Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Никитина Людмила Александровна

Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой
<
Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Людмила Александровна. Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Самара, 2005 196 c. РГБ ОД, 61:05-13/1073

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Изучение фольклора в школе в контексте ознакомления с культурой и историей народа 11 - 101

1. Культурологический компонент содержания литературного образования школьников 11-53

2. Художественный мир былин 54 -101

ГЛАВА II. Изучение былин в школе как процесс освоения народной культуры и языка 102 - 176

1. Восприятие народной эпической поэзии учащимися младших и средних классов (описание констатирующего эксперимента) 102-109

2. Система работы по изучению былин в 4 - 7 классах средней школы (обучающий эксперимент) 176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180-182

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 183-196

Введение к работе

Демократизация и гуманизация отечественного образования, отказ от обучения по образцу, при котором ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, предпочтение системы личностно-ориентированного обучения - всё это факторы, предопределяющие условия воспитания духовной личности.

Формирование культурологического подхода в философии образования не только определяет важнейшие проблемы в содержании литературного образования, но и служит их теоретико-методологическим обоснованием. Суть культурологического аспекта литературного образования - в осмыслении литературных явлений в контексте широкого эстетико-философского обобщения с привлечением сведений из отечественной истории, теории и истории искусства.

Литература, по мнению М.М.Бахтина, есть «неотъемлемая часть целостно
сти культуры» (27,414). Само литературное произведение является богатейшим
^ источником культуроведческой информации. Изучение в школе фольклорного,

литературного произведений позволяет учащимся познавать факты материальной и духовной культуры родного и других народов, их историю, мифологические и религиозные представления, философию, мораль.

Сокровищницей знаний об истории народа, его культуре является фольк-
лор. Произведения устного народного творчества содержат нравственный ко
декс человека: повествует о любви к ближнему, верности и справедливости,
воспитывают любовь к труду, бесстрашие перед врагами и грозными силами
природы. Народное творчество, развивая духовный мир учащихся, приобщает
(S их к высоким нравственным ценностям. Русские былины В.Я.Пропп относил «к

одному из величайших достижений русской национальной культуры» (155,110).

В центре эпических произведений народного творчества стоит герой: богатырь, могучий красавец, который защищает свой народ от всех зол. В нем во-

площена вечная мечта народа о сильном и справедливом защитнике, который накажет обидчиков. Русский фольклор отдал дань таким героям в былинах, где русские богатыри защищают свою землю.

«Сила и кротость, внешние битвы, вследствие случайных обстоятельств, и мир внутренний, вследствие высокого православного строя его души, непобедимость богатыря и смирение христианина, одним словом, соединение силы телесной и силы духовной... в этом образе любимого русского богатыря как не узнать образа самого русского народа», - писал К.С.Аксаков (5,127).

Многоаспектная проблема изучения русского устного народного творчества привлекает внимание методистов. Еще М.А.Рыбникова в первые годы существования советской школы восхищалась духовным богатством, заключающимся

* в фольклоре, а в определении способов ознакомления учащихся с произведе
ниями устного народного творчества исходила из специфики жанра.

В методике преподавания литературы 60-80-х годов XX века былинные тексты изучаются у одних исследователей только со стороны поэтики и стиля

rift

(В.В.Голубков, З.Я.Рез), у других выделяется героический характер былин, связь с историческими событиями (М.С.Дубинская, Л.С.Новосельская, Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова).

На сегодняшний день существуют методические рекомендации к урокам,

# посвященным изучению былин (А.Г.Кутузов, В.Г.Маранцман,
М.А.Снежневская, М.Б.Ладыгин, И.И.Аркин и др.), разработки отдельных уро
ков (В.Г.Маранцман, Р.Н.Коровина, Ж.И.Жителева, Н.В.Кулагина, О.А.Попова,
Н.А.Жерлыгина). Каждый из методистов предлагает свой подход к изучению
того или иного былинного текста, но отсутствует методическая система изуче-
ния былин, включающая в себя поэтапное, постепенное знакомство с эпичес
ким наследием русского народа. Последние работы по методике изучения бы
линного эпоса в школе относятся к концу 90-х годов и касаются проблем урока
литературы в начальной школе (Н.В.Душкина «Методика обучения младших
школьников чтению былин»).

Былины включены во все школьные программы, но знакомство с ними сводится к двум текстам («Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Вольга и Мику-ла Селянинович»). Таким образом, вне эстетического и исторического опыта читателя остается богатейший фольклорный пласт, содержащий в себе многообразие образов и национальных типов. Эти «белые пятна» не заполняются и в старших классах, т.к. знакомство с фольклором заканчивается в 8 классе. А ведь нельзя понять русскую поэзию и прозу XIX - XX в., если не чувствуешь и не осознаешь глубинных связей А.Пушкина и Н.Некрасова, С.Есенина и М.Цветаевой, А.Ахматовой и Н.Рубцова с русской лирической и эпической песней. В эпических полотнах И.Гончарова, И.Тургенева, Н.Лескова присутствуют фольклорные мотивы, знание русского героического эпоса помогает глубже понять произведения Л.Толстого, М.Шолохова, А.Твардовского.

Новые диссертационные сочинения, исследующие поэтику былин (Т.П.Набатчикова «Наречие в былинном тексте», М.А.Докукина ««Устойчивые словесные комплексы идиоматического характера в текстах былин», Т.А.Новичкова «Художественный язык русской эпической поэзии и народная культура»), сопоставляющие русские эпические песни и эпос других народов (А.К.Башарина «Семантика цветообозначений в фольклорных текстах: Опыт сопоставительного анализа на материале якутских олонхо и русских былин», Е.А.Калашникова «Синтаксический параллелизм как средство организации эпического текста: на материале былин киевского цикла и рун «Калевалы»), подчёркивают актуальность темы. Осознание важности и методической целесообразности решения проблемы усиления воспитательного и образовательного влияния уроков, посвященных изучению былинных текстов в школе, определило выбор темы нашего диссертационного исследования. Способность глубокого восприятия сложных былинных текстов на уровне личностной оценки формируется при условии развития у учащихся представлений о специфике поэтики былин на основе эмоциональных переживаний, связанных с работой воображения юного читателя и ассоциаций, возникающих при чтении и анализе былин. Изу-

чение поэтики былины с привлечением знаний из истории, культуры народа, создаёт основу в сознании обучающихся целостной картины о былинных текстах как феномене русской культуры.

Объектом исследования является процесс формирования у учащихся средних классов представлений об истории и культуре русского народа при изучении его эпических песен.

Предмет исследования - изменения в представлениях учащихся о культуре и истории русского народа в процессе изучения своеобразия поэтики былин в контексте ознакомления с народной культурой.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методической системы изучения былин в контексте ознакомления с историей и культурой русского народа.

Гипотеза исследования. Изучение художественной поэтики былин, привлечение сведений исторического и культурологического характера создаёт основу нравственного и эстетического развития школьников, способствующих освоению ими богатств русской народной речи, формированию личности гражданина. При таком подходе преподаватель имеет возможность

учитывать особенности восприятия былин младшими и старшими школьниками;

осуществлять поэтапно познание учащимися поэтики былин - от простого к сложному;

устанавливать межпредметные связи литературы с изучением тем из истории Отечества, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства;

поддерживать устойчивое внимание детей к истокам народного творчества;

развивать ассоциативное мышление учащихся;

стимулировать стремление к чтению, расширять круг и объём за счет внеклассного чтения и т.п.

Цели и гипотеза реализуются в следующих конкретных задачах исследования:

- выявить работы по культурологии, этнологии, литературы, фольклора с целью определения теоретических основ формирования у учащихся представлений о былине как феномене народной культуры; установить последовательность изучения былин в школе (от класса к классу);

на основе школьных программ и учебных пособий разработать конкретные рекомендации по отбору основной и дополнительной литературы;

охарактеризовать специфику усвоения учащимися былинного эпоса, выявить особенности восприятия его учащимися разных классов;

предложить оптимальные, наиболее эффективные формы занятий, способных обеспечить глубокое понимание произведений народного творчества;

теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению былин с учётом привлечения тем из истории, других школьных дисциплин.

Методологическую основу исследования составляют основополагающие труды по философии, фольклористике, культурологии, этнологии, литературе.

В процессе проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были применены различные методы исследования:

теоретический: изучение трудов по культурологии, этнологии, методике преподавания литературы, фольклористике, литературоведению (в том числе сделанобзор программ и учебных пособий по литературе;

эмпирический: опытно-экспериментальная работа (анкетирование, интервьюирование учителей и учащихся, анализ успеваемости учащихся по обозначенной теме;

- Статистический: обработка полученной информации и обобщение педагогического опыта учителей г. Тольятти и Самары, собственной экспериментальной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Поставленная проблема в данном аспекте не исследована, предпринята попытка обобщения имеющейся в отечественной методике преподавания литературы опыта изучения былин в школе; разработана методика изучения своеобразия поэтики былин в контексте ознакомления детей с историей и культурой русского народа; описаны и включены в систему работы по литературе приёмы включения культурологических понятий при изучении былин.

Практическая значимость исследования - предложена теоретически обоснованная и проверенная автором в ходе экспериментальной работы методика ознакомления учащихся с особенностями, ориентированная на нравственное и эстетическое воспитание школьников.

Теоретический и практический материал диссертации может быть использован в преподавании литературы в общеобразовательной школе, в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов, во внеклассной работе по истории, литературе, музыке в системе дополнительного гуманитарного образования, а также в реализации практикума по курсу «Методика преподавания литературы в школе», в педвузе.

Методика исследования, в соответствии с поставленными задачами включала в себя:

На I этапе (2000-2001) - изучение и анализ литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования;

На II этапе (2002-2003) - проведение констатирующего эксперимента с целью выявления представлений у учащихся знаний о поэтике былины, как явлении культурологического характера; разработка и начало проведения обучающего эксперимента;

На III этапе (2003-2004) - проведение обучающего и контрольного экспе-риментов. Анализ полученных результатов, оформление работы.

Достоверность выводов и рекомендаций исследования обеспечивается

опорой на достижения в области философии, литературоведения, методики

преподавания литературы, культурологии, фольклористики; подтверждается

положительными данными констатирующего, обучающего и контрольного экс-

* периментов, проводившихся в ряде школ г. Тольятти, и собственным опытом.

Апробация работы. Основоположения исследования изложены в выступ
лениях на межвузовской конференции «Актуальные проблемы изучения фило
логических дисциплин в вузе и в школе» (г. Самара, май 2003 г.), на межрегио
нальной конференции «Актуальные проблемы лингвистического образования:
< теоретический и методологический аспекты» (г. Самара, ноябрь 2003 г.), на

международной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (г. Тольятти, апрель 2004 г.), на всероссийской и XXIX зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изу-чения литературы в школе» (г. Тольятти, октябрь 2004 г.), в лекциях и открытых занятиях, проведенных для учителей Центрального района г. Тольятти. Основные идеи и положения исследования нашли отражение в пяти публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:
ф 1) изучение былин в контексте ознакомления учащихся с историей и куль-

турой русского народа открывает возможности совершенствовать процесс литературного образования, обеспечивает изучение словесности в её межпредметных связях, совершенствует нравственно-эстетическое воспитание школьников, их устную и письменную речь;

2) поэтапное изучение своеобразия поэтики былин (в контексте с уроками истории и народной культуры) обеспечивает понимание героического эпоса русского народа;

3)разработанные приёмы интеграции в работе над былинными текстами закрепляют в сознании учащихся народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.

Культурологический компонент содержания литературного образования школьников

Процесс обновления современного гуманитарного образования в России является мощным стимулом к изысканию новых возможностей в изучении словесного искусства в школе. На жизнь нашего общества оказывают влияние новые явления, процессы и тенденции. Это и бурное включение в мировое сообщество, и процесс суверенизации народов России, и новый механизм рыночных экономических связей, распространяемый на все сферы материальной и духовной жизни. Иначе, чем через школу решить эту проблему нельзя; только школа может помочь спровоцировать связь всех этих сторон жизни, и одно из могучих средств решения этой проблемы - национальная культура.

Школа сегодня занята активными поисками новых форм преподавания, увлечена разнообразием школьных программ, внедрением дифференцированного обучения. Однако единственным реальным способом развития личности ученика является формирование его духовного мира.

По мнению Л.Б.Соколовой и В.Г.Рындак, «прежде чем индивид идентифицирует себя с мировой культурой, необходимо, чтобы он встретился со своей исторической, этнической, национальной культурой. Именно эта встреча способна породить первичные мысли, которые одни только и способны организовать субъективный мир личности, явиться гарантом ее устойчивости, сделает возможной ее встречу с другой личностью» (186,11).

Возрождение и освоение народной традиционной культуры имеет важное значение для нравственного оздоровления общества.

«Сохранение культурной среды, - по мнению академика Д.С.Лихачева, -задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (107,54).

Восприятие художественного произведения, окружающей действительности зависит от культуры, к которой человек принадлежит. С культурой связано и мышление человека. Нельзя познать культуру, язык чужого народа, не зная своего.

Образование и культура не могут быть обособлены друг от друга. Приобщение индивида к культуре не определяется ни природными, ни социальными задатками, но является процессом развития биографии каждого человека. Именно личностный характер этого процесса делает общество ответственным за оптимальность его протекания.

Никакая созидательная модернизация школьного образования немыслима без опоры на вековые традиции, историю народа. «Если нам не дано исчерпывающе понять прошедшее и настоящее, то мы не можем осознать свою неотделимую с ними слитность. Это чувство растет от проникновения в большие исторические события в той же мере, как и от сопереживания мелких и мельчайших сторон жизни. Геометрически изоморфные фигуры различны по размерам, по форме и вместе с тем в определенном смысле - одно и то же. История, отраженная в одном человеке, в его жизни, быте, жесте, изоморфна истории человечества» - считает Ю.М.Лотман (109,389).

Среди традиционных школьных предметов, играющих важную роль в формировании сознания подрастающего человека, его «вживания» в культуру, особое место занимает искусство слова. Оно наряду с другими видами искусства отражает духовную жизнь человечества, становится сильнейшим средством воспитания «человека культуры».

Художественный мир былин

Устное народное творчество является своеобразным историческим документом: раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.

Среди устных произведений всегда существуют такие, по которым можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. У русского народа -это былины.

«Вполне справедливо можно сказать, что русский народный эпос служит для народа неписаною, традиционной летописью, переданною из поколения в поколение в течение столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение исторического сознания народа.... Русский народ в своих былинах осознал свое историческое значение», - писал академик Ф.И.Буслаев (39,34).

Былины - русские эпические песни о богатырях. Они могут быть героического или социально-бытового содержания.

Термин «былина» исследовательский. Ученые начала 19 века не знали этого термина. Говоря о былинах, К.Ф.Калайдович, С.Н.Глинка, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков использовали выражение «древние российские стихотворения» или «эпические/богатырские песни». Сказители называли этот жанр старинами, старинушками, старинками.

В народе былины называли «старинами», «старинками», «старинушками»-то есть песнями о действительных событиях далекого прошлого.

Считается, что термин «былина» был введен в 1839 г. И.П.Сахаровым. Один из разделов книги «Сказания русского народа» он назвал - «Былины русских людей» и поместил в нем 7 текстов былин (173).

В.И.Даль в своем словаре дает такое толкование слова былина: «Бывалка, бывальщина, былица, былина, быль - что было, случилось, рассказ не вымышленный, а правдивый; старина; иногда вымысел, но сбыточный, несказочный» (65,367). Более того, у В.И.Даля «былина» и «старина» - синонимы.

В.Ф.Миллер объясняет такое употребление термина «былина» неправильным пониманием И.П.Сахаровым строки из «Слова о полку Игореве» - «по былинам сего времени». Он пишет: «В слове о полку Игореве былина является в значении исторического события, деяния, в противоположность «старым словесам», поэтическим вымыслам «замышления Боянова» (126,28). Ему возражал О.Ф.Миллер, ссылаясь на диссертацию Л.Н.Майкова «О былинах Владимирова цикла»: на древность слова «былина» обратил уже внимание г.Майков, он основательно предполагает, что «былины, как особый род эпоса, существовали в нашей народной поэзии уже в 12 в.» (127,41).

Подробное определение былины дал в свое время И.Лось. Он выделил такие жанровые признаки былины: «Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и (по мнению Ореста Миллера) духом общины». Внешнее же единство былины прежде всего И.Лось. видел в стихе, слоге и языке.

В свою очередь, В.Я.Пропп выделил следующие признаки жанра:

- «наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания»;

- «он слагается из песен, которые предназначены не для чтения, а для музыкального исполнения»;

- «весь стихотворный фольклор всегда поется, стихотворная форма эпических песен тесно связана с напевом»(155,127).

К этим признакам можно добавить то, что содержание эпоса имеет установку на достоверность, реальность. Сказитель всегда верит, что события, о которых поется в былине, действительно, имели место, и трактует их как историческое прошлое государства.

Восприятие народной эпической поэзии учащимися младших и средних классов (описание констатирующего эксперимента)

Современная школа в качестве одного из наиболее серьезных завоеваний последних лет считает свободу учителя в выборе содержания образования в рамках заданного стандарта. Такой выбор вариантов работы осуществлен во многих школах нашего города. Он продиктован давно осознанной необходимостью приобщения учащихся к духовной культуре русского народа, его нравственным ценностям.

В гимназии № 9 г. Тольятти Самарской области в 2000-2004 учебных годах был проведен обучающий эксперимент, цель которого заключалась в апробации методически разработанной системы уроков по изучению былин в контексте знакомства с народной культурой.

Русское народное поэтическое творчество представляет собой уникальное явление, имеющее свою историю, философию, психологию, свой неповторимый язык и стиль. Важное место в нем занимает былинный эпос. Изучение былин должно представлять собой систему особых занятий, являющихся формой учебной деятельности, которая формирует у учащихся 4-7 классов представление об истории и культуре русского народа.

Предлагаемая нами система занятий создает «удвоенные» возможности для учащихся проникнуть в мир Древней Руси: с одной стороны - это фактология из собственно истории, истории искусства, а с другой - это отражение исторической действительности в художественном сознании народа, в былинах.

Программа курса построена по принципу постепенно расширяющихся концентрических кругов. Тема, повторяющаяся, казалось бы, из класса в класс, охватывает все большее и большее смысловое пространство.

Непрерывное усложнение форм работы с текстами былин учитывает как достигнутый уровень знаний и умений учащихся, так и те задачи, которые необходимо решить на следующем этапе. Органическое сочетание теоретико-литературного и культурологического аспектов в работе над былинами актуализирует нравственные проблемы, способствует формированию у школьников собственного взгляда на мир.

Благодаря специфике содержания былинного эпоса, в целом вполне понятного и интересного для данного возраста, а также богатству и разнообразию словесной формы, в процессе изучения былин создаются широкие возможности для формирования у учащихся учебных умений, связанных с освоением родного языка, различных элементов национальной культуры. Такой учебный курс является своеобразным источником знакомства с историческими и культурными традициями русского народа.

Мы предлагаем тезаурус основных понятий, с которыми знакомятся школьники при изучении былин в школе (см. приложение № 1).

Предложенный понятийный тезаурус раскрылся в системе уроков по изучению былины в контексте знакомства с народной культурой (см. приложение №2).

В процессе изучения учащиеся должны осознать, что в основе былинного эпоса отчасти лежат мифологические представления. Поэтому мы предлагаем изучение былин с древнейшими мифологическими сюжетами (о Святогоре, Вольге и Микуле). Они дают возможность познакомить учащихся с языческими верованиями славян, пантеоном славянских богов, показать общность мифологических представлений древних славян и древних греков. Такая параллель между мифами разных народов и былинным эпосом подведет учащихся к осознанию единства мирового литературного процесса, постижению богатства русской литературы.

Былины - один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочными, фантастическими вымыслами. Былины не воспроизводят точных исторических фактов. «Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших Древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость» (9,9). Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались: это и поэтическое изображение Киева - стольного города первого Русского государства, и великого Новгорода, и изображение князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко (в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей - Владимира Святославовича и Владимира Мономаха). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими «дорожки прямоезжие». Позднее новые события - вторжение монголо-татарских полчищ- вызвали к жизни появление былин о Калине.

Особое внимание следует уделить языковым особенностям былинного текста. Именно язык отражает культуру, созданную человеком, хранит ее для потомков и передает от поколения к поколению. Своеобразие русской былины с учебно-методической точки зрения заключается прежде всего в наличии большого количества слов и выражений, которые современному русскому литературному языку совершенно не свойственны. Среди них имеются и такие, без объяснения которых отдельные места произведения оказываются совсем непонятными школьнику. Поэтому чтение былины должно сопровождаться (или предваряться) лингвистическим комментарием. Это и устаревшие грамматические формы слов, и слова, вышедшие из употребления в силу исторических изменений в жизни людей, и несвойственные живому разговорному языку конструкции, которые создавались под влиянием своеобразной поэтической традиции оказывания былины.

Похожие диссертации на Изучение былин в школе в контексте ознакомления с народной культурой