Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Павлова Ольга Альбертовна

Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах
<
Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова Ольга Альбертовна. Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 202 c. РГБ ОД, 61:04-13/2477

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Феномен утопии и антиутопии 11-68

1.1. Утопия и антиутопия в философском и литературоведческом контексте (из истории вопроса) 11-20

1.2. Особенности жанров утопии и антиутопии 21-31

1.3. Русская литературная утопия 32-43

1.4. Русская литературная антиутопия 44-65

Выводы по первой главе 65-68

Глава II. Научно-методические основы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах 69-119

2.1. Включение утопической и антиутопической литературы в школьный курс (анализ программ XIX - XX вв.) 69-81

2.2. Место произведений утопического и антиутопического жанров в современной школе (анализ учебников, методических пособий, статей периодики) 82-95

2.3. Психолого-педагогические основы формирования у старшеклассников представлений о жанровом своеобразии утопической и антиутопической литературы 96-106

2.4. Обоснование системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров в 10-11 классах средней школы 107-116

Выводы по второй главе 116-119

Глава III. Система изучения произведений утопического и антиутопиче ского жанров в старших классах 120-187

3.1. Освоение учащимися утопических и антиутопических произведений (по материалам констатирующего эксперимента) 120-130

3.2. Пути постижения жанрового своеобразия утопической и антиутопической литературы в 10 классах 131-146

3.3. Специфика изучения утопических и антиутопических произведений на уроках литературы в 11 классах 147-180

3.4. Результаты самостоятельного анализа учащимися произведений утопического и антиутопического жанров 181-185

Выводы по третий главе 185-187

Заключение 188-189

Библиография 190-202

Введение к работе

В условиях обновления структуры и содержания литературного образования приоритетными целями образования становятся «воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; формирование гуманистического мировоззрения и художественного вкуса учащихся»1. Особое значение в реализации данных задач имеет такой компонент литературного образования школьников, как формирование представлений о жанровом своеобразии русской литературы, органичной частью которой являются произведения утопического и антиутопического жанров.

В последние годы в литературоведении отмечается значительный интерес к жанрам утопии и антиутопии. Появились публикации отечественных и зарубежных исследователей, в которых произведения утопического и антиутопического жанров рассматриваются как «неотъемлемая часть мировой культуры», подчеркивается их «непреходящее значение» (Э.Я. Баталов, В.П. Шестаков, Т. Чернышева, В.А. Чаликова, М. Золотоносов, Т.А. Каракан, A.M. Зверев, Ю. Латынина, Ю.И. Кагарлицкий, А.Ф. Бритиков, Б.А. Ланин, В. Муравьев, Н.Н. Арсентьева, М.Л. Геллер, Т.Т. Давыдова, Е.Л. Черткова, Т.А. Белигалиев, О.В. Быстрова, О.В. Лазаренко, Е.Ю. Коломийцева).

Нравственно-философские искания утопистов и антиутопистов, их внимание к духовному миру личности отвечают потребности учеников-читателей в осмыслении глубинных процессов, происходящих в мире и человеке, оказывают влияние на формирование их общекультурного уровня. Изучение утопической и антиутопической литературы открывает старшеклассникам новые взгляды на жизнь, даёт возможность глубже понять законы развития человеческого общества, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, способствует личностному самоопределению.

Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. М., 2004. с. 24.

Произведения утопического и антиутопического жанров, способствующие формированию идеалов, отличающиеся пристальным вниманием к личности, сохраняющие в человеческом сознании чувство суверенности, свободы, самостоятельность взглядов, становятся важнейшим компонентом формирования мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников.

Учёт проблемы жанра при изучении утопической и антиутопической литературы в старших классах является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию утопических и антиутопических произведений усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует у них самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.

В методике преподавания литературы проблема изучения произведений утопического и антиутопического жанров мало исследована. На сегодняшний день существуют только методические рекомендации к урокам, посвященным изучению утопической и антиутопической литературы (Б.А. Ла-нин, М.М. Боришанская, Е.Б. Скороспелова, О.Н. Харитонова, И. Шайтанов, В. Лакшин, Л.С. Айзерман, М.А. Нянковский) и разработки отдельных уроков (З.Б. Блинова, В.И. Бочкова). Но теоретические обобщения по рассматриваемой нами проблеме пока отсутствуют.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, недостаточной методической разработанностью проблемы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах средней школы; во-вторых, необходимостью поиска эффективных средств решения избранной проблемы. Этот поиск привёл нас к разработке системы изучения утопических и антиутопичесшх: произведений с учётом их жанрового своеобразия.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились труды по философии и психологии читательской деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, С.Л. Рубенштейн и др.), возрастной и педагогической психологии, а также личностно ориентированной педагогики (П.Я. Гальперина, Л.И. Божо-вич, И.С. Кон, Н.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.), по теории и методике обучения литературе в школе (В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, З.Я. Рез, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, Г.И. Беленький, Т.Г. Браже, В.Ф. Чертов, С.А. Леонов, Л.В. Тодоров, Г.А. Обернихина, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.В. Агеносов, М.Г. Ка-чурин, С.А. Зинин, С.К. Бирюкова и др.).

Цель заявленного исследования - создание и апробация системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах.

Объектом исследования является процесс изучения произведений утопического и антиутопического жанров и их роль в литературном развитии школьников.

Актуальность проблемы и ее нерешенность в методической науке определили выбор предмета исследования - методическая система изучения произведений утопического и антиутопического жанров, способствующая формированию мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, повышению их общекультурного уровня.

Цель предполагает решение ряда задач:

исследовать историко-философские и литературоведческие работы, посвященные специфике жанров утопии и антиутопии, развитию русской утопической и антиутопической литературы;

рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школы и в практике школьного изучения утопических и антиутопических произведений на современном этапе;

осветить психолого-педагогические основы изучения произведений утопического и антиутопического жанров в 10-11 классах средней школы;

выявить уровень знаний старшеклассников об утопическом и антиутопическом жанрах, изучить их потребности и субъективный опыт;

определить характер трудностей, с которыми встречаются учителя при подготовке и проведении уроков по интересующей нас теме;

разработать вопросы, разнообразные виды заданий, которые бы обеспечивали поэтапное формирование у старшеклассников представлений об утопической и антиутопической литературе, её жанровом своеобразии;

теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность разработанной системы изучения утопических и антиутопических произведений с учётом их жанрового своеобразия.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

теоретическое исследование (изучение и анализ философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; учебников и методических пособий для систематизации и научного обоснования концепции работы);

наблюдение (наблюдения за современным состоянием вопроса об изучении произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы);

экспериментальная работа (констатирующий срез, обучающий эксперимент в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода).

Гипотеза исследования. Изучение утопических и антиутопических произведений, способствующих личностному самоопределению учеников, развитию читательских интересов и художественного вкуса старшеклассников, будет успешным, если:

- будут учитываться особенности восприятия произведений утопического и
антиутопического жанров, возрастные особенности и возможности старше
классников;

будет осуществляться поэтапность в формировании представлений об утопической и антиутопической литературе и её жанровом своеобразии;

будет разработана и использована система изучения произведений утопического и антиутопического жанров, основывающаяся на принципах сопоставления; жанровой обусловленности авторской позиции; соответствия форм, методов и приёмов анализа жанровой природе произведения.

Методика и этапы исследования - на первом этапе /2000-2001 гг./ осуществлялось изучение методических, дидактических и литературоведческих источников; проводился анализ школьного опыта изучения темы утопии и антиутопии. На втором /2001-2002 гг./ была разработана система изучения темы утопии и антиутопии, обучающий эксперимент, который проводился на базе учебных заведений повышенного и базового уровня образования. Третий этап /2002-2004 гг./ был посвящен апробации разработанных рекомендаций, анализу полученных данных, оформлению результатов работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

рассмотрено одно из перспективных направлений методики преподавания литературы - школьное изучение произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах;

с опорой на литературоведческие, психологические, методические концепции теоретически разработана и обоснована система изучения утопических и антиутопических произведений с учётом их жанрового своеобразия в 10-11 классах средней школы;

экспериментально проверена эффективность системы изучения произведений утопического и антиутопического жанров, целесообразность определенных методов, форм, приемов анализа содержания и формы художественного произведения.

В ходе проведения экспериментальной работы мы опирались на существующие программы по литературе в старших классах, но иногда, в пределах дозволенного, отступали от них, чтобы доказать целесообразность наших

8 рекомендаций, необходимость включения в программы произведений, которые ими не предусмотрены.

Проведённый эксперимент позволил выявить место уроков по изучению утопических и антиутопических произведений в курсе литературы в старших классах, определить роль утопической и антиутопической литературы в формировании художественного вкуса старшеклассников. Результаты экспериментальной работы помогли составить примерное планирование уроков по исследуемой теме, наметить некоторые приёмы работы с произведениями данных жанров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

  1. опорой на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе;

  2. данными констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся в ряде школ;

  3. оценкой полученных результатов в ходе бесед с учителями школ, методистами;

  4. использованием данных материалов в публикациях.

Исследование апробировалось в ходе проведения эксперимента в белгородских общеобразовательных учреждениях (гимназии №№ 2, 22; средние школы №№ 41, 43, 47), а также в процессе учебно-педагогической деятельности автора на курсах повышения квалификации работников образования в ряде районов Белгородской области. Материалы работы представлялись на семинарах учителей Белгородской области в 2003 и 2004 гг., на аспирантской научно-практической конференции АПК и ПРО (апрель 2003 г.). Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Изучение утопической антиутопической литературы в старших классах определяется возрастными и психологическими особенностями восприятия школьниками художественных произведений, их интересами, потребностями, ценностными ориентирами, а также художественной природой произведений.

  2. Сопоставление утопий и антиутопий с другими произведениями данных жанров обеспечивает поэтапное формирование представлений об утопической и антиутопической литературе, стимулирует интерес школьников к такого рода литературе, способствует развитию эстетических и творческих способностей учащихся.

  3. Изучение произведений утопического и антиутопического жанров способствует формированию идеалов, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, личностному самоопределению, оказывает влияние на формирование мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, их общекультурного уровня.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная система работы по изучению произведений утопического и антиутопического жанров в старших классах общеобразовательной школы; разработаны методические рекомендации, способствующие литературному развитию учащихся 10-11 классов, связанные с восприятием старшеклассниками произведений утопического и антиутопического жанров, умением анализировать и интерпретировать их. Данная система и методические рекомендации могут быть использованы при чтении лекций по методике преподавания литературы в педагогических учебных заведениях, в системе подготовки и переподготовки учителей, при проведении уроков, спецкурсов и спецсеминаров по названной теме, при создании программ и учебных пособий.

Структура работы

В соответствии с поставленными задачами диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии, включающей 267 наименований.

Во введении даётся общая характеристика работы: обосновывается актуальность избранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируется новизна и практическая значимость, излагаются этапы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава посвящена истории исследования философского и литературоведческого аспекта понятий утопии и антиутопии, в ней определяются художественные особенности утопий и антиутопий, рассматривается эволюция данных жанров в русской литературе.

Во второй главе освещаются научно-методические основы формирования представлений старшеклассников о жанровом своеобразии утопической и антиутопической литературы.

В третьей - представлены материалы констатирующего и обучающего экспериментов, методические рекомендации к занятиям по произведениям утопического и антиутопического жанров на основе разработанной нами системы.

В заключении содержатся основные выводь* диссертации, намечаются перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы.

Утопия и антиутопия в философском и литературоведческом контексте (из истории вопроса)

В историко-философской литературе понятие «утопия» трактуется довольно неоднозначно.

По мнению В.А. Гуторова, «огромное количество интерпретаций данного понятия как бы спонтанно порождает необходимость появления новых, почти не оставляя надежды на достижение единства в научном мире» (59, с. 76). Разделяет точку зрения ученого Е.Л. Черткова. В статье «Утопия как тип сознания» она подчеркивает: «Со времен Томаса Мора, давшего миру слово «утопия», это понятие обросло множеством смыслов» (249, с.71). Довольно интересным на этот счет является высказывание другого ученого, Ч.С. Кирвеля. В книге «Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции» он отмечает: «В современной философии и социологической литературе понятие «утопия» рассматривается в самых разнообразных аспектах, наделяется различными смысловыми и эмоциональными значениями» (96, с. 13). Исследователь видит причину разнобоя трактовок понятия утопии в противоречивости и неоднозначности явления, которое это понятие выражает: «Даже беглое знакомство с утопической и околоутопической литературой убеждает, что утопия - это феномен, объединяющий разнородные посылки и широкий спектр оппозиций: факт и вымысел, возможное и невероятное, здравомыслие и безумие, реальное и фантастическое, историческое и легендарное, сознательное и бессознательное и т. п.» (96, с. 16-17).

По мнению Э.Я. Баталова, «основная причина разнобоя в трактовке понятия утопии заключается в том, что ее анализ ведется с различных позиций и на основе различных методологий. Одни исследователи сосредотачивают внимание на генетических особенностях утопии и выводят сущность последней из ее происхождения; другие (они составляют большинство) определяют утопию, исходя из ее социальных функций, которые опять-таки трак туются далеко не однозначно; третьи, рассматривают утопию, отталкиваясь от ее структурных особенностей и формальных признаков. В итоге в современной социологии и философии отсутствует общепризнанная концепция утопии, а ее генезис, структура и функции по-прежнему остаются предметом разногласий и дискуссий» (15, с. 12-13).

В.П. Шестаков в одной из последних работ, отмечая многозначность понятия утопии, подчёркивает, что «при всём разнообразии смысловых оттенков основная и традиционная функция этого понятия всё же сводится к обозначению вымышленной страны, призванной служить образцом общественного устройства». И далее продолжает: «В более широком смысле термины «утопия» и «утопический» употребляются для обозначения идей, философских сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований» (256, с.35).

Не существует однозначного толкования интересующего нас понятия и в отечественном литературоведении, рассматривающем утопию в качестве литературного жанра.

В «Краткой литературной энциклопедии» 1972-го года, литературная утопия трактуется как «художественное произведение, содержащее воображаемую картину будущего общества». При этом в статье указываются устойчивые сюжетные «ходы» утопии: «сны», ведения, путешествия и планеты и т. д.» (106, с.854-855), а также дается краткая характеристика утопий 19-20-го века.

B.C. Муравьев, автор статьи «Утопия» «Литературного энциклопедического словаря», вышедшего в 1987 году, при определении утопии отталкивается, прежде всего, от этимологического происхождения данного понятия: «Утопия литературная (от греч. и - нет и topos - место, т.е. место, к-рого нет -«Нигдения», или от греч. ей - благо и topos - место - «Блаженная страна»), развернутое описание общественной, прежде всего гос.-полит., и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии, обычно - в форме более или менее беллетризованного трактата» (128, с.751).

Примечательно то, что словари 70-80-х годов относят литературную утопию к жанрам научной фантастики.

Ситуация меняется к концу XX века: в «Литературной энциклопедии терминов и понятий», изданной в 2001 году, утопия уже выделяется как сложившийся самостоятельный литературный жанр, «в котором обязательны фигуры рассказчика, посещающего утопическое общество, и его проводника» (129, с.1118).

Понятие утопии и ряд связанных с ним проблем в отечественном литературоведении становятся особенно актуальными в начале 20 вв. Более всего исследователей занимает проблема специфики утопического жанра.

В этом отношении интересна концепция, представленная Н.Д. Чечулиным в книге «Русский социальный роман XVIII в.» (1900), посвященной произведению М. Щербатова «Путешествие в землю Офинскую г-на С... швецкого дворянина» (1773-1774 гг.) (252, с.53). Автор констатирует появление «социального романа», в котором доминирует «изображение в конкретных образах вымышленных идеальных форм общественной жизни» (252, с. 12). Объектом изображения в нем является государственное устройство, что предполагает и определенную ценность социального романа как сочинения политического. Романность в понимании Н.Д. Чечулина не столько жанровая характеристика, сколько определение литературности, высокой художественности произведения. Все это, по наблюдению исследователя, отличает русскую утопию 18 века от трактата и нравоучения.

Включение утопической и антиутопической литературы в школьный курс (анализ программ XIX - XX вв.)

Одним из этапов нашего исследования стало рассмотрение программ российской школы XIX - XX вв. на предмет включения в них произведений утопического и антиутопического жанров. Анализ данного материала помог изучить накопленные отечественной школой традиции и опыт в преподавании утопической и антиутопической литературы, который был учтён при планировании обучающего эксперимента.

Попытаемся рассмотреть процесс включения в программы по литературе произведений, написанных в жанрах утопии и антиутопии, организацию данного материала в соответствии с процессом перестройки школьных программ.

Внимательное исследование учебно-программного материала показало, что его содержание, объём и количество часов, отводимое на изучение утопической и антиутопической литературы, менялись. При этом изменения касались как содержательной стороны (пересмотр рассматриваемых произведений утопического и антиутопического жанров в составе содержания программ), так и формальной (варьирование количества часов, формулировка раздела, в состав которого входили интересующие нас произведения, изменение типа текстового рассмотрения произведений: фрагментарно, обзорно, текстуально).

Первоначально остановимся подробнее на вопросе места утопической и антиутопической литературы в учебных программах XIX века.

Анализ учебно-методических материалов первой половины XIX века показал, что в центре внимания тогда оказывались чтение и анализ отдельных литературных произведений, при этом жанровому своеобразию художественных текстов должного внимания не уделялось. Произведения, содер жащие утопический и антиутопический мотив, «чистые» утопии и антиутопии в школьном курсе не рассматривались.

Ведущий специалист в области методики преподавания литературы Ц.П. Балталон одной из слабых сторон школьных программ второй половины XIX века видел в совершенном игнорировании ими «произведений русской литературы за последнее пятидесятилетие ея развития» (13, с.9). Следует заметить, что в разряд таких произведений попадали утопии и антиутопии, так как наиболее значительные из них были созданы во второй половине XIX века. В начале XX века происходит постепенное включение в программы утопий и антиутопий А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского.

Программы данного периода представляют интерес уже тем, что в них предлагается особо останавливаться на жанрово-родовых особенностях произведений. При ответе на вопрос, посвященный творчеству Ф.М. Достоевского, учащийся должен был «сообщить краткие биографические сведения, перечислить важнейшие сочинения, с указанием, к какому роду и виду прозы или поэзии оно относится,. ..и, наконец, на одном произведении остановиться с большей подробностью» (157, с.23).

В 20-е годы в литературном образовании чётко прослеживается классовый подход: в «Программе для школ I и II степени» преподавателю напоминается о том, что «в социальных проблемах литературы отразилась вся жизнь народа», поэтому изучение произведений должно быть «в связи с со-словно-классовым расслоением, с общественными идеологиями, с последовательной сменой форм жизни» (166, с.59). При этом «не только содержание художественного произведения должно быть выяснено, как момент классовой борьбы, но и освещение факта, данное автором-художником, должно составлять обязательный элемент беседы по поводу прочитанного» (167, с.6).

Освоение учащимися утопических и антиутопических произведений (по материалам констатирующего эксперимента)

К осознанию жанров утопии и антиутопии, роли утопических и антиутопических мотивов в художественном тексте учащиеся могут прийти в результате общего эстетического развития, а это требует длительной систематической работы. Начинать ее необходимо практически с 10-го класса, тем более что ныне действующие программы 10-11-х классов располагают для этого широкими возможностями. При правильно поставленной работе учащиеся уже на данном этапе получают первоначальные теоретические сведения о жанрах утопии и антиутопии: об утопии - при изучении четвёртого сна Веры Павловны, героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»; антиутопии - при знакомстве с главой «Подтверждение покаяния. Заключение» из романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «Истории одного города».

Формирование начальных представлений о художественной утопии в процессе анализа «Четвёртого сна Веры Павловны» (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?») в 10-м классе явилось начальным этапом обучающего эксперимента. В основе уроков по изучению утопических произведений на этом этапе литературного образования школьников лежало комментированное чтение фрагментов из книги Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» и анализ «Четвёртого сна Веры Павловны» (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»). Небольшие по объему, вызывающие у школьников интерес, предложенные фрагменты быстро запоминались содержанием и яркой формой и создавали большие возможности для формирования первоначальных представлений о жанровом своеобразии утопического произведения. На основе изучения «Четвёртого сна Веры Павловны» рассматривался широкий круг вопросов, связанных с жанром утопии в целом: понятие утопии, черты жанра, особенности утопической литературы XIX века.

Данный материал на уроках литературы был представлен впервые, являлся новым для учащихся, поэтому следовало подготовить их к его восприятию, создав у школьников настрой на путешествие в мир утопии, содержащий в себе общечеловеческие идеалы.

Особое внимание на уроке уделялось организуемой работе учащихся и слову учителя, в которое, учитывая возрастные особенности учеников, включались наиболее яркие фрагменты утопического повествования. Необходимо было, чтобы старшеклассники почувствовали своеобразие жанра, увидели в утопии не просто модель будущего устройства определенного государства, а художественное произведение. Именно с этой целью учащимся предлагалось самим стать как бы очевидцами жизни в утопическом государстве, принять участие в сопоставлении утопических произведений.

Характерной особенностью произведений, написанных в жанре утопии, является то, что они могут быть рассмотрены в тесной связи с другими утопическими произведениями, благодаря чему происходит расширение и формирование более полной, четкой и образной картины в сознании учащихся, что, наряду с заданиями творческого характера, способствует развитию у школьников познавательного интереса.

Вариант планирования уроков по изучению произведений, написанных в жанрах утопии и антиутопии (10 класс), сложился в результате экспериментальной работы на уроках литературы в общеобразовательных учреждениях (гим. 2, 22; №№ 41, 43, 47) г. Белгорода, проведенных учителями. Два часа, предложенные в планировании, были распределены следующим образом:

1. Социалистическая утопия Н.Г. Чернышевского («Четвёртый сон Веры Павловны») -1 час.

2. Антиутопия в русской литературе XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» («Подтверждение покаяния. Заключение») - 1 час.

Рассмотрим конкретное содержание этой работы.

Необходимо отметить, что проведение урока по теме: «Социалистическая утопия Н.Г. Чернышевского» целесообразно после того, как произошло знакомство с романом, рассмотрены композиция и сюжетные линии, проблематика произведения, учащиеся приступили к постижению его жанрового своеобразия.

На первом уроке, посвященном утопическим мотивам, присутствующим в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?», десятиклассники получали первоначальные представления о жанре утопии и его отличительных особенностях, учились понимать особенности утопических произведений, делали первые шаги в постижении утопического повествования.

Эпиграфом к уроку послужили слова английского писателя О. Уайльда: «На карту земли, на которой не обозначена утопия, не стоит смотреть, так как эта карта игнорирует страну, к которой неустанно стремится человечество».

1. Исходя из того, что учащиеся в 9-м классе при знакомстве с «Проектом в будущем» из глав «Выдропуск», «Хотилов» повести А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» получили минимальные представления о художественной утопии, мы посчитали целесообразным перед изучением темы предложить ученикам составить ассоциативный ряд к слову «утопия». Данная работа позволила изучить уровень ассоциаций, связанных с этим понятием, а также настроить учащихся на восприятие нового материала, придать ученической деятельности более осознанный характер. В ходе проведения данного вида деятельности были получены следующие результаты.

Утопия - «топкое место», «топь», «идеальные представления», «идеальное устройство государства».

Похожие диссертации на Изучение произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах