Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Абакумова Елена Ивановна

Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа)
<
Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абакумова Елена Ивановна. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 231 c. РГБ ОД, 61:98-13/981-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.

1. Педагогический аспект развития творческой деятельности школьников в процессе трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства. 10

2. Исторический и этнокультурный аспекты развития народных художественных промыслов в системе преемственности поколений (на примере Камчатского региона). 22

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАМЧАТСКОГО РЕГИОНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ.

1. Содержание трудового обучения школьников при изучении народных художественных промыслов Камчатского региона . 42

2. Методические условия развития творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов .

3. Внеклассная творческая деятельность школьников как одна из форм дополнительного образования. ,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 112

БИБЛИОГРАФИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЯ. 132

Введение к работе

Стремительные социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, вызваны, наряду .с переменами в различных сферах жизнедеятельности общества, значительными изменениями в его духовной культуре. Характер этих изменений чрезвычайно важен для эволюционного цивилизованного развития общества, что становится особенно ясным при осмыслении понятия "духовная культура" с точки зрения христианской антропологии.

Духовная культура - это то, что отражает внутренний мир человека. Это сила или степень развития в нем качеств души, выражающих гуманистические идеалы, сила развития ума, нравственности, эстетических качеств, творческих устремлений, степень понимания своего места во Вселенной, связи с природой, Космосом. Но духовная культура - это и предметный мир человека, в котором воплощены его душевные качества, мировосприятие. Это и социальный опыт человечества, его знания, нормы, ценности, в которых реализованы народная душа, дух народа (205; 71).

Эти положения приобретают особенно глубокий смысл по отношению к Камчатскому региону, где в силу географических, геофизических, природно-климатических, этнических, социально-демографических особенностей наблюдается высокая степень влияния Космоса на человека. Необычайную энергетику этого края, крайне благоприятную для активизации творческих возможностей и развития личности, отмечали В.П. Казначеев, К. Мархинин (50; 51; 71).

Однако, приходится констатировать, что в настоящее время, в условиях рыночной системы хозяйствования, для российской культуры в целом, и для регаональных культур в частности, характерно изменение духовного спектра с акцентом на материальный фактор. Возросший интерес к материальным ценностям приводит к усилению прагматических ориентации у людей, особенно у подрастающего поколения, как наиболее восприимчивого к изменениям контингента, ограничивает духовные запросы. Традиционные ценности, составляющие основу культуры, трансформируются, причем зачастую не в лучшую сторону, интеллектуальный труд обесценивается. В результате постепенно формируется новый облик молодого человека, которому присущ культ потребительства, отсутствие интереса к прошлому страны, народным традициям и культуре.

Возрождение и изучение народных художественных промыслов коренного этноса Корякского автономного округа имеет исключительно важное значение, поскольку они сегодня приобрели новое значение в духовной жизни народов Камчатского региона как памятники национальной художественной культуры.

В этой связи возрастает роль гармоничного воспитания и Образования молодежи. Общество всегда было заинтересовано в повышении уровня образованности молодых людей, поскольку именно от их знаний, умений, трудовой и профессиональной подготовки, эстетической воспитанности, социально значимых качеств (трудолюбие, самостоятельность, ответственность, бережное отношение к опыту предыдущих поколений) зависит духовно-нравственное и социально-экономическое здоровье общества, состояние его культуры.

Разработке этой проблемы посвящены труды П.Р. Атутова, П.Н. Андрианова, Ю.К. Бабанского, Н.И. Бабкина, С.Я. Батышева, А.К. Бе-шенкова, М.М. Зиновкиной, В.А. Полякова, Г.Н. Волкова, И.А. Качано-вой, С.Н. Чистяковой и других ученых, которые рассматривали процесс формирования готовности молодежи к трудовой, общественной, культурной жизни как единую систему, включая эстетическое, трудовое* нравственное, физическое воспитание с использованием средств, методов, организационных форм, способствующих развитию личности.

В ходе исследования мы проанализировали труды ученых в области возрастной и педагогической психологии, теории воспитывающего и развивающего обучения в процессе деятельности: Л.С Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Е. А. Климова и др.

Наиболее полно раскрыть творческий потенциал молодых людей, активизировать их познавательную творческую деятельность позволяет использование в процессе трудовой подготовки учащихся средств народного декоративно-прикладного искусства, в частности, изготовления изделий народных художественных промыслов, отражающих культурные, исторические, социальные и этнографические особенности конкретного региона. В нашем исследовании в качестве такого региона выступает Камчатский край (Корякский автономный округ).

Большой вклад в деле изучения декоративно-прикладного искусства коренных народов Камчатки внесли исследователи СП. Крашенинников, А.П. Горланов, К. Дитмар, Г. Майдель, Г.А, Сарычев, СП. Стеллер, В.Н. Иохельсон, Ф.К. Волков, Р.Г. Ляпунова и др.

Анализируя многофункциональный характер народного искусства коренных этносов Камчатского региона, мы опирались на труды этнографов В.В. Антроповой, Ю.В. Бромлея, И. Е. Вениаминова, И. Вдовина, СВ. Иванова, Н.В. Кочешкова, А.П. Окладникова и др.

Учитывались проблемы изучения народных художественных промыслов в трудах ученых-искусствоведов: А.Б. Бакушинского, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова и др.

Проблема эстетического и трудового воспитания учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства получила достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях последних лет и отражена в работах А.А. Андреевой, И.И. Зарецкой, А.Я. Журки-

ной, С.Э. Маркуцкой, Г.В* Похолкина, А.Д. Солдатенкова, Д.К. Скиль-ского, Л.Я. Супруна и др;

Вместе с тем, имеется недостаточная разработанность ее научно-педагогических и методических основ с учетом принципов регионального образования, отражающего специфику и задачи перспективного развития региона. Это определило выбор темы нашего исследования: "Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского автономного округа) "

Цель исследования: разработать методические основы творческой деятельности школьников и ее педагогическое обеспечение при изучении народных художественных промыслов в образовательной области "Технология" (на базе освоения декоративно-прикладного искусства коренных этносов Корякского автономного округа Камчатского региона).

Объект исследования: творческая деятельность школьников при изучении народных художественных промыслов Корякского автономного округа Камчатского региона.

Предмет исследования: содержание, формы и методы организации творческой деятельности школьников посредством изготовления изделий народных художественных промыслов с учетом опыта и традиций народных мастеров.

Гипотеза исследования: творческая деятельность школьников будет эффективно осуществляться и воздействовать на самореализацию, эстетическое, нравственное, трудовое, социальное становление личности при изучении народных художественных промыслов, если:

выявить возможности народных художественных промыслов для развития творческого потенциала личности с учетом исторического и этнокультурного опыта;

осуществить организацию творческой деятельности в процессе трудовой (технологической) подготовки на основе структурных моделей процесса обучения;

использовать формы и методы обучения, обеспечивающие активизацию творческой деятельности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать в историческом и этнокультурном аспектах возможности народных художественных промыслов для развития творческой деятельности школьников.

  2. Разработать на основе трудовой (технологической) подготовки предметное содержание творческой деятельности при изучении народных художественных промыслов.

  3. Выявить формы и методы, обеспечивающие активизацию творческой деятельности.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения педагогики, психологии, философии об определяющей роли

трудовой деятельности во всестороннем развитии личности; теория политехнизма и соединения обучения с производительным трудом; концепция о влиянии этносоциокультурной среды на становление личности. Исследование проводилось с учетом законодательных и нормативных документов в области народного образования, развития народных художественных промыслов во взаимосвязи с трудовым обучением молодежи.

Методы исследования: аналитические (анализ научной, методической и технической литературы; изучение традиций народных художественных промыслов Камчатского региона); диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, диагностика современного состояния трудового обучения в Камчатском регионе по действующим школьным программам); формирующие (составление программы трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства, организация творческой деятельности школьников в процессе трудового обучения); статистические (обработка результатов исследования).

База исследования: сельские школы Корякского автономного округа Камчатского региона; городские школы-комплексы № 33 и 34 и общеобразовательная школа №31 г. Петропавловск-Камчатский.

Этапы исследования:

1 этап - 1995 - 1996 гг. - изучение состояния трудовой подготовки уча
щихся, в том числе с применением средств народного декоративно-
прикладного искусства, в Камчатском регионе; изучение, теоретическое и
на местах, традиций, обычаев, искусства коренных этносов Камчатского
региона; изучение и анализ научных педагогических, психологических,
философских трудов по исследуемой проблеме; определение целей и за
дач эксперимента, методики его проведения.

2 этап - 1996 - 1997 гг. - опытно-экспериментальная работа
(формирующий эксперимент) по отбору и построению учебного мате
риала (авторская программа), выбору форм и методов для успешного
проведения занятий по изучению народных художественных промыслов
и изготовлению художественных изделий, проверка разработанной нами
методики организации творческой деятельности школьников.

3 этап - 1997 - 1998 гг. - анализ полученных данных, оформление резуль
татов исследования, формулирование выводов, оформление текста дис
сертации, разработка на основе проведенного педагогического экспери
мента методических рекомендаций по исследуемой проблеме для учите
лей трудового обучения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

* выявлены возможности народных художественных промыслов для
развития творческой деятельности школьников на основе историческо
го и этнокультурного опыта предыдущих поколений;

определены критерии отбора учебного материала (применительно к
образовательной области "Технология"), отражающего специфику на-

родного творчества коренных этносов Корякского автономного окру-
га;_ , .J. -.-:... ^

разработаны организационные и методические модели учебного процесса и творческой деятельности школьников, предусматривающие поэтапное формирование знаний, умений, навыков и качеств творческой личности;

разработана модель Центра развития творчества, включающая систему интеллектуальной компьютерной поддержки мышления;

определены формы и методы включения школьников в творческую деятельность при изготовлении изделий народных художественных промыслов Корякского автономного округа.

Теоретическая значимость исследования:

Обоснованы требования и критерии отбора построения содержания творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов Корякского автономного округа.

Осуществлено методическое моделирование процесса организации творческой деятельности школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке содержания обучения школьников народным художественным промыслам, учитывающего народные традиции, ориентированные на возрождение и развитие народных художественных промыслов Камчатского региона, и также на перспективное социально-экономическое развитие региона; разработана методика реализации проекта учебно-образовательного центра развития творчества с интеллектуальной компьютерной поддержкой мышления.

На защиту выносятся:

  1. Теоретическое обоснование содержания, форм и методов творческой деятельности учащихся в процессе их эстетического, нравственного и трудового воспитания на основе изучения народных художественных промыслов, отражающих духовно-нравственный, социальный, трудовой и художественный опыт предыдущих поколений, составляющий основу народных художественных промыслов Корякского автономного округа.

  2. Критерии отбора учебного материала, отражающие специфику народного искусства коренных этносов Камчатского региона; модели формирования процесса обучения школьников и поэтапного развития их творческих способностей.

  3. Методика обучения школьников технологии изготовления изделий народных художественных промыслов, включающая методы и формы об-

учения с компьютерной поддержкой процесса, активизирующие творческую деятельность школьников.

Апробация работы: материалы и результаты исследования на различных его этапах обсуждались в период 1996 -1998 г.г.

  1. В лаборатории трудовой подготовки учащихся ИОСО РАО На научно-практических конференциях молодых ученых:

  2. "Педагогические основы построения многоуровневой системы непрерывного общего среднего образования", г. Москва, март 1998 г.;

  3. "Региональное и этнокультурное обогащение образования камчатских школьников", апрель, 1998 г., г. Петропавловск-Камчатский;

  4. на Международной научно-практической конференции по проблеме "Непрерывное образование - самоопределение - профессиональная карьера молодежи", г. Пущино Моск. обл., сентябрь, 1998 г.

  5. на Международной конференции по проблеме "Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности", г. Москва, ноябрь 1998 г.

Ход и результаты исследования:

С целью распространения исследовательского опыта и изучения народных художественных промыслов коренного этноса Камчатского региона исследователь участвовала в трех экспедициях:

  1. Международная экспедиция: "Этнос и природа Камчатки" совместно с американскими учеными-педагогами, этнографами Нью-Йорка, ноябрь-декабрь 1997 г.

  2. "Культура и искусство коренных народов Камчатского региона", март 1998 г.

  3. Международная экспедиция: "Использование природных материалов в традиционном народном творчестве" совместно с японскими учеными, этнографами, педагогами г. Токио, май 1998 г.

Материалы исследований позволили организовать три выставки декоративно-прикладного искусства в г. Петропавловск-Камчатский для работников образования и школьников.

Внедрение результатов исследования: разработаны содержание и методика курса "Народные художественные промыслы. Работа с природным материалом: мех и кожа", (программа, дидактические материалы и методические рекомендации) применяются в практике школ г, Петропавловск-Камчатский № 34 и № 31, а также в трансформированном виде, при обучении учителей общеобразовательных школ г. Петропавловск-Камчатский по спецкурсу "Культура народов Камчатки" на базе школы-комплекса № 33.

#

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Педагогический аспект развития творческой деятельности школьников в процессе трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства

Происходящие социально-экономические и политические преобразования, духовное возрождение и рост национального самосознания народов России актуализирует проблему сохранения их этнической самобытности в последующих поколениях.

Рассматривая проблему сохранения исторического и культурного наследия с точки зрения педагогической науки, следует особо отметить важность развития и совершенствования системы трудовой подготовки подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях. Значительная роль в этом должна быть отведена установлению взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания школьников, ее эффективному использованию в процессе трудовой подготовки учащихся.

Эстетическое воспитание молодых людей понимается как "система взаимодействии, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве" (70), Концептуальное развитие этого тезиса в педагогических, психологических, философских исследованиях, посвященных проблеме эстетического воспитания, позволяет сформулировать основной принцип ее решения: "При построении системы эстетического воспитания в современных условиях нельзя не учитывать принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействия с основами наук" (125). Иными словами, искусство, природа, человеческая деятельность представляют собой органическое единство факторов эстетического воспитания (126; 127).

Основополагающее значение для теоретического и практического решения проблем эстетического воспитания и приобщения учащихся к национально-культурным ценностям имеют работы А. Дистервега, Я.А. Коменского, М.В. Ломоносова, И. Песталоцци, Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, которые внесли свой вклад в разработку вопросов обучения и воспитания детей, учитывающих национальные особенности народного творчества в самых различных формах (36; 77; 222).

П.П. Блонский, Н.А. Корф, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Ю. Цируль, СТ. Шацкий рассматривали эстетическое воспитание как важнейший фактор гармоничного развития подрастающего поколения.

А.В. Луначарский в своих трудах подчеркивал: "Под эстетическим образованием надо разуметь систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным." Эстетическое воспитание рассматривалось не как изолированный участок работы с детьми, а как процесс, неразрывно связанный с нравственным, трудовым и физическим воспитанием.

Выдающийся русский педагог и методист Н.А. Корф утверждал, что производительная и творческая работа "... занимает детей, укрепляет их здоровье и развивает их внешние чувства, содействуя их эстетическому воспитанию" (13). Он настойчиво пропагандировал создание педагогически-ремесленных мастерских, которые являются "...школой деятельности, школой жизни и в то же время содействуют эстетическому воспитанию, возбуждая вкус к изящному, реагируя против неряшливости" (14).

К.Ю. Цируль - создатель оригинальной методики преподавания труда з общеобрз зательнои школе - а ЗРОСМ сочинении "Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания" раскрыл возможности использования ручного художественного труда для воспитания в учащихся таких качеств, как любовь и желание к труду; самостоятельность и самодеятельность; привычка к опрятности, порядку и точности; чувство форм и изящества, глазомер; общая ручная ловкость. К.Ю. Цируль подчеркивал необходимость введения педагогического ручного труда как средства художественного воспитания в виде обязательного предмета во всех учебных заведениях. Таким образом, творческая деятельность рассматривалась как основной движущий фактор воспитания молодого поколения, поскольку именно она способствует формообразованию определенного сочетания интеллектуальных эстетических, нравственных и физических качеств личности.

Как педагогической проблеме творческой деятельности школьников во взаимосвязи их с трудовой и политехнической подготовкой уделяли большое внимание П.Р. Атутов (17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 142), П.Н. Андрианов (8; 9; 10), Ю.К Бабанский (24; 25), Н.Н. Бабкин (10; 17), С.Я. Батышев (30; 31), А.К. Бешенков (10; 34; 35), В.А. Поляков (18; 19; 20; 170; 171; 172), А.Н. Придехо (240), Т.Н. Шамова (255; 256; 257), Г.И. Щукина (266) и др.

Выбору оптимальных средств, методов, организационных форм и педагогических условий, способствующих развитию творческой деятельности учащихся в процессе трудовой подготовки, посвящены научные труды П.Н. Андрианова (8; 9; 141; 186), В.Е. Алексеева (4), Г.С. Альтшуллера (5), В.Н. Андреева (6), М.М. Зиновкиной (82; 83; 84), А.В. Бычкова (44; 45; 46; 47; 141), Ю.С. Столярова (212; 213), Г.Н. Иванова (88), В.В. Темника (217) и др.

Интеллектуальное и творческое начало в деятельности школьников проявляется наиболее ярко, когда процесс их трудового воспитания осуществляется с помощью средств декоративно-прикладного искусства. Это направление получило глубокую разработку в исследованиях И.И. За-рецкой и А.Я. Журкиной (230, 60). И.И. Зарецкая считает, что формированне у школьников необходимых трудовых качеств, трудовой культуры предполагает в ряду основных непременных условий "... освоение ими общих ориентировочных основ и рациональных приемов организации познавательной и предметно-преобразующей деятельности; ... приобщение к народным трудовым и художественным промыслам; воспитание уважения и бережного отношения к культурному наследию" (230).

Выявлению воспитательных возможностей народного декоративно-прикладного искусства как одной из форм народного творчества и основы прикладных художественных работ посвящены исследования Т.Я. Шпикаловой (74; 263; 264), А.Д. Солдатенкова (207), В.Г. Смирнова (206), ЛХ. Савенковой (190) и др., направленные на воспитание любви к родному краю, природе, животным. В работах З.А. Богатеевой (37), Л.Л.. Супруна (215) рассмотрены возможности использования декир&гивно-прикладного искусства на занятиях в виде выполнения зарисовок народных орнаментов, изготовления художественных изделий. Взаимосвязь художественного и трудового воспитания в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, в том числе народным художественным промыслам, раскрыта в исследованиях СМ. Аглаевой (3), А.Т. Рыбкина (189), К.А. Скворцова (203), А.С. Хворостова (242; 243). Формированию у учащихся знаний и умений по технологии изготовления прикладных художественных изделий посвящены работы Е.Г. Кордюкова, С.Э. Мар-куцкой, Н.К. Невзоровой, К.А. Байдалиева (108; 135; 153; 26). А.А. Абросимовой, Т.Б. Митлянской, Н.Н. Каштан (2; 195). Вопросы профессиональной подготовки учителей с учетом национальных традиций народного искусства отражены в работах В.А. Бородуллина, Б.Н. Бухалова, Г.А. Поровской (28; 29; 43; 176) и др.

Во всех исследованиях подчеркивается необходимость побуждения школьников к активной творческой деятельности и предлагается выбор оптимальных методов, средств, организационных форм и педагогических условий, которые способствуют ее развитию. Так, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (122, 123, 200) с этой целью выделили содержание и признаки творческой деятельности, дали характеристику мыслительных операций, без которых эта деятельность не может осуществляться. Они выделяют в структуре творческой деятельности такие элементы, как видение новой проблемы в знакомых ситуациях; самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новые способы, построение нового способа решения, отличного от известных. П.М. Якобсон исследует творческую деятельность как многостадийный процесс, включающий: период интеллектуальной готовности; усмотрение проблемы; зарождение идеи - формулировки задачи; поиск решения; превращение принципа в систему; техническое оформление и развертывание изобретения (173).

Д.М. Скильский в своем исследовании (204) за основу организации творческой деятельности и формирования творческих способностей школьников берет процесс изготовления изделий народных художественных промыслов. Он детально раскрывает технологию работ при создании целостной вещи и рассматривает ее в совокупности с изучением опыта, традиций и приемов мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Это становится особенно убедительным, если обратиться к работам, трактующим понятие "творчество" с различных точек зрения. Так, в аспекте философии творчество понимается как духовная и практическая деятельность, которая помогает человеку быть в гармонии с окружающим миром, и результатом такой творческой деятельности является создание новых и оригинальных культурных ценностей. Русский философ Н. Бердяев в своей книге "Смысл творчества" раскрывает идею о творческом задании, которое дается человеку свыше, и его выполнение требует творческого деяния в качестве нравственного долга. Феномену творчества, которое не только связано с жизнью, но и "...фундаментально .связано со здоровьем на всех уровнях жизни" посвящены исследования ученого-философа А.И. Субетто (211). В них проанализированы механизмы творческого долголетия, рассмотрены вопросы культуры творчества и такое явление, как терапия творчеством.

Содержание трудового обучения школьников при изучении народных художественных промыслов Камчатского региона

Психолого-педагогические исследования в области теории и практики трудовой подготовки показывают, что становление духовных, творческих, трудовых и профессиональных интересов школьников во многом зависит от характера их трудового обучения и уровня развития творческой деятельности в процессе выполнения трудовых операций. Практические примеры свидетельствуют о том, что влияние этих факторов становится особенно эффективным при включении, хотя бы в малом объеме, эстетического компонента в систему трудового воспитания, традиционно применяемую в общеобразовательных школах.

Это продемонстрировала практика проведения нами в школе-комплексе № 34, а также в общеобразовательной школе № 31 г. Петропавловск-Камчатский занятий по трудовой подготовке в виде так называемых, "уроков искусства", на которых, при сочетании словесных, наглядных и практических методов обучения, учащимся предоставлялась возможность создать художественное изделие по предлагаемым образцам. В качестве последних были выбраны предметы разной степени сложности, изготовленные из природного материала (кожи) и имеющие бытовую ценность - жилет, косметичка, кошелек, сумочка, украшения. Выбор утилитарных объектов труда основывался на побудительном действии мотивов деятельности, характеризуемых нами как мотивы, вызванные удовлетворением материальных и эстетических потребностей.

В процессе художественно-трудовой деятельности школьников нами отмечается рост как манипулятивно-практического интереса (примерно 40 % учащихся, в основном 5-7 классы), так и познавательно-теоретического (17%), а также творческого (10%) интересов (старшеклассники, 8-9 классы). Изучение динамики роста интересов проводилось посредством наблюдений и фиксации результатов, а также с помощью количественного и качественного анализа вопросов учащихся, на которые они желали бы иметь ответы и разъяснения. Записи заносились нами в специальный журнал наблюдений.

За 1994 - 95 учебный год было/проведено по 8 "уроков искусства" в 5"- 9 классах, в результате которых школьники не только освоили основные технологические приемы при работе с кожей, но и получили теоретические знания из области народных художественных промыслов Камчатского региона. Опрос школьников, проводимый нами по окончании учебного года, позволил выявить следующее соотношение мнений о целесообразности соединения технологических и эстетических элементов в системе трудовой подготовки школьников (приведены усредненные данные):

1. Вопрос: "Хотелось бы вам уделять больше учебного времени изготовлению художественных изделий?"Ответы: Да - 65 %; нет - 20 %; не знаю -15%

2. Вопрос: "Приносят ли Вам удовлетворение результаты или процесс Вашего труда на уроках искусства?" Ответы: Да - 80 %; нет, потому, что ничего не получается - 10 %; нет, потому, что все слишком просто - 4 %; не знаю - 6 %

3. Вопрос: "Хотелось бы вам расширить свои знания в области декора тивно-прикладного искусства и овладеть технологическими навыками и умениями в работе с кожей и мехом в процессе трудового обучения?" Ответы: Да - 61 %; нет - 20 %; не знаю -19%

Следует отметить, что большая часть положительных ответов на 3-й вопрос была получена от учащихся 8-х и 9-х классов, уже имеющих определенную теоретическую базу благодаря изучению общеобразовательных предметов и проявляющих достаточно высокую интеллектуальную активность.

Полученные результаты опроса свидетельствуют о наличии у большинства учащихся потребности заниматься художественной творческой деятельностью. К ним же можно условно отнести пассивных респондентов (ответ "не знаю"), поскольку при определенных педагогических условиях существует большая вероятность позитивного развития их интересов.

Выявленные тенденции стали основанием для проведения нами обследования ряда городских и сельских школ Камчатского региона с целью изучения характера трудового обучения школьников в аспекте использования средств декоративно-прикладного искусства в учебном процессе. Это сельские школы Корякского автономного округа в п. Оссора, п. Карата, п. Тымлат, п. Ильпырь; сельские школы Камчатской области в п. Эссо, п. Анавгай, п. Мильково; ряд школ в г. Петропавловск-Камчатский.

Уже на первом, ознакомительном, этапе обследования обнаружились принципиальные отличия в подходе к организации трудового обучения в сельских и городских школах. Если последние готовили молодых людей к общественно-полезной трудовой деятельности путем освоения распространенных стандартных рабочих приемов и операций, без профессиональной или эстетической направленности, то в сельских школах наблюдалось противоположное явление.

В большинстве из них (около 94 %) трудовое обучение строилось по образу и подобию исконных народных художественных промыслов на основе традиций и опыта народных мастеров. Эстетическое начало в учебном процессе сельских школ Камчатского региона усиливалось внеклассной досуговой деятельностью учащихся, выражающейся в занятиях кружковой работой, участии в народных праздниках, национальных играх, демонстрации национальных обычаев, национальной одежды коренных этносов и их кулинарного искусства. Такое дополнительное, внешкольное образование способствовало глубокому восприятию народной культуры и повышало качественный уровень трудовой подготовки школьников.

Следует отметить, что в некоторых селах Камчатского региона, например, в с. Мильково, наблюдалось такое явление, как фактический перенос процесса эстетического и трудового воспитания молодежи в сферу внешкольной досуговой деятельности. Это оказалось возможным в силу жизненной специфики сельского населения (обособленность поселков и большие расстояния между ними, малая численность жителей, наличие родственных связей), которая создала предпосылки добровольной, практически всеобщей занятости молодежи в досуговых центрах: Доме творчества, школе искусств и др., где имеются различные кружки художественного творчества. Так, например, в с. Мильково молодежь активно посещает Дом творчества, где под руководством опытных преподавателей-мастеров она обучается изготовлению различных художественных изделий из природных материалов: глины, бересты, дерева, кожи, меха, травы.

Организация и осуществление трудовой подготовки школьников городских школ во многом отличается от подготовки в сельских школах. Это объясняется следующими объективными обстоятельствами. Род занятий сельского населения Корякского автономного округа, (оленеводство, рыболовство, охота и др.), среди которого преобладают представители коренных этносов, не претерпел заметных изменений с давних времен и занятия декоративно-прикладным искусством, в том числе и народными художественными промыслами, являются для него естественным жизненным компонентом, воплощающим национальную культуру, национальное самосознание и удовлетворяющим духовные, материальные и эстетические потребности. В силу обособленности и малочисленности этнических групп, образующих сельские поселки, в их среде бережно сохраняются народные традиции и опыт предков, которые передаются из поколения в поколение посредством приобщения детей к культурным ценностям в семье, школе и вне школы в досуговой деятельности,

В городе, где национальный состав населения неоднороден, мы наблюдали противоположную картину. В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, и развитием, в первую очередь, в городской среде, рыночных отношений, происходит переориентация населения, и особенно молодежи, на другие ценности, имеющие скорее материальное, нежели эстетическое и культурное значение. Занятия художественной деятельностью уходят на второй план, фабрики по производству художественных изделий народного декоративно-прикладного искусства закрываются, не выдерживая конкуренции с производством товаров массового спроса. Соответственно, учащуюся молодежь как потенциальных будущих работников в сферах общественной жизни ориентируют в процессе школьной трудовой подготовки, в основном, на прагматическую деятельность, не связывая трудовое обучение с культурными традициями и пренебрегая эстетическими установками. Таким образом, городские школьники отторгаются от народного искусства и постепенно утрачивают духовную связь с предыдущими поколениями.

Об этом явлении свидетельствуют результаты опросов школьников, проведенных нами на втором, диагностическом, этапе нашего обследования школьных учреждений. Всего было опрошено 350 городских и 105 сельских школьников. Опрос проводился посредством анкет (приложение 3), а также индивидуальных и групповых бесед. Предложенные респондентам анкеты имели следующие цели: анкета № 1 - определение отношения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству и к народным художественным промыслам; анкета № 2 - определение объема знаний об укладе жизни и культуре коренных этносов Камчатского региона; анкета № 3 - определение условного уровня творческой активности учащихся при изготовлении художественных изделий.

На вопросы анкеты № 1, касающиеся интереса к декоративно-прикладному искусству и желания заниматься изготовлением художественных изделий, положительный ответ дали 90 % сельских школьников (из них 87 % уже реально занимаются художественным творчеством) и 15 % городских (из них 70 % еще только высказали желание заниматься изготовлением изделий).

В анкете № 2 на вопросы, связанные со знанием этнических групп Камчатского региона, их обычаев, традиций, уклада жизни, от сельских школьников получено положительных ответов (названо 2 и более объектов) - 75 %, неудовлетворительных ответов (назван 1 объект) - 15 %; 10 % учащихся назвали лишь ту этническую группу, а также обычаи, традиции, обряды, праздники, к которой они принадлежат сами. Городские школьники, в среднем, назвали более 3-х этнических групп - 51 %, но при этом проявили неудовлетворительные знания обычаев, традиций и пр. -82 %.

Методические условия развития творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов

Под творчеством понимается совокупность приемов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира (5).

Теоретические и практические исследования в области детского творчества показывают, что основным движущим фактором творческой деятельности школьников в процессе трудовой подготовки является субъективная новизна компонентов трудового процесса. С психологической точки зрения она равноценна фактору социальной значимости труда взрослых, но в деятельности учащихся акцент смещается в направлении раскрытия ее процессуальной стороны: освоение новых способов, технических средств, приемов труда; овладение технологическим процессом и его модернизация; получение нового продукта трудовой деятельности в результате творческого процесса. Все это является новым лишь для самого школьника, однако порождает стремление к поиску, дает возможность понять суть творческого процесса, пробуждает познавательный интерес, желание испытать свои силы.

Психолог Выготский Л.С. в своих трудах отмечал: "...стоит здесь цель выработки не определенного количества умений, но известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке". Он предложил новую формулу в обучении: "Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию" (119).

Однако, без систематического и целенаправленного педагогического руководства эти устремления могут не получить развития из-за ограниченности жизненного и познавательного опыта учащихся и, как следствие, слабого развития самостоятельности, определенной незрелости в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), недостаточного развития навыков творческого применения знаний в практической деятельности. При планировании педагогического процесса мы исходили из того, что развитие творческой деятельности школьников в процессе их трудового обучения определяется как внешними, так и внутренними, личностными факторами в их тесном взаимодействии.

Овладевая практическими знаниями в культурной и технологической областях, умениями и навыками интеллектуальной я практической работы, школьники готовятся к участию в создании духовных и материальных ценностей, включаются в производственный труд, реализуют установку на преемственность опыта и знаний предыдущих поколений. Этим создаются наиболее благоприятные условия для формирования мотивов творческой деятельности учащихся (потребностей и интересов, наклонностей и способностей), умственных, нравственных трудовых качеств социально активной личности (10, 18, 20).

Разрабатывая программу "Народные художественные промыслы. Работа с природными материалами: мехом и кожей" как содержательную основу методики, мы стремились методами декоративно-прикладного искусства усилить творческий резонанс, создаваемый педагогическим воздействием на активизацию познавательной деятельности школьников, их эстетическое, духовно-нравственное и трудовое становление путем использования эффективных методов, форм и средств проблемно-поискового свойства.

Сущность процесса развития творческой деятельности школьников мы видим в трансформации мотивов их деятельности (их потребностей и интересов, наклонностей и способностей) в зависимости от сформированности знаний, умений, навыков и качеств творческой личности, которые каждый раз на каждом уровне создавали основу для нового, более качественного "скачка" в развитии творческих устремлений. Такая "резонансная" модель развития творческой деятельности школьников на базе психологических характеристик личности и теоретико-практического "взросления" может быть условно представлена в виде схемы, приведенной на рис.8

Строя педагогическую работу по этой модели, мы определяли возрастные уровни (5, 6, 7, 8 и 9 классы) как этапы развития творческой деятельности - от неумения мысленно видеть свои действия и способности, только манипулировать имеющимися вещами по указанию педагога (1-й этап) до способности анализировать внутреннюю структуру трудового процесса и предметов труда и на основе этого строить свое решение проблемы, мобилизуя имеющиеся знания, умения, навыки и постоянно совершенствуя их (5 этап). (141)

Для возможности осуществления с большей частотой периоди ческих диагностических исследований и необходимых корректиро вок педагогических условий в процессе развития познавательно творческой деятельности школьников, мы заложили указанную вы ше модель в компьютерную программу с вводом исходных личност ных параметров каждого ученика, участвующего в эксперименте: мотив деятельности, потребностей, интересов, на клонностей, социально значимых качеств (трудолюбия, самостоятельности, эстетического отношения действительности и др.). Параметрический ряд определялся с использованием таких диагностических средств, как соответствующие вопросы, задаваемые школьникам, беседы с ними, учителями и родителями, наблюдения, тесты на оценку уровня творческого потенциала (приложение 7), конкурентоспособности, интеллигентности, трудолюбия и работоспособности, способности к саморазвитию и самообразованию

Похожие диссертации на Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (На прим. Коряк. авт. округа)