Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Орищенко Светлана Серафимовна

Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса
<
Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орищенко Светлана Серафимовна. Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Самара, 2006.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2778

Содержание к диссертации

Введение

I. Постмодернизм с точки зрения философии, литературоведения и методики преподавания литературы конца XX начала XXI века 17- 87

1.1. Истоки иразвитие философии постмодернизма. 17 — 33

1.2. Литературоведы и критики о современной ситуации в русской литературе 3-4 — 66

1.3. Анализ методических программ по литературе 66 — 87

II. Система уроков по литературе постмодернизма в выпускном классе 88 — 159

2.1. Речевая деятельность на уроках литературы по постмодерн жжзму в 11 классе 88 — 99

2.2 «Другая проза» Людмилы Петрушевскои в 11 классе общеобразовательной школы 99—116

2.3. Сюрреалистический рассказ Виктора Ерофеева «Галоши» (опыт филологического анализа) 117— 130

2.4. Постмодернистские романы Виктора Пелевина «Омон Ра» и «Жёлтая стрела» 130 —159

3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

3.1. Восприятие, истолкование, оценка литературы постмодернизма учащимися 11 классов общеобразовательной школы

Заключение 177 —191

Библиография 192 —219

Приложение 222 —273

1. Урок внеклассного чтения по рассказу Виктора Ерофеева «Галоши» 220 — 234

2. Творческие задания для экспертных групп 234— 240

3. Рецензии на рассказ В.В. Ерофеева «Галоши», роман В. О. Пелевина «Жёлтая стрела» 240— 253

4. Устное выступление экскурсовода в системе уроков «Искусствоведческий» 253-2SS

5. Сценарий спектакля по литературе постмодернизма «Разговор о счастье» 255-265

6. Творческие работы учащихся 265-267

7. Лабораторная работа 268-269

Введение к работе

Конец XX века ознаменован бурным расцветом постмодернизма. Это явление закономерно как для западной культуры в целом, так и для литературы XX века. Следует отметить, что ушедший век - самый продуктивный с точки зрения зарождения культурных «измов».

Русская литература не стоит особняком от новых тенденций. Начало века дарит культуре разнородные художественные течения: кубизм, экспрессионизм, имажинизм, символизм, футуризм, акмеизм, абстракционизм, сюрреализм. Критический реализм преобразуется в социалистический. В течение XX века в реализме выделилось несколько направлений: сюрреализм, неореализм, жестокий реализм, романтический реализм, сентиментальный реализм, постреализм. Направления проникают друг в друга, взаимодействуют, переплетаются, порождая новые течения. Так, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, имажинизм влияют не только на развитие живописи, но и проникают в творческие мастерские писателей.

Каждое направление имеет своих лидеров, создаются манифесты, регламентирующие эстетические принципы, рождаются школы. Последователи того или иного направления отстаивают право на существование в пространстве мировой художественной культуры, оппоненты борются с их мнением, отстаивая эстетические принципы и собственный взгляд на литературный процесс. Столкновение мнений, борьба нового с традицией рождают новую литературу нового времени. Философское осмысление новых тенденций, за развитием которых мы наблюдаем в XXI веке, помогает нам увидеть связь между искусством и научными изысканиями в области культуры в целом и литературы в частности. М.М. Бахтин считал, что «литература есть неотрывная часть культуры, её нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи»(402:258).

Школьная программа по литературе предусматривает изучение реалистических и модернистских течений начала и середины XX века. Литература постмодернизма, которая является логическим завершением изучения современного литературного процесса конца века, пока не имеет достойного мес-

та в школьной программе, хотя есть общая тенденция увеличения «информационного поля» литературы постмодернизма. В связи с этим, мы считаем необходимым включение в школьную программу не только обзорных уроков по литературе последних десятилетий, но и знакомство с творчеством отдельных писателей-постмодернистов.

Такое решение обусловлено несколькими факторами. Философы считают, что «20 век значительно обогатил трактовку проблемы онтологического искусства. Исследование уже не ограничивается анализом ролей материального носителя произведения искусства и воспринимающего субъекта в процессе смыслопорождения. Речь идёт о соотнесённости художественной символики с сущностными основами бытия»(402:608).

По мнению литературоведов, реализм, модернизм, постмодернизм не протиивостоят друг другу. «В большом историческом времени они дополняют друг друга, открывая читателю различные измерения мира, в котором мы живём и по-разному интерпретируем...Элементы постмодернистской поэтики, как ранее модернистской, проникают в реалистическое искусство, в какой-то степени трансформируют модернистское. Всё это страхует культуру от стагнации, стимулирует её развитие»(324:362).

Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по литературе в старшей школе широко рассматривает литературный процесс, ставит перед учителем следующие цели:

овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе на основе освоения текстов художественных произведений; создание общего представления об историко-литературном процессе; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей - классиков, а также с отдельными произведениями литературы народов России, литературной критики и зарубежной литературы;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности; умений написания сочинений и литературно-творческих работ различных типов и жанров; навыков владения устной и письменной речью, интеллектуальной

деятельности, способствующих достижению высокой культуры учащегося;

воспитание средствами художественной литературы духовно- нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по литературе законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;

развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально — оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном творческом чтении, художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений; создание представления о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации;

формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет и др.

Кроме того, школьники самостоятельно знакомятся с произведениями писателей-постмодернистов, чаще всего они читают Виктора Пелевина, Татьяну Толстую, Бориса Акунина, Венедикта Ерофеева. Вот мнение Л.С. Айзермана, учителя, который пятьдесят лет проработал в школе: «А между тем сама жизнь постоянно вмешивается в отношение к литературе и в понимание произведений. И когда от книг, прочитанных на уроке, одиннадцатиклассники обращаются к тому, что их окружает, у них порой рождаются горькие мысли и параллели»(2: 226). Значит, современный учитель должен ориентироваться в мире современной литературы, поскольку ученики задают вопросы по произведениям перечисленных выше авторов. Часто знакомство с постмодернистской литературой возвращает школьников к классической

литературе, помогая понять поэтику постмодернистского текста. Таким образом литература последних десятилетий помогает поддерживать интерес к чтению, так как «благодаря всё новым интерпретациям, произведение искусства постоянно возрождается»(402: 608).

Интерес к литературе постсовременности невольно вызывают критики, с мнением которых выпускники знакомятся в периодической печати, в Интернете, в телевизионных программах канала «Культура». Негативные отзывы о литературе постмодернизма вызывают интерес юношества к «скандальной» литературе. Чтобы понять, что привлекает современного школьника в литературе постмодернизма, достаточно вспомнить высказывание Ильи Эренбурга: «Я вырос с понятием свободы, которое досталось нам от прошлого века. Я уважал неуважение, ценил ослушничество. Ребёнком я читал только те книги, которые мне запрещали читать»(397: 422). Наконец, желание школьников идти в ногу со временем делает литературу постмодернизма читаемой.

Существует ряд объективных причин, объясняющих негативное отношение некоторых учителей к литературе постмодернизма:

  1. Литература постмодернизма многолика, неоднородна, она находится в состоянии постоянного поиска и развития.

  1. Литература постмодернизма не до конца осознана и изучена. Неоднозначное толкование критиками и литературоведами творчества писателей-постмодернистов осложняет задачу педагога-исследователя.

  2. Формы и методы работы по изучению литературы постмодернизма не достаточно разработаны методистами. Среди них нет единого мнения, чьему творчеству отдать предпочтение при изучении литературы последних десятилетий.

  3. Среди произведений одного автора сложно выбрать произведение, дающее возможность сформировать у современных школьников представление о новом направлении в современном литературном процессе.

  1. Сложно определить понятийный теоретический и литературоведческий минимум, необходимый для толкования постмодернистского произведения.

  2. Педагогу трудно научить школьников видеть в литературе постмодернизма нравственный аспект.

Подтверждает наше предположение и авторитетное мнение педагога Л.С. Айзермана: «Нам досталось в наследие от долгих десятилетий нетерпимость к иной точке зрения, другим взглядам, иным вкусам, непривычным позициям, Эта нетерпимость особо опасна в наше время, когда многоголосие мнений стало объективной реальностью нашей жизни и когда умение слушать и слышать - необходимое условие нашего бытия»(2:193).

Методические программы для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предмета, начиная с 1997 года (программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой) предлагают изучать произведения таких представителей литературы постмодернизма, как С. Соколов, Вен. Ерофеев, А. Битов в обзорной, ознакомительной форме. Программы 2002 - 2006 годов (проанализировано 16 программ) значительно расширяют список авторов и произведений по современной литературе, в том числе называются имена Л. Петру-шевской, Вик. Ерофеева, В. Пелевина.

Следуя рекомендациям методистов, которые предоставляют учителю возможность вносить коррективы в изучаемые программы, мы провели эксперимент по изучению литературы постмодернизма в выпускном классе (с 2000 по 2006 год). Опираясь на результаты эксперимента, предлагается включить в программу (уроки внеклассного чтения) изучение творчества:

Л. Петрушевской - рассказ «Свой круг» и хроника конца XX века «Новые Робинзоны»;

В. Ерофеева - рассказ «Галоши», маленькое эссе «Два Михаила»;

В. Пелевина - романы «Омон Ра», «Жёлтая стрела».

Для самостоятельного чтения рекомендуем знакомство

с пьесами «Уроки музыки», «Три девушки в голубом», рассказом «Дама с собаками» Л. Петрушевской;

с маленькими эссе «Поминки по советской литературе», «Разговор по душам о виртуальном будущем литературы», романом «Хороший Сталин» В. Ерофеева;

с повестью «Затворник и Шестипалый», романами «Жизнь насекомых», «Generation Р» В. Пелевина.

Эти авторы выбраны не случайно. Творчество Л. Петрушевской критики и литературоведы относят к «другой прозе» - пограничному явлению между реалистической традицией с элементами постмодернизма. Творчество Виктора Ерофеева (рассказ «Галоши») рассматривается в литературоведении как модернистское произведение сюрреалистического направления. Творчество В. Пелевина истолковывается критиками неоднозначно: так, роман «Омон Ра» Г. Нефагина считает не постмодернистским, а концептуальным произведением, И. Скоропанова рассматривает произведение как постмодернистское, исследующее «феномен советского человека». Сам Виктор Пелевин относит роман «Омон Ра» к турбо-реализму.

Интересно наблюдать за произведениями постмодернизма с позиции «традиция - новаторство». Привлекает жанровое обновление литературы, возникновение «гибридных, мутантных жанровых образований»: хроника конца XX века, маленькое эссе, исследование одного характера. В определении жанра многих произведений нет единого мнения. Так, «Омон Ра» и «Жёлтая стрела» В. Пелевина некоторые исследователи относят к повестям (И. Скоропанова, Г. Нефагина), другие к романам (Д. Володихин - «Омон Ра»; В. Огрызко - «Жёлтая стрела»).

Литературу постмодернизма невозможно понять без знания «нового языка» и «новой философии» (И.С. Скоропанова), без законов построения постмодернистского текста. Теория литературоведения обогатилась новыми философскими понятиями, неизвестными не только для школьников, но и для преподавателей общеобразовательных школ. Предвидя вопросы сомне-

вающихся в целесообразности знакомства школьников с такой литературой, можно сказать, что теория литературы всегда пользовалась сложнейшими литературоведческими понятиями. Они не уступают по сложности специфическому языку постмодернистского направления. С некоторыми литературоведческими понятиями школьники могут познакомиться в таких изданиях, как «Школьный поэтический словарь» АЛ. Квятковского, «Энциклопедический словарь юного литературоведа» под редакцией Г.П. Бердникова, «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И. Тимофеева, СВ. Тураева, «Теоретическая поэтика: понятия и определения» автора-составителя Н.Д Тамарченко.

Сегодня литература постмодернизма входит в школьную программу. Знакомство с ней происходит на уроках внеклассного чтения, на факультативных занятиях, на элективных курсах. На уроках истории, обществознания, основы жизненного самоопределения, информатики учащиеся получают представление о постсовременности. Смеем предположить, что сегодня было бы уместно создать новый научно-популярный словарь - «Энциклопедический словарь юного постмодерниста». В нём могли бы быть представлены в доступной для учеников форме статьи:

история возникновения постмодернизма;

биографии учёных - философов: Мишеля Фуко, Жиля Делёза, Феликса Гваттари, Умберто Эко, Жака Деррида, Ролана Барта;

биографии русских писателей-постмодернистов;

о современном русском литературоведении и критике;

анализ современного литературного процесса;

толкование терминов.

Мы считаем, что идея создания нового справочника не столь утопична, как может показаться на первый взгляд, поскольку в Энциклопедии для детей издательства Аванта + «Русская литература. XX век» есть словарные статьи, посвященные литературе постмодернизма. Однако этого недостаточно для тех, кто хотел бы более углублённо познакомиться с этим литератур-

ным направлением. Таким образом, мы считаем, что пришло время говорить о постмодернизме в общеобразовательной школе, так как картина развития современного литературного процесса без этого направления, будет неполной, незавершённой, необъективной.

Цель работы: определить место литературы современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 классов. Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия постмодернизм, определить его место в отечественной культуре, охарактеризовать особенности поэтики.

  2. Изучить историю и современное состояние проблемы в методике преподавания литературы.

  3. Исследовать и проанализировать самостоятельную читательскую активность школьников при знакомстве с литературой постмодернизма.

  4. Выявить тенденции роста читательской активности при знакомстве с литературой постмодернизма.

  5. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению условий, способствующих усвоению нового направления в современной русской литературе.

6. Исследовать особенности читательского восприятия, истолкования, оцен
ки литературы постмодернизма через сценическое действие.

7. Разбудить творческую активность и ассоциативное мышление учащихся.
Объект исследования - процесс изучения старшеклассниками произведе
ний современной русской литературы конца XX века.

Предмет исследования - приёмы работы по совершенствованию речи старшеклассников в процессе изучения литературы постмодернизма. Гипотеза. Мы предположили, что читательское восприятие литературы постмодернизма у выпускников происходит на основе приобретённого читательского опыта, то есть школьники воспринимают произведения постмодернизма с точки зрения литературы реалистической, истолковывают прочитанное с позиции законов реализма.

Использование разнообразных методических средств, включая современные педагогические технологии, при изучении произведений современной русской литературы XX века создаёт условия для эффективного формирования литературоведческих понятий нового направления, развития эстетического вкуса. Изучение литературы постмодернизма развивает потребность в рефлексии. Обогащается словарь школьников, что способствует коммуникативной деятельности на теоретико-эстетической основе. «Включение смежных искусств в изучение литературного процесса помогает нам управлять потоками ассоциаций, стимулировать возникновение определённых представлений в сознании читателя»(39:179 4.1). Таким образом, знакомство с новым направлением в современной русской литературе, с новыми авторами, с новыми произведениями, с новыми понятиями может помочь в развитии устной и письменной речи старшеклассников при восприятии, истолковании, оценке литературы постмодернизма. Целостное представление о литературе XX века даёт понимание путей развития литературы XXI века. Методологической основой нашей работы явились философские, литературоведческие концепции литературы постмодернизма, труды методистов и педагогов, исследующих восприятие старшеклассниками художественных произведений современной русской литературы, методико-психологические технологии современного урока.

Особое значение при изучении литературы постмодернизма в выпускных классах имеет для нас рост читательской активности, который имеет практическое экспериментальное подтверждение (в течение 6 лет).

Для решения поставленных задач при проведении эксперимента использовались следующие методы исследования:

изучение философской, литературоведческой, психолого-педагогической литературы;

теоретический анализ трудов философов, педагогов, литературоведов, методистов по изучаемой теме с целью разработки исходных данных концепции исследования;

изучение и обобщение педагогического опыта;

анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся;

педагогические наблюдения за учащимися на уроке;

опытно-экспериментальная работа с учащимися 11-х классов г. Самары, Новокуйбышевска (Осипова Елена Александровна), Сызрани (Сясина Александра Николаевна);

анализ результатов, полученных теоретическим и экспериментальным путём;

перенос результатов исследования на работу других учителей.

Исследование проводилось с 2000 года и имело поэтапный характер.

I этап. Анализ научной и учебно-методической литературы; наблюдения за
деятельностью учителей и учащихся, анкетирование, беседы с учениками и
учителями; работа в выпускном классе.

II этап. Теоретическое осмысление проделанного; экспериментальная
проверка и корректировка.

Ш этап. Проверка, совершенствование, практическая работа в других школах, оформление работы. Научная новизна.

Осмыслено значение литературного направления постмодернизма в контексте развития русской литературы конца XX начала XXI века;

обоснована необходимость знакомства учащихся выпускных классов общеобразовательных школ с литературой постмодернизма для создания законченной целостной картины развития литературы XX века;

выявлены возможности рефлексии учащихся по произведениям литературы постмодернизма;

доказано, что экспериментальная работа в общеобразовательной школе по изучению литературы постмодернизма может быть понята учащимися выпускных классов, она рождает творческую активность (написание стихотворений, рецензий, сценариев школьных литературных вечеров); язык терминов легко усваивается современными школьниками; знакомство с литературой постмодернизма «возвращает» классического читателя; для

учащихся общеобразовательных школ важен нравственный аспект постмодернистской литературы; - использованы педагогические технологии: метод проектов, урок-спектакль, урок-семинар, урок-диспут, урок-игра, урок-лабораторная работа, урок-ассоциация, урок-беседа, урок-лекция, урок-диалог, урок-обзор, урок-брифинг, урок-экскурсия, урок-доклад, урок-аннотирование. Теоретическая значимость исследования определяется уровнем поставленных задач и обобщением существующего в современной методике преподавания опыта изучения литературы постмодернизма в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и экспериментально проверенная методическая система уроков по изучению литературы постмодернизма в выпускном классе может быть применена каждым учителем и позволит ему повысить статус урока литературы в 11 классе, и убедит, что школьники могут быть адекватными адресатами постмодернистской литературы.

Достоверность результатов исследования подтверждается данными из области смежных научных дисциплин (философии, психологии, культурологии, литературоведения, лингвистики), а также данными эксперимента, проведённого на базе МОУ школы № 79 Кировского района г. Самары в период 2000 - 2006.

Основные положения> выносимые на защиту:

  1. Изучение литературы постмодернизма необходимо в школьной программе, поскольку отражает системность прозы XX века.

  2. Знакомство с современной русской литературой последних десятилетий необходимо расширить и перевести из разряда обзорных тем в монографические.

  3. Литература постсовременности, предлагаемая нами для изучения, включает в себя реалистические, модернистские, постмодернистские произведения, что расширяет объём читательской компетентности.

  1. Указанную литературу нужно изучать интегрированно, в «содружестве искусств»: архитектуры, живописи, музыки, театра, кино.

  2. Литература постмодернизма отражает противоречия во взаимоотношениях людей в современном мире,

  3. Работа с постмодернистскими произведениями развивает образное и ассоциативное мышление, будит творческую активность, способствуя совершенствованию коммуникативной компетентности.

  4. Произведения писателей - постмодернистов обладают нравственным потенциалом и продолжают традицию русской литературы.

Апробация исследования осуществлялась.

Открытый урок для учителей города по рассказу Виктора Ерофеева «Галоши» 2000 год.

Всероссийская научная конференция языковедов и литературоведов «Русский язык и литература рубежа XX - XXI веков: специфика функционирования» (доклад «Творчество Виктора Ерофеева в выпускном классе», 5 мая 2005 года).

Всероссийская научно-практическая конференция - Третьи Ознобишин-ские чтения (доклад «Как рождается читатель?..», 3-5 июля 2005 года).

Совместно с доцентом кафедры поликультурного образования СИПКРО М.А. Нугайбековой обсуждение Методического пособия «Рассказ В. Ерофеева «Галоши» (опыт филологического анализа). (Самара: ГОУ СИПКРО, 2005) с учителями - словесниками на курсах повышения квалификации (вариативный блок «Работа с текстом» 2005 - 2006 учебный год).

Открытый урок по рассказу Виктора Ерофеева «Галоши» для ведущих методистов Самарского государственного педагогического университета, методистов города, начальника департамента образования Самары(17 февраля 2006).

Научная учительская конференция «Учитель - исследователь» (доклад «Уроки по постмодернизму в выпускном классе общеобразовательной школы», 27 марта 2006 года).

XXX Зональная научная конференция литературоведов Поволжья, посвященная 100 -летнему юбилею Виктора Алексеевича Бочкарёва— доктора филологических наук, профессора СГПУ (доклад «Уроки по рассказу «Свой круг» Л. Петрушевской в 11 классе», 7-8 апреля 2006 года).

Открытое мероприятие - литературный вечер «Разговор о счастье» для методистов Самарского государственного педагогического университета (28 апреля 2006 года).

Всероссийская научно-практическая конференция — Четвёртые Озноби-шинские чтения (доклады «Постмодернизм в школьном изучении», «Другая проза» Людмилы Петрушевской на уроках внеклассного чтения в 11 классе», 19 - 21 мая 2006 года).

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Истоки иразвитие философии постмодернизма.

Теория постмодернизма складывалась в 60 -70 годы XX века. Истоки этого направления учёные мира видят в конце XIX века в философских работах Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» («Also sprach Zarathustra» 1883), «Антихрист. Проклятие христианству». («Der Antichrist», 1895); Владимира Соловьёва «Общий смысл искусства»(1877); в начале XX века в работах Михаила Бахтина «К философии поступка»(20-е годы).

Постмодернизм как феномен культуры в философском словаре «Постмодернизм» под редакцией А.А. Грицанова и М.А. Можейко определяется следующим образом: «Постмодернизм как таковой есть не что иное, как современность для самой себя»(83: 601). Постмодернизм - это обобщение огромного объёма информации, накопленной за историю существования человеческой цивилизации. Постмодернизм составляет неотъемлемую часть общекультурного контекста. Это не просто модная концепция. «Особенность постмодернизма в том, что он итожит накопленное всех культурных эпох...Инструментом мысли становится цитата, реминисценция, а современная культура в целом - развёрнутым бесконечным комментарием к пройден-ному»(324:45).

Постмодернизм видит своей задачей «воскресить всю культурную память человечества, осуществляя антидогматическую, антиавторитарную, антиутопическую переоценку ценностей, дабы с помощью культуры удержать людей от насилия над себе подобными и уничтожения жизни на земле»(324: 45). Человек лишил себя привилегированного положения в природе. Только идеи ненасилия смогут «реабилитировать» человека в глазах природы. Если человечество не задумается о понятии природа - история, то нестабильная обстановка в мире будет зависеть от любой случайности. «Конец истории» возможен в любой момент глобальной экологической катастрофы. Современная ситуация характеризуется формированием нового экологического сознания. На смену понятия «Всемирная история» приходит понятие «Глобальная история». «Человеческая история, если освободить её от прикрас, окажется чередой идеологических опьянений и деидеологизированных похмелий. Первые можно бы наречь состояниями «модернистскими», вторые, соответственно, «постмодернистскими». Однако новейшее «похмелье» по размаху и глубине оставило все предшествующее далеко позади»(118: 236).

В современных условиях, когда новые науки открываются на стыках дисциплин, отвергаются любые смыслы регламентации. Всё сместилось, всё искривилось. Наука является нестабильной открытой системой. Возникает понятие «новой нестабильности». Мир наполняется информацией, информационное поле растёт и множится, а смысл становится неуловимым. Философы утверждают, что современное общество стоит над пропастью «катастрофы смысла». В эпоху постмодернизма мир воспринимается в качестве хаоса, «создаёт формы порядка как беспорядка». Если бы мы захотели увидеть отражение этого процесса в зеркале, то увидели бы разнородное соединение фактичного с хаотичным. Постмодернизм отказывается от идеи целостности, иерархической структурности, центрированности. В основе такого видения предчувствие будущего, возможно, катастрофического, возможно, спасительного. Ощущение конца мира, ожидание неизведанного, непредсказуемого говорит о том, что мир потерял свой стержень, потому что утрачена идея Заклятого врага, цементировавшего отношения двух систем. Наступило время, когда идеология беспорядка и разлада рождает особое отношение к тексту, культивируемому культурой постмодернизма. В процессе распада мира вещей рождается космический хаос, «уверенность в бессмысленности бытия». Апокалипсис термоядерной войны не состоялся. Дмитрий Затонский считает, что «мы заглянули в бездну и остались жить. Правда, заплатив за это Верой, Надеждой, Любовью...» «Именно в нашу эпоху, полагает итальянский философ Джанни Ваттимо, - начинается постижение мира, в котором все ценности, все абсолюты превращаются в мифические существа». И ещё: «история некоторым образом лишена смысла, во всяком случае, того, какой можно было бы постичь». Так что «постмодерному мироощущению...более приличествует обращённость в прошлое, чем в будущее...»(118: 240). По мнению Михаила Эпштеина, «... в российском сознании крах коммунизма означал не конец, а перестановку начала и конца, невероятную аномалию времени. То, что все советские десятилетия воспринималось, как коммунистическое будущее, вдруг оказалось в прошлом, а феодальное и буржуазное прошлое стало надвигаться с той стороны, с какой ожидалось будущее. Будущее и прошлое поменялись местами»(407: 197).

Чтобы начать разговор о постмодернизме необходимо, как минимум, говорить о новой философии, новой эстетике и новом языке.

Термин постмодернизм родился давно, в 20-е годы XX века. Это направление в искусстве и культуре закономерно должно было заменить собой модернизм начала века. Американский литературовед Ихаб Хассан воскресил термин именно в этом значении. Впервые же термин был употреблён в 1917 году в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры». В 1934 году его использовал Ф. де Ониз для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX века, которые отвергали литературные традиции. «С 1939 по 1947 в работах Тойнби было конституировано содержание понятия «постмодернизм», как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модер-на»(83: 601). Здесь следует уточнить, что эти же сведения находим в «Большом энциклопедическом словаре: философия, социология, религия, эзоте-ризм, политэкономия» под редакцией СЮ. Солодовникова(402: 643). В энциклопедическом словаре «Философия» под редакцией А.А. Ивина сказано «Термин «Постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914)»(401: 668), Как видим, в словарях не совпадают имя автора и год публикации книги.

Углубляя исследования постмодернизма и сопоставляя его с модернизмом, Ихаб Хассан приходит к выводу, что модернизм и постмодернизм различные, самостоятельные художественно-эстетические системы. Его работа - одна из первых, посвященных постмодернизму. И хотя любая монистическая система отличается от постмодернизма приблизительно одинако вым набором сопоставлений, приведённых Хассаном, заслуга учёного заключается в том, что он провёл чёткую грань между модернизмом и постмодернизмом, помог прояснить многие тёмные места постмодернистской эстетики. Таким образом, И. Хассан первым дал подробное описание характерных признаков современного постмодернизма. К их числу он «относит:

- неопределённость (поливариантность, многозначность);

- фрагментарность (децентрированность дискурса);

- деканонизацию (канонизированного, догматизированного);

- безличность (децентрированность субъекта);

- гиперреалистичность (отказ от мимесиса, оперирование симулякрами);

- иронию (включая самоиронию);

- мутацию жанров (за счёт гибридизации различных жанровых кодов);

- карнавализацию (как форму игрового освоения мира-текста);

- перформанс (участие, обыгрывание, представление текста, театрализацию жизни);

- конструктивизм (моделирование гиперреальности симулякров);

- имманентность»(324:40).

Только с 1979 года постмодернизм утверждается в статусе философской категории. Однозначного мнения о начале «существования» постмодернизма в науке нет. Специфика постмодернистской культуры активно исследуется учёными Запада в 60-80-е годы XX века. Они считают, что на смену века модерна пришла эпоха постмодернизма. Михаил Эпштейн разграничивает понятия модерность - модернизм; постмодерность - постмодернизм. Модерность и постмодерность учёный относит к эпохам, а модернизм и постмодернизм - к периодам. Общие положения в исследовании специфики постмодернизма заключаются в том, что в последнее время происходит стирание граней между элитарной и массовой культурой, кризис историчности, растворение понятий времени и пространства, появление гиперпространства, появление нового общества зрелища, исчезновение субъекта...

Философы постмодернизма Жак Деррида, Мишель Фуко, Жиль Делёз, Феликс Гваттари, Юлия Кристева, Ролан Барт, Умберто Эко (83: 1038) скеп тически относятся к миру авторитетов, к догмам прошлого, хотя и не отвергают их. Они всё и вся подвергают сомнению. Философы отказываются от единого взгляда на вещи. Плюрализм, релятивизм, деконструктивизм лежат в основе их научных изысканий.

Мир XX века очень хрупок. Появление новых тоталитарных режимов, возникновение массовой технократической цивилизации, существование на грани самоистребления доказало, что пришло время, когда мировое сообщество должно признаться в утопичности гуманных идей с устройством нового, счастливого, социалистического или коммунистического пространства. Пришло время новой социальной реальности, в которой нет места моноидеям, кумирам, канонам, претендующим на универсализм. Задача постмодернизма - низвести их с пьедестала. Философы подвергают критике метафизику, позитивизм, теории, концепции, лишая их значения абсолюта. Философы-постмодернисты не отвергают реальность, они только уточняют, что истинной и первозданной реальности не существует, так как реальность истолковывает человек, который не может претендовать на истину в силу множественности взглядов на вещи. Так философия языка трансформируется в философию текста.

Нет устоявшегося мнения, кто из философов, литературоведов, учёных первым заговорил о постмодернизме. Так Вячеслав Курицын считает, что о художественной литературе впервые написал Лесли Фидлер в статье «Пересекайте границы, засыпайте рвы»(164: 9).

Речевая деятельность на уроках литературы по постмодерн жжзму в 11 классе

С 1997 года знакомство с литературой постмодернизма в 11 классе стало фактом. Авторы программы Т.Ф. Курдюмова В. Г. Горецкий, В.Я. Коровина уже тогда доверяли учителю и предоставляли ему возможность стать «соавтороми» программы. Сегодня преподаватель имеет право формировать 20 процентов материала по своему усмотрению, в том числе при выборе произведений современной литературы. Мы считаем такое доверие обоснованным, поскольку «живой», развивающийся литературный процесс очень сложно уложить в «прокрустово ложе» программы. Опыт показывает, что ни один урок одного учителя не похож на другой даже в одной параллели. Много факторов влияет на это: степень подготовленности учащихся, уровень их начитанности, количество учеников в классе, категория класса (от класса коррекции до класса развивающего обучения)...

Методисты программы рекомендуют знакомить учащихся со следующими авторами постсовременности: С. Каледин, В. Максимов, Г. Вла-димов, В. Аксёнов, С. Довлатов, В. Войнович, Саша Соколов. Кроме перечисленных авторов, в списках для внеклассного чтения 10 класса названы Ф. Искандер и Л. Петрушевская.

Остановив свой выбор на программах Т.Ф. Курдюмовой (1997 г.) и ВЛ. Коровиной (2003 г.), мы разработали систему уроков в 11 классе по литературе постмодернизма. Работать над литературным развитием школьников в старших классах нелегко, именно тогда «ученикам предстоит овладеть рядом новых умений, среди которых:

умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;

умение сравнивать трактовку роли разными авторами; умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;

умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения;

умение написать рецензию на произведение современной советской и зарубежной литературы»(39: 81 4.1).

Эти умения отрабатываются при знакомстве с произведениями трёх авторов:

1. Людмила Петрушевская рассказ «Свой круг» и хроника конца XX века «Новые Робинзоны»

2. Виктор Ерофеев рассказ «Галоши» и маленькое эссе «Два Михаила»

3. Виктор Пелевин романы «Омон Ра» и «Жёлтая стрела».

Их имена в современных программах разных авторов (с 1997 по 2006 годы — всего проанализировано 16 программ) упоминаются со следующей частотой: Л.С. Петрушевская - 8 раз; В.В. Ерофеев - 1 раз; В.В. Пелевин — 5 раз.

Знакомство с литературой постмодернизма помогает современному учителю в решении сложных педагогических и филологических задач. Одна из них- совершенствование речевой деятельности учащихся.

Методические проблемы решаются на историко-литературной основе. Постмодернизм логически завершает XX век культурных «измов», хотя не является порождением сегодняшнего дня. Следуя за высказыванием В. Асмуса, что «чтение - труд и творчество»(39: 72 4.1) мы построили изучение нового материала на медленном чтении или перечтении произведений (отсюда малые формы изучаемых произведений). Этот метод помогает понять выпускникам причины появления литературы постмодернизма, находить следы в «складках памяти»(39: 73 4.1).

Литература постмодернизма основана на законах, которые складывались на протяжении века. Новое направление опирается, по мнению И. Ско-ропановой, на «новую философию» и «новый язык»(324). Поэтика литературы постмодернизма родилась не на пустом месте, её истоки в переплетении реалистических, модернистских течений, в соединении несоединимого, в содружестве традиции и новаторства. Тем не менее, это направление столь оригинально, что требует от современного учителя кропотливой работы в освоении новой для школы темы.

Привлекательность литературы постмодернизма заключается и в том, что произведения имеют «...гипертрофированную избыточность художественных средств и приёмов постмодернистского искусства, эстетический фри-стайл»(401: 669). Произведение постмодернизма похоже на литературный музей, в котором сконцентрированы пласты культурных веков. Игровое начало литературы постмодернизма, эвристические находки, разгадывание культурных ребусов и складывание речевых мозаик возможно когда-нибудь сделает литературу постмодернизма чрезвычайно привлекательной для школьного изучения. Сегодня мы пытаемся найти эффективные приёмы развития речевой деятельности старшеклассников по изучению литературы постмодернизма.

Речевая деятельность учащихся на уроках литературы в 11 классе начинается с определения понятийного инструментария - речевого минимума, без которого невозможно изучение литературы постсовременности. При решении столь сложной задачи мы пользуемся формами и приёмами речевого развития, которые одновременно обеспечивают обогащение духовного мира ученика, углубление его знаний по предмету и расширение литературно-эстетического кругозора.

В работе мы используем алгоритм, предложенный известным учёным Сергеем Александровичем Леоновым в работе «Речевая деятельность на уроках литературы»(183: 5 - 6).

1. Знакомство с теоретическими положениями.

2. Знакомство с иллюстративным материалом, разъясняющим концептуальные положения.

3. Усвоение предложенных моделей стимулирования и совершенствования речевой деятельности учащихся, попытки их адаптировать к условиям собственной педагогической работы. 4. Разработка на основе материала пособия вариантов занятий с использованием усвоенных моделей, форм и методических приёмов. Литературу постмодернизма невозможно изучать без определения понятийного инструментария - речевого минимума. При решении столь сложной задачи мы пользуемся формами и приёмами речевого развития, которые одновременно обеспечивают обогащение духовного мира ученика, углубление его знаний по предмету и расширение литературно-эстетического кругозора. Мы предлагаем провести 10 уроков по внеклассному чтению по литературе постмодернизма. Предлагаем два варианта изучения литературных произведений. Первый вариант предусматривает путь литературного исследования «вслед за автором» (39: 220 4.1) по принципу реализм - модернизм - постмодернизм. Сначала изучаем творческую лабораторию и произведения Л. Петрушевской, затем В. Ерофеева и В. Пелевина. В основе анализа «вслед за автором» лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава, единство формы и содержания. / вариант - «Вслед за авторам».

1. Рассказ Л. Петрушевской «Свой круга. Особенности «Другой прозы». (Урок-семинар)

2. Хроника конца XX века «Новые Робинзоны». Утопия и антиутопия в современной литературе. Новаторство и традиция. (Урок-игра)

3. Лабораторная работа по рассказу «Свой круг». «Чьё мнение Г.Л. Нефаги-ной или Т.В. Казариной вы разделяете?» (Урок-лабораторная работа)

4. Модернизм и постмодернизм на современном этапе. (Урок-лекция)

5. Сюрреалистический рассказ Виктора Ерофеева «Галоши». (Урок-ассоциация)

6. Маленькое эссе «Два Михаила». Виктор Ерофеев - теоретик русского постмодернизма. (Урок-беседа)

7. Литература постмодернизма в системе историко-литературного процесса. (Урок-обзор)

8. Постмодернистский роман Виктора Пелевина «Омой Ра». (Урок-диспут)

9. Роман «Жёлтая стрела». Поэтика романа. (Урок-диалог) Ю.Заключительныйурок. (Урок-спектакль) її вариант - {(Смешанный путь анализа».

Второй путь совместит в себе и события произведения в их сюжетной последовательности, и рассмотрение системы образов, и сквозные темы, и проблемное изучение произведения. Второй вариант включит в себя исследование предложенных произведений в синтезе, на основе выделения общих и различных черт в реалистических, модернистских и постмодернистких произведениях. Главная задача «смешанного пути анализа» - показать школьникам, как литература постмодернизма отражает современную жизнь, как она «подпитывается» культурными кодами, как реализуются её основные эстетические и философские тенденции, как строятся произведения постмодернизма. При «смешанном пути анализа» уроки делятся на четыре этапа.

Первый этап - подготовительный. Он основан на знакомстве с теоретическими положениями, их осмыслением. Подготовительный этап состоит из трёх уроков. На первом теоретическом уроке «Энциклопедист» предлагается перечень энциклопедических и филологических словарей, которые содержат информацию о новом направлении в искусстве. Как правило, это ряд словарей по философии(83; 401; 402), искусству (9; 75; 396), языкознанию (51; 89; 354). Ученики самостоятельно знакомятся со словарными статьями: «Реализм», «Модернизм», «Сюрреализм», «Деконструктивизм», «По-структурализм», «Постмодернизм», составляют вопросы к теме, сравнивают словарное статьи, готовятся к устным выступлениям, на которых предстанут в роли интервьюиров. Второй урок-брифинг назван «Спрашивайте». На основе изученных словарных статей ученики готовят ряд вопросов, которые считают наиболее сложными для восприятия нового материала, требующими пояснения для дальнейшего изучения темы. Предусматривается как работа в группах, так и в диалоге «учитель -ученик». Как правило, ученики тщательно готовятся к таким урокам. Если тема не будет детально рассмотрена, учитель предложит подготовить ответы на сложные вопросы к следующему уроку. Результатом такой работы станут мини-словарики, составленные дома. В них будут записаны термины, слова, требующие обращения не только к рус ским толковым словарям (51; 89; 332), но и к словарям иностранных слов (249; 385). Речь старшеклассников обогатится новыми, постмодернистскими понятиями: ризома, дискурс, ирония, симулякр, лего, пастиш, другой, корень, смерть автора, смерть субъекта, смерть Бога.

Третий урок-игра «Умники и умницы» - самый сложный в системе подготовительного этапа, поскольку учитель и ученики на третьем уроке меняются ролями. Теперь ученики должны ответить на любой поставленный учителем вопрос. Происходит интеллектуальная игра, соревнование один против тридцати, в отличие от второго урока, где тридцать против одного.

Если теоретический материал проработан достаточно хорошо, то на третьем уроке могут быть привлечены библиографические справочники (254; 313), знакомящие с жизнью и творчеством изучаемых авторов. Жанры устных выступлений учащихся будут делиться на художественные зарисовки — «Слово об авторе», научно-биографические справки и публицистические статьи. Первые высказывания — эссе, эмоционально-оценочные, с привлечением материала прочитанных произведений данных авторов. Вторые — научные статьи, кратко характеризуют этапы жизни, творчество, направление на основе библиографических словарей. Третьи составляют публицистические статьи об авторах на основе критических материалов в СМИ. Все этапы этой сложной работы могут реализоваться в игровой форме КВНа или Литературного клуба знатоков «Зачем? Что? Как?» Таким образом, на подготовительном этапе учитель решает следующие проблемы, связанные с новой темой:

- создание мотивации для речевой деятельности;

- построение устных высказываний различных видов и жанров;

- организация речевых ситуаций с разными коммуникативными целями;

- реализация межпредметных связей в аспекте речевого развития учащихся.

Восприятие, истолкование, оценка литературы постмодернизма учащимися 11 классов общеобразовательной школы

Эксперимент проводился на базе МОУ школы № 79 Кировского района города Самары с 2000 по 2006 год. Целью данного исследования стала необходимость получения информации, касающейся эффективности обучения на уроках литературы в 11 классе, а также выработке конкретных рекомендаций по его совершенствованию. В нём были задействованы 11-ые классы: А -контрольный и Б - экспериментальный. В каждом классе по 30 человек, то есть всего в эксперименте участвовало 360 выпускников. Исследование осуществлялось методом целевого анкетного опроса. Использованы три вида тестов. Опрос контрольного и экспериментального классов начинается с теста входного контроля, который включает в себя пять вопросов.

Тест входного контроля

1. Знакомы ли вам эти имена: Виктор Астафьев, Александр Солженицын, Валентин Распутин, Григорий Бакланов, Татьяна Толстая, Владимир Высоцкий, Вячеслав Пьецух, Венедикт Ерофеев, Виктор Ерофеев, Виктор Пелевин, Дарья Донцова, Василий Шукшин, Василь Быков, Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер, Людмила Улицкая, Булат Окуджава, Владимир Войнович, Леонид Габышев, Анатолий Приставкин, Владимир Орлов, Юрий Трифонов, Варлам Шаламое, Виктория Токарева, Владимир

Кондратьев, Андрей Битов?

Подчеркните фамилии авторов, чьё творчество вам известно.

2. Назовите произведения этих авторов.

3. Какие из них вы читали?

4. Что вас привлекло в творчестве того или иного писателя?

5. К какому литературному направлению принадлежат эти произведения? (Критический реализм, социалистический реализм, романтизм, сентиментализм, модернизм, постмодернизм, сюрреализм).

Тест дается в начале учебного года. В контрольном классе А 2000 года имена Виктора Ерофеева, Венедикта Ерофеева, Андрея Битова, названы - 1 раз; Владимира Войновича, Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой - 3 раза; Фазиля Искандера - 4 раза; Татьяны Толстой - 5 раз; Виктора Пелевина - 8 раз. Наибольшее количество упоминаний принадлежит Дарье Донцовой и Владимиру Высоцкому-21 раз.

Отвечая на второй вопрос анкеты: «Назовите произведения этих авторов», - учащиеся указали следующие произведения:

детективы Дарьи Донцовой - 15 человек; поэзию Владимира Высоцкого - 9 человек; «Круг», «Изюм» Татьяны Толстой - 5 человек, поэзию Булата Окуджавы - 4 человека; «Кролики и удавы» Фазиля Искандера - 3 человека, «Подвиг Геракла» - 1 человек; рассказы Василия Шукшина - 2 человека; «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына - 2 человека, «Архипелаг Гулаг» - 2 человека.

Прокомментируем эту часть анкеты. Как видим, учащиеся чаще других выделили в 1 вопросе анкеты имена Дарьи Донцовой, Виктора Астафьева и Владимира Высоцкого. Ни одно из этих имён не повторилось во втором вопросе анкеты с той же частотой, которую следовало бы ожидать. Разница повторяемости имён авторов существенная: Дарья Донцова (21 - 15), где вторая цифра - число упоминаний во втором вопросе анкеты; Владимир Высоцкий (21 - 9); Виктор Астафьев (17-6). Стоит отметить, что никто из шести учеников не указал точно названия произведений Виктора Петровича Астафьева. Александр Солженицын (12 - 4); Татьяна Толстая (11 - 5); Булат Окуджава (11 - 4); Василий Шукшин (10 - 2); Сергей Михалков (7 - 0); Фа-зиль Искандер (4 - 4)! Единственный автор, у которого совпали цифры в двух вопросах анкеты.

Не указаны произведения Виктора Пелевина, Людмилы Петрушевской, Людмилы Улицкой, Владимира Войновича Андрея Битова, Венедикта Ерофеева, Виктора Ерофеева.

Можно предположить, что имена этих авторов учащиеся слышали в обзорных лекциях по литературе, по обществознанию, в средствах массовой информации, в Интернете. Скорее всего, учащиеся не читали произведений данных авторов, потому что никто не смог вспомнить ни одного произведения.

Третий вопрос анкеты: «Какие из них вы читали?» - показывает, что первоначальный список неумолимо сокращается: в нём осталось 7 имён. Произведения Татьяны Толстой прочитали 4 человека; «Кролики и удавы» Фазиля Искандера - 1 человек; детективы Дарьи Донцовой - 7 человек; рассказы Василия Шукшина - 2 человека; поэзию Владимира Высоцкого — 2 человека; «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына - I человек.

Из ответов на четвёртый вопрос: «Что вас привлекло в творчестве того или иного писателя?» - видно, что в основном старшеклассники знакомятся с «лёгкой» литературой, не требующей особой работы ума. При этом они понимают, что их читательские интересы далеко не идеальны. Поэтому они или оправдываются, называя имя Донцовой, как самой читаемой писательницы, или лукавят, включая в свой список имена других авторов.

Пятый вопрос предлагал соотнести произведение с тем или иным литературным направлением. Лидером всех литературных направлений в контрольном А классе стала Дарья Донцова. 3 респондента относят её творчество к сюрреализму; 3 - к реализму; 2 — к постмодернизму; 1 - к модернизму; 1 - к сентиментализму. Среди сюрреалистов названы С. Михалков, В. Астафьев и А. Солженицын. Пятый вопрос анкеты убедил нас ещё раз в том, что старшеклассников больше интересует массовая литература, о которой им трудно высказать своё мнение. Явно и то, что многие школьники, назвавшие произведения Д. Донцовой, не читали их, а знакомились с ними по телевизионным версиям.

В течение шести лет эксперимента респонденты контрольной группы называли авторов, связанных с темой нашей работы, но, как правило, не называли произведений и не читали их. Откуда учащиеся знают имена этих авторов? Было предложено ответить на этот вопрос, названы четыре источника сообщения: 1 - СМИ; 2 - Интернет, 3 - родители; 4 - друзья.

Первая цифра в каждой колонке соответствует первому году эксперимента и так далее. Таким образом, на первом месте среди источников информации являются родители, затем - средства массовой информации и Интернет.

Результаты теста входного контроля е экспериментальном Б классе за 2000-2001 учебный год были более интересными. Рейтинг среди писателей в Б классе выглядит следующим образом. Лидирует Виктор Астафьев, он упомянут - 26 раз; затем Владимир Высоцкий - 25 раз; Виктор Пелевин - 22 раза.

Считаем необходимым уточнить, что реалистическая литература также входила в ответы учащихся. Мы сознательно перечислили только авторов-постмодернистов. Сравнивая ответы первого и второго вопросов анкеты, мы отметили следующее. Количество упоминаний авторов в первом вопросе и во втором не совпадают. Несовпадения выглядят следующим образом. (Первая цифра - количество упоминаний в первом вопросе, вторая цифра - количество упоминаний во втором вопросе). Виктор Астафьев (26/37); Владимир Высоцкий (25/25); Виктор Пелевин (22/47); Дарья Донцова (21/13). Мы видим, что есть авторы, у которых вторая цифра больше предыдущей. Это легко объяснимо, поскольку учащиеся называли несколько известных им произведений. Есть авторы, у которых вторая цифра ниже первой. Особенно эта разница заметна у Дарьи Донцовой. Мы считаем, что эти цифры ещё раз подтверждают наше предположение, что Донцову чаще упоминают, не из-за того, что отдают ей предпочтение при выборе книги, а потому, что знакомятся с её произведениями на телеэкранах,

Ответы на третий вопрос анкеты отражают круг чтения выпускников: «Жёлтая стрела» Виктора Пелевина - 28; «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева - 8; «Омон Ра» Виктора Пелевина - 6, «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина - 1; «Затворник и Шестипалый» Виктора Пелевина - 1. Школьниками указано двенадцать авторов, прочитано 17 произведений. Необходимо отметить, что два произведения Виктора Пелевина «Жёлтая стрела» и «Омон Ра» были заданы учащимся в списках литературы для летнего чтения.

Приведём некоторые высказывания учащихся, отвечающих на четвёртый вопрос: «Что вас привлекло в творчестве того или иного писателя?»

- Мне нравится в творчестве В. Пелевина возможность домыслить то, о чем хотел сказать автор. Он принимает читателя в соавторы. Интересны символы и композиция произведения.

- Меня привлёк философский взгляд на наше время в «Жёлтой стреле».

- Нумерация глав в «Жёлтой стреле».

- Ничего. Ничего. Ничего.

- В творчестве В. Пелевина меня привлекает метафоричность. Абсурд жизни перетекает на страницы романа и обратно. Текст подвижен.

- Описание жизни поезда, идея произведения, поэзия текста.

Похожие диссертации на Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса