Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Маркутская Софья Эдуардовна

Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология"
<
Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология"
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Маркутская Софья Эдуардовна. Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 146 c. РГБ ОД, 61:98-13/378-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПРИКЛАДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РАБОТАМ.

1. Дидактические возможности использования прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся 5-7 классов. 10

2. Педагогические требования к отбору, построению содержания и методике обучения прикладным художественным работам. 20

3. Педагогические условия успешности проведения занятий по обучению учащихся 5-7 классов прикладным художественным видам работ. 37

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПРИКЛАДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РАБОТАМ.

1. Определение содержания интегративного курса "Прикладные художественные работы". 58

2. Методика обучения учащихся прикладным художественным работам. 74

3. Анализ результатов педагогического эксперимента 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 107

БИБЛИОГРАФИЯ. 111

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Введение к работе

Рост национального самосознания граждан России в условиях ее становления как суверенного многонационального государства служит причиной возрастания интереса народов нашей страны к своим традициям, восстановления и развития народных ремесел и промыслов, что позволяет глубоко и многоаспектно рассматривать проблему исторического и национально-культурного наследия в образовательном процессе подрастающего поколения.

Современное урбанизированное общество создало массовую культуру, которая привела к типизации быта. Художественные промыслы являются противовесом массовой культуре. Декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, вносит разнообразие в быт, раскрывает творческий потенциал человека. В содержание трудового обучения школьников могут быть включены прикладные художественные работы, что даст возможность решать не только образовательные задачи, но и подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Наибольшим спросом у потребителя будет пользоваться товар, имещий, при сопоставимом качестве, технических возможностях и цене, большую эстетическую (художественную) ценность. Уникальным продукт получается лишь тогда, когда труд носит творческий характер, т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры как отдельного человека, так и общества в целом. Однако, на протяжении последних десятилетий система и методы обучения труду учащихся 5-7 классов удерживалось в "политехническом" русле. В педагогике сложилось противоречие: с одной стороны, ручной творческий труд (в том числе и в области прикладных художественных работ) является эффективным средством воспитания трудолюбия и художественного вкуса, нравственных и социальных качеств личности, а с другой - изучению и решению проблемы единства трудового, нравственного и эстетического вое- питания уделяется мало внимания. Переход трудовой подготовки учащихся от предметной деятельности (изготовление какого либо конкретного изделия) к технологической (изготовление изделия по выбору учащегося из группы однотипных изделий) позволит достичь высокой эстетической ценности изделия при минимальных затратах труда.

Изменения в системе образования, ориентированные на повышение уровня самостоятельности образовательных учреждений, получение педагогами возможности работать по авторским программам требуют от содержания трудового обучения большей мобильности, которая может быть достигнута с помощью блочно-модульного подхода к построению содержания обучения.

Вышеназванные социальные, экономические, педагогические и образовательные причины обусловили необходимость разработки содержания обучения труду учащихся с учетом национальных и региональных особенностей, на основе использования богатого творческого наследия педагогической науки.

Проблема обучения учащихся прикладным художественным работам с отражением в содержании национальной специфики местности всегда была актуальна у педагогической общественности. На важность связи обучения с окружающей ребенка жизнью, использованию "местного элемента" содержания образования как важного источника знаний указывали еще основоположники педагогики русской (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и зарубежной школы (А. Дистер-вег, Я. Коменский, И. Песталоцци, Ж. Руссо). Высказывания этих ученых получили свое дальнейшее развитие в трудах М.М. Бахтина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, СТ. Шацкого.

Вопросы обучения и эстетического воспитания школьников на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях двух последних десятилетий и отражены в работах М. Абдирасимова, С.Ф. Аб-дуллаева, А.А. Данилова, Г.В. Похолкина, Л.Г. Савенковой, К.А. Скворцова, Д.К. Скильского, А.С. Хворостова, Т.Я.

Шпикаловой. Они раскрыли воспитательные возможности декоративно-прикладного искусства на развитие личности школьников в процессе трудового обучения и обучения изобразительному искусству. Структуру учебной трудовой деятельности учащихся в художественно-прикладных видах труда углубленно исследовал AJB. Бычков.

Идеи ученых базировались на концептуальных положениях о содержании общего образования, методах обучения, разработанных в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, B.C. Леднева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, на основах политехнического обучения, изложенных в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, В.А. Полякова, в которых исследованы ведущие принципы построения программ трудового обучения, методика проведения уроков, рассмотрены воспитательные возможности трудового обучения, на исследованиях А.К. Бешенкова, Д.Г. Тхоржевского, посвященных разработке методики обучения учащихся технике и технологии обработки различных традиционных материалов.

В настоящее время Институт общего среднего образования РАО проводит педагогические исследования по изучению соотношения базисного технологического содержания трудового обучения и вариативной его части, связанной с художественной обработкой материалов.

Вместе с тем, проблема использования прикладных художественных работ на основе декоративно-прикладного искусства России в учебно-воспитательном процессе учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы не достаточно исследована в аспекте рыночной экономики (создание школьниками изделий, пользующихся спросом на рынке товаров и услуг), не определены условия эффективного развития художественных способностей обучаемых через организацию условий для их творческой деятельности, почти полностью отсутствуют методические основы, на которых может строиться эффективная система художественно-трудового обучения.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность названной выше проблемы была определена тема на- стоящего диссертационного исследования: "Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология".

Цель исследования: разработать методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология".

Объект исследования: прикладная художественная деятельность учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы в процессе трудовой подготовки.

Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в процессе трудовой подготовки. Гипотеза исследования - обучение учащихся прикладным художественным работам будет эффективным, если: содержание прикладных художественных работ будет отражать необходимость создания изделий, имеющих эстетическую и рыночную ценность; структура содержания обучения прикладным художественным работам будет вариативна и строиться на блочно-модульной основе; формы обучения будут персонифицированы при гибком сочетании индивидуальной и групповой деятельности; в основу методов обучения будет положено обучение изготовлению изделий, отражающих национальные и региональные особенности местности, где проживают учащиеся; процесс обучения будет включать разнообразные познавательные занимательные задачи, исследовательские задания, направленные на развитие творческих способностей и политехнического кругозора учащихся, знаний и умений из области декоративно-прикладного искусства, краеведения.

Задачи исследования;

1. Выявить требования к отбору учебного материала, разра ботать содержание, определить сочетания организационных форм и обосновать эффективные методы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам, направ ленным на развитие творческих способностей.

2. Экспериментально проверить эффективность обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам.

Методологической основой исследования являются философские положения об определяющей роли трудовой деятельности во всестороннем развитии личности; теория политехнизма и соединения обучения с производительным трудом; концепция о влиянии социокультурной среды на психическое развитие и становление личности; концепция профессионального самоопределения; общенаучные методы.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, социальной, научно-методической и технической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта по обучению учащихся прикладным художественным работам; интервьюирование, беседы, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); статистическая обработка результатов исследования.

Этапы исследования:

1-й этап (1994-1995 г.г.) посвящен теоретическому анализу и оценке современного состояния проблемы, определению целей и задач исследования, формулировке гипотезы, ^разработке методики эксперимента, проведению констатирующего эксперимента;

2-й этап (1995-1996 г.г.) посвящен опытно - экспериментальной работе (формирующий эксперимент), выявлению требований к отбору и построению содержания обучения, эффективных методов, форм и их сочетаний, педагогических условий для успешного проведения занятий по обучению учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам;

3-й этап (1996-1997 г.г.) - оформление результатов исследования: обработка и анализ экспериментальных данных, формулирование выводов, разработка методических рекомендаций для учителей по исследуемой проблеме, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: В соответствии с необходимостью создания изделий, имеющих эстетическую и рыночную ценность выявлены: требования к отбору учебного материала (направленность учебного материала на активизацию познавательной дея- тельности, политехническое и этнокультурное развитие школьников, создание учащимися изделий, имеющих потребительскую и рыночную ценность; учет преемственности в обучении различным видам труда; соответствие содержания возрастным особенностям и возможностям учащихся; соответствие логики систематизации учебного материала особенностям художественно-творческой деятельности учащихся); принципы блочно-модульного построения содержания обучения школьников прикладным художественным работам (учет национально-региональных условий местности, где расположена школа, интересов и склонностей учащихся, возможностей материально-технического обеспечения учебного процесса, степени профессиональной подготовки учителя). Определены педагогические условия эффективности обучения прикладным художественным работам в 5-7 классах, которые основаны на персонифицированном обучении при гибком сочетании индивидуальной и групповой прикладной художественной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке содержания обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам, ориентированного на современные тенденции развития культуры общества и учитывающего народные традиции художественной обработки материалов; разработке комплекта научно-методических пособий для преподавателей и учащихся, обеспечивающего эффективность персонифицированного обучения: программа интегрированного курса, учебно-методическое пособие и методика контроля и оценки по обучению учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология".

Назащиту выносятся следующие положения;

Обоснование педагогической целесообразности направленности содержания трудовой подготовки в 5-7 классах при обучении учащихся прикладным художественным работам на создание потребительских стоимостей;

Принципы отбора учебного материала и модульное построение содержания раздела (курса) "Прикладные художественные работы", отражающее многообразие прикладного искусства русского народа и позволяющее варьировать содержание в зависимости от условий обучения; 3. Методика обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам, основанная на персонифицированном обучении при гибком сочетании индивидуальной и групповой форм деятельности, которая обеспечивает формирование у учащихся знаний и умений из области декоративно-прикладного искусства, производства художественных изделий в условиях трудового обучения школьников. Апробация работы: материалы и результаты исследования на различных его этапах обсуждались и были одобрены на заседаниях отдела трудовой подготовки учащихся, лаборатории методики обучения технологии ИОСО РАО и на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов Института профессионального самоопределения молодежи РАО.

Внедрение результатов исследования: разработанное содержание и методика курса "Прикладные художественные работы" (программа, дидактические материалы и методические рекомендации) применяется в практике работы школы № 515 г. Москвы, школы № 59 г. Челябинска, школы-комплекса № 34 г. Петропавловск-Камчатский, Речицкой средней общеобразовательной школы Московской области Гжельского района.

Дидактические возможности использования прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся 5-7 классов.

В настоящее время в России наблюдается возрастание интереса народа к своим традициям и народному творчеству, в том числе и к произведениям художественной промышленности. Такое явление можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, общая тенденция к возрождению духовности в обществе, восстановление общечеловеческих приоритетов и ценностей требуют осмысления значения культурных ценностей каждого народа как части общечеловеческой культуры; во-вторых, наращивание научно-технического потенциала общества, односторонняя ориентация на технократический способ мышления вызывают у людей стремление обратиться к своим корням, народному творчеству, олицетворяющему гармонию, спокойствие, вечность; в-третьих, обострение социально-экономических проблем, политическая и экономическая нестабильность в обществе приводят к тому, что в поисках душевного равновесия и источника материальных благ человек пытается обрести духовную опору в народном творчестве, произведениях декоративно-прикладного искусства, делая их объектами эстетического наслаждения, частью своей жизни, быта.

Тенденция к повышению уровня автономности образовательных учреждений, развитие академических свобод педагогов, открывают большие дидактические возможности использования прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся.

Выявлению воспитательных возможностей народного декоративно-прикладного искусства - основы прикладных художественных работ, посвящены исследования Г.В. Похолкина, Д.М. Скильского, Т.Я. Шпикаловой: воспитание любви к родному краю, природе, животным и др. (176; 138). В работах Ж. Балькенова, И.М. Раджабова рассмотрены возможности использования декоративно-прикладного искусства на занятиях по изобразительному искусству: зарисовка народных орнаментов, прикладных художественных изделий и их изготовление (14; 123). Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения декоративно-прикладному искусству раскрыта в исследованиях СМ. Аглаевой, А.Т. Рыбкина, К.А. Скворцова, А.С. Хворостова (3; 132; 137; 164; 165). Формированию у учащихся знаний и умений по технологиям выполнения прикладных художественных работ посвящены исследования EX. Кордгокова, Н.К. Невзоровой (69; 100). Вопросы профессиональной подготовки учителя с учетом традиций народного искусства отражены в работах С.Ф. Абдуллаева, Г .А. Поровской (2; 116). Структуру учебной трудовой деятельности учащихся в художественно-прикладных видах труда углубленно исследовал А.В. Бычков (29; 30; 31; 32).

Все исследования отмечают важность использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ для воспитания и развития школьников.

Раскрытие возможностей применения прикладных художественных работ, основанных на народном декоративно-прикладном искусстве, в учебно-воспитательном процессе и обоснование педагогической целесообразности включения прикладных художественных работ в содержание трудового обучения учащихся 5-7 классов считаем одной из важнейших задач нашего исследования.

Для решения этой проблемы следует определить место прикладных художественных работ в современном обществе, из значение в жизни человека. Необходимо рассмотреть особенности изготовления изделий прикладного художественного искусства в условиях серийного производства и народных промыслов, деятельность народных мастеров по их созданию, опыт использования прикладных художественных работ в школьной практике и возможности их применения при изготовлении школьниками объектов трудовой деятельности.

Декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по роду деятельности, связанному с созданием художественных изделий, предназначенных в основном для бытовых нужд: утварь, мебель, одежда, украшения, игрушки и т.д., которые вошли в жизнь людей как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции и одновременно являющиеся произведениями искусства.

Многие прикладные художественные изделия выпускают предприятия, оснащенные современной техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Такой тип производства называют художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции народные художественные промыслы, в которых изделие изготовляется посредством ручного творческого труда на основе народных традиций (155, 5).

Художественные промыслы, как одна из исторически сложившихся форм организации мастеров народного декоративно-прикладного искусства, сохранили ценные традиции художественного наследия, обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного ремесла. Это позволило каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, воспитывать у молодого поколения национальное самосознание.

Существует несколько классификаций изделий художественной промышленности. Наряду с делением их по практическому предназначению, в научной литературе утвердилась классификация в зависимости от материала (дерево, ткань, нитки, металл и др.) и от техники исполнения (резьба, роспись, вышивка и т.д.). Появление этих классификаций обусловлено важной ролью конструктивно-технологического начала в изделиях декоративно-прикладного искусства (115, 212).

Педагогические требования к отбору, построению содержания и методике обучения прикладным художественным работам.

Современное производство на этапе качественных преобразований, как и все общество, нуждается в разработках нового типа - профессионально-мобильных, творчески воспринимающих новое, нестандартно мыслящих, способных адаптироваться к меняющимся экономическим условиям, культурнограмотных и высокообразованных. В связи с этим, на существующий в рамках 5-7 классов предмет трудовое обучение возлагается задача максимального развития творческих задатков и способностей детей, формирования активности, самостоятельности, трудолюбия и других жизненно-важных качеств личности.

Отбор и структурирование содержания обучения школьников требуют постоянного совершенствования ввиду меняющихся социально-экономических условий жизни. Действующая, в своем существующем виде, предметная структура в школьном обучении не отвечает требованиям ни сегодняшней школы, ни современному рыночному этапу развития общества. В этой связи при разработке нового содержания учебных предметов авторы отечественных педагогических концепций рекомендуют учитывать уровень развития педагогической науки, перспективы экономического и культурного развития страны, а также прогрессивные тенденции образования, которые имеют место в современном мире.

Анализ педагогических работ по теоретическим вопросам содержания образования за последние годы позволяет утверждать, что определяя критерии отбора и построение содержания на частнопредметном уровне, необходимо, исходя из принципов обучения, учитывать общедидактические требования к содержанию образования.

Теоретические вопросы разработки содержания образования рассматривались в трудах В.В. Краевского, B.C. Лед-нева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина.

Один из подходов к содержанию образования предлагает И.Я. Лернер, беря за основу содержания проекцию социального опыта старших поколений. Полагая, что в процессе обучения учащиеся должны овладеть четырьмя взаимосвязанными видами содержания образования, автор считает необходимым включить в содержание школьных предметов следующие компоненты:

- знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности;

- опыт творческой, поисковой деятельности, выражающихся в готовности к решению новых проблем;

- опыт эмоцианально-целостного отношения к действительности (75).

Основным источником формирования содержания определенного учебного предмета является наука или группа наук, которые стоят за данным предметом. В отличии от других предметов общеобразовательного цикла, трудовое обучение не имеет какой-то конкретной научной области знаний, которая может быть дидактически интегрирована в систему школьного обучения. Как указывает М.Н. Скаткин, для таких учебных предметов, как языки, литература, музыка, изобразительное искусство, черчение, трудовое обучение источником содержания, особенно при его конструировании, служит деятельность, а содержание и логика стоящих за этими предметами наук служит общим ориентиром при отборе видов деятельности (136, 39).

Общие вопросы определения содержания трудового обучения разработаны в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.А. Васильева, Ю.К. Васильева, В.А. Полякова и других ученых. Принципы отбора содержания трудового обучения указанными авторами основываются на глубоком анализе современного производства, разработке методологических основ политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом.

Определяя критерии отбора содержания обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным видам работ, мы должны согласиться с тем, что это содержание до некоторой степени произвольно и зависит, во-первых, от теоретических концепций государственной системы образования, на которую опираются создатели программы, во-вторых, от материально-технического оснащения школы, возможностей учащихся данного класса, подготовленности учителя и т.п., а также от географических, историко-культурных, этнографических особенностей местности, где проживают учащиеся. В то же время это содержание отвечает общим, универсальным критериям, которые необходимо учитывать в любой дидактической системе.

На наш взгляд, плодотворная попытка выделения основных критериев построения содержания образования сделана Ю.К. Бабанским, который выделяет:

- целостность содержания образования, предполагающего реализацию в нем требований современного общества к все стороннему развитию личности;

- научная и практическая значимость всех элементов содержания образования, которые отражают систему ведущих знаний;

- соответствие возрастным особенностям учащихся, предполагающее доступность учебного содержания для его усвоения школьниками данного возраста;

- учет времени, отведенного для данного образования;

- учет международного уровня содержания школьного образования;

- соответствие возможностям современных учителей с учетом реальных перспектив совершенствования их педагогического мастерства (109).

Данная система критериев к построению содержания образования в отечественной дидактике считается традиционной, однако в ней не отражены требования к содержанию образования в зависимости от уровня развития культуры и учета меняющегося общества, местных условий, влияющих на ход учебно-воспитательного процесса.

Определение содержания интегративного курса "Прикладные художественные работы".

Обучение учащихся прикладным художественным работам планируется с учетом современных тенденций развития

общества, науки и производства, а также народных традиций в технологиях ручной обработки материалов. Содержание обучения строится на блочно-модульной основе, при этом каждый модуль имеет уровневую структуру.

Общепринято включать в содержание образования следующие компоненты: научные факты, понятия, законы, теории, мировоззренческие идеи, данные истории науки, показывающие ее эволюцию, примеры и иллюстрации научно-практического и прикладного характера.

Однако, на практике такой подход к отбору и построению содержания может служить лишь общим ориентиром и его применение при отборе конкретного содержания должно учитывать, прежде всего, особенности этого содержания.

При" разработке содержания интегративного курса "Прикладные художественные работы" мы учитывали рассмотренные выше критерии отбора и построения содержания с учетом возможностей учащихся, подготовки преподавателя, материально-технической базы школы, национальных и региональных особенностях русских видов прикладных художественных работ. Для обеспечения комплексного подхода к изучению явлений народной культуры, в рассматриваемое содержание обучения был включен материал из области декоративно-прикладного искусства, по особенностям современных технологий производства декоративно-прикладных изделий, по расчету себестоимости этих изделий.

Проведенный анализ проблемы использования в учебно-воспитательном процессе трудового обучения различных видов декоративно прикладных работ позволил определить возможное содержание обучения учащихся 5-7 классов в рамках раздела "Прикладные художественные работы". При отборе содержания для изучения прикладного художественного искусства русского народа в зависимости от материала, можно выделить следующие направления:

- работа с текстильными материалами;

- работа с древесными материалами;

- работа с металлами;

-работа с пластическими материалами;

- работа с кожей и мехом;

- работа с камнем;

- работа с костью.

При отборе и построении содержания обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам решались следующие задачи:

- определение необходимых для обучения, политехнического и этнокультурного развития учащихся знаний и умений;

- разработка вариантов включения обозначенного содержания в программу трудового обучения.

Как считает Т.И. Шамова, важнейшим требованием современной дидактики при отборе конкретных знаний, понятий, представлений, подлежащих усвоению, является определение базовых, ведущих среди них. К ведущим знаниям ученый относит те, которые составляют основу для приобретения новых знаний и являются стержневыми в самой науке, а также служат для широких мировоззренческих обобщений (170).

Исходя из современных программ, содержательной основой трудового обучения в 5-7 классах являются сведения о технологиях ручной и механической обработки материалов, современной технике (37; И9; 120).

Определяя содержание обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам и учитывая специфику используемых знаний, мы выделяем:

- знания общетрудового характера;

- знания, связанные с изучением прикладных художественных работ;

- этнокультурные знания;

- экономические знания.

При определении трудовых умений мы исходим из такой их трактовки, как "...способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности" (17, 17). Под формированием умения В.А. Поляков понимает "процесс подготовки учащихся к быстрому, точному и осмысленному выполнению определенного действия (совокупности действий)" (62, 27). Успешность формирования у учащегося того или иного трудового умения, возможности его широкого переноса в разнообразные условия деятельности, как показывают проведенные исследования, зависят от того, насколько оптимальна для конкретного случая система сформированных знаний.

К знаниям общетрудового характера в методике трудового обучения относят, прежде всего, знания о технологиях ручной и механической обработки материалов. Изготовление изделий из любого материала включает следующие этапы технологического процесса: получение заготовок, их обработка с целью получения изделия, отделка изделия.

В представленном нами содержании данный технологический процесс имеет свою специфику. Так, при работе с тканью (вышивка), эта последовательность выглядит следующим образом: изучение истории народного промысла, его цветовой гаммы, характерных для данного промысла орнаментов и вышивальных техник, определение получаемой формы изделия (салфетка, скатерть) или его части (воротник, карман), оформление изделия или его части (выбор мотива, цветовой гаммы, техники исполнения).

Похожие диссертации на Методические основы обучения учащихся 5-7 классов прикладным художественным работам в образовательной области "Технология"