Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Садовникова Жанна Витальевна

Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты
<
Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садовникова Жанна Витальевна. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Тамбов, 2004 193 c. РГБ ОД, 61:04-13/1377

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ СЕКТА КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ 16

1. Секта как форма религиозной организации 16

2. Особенности социального контроля и психологического воздействия на личность в секте 31

3. Причины ухода и приемы заманивания молодежи в секты 68

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ 80

1. Профилактика вовлечения молодых людей в секты как направление деятельности социального педагога, ее содержание и формы 80

2. Педагогические условия формирования готовности будущего социального педагога к превентивной антисектантской работе с молодежью 107

3. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в секты 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165

ЛИТЕРАТУРА 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Религиозное сектантство,

активизировавшееся в России в начале 1990-х годов, не оставляет попыток расширения своего влияния и вовлечения в свои ряды новых адептов, в первую очередь, из числа молодежи. За эти годы возникло множество так называемых «нетрадиционных религий», но остались неизменными свойственные сектантам механизмы социального контроля и психологического воздействия на личность.

Сложившаяся ситуация осложняется появлением наряду с новыми культовыми образованиями квазирелигиозных объединений тоталитарного толка, а также организаций, тщательно маскирующих свою сектантскую сущность под вывеской модных психологических практик. В период происходящих в обществе значительных изменений, которые касаются, прежде всего, сферы духовной жизни, часть молодых людей не может противостоять их влиянию в силу полной дезориентации, несформированности твердых жизненных принципов.

Особую опасность психологи, педагоги, религиоведы и социологи видят в проникновении сектантских агитаторов в педагогические коллективы школ, колледжей, институтов и в учреждения специальной социальной помощи.

Задача государства и общества - защитить молодых людей от этой опасности, вооружить необходимыми знаниями, приемами психологической самозащиты через институты социального воспитания, которые должны осознать свою ответственность и свою роль в противодействии сектантской экспансии и вовлечению молодых людей в религиозные секты.

Однако подавляющее число образовательных учреждений предпочитает эту проблему не замечать, полагая ее частной, преувеличенной СМИ и не имеющей к ним непосредственного отношения. Специалисты образовательных учреждений к работе по профилактике вовлечения своих воспитанников в религиозные секты не подготовлены, имеют о ней смутное представление, в лучшем случае, ограничиваясь единичными лекциями и

4 беседами назидательного характера. В стороне остались социальные педагоги, основной задачей которых является регулирование процесса социализации молодых людей, предупреждение их виктимизации вследствие влияния различных неблагоприятных факторов и условий.

Между тем, молодые люди, попавшие под влияние сект, под жесткий тоталитарный контроль, изолирующий их от общества, должны рассматриваться именно как жертвы неблагоприятных условий социализации и быть в первую очередь объектом профессионального внимания социальных педагогов как специалистов по социальному воспитанию подростков и молодежи.

Безусловно, основной причиной, по которой педагоги, психологи и другие специалисты по работе с молодежью оказываются бессильными перед сектантской экспансией, является недостаточная разработанность вопроса о формировании у специалистов-воспитателей готовности к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты. Практически ни в одном из современных учебников по социальной педагогике эта проблема как проблема социально-педагогическая не поставлена и, соответственно, не отражена в содержании профессиональной подготовки будущего специалиста.

В то же время, достигнутый уровень разработки ряда аспектов, составляющих теоретические основания подготовки социальных педагогов для профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты в условиях вузовского образования, делает такое исследование возможным и своевременным.

Фундаментальные основы для исследования секты как формы религиозной организации содержат труды Г. Беккера, С.А. Бохоровой, М. Вебера, Б. Вильсона, Б. Джонсона, С. Дуброу-Айхель, М. Ингера, А.И. Клибанова, Ю.В. Крянева, Р. Лифтона, Р. Нибура, Л. Поупа, Э. Трельча, Д.М. Угримовича, Г. Фауца, С. Хассэна, И.Н. Яблокова и других ученых.

Изучены социально-психологические аспекты религиозного сектантства и механизмы их влияния на своих адептов (Ю.М. Антонян, М. Аргал, В.Г. Батаев, Дж. Беннефт, В. А. Богданов, В.В. Гульдан, А.А. Скородумов и др.).

Особенности современных нетрадиционных культов» раскрываются в работах Е.Г. Балагушкина, К.А. Богословской, Т. Гандоу, П.Г. Гуревича, А.Л. Дворкина, Т.А. Клюевой, Д.Ю. Конькова, Н.В. Кривельской, Л.Н. Митрохина, К.Б. Привалова и других.

Вопросам профилактики различного рода девиаций, негативных тенденций и явлений в социализации молодежи посвящены работы Е.В. Авериной, А.Б.Белинской, С.А. Беличевой, Г.А. Ворониной, И.Н. Дементьевой, А.Г. Макеевой, Д.В. Колесова, Р.В. Овчаровой, Т.П. Павленко, Н.А. Рычковой, В.М. Фокина, М.В. Шакуровой, П. А. Шептенко, Т.И. Шульги и других.

Имеется ряд исследований, посвященных непосредственно профилактике влияния сектантства на молодежь (работы И.А. Галицкой, А.Н. Елизарова, И.В. Метлика, А.А. Михайловой, А.Д. Прозорова, И.П. Пронина и др.).

Вопросы подготовки социальных педагогов в условиях вуза рассматриваются в трудах С.А. Беличевой, Ю.К. Березкина, Е.В. Бондаревской, Ю.Н. Галагузовой, Т.П. Дьячек, И.А. Зимней, Л.К. Ивановой, P.M. Куличенко, В.А. Монастырского, И.А. Романовой, СВ. Тетерского и других ученых. Есть среди них исследования, посвященные подготовке будущих специалистов социальной сферы к превентивной работе с молодежью, направленной на предотвращение отклонений в процессе социализации. Тем не менее, вопрос о подготовке социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты до настоящего времени специально не рассматривался. Поэтому специалисты, работающие с молодежью, могут руководствоваться лишь общими подходами к организации социально-педагогической профилактики, в то время как исследуемая нами сфера профессиональной деятельности имеет много специфических особенностей, без знания которых и владения специальными методами социально-педагогической профилактики, ее эффективность является проблематичной.

Таким образом, нами отмечаются противоречия:

между активизацией влияния религиозных сект, в первую очередь, на молодых людей, сформированным в обществе запросом на

противостояние этому влиянию в рамках превентивной социально-педагогической деятельности, осуществляемой социальными институтами (прежде всего образовательно-воспитательными учреждениями), и дистанцированием последних от этой проблемы в силу недостаточного понимания своей роли в ее решении;

- между задачами профессиональной деятельности социального педагога по предупреждению отклонений в процессе социализации молодых людей и его неготовностью к противодействию такому виктимогенному для становления молодых людей фактору, каковым являются религиозные секты; между потребностью в подготовке социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты как к одному из направлений социально-педагогической деятельности и неразработанностью теоретических и методических аспектов их подготовки к столь специфическому, требующему особой компетентности, участку профессиональной деятельности.

Данные противоречия обусловливают актуальность настоящего исследования и определяют его проблему: каковы содержательные и процессуальные основания формирования у будущих социальных педагогов готовности к профилактической работе, предупреждающей вовлечение молодежи в религиозные секты, и каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию такой готовности в процессе обучения в вузе?

Решение этой проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка социальных педагогов в высшей школе.

Предмет исследования: процесс формирования в условиях вуза готовности социального педагога к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты.

С учетом того, что подготовку к данной работе целесообразно осуществлять на старших курсах, когда студенты более углубленно

7 осваивают отдельные аспекты, специальные области и частные методики социально-педагогической деятельности, гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективность формирования у будущих социальных педагогов готовности к деятельности по профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты определяется совокупностью следующих педагогических условий:

реализация в процессе обучения модели формирования готовности, включающей три взаимосвязанных компонента, определяющих содержание подготовки: теоретический, практический и личностный;

актуализация и обобщение студентами знаний, полученных в предшествующий период обучения по дисциплинам общекультурного и общепрофессионального блоков, в аспекте задач социально-педагогической профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты.

- осуществление специальной подготовки к данной работе в рамках спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодых людей в современные религиозные секты»;

развитие у самих будущих специалистов интеллектуальной самостоятельности, способности к критической оценке навязываемых идей и выработка приемов психологической защиты от манипулятивных влияний;

применение полученных знаний и умений и приобретение начального опыта превентивной социально-педагогической работы в рассматриваемом направлении в период производственной практики. Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности религиозной секты как фактора деструктивного влияния на социализацию молодых людей.

  2. Охарактеризовать содержание и формы профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты как направления деятельности социального педагога.

  1. Определить сущность и структуру готовности социального педагога к деятельности по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты, а также критерии, показатели и уровни ее сформированности.

  2. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности формирования у будущих социальных педагогов готовности к антисектантской профилактической работе с молодежью.

Методологическую основу исследования составляют: системный подход, предполагающий анализ объектов и явлений действительности как целостных, интегративных образований, характеризующихся взаимосвязью и соподчиненностью входящих в них элементов; личностно-деятельностный подход, опирающийся, во-первых, на идею о том, что все психические процессы, свойства и состояния принадлежат конкретному человеку, что они производны, зависят от индивидуального и общественного бытия индивида и определяются его закономерностями, а, во-вторых, на положение о единстве сознания и деятельности, воспитания и развития личности, в соответствии с которым последняя рассматривается как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности; положения о роли социальной среды, различных институтов общества как факторов социализации человека, о содержании и характере его взаимодействия с ними.

Теоретической основой настоящего исследования служат:

философские, социологические, социально-психологические концепции, обосновывающие сущность и особенности секты как формы религиозной организации, ее социальные функции и механизмы воздействия на личность (В.Г. Батаев, Г. Беккер, С.А. Бохорова, М. Вебер, Б. Вильсон, А.Л. Дворкин, Я.В. Крянев, А.А. Скородумов, Э. Трельч, Д.М., Угринович, С. Хассен, И.Н. Яблоков и другие);

положения социальных психологов и педагогов о процессе и факторах социализации человека (Г.М. Андреева, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.П.

9 Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.С. Кон, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов); о социально-психологической адаптированности как результате и показателе успешной социализации (А. Адлер, Р. Даймонд, А.Н. Жмыриков, И.К. Кряжева, И.П. Лотова, К. Роджерс, 3. Фрейд, К. Юнг и другие).

концептуальные положения социально-педагогической виктимологии (Е.П. Авдуевская, А.С. Волович, А.В. Мудрик и другие);

теоретические основы профилактики как технологии социально-педагогической деятельности (Е.В. Аверина, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Г.А.Воронина, М.А. Галагузова, Д.В. Колесов, А.Г. Макеева, Р.В. Овчарова, П.А. Шептенко и другие);

педагогические и психолого-педагогические концепции, касающиеся теории и практики профессиональной подготовки (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Н.Д. Хмель, Е.Н. Шиянов и другие), в том числе, специалистов социально-педагогической сферы (С.А. Беличева, Ю.К. Березкин, Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Галагузова, Т.П. Дьячек, И.А. Зимняя, Л.К. Иванова, P.M. Куличенко, В.А. Монастырский, Л.Е. Никитина, И.А. Романова, СВ. Тетерский и другие).

Методы исследования. В исследовании использовался комплекс методов и методик:

- теоретические методы: анализ, синтез, обобщение; педагогическое
моделирование; анализ научных источников;

эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности, педагогический консилиум, тестирование, изучение опыта социально-педагогической работы, педагогический эксперимент (формирующий и констатирующий), количественный и качественный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Институт социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, общеобразовательные школы и ПУ города Тамбова и города Москвы. В опытно-экспериментальной работе на разных этапах

10 исследования приняло участие 188 студентов, обучающихся по специальности «социальная педагогика», и 43 социальных педагога средних и средних специальных учебных заведений. В основном эксперименте приняли участие 32 студента.

Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап (2000 - 2001 гг.) - предварительный, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись концептуальные подходы к разработке темы, изучались общие условия профессиональной подготовки социальных педагогов к превентивной антисектантской работе с молодежью, накапливался собственный опыт ее осуществления, разрабатывался категориальный аппарат исследования.

Второй этап (2001 - 2003 гг.) - основной (опытно-экспериментальный), в ходе которого были определены и уточнены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной готовности социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты, была подвергнута эмпирической проверке и уточнена общая гипотеза исследования, проведена опытно-экспериментальная работа.

Третий этап (2003 - 2004 гг.) - завершающий (обобщающий), в процессе которого были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлен анализ ее результатов, уточнены теоретические выводы, основные идеи и положения, закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

уточнены особенности современной религиозной секты как фактора деструктивного влияния на социализацию молодых людей;

охарактеризованы содержание превентивной антисектантской работы с молодежью как направления профессиональной деятельности социального педагога и основные формы его реализации в рамках различных моделей социально-педагогической профилактики;

раскрыты сущность и структура готовности социального педагога к работе по профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты;

- определены критерии, показатели и уровни сформированности готовности социального педагога к превентивной атисектантской работе с молодежью;

выявлена совокупность педагогических условий, способствующих эффективности формирования готовности будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты.

Теоретическая значимость исследования.

Результаты исследования дополняют содержание известных подходов к подготовке кадров социально-педагогической сферы на уровне высшего образования. Они, в частности, конкретизируют теоретические представления о таком важном направлении социально-педагогической деятельности, каким является социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении молодых людей, а также о содержании, методах и условиях эффективности профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к превентивной работе с молодежью; обогащают критериальный аппарат выявления уровней сформированности профессиональной готовности социальных педагогов и других специалистов социальной сферы к профилактической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащихся в нем теоретического и методического материалов и выводов для повышения качества профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в системе вузовского образования, в частности, для формирования готовности к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты.

Автором подготовлены и апробированы учебно-методические материалы и рекомендации по содержательной и методической организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональной

12 готовности будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием разнообразных источников информации, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели, задачам, объекту, предмету и гипотезе исследования, длительностью поискового процесса, результатами опытно-экспериментальной работы, достоверность которых подтверждена с помощью методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Религиозная секта является фактором деструктивного влияния на социализацию молодых людей, поскольку оказывает негативное влияние на их психическое и социальное здоровье и ведет к социальной дезадаптации, ставящей человека вне семьи, общества и государства. В качестве факторов виктимизации личности в данном случае выступают: разрыв социальных связей человека, разделение его сознания и воли, массивная индокринация, тотальный контроль за поведением, информацией, мышлением и эмоциями, а также специальные приемы психологического воздействия на личность молодого человека.

  1. Как направление профессиональной деятельности социального педагога превентивная антисектантская работа с молодежью включает: первичную профилактику, целью которой является предупреждение ухода молодежи в секты; вторичную профилактику, предотвращающую развитие влияния сект на молодых людей, имеющих опыт общения с их адептами; третичную профилактику, являющуюся, по сути, социально-педагогической реабилитацией бывших членов секты.

Приоритетная роль в профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты принадлежит первичной профилактике, в содержании которой наиболее важными являются следующие направления: диагностика факторов, затрудняющих процесс социальной адаптации личности и создающих

13 предпосылки для вовлечения молодого человека в секту; нейтрализация и компенсация влияния неблагоприятных факторов социализации, предупреждение и устранение обстоятельств, способствующих вовлечению молодежи в религиозные секты; антисектантское воспитание, целью которого является формирование у молодых людей иммунитета к порабощающему влиянию сектантства, выработка приемов психологической защиты от авторитарного воздействия и эксплуатации; работа с родителями, направленная на осознание взрослыми членами семьи опасности вовлечения молодежи в религиозные объединения тоталитарного толка и на освоение родителями приемов семейной профилактики.

Основными моделями превентивной антисектантской работы с молодежью являются: информационная модель, в рамках которой используются такие формы, как лекционные занятия, семинары, конференции, беседы, дающие наиболее полную и объективную информацию о религиозных сектах; модель поведенческих навыков, ориентированная на формирование умений и навыков поведения, позволяющих преодолеть негативное социальное давление и избежать вовлечения в секту, при реализации которой применяются тренинги, ролевые игры и т. д.; конструктивно-позитивная модель, основывающаяся на формировании у молодых людей позитивных поведенческих навыков и представлений о социальных функциях современного сектантства и факторах, обусловливающих его распространение, в рамках которой используются такие формы работы, как: коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, ролевые игры, «дискуссионный клуб», «круглый стол», «вернисаж» и т.д.

3. Профессиональная готовность социального педагога к превентивной антисектантской работе с молодежью - это система, включающая направленность, свойства личности, знания, умения и навыки, которые позволяют специалисту эффективно выполнять профессиональные функции в целях профилактики вовлечения молодых людей в религиозные секты. В

14 структуру данной готовности входят три взаимосвязанных компонента: теоретический, практический и личностный.

В качестве критериев и показателей, позволяющих отнести готовность социального педагога к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты к высокому, среднему или низкому уровню сформированности выступают:

- специальная профессиональная осведомленность (критерий
теоретической готовности), показателями которой являются полнота,
глубина и систематизированность религиоведческих знаний, знаний
теоретических основ профилактики вовлечения молодежи в религиозные
секты, знаний методических основ превентивной антисектантской работы;

специальная профессиональная умелость (критерий практической готовности), в качестве показателей которой выступают умения диагностировать предрасположенность личности к вовлечению в религиозные секты, умения прогнозировать и проектировать антисектантскую превентивную работу, умения методически грамотно организовывать и проводить профилактику вовлечения молодежи в религиозные секты, умения контролировать и анализировать результаты превентивной антисектантской работы с молодыми людьми;

личностное соответствие требованиям предполагаемой деятельности (критерий личностной готовности), к показателям которого относятся антисектантская направленность, способность противостоять сектантскому и вообще любому манипулятивному влиянию, социально-психологическая адаптированность;

4. Педагогическими условиями, способствующими эффективности формирования готовности будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты являются:

- реализация в процессе обучения модели формирования готовности,
включающей три взаимосвязанных компонента, определяющих содержание
подготовки: теоретический, практический и личностный;

- актуализация и обобщение студентами знаний, полученных в предшествующий период обучения по дисциплинам общекультурного и общепрофессионального блоков, в аспекте задач социально-педагогической профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты.

осуществление специальной подготовки к данной работе в рамках спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодых людей в современные религиозные секты»;

развитие у самих будущих специалистов интеллектуальной самостоятельности, способности к критической оценке навязываемых идей и выработка приемов психологической защиты от манипулятивных влияний;

применение полученных знаний и умений и приобретение начального опыта превентивной социально-педагогической работы в рассматриваемом направлении в период производственной практики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ имени Г.Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов), всероссийской научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке: социальное участие» (Тамбов, 2000 г.) и на международных научно-практических конференциях «Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы» (Тамбов - Терре-Хот (США), 2002 г.) и «Современный учитель и музыкальное искусство на рубеже XXI века: проблемы, поиски, перспективы» (Орехово-Зуево, 2003 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в форме спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодых людей в современные религиозные секты», который читался в Институте социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина студентам, обучающимся по специальности «социальная педагогика», а также в процессе производственной практики.

Секта как форма религиозной организации

В научной практике социологии религии уже утвердилось определение основных типов религиозных объединений: "секта" -"деноминация" - "церковь". Хотя в зависимости от общей идеологической позиции социологов, понимание каждого типа может у них различаться, в вычленении самих этих типов обнаруживается единодушие.

Одними из первых в социологии варианты типологии религиозных организаций предложили и определили их специфику М.Вебер и Э.Трельч. Они рассматривали секту и церковь, как проявление "внутренней диалектики" христианства, как борьбу между спонтанностью и институализацией, конформностью и протестом. В своей работе "Протестантская этика и дух капитализма" М.Вебер чётко делит религиозные организации на церковь и секты. Определяя специфические особенности этих организаций, он указывает, что церковь претендует, прежде всего, на "универсализм", принадлежность к ней "является для человека обязательной, независимой от его воли, а потому не показательной для качества и свойства человека"; "секта является, напротив, волюнтаристским союзом исключительно (по идее) квалифицированных в религиозно-этическом отношении людей" [44].

В целом концепция Вебера-Трельча содержит следующие характеристики основных видов религиозных организаций. Церкви присущи: 1. Членство на основе места рождения. 2. Формализация приёмов передачи благодати и сопутствующие этому социологически - иерархия, теологически - догматика. 3. Обширность социальной структуры, часто совпадающей с географической и этнической общностью. 4. Ориентация на всеобщее обращение. 5. Стремление к согласованию и компромиссу с существующим обществом, его ценностями и институтами. Секта характеризуется следующими признаками: 1. Отделение от общества, вплоть до открытого отказа повиноваться его ценностям и институтам. 2. Претензия на исключительность установок и социальной структуры. 3. Акцент на обращение, предшествующее членству. 4. Добровольное начало объединения. 5. Стремление к духовному возрождению. 6. Этическая суровость, порою доходящая до крайнего аскетизма.

Схема "церковь" - "секта" оказалась неполной. Уже Э.Трельч, обратив внимание на то, что некоторые организации (например, кальвинистские) имеют одновременно черты церкви и секты, выдвигает промежуточное понятие "свободной церкви", которое охватывает смешанные типы. Однако, "идеальная" типология была слишком статичной и не учитывала постоянно происходящих изменений.

Р.Нибур (в 1929 году), Г.Беккер (в 1932 году), Л.Поуп (в 1942 году) и другие социологи, не отрицая типологии Вебера-Трельча и даже базируясь на ней, пытались найти новые критерии для более точного определения различия церкви и секты. В своих исследованиях, указывая на изменения, происходящие в американском протестантизме, они приходят к выводу, что секта может существовать в чистом виде, лишь в период жизни одного поколения, секты приспосабливаются к обществу и ассимилируются им.

Ричард Нибур в своей работе "Социальные истоки деноминационализма" в 1929 году писал: "... Настоящая секта действительна только одно поколение. Дети, рождённые свободными членами первого поколения, начинают делать секту церковью задолго до того, как они подходят к самостоятельному возрасту. Для них секта должна приобретать характер обучающего и дисциплинирующего института с тем, чтобы привести новое поколение к конформности с идеалами и законами, которые становятся традиционными" [243, С. 19]. Приспособленной и "рутинизированной" секте Р.Нибур даёт название "деноминация". Он указывает основные обстоятельства, обеспечивающие это развитие: как только узкая и ограниченная секта, подчёркивающая добровольность 18 членства, вбирает в себя "собственное" следующее поколение - детей её основателей, она становится деноминацией. "Дети" удерживают секту от того, чтобы она оставалась сектой. Она движется, благодаря этому, от ранней исключительности к менее строгому принятию членов, к уменьшению враждебности к миру, и, в конечном счёте, к признанию законными других религиозных организаций.

Г.Фауц, М.Ингер, Б.Вильсон внесли новый элемент в шкалу типов объединений. Они пришли к выводу, что приспосабливаясь и рутинизируясь, секты не только превращаются в деноминацию, но могут оставаться таковыми. Эти секты в их терминологии получили название "установившиеся секты".

Обобщающую шкалу типов религиозных объединений, наиболее распространённую в современной социологии, мы находим у Г.Фауца [241]. Он рассматривает типологию религиозных объединений через призму интенсивности секуляризационного процесса.

Само понятие "секуляризации" в социологии не имеет единого толкования. Как отмечается в работе Д.М.Угриновича "Религия и общество", существуют по крайней мере пять концепций секуляризации. Первая понимает под секуляризацией упадок религии, потерю ею социального авторитета и влияния в обществе; вторая - конформизм религиозных групп с миром, показателем которого является активная светская деятельность религиозных организаций; третья - процесс "десакрализации" мира; четвёртая - отделение общества от религии; пятая - перенос верований и образцов поведения на нерелигиозную область [207,С.29-30].

Особенности социального контроля и психологического воздействия на личность в секте

Суть социального контроля в сектах заключается в направлении поведения и действий людей в соответствии с религиозными представлениями. Такой контроль осуществляется сложным взаимодействием целого ряда специальных средств и методов. В результате возникает стандарт поведения человека, обеспечивающий определённую социальную направленность действий, как отдельных индивидов, так и целых религиозных групп. Социальный контроль в секте представляет собой тот механизм, который пытается направить сознание и поведение человека в определённое русло, "увековечить" подчинение религиозным идеям, представлениям, нормам, традициям и обычаям. Он обеспечивает и закрепляет поведение человека в соответствии с сектантской доктриной, определяет развитие определённых черт личности человека.

Каким образом осуществляется такой контроль, как он действует?

Необходимо отметить, что вся система социального контроля в секте складывается на основе беспрекословного подчинения человека группе, а группы — лидеру. Контроль осуществляется с помощью особой внутригрупповой организации, а также посредством ряда социально-психологических механизмов.

В процессе установления контроля над сознанием новообращённого можно выделить три общих независимо от типа сект этапа.

Первый - отказ от своего прошлого: человек должен признать сплошной ошибкой всё, что было до того, как он попал в секту. Всё, что он считал белым, на самом деле было чёрным; всё, что он считал хорошим, на самом деле - плохим. Люди, которые его любили, на самом деле желали ему только зла. Его друзья - это на самом деле его враги, потому что уводили его от тропы спасения. Его родители - это злейшие его недруги. Этими средствами сектанты особенно любят создавать идеологическую подоплёку тем трениям с родителями, которые бывают у каждого молодого человека. Ему начинают внушать, что его родители - это не настоящие родители, ведь настоящая семья - тут, в секте. Фактически во всех сектах семейная терминология, так или иначе присутствует, начиная от мунитов, организация которых называется "истинной семьёй", а Мун и его жена — "истинными родителями", и кончая сектой, которая так и называется -"Семья", а её основателя Дэвида Берга сектанты просто называли папой.

Итак, первый этап - разрыв прежних связей. Человек сразу же попадает в новый круг, оказывается среди новых людей, которые убеждают его, что он попал в нужное место. Они обрушивают на него поток впечатляющей информации, внушают своё вероучение, а ему не с кем поделиться сомнениями, не с чем сравнить предлагаемые ценности. Всё былое резко осталось позади и обратно возврата нет.

Второй этап - разделение сознания и воли человека. Этот механизм в разных сектах различен. В некоторых это делается посредством мантры, то есть некоего предложения или слова, которое человек должен постоянно ритмически повторять, не вдумываясь в его содержание. Когда его голова постоянно занята этой мантрой, очень трудно сосредоточиться, трудно управлять своей волей. Наоборот, он теряет эти навыки и становится послушным инструментом, роботом организации. Задуматься ему некогда, потому что он крутит в сознании эту мантру, у него практически нет свободного времени - нужно постоянно работать и очень мало спать, нужно всё время находиться на людях, потому что в подавляющем большинстве случаев члены секты живут в общежитиях, где у рядовых членов никогда не бывает отдельных комнат. Нет ни времени, ни места, чтобы остаться одному и задуматься. Человек испытывает мощное групповое давление.

Третий этап: на фоне того, что новопришедший отрёкся от прошлого и в голове у него постоянно крутится мантра, включается массивная индоктринация - внушение нового учения, новой веры. Он не только много работает, мало спит и мало ест, но и посещает молитвенные собрания и занятия, на которых ему всё время внушаются новые идеи. А когда он не посещает собраний, может слушать голос гуру в наушниках. У хаббардистов ему дают на день задание: прочитать столько-то трудов Хаббарда, прослушать столько-то плёнок. И задания эти таковы, что нужно целый день читать и слушать, чтобы их выполнить. На следующий день его экзаменуют: сколько прочёл и сколько усвоил? [60, С.75].

Профилактика вовлечения молодых людей в секты как направление деятельности социального педагога, ее содержание и формы

Социальный педагог - новая, востребованная жизнью, задачами современного этапа общественного развития и воспитания подрастающего поколения профессия, которая сегодня ещё находится в стадии становления, утверждения в ряду смежных профессий, апробации своих возможностей. Объектом социально-педагогической деятельности является человек в системе его социальных взаимосвязей, а основным содержанием - социальное воспитание, понимаемое как целенаправленное социальное формирование личности, содействие позитивной социализации индивидуума на всех этапах его жизненного пути. Важным условием, обеспечивающим эффективность этой деятельности, является создание благоприятной для развития личности воспитательной среды, реализация педагогического потенциала социума и нейтрализация его вероятных деструктивных влияний. Ещё одна область социально-педагогической деятельности, также выступающая в качестве условия позитивного социального развития индивидуума и его успешного функционирования в обществе, - это оказание человеку социальной помощи и поддержки в трудных, проблемных ситуациях, при неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, ограничивающих или блокирующих возможность его самореализации.

Основа социально-педагогической деятельности - регулирование процесса социализации молодого человека, носящего во многом стихийный и потому не всегда позитивный по результатам характер; превентивная работа, направленная на предупреждение "сбоев" в этом процессе; защита, помощь и поддержка воспитанников в проблемных ситуациях и, наконец, коррекция возникших нарушений и отклонений.

Основой социально-педагогической деятельности является социальное воспитание - целенаправленная организованная и контролируемая часть процесса социализации. Однако социальное воспитание включает не только формирование морально одобряемых и общественно значимых человеческих качеств, но и, что не менее важно, защиту и поддержку индивидуума или группы подопечных в сложной, кризисной ситуации, помощь в преодолении и компенсации неблагоприятных условий социализации [121].

Успех деятельности социального педагога в решающей мере зависит от специальной подготовки. Она предполагает психолого-педагогическую, юридическую, медико-социальную, религиоведческую, социокультурную компетентность; владение технологиями социальной диагностики, профилактики, коррекции, анимации, реабилитации, социальной защиты и поддержки, включая работу в социуме как с населением, так и с различными социальными институтами, организациями и ведомствами. Последняя в наибольшей степени отражает специфику его профессиональной деятельности, объектом которой, как уже отмечалось, является человек в его социальном окружении. Следует признать, что другие педагоги к подобной работе недостаточно подготовлены и не могут в должной мере обеспечить её эффективность. В системе социально-педагогической деятельности социальному педагогу принадлежит особое место и в силу того, что он является специалистом, интегрирующим её основные функции и координирующим воспитательные возможности её субъектов в рамках социума.

Разносторонность профессиональной подготовки делает социального педагога универсальным специалистом. На практике же в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств, складываются различные модели его профессиональной деятельности. Но в любом случае, её основой, инвариантной и специфической составляющей является работа в социуме, посредничество между личностью и социальной средой, между индивидом и его семейным окружением, различными учреждениями, социальными службами, ведомствами и административными органами.

Основное содержание деятельности социального педагога определено его должностными обязанностями по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, установленными Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством образования Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268. Однако накопленный практический опыт, позволяет конкретизировать и дополнить лаконичные формулировки названного документа, представить содержание деятельности социального педагога более многогранно и обстоятельно.

Основываясь на вышесказанном, мы можем сделать вывод о том, что профилактика вовлечения молодёжи в религиозные секты является одним из аспектов профессиональной деятельности социального педагога.

В теории и практике социально-педагогической работы пока еще отсутствуют общепринятые теоретически обоснованные представления о содержании и методах профилактики вовлечения молодёжи в религиозные секты.

Основной интерес исследователей (И.А.Галицкая, И.В. Метлик, А.Б.Кураев, А.О.Скородумов), занимающихся проблемой вовлечения молодёжи в религиозные секты, сосредоточен на реабилитационной работе, а не на профилактике. Практика показывает недостаточную эффективность такого подхода. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений социальной педагогики. Жизнь повседневно убеждает, что легче с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в социальном функционировании последней, чем потом бороться с их негативными последствиями.

Похожие диссертации на Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты