Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо Никитина Нюргуяна Гаврильевна

Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо
<
Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Нюргуяна Гаврильевна. Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Никитина Нюргуяна Гаврильевна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2010.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1282

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы приобщения учащихся начальных классов к героическому эпосу олонхо

1.1. Героический эпос олонхо как феномен духовной культуры народа саха 11

1.2. Психолого-педагогические предпосылки приобщения учащихся начальных классов к героическому эпосу олонхо 29

1.3. Проблемы приобщения учащихся начальных классов к эпическому наследию народа 48

Выводы по 1 главе 69

Глава 2. Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо

2.1. Система поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к олонхо 72

2.2. Методы и приемы поэтапного приобщения учащихся начальных классов к героическому эпосу олонхо 87

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 139

Выводы по 2 главе 157

Заключение 158

Библиография 160

Приложение 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из целей литературного образования в современной школе является приобщение учащихся к искусству слова, что способствует развитию художественно-эстетического вкуса, творческого потенциала учащихся, формированию их нравственных позиций.

25 ноября 2005 года героический эпос Олонхо провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим в Республике Саха (Якутия) принята Государственная Целевая программа по сохранению, изучению и распространению олонхо. Подпрограммой «Олонхо и будущее поколение» предусмотрена реализация воспитательного и развивающего потенциала олонхо в условиях поликультурной среды посредством приобщения детей к национальному эпосу, начиная с дошкольного возраста и по 11 класс средней школы.

Анализ методической литературы, знакомство с опытом работы учителей начальных классов, констатирующий эксперимент, проведенный в школах Республики Саха (Якутия), показали, что проблема приобщения детей младшего школьного возраста к героическому эпосу олонхо исследована недостаточно, не реализованы возможности олонхо в процессе их воспитания и развития, что этот феномен духовной культуры народа саха, существующий тысячелетиями, недостаточно используется в формировании личности учащихся начальных классов якутской школы, а приобщение детей к олонхо возможно при организации соответствующей учебной деятельности. В данном случае такой учебной деятельностью являются уроки чтения олонхо с соблюдением жанровой специфики самого произведения и использованием взаимосвязанных видов искусства: живописи, музыки, театра.

Сложившаяся ситуация приводит к противоречию между необходимостью обновления содержания и методов литературного чтения в начальных классах якутской школы и существующим реальным положением дела, в частности, проблемой чтения героического эпоса олонхо; между потребностью учителей в научно обоснованном подходе к изучению данной проблемы и ее неразработанностью в начальной школе вообще; между возрастающей необходимостью формирования квалифицированного читателя и содержанием школьной программы по литературному чтению.

Вышесказанное определило актуальность данного исследования и обусловило выбор научной темы: «Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо».

Изучение научно-методической литературы по теме диссертационного исследования и опыт работы учителей начальных классов определили проблему исследования: выбор содержания учебного материала, поиск наиболее эффективных методов приобщения младших школьников к олонхо на уроках чтения, что вызывает интерес учащихся к данному жанру устно-поэтического творчества, стимулирует их самостоятельную познавательную деятельность и формирует положительные мотивы к чтению произведений фольклора, способствует их духовно- нравственному развитию.

Объект исследования: процесс поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к эпосу олонхо на уроках чтения.

Предмет исследования: содержание, оптимальные пути и методы поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке соответствия содержания эпоса олонхо и эффективности методической системы работы над данным жанром устно-поэтического творчества на уроках чтения в начальных классах якутской школы.

На основе изучения состояния исследуемой проблемы в теории и практике приобщения детей к олонхо в начальной школе, а также результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, выдвинута следующая гипотеза: методика поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к олонхо будет эффективной, может вызвать интерес детей к чтению произведений данного жанра устно-поэтического творчества и способствовать пониманию их идейно-художественного богатства, если:

- учитываются возрастные особенности восприятия и понимания младшими школьниками крупных эпических жанров фольклора;

- выбран оптимальный вариант содержания учебного материала на уроках чтения в якутской начальной школе;

- разработана методическая система поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо на уроках чтения, определены специфические методы и приемы, вытекающие из художественной природы изучаемого произведения;

- использованы на уроках чтения смежные виды искусства (живопись, музыка и театр), связанные с синкретической природой устно-поэтического творчества народа саха.

Для достижения поставленной цели исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

1) осуществить анализ изучаемой проблемы в философской, литературоведческой, психолого-педагогической и научно-методической литературе с целью уточнения теоретических подходов к освоению младшими школьниками героического эпоса олонхо как феномена духовной культуры народа саха;

2) изучить современное состояние приобщения детей младшего школьного возраста к олонхо в контексте их литературного развития и с учетом уровня целостного эмоционального восприятия ими текстов произведений устно-поэтического жанра;

3) разработать и экспериментально апробировать методическую систему поэтапного приобщения учащихся начальных классов к олонхо на уроках чтения;

4) показать специфические средства и приемы поэтапного приобщения учащихся начальных классов к олонхо, вытекающие из художественной природы данного жанра, с использованием смежных видов искусства на уроках чтения.

Методологической основой исследования являются: философские и психолого-педагогические положения о воспитании в работах Г.С. Батищева,
М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева и др.; о роли образования как «транслятора культуры» в социальном наследии в трудах В.С. Библера, Б.М. Бим-Бада,
Г.И. Ильина и др.; исследования феномена народной культуры у
Н.А. Бердяева, Д.С. Лихачева и др.; социально-философские концепции о человеке как о высшей ценности и субъекте общественного развития у Аристотеля,
М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Б.Т. Лихачева,
В.С. Соловьева и др.; психологическая теория развития личности как субъекта деятельности, ее творческой активности у Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Н.И. Непомнящей, В.А. Петровского,
С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.; положения личностно-ориентированной педагогики у Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского,
И.С. Якиманской и др.; концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России у А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова; психолого-педагогические исследования, рассматривающие восприятие художественного произведения как творческий процесс духовного взаимодействия писателя и читателя, обосновывающие приоритет духовного в развитии личности у Л.С. Выготского, О.И. Никифоровой, П.М. Якобсон и др.; исследования по методике чтения, ориентированные на поиск творческих методов и приемов изучения художественного произведения у Т.С. Зепаловой, Г.Н. Кудиной,
В.А. Левина, З.Н. Новлянской, Н.Н. Светловской и др.

Методы исследования: теоретический (изучение и анализ отечественной литературы по эстетике, литературоведению, психологии, педагогике и методике преподавания литературы в школе в аспекте темы исследования); социолого-педагогический (анализ учебных программ, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы, анкетирование и опросы учителей и учащихся); экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Базой исследования явились начальные классы Якутской городской национальной гимназии и ее филиала – лингво-культурологической школы «Айыы кыата», Таратской неполной средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, определена гипотеза, подготовлены экспериментальные материалы, серия констатирующих срезовых работ, проведено анкетирование с целью выявления особенностей восприятия героического эпоса олонхо учащимися начальных классов.

На втором этапе (2003-2005 гг.) разработана методическая система приобщения учащихся начальных классов к героическому эпосу олонхо на уроках чтения, определены специфические методы и приемы изучения олонхо.

На третьем этапе (2006-2008 гг.) систематизированы и обобщены полученные данные формирующего и констатирующего срезов, осмыслены теоретически, уточнены и откорректированы основные положения исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования:

- дано философское, литературоведческое, психолого-педагогическое обоснование приобщения младших школьников якутской школы к героическому эпосу олонхо на уроках чтения;

- выявлены принципы и критерии отбора текстов олонхо в качестве содержания учебного материала на уроках чтения в начальной школе;

- разработана методическая система поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к эпосу олонхо на уроках чтения, определены специфические методы приобщения детей к олонхо с соблюдением народных традиций сказительства и использованием смежных видов искусства на уроках чтения, исходящие из синкретической природы устно-поэтического творчества народа саха.

Теоретическая значимость исследования: определены научно-теоретические основы поэтапного приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо; показано современное состояние приобщения младших школьников к героическому эпосу олонхо и некоторые пути реализации педагогического потенциала олонхо в условиях личностно-ориентированного обучения и воспитания; доказано, что олонхо как учебный материал доступен детям и важен для их языкового и эстетического развития, учащиеся увлекаются динамично развивающимся сюжетом олонхо, музыкально-ритмическим строем его поэтической речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложена теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методическая система приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо. Результаты исследования могут быть использованы в процессе изучения олонхо на уроках чтения в якутской школе, при разработке школьных программ, учебников, учебных и методических пособий, при составлении различных видов заданий, повышающих интерес к изучению фольклора и уровень творческой самостоятельности учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и содержащихся в нем выводов подтверждаются данными опытно-экспериментальной работы, которые получили положительную оценку на республиканских курсах повышения квалификации учителей начальных классов и учителей якутского языка, литературы и национальной культуры, на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, методических семинарах в г. Якутске, в Мегино-Кангаласском улусе (районе).

На защиту выносятся следующие положения:

- Эстетическая природа героического эпоса олонхо, его созидающий педагогический и всечеловеческий духовно-нравственный потенциал, насыщенный гуманистическими, гражданскими идеями, способствует реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

- Младший школьный возраст, отличающийся яркостью восприятия, впечатлительностью, своеобразием эмоциональной сферы, мышления и воссоздающего воображения, играет большую роль в творческом постижении произведений искусства слова, в частности, героического эпоса олонхо, поэтическая речь которого насыщена выразительными и изобразительными средствами родного языка.

- Методическая система приобщения младших школьников к героическому эпосу олонхо, вытекающая из художественной специфики этого жанра устно-поэтического творчества, пробуждает живой интерес к данному жанру словесного искусства, обусловливает их эстетическое и литературное развитие.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены на международной научно-практической конференции «Великая этнопедагогическая миссия женщины» (Чебоксары, 2006); на форуме просветителей олонхо (Якутск, 2006); международной научно-практической конференции «Эпическое наследие и духовная культура народов Евразии: истоки и современность» (Якутск, 2007); межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования» (Якутск, 2004); научно-практической конференции «Духовность и гуманизация образования» (Якутск, 2001).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Героический эпос олонхо как феномен духовной культуры народа саха

Возвращение к народности воспитания детей посредством приобщения их к культурным ценностям родного народа выступает настоятельной и приоритетной необходимостью. На современном этапе развития общества выработанные народом традиции воспитания подрастающего поколения формируют истинную культуру человека. Культуру можно рассматривать как универсальный способ обеспечения исторической преемственности на уровне индивидуального человеческого бытия и на уровне организации в жизнедеятельности социальной группы. В живой связи поколений, которая обеспечивается процессом воспитания, сохраняются главные ценностные ориентиры. Международная конференция «Образование и культура», организованная ЮНЕСКО (1995), считает духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактует культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, к фольклору. Сохранение и возрождение национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к устному народному творчеству. С точки зрения науки, фольклор — это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

В исследовании мы обращаемся к одному из приоритетных направлений в современной национальной культуре - фольклору, который выступает древним способом постижения культуры родного народа, интегрирующим когнитивное и ценностное начало. Своими корнями культура уходит в вековые народно-поэтические традиции, вырастает на их основе и является органическим и закономерным их продолжением в новых исторических условиях. Именно культура народа является исторически первым, эмоциональным путем освоения действительности.

«Фольклор (англ. folk-lor) - народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Фольклористика - наука о народном поэтическом творчестве (фольклоре)» [211, с. 585]. Так точно, кратко, лаконично Б.А. Введенский дает определение широкомасштабному понятию — фольклор. Термин принят в международной науке и в переводе означает мудрость народа.

А.С. Каргин дает следующее определение: «Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой - определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор - это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия» [72, с. 182].

Рассматривая фольклор с эстетической и социологической точек зрения, нужно отметить мнение философа М.С. Колесовой, которая считает, что «фольклор - это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая: 1) по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс; 2) по форме является искусством; 3) имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ; 4) выполняет как эстетические, так и практические функции» [75, с. 8].

Фольклор национален, в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное. «У каждой национальной культуры - пишет А.И. Арнольдов, - есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира... Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал» [4, с. 5].

Д.С. Лихачев отмечает потерю различных важных элементов в народных произведениях, которые были вызваны не столько человеком, сколько навязываемой политикой и обстановкой в жизни этноса. «Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это - важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запомнить то, что нужно, и запомнить постепенно, иногда мучительно трудно, путем продолжительных ошибок, и вопреки порой трагической гибели величайших ценностей» [94, с. 64].

Каждый народ имеет свои особенности развития и бытия. Но на эти особенности также влияют некоторые факторы — географическое положение, климатические условия, исторические предпосылки. Каждая нация находит свои формы самовыражения с определенной идеей и смыслом. А.И. Арнольдов отмечает: «Культура не может существовать вне национального самовыражения. Национальное связано с конкретно-историческими особенностями народа и представляет собой не столько форму культуры, сколько ее содержание и всю структуру духовной жизни» [4, с. 3].

Специфические свойства культуры народа сказываются не только на всей истории страны, но и на каждом отдельном индивидууме. Человек не может жить в отрыве от своих корней, он растет и впитывает культуру своих предков. По мнению Д.С. Лихачева, отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера, он является частью общества и частью его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности, отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание.

Культура является основой развития отдельной личности и общества в целом. Культура отдельного народа специфична, поэтому все нации такие разные, но смысл, идея высоконравственного, художественного видения мира связывает всех. А.И. Арнольдов считает, что культура, несмотря на постоянные интеллектуальные изменения, является фундаментальной основой общественного развития, одним из продуктивных средств формирования и становления человека.

Культура каждого этноса специфична, но постоянное взаимодействие народов разных стран сближает их творчество. Культура одного народа не может жить отдельно, как и человек не может существовать вне этого процесса. Сложный акт слияния и сосуществования культур разных народов необходим каждому из них. Благодаря этому непростому действию, идет обогащение культуры отдельного народа. Расширяются границы и возможности знаний друг друга. Как отмечает А.И. Арнольдов: «В духовной взаимосвязи мира каждая национальная культура тесными нитями неизбежно связана с другими и зависит от них. ...Вообще национальная культура так создана; что своего полного расцвета она достигает только тогда, когда вдохновляет и обогащает другие культуры» [4, с. 7].

По мнению академика Д.С. Лихачева, культура объединяет народы. Автор считает, что чем выше культура нации, тем больше в ней нуждаются соседи и последующее поколение, тем больше она сама нуждается в освоении других культур. Чем ниже культура, тем безразлична она к культуре других стран и эпох. Чем выше культура народа, тем сильнее в ней связующие нити, тем она миролюбивее, тем она социальнее.

Национальная культура - это исторически сложившаяся система знаний, традиций, духовных ценностей характерных для конкретного региона и населения. Особенности этноса влияют на формирование национального самосознания. Соотнесение себя как представителя определенного народа с другими вызывает чувство патриотизма и гордости за себя и свой народ. Национальное самосознание — это осознание себя как личности, являющейся частицей той истории и культуры народа, представителем которого является человек. «Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории своими ценностями и традициями. Отрыв от национальных корней приводит к национальному нигилизму и духовному вакууму, заполняющемуся внешней искусственно созданной духовностью» [5, с. 133].

Проблемы приобщения учащихся начальных классов к эпическому наследию народа

В трудах многих выдающихся педагогов-исследователей разных эпох и времен (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский и др.) глубоко развита мысль, что из всех видов и жанров словесного творчества дети отдают предпочтение народной поэзии, в том числе и героическому эпосу.

"Очень полезно, - советовал В.Г. Белинский - и даже необходимо знакомить детей с русскими народными песнями, читать им, с небольшими пропусками, стихотворные сказки (т.е. былины)». Великий критик подчеркивал, что русский поэт еще "в младенчестве слышал сказки о могучих богатырях, о храбрых витязях, о прекрасных царевнах и княжнах, о злых колдунах, о страшных домовых, он с малолетства приучал свой слух к жалобному протяжному пению родных песен" [18, с. 252]. Слушание в детстве народных произведений, и в том числе богатырских "сказок", он рассматривал как первую школу литературного образования. В.Г. Белинский считал, что необходимо знакомить учеников начальной школы с древнегреческой мифологией, так как "греческие мифы представляют собою развитие в поэтических, пленительных образах глубочайшего философского содержания; в них заключается вся мудрость эллинская, которая навсегда останется мудростью человеческой", и рекомендовал для чтения произведения Гомера. Он допускал чтение произведений Гомера с некоторыми пропусками, а иногда с незначительными переделками. Но такие изменения должны быть минимальны и продиктованы необходимостью. При передаче материала, по мнению В.Г. Белинского, самое главное - сохранить поэтический колорит подлинника, «потому что этот колорит составляет смысл и душу творений великого старца», нельзя разрушить его очарование, превратив поэму в глупые сказки. Такое отношение автора к интерпретации поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» дает пример подхода к обработке мифов для детей. Он отмечал, что в созданиях Древней Греции «вся красота, изящество, художественность». Следовательно, знакомить детей с этой красотой надо так, чтобы не пролить ни единой ее капли, не исказить ее в кривом зеркале нашей невежественности [18].

Л.Н. Толстой, относя былины к лучшим художественным произведениям для чтения их детям, писал: «Нельзя поверить, с какою постоянно новою охотой читаются все без исключения подобного рода книги, даже сказания русского народа, былины и песенки... Я заметил, что дети имеют более охоты, чем взрослые, к чтению такого рода книг; они перечитывают их по несколько раз, заучивают наизусть, с наслаждением уносят на дом и в играх, и в разговорах дают друг другу прозвища из древних былин и песен» [106, с. 534]. Объясняя, как нужно обучать детей чтению данного произведения, высказал весьма ценную мысль о том, что для того, чтобы ученье шло успешно, нужно соблюдать два основных требования: «Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях» [183].

Известный детский писатель и исследователь детства К.И. Чуковский на основе длительных наблюдений за развитием детей установил интерес детей 6-7 лет к героическому эпосу, мифам, сказаниям и легендам древних времен в книге «От двух до пяти». Рассказывая о собственном опыте развития в детях «здорового эстетического вкуса», он подчеркивает: «Надежным материалом для достижения такой воспитательной цели послужил мне, конечно, фольклор -главным образом, героический эпос. Я читал своим детям и их многочисленным сверстникам былины, «Одиссею», «Калевалу» и убедился на опыте, как нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии. Нужно исподволь приучать их к непривычному для них складу речи, и они будут готовы часами слушать эти гениальные поэмы, в которых много очаровательной детскости. Сама лексика этих поэм, поначалу якобы чуждая детям, отпугивающая их своей архаичностью, будет воспринята ими как близкая, живая, понятная, и они не только полюбят ее, но и введут в свой речевой обиход, что неминуемо должно повлиять на их речевое развитие» [207].

Как видим, в методической науке изучение эпоса в начальных классах не имеет традиций. Поэтому в поисках решения проблемы методики приобщения младших школьников якутской школы к героическому эпосу олонхо мы обратились к исследованиям методистов русской и национальной школы.

В русских школах вопросы изучения былины рассмотрены М.А. Рыбниковой, В.В. Голубковым, В.Ф. Фроловой, Г.К. Бочаровым, С.А. Смирновым, Л.А. Уховой-Соломиной, Н.А. Никитиной, Н.В. Душкиной и другими. Мнения М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова убеждают нас в том, что былина, становясь учебным материалом на уроках чтения, должна изучаться, прежде всего, именно со стороны ритмико-мелодической специфики речи. В.В. Голубков в учебнике «Методика преподавания литературы» в разделе «Устная народная поэзия» отмечает, что не следует излагать былины своими словами, так как былина немыслима без присущей ей стихотворной формы, а пересказ сильно исказит былину и может лишить ее всякого обаяния. Лучше предложить ученикам заучить наизусть небольшие отрывки, в особенности те, которые им нравятся [51].

М.А. Рыбникова в «Очерках по методике литературного чтения» пишет: «Содержание былины интересно и увлекательно для детей, и пусть тут же, после чтения, учащиеся выскажутся. При этом совсем не обязательно ставить вопросы, нужно просто самому учителю сказать о теме былины, о кочевниках, и учащиеся подхватят его слова и заговорят об Илье Муромце, как о своем герое» [165, с. 70].

Л.А. Ухова-Соломина в книге «Методика изучения в школе устной народной поэзии» [194] отмечает, что учителя нарушают эстетическое восприятие былины, если они ее пересказывают или предлагают учащимся передавать ее содержание «своими словами». Таким пересказыванием они отрывают содержание былины от стихотворной формы, без которой содержание немыслимо. Автор подчеркивает, что былина должна быть воспринята учащимися как стихотворное произведение, сила которого в ритмической организации идейно-эмоционального содержания. Важно, чтобы учащиеся почувствовали этот ритм, плавность течения стихотворной речи и развертывания мыслей, их необходимость для уяснения смысла былины [194, с. 33].

Н.В. Душкина в диссертационном исследовании «Методика обучения младших школьников чтению былин» (1996), подчеркивая важность специфики восприятия детьми речевого аспекта былинного текста, пишет: «Вопрос воссоздания и восприятия ритмики и мелодики неизмеримо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Он связан не только с красотой произнесения текста, с музыкальностью фразировки, но и с морально-этической стороной общения читателей или слушателей былинного текста с его создателями, ибо в аспекте формирования ребенка-читателя чтение былин — это «присвоение» опыта предков, и речь сказителя - это единственный источник, позволяющий прикоснуться к опыту предков, восхититься им, захотеть освоить его, т.е. принять по форме и содержанию» [56, с. 54]. Далее автор советует: при знакомстве с былинами нужно найти. такие способы обучения, чтобы язык былин, со всеми его особенностями и трудностями, воспринимался детьми во всей его поэтичности, смысловом богатстве, обилии семантических и художественных оттенков. Такое чтение былин, пишет автор, будет способствовать воспитанию слуховой культуры учащихся, освоению эстетической нагрузки слова, эстетической выразительности предложения, овладению стилистической и интонационно-произносительной системой языка [56, с. 39].

Героический эпос является истоком смежных видов искусства: изобразительного, театрального, музыкального — и это удовлетворяет потребность детей младшего школьного возраста в творческой, игровой деятельности. По мнению авторов статьи «Опыт нового подхода к изучению былин» Т.С. Зепаловой и М.Д. Пушкаревой, для успешного приобщения детей к художественным ценностям героического эпоса необходимо создать в классе эмоционально-нравственную атмосферу. И здесь наиболее знакомым и результативным путем с точки зрения поставленной цели авторы считают обращение к смежным видам искусства — живописи и музыке. "В картине и музыкальных произведениях мы видим активное эмоциональное средство возбуждения детской фантазии, источник возникновения ассоциативных представлений, необходимых для эстетического отклика на эпические образы былины" [66, с. 44]. По их мнению, музыка и живопись выступают не только в роли эмоционального фона, стимулирующего усвоение былины, а как равноправные объекты эмоционального восприятия, переживания и осмысления: «Осознание впечатлений, полученных от произведений живописи, музыки и искусства слова, — пишут авторы, — важно не только для установления общности настроений и творческих задач их создателей, но, главным образом, для того, чтобы сформировать у учеников первое представление об эпичности как особой возможности искусства передавать огромные, общезначимые события и явления, как особом свойстве художественного повествования, которое выражается особой манерой, особой интонацией и ритмом. Речь идет не о понятии, а о формировании у учащихся инстинктивной ориентации в новом опыте восприятия — знакомстве с былиной» [66, с. 45].

Методы и приемы поэтапного приобщения учащихся начальных классов к героическому эпосу олонхо

На этапах чтения олонхо в целях развития умственной деятельности учащихся проводятся различные творческие упражнения. Качество аудирования, чтения, восприятия прочитанного текста зависит от активности учащихся и формирования у них положительных мотивов выполнения различных учебных заданий. В ходе реализации экспериментальной программы типовая структура уроков чтения олонхо включала в себя четыре последовательно развивающихся, взаимодополняющих этапов:

1 этап — подготовка детей к целостному эмоциональному восприятию изучаемого материала; 2 этап — чтение текста олонхо; 3 этап — организация беседы и обмена мнением о добре и зле; 4 этап — выполнение творческих работ по содержанию прочитанных текстов олонхо.

Вопросы и задания, предлагаемые учащимся на каждом этапе урока, преследуют цель активного привлечения учащихся к познавательной деятельности. Однако, не все вопросы и задания учащиеся выполняют самостоятельно, некоторые из них становятся опорными заданиями для выполнения коллективной работы над текстом.

Рассмотрим цели и задачи каждого этапа урока:

Первый этап - подготовка детей к целостному эмоциональному восприятию изучаемого материала. От успеха создания целевой установки зависит эффективность дальнейшей работы над текстом олонхо. Главной из них является определение наиболее целесообразных, органичных для самой природы изучаемого художественного произведения методов и приемов формирования целевой установки [143, с. 40]. Важнейшим условием для восприятия искусства слова К.С. Станиславский считал творческую, духовную деятельность человека, в которой как исходную опору выделил работу воображения [175, с. 191]. Именно воображение оживляет язык, образы, открывает путь в мир произведения. Вот почему важна целенаправленная и систематическая работа по пробуждению и развитию умения слышать и видеть «живое слово», то есть умения творческого воображения. Развитие навыков слухового восприятия, воссоздающего воображение, требует от учителя систематической работы.

В экспериментальной работе мы, опираясь на труды Е.И. Рогова [158, с. 467], использовали психологические приемы развития воображения: «Не может быть», «Волшебный карандаш», «Что было бы, если бы...», «Перевоплощение», «Групповая картина», а также методические приемы «Если бы...», «Словесное рисование», опирающиеся на учение К.С. Станиславского.

Олонхо изобилует названиями местностей, именами людей и непонятными для учащихся словами. Поэтому целесообразно проводить словарную работу до чтения текста, где учащимся объясняется толкование и значение отдельных слов и выражений, что облегчает слуховое восприятие изучаемого текста учащимися. Чтобы выиграть время, непонятные слова можно проецировать на экране или демонстрировать в виде таблицы. В начальных классах дети быстро усваивают новые слова, когда объяснение их значений сопровождается показом иллюстраций, натуральных объектов и муляжей. Экскурсии, коллективный просмотр различных картин и иллюстраций, беседа учителя, отгадывание загадок проводимые на подготовительном этапе изучения текста олонхо, способствуют целостному эмоциональному восприятию содержания изучаемого произведения.

На данном этапе целесообразно проводить в начальных классах эвристические беседы об искусстве олонхосута, об олонхо. Искусствоведы о такой беседе подчеркивают следующее: «Беседа предоставляет возможность духовного общения ребенка с величайшими шедеврами художественной культуры. Часто именно беседа, «одухотворенное слово» о музыке, изобразительном искусстве становится „пробуждающим импульсом», первым шагом ребенка к искусству и творчеству. Для учителя беседа об искусстве — не только средство передачи детям информации, знаний, но и возможность диалога с детьми, возможность понимания и развития их внутреннего мира, а также возможность саморазвития, накопления и совершенствования профессионального опыта, проявления собственной индивидуальности» [81]. Вводная беседа обуславливает целостное эмоциональное восприятие содержания изучаемого художественного произведения, правильное понимание идеи, поведения персонажей [27, с.75].

Успешность процесса подготовки детей к чтению героического эпоса олонхо определяется мастерством учителя, его умением организовать целевую установку, адекватную самой природе изучаемого произведения.

Комплекс методов и приемов организации целевой установки на изучение произведения разнообразен. Каждое произведение искусства слова имеет свои особенности и требует особого отношения, соответствующего только его жанровой специфике, сочетания методов и приемов организации целевой установки.

Второй этап - чтение текста олонхо. При условии, если формирование целевой установки шло в правильном русле, интерес к произведению возрастает, чтение становится желанным, личностно значимым. Во время экспериментального обучения возникла проблема поиска из известных методов и приемов организации чтения наиболее целесообразных при первичном ознакомлении с героическим эпосом олонхо.

Жанры якутского устного народного творчества скороговорка (чабыр±ах), сказка, олонхо имеют свои специфические исполнительские особенности.

Как отмечают исследователи Г.М. Васильев [32], И.В. Пухов [157], Г.У. Эргис [212]:

- специфическая ритмика олонхо тесно связана с изобразительными, выразительными средствами поэтической речи;

- вертикальная и горизонтальная гармония гласных и согласных звуков и их повторы создают музыкально-ритмическую окраску стихотворной речи олонхо;

вступительная часть, описание событий в олонхо читаются речитативом;

- монологи персонажей олонхо, исполняемые в стиле народных песен - песни-тойук, передаются различными голосами, соответствующими характеру, поведению персонажей.

Поэтому в начальных классах чтение текста учителем должно быть приближенным к исполнительскому искусству сказителя. Такое чтение передает учащимся красоту эмоционально окрашенной, музыкально-ритмической поэтической речи его песен, очаровывает их, следовательно учителю необходимо владеть навыками исполнения олонхо, читать его в быстром темпе, соблюдая ритмику чтения олонхо.

При чтении художественного произведения методисты литературы и чтения Л.Н. Добрынина, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, М.И. Оморокова, М.А. Рыбникова, Т.Г. Рамзаева и другие на первое место ставят выразительное чтение учителя. О.В. Кубасова при чтении произведений различных жанров ставит следующие требования: «Учителю начальных классов нужно стремиться к исполнению, как можно более близкому природе народного первоисточника» [82, с. 143].

Выразительное чтение учителя обеспечивает целостное эмоциональное восприятие изучаемого художественного текста. Учащиеся, приобщаясь с произведением искусства слова, получают эстетическое наслаждение от прочитанного. Иногда к первичному чтению текста учитель может привлечь заранее подготовленных учащихся, для этого он проводит индивидуальную подготовительную работу по чтению незнакомых текстов. Учитель старается стать объектом подражания для учащихся, от качества его чтения зависит и качество чтения учащихся. Человек может читать художественное произведение, если это произведение ему хорошо знакомо, если учитель сам постоянно тренируется над совершенствованием навыков выразительного чтения.

Первичное чтение художественного текста проводится, как правило, с закрытой книгой. Иногда первичное ознакомление изучаемого текста можно осуществить воспроизведением аудиозаписей. Однако за чтением артиста или олонхосута сразу приступать к анализу нельзя — за ним должно последовать вторичное чтение учителя или заранее подготовленных учащихся.

Учителя, занимающиеся обучением исполнению произведений фольклора, отмечают, что быстрое чтение скороговорок похоже по ритмике исполнению олонхо. Чабыргах читается ритмической скороговоркой, иногда поется в быстром темпе [71, с. 245]. Учитель начальных классов при беглом чтении текста олонхо обучает детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и словосочетаний, правильному дыханию, умению управлять палитрой голоса.

Перед тренировочным чтением текста ритмической скороговоркой, как сказывается олонхо настоящим сказителем, можно проводить следующие упражнения, повышающие качество полноценного чтения: на правильное произношение специфических якутских звуков, многосложных слов и аллитерированных предложений; правильное дыхание животом; на соблюдение ритмики олонхо; на передачу эмоционально-окрашенной музыкально-ритмической речи олонхо.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальное исследование проходило в четыре этапа в начальных классах в якутской городской национальной гимназии, в ее филиале - в лингво-культурологической школе «Айыы кьтата», Таратской неполной средней школе Мегино-Кангаласского улуса, где отслеживались результаты поэтапного приобщения младших школьников к героическому эпосу олонхо: I этап - пропедевтический (1 классы); II этап — начальный (2 классы); III этап — основной, IV этап - заключительный (4 классы).

Наблюдения за процессом учебной деятельности младших школьников на уроках чтения олонхо, за их эмоциональными реакциями на предложенный материал, их ответы на вопросы и задания по содержанию изучаемого материала позволяют сделать вывод о продуктивности изучения якутского героического эпоса олонхо в начальных классах. Учащиеся начальных классов воспринимают идейно-эстетическое содержание изучаемого олонхо, соответственно сопереживания действиям и поступкам положительных героев, увлеченно принимают участие в выполнении различных видов творческой работы.

С целью проверки эффективности предложенной методики проводились специальные проверочные работы, которые свидетельствуют о результативности опытного обучения.

Проверочная работа состояла из трех блоков, которые содержат в себе серию вопросов и заданий.

В первом блоке во время чтения олонхо проводилось наблюдение за эмоциональной реакцией учащихся 2-4 классов. Все восклицания, реплики, непроизвольные движения, проявлявшиеся при чтении олонхо, заносились в протокол.

Во время изучения олонхо основной акцент делается не на то, как учащиеся запоминают его содержание, а на то, насколько они эмоционально целостно воспринимают прочитанное, как оно воздействует на них.

Для этого нами проведен обмен мнениями, где учащиеся высказали свое мнение о прочитанном тексте, о поведении положительных и отрицательных персонажей олонхо, об отношении к ним, что дало возможность выявить уровень эмоциональной реакции учащихся на прочитанное произведение. Для обмена мнениями поставились следующие вопросы, давались задания.

Первый вопрос: «Если бы вы попали в мир олонхо, на чьем месте хотели бы оказаться?» (другими словами — «Ты кто в этом олонхо?»). На вопрос все девочки ответили, что они хотят оказаться на месте Туналыкаан Куо, Ньургустаан Куо, Хотууна Куо, а мальчики захотели стать богатырями Айыы -Могучий Эр Соготох, Батастаан Баатыр, Манан Хабдьылаан. Вторая половина вопроса очень понравилась учащимся. Все придумали с большим удовольствием себе имена наподобие имен персонажей олонхо. У кого были собственные якутские имена, прибавили слова Куо и Боотур, например, девочки: Ньургустаана Куо, Нарыйаана Куо, Айаана Куо, Сардаана Куо, Куннэй Куо; а мальчики: Дьулусхан Боотур, Айан Боотур, Урсун Боотур, Мичил Боотур, Арчылан Боотур, Уолан Боотур и т.д.

На второй вопрос: «Почему вы хотите стать именно богатырем Айыы?» все дети ответили: «Он хороший». В целях того, чтобы учащиеся обосновали свои ответы, дополнительно поставили вопрос: Хороший это значит какой? Учащиеся, дополняя свои ответы, сказали, что «Богатырь Айыы сильный, ловкий», «Честный и справедливый», «Любит родную землю, своих родителей, соплеменников», «Спасает девушек Айыы и всех людей Срединного мира», «Богатырь Айыы желает, чтобы всем было хорошо, чтобы в Срединном мире не было злых сил».

Третье задание было рассчитано на получение доказательного ответа. Учащиеся должны были доказать, какие качества, присущие героям олонхо, считаются хорошими качествами.

В своих ответах учащиеся второго класса отметили следующие положительные качества богатыря Могучего Эр Соготох:

- Богатырь Айыы, спускаясь в Нижний мир, попадает в различные опасные ситуации, его не останавливают никакие трудности. Он преодолевает все трудности силой ума, ловкостью и храбростью.

- Могучий Эр Соготох не кровожаден. Он, жалея богатыря-абаасы, не убивает его, хотя тот издевается над ним, оскорбляет весь человеческий род. Основной целью богатыря Айыы является не месть за оскорбление, а спасение красавицы Туналыкаан Куо.

Учащиеся 3-4-х классов в своих ответах отметили следующие положительные человеческие качества, присущие богатырям Айыы Батастаан Баатыр, Манан Хабдьылаан, Эр Соготох. Дети, пытаясь как-то комментировать свои ответы, цитировали отдельные строки из прочитанного текста олонхо, описывающие положительные черты характера богатыря Айыы:

- Батастаан Баатыр добрый, смелый и ловкий. Когда я стану взрослым, буду добрым, смелым и ловким как он.

- Богатыри Айыы очень бережно, с большим уважением, благодарностью относятся друг к другу. Манан Хабдьылаан благодарит Батастаан Баатыра следующими словами: «Утуедун утуенэн телуем, ыксаллаах кунгнэр ынъфар буолаар» (Оплачу твое добро добром, позови меня на помощь, когда попадешь в опасную ситуацию (Наш перевод).

- Богатырь Манан Хабдьылаан в долгу не остался, в нужный момент оказал помощь богатырю Батастаан Баатыр.

- «Батастаан Баатыр — богатырь Айыы. Он не хочет, чтобы на земле присутствовали злые силы. Он становится защитником обитателей Срединного мира, поэтому народ его воспевает такими словами

- Эр Соготох очень бережно относится к родной природе, поэтому мы, как он, должны бережно относиться к окружающей природе.

- Основной долг богатыря Эр Соготох — защита людей племени Айыы от нападков темных сил. Когда мы станем взрослыми, будем тоже защищать свою родную землю.

В таблице № 4 приведем статистические данные проверочной работы.

Таким образом, учащиеся экспериментальных классов, разбирая образы богатырей айыы подчеркнули такие положительные качества, как: доброта, взаимовыручка, чувство ответственности и долга, сочувствие чужому горю, сострадание, трудолюбие, справедливость, терпимость.

Вопросы и задания второго блока были рассчитаны для выяснения особенностей восприятия и понимания содержания и художественной формы прочитанного текста героического эпоса олонхо учащимися 2-4 классов. Чтобы определить, чем именно привлекает учащихся 2-4 классов олонхо, попросили их ответить на первый вопрос: «Что вам нравится в олонхо?» Приводим ответы учащихся 2-х классов:

«Когда я слушал олонхо, очень волновался. В олонхо много событий, волнующих читателя. Например, Божества Верхнего мира берут новорожденного ребенка. Этот ребенок через несколько лет возвращается к своим родителям могучим богатырем и становится защитником всего человеческого рода. Смело вступает в бой с любым обидчиком обитателей Срединного мира. Мне нравится олонхо потому, что в нем всегда добро побеждает зло» (Уолан Н.).

Похожие диссертации на Методика приобщения учащихся начальных классов якутской школы к героическому эпосу олонхо