Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Аничкина Наталья Валерьевна

Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения
<
Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аничкина Наталья Валерьевна. Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1997 180 c. РГБ ОД, 61:98-13/108-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Самостоятельность как одна из основополагающих особенностей развития личности. 10-44

1. Проблема самостоятельности и самостоятельной работы в трудах психологов, дидактов, методистов 10-16

2. Психолого-педагогические особенности десятиклассника. Преимущество данного возраста для развития самостоятельности на уроках литературы 17-24

3. Критерии самостоятельности. Констатирующий эксперимент 25-34

4. Учитель как организатор самостоятельной деятельности учащихся 35-44

ГЛАВА II. Работа по развитию самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения. Поисковый эксперимент. 45-102

1, Научно-методические основы урока углубленной работы над текстом художественного произведения 45-65

2. Виды уроков углубленной работы и формы самостоятельной работы учащихся (на материале романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история») 66-102

ГЛАВА III. «Самостоятельность исканий» учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева 103-156

1. Самостоятельность старшеклассников при изучении поэтики романов И.С. Тургенева на уроках литературы. Обучающий эксперимент 105-135

2. Проявление самостоятельности десятиклассников на уроке-семинаре. Контрольный эксперимент 136-156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157-160

БИБЛИОГРАФИЯ 161-180

Введение к работе

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание человека как личности, человека - творца духовных и материальных ценностей. Воспитание творческой личности - это формирование духовного мира человека. Старшеклассников характеризует определенный уровень психического развития человека в этом возрасте, что позволяет ему принимать самостоятельные решения и иметь собственные суждения и мнения. Основным видом деятельности школьника является учеба, поэтому очевидно, что формирование самостоятельности и ее проявление происходит, прежде всего, в учебной деятельности. Процесс развития самостоятельности зависит не только от возрастных особенностей обучаемого, его индивидуального развития, но и от содержания преподаваемого предмета, методов и приемов обучения. Не случайно проблема развития самостоятельности старшеклассников занимает важное место в методике преподавания литературы.

Изучение литературы предполагает внимательное рассмотрение внутреннего мира творения искусства слова, признание его уникальности и многогранности. Художественное произведение живет и меняется в сознании поколений читателей, поэтому каждое новое поколение читателей находит в известном произведении что-то интересное, актуальное для себя, что-то не замеченное прежде. Конечно, это скорее сделать читателю, которого привлекает область самостоятельных открытий и поисков, читателю, способному проникнуть в смысл произведения, постигнуть его проблематику, почувствовать его своеобразие. Большую роль в подготовке читателя играют уроки углубленной работы над текстом, в процессе которых обогащается эмоциональное впечатление, рожденное первым чтением, расширяется понимание художественного мира писателя. Значительное место на подобных уроках занимает самостоятельная работа, которая способствует формированию читательских умений, развивает самостоятельность школьников. Ре-

зультаты самостоятельного поиска становятся залогом формирования у школьников собственного мировоззрения, способствуют развитию мышления и формирования у школьников новых знаний, умений и навыков, необходимых не только для читателя, но и для полноценно развитой личности.

Нас интересовала проблема развития самостоятельности на уроках углубленного изучения художественного произведения. Навыки анализа художественного произведения учащихся еще далеки до совершенства, и для учителя «... главной обязанностью, - писал еще К.Д. Ушинский, - является приучение воспитанников к умственному труду, и эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета» (237, 333).

В своей работе мы опирались на типологию уроков, предложенную Н.И. Кудряшевым. Отмечая теснейшую связь изучения литературного произведения с развитием речи учащихся, с усвоением ими элементов теории и истории литературы, методист по преобладающей роли одного из этих элементов учебного предмета определяет три основных типа уроков - уроки изучения художественных произведений (включая уроки художественного восприятия, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие уроки), уроки изучения основ теории и истории литературы, уроки развития речи (150).

Слово «углубленный» в словаре СИ. Ожегова означает «основательный, серьезный», «всецело придавшейся чему-нибудь, углубившийся, погрузившийся во что-нибудь». Урок углубленной работы над текстом можно назвать уроком погружения в текст, его основательного, серьезного разбора, урок, на котором школьник учится внимательно вчитываться, вдумываться, «вчувствоваться» в текст, подходить к литературному произведению как к произведению искусства слова. Воспитанию читателя, способного самостоятельно мыслить и действовать, формированию навыков самостоятельного общения с книгой способствуют уроки углубленной работы над тек-

стом художественного произведения. На этих уроках, учитель, организуя класс на самостоятельную работу над текстом, побуждает учащихся «думать и действовать», «быть в состоянии творческого напряжения» (М. Рыбникова).

К проблеме развития самостоятельности школьников обращались методисты 19-20 веков: Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, В.П. Шереметевский, А.Д. Алферов, А.Е. Грузинский, В.В. Данилов, В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.М. Соколов. Основные направления данной проблемы, поднятые в работах ученых, нашли свое отражение в исследованиях методистов второй половины 20 века.

В современной методической науке освещены такие аспекты проблемы
развития самостоятельности на уроках литературы, как: организация и про
ведение самостоятельной работы с учетом возрастных особенностей школь
ников, проблема развития творческой активности школьников при изучении
художественной литературы (Р.И. Альбеткова, Е.А. Акулова,

О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, Н.А. Демидова, Н.Н. Зверев, С.А. Зинин, В.И. Зольникова, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова, А.Г. Кутузов, Н.Д. Молдавская, Н.Я. Мещерякова, И.Ю. Мизина, А.А. Мурашова, Л.А. Симакова, М.В. Черкезова); организация исследовательской деятельности (Р.Ф. Брандесов, М.Г. Качурин, И.А. Фогельсон); самостоятельное чтение и оценка произведения (Н.А. Бодрова, В.Г. Маранцман, Н.Н. Светловская, В.Ф. Чертов). Но в имеющихся методических работах недостаточно освещен вопрос о развитии самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественных произведений, возможные варианты и структура этих уроков. Необходимость теоретического и практического решения проблемы развития самостоятельности учащихся старших классов непосредственно на уроках литературы, посвя-

гценных углубленной работе над текстом литературного произведения, определяет актуальность исследования.

Цель - научно разработать и обосновать методику работы на уроках углубленного анализа эпического произведения, способствующую развитию самостоятельности старшеклассников (10 кл.)

Объект - организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения литературы в старших классах.

Предмет - выявление эффективных приемов работы по развитию самостоятельности учащихся на уроках углубленной работы над текстами художественных произведений И.А. Гончарова и И.С. Тургенева в десятом классе.

Гипотеза - работа по развитию самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения будет эффективной, если:

учитываются возрастные особенности и возможности десятиклассников, уровень их литературного образования, уровень восприятия ими художественного произведения;

система заданий позволяет открыть новые грани литературного произведения, усиливает внимание к слову писателя, интерес к критике;

осуществляется поэтапность в работе по развитию и формированию самостоятельности учащихся в процессе анализа художественных произведений;

последовательно, с учетом индивидуальных особенностей десятиклассников усложняются формы самостоятельной работы;

задания вызывают у учащихся готовность или предрасположенность к самостоятельному поиску, стимулируют потребность в самостоятельной деятельности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью уточнения содержания понятия «самостоятельность» и выявление критериев самостоятельности учащихся применительно к школьному литературному образованию.

  2. Выявить уровни сформированности самостоятельности у учащихся.

  1. Определить научно-методические основы урока углубленной работы над текстом художественного произведения, его варианты и виды самостоятельных работ, характерные для каждого из уроков и влияющие на развитие самостоятельности учащихся.

  1. Проследить динамику развития самостоятельности у учащихся в процессе проводимой работы.

  2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию самостоятельности старшеклассников в процессе изучения литературы.

Поставленные задачи будут решены с помощью следующих методов исследования:

анализ работ по психологии, дидактике, литературоведению и методике преподавания литературы;

изучение и анализ школьных программ и учебников для старшеклассников; анкетирование и беседы с учителями; анализ ответов учащихся;

педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение);

качественно-количественный анализ данных.

Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе (1993-1995 гг.) осуществлялось изучение философских, психологических, литературоведческих, дидактических и методических работ; проводилось наблюдение

за деятельностью учителей и учащихся на уроках анализа художественных произведений; анкетирование и беседы с учителями и учащимися, установление уровня развития самостоятельности школьников. На втором этапе (1995-1996 гг.) разрабатывались и проводились поисковый и обучающий эксперименты в старших классах средних школ № 2, 27, 35 и школы-гимназии № 48 г. Орска Оренбургской обл. На третьем этане (1996-1997 гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнено с опорой на данные психологии и дидактики понятие «самостоятельность»; выявлены критерии самостоятельности применительно к литературному образованию; определены научно-методические основы урока углубленной работы над текстом художественного произведения, его структура и виды, степень их воздействия на формирование самостоятельности учащихся; предложены виды заданий, повышающих уровень самостоятельности учащихся на уроках литературы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации по проведению уроков углубленной работы над текстами произведений И.А. Гончарова и И.С. Тургенева в десятом классе. Материалы могут быть использованы на уроках литературы в старших классах, при чтении лекций по методике преподавания литературы;, при проведении спецкурсов и спецсеминаров в педвузе.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных психологии, педагогики, методики преподавания литературы; изучением и обобщением имеющегося опыта,

объемом поискового и обучающего экспериментов; анализом результатов обучения.

Апробация материалов исследования осуществилась на конференциях в МПГУ (Голубковские чтения 1996, 1997 гг.); на заседаниях кафедры методики преподавания литературы (1996г.), аспирантских объединениях (1994-1997 гг.); на ежегодных научно-практических конференциях Орского педагогического института (1994,1995 гг.).

Методические рекомендации внедрены в практику школ № 2, 27, 48 г. Орска и получили положительную оценку со стороны учителей. Материалы исследования внедрены в курс лекций по методике преподавания литературы ОГПИ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Самостоятельность - развивающаяся черта личности старшеклассника, которая проявляется в области мотивации, мышления, речи, умения организовать свою учебную деятельность в процессе изучения литературы.

  2. Углубленная работа над текстом художественного произведения, с использованием знаний по истории и теории литературы на уроке способствует развитию самостоятельности учащихся, овладению приемами анализа художественного произведения, вызывает интерес учащихся к исследованию проблем, поднятых в произведении, к особенностям поэтики, к личности автора.

  3. Постепенное увеличение доли самостоятельной работы на уроке в процессе изучения художественного произведения является наиболее эффективным путем формирования читателя-исследователя, интерпретатора литературного произведения.

Проблема самостоятельности и самостоятельной работы в трудах психологов, дидактов, методистов

Современная психология и педагогика рассматривают самостоятельность как показатель развивающего обучения.

Движущей силой развивающего обучения является противоречие между поставленным вопросом и имеющимися у ученика знаниями, умениями и навыками, что дает толчок к самостоятельной мысли; развивает способность самостоятельного разрешения проблемы.

Развитие самостоятельности - сложный процесс, включающий в себя развитие многих черт личности характерологического плана - развитие мышления, воображения, речи, аналитических способностей, восприятия. Основным видом деятельности школьника в процессе развития самостоятельности является самостоятельная деятельность.

Первым в методике на двоякий способ преподавания указал в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844) Ф.И. Буслаев, обозначив два основных метода преподавания - догматический и эвристический. Сам методист критиковал догматическую форму преподавания. Ф.И. Буслаев уделял большое внимание развитию у школьников умения рассуждать, доказывать ту или иную точку зрения.

Мысль о том, что ученик должен постигать систему знании «сам, участвуя при ее построении», высказал В.И. Водовозов в учебном руководстве «Словесность в образцах и разборах» (1868). В Л. Стоюнин в 1864 году, в сочинении «О преподавании русской литературы» писал, что все суждения о произведении должны создаваться путем собственных активных наблюдений ученика над текстом произведения. Он считал, что сочетание исторического анализа произведения с современным звучанием - лучший способ пробудить самостоятельную мысль ученика.

Развитию способности критически относиться к чтению, возможности иметь серьезные критерии суждений о литературе помогает самостоятельная работа - это отмечал В.П. Острогорский в своих «Беседах о преподавании словесности» (1885).

В.В. Данилов главную задачу преподавания видел в умственном развитии, способствовать которому будет «работа над самим текстом произведения, его логический и критический анализ» («Литература как предмет преподавания», 1917).

Основным условием развития самостоятельности В.П. Шереметевский («Слово в защиту живого слова», 1886) считал самостоятельную деятельность - когда учащиеся предоставленные сами себе, посильными упражнениями на доступном материале доходят своим умом до решения поставленной задачи.

Н.М. Соколов («Изучение литературных произведений в школе» (1928), «Устное и письменное слово учащихся» (1927)) в своей методической системе главное внимание уделял воспитанию читателя, умеющего оживить в воображении то, что изображено автором в произведении.

А. Д. Алферов («Родной язык в средней школе» (1916)) указывал, что надо учить мыслить сложно, а не рассчитывать на среднего ученика, учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьника и в соответствии с ними давать посильные, но трудные задания. Отмечал, что ученик должен приобрести стройную систему знаний и навыков самостоятельной работы над художественным произведением.

Интерес представляют «вопросники», составленные АД. Алферовым и А.Е. Грузинским. Методисты указывали на то, что школьники могут самостоятельно составить «вопросники» к художественным произведениям, овладев соответствующими приемами.

Большой вклад в проблему развития самостоятельности школьников внесли В.В. Голубков и М.А. Рыбникова. В.В. Голубков развитие самостоятельности считал важнейшей педагогической проблемой, имеющей большое значение для преподавания литературы. В своей фундаментальной работе «Методика» (1938) определил самостоятельность не как сумму формальных навыков а как самостоятельность мировоззрения; обозначил главные принципы самостоятельности: самостоятельность - конечный результат и цель воспитания; самостоятельность должна основываться на знаниях и прочном мировоззрении, самостоятельность - не бесконтрольность.

М.А. Рыбникова («Русская литературы в вопросах, темах и заданиях» (1927); «Изучение литературы в школе П ступени» (1928); «Методика...» (1930); «Очерки по методике литературного чтения» (1941)) указывала, что самостоятельность и творчество учащихся помогут им стать настоящими читателями. Определила самостоятельную работу как средство активизации учащихся в процессе обучения и на разных этапах развития урока, отметила необходимость руководства самостоятельной работой со стороны учителя. Данные психологии и дидактики подтверждают исследования методистов.

Проблеме самостоятельной деятельности ученика и созданию системы самостоятельных работ посвящены исследования П.И. Пждкасистого. Анализируя процесс самостоятельной деятельности ученика, П.И. Пидкасистый предложил следующие типы самостоятельной работы: воспроизводящие, реконструктивные, вариативные, творческие. Самым высоким уровнем самостоятельности дидакт называет постановку самими учениками проблемы и нахождения путей ее решения. П.И. Пидкасистый указал, что процесс овладения новыми знаниями сопровождается формированием и развитием самостоятельности мышления (172; 173).

Научно-методические основы урока углубленной работы над текстом художественного произведения

Целью изучения художественного произведения в школе является постижение через текст литературного произведения особенностей поэтики конкретного писателя, т.е. овладение знаниями и умениями, которые помогут понять законы художественного творчества, помогут воспринять художественный текст в системе всех ценностей, заложенных в произведении. Организация такой деятельности учащихся при изучении литературы в старших классах требует серьезного педагогического руководства. Возникает необходимость обеспечения активности каждого ученика в процессе изучения произведения. Особенно это важно на уроке углубленной работы над текстом художественного произведения, т.к. именно углубленный анализ художественного произведения формирует аналитические умения учащихся, пробуждает и развивает потребность в самостоятельной оценке отдельных элементов текста и всего произведения в целом.

Необходимость изучения, исследования проблемы самостоятельной деятельности школьников на уроках анализа литературного произведения не раз подчеркивалась в методике: «важнейшие проблемы урока литературы нуждаются в дальнейших исследованиях. Назовем некоторые из них: место уроков в системе развивающего обучения, роль урока... в формировании творческой самостоятельности... развитие форм урока: урока-диспута... урока-лекции и т.д.» (140,186).

Актуальность обращения к данной проблеме подтвердили результаты анкетирования учителей, работающих в старших классах. Нам надо было выяснить: 1) Какая роль отводится урокам углубленной работы над текстом в процессе изучения художественного произведения? 2) Что представляют собой эти уроки? 3) Каково их назначение?

Приводим ответы учителей на первую группу вопросов:

- «уроки углубленной работы над текстом - это уроки работы над художественными особенностями текста, над языковыми особенностями»;

- «... уроки развития речи...»;

- «... уроки работы над языковыми особенностями, художественными средствами создания образов, стилевыми особенностями»;

- «... уроки разбора стилистики писателя, художественных особенностей текста, образных сравнений»;

- «... уроки, на которых школьники учатся анализировать такие компоненты текста, как сюжет, композиция, литературный герой»;

- «... это работа над содержанием и обсуждением философских проблем»;

- «сущность этих уроков - научить понимать произведение, его стиль, проблемы, поставленные автором».

Таким образом, основную задачу этих уроков учителя литературы видят, прежде всего, в анализе языковых особенностей текста или в рассмотрении сюжетно-композиционных элементов произведения, его проблематики. Рассмотрение произведения как художественного единства не является главным на данных уроках. Учителя говорили, что старшеклассники не воспринимают произведение как «художественное единство» и потому учителя не желают «перегружать» учащихся «труднодоступной информацией литературоведческого характера».

Во время собеседования с учителями выяснилось, что подобное понимание уроков данного вида происходит и по причине нехватки методической литературы.

Вторая группа вопросов, заданных учителям, связана с методическими приемами, которые используются на уроках: 1) Используется ли образец анализа текста, данный самим учителем, в качестве обучающего момента? 2) Какие приемы работы чаще всего используются на уроке? 3) Какое место на уроке имеет самостоятельная работа?

Лишь в некоторых анкетах было отмечено, что образец анализа художественного произведения является для учителей (Т.И. Хитрова - шк. № 48; Л.С. Хмеленко - шк. № 23; ЕЛ. Просвирина - шк. № 2 и др.) традиционным или, до крайней мере, этапы урока, обучающие школьников логике анализа текста, регулярно используются педагогом при разборе художественного произведения.

Чаще всего образец анализа текста (главы, стихотворения) включается учителем во вводные лекции и, как ни странно, обобщающие уроки. Как показали анкеты учителей, беседы с ними, образец анализа дается ученикам, но не используется как обучающий прием: учащиеся не фиксируют логику анализа, его последовательность, не воспроизводят его в дальнейшем по заданию учителя. Одна из причин, на которую ссылаются учителя в процессе собеседования, нехватка методической литературы.

Самостоятельность старшеклассников при изучении поэтики романов И.С. Тургенева на уроках литературы. Обучающий эксперимент

В ходе обучающего эксперимента мы обратились к изучению раздела, посвященного творчеству И. С. Тургенева. Обучение проводилось в 10-х классах школы-гимназии № 48 и средних школах № 2, 27, 35, 36 г. Орска Оренбургской области.

Цель эксперимента - найти подтверждение эффективности методики развития самостоятельности на уроке углубленной работы над текстом художественного произведения.

Задачи:

-художественные произведения живут не ради своего буквального смысла, а ради того, который в них может быть вложен, поэтому надо учить старшеклассников проникать в истинный смысл произведения, интерпретировать литературный текст, учитывая авторское содержание;

-развивать умение определять особенности поэтики И.С. Тургенева;

-построить работу так, чтобы учащиеся почувствовали отличие тургеневского романа от романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова; смогли проявить самостоятельность при изучении романа И.С. Тургенева;

-обеспечить интерес к тексту и потребность в углубленном его прочтении, заинтересованность учащихся в познавательно-творческой работе на уроке.

Проследим, как шла работа на уроках, определим этапы исследования произведения, но подробно остановимся лишь на некоторых уроках, остальные обозначим контурно, с привлечением вопросов, заданий, необходимых комментариев.

Традиционно для чтения и изучения в старших классах школьные программы предлагали роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», романы «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо» рекомендовались программами (1939-1987) для обзорного рассмотрения на уроках, для изучения на уроках внеклассного чтения или для самостоятельного чтения. Программа 1994 года под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предлагает романы «Рудин» и «Отцы и дети», один из которых, по выбору учителя, избирается для текстуального изучения.

Роман «Рудин» имеет много преимуществ, чтобы стать предметом изучения на уроках литературы в десятом классе. Произведение начинает новый этап в творчестве И.С. Тургенева, в нем писатель подводит итог разностороннему изучению «лишнего человека», предпринятому им до этого в ряде рассказов и повестей («Два приятеля», «Переписка», «Затишье»), Тургенев рисует фигуру, которая синтезирует в себе идеи, мысли, чувства, наиболее характерные для культурного человека той эпохи. Именно в этом романе проявляются основные особенности поэтики Тургенева, которые получили развитие в следующих произведениях писателя: изображение поворотных событий истории; внешний конфликт - социально-исторический и внутренний конфликт - социально-психологический; диалогичностъ; изображение кульминационных моментов душевной истории героев; тайный психологизм; аналогия развития событий с временем года; испытание героя любовью (Курляндская Г.Б., Лебедев Ю.В., Лотман Ю.М., Маркович В.М., Пустовойт П.Г., Чичерин А.Б., Шаталов СЕ. и др.).

Программа ориентирует на рассмотрение романа в целом, его художественной специфики, проблематики, поэтики.

Методические пособия и учебники предлагают различные системы работы над произведениями Тургенева и, в частности, над романом «Рудин» (Браже Т. Г., Лебедев Ю. В., Качурин М. Г., Мотольская Д. К., Фогельсон И. А.). Но преимущественно работа над текстом носит репродуктивный характер, поскольку роман «Рудин» изучается обзорно.

Работа над романом «Рудин» - это новый этап в развитии самостоятельности учащихся при работе с текстом художественного произведения. Важно развивать умение переносить ранее полученные знания в новую ситуацию. Теперь учителем не предлагается как образец анализ текста фрагмента романа; хотя учитель, по-прежнему, остается организатором самостоятельной деятельности учеников, но его инструкции, комментарии сокращаются, учащимся предлагается самостоятельно подойти к анализу героев, отобрав соответствующие эпизоды, дать им оценку, выделить главное.

Похожие диссертации на Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения