительной грамоты, у испытуемых всех ступеней художественного образования под воздействием традиционных программ и методов обучения. Методика проведения констатирующего эксперимента

Поиск наиболее эффективных методов интеграции основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования (поисковый эксперимент)

Многие студенты чаще всего, не задумываются над вопросом размещения рисунка на бумаге и поэтому рисуют ближе к центру листа, или устанавливают вертикальную линию, и располагают на ней основную по своему объемному значению форму.

Для определения места на листе бумаги, где должен быть расположен рисунок, студенту потребуется увидеть в трехмерной натуре (высота, ширина, глубина) плоскостной образ. Для этой плоской фигуры, намеченной контурной линией, рисующий должен найти соответствующее место на листе бумаги, т.е. композицию.

В связи с решением такой задачи учитель должен установить постепенность в переходе от простейших заданиш к сложным для того, чтобы, развить у студентов способность быстро приводить сложный пространственный объем к простой геометрической фигуре. Этс обобщение необходимо как первый этап в построении формы, т.е. той- стадии работы, "которая непосредственно следует за композиционным размещением. Композиция рисунка состояла в учете взаимоотношения, всех линейных и пластических величин, в которых организуется изображение данной конкретной натуры. Чтобы дать характеристику натуры, подчеркнуть существенное в ее содержании, совсем недостаточно точно перенести на.лист то, что увидел глаз. Необходимы соответственный отбор и соподчинение форм, строгий расчет количественных отношений и взаимообусловленная характеристика масс и деталей. Ведь, различные степени обобщения, характеристика светотеневых и объемных отношений могут изменить и акценты и смысл содержания; которые в натуре являются наиболее ценными. Эта ответственная работа над образом постановки и есть важная- часть композиционного момента рисунка.

Такая композиционная установка, по нашему убеждению, должна обеспечить жизненное, профессионально полноценное освоение всех вспомогательных знаний, способствовать выработке у студентов метода активного восприятия и наблюдения натуры, развитию умения сознательно производить композиционный расчет, отбирать и выделять главное.

Организация восприятия предмета для графической композиции рисунка включала рассматривание объектов с разных точек зрения. Все испытуемые при этом должны были делать зарисовки этих объектов в профиль и анфас, выяснив их пространственное положение относительно вертикали, горизонтали, линии горизонта и источника освещения. Такая организация внимания данного задания позволяла грамотно «составить», сформировать первоначальный образ предмета изображения. После этого студенты переходили к определению графического образа будущей композиции. Выражалось это в выполнении различных вариантов эскиза композиции малых форматов, в которых ими велись ее поиски, решались многие изобразительные задачи. Педагог просматривал все эскизы, помогал выбрать наиболее удачный из них, разрешал переходить к следующему этапу.

Похожие диссертации на Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования