Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Хозяшева Людмила Сергеевна

Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен)
<
Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хозяшева Людмила Сергеевна. Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Хозяшева Людмила Сергеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/633

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческого воображения

1.1. Психологические основы развития творческого воображения в художественном творчестве 13—25

1.2. Возрождение ручного ткачества 25—37

1.3. Предлагаемая методическая система развития творческого воображения студентов упражнениями в технике ручного ткачества 38—61

1.4. Технологические особенности работы над таписсерией 62—84

Выводы по первой главе 85—88

ГЛАВА II. Экспериментальные исследования развития творческого воображения.

2.1. Критерии оценки работ студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов 89—97

2.2. Анализ проявления творческого воображения у студентов в процессе создания декоративного произведения. Констатирующий эксперимент 97—111

2.3. Развитие творческого воображения студентов в процессе проведения формирующего эксперимента 112—120

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы. Контрольный эксперимент 121—126

Выводы по второй главе 127—132

Заключение 133—135

Список литературы 136—157

Приложение 158-219

Введение к работе

В современных условиях развития общества возрастает необходимость в развитии творческой самостоятельности, совершенствовании и преобразовании личности, опирающейся на передовую личностно-ориентированную педагогику.

Развитие декоративного искусства на современном этапе, поиск новых идей во многом определяется прекрасными педагогами, выдающимися мастерами декоративного искусства, сложившимися педагогическими школами и методами обучения.

Проблема развития личности, способной к поиску инновационных решений в созидательной деятельности является актуальной в современной педагогике.

Демократизация системы образования, поиск новых методов и форм обучения, субъективно-личностная направленность - вот основные принципы современной педагогики. Художественная педагогика ищет новые пути в раскрытии творческого потенциала личности. Современный уровень развития технологий, использование компьютера и высоко - технологичного оборудования позволяет добиться неповторимых тканых структур в дизайне текстиля, которые широко используются в современном интерьере. В наше время на смену известным канонам работы с текстилем пришли неординарные экспериментальные решения при создании текстильных образов, что позволяет современный уровень техники. На смену однообразного тиражирования однотипного образца пришло время авторских, эксклюзивных работ, малого тиража и разнообразного дизайна. И это требует от художника-дизайнера по текстилю развитого творческого воображение.

Таписсерия - искусство стенного ковра, оно шире понятия «гобелен» и включает в себя изделия, выполненные различными техниками ткачества, узлами, трикотажными переплетениями, вышивкой, аппликацией, как

плоскостные, так и пространственные.(209, с. 63)

Декоративная деятельность, рассматриваемая в исследовании, дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности. Многовековой опыт, традиции, сформированные поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества делают таписсерию самобытной и перспективно развивающейся. Известный искусствовед Т. Стриженова пишет: «Есть в этом многообразии нечто общее, что легко обнаруживается почти в каждом произведении, делает современный гобелен явлением самобытным..., я имею в виду его образную содержательность».

Проблема развития творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов средствами декоративного искусства рассматривалась многократно. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания -это и проблемы психологии, общепедагогические аспекты, труды по развитию творческого воображения и многое другое.

В своих разработках педагоги А.В. Привалов (1994), Н.С. Боголюбов (1995), Р.В. Акатова (2000), Т.Н. Галич (2000), А.П. Сухарева (2000), Р.Е. Зохина (2000), Е.В. Квятковский (2002) ставят вопрос о недостаточном развитии творческого воображения, связывая его решение с необходимостью создания особых условий обучения. Об этом в свое время говорили Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, А.Д. Ботвинников, Е.Н. Кабанова-Меллер, СП. Ломов. В.К. Лебедко, рассматривая пространственное представление в творческом развитии художника-педагога, отмечали важность активизации воображения, помогающей рождать ассоциации, необходимые для протекания всех художественных процессов.

Традиционно в качестве основного механизма воображения рассматривались особые преобразования реальных образов. Так Дж. Селли (1909г.) указывал на то, что воображение имеет дело с чувственными образами. Ж. Пиаже в своих поздних исследованиях рассматривал развитие воображения

как развитие трансформирующих и предвосхищающих образов. В работах отечественных авторов подчеркивается роль образов в функционировании воображения.

В исследовании формирования творческого воображения мы опирались на труды: P.M. Немова, Л.С. Выготского, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, Р.Г. Натадзе.

С точки зрения теории художественного образования, эстетическим воспитанием и творческим развитием личности занимались видные ученные: О.А. Абдулина, Ю.К. Бабанский, Е.С. Громов, Е.И. Игнатьев В.В. Корешков, М.Н. Скаткин, В.Н. Сластенин, Н.Н. Ростовцев.

Поиски нестандартных решений ручного художественного ткачества освещены в работах: В.И. Неелова, СИ. Руденко, Т.К. Стриженовой, В.И. Савицкой, В.Д. Уварова Н.Н., Флеровой; а также зарубежных авторов: Н. Спилотти, У. Морриса, М.Н. Вэллса, К. Грегер.

Экспериментальные исследования в области современного ковроткачества рассмотрены в трудах немецких авторов: К. Арнольд, Э. Эрбен, Девитас-Груниг, У. Кирхер.

Однако, особенности развития современного ручного ткачества и стоящие перед ним проблемы не получили должного освещения в методической литературе. Работа с нестандартными материалами в таписсерии предполагает создание методики проведения занятий со студентами художественно-графических факультетов по экспериментальной программе, учитывающей специфику новых различных материалов.

Во всех предыдущих исследованиях не ставилась задача развития творческого воображения студентов Х.Г.Ф. на примере обучения ковроткачеству с применением нетрадиционных материалов, являющегося новаторскими в методике преподавания декоративного искусства.

Обращаясь к проблеме развития творческого воображения в области ручного ткачества, следует учитывать большие возможности использования

нетрадиционных материалов, дающих фактурную выразительность при создании образов.

Проблема развития творческого воображения у студентов связана с необходимостью подготовки специалистов не только владеющих историей и теорией изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и имеющих самим выполнять изделия по декоративно-прикладному искусству в материале. А также способных создавать в них художественные образы, как на основе наблюдений и изучения, как народного так и декоративно-прикладного творчества и работы творческого воображения.

Актуальность развития творческого воображения будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства заключается в том, что от неразвитости их творческого воображения в значительной мере страдает качество их как специалистов: такой учитель у которого не развито творческое воображение и образное мышление не способен развивать их и у своих учеников.

Проблема данного исследования заключается в отсутствии научно -обоснованной и экспериментально проверенной методики развития творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педвузов средствами таписсерий.

Цель исследования решение данной проблемы заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и экспериментального исследования определить эффективные пути и методы развития творческого воображения студентов в процессе создания таписсерий (гобелена).

Объект исследования - деятельность студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов в процессе занятий таписсерией, направленная на развитие творческого воображения.

Предмет исследования - процесс развития и формирования творческого воображения, педагогических приемов, методических условий, средств и форм учебно-воспитательной работы на художественно-графических факультетах

педагогических вузов, способствующих появлению нестандартных образных решений при создании изделий из текстильных пластичных материалов.

Гипотеза исследования

Формируя гипотезу исследования мы исходили из предположения о том, что если в процессе исследования использовать специально разработанную методическую систему, которая включает в себя:

A) цели, задачи и содержание ( авторская экспериментально учебная
программа);

Б) отобранные из известных в педагогике дидактические принципы, формы проведения занятий, методы, методические приемы, которые как мы считаем, наиболее максимально будут решать нашу проблему;

B) средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих
процессов (ТСО, наглядные пособия, образцы произведений ДЛИ и т.д. и т.п.),
то мы получим высокие результаты развития творческого воображения
студентов потому, что данная методическая система обладает следующими
ценными качествами:

1) в первой части методической системы (авторская экспериментально
учебная программа) предлагается значительно усовершенствованная программа
курса по разделу: «Мастерские дизайна и народных промыслов (гобелен). » В
ней значительно уточнены цели, расширены задачи данного курса, дополнены
практические задания и упражнения программы;

2) во второй части данной методической системы (методика в
собственном смысле слова) дан перечень дидактических принципов форм
проведения занятий, методов, методических приемов, известных в педагогике
которые как в нашей системе предполагается должны работать в определенной
последовательности, в определенном взаимодействии и взаимосвязи, что
позволяет добиться ее результативности и эффективности;

3) третья часть данной методической системы содержит рекомендуемые
для использования технические средства для обучения, специально

подготовленные и разработанные пособия, образцы народного и декоративно-прикладного искусства и другие материалы. Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические источники по проблеме развития творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов.

  2. Проанализировать особенности воображения студентов в ходе работы над изделиями, выполненными из различных пластичных материалов, и на этой основе выявить оптимальные формы, методы, конкретные приемы в обучении студентов.

  3. Изучить современное состояние организации учебного процесса в работе с текстильными композициями.

  4. Обобщить и систематизировать материал по истории создания и развития таписсерии, обратив особое внимание на технологические приемы и методы в работе.

  5. Разработать и обосновать методическую систему развития творческого воображения студентов по средствам создания таписсерии.

  6. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой нами методической системы развития творческого воображения студентов в процессе создания таписсерии.

  7. Охарактеризовать уровни реализации творческого процесса при создании изделий из пластичных материалов.

  8. Разработать комплекс учебно-методических заданий по таписсерии с использованием пластичных материалов для студентов высших учебных заведений.

Методы исследования: 1. Изучение, анализ и обобщение научно-методической, педагогической, методологической и специальной литературы по теме данного исследования, в том числе и периодической печати.

  1. Анализ существующих учебных программ для учебных заведений, как основного, так и дополнительного образования.

  2. Наблюдение за познавательной и творческой деятельностью студентов на занятиях ручным ткачеством.

  3. Проведение экспериментальной проверки по предлагаемым формам, методам и приемам обучения с целью проверки эффективности разработанных нововведений.

  4. Анализ продуктов творческой деятельности студентов в процессе создания таписсерии.

  5. Статистический анализ и экспериментальная проверка полученных результатов.

Организация и этапы работы

Исследование проводилось в период с 1998 по 2007 год в три этапа. В основном экспериментальная работа проходила на базе кафедры технической графики и ДЛИ художественно-графического факультета ВГПУ, кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ и кафедры средового дизайна МОСУ.

Эксперимент заключался в проведении занятий по декоративно-прикладному искусству, в апробации учебной программы с целью разработки методических основ введения пластичных материалов в технике ручного ткачества.

В эксперименте участвовало в общей сложности около 220 студентов МПГУ, ВГПУ и МОСУ.

На первом этапе (1998-2000) - констатирующий эксперимент — подготовительном — проводилась поисково-творческая работа, определялась актуальность проблемы, выдвигалась гипотеза исследования.

Был проведен обширный анализ литературы по исследуемой проблеме: учебных программ и учебно-методических пособий; научных статей по

методике обучения декоративно-прикладному искусству в разделе «ручное ковроткачество», методике преподавания ИЗО, психологии, педагогики высшей школы, истории искусств.

Велась аналитическая работа по отбору видов и приемов выполнения изделий в технике ручного ковроткачества. Был освоен опыт работы ведущих специалистов в области преподавания декоративно-прикладного искусства в различных образовательных учреждениях страны. Активное участие автора исследования на выставках и семинарах по проблемам развития декоративно-прикладного искусства (таписсерии) в России и за рубежом оказало положительное влияние на организационно-методический процесс преподавания ДЛИ и привнесло в творческие поиски новые нестандартные решения.

Второй этап (2000—2004) —развивающий (поисковый) эксперимент..

Время плодотворной работы студентов по внедрению и экспериментальному поиску заданного эксперимента в развитии ручного ковроткачества. Уточнялось содержание занятий по изучению традиционных видов и технологических приемов ручного ковроткачества. Отрабатывались методы и приемы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов МПГУ и ВГПУ с целью развития творческого воображения.

Третий этап (2002—2007) контрольный эксперимент..

На этом этапе выполняется аналитическая работа по результатам теоретического и экспериментального исследований, систематизации и обобщению собранного материала. Велась работа по написанию основного текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования

Определяется тем, что в нем дается:

1) обоснованное определение понятия таписсерия, раскрывающего

суть процесса создания изделий из пластичных материалов,

студентами X ГФ педагогических вузов,

2) выявлены существенные отличия при формулировке таких
понятий, как шпалера, гобелен, таписсерия, сложившихся в
процессе исторического развития;

  1. рассмотрены педагогические методы развития творческого воображения студентов в процессе создания таписсерии;

  2. разработана, обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческого воображения студентов ХГФ пед. вузов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания (изобразительное искусство) — решена значительная научно-педагогическая задача развития творческого воображения студентов ХГФ пед. вузов в процессе создания таписсерии (гобелен).

Практическая значимость данного исследования

Состоит в том что, они могут быть использованы в практике преподавателя декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах, а также при разработке и совершенствовании учебных программ и при создании учебных пособий и могут быть использованы руководителями кружков декоративно-прикладного цикла, с целью развития творческого воображения студентов.

Достоверность исследования обеспечена многолетней

экспериментально-учебной работой со студентами. Научные выводы и методические рекомендации получены в результате теоретико-практических исследований психологов, педагогов, методистов самых различных направлений и школ, что позволяет говорить о достоверности и объективности проделанной работы.

Управление процессом создания таписсерии совершенствовалось в практических и теоретических консультациях со специалистами, в разработке

наглядно — иллюстративного материала, в изготовлении образцов изделий, выполненных из пластичных материалов, в проведении экскурсий, посещении музеев и выставок. Содержание и методы опытных занятий со студентами ХГФ пед. вузов подробно фиксировались. При этом широко использовались разработанные критерии оценки готовых изделий, давшие объективные данные о развитии творческого воображения студентов ХГФ пед. вузов в процессе создания таписсерии.

Апробация исследования.

Основное содержание и результаты исследования периодически обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства и методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ МШУ; на кафедре технической графики и ДЛИ ВГПУ, на кафедре среды, факультета дизайна МОСУ

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Психологические основы развития творческого воображения в художественном творчестве

Проблема творческого воображения занимает умы ученых с давних пор, и отношение к ней не всегда было однозначным. И если сегодня в формулировке академика В.С.Кузина она звучит как психический процесс создания нового в форме образа представления, или идеи (с чем мы вполне согласны), то ранее к ней относились по- иному.

В самой ранней формулировке понятия «творческой болезни» можно найти у Платона в его понятии «божественная болезнь». Он говорил о существовании «энтузиазмоса» — магического духа, которого боги посылают избранникам. Боговдохновленный безумец становится пророком, поэтом, художником. «Божественную болезнь» психиатры XIX века превратили в диагноз «вырождение». Идеалом психического здоровья эпохи позитивизма был рациональный, дисциплинированный, деятельный ум. В ставшей популярной книге «Условная ложь нашей цивилизации» (1883) немецкий врач и журналист М. Нордау выражал мнение, что ничто так не задерживает прогресс, как игнорирование реальности, свойственной многим художникам. Те, кто поклоняется иррациональному, — их Нордау называл «мистиками» и «эгоманьяками», — не только враги рациональности и прогресса, но и обладатели более слабого психического здоровья. Теория дегенерации, создававшаяся в те же годы, когда Г. Спенсер и Ч. Дарвин предложили свое понимание эволюции, также несла мощный эволюционный заряд. Любые эксцессы, в том числе творческие способности, считались опасными отклонениями от нормы, нарушавшей способность к адаптации патологией.

Итальянский психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что творческие способности всегда сопровождаются «скрытой эпилепсией». Согласно французскому физиологу Ш. Рише, «творчески одаренные люди всегда отличаются маниями, предрассудками, предвзятыми идеями, нравственными ненормал ьностям и».

На рубеже XIX и XX веков пересматривается теория дегенерации, два основных ее аргумента: резкая граница, отделяющая норму, здоровье от болезни, вырождения, и понимание болезни как отрицательной, разрушительной силы.

Основоположник советской психологии и создатель крупнейшей научной психологической школы XX века Л.С. Выготский затронул этот вопрос в своей монографии «Психология искусства», изданной в 1925 году.

Старейшие ученые, представители советской психологии, профессор М.Г.Ярошевский и академик-физик П.Л. Капица внесли составляющие в психологию и педагогику творчества.

Психология способностей представлена разработками В.Д. Шадрикова и В.Н. Мясищева и других.

Французский философ — экзистенционалист Жан-Поль Сартр в своих произведениях «Воображение» (1936), «Воображаемое. Феноменологическая теория воображения» (1940) переосмысливает в феноменологическом духе разделы психологии, посвященные проблеме, исследуемой в данной работе.

Следовательно, данная проблема в разное время рассматривалась многими учеными в различных странах, что и определило количество работ, посвященных воображению и творческому мышлению. В этом неиссякаемом потоке можно выделить два основных течения. Часть работ носит сугубо прикладной характер, и их авторы стремятся выяснить, каким путем можно повысить эффективность творческого процесса. Другое направление — разработка общетеоретических вопросов, так как многообразие позиций авторов свидетельствует о том, что общей теории творчества пока не существует.

Мы учитываем мнение всех ученых педагогов-психологов, но наиболее близка нам позиция B.C. Кузина, Л.С. Выготского.

Согласно определению традиционной психологии, воображение — психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи на основе прошлых восприятий и представлений.(105, с.225)

Процессы воображения различаются, прежде всего, тем, насколько сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: активное и пассивное.

Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Ничем не сдерживаемая фантазия создает причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые образы. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, — грезы. В них наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это свидетельствует о дефектах развития.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация (восприятие несуществующих объектов).

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменности и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями.

Предлагаемая методическая система развития творческого воображения студентов упражнениями в технике ручного ткачества

Психологические механизмы воображения разнообразны, и каждый из них специфичен. В зависимости от содержания и направленности деятельности они функционируют в каком-либо сочетании. Так как соотношение между механизмами воображения может меняться на различных фазах творческого процесса, то образы воображения необходимо понимать в динамике. Как в художественном, так и в научном творчестве они могут возникать двумя путями: в процессе строгого логического доказательства и интуитивно (ассоциативно) на различных стадиях творческого процесса.

Творческая деятельность предъявляет высокие требования к психологическим качествам человека (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике и т.д.). К числу таких качеств личности относятся индивидуально-психологические качества, которые характеризуют принадлежность к одному из трёх типов людей (по И.П.Павлову): «художественному», «мыслительному», «синтетическому».(142, с. 185)

Среди профессиональных художников (как и других деятелей искусства) можно увидеть больше людей синтетического типа, чем в других областях человеческой деятельности, потому что в искусстве более важна способность к целостному восприятию и обобщению. Воображение их отличается подвижностью, вариативностью создаваемых образов, лёгкостью комбинирования, широтой ассоциативных связей, а в результате этого — богатством, оригинальностью образов, объективизированных в изобразительной деятельности.(105, с.235)

Межиндивидуальные различия в воображении разных студентов объясняются также и другими психологическими факторами, среди которых тип оперирования образами (по И.С. Якиманской), скорость создания новых образов, манипулирования ими и т.д.

Таким образом, индивидуальные особенности воображения студентов имеют большое значение для создания новых образов и их передачи изобразительными средствами. Поскольку каждый человек обладает своим индивидуальным типом воображения, то в процессе создания таписсерий педагогу необходимо выявить его особенности и опираться на них. Только в этом случае можно рассчитывать на получение положительного результата в обучении. Работа по ковроткачеству позволит педагогу максимально развить воображение студентов, что в конечном итоге приведет к повышению их творческого потенциала.

Большое значение для деятельности творческого воображения имеют процессы ассоциирования, помогающие художнику в поиске нестандартного образного решения. Ассоциации, как справедливо отмечает Е.В.Шорохов, «определяют выразительность и силу художественных образов, создаваемых на их основе».(222 с. 111) Термин «ассоциация» заимствован физиологией высшей нервной деятельности из психологии где она означает связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т.д.).

Благодаря ассоциативному пути создания художественных образов из минимального количества незначительной информации от психологических раздражителей (тень на земле, трещина на стене и т.д.) можно «сконструировать» оригинальный образ. Испанский философ Людвиг Вивес еще в средние века утверждал, что малозначимое раздражение (образ предмета) может вызвать значимый образ.

Оригинальность художественного образа, его своеобразие, полнота, богатство характеризуют высокий уровень развития воображения. Такой об раз можно создать путём нахождения сходства между вещами, различными по природе, или далекими друг от друга по функциональным или иным качествам. Т. Гоббс говорил, что весь строй языка (например, изобразительного) покоится на ассоциации известных произвольно избранных условных знаков с известными образами, причем знаки замещают образы. Благодаря ассоциациям человек в состоянии перевести конкретный предмет (событие) в знак-схему и далее в художественный образ, который отличается от него значительностью идеи и выразительностью формы. Характер композиции определяется видом возникающих ассоциаций (выбор которых осуществляется субъектом интуитивно в зависимости от его психологических особенностей и морально-ценностных установок).

Работа над созданием учебно-творческой композиции, выполненного в технике ручного ткачества, развивает способность претворять зрительное впечатление в нечто новое, неожиданное, а это в свою очередь приобретает ценность в зависимости от того, каким чувством, мыслью, фантазией окрашено восприятие, каковы отношения воображаемого с ассоциациями. Развитое творческое воображение еще более расширяет творческие возможности студентов, активнее способствует развитию его творческих замыслов и без него нельзя рассчитывать на активное восприятие окружающей среды.

В процессе ручного ковроткачества можно выделить три основных этапа:

1. Появление идеи (замысла).

2. Подготовительные поиски (эскиз, картон).

3.Реализация изделия (таписсерии) в материале.

На первом этапе роль творческого воображения определяется необходимостью создания абстрактной идеи, образа будущей композиции. Создавая будущую таписсерию в своем воображении, студент тем самым выполняет большую подготовительную работу.

Критерии оценки работ студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов

На основе наблюдения за работой студентов, анализа студенческих работ по таписсерии, дополнительных экспериментальных заданий, собеседования нами разработаны критерии оценки работ студентов. Разработка критериев велась в строгом соответствии с возрастными особенностями студентов высших учебных заведений, где учитывались психологические и физиологические особенности данного возраста.

При анализе студенческих работ нами учитывались следующие категории:

1) Степень образного проявления композиции;

2) Декоративность композиционного решения;

3) Целостность решения композиции;

4) Цветовое решение, общий колорит;

5) Технологические приемы;

6) Использование разнообразного пластичного материала;

7) Сочетание различных фактур ткачества;

8) Качество работы, эстетический вид;

9) Творческое решение самостоятельность в работе;

10) Проявление ритма в композиции.

С целью определения степени развитости творческого воображения, при помощи указанных категорий, мы выделили пять уровней подготовленности студентов и умения использовать указанные категории — 1) высокий уровень, 2) выше среднего, 3) средний уровень, 4) ниже среднего, 5) низкий уровень. В соответствии с этим нами были разработаны 5 таблиц критериев оценок студентов. Эти таблицы взяты за основу в определении характерных ошибок, допущенных студентами при работе над текстильными композициями при проведении констатирующего эксперимента.

Высокий уровень предполагает передачу степени образного проявления композиции, владение технологическими приемами ковроткачества, а также основами декоративной композиции, гармоничное колористическое решение, целостность композиции, знание закономерностей цветоведения, высокое качество работы, полное соответствие итоговой работы эскизу, и творческий подход к работе, практически без помощи преподавателя, самостоятельность найденных решений.

Уровень выше среднего — предполагает грамотное композиционное и колористическое решение, владение технологическими приемами, умение грамотно и согласно образному выражению использовать выбранный материал в композиции. Однако могут быть некоторые ошибки в технике плетения, незначительные, недостаточная декоративность, хотя в достаточной мере присутствует творческий подход и проявление ритма в композиции, она выполнена самостоятельно с незначительной помощью преподавателя.

Средний уровень — предполагает достаточно хорошее владение технологическими приемами ткачества, знание основ декоративной композиции, но не в достаточной мере умение работать в декоративной манере, возможны некоторые ошибки в цветовом решении, использование материала с подсказки преподавателя, однако этот уровень предполагает достаточно высокое качество работы.

Уровень ниже среднего — предполагает не достаточно хорошее владение техникой, явные ошибки при выполнении узлов, неграмотное владение материалом, когда он оказывается в работе случайным, неумение работать в декоративной манере, возможно студент хорошо работает в реалистичной манере, но не понимает особенностей декоративной композиции, не умеет стилизовать мотив. О низком уровне свидетельствует отсутствие творческого подхода к работе. Такие студенты не видят своих ошибок и не могут их выявить при устном анализе работы.

Похожие диссертации на Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен)