Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Шило Татьяна Борисовна

Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы
<
Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шило Татьяна Борисовна. Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Оренбург, 2007 300 с. РГБ ОД, 61:07-13/1778

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 .Теоретические основы изучения произведений фантастики в школе

1.1. Изучение произведений фантастики как литературоведческая и методическая проблема 10

1.2. Из истории изучения произведений фантастики в литературоведении и методике преподавания литературы 38

1.3. Произведения фантастики в программах по литературе и в современном школьном изучении 55

1.4. Особенности изучения произведений фантастики в школе 76

Выводы по 1 главе 93

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению специфики изучения произведений фантастики в 5-9 классах средней школы

2.1. Содержание и логика эксперимента по изучению произведений фантастики в 5-9 классах 96

2.2. Изучение произведений фантастики на уроках литературы в средних классах 126

2.3. Уроки внеклассного чтения по произведениям фантастики 142

2.4. Фантастика во внеклассной работе по литературе 159

Выводы по 2 главе 171

Заключение 173

Библиография 177

Приложения 200

Введение к работе

Фантастика - это относительно новый раздел в курсе литературы российских школ. Как самостоятельная дисциплина она изучается во многих учебных заведениях США, Канады, Англии и других европейских странах. Существуют многочисленные спецкурсы, которые проводятся в ряде зарубежных колледжей, лицеев и университетов. В российских общеобразовательных средних и высших учебных заведениях положение фантастики долгое время было нестабильным. В разные периоды, особенно в 70-80-е годы XX в., отдельные спецкурсы и факультативы входили в систему обучения студентов некоторых вузов страны, но это было непродолжительно. Особое положение фантастика занимала в школьном образовании. С 1919 года и до настоящего времени, вопрос об изучении фантастики российскими школьниками стоит остро и вызывает дискуссии среди методистов и учителей-словесников. Долгое время сохранялось негативное отношение к включению фантастики в школьный курс. С 90-х годов XX в. в школьные программы стали активно вводить отдельные фантастические произведения. В связи с повышенным интересом учащихся и введением произведений фантастики в школьные программы назрела необходимость в рассмотрении и решении таких методических проблем, как целесообразность, отбор произведений для уроков литературы и внеклассного чтения, формы, пути и приемы изучения произведений фантастики, что свидетельствует об актуальности нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Отдельные попытки рассмотреть ряд общих проблем изучения фантастики в школе были предприняты в исследованиях А. Белошистой, О.В. Виноградовой, И.С. Збарского, Н.А. Кушаевой, Н.Г. Локтионовой, ММ. Мещеряковой, В.П. Полухиной, М.М. Рубинштейн, В.М. Соломоденко и др. В практике школы вопросами разработки отдельных уроков и внеклассного чтения занимались учителя Е. Бессмольнова, Н.А. Борисенко, А.И. Вайсман, О. Волкова, С.А. Гуматдинова, В.Г. Клеткина, Н. Кутейникова, з Л.Л. Лысенко, Т.Г. Струкова, Г. Шабалкова, А.А. Шелестова, методисты А.С. Акбашева, Н.А. Бодрова, Н.М. Гердзей-Капица, Я.Г. Неструх и др. Проблемы анализа художественного произведения тесным образом связаны с рассмотрением вопроса о восприятии их школьниками и этапами литературного развития учащихся. Данные вопросы затрагивались в работах Т.Г. Браже, Н.Ф. Бучило, Л.С. Выготского, Л.Г. Жабицкой, М.Г. Качурина, Н.И. Кудряшева, В.Г. Маранцмана, Б.С. Мейлаха, Н.Д. Молдавской, О.И. Никифоровой, Л.Н. Рожиной, О.В. Сосновской и др. ученых. Для нашего исследования были важны работы по развитию читательского воображения и творческих способностей школьников В.Ф. Асмуса, Т.Н. Андреевой, Н.Р. Бершадской, А.С. Вознесенской, Т.В. Казанцева, Л.И. Коноваловой, З.Я. Рез, В.З. Халимовой, И.А. Шарапова, П.М. Якобсона и др. Решение методических проблем, связанных с изучением фантастики, в первую очередь зависит от разработанности проблем литературоведческого характера, поэтому в своем исследовании мы обращались к трудам К. Андреева, Р. Арбитмана, Е.П. Брандиса, А.Ф. Бритикова, В.И. Бугрова, Вл. Гакова, Ю.И. Кагарлицкого, Конопка Бланка, Е.Н. Ковтун, Б.В. Ляпунова, Е.М. Неелова, С. Никольского, А.Н. Осипова, В.А. Ревича, Ю. Рюрикова, А. Урбана, К.Г. Фрумкина, Н.И. Черной, В. Чумакова и др. литературоведов и фантастоведов, а также к критическим статьям писателей-фантастов: Г.С. Альтова, Д.А. Биленкина, А.Р. Беляева, Г.И. Гуревича, И.А. Ефремова, Е.И. Парнова, А. и Б. Стругацких и др. Объектом нашего исследования стал процесс изучения произведений фантастики в средних классах. Предметом исследования является установление специфических форм, путей и приемов изучения фантастики в классно-урочной системе и внеклассной работе.

Цель исследования - разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения произведений фантастики с учетом специфики этой отрасли литературы в 5-9 классах средней школы.

Гипотеза исследования: изучение произведений фантастической литературы расширит представление учеников 5-9 классов об историко-литературном процессе, повысит эффективность изучения произведений фантастики, если:

- будет проведен правильный отбор произведений фантастики для изучения и внеклассного чтения с учетом читательских интересов школьников;

- будет учтена специфика произведений фантастики разных жанров и особенности восприятия школьниками произведений разных направлений фантастики;

- будет организовано поэтапное изучение фантастики с

последовательным углублением и расширением читательских представлений

о специфике фантастической литературы от 5 к 9 классу с учетом

литературного развития школьников;

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогические, литературоведческие и методические исследования с целью выявления накопленного опыта и традиций работы по изучению фантастических произведений в школе;

- выявить степень изученности обозначенной проблемы;

- определить произведения фантастики для изучения на уроках в 5-9 классах и для внеклассного чтения, учитывая интересы учащихся и возрастные особенности школьников;

- установить возможности постижения учащимися 5-9 классов теоретико-литературных понятий фантастоведения в процессе изучения произведений фантастики; - разработать и апробировать методическую систему изучения

фантастической литературы учащимися 5-9 классов, представить варианты

уроков этой системы.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии, целостности явлений и процессов, концепции личностно-деятельного и функционально-системного подхода, труды по литературоведению, в частности фантастоведения, в которых рассматриваются вопросы своеобразия фантастической литературы; работы по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, в которых разработаны проблемы восприятия и изучения художественных произведений с учетом возрастных особенностей школьников 5-9 классов.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования:

- методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение,

сопоставление и др.);

- сравнительный и проблемный анализ методических источников и концепций в области задач нашего исследования (анализ федеральных программ по литературе, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование);

- эмпирические методы (наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование);

- экспериментальные методы (констатирующий, обучающий и

контрольный эксперимент);

- статистический и праксиметрический (количественный и

качественный анализ результатов эксперимента, контрольных и творческих

работ учащихся).

Основные этапы исследования , исследование проводилось в несколько этапов: На первом этапе (2000-2003 гг.) была определена рабочая гипотеза, цели и задачи исследования, дано теоретическое обоснование проблемы, изучены связанные с ней литературоведческие, фантастоведческие, психолого-педагогические и методические труды, определены основные направления исследования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось наблюдение за деятельностью учителей и учащихся на уроках по изучению фантастических произведений, проводились беседы с учителями-словесниками по избранной проблеме, началось осуществление констатирующего и формирующего экспериментов.

Третий этап (2004-2005 гг.) включал в себя завершение констатирующего и обучающего эксперимента в школе, в ходе которого проверялась эффективность разработанной нами системы, обобщались и систематизировались результаты работы, формулировались выводы, проводилось анкетирование ряда писателей-фантастов.

На четвертом этапе (2005-2006 гг.) проверялась правильность сделанных выводов, корректировались выбранные пути анализа и методических рекомендаций по изучению фантастических произведений с учетом возрастных особенностей детей и специфики жанра. Проводились личные встречи и беседы с писателями-фантастами и учителями по выявлению их отношения к обозначенной проблеме.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось с 2000 г. по 2005 г. в школах (МОУ «СОШ № 10», МОУ «СОШ № 27»), гимназиях (МОУ «Гимназия № 1») и колледжах (МОУ «ОХУ», МОУ «ОПК № 1») города Оренбурга. В исследовании принимали участие 673 школьника 5-11 классов, 24 учителя-словесника: А.Г. Белоус, Е.К. Дубцова, Е.В. Иванова, Т.Н. Колбасина, С.А. Колотовкина, Е.А. Рудакова, В.П. Федорович, Ю.В. Черенкова, И.П. Чумак и др.; 13 писателей-фантастов: Владимир Васильев, Александр Громов, Алексей Евтушенко, Александр Зорин (Дмитрий Гордевский и Яна Боцман), Алексей Калугин, Алексей Корепанов, Леонид Кудрявцев, Евгений Лукин, Г.Л. Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), Геннадий Прашкевич, Борис Стругацкий. Кроме того, мы опирались на свой педагогический опыт работы в МОУ «СОШ № 10» г. Оренбурга.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обобщен материал по изучению произведений фантастики в средней

школе;

- определены методические условия изучения произведений

фантастики в 5-9 классах в зависимости от жанровой специфики;

- разработана программа элективного курса «Мир фантастики» (7-9

кл.) с пропедевтическим курсом в форме литературно-творческого кружка

«Фантастика и мы» для 5-6 классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- выделены основные литературоведческие понятия, необходимые для

понимания специфики фантастики на уроках литературы.

-определены критерии отбора фантастических произведений для изучения на уроках и во внеклассной работе в средних классах;

- создана, теоретически обоснована и апробирована система изучения

фантастических произведений в 5-9 классах с учетом специфики изучаемой

отрасли литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы учителями средних школ и гимназий, преподавателями гуманитарных факультетов ВУЗов при разработке спецкурсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации, целенаправленным использованием данных литературоведов, фантастоведов, психологов, педагогов, результатами опытно-экспериментальной работы на базе школ г. Оренбурга, свидетельствующими об эффективности предложенной методики, представлением материалов исследования на научно-практических конференциях. 

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и методические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы ОГПУ в 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг.; на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях: на XXIII преподавательской и XLI студенческой научно-практической конференции (Оренбург, 25-26 апреля 2001 г.); Вторых международных Измайловских чтениях, посвященных 200-летию со дня рождения В.И. Даля (Оренбург, 25 -27 октября 2001 г.); на XXIV преподавательской и XLII студенческой научно-практической конференции (Оренбург, 4-5 апреля 2002 г.); Третьих международных Измайловских чтениях, посвященных 170-летию приезда в Оренбург А.С. Пушкина (Оренбург, 9-Ю октября 2003 г.); на научно-методической конференции «Проблемы модернизации литературного образования в средней и высшей школе» (14-15 ноября 2003 г.); на XXVI преподавательской научно-практической конференции (Оренбург, 7-8 апреля 2004 г.); Всероссийской конференции и XXIX Зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе» (Тольятти, 12-14 октября 2004 г.); Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов Поволжья «Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: Специфика функционирования» (Самара, 5-7 мая 2005 г.); Международной научной конференции «Русская фантастика на перекрестье эпох и культур» (Москва, 21 -23 марта 2006 г.).

На защиту выносятся следующие положения: 1. Новейшие литературоведческие исследования о фантастике, включение произведений фантастов в школьные программы, усиливающийся интерес школьников к этому явлению культуры и недостаточность ее изученности в методике преподавания литературы свидетельствуют о том, что данная проблема актуальна и требует методического осмысления.

2. Изучение в 5-9 классах фантастики как особой отрасли мировой

литературы требует учета ее специфики и определенного подхода:

- к отбору произведений;

- к выбору путей и приемов изучения отечественных и зарубежных

произведений фантастики;

- к работе с литературоведческими понятиями.

3. Обращение к разнообразным видам деятельности учащихся в соответствии с этапами литературного развития школьников способствует осознанию жанрово-тематической специфики произведений фантастики.

4. Необходимость сочетания классных, внеклассных и элективных занятий для более полного понимания специфики произведений фантастики.

5. Оптимальным вариантом изучения фантастики в ее специфических проявлениях . становится разработка и ведение элективного курса в школьной практике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, содержащих материалы по проблеме исследования, наглядно и информативно дополняющих главы диссертации. 

Изучение произведений фантастики как литературоведческая и методическая проблема

В литературоведении и искусствоведении до сих пор не существует единого определения фантастки. Как справедливо замечали исследователи А.Ф. Бритиков, Вл. Гаков, М.М. Чумаков, Г.И. Гуревич, А. Урбан, Ю.И. Кагарлицкий и др., одной из причин такого положения фантастики является жанровое многообразие. По мнению A.M. Шалганова и Е. Тамарченко, трудность в толковании фантастики заключается в том, что это «мегажанр», в котором существуют все жанры и все направления, начиная от классических (например: психологические романы, социальная проза, воспитательный роман, триллер, детективы, историческая проза и т.д.) и заканчивая специфическими, в которых содержатся дополнительные элементы инвариативности (например: «космическая опера», фэнтези, технофэнтези, киберпанк и т.д.). А.Ф. Бритиков, говоря о сложности фантастики, отмечает, что ее «поэтика опирается на абстракции, хотя использует и общелитературную поэтику, но в силу отвлеченности содержания конкретная образность для нее менее характерна, чем для «бытового реализма» [48, с.23] А.Б. Косарева считает, что фантастика должна стать междисциплинарным исследованием, это «проблема комплексная и требует методологической осторожности в своем исследовании» [134, с.297], т.к. находится на стыке многих наук. Ее различные грани интересуют ученых таких наук, как литературоведение, философия, искусствоведение, культурология, социология, психология, педагогика, футурология и др. Размышляя над сложностью в определении фантастики, А.Б. Косарева справедливо отмечает, что, изучая фантастику в целом, исследователи наблюдают двунаправленный процесс: «с одной стороны, наука исследует фантастическое в различных ее проявлениях -в разных науках», с другой - «фантастика использует научную методологию - наравне с собственно научными достижениями для достижения специфической фантастической реальности» [134, с.297]. К фантастике можно подойти с разных сторон, и в каждом случае перед исследователем откроется богатое поле деятельности. На протяжении развития литературы исследователи, писатели-фантасты пытались дать определение фантастики, рассматривая ее в разных аспектах: как «форму отражения мира» (И.А. Елисеев), как мир причудливых образов, созданных воображением (Л.И. Тимофеев, СВ. Тураев), как «стилевое течение» (С.Г. Асадуллаев), как «специфический метод художественного отображения жизни» (С. Павлов, А.А. Сурков), как жанр (Е. Войскунский, В. Савченко), как разновидность, отрасль художественной литературы (А. и Б. Стругацкие, К. Булычев, В. Бугров, А.Н. Николюкин) и т.д. Как мы видим, подходов к определению фантастики достаточно много и все они разнообразны, однако В. Крапивин, В. Колупаев, Ю. Петухов, Д. Колюжных, А. Жабинский, Е. Брандис и другие литературоведы и фантасты считают фантастику неотъемлемой частью мировой художественной литературы. Иной точки зрения придерживаются А. Урбан, Г.И. Гуревич, A.M. Шалганов, Е. Тамарченко и другие исследователи, относя фантастику к отдельной, самостоятельной литературе - своеобразной «параллельной литературе». Следует отметить, что в последнее время современная фантастика расширила сферу своего проявления, стала многообразной и многоликой (кинофантастика, фантастическая живопись, фантастическая графика, фантастическая фотография и т.д.), поэтому мы, придерживаясь точки зрения, выдвинутой В. Можеговым, А.Б. Косаревой и др. исследователями, будем рассматривать фантастику как «явление культуры» и составную часть творчества человека. В связи с этим, по нашему мнению, определение фантастики А.Н. Осипова наиболее удачное. Он относит фантастику к области «художественного творчества, основанного на широком использовании методов перевоплощения и свободного преображения элементов реальной действительности, которая в рамках каждой конкретной художественной модели подчинена особенностям замысла и специфики функционального воздействия на читателя» [193, с.301].

Сложность выведения единого определения фантастики заключается в обширности задач, которые усложняются и расширяются с ее развитием. Фантастика показывает вероятные пути развития общества или, наоборот, рисует невозможность, пародийность таких путей. В фантастических книгах можно узнать о социальных возможностях, прогнозах на будущее или понять утопичность мышления, связанную с узким подходом к решению каких-либо проблем; можно исследовать многочисленные варианты будущего. Фантастика не только заглядывает в будущее, но показывает современные нравственные и социальные проблемы общества. Она учит правильно обращаться с собственными знаниями, и через нее человек может приблизиться к движению научной мысли. Фантастика разрабатывает различные темы космоса, предугадывает возможные формы контакта и их последствия с иными формами жизни во Вселенной, показывает общие контуры преобразования Земли, высвечивает далекие и близкие горизонты науки и техники. Фантастика готовит человека к встрече с удивительным, помогает преодолеть стереотипы мышления.

Из истории изучения произведений фантастики в литературоведении и методике преподавания литературы

Научная фантастика - феномен XX века, она продолжает оставаться недостаточно исследованной областью литературы, хотя популярность ее растет год от года. Исследователи Е.П. Брандис, Ю. Рюриков, В. Ревич, Е. Парнов, А.Н. Осипов отмечают, что судьба науки о фантастике в России почти столь же драматична и противоречива, как и судьба самой фантастики.

В XIX века фантастика не рассматривалась как самостоятельный жанр литературы, поэтому отсутствовали и специальные литературоведческие работы, посвященные этой проблеме, хотя сам термин появился еще в начале прошлого века, ввел его в обиход французский критик Шарль Нодье, автор первой статьи фантастоведческого характера «О фантастическом в литературе» (1830 г.). Даже после того, как Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев ряд своих произведений назвали «фантастическими рассказами», дореволюционная критика негативно относилась к фантастике. В.Г. Белинский, например, неодобрительно отзывался о фантастических повестях Гоголя, Одоевского и «таинственных» рассказах Тургенева. Однако в конце XIX века мнение об этом жанре несколько изменилось, в результате чего начали появляться единичные статьи, преимущественно полемического характера, где поднимался вопрос о значении фантастики в русской литературе. Характерное отношение критики того времени к фантастике иллюстрирует статья П.В. Засодимского «Значение фантастического элемента в детской литературе», опубликованная в «Педагогическом листке» (№1) за 1880 г.. В статье автор предлагает убрать из детского чтения всякую фантастику, включая сказки. В дореволюционной критике фантастика рассматривалась не столько в русле литературного процесса, сколько в области социально-утопических предсказаний, то есть как приложение к философским и социологическим дисциплинам. Такое положение фантастики сохранялось достаточно долгое время.

Следует заметить, что попытки анализа фантастики в России предпринимались и в начале XX века. В Санкт-Петербурге, до выхода журнала «Удивительные истории» X. Гернсбека (1926 г.), появился в 1907 г. первый номер отечественного аналога - «Идеальная жизнь», редакторы которого ставили перед собой задачи следующего содержания: «...мы хотим наших читателей познакомить с наиболее выдающимися произведениями той литературы, которую, главным образом, интересует жизнь будущего; мы хотим показать, какие каждая эпоха выдвигала запросы, идеалы и стремления, порой удивительно смелые, порой наивные и фантастические, временами же весьма трезвые и не оторванные от действительности» [50, с.60]. По сравнению с «Удивительными историями» российский журнал не описывал техническое оснащение будущего, а предпринимал попытки отразить историю развития научной фантастики. Наряду с художественными произведениями. Ф. Ницше, Л. Олифанта, В. Марриса и других писателей-утопистов в «Идеальной жизни» публиковались небольшие статьи о значении и структуре фантастических утопий как фундамента всей научной фантастики. Однако, начав существовать в октябре 1907 г., отечественный журнал перестал выходить уже в декабре этого же года.

Одной из первых отечественных работ фантастоведения можно считать оригинальное исследование В.Я. Брюсова «Испепеленный. К характеристике Гоголя» (1909 г.), в котором поэт характеризует Гоголя как романтика и фантаста, опираясь в своих выводах на фантастическую тематику повестей писателя.

Фантастовед А.Н. Осипов отмечает, что в России, в отличие от зарубежной литературы, «критический интерес к фантастике стал просматриваться с первых лет массового производства фантастической продукции - с конца 20-х годов «нынешнего столетия» [193, с. 103]. В этот период фантастика рассматривалась в основном как «приложение» к науке. В научной критике того времени активное участие принимают сами писатели-фантасты, например: А. Беляев и А. Палей, но общее отношение исследователей к этой области оставалось негативным. Однако в то же время появились и серьезные работы литературоведческого характера, например: в 1922 г. - очерк Е. Замятина «Герберт Уэллс», посвященный анализу творчества английского романиста, в котором была предпринята попытка выявить специфику фантастического и статья В. Святловского «Российский утопический роман», где фантастика рассматривалась в социально-историческом контексте. Не меньшее внимание заслуживает и составленный этим же автором «Каталог утопий» (1922 г.), в котором зафиксировано 1500 названий утопических произведений от античности до начала XX века. Годом позже в журнале «Казанский библиофил» появилась еще одна библиографическая работа, составленная по принципам литературной библиографии и с учетом художественной специфики научной фантастики - «Уэллс на русском языке и русская литература о нем: 1895-1922 гг.» В. Детякина.

А.Н. Осипов в монографии «Библиография фантастики: Опыт историко-аналитического и методико-теоретического характера», занимаясь историей изучения фантастики, пишет, что изучение фантастики начинается с середины 30-х годов XX века. Именно в эти годы утвердился взгляд на фантастику как на литературу просветительского характера, имеющую познавательную функцию, предназначенную для популяризации конкретных знаний, достижений науки и техники.

К исследовательским работам фантастоведческого характера можно отнести два выпуска «Энциклопедии межпланетных сообщений», составленных профессором Н.А. Рыниным: «Космические корабли (Межпланетные сообщения в фантазиях романистов)» (1928 г.) и «Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых» (1930 г.). В этих книгах даны обзоры научно-фантастических произведений космической тематики и библиография к ним («Библиография по межпланетным сообщениям», содержащая около 200 названий научно-фантастических текстов и описания научно-фантастических фильмов на космическую тематику).

Содержание и логика эксперимента по изучению произведений фантастики в 5-9 классах

В соответствии с задачами и гипотезой исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, основной целью которой было выявление степени значимости включения фантастических произведений в школьный курс литературы и их влияние на литературное развитие школьников. В соответствии с общей логикой исследования экспериментальная работа включала в себя три этапа:

I. Констатирующий эксперимент, в ходе которого выяснялась степень изученности обозначенной проблемы, отношение писателей-фантастов и учителей к проблеме изучения фантастики в школе и интерес учащихся 5-11 классов к фантастическим произведениям.

II. Обучающий эксперимент, который включал в себя целенаправленную работу по включению произведений фантастики в процесс обучения литературе с учетом их специфических особенностей.

III. Контрольный эксперимент, в ходе которого изучалась эффективность включения в процесс изучения литературы произведений фантастики на разных этапах литературного развития учащихся по разработанной нами системе.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы, для того чтобы определить состояние изученности проблемы, мы просмотрели имеющуюся литературоведческую и методическую литературу, а также и провели интервьюирование писателей-фантастов в период с 2004 по 2006 гг. по Интернету и при личных встречах, беседах. В интервьюировании приняло участие 13 писателей- фантастов: Владимир Васильев, Александр Громов, Алексей Евтушенко, Александр Зорич (Дмитрий Гордевский и Яна Боцман), Алексей Калугин, Алексей Корепанов, Леонид Кудрявцев, Евгений Лукин, Г.Л. Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), Геннадий Прашкевич, Борис Стругацкий. (Анализ ответов писателей дан в 1 параграфе 1 главы).

Целью нашего анкетирования было выявление позиции и взглядов писателей на проблему изучения фантастики в школе.

Кроме того, мы проинтервьюировали учителей-словесников: А.Г. Белоус, Е.К. Дубцову, Е.В. Иванову, Т.Н. Колбасину, С.А. Колотовкину, В.П. Федорович, Ю.В. Черенкову, И.П. Чумак и др. В интервьюировании приняло участие 24 учителя школ и гимназий города Оренбурга. Основной целью интервьюирования преподавателей было выявление их отношения к фантастике как жанру литературы и к проблеме введения фантастических произведений в школьный курс литературы. Интервьюирование показало противоречивое отношение учителей к поставленным проблемам: в разные периоды времени взгляды учителей резко отличаются. Так, у учителей, опрошенных в 2000 г., преобладает негативное отношение к этой области литературы (25%). Объясняя такое отношение к фантастике, учителя называют следующие основные причины: «фантастика не несет в себе воспитательных функций - это развлекательный жанр», «фантастика «изжила себя» как жанр и не содержит ничего нового и поучительного для детей», «достаточно мало исследований в этой области», «программа слишком перегружена». Настороженность некоторых учителей связана также и с боязнью предсказаний писателей-фантастов, так как «многие предсказания писателей-фантастов, описанные в произведениях, сбылись в реальности». В 2005-2006 гг. учителя больше внимания уделяют фантастике, категоричных негативных высказываний стало меньше (18%). Большинство учителей следят за современным состоянием фантастики и обращаются к фантастическим произведениям в своей практике, о чем свидетельствуют их статьи, содержащие разработки уроков по изучению данного направления. Однако многие методические вопросы, касающиеся данной отрасли литературы, остаются еще открытыми и нерешенными.

Для того чтобы полно представить проблему изучения фантастики в школе, мы в период с 2000 по 2005 гг. провели анкетирование среди учащихся школ г. Оренбурга. В эксперименте приняло участие 673 ученика 5-11 классов общеобразовательных школ (МОУ «СОШ № 10», МОУ «COLLI № 27»), гимназий ( МОУ «Гимназия № 1») и колледжей (ОХУ, ОПК № 1). Мы стремились определить общие тенденции в чтении фантастических произведений школьников 5-11 классов, пристрастия учащихся различных классов к темам, жанрам фантастики, выявить их интерес к героям произведений фантастики. Предложенная анкета состояла из следующих вопросов: 1. Нравятся ли вам произведения фантастики? Если «да», то чем они привлекают?

2. Назовите произведения фантастики, которые вы прочитали.

3. Произведения каких жанров фантастики вам нравятся? Почему? (Жанры: философская фантастика, юмористическая фантастика, техническая фантастика, приключенческая фантастика, сказочная фантастика, авантюрно-детективная, экологическая, научно-познавательная, социальная фантастика, фэнтези).

4. На какие темы вы предпочитаете читать фантастические произведения? (Темы: о будущем Земли, о будущем и прошлом человечества, об отношениях человека и машины, о взаимодействии волшебства и реального мира, полеты в космос и существование других планет, контакты с инопланетянами, война во Вселенной, научные достижения и их последствия, вмешательство в ход истории и времени и т.д.).

5. Какие чувства вызывают у вас эти произведения, какие картины возникают у вас в воображении при чтении произведений фантастики?

6. Какие герои из произведений фантастики вас привлекают? На кого из них вы хотели бы быть похожими?

Похожие диссертации на Специфика изучения произведений фантастики в 5-9-х классах средней школы