Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Зарипова Зульфия Ангамовна

Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана
<
Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зарипова Зульфия Ангамовна. Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 190 c. РГБ ОД, 61:00-13/482-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РЯДУ ЖАНРОВ ЭПИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 11

1.1. Место произведений автобиографического жанра в мемуарной прозе. ..11

1.2. Жанрово-видовые особенности автобиографических произведений .23

1.3. Традиции автобиографической прозы в русской и родных литературах (башкирской и татарской). ,.. 32

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРАКТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ .40

2.1. Обзор методической литературы, программ и учебных хрестоматий для национальных школ с точки зрения исследуемой проблемы ...40

2.2. Анализ опыта изучения произведений автобиографического жанра в национальных школах Башкортостана .48

2.3. Описание констатирующего эксперимента: характеристика сформированности умений учащихся анализировать автобиографические произведения 53

2.4. Пути преодоления трудностей и недостатков при изучении автобиографической повести

(концепция обучающего эксперимента) 59

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ (на примере произведений русских, башкирских и татарских писателей) 70

3.1. Опыт изучения автобиографической повести М. Горького "Детство" в 7 классе русских, башкирских и татарских школ как способ освоения особенностей и традиций данного жанра (с опорой на уже имеющиеся знания учащихся) ...71

3.2. Анализ автобиографической повести М. Карима "Долгое-долгое детство" в 8 классе башкирской школы в сопоставлении с творческой биографией писателя как выражение поэтического восприятия мира башкирским народом и как образец композиционно- сюжетного и стилистического разбора произведения в процессе его опытно-экспериментального изучения...95

3.3. Повесть А. Еники "Последняя книга" в историко-культурном аспекте изучения (в 8 классе татарской школы) . 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

БИБЛИОГРАФИЯ. 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 186

Введение к работе

Среди школьных предметов гуманитарного цикла особая роль принадлежит литературе, формирующей сферу чувственного познания человеком окружающего мира. Эта развитая в общении с любым видом искусства, в том числе и с литературой, эстетическая, истинно человеческая * форма познания объективной действительности, приобретая универсальный ; характер, распространяется на все сферы деятельности. "Эстетически неразвитый индивидуум, - писал Э. Ильенков, - сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством". (65, 36)

Актуальность исследования.

В сложившейся практике школьного обучения русской литературе в национальной школе общие и специальные приемы активизации умственной деятельности учащихся служат, главным образом, усвоению историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий и, в меньшей степени, овладению учащимися необходимыми умениями самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.

Несмотря на проведенный за последние годы целый ряд научно-методических исследований (Т.Г. Браже, Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, М.В. Черкезова, Л.В. Тодоров, С.К. Бирюкова, М.М. Савченко, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, И.С. Збарский и др.), проблема анализа художественного произведения (в нашем случае - автобиографических повестей) продолжает оставаться одной из самых сложных и далеко еще не решенных. Всеми исследователями в настоящее время ощущается необходимость искать новые пути и методы изучения литературного произведения, которые бы в большей степени отвечали его специфике, его эстетической сущности.

..5

Отметим, что и вопрос формирования читательских умений учащихся в ходе литературного анализа автобиографических произведений остается пока недостаточно решенным в методической науке, что и заставило нас обратиться к исследованию данной проблемы.

В школах Башкортостана существует ряд специфических особенностей, продиктованных национальным сознанием, своеобразием мышления, культурных традиций, играющих соответствующую роль в восприятии автобиографических произведений, созданных представителями различных национальных литератур. В методике преподавания литературы школе эта область мало исследована. И этим прежде всего объясняется предпринятая нами попытка определения методических путей изучения автобиографических произведений различных авторов в национальных школах республики.

Выбор автобиографических произведений М. Горького "Детство", М. Карима "Долгое-долгое детство", А. Еники "Последняя книга" обусловлен не только принадлежностью этих писателей к трем самым крупным из более чем ста национальностей, населяющих республику, - русским, башкирам, татарам. Мотивы более глубоки.

В 20-30-е годы XX столетия, когда автобиография-повествование от первого лица явилось в национальных литературах первым этапом обобщения жизненного материала, автобиографическая трилогия A.M. Горького с его социально ориентированным героем была своеобразным эталоном прозаической формы. Повести М. Карима и А. Еники как бы подхватили эту давнюю жанрово-стилевую национальную традицию, дав современную концепцию человека и обстоятельств.

Обращение к произведениям автобиографического жанра трех различных авторов позволяет выдвинуть и следующую экспериментальную задачу, связанную с углублением историко-теоретических представлений и знаний учащихся.

Анализ образа Алеши Пешкова в сопоставлении с фактами биографии писателя Максима Горького поможет сделать выводы о соотношении между

жизненным фактом и художественным обобщением. Анализ же повести "Долгое-долгое детство", введение в контекст стихотворений М. Карима углубит представления учащихся о своеобразии литературных родов. Широкое обращение к историческим источникам, связанным с происхождением татарского народа, материалам по культуре быта, фольклора, художественного творчества башкирского и татарского народов (в повести А. Еники "Последняя книга") позволит реализовать межпредметные связи.

О необходимости методического решения этих вопросов свидетельствует и низкий уровень владения школьниками - башкирами и татарами - идейно-тематическим содержанием и смыслом произведений данного рода, качество их усвоения.

Учителя испытывают затруднения при решении следующих вопросов: организация подготовки к восприятию изучаемого автобиографического произведения; методика совершенствования навыков чтения, усвоения содержания, комментирования текста, анализа событий, образа главного героя и образа повествователя. Сложным в школьной практике остаются также проблемы методов построения образов-персонажей, идеи, темы, жанровых особенностей, осуществления словарно-фразеологической работы на уроках литературы. Большое значение имеет также выбор и правильное применение средств наглядности, эффективных при рассмотрении произведений данного жанра.

Объект исследования - процесс изучения автобиографических произведений в их жанровой специфике учащимися средних классов школ Башкортостана.

Предмет исследования - разработка методики обучения анализу автобиографических повестей русских и национальных авторов во взаимосвязи и определение наиболее эффективных путей реализации поставленной задачи.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики изучения автобиографических повестей в

курсе русской литературы в школе, которая обеспечит полноценное усвоение произведений этого жанра нерусскими учащимися 7-8 классов.

В процессе исследования проверялась выдвинутая гипотеза: методика анализа автобиографических произведений в курсе русской литературы в школах Башкортостана будет эффективна при следующих условиях:

если анализ ведется с учетом особенностей жанра изучаемых произведений;

если основу работы составляет не просто определенная последовательность формирования читательских умений, а постепенное углубление и усложнение изучаемого материала, а также повторение усвоенного в младших классах;

если привлекается материал для сопоставления и анализа фактов взаимовлияния литератур;

если ведущими при изучении автобиографических произведений являются вопросы и задания творческого характера, требующие от учащихся самостоятельной работы в добывании знаний и умений переносить полученное на новые ситуации.

В соответствии с целью исследования и рабочей гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач:

выявить роль автобиографических повестей в развитии учащихся на основе изучения и анализа психолого-педагогических, литературоведческих работ, различного типа программ, учебников и методических пособий по русской литературе;

определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования у школьников читательских умений с учетом специфики жанра;

выявить реальные знания и умения учащихся с целью установления объективной картины их литературного развития;

на основе данных педагогики, психологии, методики преподавания литературы, проведенных наблюдений и экспериментов определить наиболее эффективные пути и формы изучения автобиографических произведений;

- проверить разработанную методику в процессе опытно-экспериментального
обучения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

теоретический (изучение литературоведческой, психологической, методической литературы);

социолого-педагогический (анализ программ, учебных хрестоматий, методических руководств по русской литературе для национальных школ РФ, целенаправленное наблюдение за учебным процессом на уроках, обобщение передового опыта работы учителей-словесников, изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся в аспекте исследуемой темы, анкетирование и беседы с учащимися и учителями);

сопоставительный (сопоставление автобиографических повестей в русской, башкирской и татарской литературах и результатов их изучения в национальной школе);

экспериментальный (опытно-экспериментальная работа с целью определения основных направлений исследования; рекомендация видов заданий и вопросов для развития навыков овладения учащимися 7-8 классов национальной школы всеми компонентами изучаемых автобиографических произведений, а также их» речевых умений; проверка результатов использования предлагаемой методики);

статистический (анализ устных и письменных ответов учащихся, обработка результатов эксперимента).

Методологическую основу диссертации составляют труды известных литературоведов и лингвистов, педагогов и психологов, методистов и ученых, занимающихся проблемами преподавания русской литературы как в русской, так и в национальной школе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем обоснована необходимость введения автобиографических произведений авторов разных национальностей в программу по русской литературе для школ

Башкортостана; введены переводы произведений автобиографического жанра башкирских и татарских писателей; разработана методика их изучения во взаимосвязи с повестью русского автора ("Детство" A.M. Горького); выявлены идейно-тематические и художественные традиции изображения событий и героев автобиографических произведений; проанализировано усвоение этих произведений школьниками 7-8 классов с учетом национальных и возрастных особенностей их восприятия.

Практическая значимость исследования. Процесс обучения анализу автобиографических произведений рассмотрен в диссертации не только с историко-методической точки зрения, но и как фактический материал, содействующий решению актуальных вопросов литературно-методического и психолого-дидактического характера, что расширяет возможности дальнейшего усовершенствования программ по русской литературе, открывает новые перспективы развития методики преподавания литературы в школе в целом.

Поскольку в работе намечены пути оптимизации изучения автобиографических произведений, диссертация призвана содействовать повышению эффективности преподавания литературы в национальной средней школе, в средних специальных учебных заведениях и на гуманитарных факультетах высших учебных заведений. Кроме того, выводы и рекомендации исследования могут быть учтены при дальнейшем усовершенствовании программ, учебных хрестоматий, методических руководств к ним.

Апробация работы. Предложенные автором рекомендации о путях изучения автобиографических произведений докладывались на заседаниях методических объединений опорных школ, где проводилась опытно-экспериментальная работа, а также на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях:

Диссертация по главам и разделам и в целом обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Башкирского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие,положения:

учет жанровой природы произведения (автобиографической повести) позволяет учителю использовать принципы доступности, глубины и прочности его усвоения;

изучение жанрово-стилевой и проблемно-тематической специфики автобиографического произведения в общеметодическом контексте эпического рода позволяет акцентировать внимание на типологических аспектах разрабатываемой темы;

использование местного исторического, литературоведческого и культуроведческого материала, межлитературных связей, сопоставление с произведениями родной литературы содействуют повышению интереса учащихся к личности писателя и его творчеству, что обеспечивает высокий уровень анализа произведения;

изучение автобиографических произведений в курсе русской литературы средней школы направляется на развитие учащихся, на активизацию эмоционально-эстетического восприятия личности героя-повествователя, формирование навыков и закрепление умений литературного анализа у школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

Место произведений автобиографического жанра в мемуарной прозе

Соотношение произведений автобиографического жанра и мемуарной прозы, сходство и различие между ними - один из существенных вопросов, находящихся в центре внимания литературоведения и критики.

На первый взгляд, различия этих двух терминов ощущаются и без специального филологического исследования.

Автобиография - воспоминание автора о собственной жизни, в то время как мемуары - о людях, с которыми он встречался. Конечно, собственная жизнь протекает не в безлюдном пространстве, а говоря о другом человеке, невозможно избежать упоминания о себе, так что любой факт, взятый из прошлого, возникает на пересечении жанровых граней.

Для автобиографического жизнеописания характерно стремление осмыслить прожитую жизнь как целое, придать эмпирическому существованию оформленность и связанность. Пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу, он "дописывает" и "переписывает" свою жизнь, делая ее логичнее, целенаправленнее. Автобиография - это всегда акт преодоления уходящего времени, попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить наиболее значительные и памятные отрезки жизни - как бы прожить жизнь сначала.

"Мемуары - записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали." (159, 206)

Так, от мемуаров автобиография отличается тем, что ее автор сосредоточен на восстановлении истории своей души в ее взаимоотношениях с миром, тогда как автора мемуаров интересуют прежде всего сам этот мир, люди, которых он встречал, события которые наблюдал и в которых участвовал. Граница между автобиографией и мемуарами редко бывает абсолютной.

Однако есть отдельные произведения, в которых жанровая чистота соблюдается в большей мере. Так, максимальное самоустранение рассказчика предполагает мемуарный портрет, тогда как в жанре исповеди автор задерживается на характерах и судьбах других людей лишь для того, чтобы сделать понятным свое к ним отношение.

На наш взгляд, мемуары отличаются от автобиографии прежде всего многосторонним охватом жизненного материала. В них постоянно меняется центр тяжести - меняются события и люди, вокруг которых группируется описываемое. В них нет подробного художественного исследования конкретного характера, нет единой сюжетной линии. Ощущение целостности достигается за счет историко-хронологических рамок и единой авторской концепции. В большинстве случаев связующим звеном между событиями выступает автор-рассказчик, с которым прямо или косвенно связаны судьбы тех, о ком повествуется в мемуарах. Другими словами, в мемуарах автор-рассказчик отодвинут на второй план. Для мемуариста более важными оказываются судьбы тех, кто оставил неизгладимый след в его душе, кто повлиял на исторический ход событий.

В отличие от мемуаров, в которых нет единого центрального персонажа, в автобиографических произведениях главным героем всегда является сам автор. И все описываемые события пропускаются непосредственно через его душу, все передается через его восприятие. Кроме того, как правило, большинство автобиографических произведений охватывает детские и юношеские годы авторов, отсюда следует, что главное внимание концентрируется на процессе становления, формирования человеческой личности.

Автобиографические произведения как разновидность художественно-документальной литературы отличаются также и от беллетристического повествования и дидактической прозы. Такое отличие обусловлено прежде всего самим материалом произведения. Писатель-автобиограф непосредственно описывает свою жизнь - события реальной действительности, таким образом, факты известны ему изначально. Его задача - художественно обработать, переосмыслить и смонтировать невыдуманные события - заставить эти факты ожить и заговорить.

Художник-беллетрист же свободен в выборе факта. Его герои, как и события, в большинстве случаев вымышленны. Автобиографическая литература отличается от беллетристики также позицией центрального героя. Вымышленный герой "живет", "мыслит" и "действует" непосредственно на страницах произведения, то есть его жизнь описывается в сиюминутной, постоянной текучести в определенный исторический отрезок времени. Лишь изредка по воле автора он подводит итоги пережитого.

Автобиографические же произведения всегда ретроспективны. Писатель вместе с центральным героем как бы возвращается в годы детства и юности и заново переживает события минувших лет.

Сложность в определении жанра произведений мемуарного и автобиографического характера заключается в том, что очень часто названные нами признаки четко не выявляются или же, наоборот, тесно сплетаются в одном произведении. Это вызывает необходимость выработки хотя бы наиболее общих, "рабочих" принципов классификации.

Обзор методической литературы, программ и учебных хрестоматий для национальных школ с точки зрения исследуемой проблемы

Обращение к существующим программам, учебникам, методическим пособиям с целью выявления места и роли, отводимых вопросам изучения эстетического восприятия автобиографических произведений дает некоторое представление о состоянии исследуемой проблемы на сегодняшний день.

Литературно-педагогическая практика периодически выдвигала и выдвигает на передний план вопрос об изменении школьных программ. Так, в течение последних двадцати лет - в 1981, 1985, 1990, 1994, 1996 годах -Министерством образования Российской Федерации, Институтом национальных проблем. образования были разработаны новые проекты, которые после обсуждения в соответствующих научно-педагогических учреждениях и школах были утверждены, и в результате новая программа в наступающем учебном году вступала в силу.

Для того чтобы нарисовать динамику проблемы изучения автобиографических произведений, мы проанализировали программы и учебные пособия для национальных школ РСФСР и РФ вышеназванных лет издания.

Программы акцентируют внимание на специфической особенности художественной литературы как искусства слова, заключающейся в воздействии ее на мысли, чувства и стремления человека в образной конкретно-чувственной форме.

В них подчеркнута мысль, что "русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, как учебный предмет играет очень важную роль в нерусской школе.

Читая произведения русской и зарубежной (на русском языке) классики, школьник попадает в волнующий мир глубоких и смелых мыслей, благородных и сильных чувств, ярких красок и образов... Это чтение воспитывает гуманное отношение к людям разных национальностей, уважение к национальным особенностям, чувство единства человечества." (150,55)

В программах подчеркивается важность овладения учащимися среднего концентра языком искусства как необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения. В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся обозначен объем сведений об основных особенностях Iкомпозиции, изобразительно-выразительных средств языка и их взаимосвязей, которым они должны овладеть к моменту обучения в том или ином классе. Уже к VIII классу учащиеся "должны уметь:

- выделять элементы композиции изучаемого произведения и понимать их роль в произведении;

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

- определять в контексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка. (149,86)

При всех изменениях в объемах программ по русской литературе для национальных школ, предпринятого нами анализа, в течение последних двадцати неполных лет неизменно сохраняются или целиком, или в больших фрагментах произведения автобиографического жанра. Это говорит о глубоком понимании авторами-составителями программ высокого эстетического, нравственного потенциала этих произведений.

Вместе с тем отношение к изучению автобиографических произведений на уроках русской литературы в национальной школе изменялось с течением времени: обобщался передовой опыт, учитывались новые произведения, что оказало существенное влияние на совершенствование программ

Опыт изучения автобиографической повести М. Горького "Детство" в 7 классе русских, башкирских и татарских школ как способ освоения особенностей и традиций данного жанра (с опорой на уже имеющиеся знания учащихся)

В национальных школах Башкортостана на уроках родной литературы в 5-6 классах привлекаются имена и произведения таких писателей, как М. Гафури, 3. Биишева, Н. Наджми и др., в соответствии с региональными особенностями Республики. Но литературоведческое изучение автобиографических произведений XX столетия на уроках русской литературы начинается именно с повести М. Горького "Детство", работа над которой послужит основой для изучения произведений подобного жанра.

Художественное мастерство A.M. Горького все еще продолжает привлекать внимание исследователей. Именно под этим углом, например, Л. Ульрих, Б. Брайнина и другие изучают традиции горьковской автобиографии в русской и национальных литературах. Появились также десятки статей, посвященных выявлению эстетической роли фольклора в автобиографических произведениях писателя.

Ценные результаты получают исследователи, сделавшие предметом своего анализа жанровую и сюжетно-композиционную специфику автобиографической трилогии (С. Касторский, Е. Тагер и др.) (74; 173). Их работы изобилуют интересными наблюдениями, заключениями относительно этой грани произведения. Вместе с тем в работах горьковедов 60-70-х годов мы вновь встречаемся с бытовавшим еще в 30-е годы мнением о TQM, ЧТО В горьковской автобиографии самого-то автора, как выразился один из дореволюционных рецензентов, и "не хватает". Теперь эта концепция получает несколько иное теоретическое обоснование. Б. Бялик (34), а несколько позднее С. Касторский (74) доказывают, что трилогию "Детство", "В людях", "Мои университеты" следует воспринимать как "книгу, в которой доминирует галерея портретов". В основе трактовки Е. Тагера лежит мысль о том, что структура горьковской автобиографии подчинена некоей эпической сверхзадаче. "Лирические акценты, - утверждает ученый, - сменяются эпическими ... в горьковской автобиографии воспоминания о жизненном пути превращаются в широчайшее полотно русской народной жизни". (173, 42) Не случайно, и в школьной методике тех лет преобладают принципы преимущественного анализа "свинцовых мерзостей", показанных писателем, и настойчиво развивается мысль о том, что формирование Алеши идет не в единстве со средой, а вразрез с нею.

Более убедительное толкование данной проблемы содержите)! в исследовании С. Бочарова, где, на наш взгляд, дается верное понимание того, как соотносятся в трилогии картины объективной действительности и внутреннего мира героя. С. Бочаров выдвигает тезис, согласно которому эпизация жизни у Горького осуществляется не за счет усеченного внимания к личности (как это казалось многим критикам), а, наоборот, опирается на усиление психологизации, "скрупулезного рассмотрения человека изнутри". (28,183)

В ряде существенных выводов с работой С. Бочарова перекликается содержательная статья Б. Михайловского. (120) Он прослеживает сложный рост мировоззрения автобиографического героя, поиски им красоты. Двигаясь в этом направлении, критик добивается углубленного изучения идейной концепции произведения.

В 70-е годы количество работ, посвященных рассмотрению автобиографической трилогии М. Горького, заметно ослабевает. Однако - это лишь количественная сторона дела. Ведь, с другой стороны, повышается внимание к духовному миру автобиографического героя, к внутренним пластам повествования. Это характерно для работ С. Рыбака, Л. Плоткина, Л. Андреевой. (160; 136; 9) Наряду с этим все настойчивее заявляет о себе тенденция к преодолению идеализированных, упрощенных представлений о Пешкове и его идейно-политической эволюции.

Анализ основных тенденций развития критической литературы о трилогии говорит о том, что изучение этого произведения велось в различных аспектах. Весьма обстоятельно освещена социально-историческая проблематика, классовая направленность повестей. Немало ценных наблюдений сделано критиками и литературоведами относительно жанровой, композиционной, стилистической специфики трилогии.

В отечественном литературоведении 80-90-х годов критических статей и отзывов на автобиографическую трилогию М. Горького немного. На наш взгляд, интересны следующие публикации, которые заслуживают особого внимания. (12; 2; 187)

Автор первой статьи Г. Атанов сравнивает написанное в трилогии с "суровой сказкой", но ведь так нередко называют саму жизнь. Слово "сказка" в трилогии приобретает дополнительный, более глубокий смысл.

"Глубокое очарование народной сказкой испытывает не только мальчик-подросток-юноша, герой трилогии, но и ее автор, в произведении которого характер этого героя начинает формулироваться в зависимости от того, что он видит и слышит." (12, 68)

А то, что он видит и слышит, напоминает кошмарный сон. То, что повесть начинается с подобия сна, художественно оправдано - это воспоминание самых ранних лет, и то, что оно кошмарно, предваряет многое в содержании трилогии.

Г.М. Атанов видит много сказочного и в образах деда и бабушки. Это рассказы деда, в которых жизнь удивительнейшим образом напоминает сказку, рассказы бабушки, где сказка еще теснее переплетается с жизнью.

Помимо сказки, формировали отношение мальчика к русской жизни и реальные рассказы о Руси. "Они приобретают в его сознании характер полуфантастический. Не будь их, не ждал бы постоянно Алеша чуда. Сами взрослые по мере сил помогают мальчику своего рода игрой в сказку." (12, 69)

Г.А. Атанов анализирует, какое влияние оказал извозчик Петр на формирование характера Алеши. Именно с него, считает автор, русская жизнь стала показывать Пешкову "пестрый характер в обличий полуфольклорном". (12,69)

"До истории с извозчиком в сознании Алеши противостояли друг другу жизнь мещанской слободы и народная сказка, которая воспринималась им как нечто реальное. После происшествия с Петром несоприкасаемоеть двух миров, уличного и сказочного, нарушилась." (12, 69)

Таким образом, народно-поэтические истоки в изображении героев в повести "Детство" Г.А. Атанов видит в применении свойственного сказке кольцевого приема, рассказах деда и бабушки, извозчика Петра.

Не менее интересна статья В.В. Акимова "Что создает человека?" В ней он, как и автор предыдущей статьи, раскрывает истоки формирования Алеши Пешкова как личности. Что же создает человека? Сам М. Горький в повести "Мои университеты" отвечает на этот вопрос таким образом: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай, но во мне постепенно развивалось волевое упрямство, и чем труднее слагались условия жизни - тем крепче и умнее чувствовал я себя. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде." (2)

Похожие диссертации на Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана