Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы Медведева Галина Георгиевна

Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы
<
Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Медведева Галина Георгиевна. Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Медведева Галина Георгиевна; [Место защиты: ОАО "Сургутский государственный педагогический университет"].- Сургут, 2006.- 161 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-методические основы изучения зарубежной драматургии вшколе 13

1.1.Изучение зарубежной драматургии в отечественном литературоведении 13

1.2. Зарубежная драматургия в методике и практике преподавания литературы в школе 28

1.3. Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах 66

Выводы 81

Глава II. Опытно-экспериментальная проверка системы изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах средней школы 83

2.1. Специфика изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах 83

2.2. Изучение зарубежной драматургии в 8 классе 87

2.3. Изучение зарубежной драматургии в 9 классе 109

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 128

Выводы 136

Заключение 138

Библиографический список литературы

Зарубежная драматургия в методике и практике преподавания литературы в школе

Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия стала своеобразным памятником «вечности» основополагающих категорий и переживаний человеческого общества: любви и смерти, чувства и долга, преданности и предательства, искренности и видимости. И именно поэтому неоспоримым можно признать тот факт, что знакомство с шедеврами западноевропейской драматургии не только может стать интересным для современных школьников но и в какой-то мере является одним из обязательных условий- их, становления как полноценных членов человеческого общества с многовековой историей.

Проблемы истории» европейского театра и литературной драмы достаточно полно исследованы в отечественном и переводном литературоведении. Следует отметить, что история театрально-драматической деятельности различных эпох и народов рассматривается обычно двояко, поскольку театр как вид искусства и драма как род литературы неизбежно сопряжены друг с другом, но не слитны: существует как театр без слова (например, балет), так и драма для чтения (например, трагедии Сенеки или «Фауст» Иоганна-Вольфганга Гёте).

Советскими учёными выпущено ряд обзорных изложений истории театра - как в виде научных изданий, так и в форме учебников для вузов. В них история театра и драмы изложена как часть обширного культурно-исторического процесса, где факты культуры вообще и конкретного искусства в частности соотнесены с общими мировоззренческими установками. тех эпох, когда существовала та или иная театральная система. Назовём коллективный труд «История западноевропейского театра»,под общей редакцией С. С. Мокульского в 6 томах (История... 1956-1974). В ней особенное внимание уделено театру Нового времени: поскольку первый из шести томов охватывает историю театра со средневековых представлений до XVII века и деятельности Мольера в частности, на долю остальных томов приходится громадный и тщательно систематизированный материал, посвященный режиссёрским, актёрским и литературно-драматическим открытиям XVIII и, в особенности, XIX и XX веков.

Фундаментальные учебные пособия по истории театра дают обширный материал для размышления. Здесь следует упомянуть, например, «Историю западноевропейского театра» С. С. Мокульского в 2 томах (Мо-кульский 1936-1939), где увлекательное изложение сочетается вдумчивым и уникальным по фактологической обильности конкретным культурно-историческим материалом. Несколько- большая идеологическая, обусловленность характерна для- «Истории западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» А. К. Дживелегова и Г. Н. Бояджиева (Джи-вилегов, Бояджиев 1941), где, в отличие от предыдущего учебника, го-раздоболее важное место отведено именно характеристике драматического репертуара, который зачастую оценивается как прогрессивный либо реакционный по духу. Сведения об основных этапах развития театра можно почерпнуть из пособия «Краткая история театра» В . Д: Маркова (Марков 1929), где в сжатой форме даны характеристики некоторых театральных систем в истории европейской культуры.

Адекватное понимание мировой драматургии прошлых веков зачастую невозможно без познания особенностей той или иной театральной системы. Обширные материалы по истории западноевропейского театра от средневековья до XVIII века можно найти в двухтомной «Хрестоматии по истории западноевропейского театра», составленной С. С. Мокульским (Хрестоматия... 1953-1955). Наряду с текстами пьес в книгах содержатся исторические свидетельства и теоретические работы.

Серьёзное научно-популярное изложение истории театрально-драматической деятельности мы находим в переведённой с английского «Иллюстрированной истории мирового театра», написанной оксфордскими учёными под редакцией Дж. Р. Брауна (Иллюстрированная... 1999). В отличие от книг, созданных советскими учёными, английские авторы не ограничиваются изложением фактов европейской театральной жизни. Книга включает в себя обзор театральных систем Японии (Но, Кабуки, Дзёру-ри), Китая, Индии, театральных форм архаичных азиатских, африканских и американских культур. Таким образом, театральное искусство предстаёт как архетип человеческого сознания, как деятельность, возникающая неизбежно как необходимое, культурологически обусловленное и ментально значимое явление. История театра предстает в книге прежде всего как часть истории культуры, где определённые явления театральной жизни выглядят звеньями общей цепи эволюции искусства. Подготовленная иной научной традицией, книга становится важным подспорьем при изучении драматического искусства благодаря зачастую необычному для отечественной искусствоведческой школы взгляду на определённые явления и понятия.

Серьёзный материал по истории драмы можно найти в общих работах по истории национальных литератур. Прежде всего, стоит отметить грандиозную девятитомную «Историю всемирной литературы» (История... 1983-1994), выпущенную советскими литературоведами, охватывающую всю эволюцию мировой словесности от первых письменных источников до современности.

Психолого-педагогическое обоснование актуальности изучения зарубежной драматургии в 8-9 классах

В мире литературы. 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романи-чева и др. - М.: Дрофа, 1998.

В разделе «Традиции зарубежной литературы» для изучения предложено несколько сонетов Данте Алигьери, Ф. Петрарки и У. Шекспира, а в разделе «Библиотечный урок» учащимся дается рекомендация «отправиться в библиотеку и найти там поэму Дж. Г. Байрона «Корсар», прочитать ее...» (В мире литературы 1998, с. 277), а в другом одноименном разделе рассказывается о повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 8 класс: учеб.-хрестоматия: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

Во 2 части учебника-хрестоматии для основного чтения предлагаются следующие произведения: Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (сцены). Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Джонатан Свифт «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (главы из романа). Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Исторический роман. Вальтер Скотт «Айвенго» (главы из романа). В программу включена комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», но в учебнике она не упоминается.

Произведения зарубежной литературы, рекомендованные в учебнике для самостоятельного чтения: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера», В. Скотт «Айвенго», П. Мериме «Таманго», «Маттео Фальконе», Г. Уэллс «Война миров», Э. По «Золотой жук».

Маранцман В. Г. Литература: 8 класс: учеб.-хрестоматия: в 2 частях. - М.: Просвещение, 2001. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь (фрагменты) Ду Фу «Вижу во сне Ли Бо», «Стихи о том, как осенний ветер разломал камышовую крышу моей хижины», «Песнь о боевых колесницах». М. Сервантес «Дон Кихот» (самого текста нет, но в учебнике даются вопросы и задания к каждой главе романа). И. В. Гете «Два лесных царя», «Лесной царь», «Страдания юного Вертера» (фрагменты романа). Книжная полка: 8 класс: книга для чтения Под ред. М. Б. Ладыгина. - М.: Дрофа, 2000. В книгу включены произведения различных жанров и литературных направлений от Средневековья до XVIII века.

Западноевропейская Средневековая литература. Поэзия средневековых трубадуров и миннезингеров: Б. де Вентадорн «Свежей зелени наряд...», Б. де Диа «Я горестной тоски полна...», Р. де Барбезу «На землю упавший слон...», В. фон дер Фогельвейде «Славлю тот день, когда встретился с нею...», «Кто ради временных утех...»

Т. Мэлори «Смерть Артура» (главы из романа), «Чудеснейшая история о Роговом Зигфриде», пер. Н. А. Сигал.

Литература Западноевропейского Возрождения: Н. Макиавелли «Притча о черте», Г. Сакс «Сатана не пускает ландскнехтов в ад», Э. Спенсер. Сонет LXXXI. Западноевропейская литература XVII века: Д. Беньян «Путь паломника» (отрывок), Д. Херрик «Электе», Д. Донн. Сонет. М. К. д Онуа «Лесная лань».

Литература Западноевропейского Просвещения: Дж. Аддисон и Р. Стиль «Зритель», А. Р. Лесаж «Криспен, соперник своего господина», С. Джонсон «История Росселаса, принца Абиссинского» (отрывок), А. Архо «Листочек», Ш. Мильвуа «Падение листьев», «Доктор Фауст, или Великий некромант».

Литература: 8 класс: учеб.-хрестоматия / Под ред. Курдюмовой Т. Ф.-М.: Дрофа, 2005. В основу учебной хрестоматии «Литература. 8 класс» авторы-составители вынесли проблему литературы и времени, исторического прошлого и его осмысления в художественном произведении.

Литература XIX века. Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Былины и их герои в поэзии XIX века

Из произведений зарубежной литературы представлены Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (в сокращении); В. Скотт «Айвенго» (текст романа отсутствует, но есть вопросы и задания для самостоятельного прочтения романа) и в разделе «Героическая личность» - А. Дюма «Три мушкетера» (текст отсутствует, но есть вопросы к роману).

Литература: 8 класс: учеб.-хрестоматия / Сост. Г. Меркин. — М.: Русское слово, 2004. Основная тема учебника «Художественная литература и история». Основные понятия - литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Из произведений зарубежной литературы - У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (текст трагедии дается полностью)

Изучение зарубежной драматургии в 8 классе

Воздействие искусства и литературы на формирование характера человека, на его мировоззрение, жизненные установки, сущностные особенности художественного восприятия - проблема как искусствоведческая, так и психологическая. Исследование восприятия драматического произведения учащимися средней школы имеет два аспекта: собственно специфика восприятия драматического произведения и возрастные особенности подростков 13-15 лет, которые определяют критерии отбора тех путей и методов, что позволят в процессе изучения драматических произведений на уроках литературы в 8-9 классах сформировать восприятие искусства драматургии, подготовить учащихся к чтению драматических произведений.

Возрастные особенности учащихся 8-9 классов. Важным условием эффективности изучения драматических произведений в 8-9 классах является учет возрастных особенностей учащихся при выборе тех или иных методов подачи материала, приемов изучения текста. Период от 13 до 15 лет в возрастной психологии рассматривается как отрочество и объединяет младший подростковый и средний подростковый возраст.

Опираясь на исследования психологов, изучавших эти возрастные периоды в разных аспектах (работы Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. Г. Жабицкой, А. В. Захаровой, И. С. Кона, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьева, Н. Д. Молдавской, Е. А. Шумилина, и др.), можно выделить основные особенности отрочества, которые необходимо учитывать в процессе формирования у школьников восприятия художественного текста, в частности, драматического произведения (интеллектуальное развитие, становление личности, способность к обобщениям, межличностные отношения).

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоя 67 тельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. В подростковом возрасте сначала утверждается такой вид обобщения, который Л. С. Выготский назвал предпонятием, а затем начинается период собственно понятия, когда обобщение производится на основе анализа внутренних качеств познаваемого объекта, его сущностных связей. Возраст ранней юности с этой точки зрения - возраст развитого в достаточной мере понятийного мышления, когда старшим школьникам доступны теоретические обобщения и научное мышление как таковое (в отличие от эмпирического).

В период обучения в средней школе школьники проходят несколько ступеней психологического развития, определяющих специфику восприятия ими литературы и как следствие - особенности методики работы в 8— 9 классах.

8 класс, 13-14 лет - «возраст второго рождения личности» (Ж. Ж. Руссо). Существенное влияние на формирование личности подростков оказывает бурно развивающееся в этот период воображение. «Свертывается» детская форма воображения и начинает складываться новая. Представления, фантазии, продукты собственного воображения именно в силу того, что происходит процесс перестройки личности, постепенной дифференциации воображения, нередко становятся для подростка настолько реальными, что он невольно старается воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах о них.

В 13-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечта имеет чрезвычайно важное значение для развития, способствуя «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. Это значение воображения свидетельствует, с одной стороны, о необходимости его развития в подростковом возрасте, а с другой - о возможности его использования в ходе учебных занятий. Эта специфика возраста обуславливает выбор методов и подходов, используемых на уроке: в 8 классе появ 68 ляется возможность и необходимость предоставить учащимся возможность сотворчества с автором драматического произведения. Смена формы воображения становится базой для формирования понятия интерпретация текста, формирования адекватного идейного замысла автора-драматурга.

Возраст 14-15 лет (9 класс) определяется-в психологии как ранний юношеский. Считается, что к этому периоду общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Именно поэтому курс формирования знаний и навыков творческого чтения к этому времени должен быть завершен, а не только начинаться, как это предлагается в традиционных программах по литературе. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, когда уже представляется сложным вовлечь всех учащихся класса в сложный мир драматического искусства - слишком сильны приоритеты выбранных специальностей. Данные возрастные особенности позволяют предположить, что эффективными приемами и методами работы станут такие, при которых учебное занятие строится на принципе дифференцированного подхода, создаются благоприятные условия для самореализации учащихся в самостоятельной деятельности.

Данные базовые определения возрастной специфики учащихся 8-9 классов стали основой нашего практического исследования готовности подростков 13-15 лет к работе с художественными произведениями зарубежной драматургии, а также степень ознакомленности школьников с драматическими произведениями зарубежных авторов. Для его проведения для учащихся были подготовлены анкета и задания, выявляющие уровень художественно-интеллектуальной готовности школьников к анализу и интерпретации драматических произведений. Всего в процессе проведения экспериментальной работы было охвачено 254 учащихся. Базой проведения данного исследования стали гимназии№1 и №2 г. Южно-Сахалинска; подготовительное отделение ЮСПК СахГУ, СОШ № 2 г. Анивы, СОШ №4 г. Невельска Сахалинской области. .

Результаты опытно-экспериментальной работы

Организация самостоятельной работы учащихся в девятом классе приобретает характер, несколько отличный от предыдущего года работы в 8 классе. Как уже отмечалось, практически все произведения зарубежной драматургии, предлагаемые для курса 9 класса, вынесены на самостоятельное чтение. Организация уроков внеклассного чтения и дополнительных внеурочных занятий и мероприятий становятся основной формой работы.

Пройдя курс восьмого класса, школьники уже имеют представление о произведениях Античной драматургии, а следовательно, обращение к творчеству Софокла, Эсхила в целом должно стать материалом для организации самостоятельно исследовательской деятельности учащихся.

«Орестея» Эсхила - единственная античная драматическая трилогия, дошедшая до нашего времени. Она состоит из трёх трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» («Приносящие возлияние») и «Эвмениды». В ней раскрывается греческое представление о роке, под воздействием которого складывалась практически вся классическая, греческая культура. Греки верили, что человек может быть наказан не только за поступки, совершенные им сознательно, по своей доброй воле, но и за те, которые он совершил по воле рока, по велению богов или даже за грехи, совершенные его предками (род Атридов, к которому принадлежат герои трагедии, проклят за давнее преступление). Трагедия Софокла «Царь Эдип» - это тоже трагедия рока. Представление греков о высшей силе, воздействующей на человеческую судьбу, находит здесь своё предельно полное выражение. Трагедия Эдипа — трагедия человека, дерзнувшего сопротивляться высшей необходимости и поплатившегося за это. Ужас перед высшими силами соединяется здесь с сочувствием герою, которому нужно расплачиваться за преступления, совершенные им непреднамеренно. Вместе с тем, по представлениям греков, сопротивление судьбе само по себе является преступлением. Проступки против судьбы сопровождаются исчезновением знания- герой не ведает об истинном смысле своих поступков. Потому так важна в финале тема физической слепоты: герой слеп, но прозревает внутренне, уподобляясь другому персонажу пьесы - прорицателю Тиресию. Софокл рисует человека, не уклоняющегося от своего публичного разоблачения, а творящего суд над самим собой - и в этом его величие.

Трагический конфликт между гражданственным долгом и милосердием изображен в более ранней пьесе Софокла «Антигона», рассказывающей о трагической гибели дочери Эдипа. В трагедии сталкиваются Антигона, которая защищает вечные нравственные обычаи человеческого рода, и царь Креонт, издающий указы, согласуясь со своим пониманием насущной политической идеологии. Конфликт подчёркнут сопоставлением женского и мужского сознания - несхожих и исходящих из различных нравст 119 венных соображений. Кто же прав и на чьей же стороне находится истина? Следуя песням хора, можно сказать, что для Софокла истина - данные богами предначертания. По данным произведениям в рамках уроков по литературе может быть проведено обзорное занятие по истории Античного театра, суммирующее знания, полученные школьниками за два года. В ситуации наличия дополнительного времени учитель может провести занятия с учащимися, имеющими достаточно высокий уровень подготовки, по темам «Рок и судьба в изображении Античных драматургов», «Вечные нравственные ценности человечества».

Продолжая тему судьбы, долга и чувственного начала в человеке, мы предлагаем для дальнейшего знакомства с зарубежной драматургией трагедию эпохи Классицизма: в пьесе Пьера Корнеля «Сид» формируется важнейший конфликт классицистической литературы - конфликт долга и чувства. В Завязке трагедии появляется угроза разрушения изначальной гармонии. Пощечина, данная Графом Гомесом Дону Дьего, служит точкой отсчета для всех событий пьесы. Сид пытается предотвратить разрушение вечных принципов родового долга, исходя из значимых для него родовых представлений. Возникает конфликт между личными устремлениями и чувствами главных героев - Родриго и Химены - и долгом перед безличными феодальными ценностями. В знаменитых стансах Сида, которыми завершается первое действие, долг ставится выше чувства. Сид не может не убить дона Гомеса, отца своей возлюбленной, на дуэли. Чтобы разрешить трагический конфликт, необходима не только власть короля Кастилии Фернандо, но и Божий суд: Химена хочет, чтобы тот, кто победит в поединке с убийцей её отца Родриго, стал её мужем; таким смельчаком оказывается любящий её дон Санчо. Родриго побеждает дона Санчо; Божьей и королевской властью должен состояться брак главных героев. Обсуждение основного конфликта, его преломление в сегодняшние представления школьников о чувстве и долге - вот тема для разговора на дополнительном занятии, диспуте, организованном внеурочного времени (он может быть организован совместно с педагогом по граждановедению) или для письменной работы - эссе.

В курсе девятого класса традиционным стало изучение произведение писателей романтиков - это и обращение к творчеству В.А.Жуковского, и изучение раннего творчества А. С. Пушкина, и знакомство с произведениями М. Ю. Лермонтова. Новаторские драматические поэмы Джорджа Гордона Байрона сыграли немалую роль в возникновении популярности надолго вошедшего в моду в XIX веке байронического образа, оказавшего заметное воздействие и на русскую литературу (многие герои в пьесах, романах, поэмах А. Є. Пушкина, М. Ю. Лермонтова): Символико-философская пьеса-«Манфред» (1817) изображает типичного байронического героя; постигшего всю мировую скорбь и охваченного глубоким разочарованием. Его страдания связаны с добровольно принятым одиночеством, одиночеством эгоцентриста, ставящегося превыше всего в мире самого-себя, жаждущего полной и абсолютной свободы, погубившего любящую егоАстарту, со смертью которой прерывается его последняя связь с миром людей. Не примирённый с Богом (отказ от исповеди.- один из символичных романтических жестов) Манфред умирает, предвкушая избавление от терзающих его душевных мук.

Вершиной драматургии Байрона считается мистерия «Каин» (1821), где позаимствованный из Ветхого завета сюжет претерпевает значительные изменения. Подлинным романтическим героем становится здесь убийца Каин; титанический бунтарский индивидуализм которого заставляет его бросить вызов не только брату, но и Богу. Убийство Авеля — протест против тирании и жестокости Бога. В своих устремлениях Каин встречает поддержку Люцифера, преступного ангела, низвергнутого богом в преисподнюю; который посвящает главного героя в тайны мироздания. Человек, проклятый Богом, постепенно обретает внутреннюю свободу в сопротивлении тирании. Обращение к данным произведениям может быть обусловлено ходом основного учебного- процесса - в качестве дополнительного материала к разделу «Романтизм», а может быть выделено отдельно в качестве, например, внеурочного мероприятия, посвященного творчеству Д. Г. Байрона.

Продолжая разговор о романтизме в зарубежной литературе, логично обратить внимание учащихся на творчество В. Гюго. Подлинным манифестом французской романтической драмы стало предисловие Виктора Гюго в его ранней трагедии «Кромвель». Во Франции классицистические традиции ещё занимали довольно прочное место. Гюго, как до него Шиллер и Гёте в Германии, решил обратиться к опыту Шекспира, понимаемого им в романтическом духе (кстати сказать, великий Стендаль также обосновывает необходимость отказа от классицистических традиций и ориентации на наследие Шекспира в своём трактате «Расин и Шекспир», 1823-1825). Гюго настойчиво проводит мысль о необходимости отказа от правила единства места и единства времени.

Новая/ теория драмы позволила Гюго создать новаторские драматические произведения. Романтические преувеличения, характерные для творчества Гюго, у которого любой изображаемый им центральный герой будет титанической личностью с неистовыми страстями. Практически все его драмы заканчиваются смертью главных героев. В трагедии «Король забавляется», сюжет которой известен многим по опере Джузеппе Верди «Риголетто», где по цензурным соображениям изменены имена действующих лиц, невинная девушка Бланш жертвует жизнью ради спасения жизни своего неверного возлюбленного - короля Франциска I. На наш взгляд такое интегрированное занятие, посвященное творчеству великих композитора и писателя, вызвало бы интерес у учащихся 9 класса.

Похожие диссертации на Методика изучения драматических произведений зарубежных писателей в 8 - 9 классах средней школы