Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Бочаров Сергей Александрович

Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа
<
Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бочаров Сергей Александрович. Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 155 c. РГБ ОД, 61:99-13/1208-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки преподавания композиции декора в изделиях традиционного искусства народов Коми

1.1 Историко-региональный аспект формирования художественных традиций в декорировании изделий из дерева 11

1.2 Научно-педагогические основы приобщения школьников к традиционному прикладному искусству региона 36

1.3 Развитие методики преподавания композиции в системе художественно-педагогического образования .: 50

ГЛАВА 2. Методы преподавания композиции в процессе обучения традиционному прикладному искусству Коми

2.1. Характеристика и выбор методов преподавания как средства оптимизации процесса обучения композиции в декоре 63

2.2. Результаты опытно-экспериментальных исследований и внедрение их в практику преподавания ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

БИБЛИОГРАФИЯ 142

Введение к работе

Актуальность исследования. Приобщение школьников к этнической культуре своего народа, как уже неоднократно доказано педагогами-исследователями и подтверждено практикой, является залогом успешного формирования духовно-нравственных качеств личности молодого человека. Одним из средств, используемых для достижения этой цели, является искусство. В современной Концепции художественного образования и эстетического воспитания подчёркивается, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное личное переживание [80]. Это положение сегодня уже не требует дополнительной аргументации, так как доказано, что искусства способны лучше, чем естественные научные дисциплины помочь человеку (и не только в юном возрасте) разобраться в окружающем нас мире, познать его природу, историю, человеческие характеры. Поэтому процесс гуманизации современной школы пройдет успешнее, если искусства будут чаше привлекаться в качестве средства формирования личности подрастающего человека.

Вышеупомянутая Концепция предусматривает целую систему мер, которые могут обеспечить эффективность воздействия искусства на личность. Одной из таких мер является введение в учебно-воспитательный процесс системы школьных и внешкольных образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его историческом, региональном и художественном аспектах. В настоящее время решению данной проблемы уделяется значительное внимание; повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир народного творчества.

Проблемам использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства, как профессионального, так и народного, в качестве средств духовно-нравственного и

эстетического воспитания личности посвящены исследования многих учёных педагогов и художников. В их числе следует отметить научные работы Кагана М. С, Алексеевой В.В., Ростовцева Н.Н., Кузина B.C., Шорохова ЕВ., Хворостова А.С., Шпикаловой Т.Я., Корешкова ВВ., Канева В.Ф., Алехина А.Д..

Традиционная российская материальная культура состоит из богатства культур многочисленных народов, проживающих на всей территории России, в том числе и на севере ее европейской части. Весомый вклад в сокровищницу российской национальной культуры вносит традиционная культура народов, издавна населяющих регион современной Республики Коми. Культура народов этого края чрезвычайно самобытна, многообразна, поэтому издавна представляла значительный интерес для исследований археологами, историками, этнографами и искусствоведами. Материал исследований, посвященных истории и культуре Коми края, нашёл отражение в научных трудах Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и других.

В своих исследованиях учёные прослеживают истоки происхождения и развития культуры различных этнических групп, населяющих регион; межэтнические связи, повлиявшие на своеобразие художественного языка и формирование традиций в народном искусстве, в том числе и декоративно-прикладном. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные, своей значительностью и новизной весьма актуален и может быть использован в учебно-педагогических целях. Доказательством тому служат научно-педагогические исследования Канева В.Ф.

Однако для реализации таких возможностей прикладного искусства необходимо ещё решить проблему профессиональной специальной подготовки педагогических кадров -учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эти специалисты должны хорошо знать художественные традиции региона, профессионально владеть законами и правилами композиционного построения декора изделия, выполненного в

народных традициях; они должны тонко чувствовать и понимать гармонию единства формы предмета и орнамента, покрывающего данную форму; им необходимо владеть техническими умениями и навыками, чтобы изготовить и декорировать предмет по народным мотивам.

Подготовка педагогических кадров этого профиля ведется в Сыктывкарском высшем педагогическом училище (колледже) им. И.А.Куратова на художественно-графическом отделении (ХГО). За три десятилетия существования отделения здесь накоплен пратический методический опыт работы в данном направлении. Формирование опыта проходило на основе психолого-педагогических и методических достижений, сделанных известными учёными-педагогами Ананьевым Б.Г., Бабанским' Ю.К., Волковым Н.Н., Волковым И.П.,Занковым Л.В., Игнатьевым Е.И,, Кузиным B.C.. Ростовцевым Н.Н., Шороховым Е.В. и др.

Переход училища в статус колледжа - среднего профессионального учебного заведения повышенного типа - потребовал пересмотра и изменения методик преподавания целого ряда учебных дисциплин (разделов и тем в них). Это объясняется изменением характера, содержания и формы учебного процесса, который в колледже приближен к характеру вузовского.

Методика преподавания художественных дисциплин в учебных заведениях педагогического профиля предлагает достаточно разнообразные методы и приёмы обучения изобразительному и прикладному искусству. Однако специально разработанной методики обучения студентов ХГО основам композиции традиционных резьбы и росписи Коми до настоящего времени не было. Что явилось основным противоречием, потребовавшим своего разрешения.

Учитывая, что процесс обучения предполагает целенаправленное взаимодействие учителя и учеников при овладении содержанием учебного материала, в нём можно дифференцировать процесс преподавания, то есть процесс деятельности учителя, и учения

6 - процесс деятельности ученика (Махмутов М.И.). Хотя оба процесса неразрывны в своей

функциональной взаимосвязи, каждый из них имеет свою специфику. Они заключаются, в

том числе, в подборе и систематизации методов преподавания и усвоения.

Результативность обучения во многом зависит от эффективности функционирования

обеих групп методов.

Мы в своей работе обращаемся к исследованию группы методов преподавания, так

как считаем, что при равноценности в своей эффективности обеих групп, приоритет при

первоначальном знакомстве с темой (разделом), сохраняется за группой методов

преподавания. Это объясняется тем, что с их помощью начинается процесс передачи

знаний, формируются начальные умения и навыки./Подчёркнуто нами - СБ./

При всём многообразии существующих классификаций методов (Лернер И.Я.. Скаткин М.Н., Щукина Г.И,, Огородников И.Т., Махмутов МИ., Перовский СИ., Голант Е.Я., Бабанский Ю.К. и др.) во многих из них прослеживается участие традиционных методов, которые доказали свою эффективность ещё в древние времена. Но и поныне они не утратили своей действенности, однако, при условии постоянного обновления и совершенствования, В нашей преподавательской практике они часто применяются, а потому и представляют определённый научный интерес с точки зрения их обновления и совершенствования.

К тому же. данная проблема в регионе до сих пор оставалась без должного внимания. Решение хотя бы некоторых её сторон поможет, по нашему предположению, повысить качество преподавания основ композиции при обучении народному искусству студентов ХГО педколледжа. В самом деле, выразительно составленная композиция декора, выполненная в лучших народных традициях, являє гея залогом получения высокохудожественного изделия. Это в дальнейшем поможет школьному учителю стать ещё и хорошим масгером-творцом, ибо без жмо будет затруднена его деятельность и в качестве учителя.

7 Цель исследования. Разработка комплекса методов преподавания композиции,

способствующих качественному усвоению студентами ХГО педколледжа её основ в

декоре изделий традиционного прикладного искусства народов Коми.

Объектом исследования был определён учебный процесс на ХГО и, в частности, занятия, где рассматривались вопросы теории и практики композиции декора в изделиях традиционного прикладного искусства региона.

Предметом исследования явились методы преподавания, которые могли бы составить целый комплекс, способствующий эффективному усвоению студентами композиционных закономерностей традиционных резьбы и росписи Коми.

Гипотеза исследования. Понимание и усвоение студентами ХГО композиционных закономерностей в декоре Коми традиционных изделий из дерева будут проходить успешнее при условии, если:

будет достигнут научно-педагогический, а не стихийно-эмпирический подход к изучению национально-региональных традиций в декорировании изделий по народным мотивам;

на основе обще дидактических методов создать комплекс методов частнопредметных, которые могут стать основой методики обучения традиционному прикладному искусству на уровне самостоятельного учебного курса на ХГО;

в свою очередь, создание такой методики даст дополнительную возможность практически реализовать цель исследования;

общие итоги исследования позволят совершенствовать процесс обучения на ХГО как таковой.

Цель исследования и гипотеза определили решение следующих задач:

проанализировать в историко-региональном аспекте композиционные особенности и закономерности резного и расписного декора в традиционных изделиях из дерева в Коми;

определить научно-педагогические основы преподавания регионального компонента при обучении декоративно-прикладному искусству в общеобразовательной и профессиональной школе Республики Коми;

выбрать и проверить на эффективность методы преподавания, способствующие наиболее результативному усвоению композиционных основ традиционного декора;

составить и предложить к использованию в работе комплекс методов и приёмов, с помощью которых можно добиться успехов в преподавании.

Методологические основы исследования составили труды видных учйных-педагогов, психологов, философов, посвященные вопросам образования и развития личности в обществе; Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе; научные исследования в области психологии, педагогики, методик преподавания изобразительного и декоративно-прикладно го искусств; научные труды историков, этнографов, искусствоведов, в которых рассматриваются истоки возникновения и процесс эволюции традиционной культуры как таковой.

Методы исследований. Чтобы решить поставленные задачи мы применили следующие методы:

анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии,
педагогике, методологии, методикам обучения, истории, этнофафии, искусствознанию;

* анализ учебных планов и школьных программ по изобразительному и
прикладному искусству, планов и программ по предметам блока профессиональной
подготовки на ХГО педколледжа.

искусствоведческий анализ произведений традиционного прикладного искусства Коми из фондов национальных музеев республики;

наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей традиционного искусства и народных художественных ремёсел, народных мастеров - руководителей кружков и студий народного творчества;

целенаправленное изучение учебной деятельности студентов и работы преподавателей на уроках прикладного творчества - теоретических и практических, анаїиз учебно-творческих работ студентов;

опрос, анкетирование студентов и преподавателей, проведение педагогических экспериментов.

Научная новизна исследования состоит

в разработке методических основ преподавания композиции декора при изучении
традиционного прикладного искусства Коми, которое имеет свои художественные
особенности и специфический язык средств выразительности;

в обосновании места и определении содержания регионального компонента в
профессиональной подготовке студентов ХГО в области народного прикладного
искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем определяется оптимальный объем учебного материала из области композиции, которым студенты должны овладеть в процессе изучения традиционного искусства. В исследовании разработан и предлагается к использованию в практике преподавания комплекс методов и приемов, позволяющих повысить эффективность усвоения студентами композиционных правил и закономерностей в декоре изделий, выполненных народными мастерами Коми.

Основные положения, выносимые на защиту.

I. Теоретические основы преподавания композиции декора в изделиях традиционного искусства народов Коми.

2. Комплекс методов преподавания композиции в процессе обучения студентов ХГО декорированию изделий по мотивам традиционного искусства народов Коми.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи исследования были изложены в публикациях. По теме диссертации были сделаны сообщения на 2-й, 3-й, 4-й Российских научных конференциях «Искусство и образование», состоявшихся на базе факультета искусств Удмуртского государственного университета в 1995-96-97 г.г. в г. Ижевске. Материалы исследования освещались на курсах повышения квалификации учителей в РИППКРНО Коми по программе «Основы декоративно-прикладного искусства», а также на научно-практических конференциях в Сыктывкарском педагогическом колледже по проблемам «Модель специалиста: нравственный аспект» и «Модель специалиста: формирование профессиональных умений и навыков в учебном процессе». На основе исследований была составлена программа регионального компонента в курсе «Основы декоративно-прикладного искусства» и «Практикум по художественной обработке материалов» для студентов ХГО педколледжа. Результаты исследования были также внедрены в практику учебно-воспитательного процесса на ХГО.

Кроме того, полученные результаты исследования использовались при создании учебно-методической документации (учебные планы, программы, рабочие тематические планы по предметам) для вновь организуемого факультета искусств в Коми государственном институте. Обучение на данном факультете происходит по схеме многоуровневого образования (Колледж - ВУЗ).

Историко-региональный аспект формирования художественных традиций в декорировании изделий из дерева

Народное искусство в широком понимании его по сути своей достаточно сложное явление культуры. Оно относится к разряду наивных искусств, то есть это искусство непрофессиональных мастеров, у которых нет специальной подготовки. Однако непосредственность восприятия окружающего мира, искренность чувств соединяются с некоторой "технической" неумелостью и наивностью. Если профессиональный мастер стремится к новизне композиции, к поиску свободного индивидуального стиля, заключающегося в оригинальности и неповторимости, то народный мастер следует сложившемуся веками коллективному творческому опыту [20]. Этот опыт мы можем определить понятием традиция.

Традиция - это «исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи идейности, нормы поведения и т. п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени...». Традиции «в искусстве подразумевает преемственность стиля, мастерства» 165].

Таким образом к понятию народное искусство логично добавить определен нетрадиционное".

На наш взгляд, интересно по суги своей явление естественного отбора, происходящего в рамках исторического творческого опыта (традиции). Так неудачные опыты, приемы, и сами произведения не повторяются, а остаются жить только удачные -рождается традиция. Сам народный мастер необязательно должен быть творцом, он может оставаться просто исполнителем, который импровизирует, варьирует наиболее удачные, испытанные временем приемы. Но импровизация, как правило, проходит в рамках заданной темы, формы, уже известными традиционными средствами. Можно выделить некоторые общие черты, характерные для всего наивного, в том числе и народного искусства, независимо от их этнического происхождения. К ним относятся плоскостность, графичность, локальность цвета, четко читаемый ритм, симметрия, незатейливость технических приемов, нарядность, и праздничность, элементы гротеска в образах, четко выраженая повествовательность в сюжетной композиции [20].

Народное искусство по праву признается фундаментом, на котором выросло здание мировой художественной культуры. Все характерные особенности традиционного народного искусства, упомянутые выше, присущи и декоративно-прикладному искусству - самому древнему виду художественного творчества. Вначале оно не осознавалось как искусство, это был процесс создания предметной среды: оформление жилища, костюм, бытовая утварь, орудия труда, боевое оружие. В этот рукотворный мир вкладывалось представление человека о счастье, красоте, представления о законах развития, о гармонии мира

Как и все народное искусство, декоративно-прикладное несет в себе черты коллективности творчества. Все традиции вырабатывались группами людей. Поэтому за каждой вещью стоит труд многих, в идеале - целого народа [ 178]. Оформляя своп изделия декором, мастера черпаїи красоту в природе родного края. Она была источником рукотворной красоты и учителем мастера. В этом и кроется мощная воспитательная сила народного искусства, позволяющая ему пробуждать в молодом человеке добрые чувства патриотизма и понимание основ национальной культуры [68. 120]. Изучение и овладение культурными традициями помогает человеку жить и разумно действовать. Сохранение традиций, по утверждению А. Ф. Лосева, позволяет непрерывно развиваться культуре как единому организму, некоему целостному космосу [99]. Отсюда вывод: воспитание на основе культурных и художественных традиций позволяет сохранить саму культуру как надежный гарант духовного возрождения общества. В основе эволюции искусства лежат творческий и ремесленный опыт предшествующего поколения, который должен питаться новыми идеями и открытиями, постепенно превращающимися в опыт. Таким образом накапливаются и обогащаются сами традиции и вместе с ними развивается искусство. Отсюда стремление общества сохранить, обновить.развить и передать потомкам опыт и традиции национальной культуры.

Культура, искусство,художественные традиции каждого народа, а также регионов России уникальны и самобытны. Здесь не является исключением и Республика Коми, расположенная на Северо-Востоке европейской части России, многонациональная по своему составу, имеющая интересную историю становления и развития своей самобытной, многонациональной культуры.

Северный регион европейской части России издавна был объектом исследования не только ученых-естественников, но также и историков, филологов, этнографов и искусствоведов.Предметом изучения в этих исследованиях были: хозяйство, бытовой уклад, нравы, культур а, а также формирующиеся в них традиции.Во многом такой интерес объяснялся самобытностью культур тех народов, которые составляли население края.Наше внимание будет обращено к культуре народов, населяющих территорию современной Республики Коми,национальный состав которой достаточно многообразен. Это, прежде всего, коми, ненцы, ханты, манси, удмурты, русские, украинцы, татары и еще целый ряд национальностей.

Коми-зыряне являются коренными жителями данного региона. Происхождение их имеет глубокие исторические корни [11. 44]. Формирование нации происходило постепенно и заняло значительный исторический промежуток времени. Одновременно шло формирование культуры, на которую в большой степени оказывало влияние соседство с другими племенами и их культурами, в частности, славянской и среднеазиатской.[45]. В истории обширный регион современной Республики Коми носил название Пермь Вычегодская, а народ называли пермянами. Переселение и расселение пермян длилось веками, поэтому формирование культурно-бытовых традиций, которые позже окажут влияние на культуру коми-зырян, также явилось процессом длительным и многогранным, закончившимся только к 16 веку. Исследуя историю происхождения коми народа, Белицер В. Н отмечает, что в Прикамье люди пришли из Сибири и с Востока. Возможно, с Юго-Запада по реке Сухонь также приходят люди на территорию Перми. Предки современных коми проникли на Вычегду из Прикамья, но это произошло значительно позднее, в конце 1- го тысячелетия. По мере продвижения коми-зырян на Север они смешиваются, как предполагает В. Н. Белицер, с «каким-то другим населением, которое жило по соседству и, несомненно, оказывало влияние на пришельцев, а возможно, и частично смешалось с ним в пограничных районах». , """ Отсюда наблюдается неоднородность антрог гогического состава коми-зырян, диалектические различия в языках и особенности в культуре. Так по наблюдениям автора «Очерков», Удорские коми сближаются с карелами и русскими Архангельской губернии, в языке встречаются вепско-карельские заимствования. В формировании коми учавствуют вепсы (заволоцкая чудь), русские, на что указывает их культурная близость, антропология и язык. В восточной части большое влияние оказали ненцы и манси[141. 143]. Приток русских в коми-зырянские земли был обусловлен тем. что путь за Урат лежат через эти земли. Новгород и Москва с конца 14 века стані значительно влиять на Пермь Вычегодскую, ее экономику и культуру. В основе культуры коми-зырян лежит культура Перми Вычегодской, которая складываюсь на протяжении 10-14 столетий, и отличатась относительным единством. Однако этнические связи населения бассейнов Печоры и Вычегды тянутся и в Зауралье, и на юг до Приаралья, ч го еще раз указывает на сложность и многобразие коми культуры и во многом объясняет своеобразие культур других народов, проживающих на этой же земле.

Значительное влияние на формирование культуры народа оказывают влияние также природно-климатические условия региона Территория Республики Коми расположена в зоне избыточно влажного климата. Это край лесов и болот. Растительный покров здесь составляют таежные хвойные леса, где преобладают ель и сосна. Ближе к Уралу появляются лиственница и пихта, кедр. Широко встречаются мелколиственные леса, состоящие из березы и осины Обилие таких древесных пород во многом определило самобытный характер традиционного прикладного искусства и художественных ремесел в регионе. Дерево с незапамятных времен являлось основным и любимым поделочным материиалом народных умельцев земли Коми, хотя были и другие: береста, глина, кожа, мех, текстиль, металл[46, 133].

Характеристика и выбор методов преподавания как средства оптимизации процесса обучения композиции в декоре

Традиционный вопрос дидактики «как учить?» побуждает преподавателя постоянно искать способы обучения. При всей видимой разработанности частных методик обучения постоянно сохраняется необходимость в процессе освоения того или иного предмета переосмысливать некоторые методы, приспосабливая их к практике преподавания конкретной дисциплины.

Методы обучения (с их составляющими «преподавания» и «изучения») на занятиях по предметам специального цикла на ХГО и ХГФ всегда являлись и являются до сего времени предметом научного исследования учёных-психологов, педагогов, методистов (о чём мы упоминали уже в ГЛАВЕ 1). Этому вниманию есть объяснение: обучение искусству - процесс сложный в своей многогранности, имеет определённую специфику, обусловленную спецификой искусства как формой общественного познания [65]. Не являются здесь исключением и методы обучения народному прикладному искусству студентов, которые получают образование на ХГФ педвузов и ХГО педколледжей.

Как показывает практика преподавания, особо слабым местом в процессе обучения традиционному искусств) является усвоение студентами композиции декора, выполненного в народном стиле. Это мы уже отмечали в предыдущей главе и объясняли причины трудностей в усвоении материала. Преодоление трудностей подобного рода, на наш взгляд, может осуществляться одновременным совершенствованием методов преподавания и методов учения [103]. Учитывая сложность процесса обучения, а равно и методов, с помощью которых згот процесс оемцествляетея. мы остановим наше внимание на методах преподавания, считая, что именно, они играют первоочередную роль в оптимизации процесса обучения. Кроме того, используя методы преподавания, учитель может повлиять на осознание познавательных задач, помогает выявить изучаемые объекты действительности, помогает образоваться представлениям о признаках и свойствах, помогает установиться связям этого объекта с другими предметами и явлениями, формирует понятия о них. помогает изучить способы практического использования этих понятий и сформировать на их основе новые.

Следует заметить также, что методы преподавания моделируются и используются одним субъектом - преподавателем, за которым сохраняется приоритетное положение в управлении процессом обучения. При этом мы нисколько не умаляем значения методов учения - они, равно как и преподавания, могут являться предметом отдельного исследования. Нас же. как уже отмечалось, интересует проблема моделирования методов преподавания конкретного учебного материала - композиции декора, т. е. Мы имеем в виду частно предметные методы. Для их моделирования предварительно обратимся к классификации общедидактических методов обучения, давно и многосторонне изученных педагогикой. Принципы классификации данных методов столь многообразны, сколь многофункциональны сами методы. Дидактика рассматривает методы применительно к разным возрастным группам дошкольников и школьников и, относительно мало, к возрастной группе обучающихся 17-20 лет, которые получают среднее профессиональное образование.

В основе классификации методов обучения лиц разных по возрасту МОГУТ лежать одинаковые принципы. Ученые-дидактики неоднократно пытались систематизировать группы методов в зависимости от источника знаний (практика, наглядность, слово, книга, видео, компьютер). Здесь выделяются такие методы: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, в и део метод. Каждый и з них может иметь свои способы выражения (модификации). Вся названная группа является традиционной[127]. В зависимости от назначения (приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков) [118]. По типу познавательной деятельности. Здесь можно выделить следующие: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский [95,97], По дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний)[177]. Первую группу составляют информационно-развивающие методы: устное изложение учителя, беседа, работа с книгой; эвристические методы: беседа эвристическая, диспут, лабораторные работы.

В последнее время предложена ещё одна классификация методов обучения. В ней выделены три большие группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности[4,1181.

Результаты опытно-экспериментальных исследований и внедрение их в практику преподавания

Подобные упражнения проводятся и при знакомстве с композицией росписи и самой техникой росписи. Только здесь они будут иметь свои специфические особенности. Как нам уже известно, все северные росписи на территории Коми относятся к группе свободно-кистевых. В мезенской и пижемской росписях ещё применяется перовая графика. Поэтому упражнения по овладению этими росписями будут состоять из упражнений композиционного характера и технического, т. е. овладения техникой работы пером и кистью по деревянной поверхности изделия.

При знакомстве с композицией верхневычегодской росписи, представляющей собой рисованный кистью геометрический узор, изучение элементов лучше выполнять сразу кистью без предварительной разметки карандашом. Это удобнее делать потому, что вместе с процессом копирования элементов происходит тренировка руки: уверенное проведение зипагов, прямых линий, дуг, окружностей, точек и пр. При кажущейся на первый взгляд лёгкости выполнения этих упражнений, студенты в начале будут испытывать затруднения. Это связано с тем. что на уроках живописи они привыкли к движениям кисти руки несколько иного характера. Здесь же требуются движения более твердые, точные, чтобы попасть кончиком кисти в нужное место на расписываемой поверхности. Цветовая палитра в этих упражнениях роли не играет.

Вторая группа группа упражнений будет включать в себя составление композиции "по мотивам" из уже знакомых элементов. В беседе-инсіруктаже преподаватель напоминает основные колористические особенности верхневычегодской росписи, её характерный композиционный строй. После чего, студенты карандашом выполняют эскиз, заранее предполагая и цветовое решение композиции. Опираясь на этот эскиз и идею цветового решения, можно приступить к работе кистью. Цветовая палитра должна строго соответствовать традиционным сочетаниям, принятых в данном типе росписи.

При изучении пижемской росписи, где основу составляет перовой графический рисунок в виде петель, завитков, спиралей, дуг и г. д., а цветом подкрашиваются отдельные небольшие элементы геометрического характера- квадраты, прямоугольники, ромбы, в упражнениях особое внимание уделяем формированию моторных навыков руки. В начальных упражнениях копируем элементы традиционной графики карандашом, затем пером и тушью по бумаге составляем несложные композиции с включением изученных элементов.

Мезенская роспись по своим приёмам исполнения родственная пижемской, потребует более внимательного изучения элементов при копировании образца. Это связано с тем, что главным художественным приёмом здесь будет являться стилизация. Студентам необходимо уметь изображать в манере мезенского письма (стилизованно) животных как основной изобразительный элемент росписи. На это уйдёт больше времени. Кроме того, определённого опыта фантазии требует изображение геометрографических элементов, похожих на геометрическую резьбу.

При составлении композиций-упражнений преподавателю следует также напоминать о ленточно-ярусном характере композиционной структуры мезенской росписи, так как даже в небольшой работе этот принцип должен сохраниться.

Особый интерес студенты, как правило, проявляют к изучению северодвинской росписи. Чтобы изучить основательно её характер, необходимы внимание и терпение. Ведь этот стиль росписи, на что мы уже указывали ранее, основывается на свободно-кистевой импровизации мастера, хотя и имеет определенные правила стилизации и композиционного построения.

Упражнения начинаются, как обычно, с копирования элементов. Только в этом случае преподавателю следует при помощи учебных плакатов или образцов подчеркнуть принципиальные отличия пермогорекого стиля от раку.тьского. Первому свойственны белый фон. мелкий растительный узор с включением фигурок людей, занятых в жанровых сиенках; второму - охристый фон с интенсивным по сочности узором, состоящем ИЗ цветов и птиц. Уяснив эти различия теоретически, студент должен понять, как это выполняется практически. Поэтому задания здесь по объёму и времени будут сложнее и продолжительнее. Копирование будет включать в себя подготовительный контурный рисунок карандашом с последующей его подцветкой гуашью или акварелью.

Второй этап упражнений будет также состоять из работы над мини композицией или фрагментом росписи по "мотивам1 . Студентам можно предложить выполнить два варианта: пермогорский и ракульский. При выполнении данных упражнений студентам, которые лучше освоились в свободном владении кистью, можно рекомендовать работать без подготовительного рисунка карандашом. Подобные упражнения, на наш взгляд, будут побуждать студентов к большей фантазии и учить заранее представлять композицию украшаемой поверхности.

Таким образом, мы рассмотрели возможные предварительные графические упражнения, без которых трудно осуществить переход к следующему этапу -выполнению практической работы как итогу усвоения традиционных приёмов декорирования изделий из дерева. Следующий этап - составление непосредственно эскиза декора конкретно заданного изделия. Это этап также нуждается в особом внимании, так как он чаще всего трудно проходит в процессе обучения. Трудность состоит в том, что студентам не всегда удается найти пластическое соответствие узора (орнамента) форме изделия, то есть масса, плотность элементов, пропорции, движение, ритм не всегда "укладываются" в украшаемую поверхность предмета. А ведь это и составляет основную задачу поиска композиционного решения. Студенты не всегда учитывают физические и декоративные свойства материала, из которого намерены изготавливать будущее изделие. Особенно это касается древесины как материала с ярко выраженными декоративными и физическими свойствам и: цветом, фактурой, текстурой, определенной степенью твёрдости. Всё это важно учитывать, поскольку материал и декор изделия взаимообусловлены друг другом.

Похожие диссертации на Исследование методов преподавания композиции резьбы и росписи в традиционном искусстве коми на художественно-графическом отделении педагогического колледжа