Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Смирнов Сергей Николаевич

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса
<
Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнов Сергей Николаевич. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Кострома, 2002 191 c. РГБ ОД, 61:03-13/1117-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14-87 стр.

1. Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств

2. Исследование воспитания патриотических чувств учащихся в научно-педагогической литературе 28-53 стр.

3. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России. 54-87 стр.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА 88-151 стр.

1. Характеристика процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов 88-104 стр.

2. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса 105-132 стр.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы 133-151 стр.

Заключение 152-154 стр.

Список использованной литературы 155-167 стр.

Приложения 168-191 стр.

Введение к работе

Актуальность. В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентации российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Перспективы патриотического воспитания связаны с использованием государственной символики, которая лишь недавно была утверждена официально.

Развитие патриотического воспитания в системе военного образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Падение престижа России на мировой арене, неоднозначная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Наиболее эффективной представляется направленность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще.

Можно констатировать наличие противоречия между необходимостью использования символики в воспитании патриотических чувств у молодёжи, с одной стороны, и недостаточной представленностью данного направления воспитательной работы в современной образовательной практике вообще и военном образовании в частности - с другой.

Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. Многие современные историки внесли свой вклад в исследование данного типа образовательных учреждений (Н.Н. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, Е.А. Комаровский, В.М. Крылов, A.M. Лукашевич). В педагогической науке изучению кадетских корпусов также посвящено немало диссертационных исследований. Первой в этом ряду стоит работа Н.И. Алпатова - «Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России»; отдельные историко-педагогические аспекты деятельности дореволюционных кадетских корпусов освещены Л.Н. Ховриной. Воспитание в кадетских корпусах России конца 19 - начала 20 века рассмотрел в своей диссертации В.М. Курмышов; И.А. Уваров исследовал проблему воспитания морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. И.В. Андрюшин изучал становление системы воспитательной работы в кадетских классах; Н.С. Корнеев - профильную подготовку учащихся кадетских классов в области информатики.

Концептуальные положения военно-патриотического воспитания рассматривались в работах СМ. Ахмедова, А.Р. Жумаканова, А.В. Лебедева, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровского, Х.Г. Фаталиева и др. Изучению военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов и студентов посвятили свои исследования В.А. Беловцев, С.Н. Винникова, Т.П. Гвоздева, В.Е. Кучеров, А.С. Рыбчинчук, В.Е. Уткин, Ш.Ш. Хайрулин. Близкую проблематику разрабатывали А.А. Жиляев, Ю.К. Злыгостев, В.Н. Иванов, Н.М. Пархоменко, А. И. Поберезкин.

Воспитание нравственных чувств становилось предметом научного исследования в трудах В.А. Сахарова, В.А. Сухомлинского. Концепция эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков предложена М.Г. Яновской. Использование символики в деятельности пионерской организации исследовали В.Т. Кабулі, К.О. Карагезов; эмоциональные аспекты воспитания раскрываются в работах К.Д. Радиной, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко и других. Теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых.

Возникает противоречие между разработанностью проблем учебно-воспитательной работы и военно-патриотического воспитания, развития эмоциональной сферы личности учащегося, использования символики в воспитательной работе в кадетских корпусах, с одной стороны, и отсутствием исследований, специально посвященных рассмотрению использования символики в патриотическом воспитании учащихся кадетского корпуса - с другой.

В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса. В частности, в 1994 году начался эксперимент по профильному военно-профессиональному обучению и патриотическому воспитанию юношей в Костромской области. На базе муниципальной общеобразовательной средней школы № 35 города Костромы и Костромского высшего военного командного училища химической защиты (КВВКУХЗ) были открыты классы военно-профессиональной ориентации. В классы принимались юноши 14-15 лет, изъявившие желание в дальнейшем продолжить обучение в КВВКУХЗ. В 1998 году было принято решение о преобразовании классов с военно-профессиональной ориентацией в кадетские с проживанием воспитанников на казарменном положении на базе военного училища и обучением в школе № 35 в течение 2-х лет (10-11 класс). Произошли изменения в учебных программах: увеличено количество учебных часов по предметам естественно-математического цикла и физической подготовке, в курс начальной военной подготовки вошли проводимые на базе училища еженедельные практические занятия по строевой и огневой подготовке, знакомство с общевоинскими уставами; в спецкурсы введены религиоведение, история ратной славы Отечества. Значимой частью жизни кадет в условиях военного подразделения стало их приобщение к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств. Знаменательным событием в истории города и яркой страницей в жизни воспитанников стала церемония открытия кадетского корпуса 6 мая 2000 года.

Военно-патриотическая символика была широко распространена в воспитании кадет в дореволюционной России (каждый корпус имел имя, знамя, нагрудный знак, жетон, форму одежды), эти традиции продолжают сегодня современные кадетские корпуса (Военно-космический Петра Великого, Иваново-Вознесенский графа Шереметева, Первый кадетский корпус Федеральной пограничной службы и многие другие). Однако практика использования символики в педагогическом процессе остается не в полной мере проанализированной в научно-методическом плане.

Можно констатировать наличие противоречия между существованием опыта использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов и недостаточной теоретической обоснованностью и методической разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Данные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях использование символики позволит обеспечить успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса?

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия и методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Предмет исследования: педагогические условия и методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

В качестве гипотезы исследования мы избрали следующие предположения.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса будет успешным, если при использовании символики обеспечиваются:

-особое свойство содержания и формы символов - возможность образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальную субъективную значимость для воспитанника);

- специфический режим способов предъявления символов - сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.

С учётом выдвинутых целей и гипотезы были определены задачи исследования:

- выявить потенциалы символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов;

- охарактеризовать и теоретически обосновать процесс использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

- разработать и экспериментально проверить методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Методологическую основу исследования составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); психо лого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский); концепции патриотического воспитания учащихся Е.А. Левановой, Ш.Ш. Хайрулина и воспитания нравственных чувств В.А. Сухомлинского; идеи сочетания личностного и деятельностного подходов; совокупность идей о контекстах культур в детских объединениях (Б.В. Куприянов, А.Е. Подобии, Е.А. Салина).

Теоретической базой исследования стали концепции эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков (Б.И. Додонов, М.Г. Яновская); событийного подхода к воспитательному процессу (О.С. Газман, А.А. Кронник, А.Б. Орлов, В.А. Петровский); обучения и воспитания воинов (А.А. Аронов, А.В. Барабанщиков, Н.С. Кравчук А.В. Лебедев и другие); разработки проблем военного образования и истории кадетских корпусов России (Н.И. Алпатов, Л.Н. Ховрина); концептуальные положения военно-патриотического воспитания (СМ. Ахмедов, А.Р. Жумаканов, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровский, Х.Г. Фаталиев, Т.М Шашло).

Методами решения исследовательских задач являются: теоретический анализ педагогической литературы, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, ретроспективньш анализ собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа. Частными методами являются: наблюдение, беседа, интервью, рейтинг, тестирование, анкетирование, опрос.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) научная работа включала в себя анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, философской и исторической литературе по теме исследования; определялись методологические и методические подходы к данной проблеме. В этот период формировалась теоретическая концепция диссертации, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе (1999 — 2001 гг.) был разработан методический аппарат формирующего эксперимента; проведено исследование по определению педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса, разработана модель педагогической деятельности, обеспечивающей данный процесс.

На третьем этапе (2000 — 2002 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись экспериментальные выводы, оформлялось диссертационное исследование. Разрабатывались научно-методические рекомендации по результатам исследования, проводилась подготовка и внедрение их в практику работы кадетского корпуса.

Экспериментальная база исследования - Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус, Костромской филиал военного университета радиационной, химической и биологической защиты, муниципальная общеобразовательная средняя школа №35 города Костромы. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие три группы воспитанников корпуса общей численностью 148 человек (1998-2000 гг. - 47 учащихся, 1999-2001 гг. - 54, 2000-2002 гг. -47).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса взаимодополняющих методов изучения, адекватных его задачам; применением совокупности разнообразных методов сбора и обработки эмпирических материалов; целенаправленным осмыслением практического опыта воспитательной работы в кадетском корпусе по данной проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении:

- сущности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как эмоционального стимулирования переживаний субъектом отношения к родной стране;

- критериев и показателей воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (уровня освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества; степени принятия патриотических ценностей; уровня адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значение; степени взаимосвязи ролей, правил поведения, значимых ситуаций в рамках патриотического контекста);

- педагогических условий использования символов в процессе воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (валентность содержания и формы символов и амбивалентность способов смысловых воздействий);

- механизмов воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций "прошлого", "настоящего", "будущего" за счет однородности и одновременного наличия в рамках воспитательной организации патриотических символов; взаимовлияния процессов развития различных видов высших чувств; катарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

- разработана методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

- результаты, полученные в ходе исследования, положены в основу научно-методических рекомендаций воспитателям кадетского корпуса;

- разработана и апробирована методика диагностики воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на международных, региональных научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы (гг. Иваново, Кострома, Рязань, Чебоксары, Ярославль, 1999-2002 гг.), обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Материалы исследования положены в основу системы воспитательной работы Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса, отдельные положения используются в воспитательной работе Иваново-Вознесенского графа Шереметева кадетского корпуса.

На защиту выносятся следующие положения:

Сущность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса состоит в педагогическом стимулировании переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символики обусловливается способностью символов посредством формы и содержания образовывать смысловые и ассоциативные связи при специфическом режиме способов предъявления символов (сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, НепрерЫВНЫХ И ДИСКреТНЫХ, ПОВСеДНеВНЫХ И СОбЫТИЙНЫХ СМЫСЛОВЫХ воздействий).

Методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает: использование пяти групп символов (предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных); отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу, фиксацию официального статуса в воинском коллективе; реализацию идей государственности, державности, региональности, воинского служения, православия, именного покровительства в значении символов; соблюдение требований к техническому исполнению символов (эстетика, удобство, легитимность, традиционность).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

Во Введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснование, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, его методы и база; обосновывается достоверность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Использование символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как социально-педагогическая проблема" — представлена психолого-педагогическая характеристика сущности воспитания патриотических чувств, проанализированы исследования отечественных ученых, посвященные воспитанию патриотических чувств учащихся, рассмотрен опыт использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России.

Во второй главе "Эмпирическое исследование использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса" описан опыт воспитания патриотических чувств учащихся Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса, дана характеристика процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов, представлена методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов, результаты опытно-экспериментальной работы.

В Заключении подводятся итоги, и обосновывается эффективность воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов.

В приложениях представлены: «Положение о Костромском Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетском корпусе», план воспитательной работы на 2001-2002 учебный год, методическая разработка проведения Дня открытия корпуса, рисунки гербов, знамен, погон, нагрудных знаков, формы одежды кадет, свидетельства об окончании Костромского кадетского корпуса.

Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств

Чувства - одна из основных категорий психологии, которая активно изучалась отечественными и зарубежными психологами. Особый вклад в изучение чувств внесли П.П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б.И. Додонов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П.М. Якобсон и другие. На основе анализа данных работ можно утверждать, что человек, познавая действительность, определенным образом относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Представление об эмоциональных состояниях личности становится определеннее, если удается узнать, какие чувства при этом испытывает человек, каков характер его переживаний. В этике и психологии существуют два термина, обозначающие эмоциональные состояния личности - чувство и эмоция. В научных исследованиях данные понятия дифференцируются. И.С.Кон отмечает что, если чувства представляют собой устойчивые субъективные отношения человека к чему-либо, то эмоции - это переживание того или иного чувства в определенный момент в конкретной ситуации.

Стало традиционным следующее определение, данное в психологическом словаре под ред. А.В. Петровского: "Чувство - это: 1. Способность воспринимать, испытывать внешние воздействия, результат такого воздействия. 2. Внутреннее психическое состояние человека (например, чувство гордости, патриотизма). 3. Душевный подъем, волнение. 4. Осознание своего отношения к чему-либо"[93, С. - 361].

B.A. Сахаров подчеркивает: "В современной психологической науке понятие "чувство" определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта в связи с его потребностями и мотивами к значимым для него объектам реальной действительности; чувство проявляется как переживание (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Г.А. Фортунатов, П.М. Якобсон). Из множества определений понятия "чувства" наиболее полным, на наш взгляд, можно считать трактовку, данную Р.С. Немовым: «Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам». [89, С. 370.]. В зависимости от направленности чувства трактуются как моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные, эстетические, практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Обычно чувства рассматриваются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности отличающейся относительной устойчивостью. Как отмечает А.В. Петровский, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.

По мнению Б.И. Додонова, формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных моральных, общественно-политических, культурных и эстетических ценностей общества, а также через творческое открытие самим субъектом тех или иных новых ценностей. Сами ценности, неразрывно связанные с потребностями личности и общества, образуют сложную иерархию. И те из них, по отношению к которым «взвешиваются» все остальные, называются фундаментальными.

Только став предметом устойчивых чувств, мотивы, идеалы, нормы поведения становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувство одно из основных эмоциональных состояний человека. Чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Чувства воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Как пишет Б.И. До донов, чувства носят предметный характер, связываются с представлением о некотором объекте. Предметами чувств становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Чувства определяют динамику и содержание ситуационных эмоций, которые, в свою очередь, уточняют содержание чувств в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувством деятельности. Особенность чувств в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

По мнению Р.С. Немова, специфика чувства как формы отражения состоит в том, что объекты и явления окружающего мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, через призму личностных отношений к ним. Понятие "чувство" рассматривается и в этической литературе. Оно определяется как форма закрепления социального опыта в сознании человека. Те чувства, которые часто им переживаются, осознаются, со временем становятся качествами личности. Чувство выступает как проявление качества, а качество выступает как устойчивое чувство.

Исследование воспитания патриотических чувств учащихся в научно-педагогической литературе

Существенное значение для развития и социализации человека имеет воспитание. В отечественной и зарубежной педагогической науке проблема воспитания рассмотрена достаточно глубоко и разносторонне. В разные периоды тему воспитания исследовали Л.С. Выготский, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Х.Й. Лийметс, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, С.Л. Рубинштейн, Н.Л. Селиванова, В.А. Сухомлинский и др. В педагогической науке нет однозначного определения понятия "воспитание". По определению, данному в "Русском толковом словаре", воспитание - это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. "[79, С. 65]. В буквальном смысле "воспитание" - вскармливание ребенка, духовное питание. Воспитание принято рассматривать как ведущую силу мотивационно-ценностного развития человека, целенаправленное формирование личности на основе складывания определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, на основе ее мировоззрения, поведения.

С.Д. Поляков, проанализировавший значительное число работ, посвященных определению сущности воспитания, рассматривает воспитание как разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников и характеризует его с трех позиций:

1. Воспитание как процесс - это временная развертка взаимодействия воспитателей и воспитанников. На одном "полюсе" такого взаимодействия - педагогическая деятельность воспитателя, на другом личность воспитанника в ее активности, постоянстве и изменчивости.

2. Воспитание как деятельность. Деятельность - специфически человеческая форма активности. Специфика - ее регулирование сознанием. Субъектом воспитания как деятельности выступает, с одной стороны, педагог, ставящий воспитательные цели, с другой стороны воспитанник. Объектами здесь будут воспитанник и условия, влияющие на него непосредственно. Предметом воспитания будет выступать не личность, а что-то, что воспитатель стремится воспитать в личности.

3. Воспитание как общение. При этом под общением понимается установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

Научная школа академика В. А. Сластенина рассматривает воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.

Ученые исходят из положения, что становление личностного в человеке предполагает усвоение системы ценностей, которое происходит индивидуально и избирательно в зависимости от осознания этих ценностей и принятия их человеком. Чтобы ценность побуждала к активной деятельности и саморазвитию личности, она должна приобрести побудительную силу мотива деятельности в результате ее интериоризации личностью. Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Восприятие и интериоризация личностью ценностей невозможны только на уровне осознания. В этом процессе активную роль играют эмоции, т.к. ценности воспринимаются прежде всего чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью. Одним из способов воспитания с целью интериоризации ценностей является усвоение воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые, по замыслу педагога, должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно интериоризировать. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной среды через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

Двойственность понятия "воспитание" отмечает М.И. Рожков, определяя, что в широком смысле воспитание предполагает влияние на человека всех формирующих его факторов, и в этом смысле оно тождественно социализации.

В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств, либо какое-то конкретное качество. В этом плане о воспитании можно говорить как о педагогическом компоненте процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, включения ребенка в различные виды социальных отношений в практической деятельности и общении.

Рассматривая различные трактовки понятия "воспитание", можно определить его наиболее общие признаки:

- целенаправленность воздействий на воспитанника;

- социальную направленность этих воздействий;

- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

- освоение человеком комплекса социальных ролей.

Характеристика процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов

За основу при моделировании процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов мы взяли схему, представленную в диссертации Е.А. Салиной "Игра как метод экологического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования". Данная схема в переработанном виде представлена на странице № 104.

На схеме № 1 изображена взаимосвязь основных составляющих процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов. Верхнюю треугольную пирамиду образуют такие компоненты процесса, как патриотические ценности, значение символов, формы предъявления символов, контекст воинского служения.

В словарях ценность, как правило, определяется как "положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях" [79, С. 779]. Обычно различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности. Исходя из вышеприведенных положений, патриотические ценности представляют собой субъективную значимость идентификации личности с определенной страной, народом, культурой, природой на основе похожести и происхождения.

Термин "контекст" происходит от латинского "contextus", что означает соединение, связь; чаще всего контекст трактуется как "относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. п.". В философии использование понятия контекст связано с различением основного смысла, угла зрения, под которым непосредственно осуществляется понимание предметов и явлений. То есть контекст выступает как смыслоопределяющее значение. Для интересующего нас процесса основное значение - "служение Родине, Отечеству".

Значение символов представляет собой содержательную характеристику процесса взаимодействия учащийся - символ. Совокупность значений определяется контекстом, но не исчерпывается им. Значения символов раскрывают контекст, благодаря ему они выстраиваются в определенную иерархию.

Формы предъявления символов. Понимая форму как внешнее выражение какого-либо содержания, структуру, систему организации чего-либо и совокупность приемов и средств, далее под формами предъявления символов мы будем понимать способ существования (предмет, действие, звук, и т.д.), внешний вид символа (то, как он выглядит), совокупность действий связанных с его демонстрацией.

Обратимся к рассмотрению нижней части схемы. Здесь представлены: социальные роли кадет, правила поведения, значимые ситуации, изменения в эмоциональной сфере учащихся кадетского корпуса.

При анализе категории "социальные роли" воспользуемся основными идеями теории ролей, или социально-психологической теории символического интеракционизма, основоположниками которой являются Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гофман, М. Кун и другие. Сторонники данной теории рассматривают личность с точки зрения ее социальных ролей, основываются на положении о том, что социальная среда - это решающий фактор развития личности. Социальные роли в теории ролей рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом - как система ролевых ожиданий, т.е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека, овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом - как исполнение роли и осуществление межличностного взаимодействия; 3) в психологическом - как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет. Ролевой механизм личности представляет собой взаимосвязь этих трех аспектов. Ведущими принято считать социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека. Одним из важнейших понятий теории является "принятие роли другого", т.е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои ролевые ожидания по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия на может возникнуть интеракции, а человек не может осознать значимость и ответственность за свои действия и поступки. Человеческое действие всегда обладает значимостью (или стимулом), в котором находит свое отражение отношение человека к окружающему. Таким образом, человек в своей жизни, в общении и деятельности всегда является носителем определенных социальных функций, исполнение роли имеет большое значение в развитии личности человека, социализация личности представляет собой формирование ее социальных ролей.

Похожие диссертации на Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса