Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Прокопьева Прасковья Егоровна

Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)
<
Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Прокопьева Прасковья Егоровна. Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2002 221 с. РГБ ОД, 61:03-13/736-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы изучения фольклора юкагиров

1. Культуроведческие, этнографические и литературоведческие подходы к изучению фольклора коренных малочисленных народов Севера 9

2. Специфика устного народного творчества юкагиров 30

3. Значение изучения родного фольклора в школах коренных народов Севера 63

4. Анализ программ и учебных пособий в аспекте исследуемой темы 75

5. Состояние преподавания родного фольклора в школах районов компактного проживания юкагиров 83

Выводы 90

ГЛАВА 2. Методика изучения юкагирского фольклора в школах Якутии.

1. Особенности изучения родного фольклора в юкагирской школе 92

2. Методика изучения устного народного творчества юкагиров в 5-7 классах

2.1. Юкагирские сказки о животных в 5 классе 100

2.2.Мифологические произведения юкагиров в 6 классе 117

2.3. Лирические песни юкагирского народа в 7 классе... 138

3. Факультативные занятия по юкагирскому фольклору в 8-9 классах... 149

4. Изучение произведений юкагирской литературы, созданных на фольклорной основе 157

5. Результаты экспериментального обучения 172

Выводы 181

Введение к работе

В общественной жизни нашей многонациональной страны на рубеже ХХ-ХХІ вв. наблюдается значительный рост интереса народов к своим национальным истокам. Широкое обсуждение получили проблемы коренных малочисленных народов Севера, среди которых наиболее остро стоят вопросы сохранения родных языков и культур, и, как следствие, формирования национального самосознания.

Юкагиры - одни из древнейших жителей северо-восточной Азии. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., юкагиров насчитывается 1112 человек, из них 697 - живут в Якутии. Местами компактного проживания юкагиров являются с. Нелемное Верхнеколымского улуса (таежные юкагиры) и с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса (тундренные юкагиры) Республики Саха (Якутия). Сведения, собранные Институтом проблем малочисленных народов Севера СО РАН в 1993 г. констатируют, что всего 10 % юкагиров в разной степени владеют родным языком и знают культуру своего народа (45).

Одним из государственно-общественных институтов, призванных решать вопросы сохранения этносов в условиях единого полиэтнического пространства, является сфера образования.

Воспитание полноценной личности, формирование национального самосознания в контексте общегражданского входят в задачи современного литературного образование, а их решение возможно только на основе диалога культур: родной и русской.

Фольклор является важнейшим составляющим культуры любого народа. Устное народное творчество юкагиров в Нелемнинской средней школе Верхнеколымского улуса и Андрюшкинской средней школе Нижнеколымского улуса Якутии входит в содержание различных школьных предметов. Так, в школе с. Нелемное юкагирский фольклор включен в программы кур сов «Литература коренных народов Севера» для начального и среднего звена и «Национальная культура» для 5-11 классов. Однако, как показывает практика, его изучение имеет свою ярко выраженную специфику, проявляющуюся как в целях и задачах урока, подборе учебного материала, так и в методических путях и приемах работы.

Фольклористы и этнографы подчеркивают архаическую базу устного народного творчества коренных северных народов, представленную в жанровом синкретизме произведений, особенностях их содержания и стиля.

Фольклор северян в науке чаще всего рассматривался в качестве материала для изучения языка и этнографии того или иного народа, и этим объясняется малое количество художественно обработанных текстов.

Общепризнан тот факт, что юкагирская культура и фольклор, в частности, вследствие сложной этнической истории их создателей оказались сильно разрушенными, подверглись влиянию со стороны разных народов.

В фольклоре верхнеколымских и нижнеколымских юкагиров имеются существенные различия, обусловленные своеобразием исторического пути народов, проживанием их в разных природных зонах (тайга, тундра), особенностями социально-культурной жизни.

Слабая научно-теоретическая изученность юкагирского фольклора, труднодоступность этнографических изданий по культуре юкагиров для массового читателя, отсутствие адаптированных текстов для школьников, а также методической литературы по вышеназванной теме- вот основные причины, побудившие нас взяться за разработку вопросов теории и методики изучения юкагирского фольклора в школах Якутии.

Объектом исследования является процесс изучения юкагирского фольклора учащимися школ Республики Саха (Якутия). Предметом - методика изучения фольклорных произведений юкагиров в 5-11 классах школ Якутии.

Цели исследования - теоретическое обоснование и методическая

разработка целостной системы изучения юкагирского фольклора учащимися

5-11 классов.

Гипотеза исследования - изучение юкагирского фольклора будет способствовать повышению уровня литературного образования и воспитанию уважительного отношения к культурному наследию юкагирского народа, если: создать методическую систему изучения устного народного творчества юкагиров, предполагающую привлечение материалов сравнительно-сопоставительного характера по фольклору и культуре коренных малочисленных народов Севера; реализовать идею диалога культур (юкагирской, русской и якутской) в процессе различных форм урочной и внеурочной работы; - сформировать у учащихся интерес к различным жанрам фольклора (сказкам, мифам, пословицам, поговоркам, благопожеланиям, песням) на основе разнообразных творческих видов деятельности учащихся в процессе всех форм работы.

Цели и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

1. определить культуроведческие, этнографические, литературоведческие, педагогические и методические предпосылки изучения юкагирского фольклора в школе;

2. проанализировать устное народное творчество юкагиров с точки зрения его общности с фольклором народов циркумполярной (кругополяр-ной) культуры и национальной специфики;

3. разработать содержание курса по юкагирскому фольклору и определить наиболее эффективные пути, методы и приемы его изучения как на уроках, так и во внеклассной работе в различных типах школ Якутии;

4. выявить оптимальные способы и методы изучения устного народного творчества юкагиров во взаимосвязи с фольклором народов циркумполярной культуры, русского и якутского народов.

В процессе реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ этнографической, исторической, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, архивный, сравнительно-сопоставительный метод анализа фактов фольклора и этнографии юкагирского народа); эмпирические (анализ программ и учебных пособий; беседы; анкетирование учащихся и учителей; наблюдение за ходом уроков: анализ школьной документации: педагогический эксперимент, методы математической статистики).

Базой исследования явились Нелемнинская средняя школа и Верхнеколымская неполная средняя школа (малокомплектные) Верхнеколымского улуса, школы № 1 п. Черский и с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Всего в эксперименте участвовало 237 учащихся.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- теоретически обоснована и экспериментально подтвержена необходимость изучения юкагирского фольклора в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия);

- определена методическая система взаимосвязи материала основного фольклорного курса, изучаемого на уроках, с факультативом и внеклассными видами занятий с целью решения задач литературного образования и нравственно-эстетического воспитания учащихся,

- выявлена методическая последовательность формирования у школьников знаний о юкагирском фольклоре как части мировой культуры;

на основе изучения трудов по фольклористике и этнографии дано толкование наиболее сложных сюжетов, образов и мотивов юкагирского фольклора;

- введены в научный оборот авторские «полевые» материалы по этнографии и фольклору юкагиров;

Практическая значимость работы определяеися тем, что:

- предложенная система изучения юкагирского фольклора в условиях школ Республики Саха (Якутия) реализована в спецкурсе «Юкагирский фольклор»;

- методические материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по литературе и национальной культуре малочисленных коренных малочисленных народов Севера на курсах повышения квалификации работников образования, в педучилищах и педвузах, а также при разработке программ и учебников по предметам национально-регионального компонента для школ Якутии;

- отдельные положения диссертации могут представлять интерес не только для методистов, но и для исследователей этнографии и фольклора юкагиров.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечена данными этнографической, литературоведческой, педагогической и методической науки, а также результатами опытного и экспериментального обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытного и экспериментального обучения в школах с. Нелемное и с. Верх-неколымск Верхнеколымского улуса, в школе № 1 п. Черский и Андрюш-кинской средней школе Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Материалы работы представлялись на республиканской семинаре по литературе коренных народов Севера., проходившем на базе Нелемнинской средней школы в 1993 г.; на районном фестивале педагогических идей в п. Зырянка Верхнеколымского улуса в 1994 г.; на семинарах для учителей в Нелемнинской средней и Верхнеколымской неполной средней школах Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия) в 2000 и 2001 гг.; на научно-практической конференции «Образование на Севере: роль национально-регионального компонента в сохранении единства образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера» (Москва, 17-20 декабря 2001 г.)

На защиту выносятся следующие положения:

1) юкагирский фольклор является необходимым компонентом в системе общего литературного образования учащихся в различных типах школ Республики Саха (Якутия);

2) изучение юкагирского фольклора различных жанров в 5-11 классах будет способствовать постижению своеобразия устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, самобытности юкагирского фольклора в общем контексте мировой культуры;

3) эффективность изучения произведений устного народного творчества юкагиров зависит от целенаправленного отбора фольклорных текстов, от реализации принципов взаимосвязи урочной, внеклассной и факультативной работы, а также от определения этапов формирования умений и навыков анализировать различные жанры фольклора в духовно-нравственном аспекте;

4) культуроведческий подход к изучению юкагирского фольклора будет способствовать глубокому познанию юкагирской культуры и повышению национального самосознания;

5) реализация принципа диалога культур позволяет формировать культуру межнационального общения.

Культуроведческие, этнографические и литературоведческие подходы к изучению фольклора коренных малочисленных народов Севера

В Российской Федерации проживают около сорока официально признанных «малочисленных народов Севера», которые занимают огромную территорию, охватывающую северные и восточные границы страны вдоль по побережью Северного Ледовитого и Тихого океанов. Северные народы являются коренным населением указанного ареала, частично сохраняющим традиционный образ жизни.

Под понятием «традиционная культура» в культурологии понимается «общество, в котором регуляция осуществляется на основании обычаев, традиции, установлений» (13, с. 14). Такие общества занимаются традиционными формами хозяйствования, исконными промыслами. Традиционные народы ориентированы на единение с природным миром, транслируя из поколения в поколение опыт взаимодействия с ним. Направленность традиционных обществ на сохранение данных предками заповедей позволяет называть их «архаическими» и «древними» культурами.

Малочисленные народы российского Севера представляют различные языковые семьи и группы - тунгусо-маньчжурскую, финно-угорскую, самодийскую, палеоазиатскую, тюркскую. Некоторые языки условно считаются генетически изолированными. Существуют мнения, что современное выделение народов и их языков является не совсем точным. Часто представители одного народа живут на значительном удалении друг от друга, говорят на языках и диалектах, взаимно плохо понятных или вовсе не понятных, на 10 пример, северные и южные юкагиры, сахалинские и амурские нивхи, нау канские и чаплинские эскимосы и другие группы (12, с. 11).

Малочисленные народы Севера стали известны миру в XVI-XVII веках, когда в России началось активное освоение и присоединение к Русскому государству территорий Сибири. Жизнь коренных народов - охотников-собирателей, рыболовов, оленеводов - протекала в условиях родоплеменно-го общества, отличалась архаичностью социальных институтов. Первоначально культура «разнородных и разноязыких дикарей» не представляла для новых властей интереса, их целью были «привод» коренного населения к русскому подданству и обложение новообращенных ясаком. Но как свидетельствует мировая история, последствия вторжения в хрупкий мир традиционных систем оказались губительными для носителей древних культур1. Разрушение традиционного уклада жизни, перестройка социальной структуры, усилившаяся ассимиляция с другими народами, опустошительные эпидемии невиданных ранее болезней, жестокие военные столкновения - вот основные причины, приведшие к резкому сокращению численности северных племен. В Туруханском крае, например, в период с 1763 по 1816 гг. вымерло ЪА коренного населения, из 12-15 тысяч алеутов (XVII в.) в 1897 г. осталось 574 человек (128, с.11).

При всем своеобразии каждой из традиционных культур Севера их объединяет множество сходных явлений, что явилось в науке (археологии, этнографии, культурологии) основанием для постановки вопроса о циркумполярной культуре. Причём, в этот культурный ареал входит не-только российский Север, но и северные районы Европы и Америки. Учеными сходство народов циркумполярной культуры толковалась общностью природно 1 Цифры говорят об исчезновении других коренных народов мира, чьи культуры, также основывающиеся на тесных связях с природой, не смогли противостоять натиску технической цивилизации. Так, если ко времени заселения белыми Австралии было зафиксировано 250 тыс. коренного населения, то в середине XX в. - не более 40 тыс.; в Бразилии за первую половину прошлого столетия вымерло 100 племён (90, с.31). географических условий (F.Graebner, 1911; W.G. Bogoraz, 1929) и возможным единством этнического пласта (W.G.Bogoraz,1929; W. Thalbizer, 1924; F. Boas, 1929; др.).

Среди причин, говоривших в пользу существования единого этнического субстрата, В.Г. Богораз называл многочисленные параллели в фольклоре северо-восточных азиатов и североамериканцев. Передвижения народов, по мнению исследователя, могли происходить по предполагаемому перешейку между Азией и Америкой, и вопрос об этих переселениях он считал важнейшей из этнологических проблем Берингова моря (16, с.37).

Особенности изучения родного фольклора в юкагирской школе

Специфика этнокультурных проблем коренных народов Севера и значимость образовательных структур в их решении диктуют необходимость определения содержания учебно-воспитательного процесса школ для северян применительно к каждому конкретному народу независимо от его численности. Этот факт стал для нас основополагающим при разработке методической системы изучения юкагирского фольклора в 5-11 классах в курсе литературы народов Севера для Нелемнинской средней школы Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия). Целью наших уроков явилось пробуждение и развитие интереса у учащихся-юкагиров к родной истории, языку и культуре, привитие духовных и нравственных ценностей народа. При этом учитывалось, что формирование и развитие этнически полноценной личности возможно только в гармонии с многонациональным, поликультурным миром, а значит должно руководствоваться общечеловеческими ценностями.

Работа по созданию целостной методической системы по изучению юкагирского фольклора производилась таким образом, чтобы предлагаемые уроки 1) осуществляли тематическую связь с федеральными программами по литературе; 2) включали фольклор нижнеколымских юкагиров и чуван-цев (в целях формирования единого национального самосознания (27, с. 43)); 3) содержали сопоставительный и сравнительный материал по культуре и фольклору разных народов мира и, в частности, представителей циркумполярной культуры и этносов, населяющих Якутию. Последнее условие призвано раскрыть самобытность юкагирской культуры, помочь учащимся-юкагирам осознать свою принадлежность к уникальной северной цивилиза 93 ции, понять ее место и значение в мировой культуре, ощутить единство мира, воспитывать уважительное отношение к другим народам. Соблюдение вышеуказанных принципов позволяет использовать методику изучения юкагирского фольютора в качестве национально-регионального компонента на уроках русской литературы в школах тех регионов, где проживают юкагиры, а также на уроках юкагирской культуры, национальной культуры коренных народов Якутии в школах Республики Саха (экспериментально проверено автором).

Отбор фольклорных текстов юкагиров и разработка методики их изучения производились с точки зрения познавательной и воспитательной целесообразности с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся среднего возраста. Мы исходили из выводов психологов (Зимняя И.А., Крутецкий В.А., Немов Р.С, Рубинштейн С.Д., Эльконин Д.Б. и др.) о возникновении у детей подросткового возраста «чувства взрослости» (183, с. 267; 75, с. 97; 59, с. 176); о повышении у них любознательности, направленной на «выяснение сущности вещей и явлений» (с114, с. 42); об их стремлении к «настоящим глубоким знаниям» (183, с. 267); о способности подростков к анализу, обобщению, абстрагированию (75, с. 109-110, с. 112; 114, с. 144); о возрастании у них интереса к внутреннему миру человека (114, с. 144; 139, с. 117); о формировании в этот возрастной период нравственных убеждений (75, с. 87-88).

Одним из важнейших вопросов методики изучения устного народного творчества является выбор эффективных путей, методов и приемов работы. Остановимся подробнее на некоторых особенностях преподавания родного фольклора в юкагирской школе. Представляется, что некоторые размышления окажутся полезными для учителей школ и других народов Севера.

Как говорилось выше, заинтересовать учащегося устным народным творчеством юкагиров, а через него их историей и культурой, пробудить в ребенке-юкагире любовь к своему народу - основная задача уроков по фольклору. Справедливо утверждение: «То, как материал воспринимается, существенно зависит от того, как он подается; то, как он осмысляется и усваивается, - от того, как он излагается» (139, с. 84). Чрезвычайно значим этап подготовки учеников к восприятию юкагирского фольклора, на котором создается «атмосфера ожидания» (77, с. 83). На вступительных занятиях нужно ввести учащихся в мир юкагирской национальной культуры посредством демонстрации предметов народного быта (берестяной посуды, декоративно-прикладных изделий из кожи рыбы и лапок птицы, национальной одежды); при помощи использования иллюстраций и фотоматериалов из научной и этнографической литературы; путем прослушивания фоно- и видеозаписей, на которых ученики услышат живую юкагирскую речь из уст старожилов и сказочников. Необходимо приглашать на такие занятия сказителей, носителей языка и фольклора.

Методика изучения устного народного творчества юкагиров в 5-7 классах

Фольклор народов Севера, проникнутый мифологическим мировосприятием, - продукт традиционной культуры, базирующейся на тесных связях с Природой. Именно в этом его своеобразие и отличие от фольклора других народов мира. Большая часть произведений фольклора юкагиров, созданного охотниками-собирателями, несет в себе опыт взаимодействия с миром Природы, повествует о способах сохранения и поддержания контакта с ней, правилах и нормах поведения в тайге. Всё, что касалось Природы, являлось для юкагира священным и сакральным. Этим в какой-то мере объясняется неразвитость в юкагирском повествовательном фольклоре детской тематики, отсутствие в текстах средств художественной изобразительности, имеющих яркую, образную форму, привлекающую детское внимание. Языковая «скупость» фольклорных произведений является также отражением характера северного жителя, отличающегося сдержанностью и немногословностью. «Сухой» язык северного фольклора затрудняет его восприятие и изучение детьми, воспитанными на богатом и красочном в языковом отношении русском фольклоре. Но учитель должен подать материал таким образом, чтобы учащиеся поняли, что лаконизм фольклорных произведений - это историческая данность, закономерность, а не следствие бедности языка. В этом важную роль сыграет создание благоприятной для восприятия фольклора обстановки: демонстрация предметов национального быта, вступительное слово об истории и культуре северного народа, выразительное чтение фольклорного произведения учителем.

Особенности жизнедеятельности коренных народов в экстремальных условиях таковы, что без понимания и знания Природы невозможно воспитание этнической личности северянина. Поэтому предлагаем отдать предпочтение таким текстам, которые ярко отражают отношение северян к природе, - это сказки о животных, произведения, связанные с промысловым культом, песни о природе и т.д.

Сказки о животных представляют один из крупных разделов юкагирского фольклора, они небольшие по объему, в отличие от других сказочных произведений - сюжетно закончены, динамичны и занимательны. Их мы выбрали для изучения в 5 классе. О полезности изучения в школе сказок о животных хорошо сказала З.Н. Куприянова: «Знание характера, повадок отдельных животных, которые в художественной форме даются в ряде сказок, имеет для детей, бесспорно, и определенное познавательное значение и будет воспитывать наблюдательность. Кроме того, чтение сказок о животных будет прививать детям любовь к своему родному краю» (79, с. 26). Здесь хочется заметить, что, к сожалению, многие дети-юкагиры очень плохо знают птиц и животных своего края, и это еще раз подтверждает нашу точку зрения о необходимости введения сказок о животных на уроки. В содержание занятий по сказкам о животных мы включили юкагирские пословицы и поговорки. В юкагирском фольклоре пословиц и поговорок зафиксировано крайне мало, и потому трудно изучать их отдельной темой, а предлагаемые образцы предоставляют обширный материал для познания мировосприятия и миропонимания охотника-рыболова.

Мифологические произведения юкагиров ярко отражают духовные и религиозные представления народа, также основанные на почитании Природы. Их изучение относим к б классу. На этих же уроках советуем познакомить учащихся с загадками юкагиров, которые воплотили в себе древние анимистические верования (загадок, как и пословиц и поговорок, сохранилось у юкагиров совсем немного).

Похожие диссертации на Изучение юкагирского фольклора в школах Республики Саха (Якутия)