Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Москвина Ирина Иовна

Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы
<
Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Москвина Ирина Иовна. Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 193 c. РГБ ОД, 61:99-13/542-1

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3-12

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования личностного
отношения к художественному произведению на уроках лите
ратуры в старших классах 13 — 64

1. Формирование личностного отношения учащихся к
художественному произведению как психолого-
педагогическая и методическая проблема 13-23

2. Особенности старшеклассников как читателей 24 - 30

3, Психолого-педагогическое диагностирование уча
щихся 10-11 классов как один из аспектов теоретического
обоснования проблемы формирования личностного отноше
ния к художественному произведению 31-42

4. Обоснование выбора видов уроков как одного из наиболее эффективных путей формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведе- 43 - 64 нию

ГЛАВА П. Методические решения различных видов уроков
по формированию личностного отношения к литературному
произведению 65 -152

I. Урок-практикум как этап формирования читатель
ских умений в процессе углубленной работы с текстом худо
жественного произведения 65 - 95

2. Урок-исследование и урок защиты рефератов как
обобщающие уроки 96-117

3. Урок-эссе как форма эмоционально-образного пости
жения художественного произведения 118 - 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153 -156
БИБЛИОГРАФИЯ 157 - 177
ПРИЛОЖЕНИЯ 178 -193

Введение к работе

Современная педагогическая мысль находится в интенсивном поиске новых идей, принципов, подходов, которые бы отвечали реалиям XXI века. Школа будущего ориентирована на такие ценности, как свобода, гуманизм, создание условий для самореализации личности.

Сложившаяся у нас система образования до недавнего времени была основана главным образом на запоминании, воспроизведении, пассивной исполнительности обучаемого, тогда как современным обществом востребована личность, творчески мыслящая, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению и приобретению знаний.

Авторитарная педагогика уходит в прошлое, открывая дорогу педагогике сотрудничества. Явления гуманизации и гуманитаризации, происходящие в сегодняшней школе, отводят ученику роль не только объекта, но и субъекта процесса обучения. Формирование социально значимых качеств личности во многом определяется не только объемом и глубиной полученных знаний, но и способом их освоения, творческого переосмысления и применения в практической деятельности.

Личностно ориентированное образование открывает простор для глубокого и самостоятельного восприятия и усвоения знаний," критического исследования явлений, то есть создает предпосылки для реализации творческих потенций обучаемого. "Творит человек, то есть приносит нечто новое в мир, всегда не общим, что есть у него с другими людьми, но исключительным, что принадлежит ему одному" (206,14).

Все больше сторонников приобретает концепция образования, в основе которой - развитие не только интеллектуального потенциала личности, но и ее эмоционально-ценностного отношения к миру, идея подчиненности всех элементов системы образования (структура, содержание, методы обучения) главной цели - формированию творческой личности. Новая пе- дагогика видит в ученике самостоятельную личность, которая выражает себя в процессе сотрудничества, соучастия, сочувствия, сопереживания. Об этом свидетельствуют работы А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Л.Г. Жабицкой, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона, О.И. Никифоровой, В .А. Кан-Калика.

В гуманистической психологии особое значение придается таким принципам общения взрослого с ребенком, как принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями; эмпатия, то есть сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира; адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого явления.

Роль личностного фактора отмечал выдающийся психолог А.Н, Леонтьев, указывая на недостаточность заучивания слов и понимания мыслей и чувств, заложенных в них, и подчеркивая возможность того, "чтобы эти мысли и чувства стали внутренне определяющими личность". Психолого-педагогическое обоснование такого подхода дано и в трудах Л.С.Выготского, определяющего художественное произведение как "систему раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию" (51, 24).

Исследователь психологии юношеского возраста И.С. Кон отмечал, что "предметная деятельность и ее (личности) общение должны иметь, помимо объективной целесообразности, какой-то субъективный личностный смысл, переживаться как определенный аспект "Я ".

Целью школьного образования не может быть только получение знаний и умений; школьная методика всегда отрицала обезличенную, безадресную передачу информации. Так, еще Ф,И. Буслаев указывал на необходимость "отличать ученую методу от учебной", видя их принципиальное отличие в том, что "ученый, излагая науку, увлекается ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя", а "педагог должен развивать, образовывать и упражнять способность учащихся", так как "наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается" (39, 29).

В Л. Острогорский писал о недопустимости игнорирования "в погоне за формальными знаниями" гуманного, сердечного, эстетического воспитания наших детей (178,5).

Изучение литературы имеет ярко выраженную специфику, заключающуюся в эмоциональной форме освоения материала. И поэтому важной педагогической задачей является учет личностного компонента восприятия, который обусловлен опытом жизни, общением со взрослыми и сверстниками, собственной деятельностью. Такая постановка проблемы находила свое методическое решение еще в трудах В.А. Никольского, который писал о различии методов и приемов "эмоционально-образного постижения произведений художественного слова" и методах и приемах "истолкования этих произведений "ив работах М.А. Рыбниковой, где она рассматривает урок литературы как "явление художественного порядка".

Формирование личностного отношения к литературному произведению осуществляется через самостоятельную читательскую деятельность. Это единый процесс, результатом которого является достаточно высокий уровень квалификации старшеклассника-читателя, обладающего богатым творческим воображением, запасом литературоведческих знаний, умением адекватно воспринимать художественное произведение и самостоятельно его интерпретировать.

Одна из главных целей урока литературы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку всесторонне раскрыться, дать мощный толчок процессу познания окружающего мира и самопознания."... не столько усвоение, сколько освоение учащимися произведений, обогащение, формирование их личности - задача анализа произведений" (106).

Литературоведение и психология, социология и библиография, эстети-. ка и методика преподавания литературы в последнее время все более активно стремятся к решению проблемы взаимодействия читателя и писателя.

Личное восприятие художественного произведения - процесс индивидуальный, учитель лишь создает условия, помогающие читателям сделать это наиболее эффективно. Учитель в ходе такого процесса обучения становится исследователем, равноправным с учеником. Традиционно построенное обучение литературе отводит учителю роль "передатчика" знаний, готовых результатов собственных читательских открытий и литературоведческих исследований. Такое положение дел формализует процесс обучения, лишает учащихся собственных импульсов к анализу художественного текста, гасит стремление к самостоятельной творческой деятельности на уроке. Последствия такого "безличностного" преподавания обнаруживаются в пассивности значительной части учащихся, потере интереса к изучаемым произведениям, несформированности основных качеств квалифицированного читателя, бедности устной и письменной речи.

Процесс обучения, в ходе которого литературное произведение рассматривается как эстетическое явление, требует сотворчества ученика и учителя в постижении авторского мироощущения. Словеснику необходимо учитывать мир мыслей, чувств, убеждений, взглядов ученика, так как изучение литературных произведений рассматривается современной методикой преподавания предмета как акт сотворчества юного читателя и писателя, обретение школьниками личностного смысла в художественном тексте. Основательный методический анализ этих проблем содержится в работах О.Ю. Богдановой, Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана, Н.Д, Молдавской, С.А. Леонова, Г,И. Беленького, М. А. Снежневской, М.Б. Ладыгина, Л. В. Тодорова, 3. С, Смелковой, Ю, И. Лыссого и др.

Однако пути формирования личностного отношения учащихся к художественному произведению разработаны недостаточно.

Потребность в методических поисках, направленных на активизацию у школьников личностного отношения к художественному тексту в процессе преподавания литературы, обусловила выбор темы и актуальность нашего исследования.

Для нас представляет интерес проблема формирования личностного отношения старшеклассников к литературному произведению на специально ориентированных уроках (уроках-практикумах, уроках-исследованиях, уроках-эссе и уроках защиты рефератов), где возрастает удельный вес самостоятельной творческой работы с художественным текстом.

Цель исследования - разработать и научно обосновать методику уроков разных видов, способствующих формированию личностного отношения к художественному произведению на завершающем этапе литературного образования (10,11 классы.)

Объект - процесс формирования личностного отношения старшеклассников к литературному произведению на специально направленных уроках в старших классах.

Предмет - выявление эффективных видов уроков, методических приемов работы по формированию личностного отношения учащихся к художественному тексту.

Изучение данных вопросов в литературоведении, методике преподавания литературы, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволили выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у старшеклассников личностного отношения к произведениям художественной литературы будет наиболее эффективным, если учитываются возрастные и индивидуальные возможности старшеклассников, уровень восприятия ими произведений художественной литературы; используются определенные виды специально направленных уроков (урок-практикум, урок-исследование, урок-эссе, урок защиты рефератов); - методика работы, предлагаемая учащимся, опирается на логико- понятийное мышление и эмоционально-образное восприятие школьников и способствует открытию старшеклассниками новых граней литературно го произведения, личности писателя, его стиля, постижению критической литературы, формирует у них готовность к самостоятельному поиску и различным формам самовыражения в творческих и научно- исследовательских работах.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

Провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью изучения подходов к формированию личностного отношения к художественному произведению.

Определить реальный уровень сформированности личностного отношения старшеклассников к произведениям художественной литературы с целью выявления объективных и субъективных факторов, снижающих эффективность процесса формирования личностного отношения к прочитанному.

Разработать и научно обосновать методику уроков разных видов, способствующих эффективному формированию у старшеклассников личностного отношения к произведению художественной литературы.

Методической основой диссертации стали современные исследования по проблемам специфики литературы как искусства слова, содержания и формы художественного произведения, биографии писателей, работы психологов, педагогов и методистов, посвященные различным аспектам читательской культуры учащихся и путям ее формирования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по теме исследования; изучение программ средней школы, учебников и учебных пособий для 10-11 классов, анкетирование и беседы с учителями, учащимися, обработка результатов анкетирования, анализ письменных работ школьников; педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение); - качественно-количественный анализ данных. Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1989-1993 гг.), включавший в себя преподавательскую работу автора исследования в 5-11 классах лингвистической гимназии № 6 г. Пензы, был посвящен рассмотрению и уточнению исходных положений ряда наук, выступающих в качестве теоретической основы создания системы работы по формированию-личностного отношения к прочитанному на уроках разных видов, а также изучению педагогического опыта ведущих учителей г. Пензы, Пензенской области, Российской Федерации, ближнего зарубежья, анализу литературы по теме исследования. На данном этапе была сформулирована гипотеза исследования, теоретические основы предполагаемой методики, проведены серии констатирующих срезовых работ, интервьюирование и анкетирование учащихся.

И этап (1993-1996 гг.) - создание системы работы по целенаправленной проверке формирования личностного отношения к прочитанному на уроках в 10-11 классах и проведение обучающего эксперимента* На этом этапе проходила опытную проверку (школы №№ \\і 63, гимназии Ж№ б, 42, 44 г. Пензы) система работы по формированию личностного отношения, уточнялась гипотеза, проводился окончательный отбор и корректировка средств и материалов, вырабатывались критерии проверки сформированное личностного отношения к прочитанному, определялись формы работы по проверке эффективности методики. Также были проведены систематизация и обобщение полученных данных.

На итоговом этапе эксперимента (1996-1998 гг.) проходила дополнительная проверка выводов, уточнялась методика формирования личностного отношения к прочитанному на специально ориентированных уроках, осуществлялось внедрение результатов в практику общеобразовательной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: теоретически обоснована и экспериментально проверена методика различных видов специально направленных уроков (урок-практикум, урок-исследование, урок-эссе, урок защиты рефератов); определены методические условия формирования у старшеклассников личностного отношения к прочитанному на разных этапах анализа художественного произведения; предложены эффективные приемы анализа литературных произведений с учетом их "родо-жанровой специфики и художественного своеобразия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по проведению различных видов уроков, направленных на формирование у учащихся 10-11 классов личностного отношения к художественному произведению. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы в средней школе, средних специальных учебных заведениях, в лекционных курсах педвузов, на курсах повышения квалификации учителей-словесников.

Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагоги- ки, психологии, теории и методики обучения литературе, данные констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы города Пензы и Пензенской области. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов, творческих и научно-исследовательских работ старшеклассников.

Апробация материалов исследования проводилась в условиях учебного процесса в школе, гимназии, в ходе городских и областных семинаров. Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории русской словесности Института общего образования РФ, Ученого совета, кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Пензенского ИПКиПРО, кафедры гуманитарных дисциплин лингвистической гимназии № 6 г. Пензы. Основные результаты исследования определили содержание лекций, докладов, выступлений диссертанта на городских и областных конференциях города Пензы, на региональных конференциях (г. Пенза-1997, 1998 гг., Ульяновск-1998 г.). Материалы исследования включены в цикл лекций, семинарские занятия для учителей-словесников на курсах Пензенского ИПКиПРО.

Внедрение результатов исследования в практику школ проводилось в процессе работы с учителями-экспериментаторами, в результате чтения лекций в Пензенском ИПКиПРО и ряде райцентров Пензенской области (г. Кузнецк, г. Сердобск, г. Нижний Ломов, р.п. Мокшан, р.п. Башмаково), проведения авторского семинара и серии открытых уроков для учителей-словесников города и области.

В целом диссертация находится в русле исследований, разрабатывающих формы, методы и приемы активизации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы, направленных на дальнейшее совершенствование литературного образования.

В соответствии с целью диссертации и гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:

Формирование у старшеклассников личностного отношения к произведениям художественной литературы развивает интеллектуальный потенциал личности, способствует эмоционально-ценностному постижению мира.

Одним из эффективных путей формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению являются специально ориентированные уроки литературы (урок-практикум, урок-исследование, урок защиты рефератов, урок-эссе).

Системное включение в изучение монографических тем специально ориентированных уроков способствует развитию эмоционально-образного восприятия художественного произведения, формированию читательских умений, возникновению эстетических потребностей и переживаний.

Похожие диссертации на Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы