Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы Яковлева Елена Николаевна

Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы
<
Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Елена Николаевна. Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Яковлева Елена Николаевна; [Место защиты: Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/482

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические и методические аспекты музыкального воспитания и образования в российских регионах 13

1.1. Специфика регионального воспитания и образования на современном этапе 13

1.2. Музыкальное краеведение как структурный компонент в системе художественно-эстетического воспитания и образования 26

1.3. Музыкальное учебное заведение в регионе: тенденции функционирования 40

1.4. Основные направления и методы учебно-воспитательной работы с учащимися 55

1.5. Музыкальная культура г. Курска: прошлое и настоящее 71

Глава 2. Проблема регионализации образования в сфере кульпоы и искусства

2.1. Экспериментальное изучение деятельности профессионального музыкального учебного заведения (констатирующий этап) 90

2.2. Экспериментальное исследование состояния музыкально-краеведческой работы в современных учебных заведениях сферы культуры и искусства ... 105

2.3. Содержание обучающего этапа эксперимента 135

Заключение 160

Список основной литературы и неопубликованных источников 162

Введение к работе

Актуальность исследования. Определяющей тенденцией развития российского общества конца XX - начала XXI века стало преобразование российской государственности, предполагающее реформу федеративного устройства страны. Был предпринят комплекс мер экономического и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов при руководящей роли центра. Тенденция регионализации сформировала социальный заказ, определила ведущую роль образования и его стратегию.

Согласно Концепции художественного образования в Российской Федерации «художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». Основными задачами художественного образования провозглашаются: «сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства; приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной отечественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества».

На современном этапе ключевой задачей является подготовка компетентного специалиста, всесторонне развитой личности, обладающей высокой гуманитарной культурой, развитым творческим потенциалом, способностью применять знания, умения и навыки в различных сферах деятельности, ставить и системно решать разного рода профессиональные задачи.

Подготовка квалифицированных специалистов, призванных пропагандировать культуру родного края, требует знания национально-региональной специфики, этнопедагогических особенностей, широкого использования краеведения, которое прочно утвердилось в современной педагогической теории и практике не только как средство развития познавательной и творческой деятельности, но и как фактор, способствующий нравственному, духовному воспитанию российской молодежи.

В образовательном пространстве Российской Федерации художественно-краеведческая деятельность в системе профессионального регионального образования выполняет важную роль в изучении, сохранении и пропаганде наци о-

4 нальных культурных традиций, что является непременным условием формирования и развития общественного сознания молодежи, ее культуры и нравственности. Как отмечал СО. Шмидт, «краеведение - это школа воспитания культурой; оно облегчает выработку форм творческого общения людей разных поколений, разного уровня образования и специальной подготовки (научной или художественной, в области ремесла)» .

Проведенное исследование показало, что краеведение как вид деятельности и общественное явление имеет интересную и богатую историю. В России организационным и общеметодическим центром краеведческой работы являлось созданное в 1922 г. Центральное бюро краеведения (ЦБК) при Академии наук, в состав которого входили М.И. Богословский, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольден-бург, С.Ф. Платонов, А.Е. Ферсман. В это же время выходили журналы «Краеведение» и «Известия ЦБК». Краеведение, педагогические основы которого были разработаны Н.П. Блонским, Н.К. Крупской, М.Н. Покровским, СТ. Шацким, нашло признание в общественной жизни и образовании.

В рамках исследований различных проблем регионализации образования можно выделить несколько направлений, характеризующих степень разработанности проблемы. Среди них работы В.Н. Аверкиной, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.А. Штурбы, показывающие значение этого процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей граждан региона с учетом его специфики, определяющей развитие российского образования в направлении модернизации и демократизации .

Особое внимание исследователей обращено к вопросам краеведения в школе, ссузе и вузе, выступающего сегодня в качестве атрибутивного свойства современной отечественной педагогики (В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.). Музыкальная специфика краеведения отражена в работах современных исследователей - Л.А. Тарасовой и Н.Р. Туравец, которые заложили теоретико-методическую основу этого направления. Однако большой вклад в разработку этой проблемы внесли российские ученые XX века.

В диссертации рассматриваются работы отечественных авторов, связанные с проблемой музыкального краеведения (Б.В. Асафьев, Н.А. Мещерякова, А.Н. Сохор, Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и др.). Обращается внимание на то,

Шмидт СО. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992. - С. 6.

2 Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 1995.-С. 9.

что проблема музыкального краеведения была поставлена еще в двадцатые годы прошлого столетия. Так, в 1924 году М.П. Алексеев отмечал, что «у нас не существует еще музыкальной истории городов, какие написаны для ряда городов и провинций Италии, Германии, Франции (Болонья, Флоренция, Веймар, Марсель и др.), между тем такая история, в некоторых случаях, могла бы сообщить ряд существенных данных для истории общественной и культурной жиз-ни вообще» . В конце 1990-х годов профессор В.В. Медушевский утверждал, что «всеобщая история музыкальной культуры России еще не написана» . Десятилетия, лежащие между датами этих высказываний, как показывает анализ историографии провинциальной музыкальной культуры, крайне мало внесли в решение проблемы изучения музыкального наследия регионов.

В сложившейся сегодня ситуации, когда в российском обществе наблюдается определенная девальвация духовно-нравственных устоев, возрастает удельный вес так называемой «поп-культуры», представленной низкопробными образцами музыкальной (телевизионной, кинематографической и др.) «продукции», особенно важна акцентуация национальных духовных и эстетических ценностей. Этим обстоятельством должна определяться парадигма деятельности музыкальных учебных заведений сферы культуры и искусства.

Возникает противоречие между большим потенциалом региональной музыкальной культуры, потребностью в специалистах, призванных развивать традиции родного края, и неготовностью выпускников средних специальных учебных заведений к осуществлению музыкально-краеведческой деятельности. Проблема исследования заключается в выявлении условий и конкретных путей регионализации музыкального образования.

Этим объясняется актуальность выбранной темы диссертационного исследования «Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства: основные направления, тенденции, перспективы».

Объект исследования - музыкально-педагогический процесс в региональном учебном заведении.

Алексеев М.П. Из истории музыкальной жизни русской провинции первой половины XIX века // История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. 1 / под ред. К. А. Кузнецова. -М.: Гос. издательство. Муз. сектор, 1924. - С.7.

Медушевский В. О предмете и смысле истории музыки // Музично-історичні концепціі у минулому і сучасності: матеріали / редактори-упорядники О. Зінькевич, В. Сивохін. - Львів: Сполом, 1997. - С 10.

Предмет исследования - направления, тенденции и специфика регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства.

Цель исследования - разработать теоретико-методические основания и перспективы регионализации содержания музыкально-профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений.

Задачи исследования:

1) выявить специфику деятельности региональных музыкальных учебных
заведений на современном этапе и обосновать необходимость адаптации систе
мы музыкального образования к условиям регионов при сохранении централи
зованного управления образовательным процессом в России;

  1. определить теоретико-методические позиции регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства;

  2. проанализировать состояние музыкально-краеведческой работы в учреждениях культуры и искусства и экспериментально проверить эффективность разработанных в исследовании рекомендаций по регионализации музыкального образования.

Гипотеза исследования. Процесс регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства будет эффективным в том случае, если:

  1. неотъемлемой частью содержания подготовки профессиональных музыкальных кадров (исполнителей, педагогов, музыковедов) станет музыкальное краеведение;

  2. обогащение функций профессиональных музыкальных учебных заведений вопросами региональной музыкальной культуры превратится в устойчивые тенденции: а) музыкально-образовательная будет включать комплекс специальных музыкально-краеведческих знаний, умений и навыков в подготовку эрудированных выпускников; б) художественно-просветительская - музыкальную культуру родного края как неотъемлемую часть высокого музыкального искусства в работу по повышению общекультурного уровня в социуме; в) научно-исследовательская - исследования процессов, явлений и феноменов региональной музыкальной культуры в содержание работы студенческого научно-исследовательского общества, в тематику курсовых рефератов и дипломных работ; г) интегративно-коммуникативная - установление творческих взаимосвязей и контактов (по горизонтали и по вертикали) с учебными заведениями и учреждениями культуры и искусства своего и других регионов;

3) содержание музыкально-краеведческой работы в учебных заведениях будет опираться на совместную творческую - педагогическую, концертно-исполнительскую, исследовательскую, публицистическую деятельность обучающихся и преподавателей.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют: идеи о целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); представления о ведущей роли образования в современном мире (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров и др.); фундаментальные научные труды в области художественного образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); теоретические воззрения ведущих ученых в области краеведения (Д.В. Кацюба, Д.С. Лихачев, СО. Шмидт и др.); идеи развития музыкального краеведения как раздела краеведения и части музыкознания (Б.С. Штейнпресс, М.А. Этингер и др.); современные подходы в образовании -теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования (Л.А. Тарасова), региональный компонент профессионального музыкального образования (Н.Р. Туравец).

Методы исследования: анализ педагогической, музыковедческой и краеведческой литературы по проблеме исследования; изучение архивных материалов, связанных с деятельностью региональных музыкальных учебных заведений; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование и интервьюирование педагогов и обучающихся; констатирующий и формирующий эксперименты; сравнительный анализ; статистическая обработка данных.

Научная новизна исследования

На основе анализа историко-теоретических и методических аспектов музыкального воспитания и образования в российских регионах определено теоретическое основание регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства - музыкальное краеведение, возрастающая роль которого обусловлена социальной ситуацией развития художественной культуры и образования в российских регионах.

Систематизированы основные направления в деятельности современного музыкального учебного заведения (как высшего, так и среднего звена), суть которых в решении стратегических целей и задач: 1) всесторонняя, универсальная, многоаспектная подготовка будущих специалистов; 2) готовность к худо-

8 жественно-просветительской деятельности в широком смысле слова; 3) акцентуация региональных, духовных и эстетических ценностей как неотъемлемой части ценностей общенациональных; 4) интегративные взаимосвязи и контакты между учебно-образовательными и культурными учреждениями регионов; 5) системное освоение региональных художественных и культурных ценностей.

Выявлены основные функции деятельности профессиональных музыкальных учебных заведений (музыкально-образовательная, художественно-просветительская, научно-исследовательская, интегративно-коммуникативная) и тенденции их обогащения вопросами региональной музыкальной культуры, что обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в области музыкального искусства, формирование единого духовного пространства, связь поколений, развитие художественной культуры российских регионов.

Теоретическая значимость исследования

Выявлена региональная специфика музыкальной подготовки специалистов в учреждениях культуры и искусства, заключающаяся в акцентуации национальных духовных и эстетических ценностей. Доказана возможность использования традиций и опыта прошлого в современных условиях, особое внимание уделено традициям, релевантным требованиям времени и задачам, стоящим перед профессиональными музыкальными учебными заведениями.

Проведен теоретико-методический анализ деятельности региональных музыкальных учебных заведений на современном этапе, обосновано критическое отношение к узкопрагматической, локальной по своему характеру и масштабам практике обучения и воспитания, и уточнены аспекты теории и методики преподавания, направленного на универсальную, многоуровневую подготовку специалистов, на их способность к смене различных видов и форм профессиональной деятельности.

Определены ресурсы повышения эффективности учебно-воспитательной работы и обозначены перспективы регионализации музыкального образования, суть которых в установлении творческих взаимосвязей, координации, кооперации и интеграции деятельности учебных заведений разного типа (музыкальных училищ, колледжей, детских музыкальных школ, институтов культуры и искусств, музыкальных факультетов педвузов, консерваторий) как своего, так и других регионов.

Предложенные пути регионализации содержания музыкального образования студентов средних музыкальных учебных заведений способствуют акти-

9 визации эмоционально-ценностного отношения к региональному художественному наследию, повышению уровня освоения художественных и культурных ценностей, существенному развитию когнитивности студентов, духовному, эстетическому воспитанию учащейся молодежи и готовности молодых специалистов к предстоящей трудовой деятельности.

Практическая значимость исследования

Основные положения и результаты исследования, равно как и разработанная систематизация основных направлений, тенденций и перспектив регионального музыкального образования в учреждениях культуры и искусства, способствуют повышению качества подготовки специалистов.

Конкретные рекомендации, связанные с применением музыкально-краеведческого материала в различных учебных заведениях региона, ведут к обогащению содержания учебного процесса, вносят весомый вклад в изучение и сохранение музыкальной культуры страны.

Материалы исследования могут быть продуктивно использованы в научных изысканиях, при составлении образовательных программ и учебных курсов, для оптимизации воспитательно-образовательного процесса в современных музыкальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников образования и художественной культуры.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на широкий круг научно-литературных источников в области педагогики, музыковедения, краеведения; соответствием способов исследования его проблематике, предмету, цели и задачам; применением современных теоретических и методологических подходов к решению ключевых проблем диссертационной работы; проверкой основных положений и выводов исследования в ходе опытно-экспериментальной работы. Эксперимент проводился автором диссертации.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Курском музыкальном колледже имени Г.В. Свиридова, на факультете искусств Курского государственного университета, в МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» города Курска. В работе было задействовано свыше 300 испытуемых - учащихся и преподавателей детских музыкальных школ, студентов и преподавателей среднего специального учебного заведения и вуза. Участниками экспериментов стали обучающиеся разных музыкальных специальностей: пианисты, струнни-

10 ки, духовики, народники, теоретики, дирижеры-хоровики, руководители народного пения.

Этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в период с 2004 по 2009 гг. Первый этап (2004 -2005 гг.) - постановка проблемы; определение цели и задач исследования. Второй этап (2005 -2006 гг.) - разработка основных теоретических положений, выявление региональной специфики подготовки специалистов в области музыкальной культуры и искусства. Третий этап (2007-2009 гг.) - эксперимент по апробированию методов учебно-воспитательной работы, адекватных основным целевым установкам, намеченным в гипотетических положениях настоящей диссертационной работы. При проведении эксперимента автор исходил из положения важности акцентуации национальных духовных и эстетических ценностей в деятельности современных региональных музыкальных учебных заведений. Четвертый этап (2009 г.) - анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, их интерпретация, обработка результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе: «Гуманитарная наука в центральном регионе России: состояние, проблемы, перспективы развития» (Тула, 2005); «Эмоциональный компонент содержания эстетического образования» (Тула, 2006); «Краеведение в Курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи» (Курск, 2006); «Современное музыкальное образование - 2006» (Санкт-Петербург, 2006); «Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен» (Санкт-Петербург, 2008); «Методологические проблемы современного музыкального образования» (Санкт-Петербург, 2009); «Развитие личности через музыку, язык, общение» (Белгород, 2009) и др., на заседаниях кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета, на заседаниях лаборатории музыкального искусства в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».

Материалы исследования были использованы при разработке содержания лекций для студентов факультета искусств Курского государственного университета, учебных занятий в Курском музыкальном колледже имени Г.В. Свиридова.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Теоретико-методическим основанием регионализации содержания музыкального образования выступает музыкальное краеведение, определяющее и расширяющее тенденции функционирования средних специальных учебных заведений: музыкально-образовательную, художественно-просветительскую, научно-исследовательскую, интегративно-коммуникативную.

  2. Основными направлениями регионализации музыкального образования в учреждениях культуры и искусства являются: а) всесторонняя, универсальная, многоаспектная подготовка будущих специалистов, б) готовность к художественно-просветительской деятельности в широком смысле слова; в) акцентуация региональных духовных и эстетических ценностей как неотъемлемой части общенациональных; г) интегративные взаимосвязи и контакты между учебно-образовательными и культурными учреждениями регионов; д) системное освоение региональных художественных и культурных ценностей.

  1. Опора на национальные духовные и эстетические ценности, на традиции и исторически сложившуюся и передающуюся из поколения в поколение культуру того или иного края (области, региона) определяет парадигму деятельности музыкальных учебных заведений и эффективность художественно-эстетического и нравственного воспитания учащихся-музыкантов. Совместная творческая деятельность обучающихся и преподавателей (педагогическая, кон-цертно-исполнительская, исследовательская, публицистическая) способствует формированию единого духовного пространства, активизирует системное освоение культуры родного края, создает необходимые предпосылки для установления связи поколений, взаимопонимания людей разных возрастов.

  2. В условиях российских регионов существенно возрастают роль и значение художественно-просветительской деятельности выпускников средних и высших музыкальных учебных заведений. Практико-ориентированное обучение в стенах учебных заведений является одновременно моделированием будущей художественно-просветительской деятельности: музыкальная молодежь в процессе учебы осваивает формы, методы, приемы и способы ее проектирования и осуществления.

  3. Перспективы регионализации музыкального образования в учебных заведениях разного типа заключаются в активном установлении творческих взаимосвязей и контактов с учебными заведениями и учреждениями культуры и искусства (музыкальными училищами, колледжами, детскими музыкальными

12 школами, институтами культуры и искусств, музыкальными факультетами педвузов, консерваториями) как своего, так и других регионов на уровне координации, кооперации, интеграции.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа иллюстрирована графиками, таблицами, диаграммами.

Музыкальное краеведение как структурный компонент в системе художественно-эстетического воспитания и образования

Современные тенденции регионализации общества обусловливают необходимость учета национально-региональных особенностей при подготовке квалифицированных специалистов, которые должны хорошо знать музыкальную культуру родного края, фольклор, уметь творчески решать поставленные перед ними цели и задачи. Значительно возрастают требования к региональному музыкальному воспитанию и образованию. детерминированные сложившейся социокультурной ситуацией в стране.

Регионализация образования предполагает широкое использование краеведения, которое прочно утвердилось в педагогической теории и практике как путь не только развития познавательной и творческой деятельности, но и воспитания нравственности молодежи. В этой связи отмечается возрастающая роль музыкального краеведения в развитии художественной культуры и образования в российских регионах. Все более очевидной становится необходимость приобщения школьников, студентов к лучшим образцам музыкальной культуры (как народной, так и профессиональной). Наиболее универсальный способ решения этой проблемы - воспитательное воздействие искусством звуков, целенаправленное обучение и сознательное воспитание на материалах музыкального краеведения. В ходе исследования мы рассмотрели некоторые работы отечественных авторов, связанные с проблемой музыкального краеведения. Как отмечали Н.А. Мещерякова, Б.С. Штейнпресс, М.Л. Этингер, музыкальное краеведение является разделом краеведения и частью музыкознания. Сущность его состоит в локальном исследовании музыкальной культуры страны и использовании полученного материала в учебном процессе высших и средних учебных заведений, школ.

Проблема музыкального краеведения была поставлена еще в двадцатые годы прошлого столетия. Так, в 1924 году М.П. Алексеев отмечал, что «совсем неизвестной остается музыкальная жизнь русской провинции. У нас не существует еще музыкальной истории городов, какие написаны для ряда городов и провинций Италии, Германии, Франции (Болонья, Флоренция, Веймар, Марсель и др.), между тем такая история, в некоюрых случаях, могла бы сообщить ряд существенных данных для истории общественной н культурной жизни вообще» [2.3, с. 7]. В конце 1990-х годов профессор В.В. Медушевский утверждал, что «всеобщая история музыкальной культуры России еще не написана» [2.81, с. 10]. Десятилетия, лежащие между датами этих высказываний, как показывает анализ историографии провинциальной музыкальной культуры, крайне мало внесли в решение проблемы изучения музыкального наследия регионов.

Термин «музыкальное краеведение» впервые был употреблен Б.В. Асафьевым в работе «Русская музыка» в 30-е годы прошлого столетия [2.9]. Автор отмечал неразвитость музыкального краеведения и как следствие отсутствие целостного представления музыкальной культуры страны. В 1966 году этот термин вводится в научный обиход во втором издании Энциклопедического словаря: «Музыкальное краеведение - изучение музыкальной культуры отдельной области, края, города и т.п.» [2.150]. Он также включается в содержание понятия «музыкознание»: «Изучение музыкальной культуры по областям, городам и т.п. входит в задачу музыкального краеведения» [2.150, с. 336]. В конце 1970-х годов вопросы краеведения приобретают особую значимость в связи с рождением новой - музыкально-социологической науки. Один из ее авторов А.Н. Сохор указывает на необходимость «срезов» музыкальной культуры в данный исторический период и определяет основные направления музыкального краеведения: профессиональная музыка, фольклор, организованная самодеятельность, исполнительство и восприятие, музыкальное образование и наука, критика, деятельность музыкальных учебных заведений [2.128, с. 5-15].

Продолжателем идей А.Н. Сохора становится М.А. Этингер, который отметил, что «настало время для того, чтобы от общей музыкальной культуры отпочковалась сравнительно самостоятельная ветвь музыкального краеведения, подобно таким молодым научным дисциплинам, как историческое или литературное краеведение» [2.153, с. 99].

Актуальность взглядов Б.В. Асафьева на необходимость изучения музыкальной жизни провинции поддерживает Б.С. Штейнпресс. Он предлагает включить в сферу исследования различные области музыкальной культуры городов: музыкальный театр, музыкальное образование, концертную деятельность, общественные организации, творчество местных композиторов, местную критику и музицирование [2.149, с. 19].

В советский период изучались различные аспекты музыкального краеведения: театр и музыка (И.Ф. Петровская) [2.107], история музыкального образования (Е.В. Николаева [2.94], Н.А. Терентьева [2.136], И.Ф. Петровская [2.106]). Провинциальной культуре России посвящены работы С.К. Лащенко (концертная жизнь); В.Н.Романовой, Е.М. Левашева (музыкальный театр); М.А. Этингера (музыкальная культура Астрахани); В. Коллар (музыкальная жизнь Нижнего Новгорода) [2.62]. Авторы кандидатских диссертаций Т.П. Самсонова [2.117], В.В. Семичев [2.120] исследовали традиции столиц; Г.М. Кантор [2.54], Е.Н. Сковикова [2.122], СЕ. Беляев [2.16], Б.С. Гейко [2.28] -традиции отдельных регионов. В девяностые годы прошлого столетия происходят заметные изменения в отечественном краеведении, в котором усиливается культурологический аспект. К этому времени относится начало формирования особого вида краеведения - музыкально-педагогического. Теоретико-методическую основу этого направления закладывают труды Л.А. Тарасовой «Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования» [2.129] и Н.Р. Туравец «Региональный компонент профессионального музыкального образования» (на музыкально-краеведческом материале Кубани)» [2.139]. В указанных работах отчетливо выступает тенденция комплексного подхода в исследовании художественно-просветительских проблем края (области, региона). Л.А. Тарасова отмечает рост значения краеведения в масштабах страны, его дальнейшее развитие в период формирования российской государственности. Она выявляет тенденции регионализации общества, которые «обусловливают необходимость учета региональных и национальных особенностей при подготовке специалистов, которые хорошо должны знать музыкальную культуру, фольклор родного края, этнопедагогику и этнопсихологию народов, живущих в нем: а также введение регионального компонента учебного плана в школах» [2.130, с. 2]. Н.Р. Туравец устанавливает углубление связей музыкального краеведения с другими науками и характеризует этот признак как основной на современном этапе развития краеведения. Он определяет внутренние (с этнографией и музыкальной фольклористикой) и внешние (с искусствоведением, культурологией, эстетикой и т.д.) взаимосвязи краеведения по принципу координации и субординации, условно выделяя «музыкально-педагогическое» (история музыки) и «музыкально-историческое» (музыкальная этнография) краеведение [2.139, с. 14-15].

Основные направления и методы учебно-воспитательной работы с учащимися

Анализ практики преподавания в региональных музыкальных учебных заведениях показал - в настоящее время в сфере профессионального музыкального образования существует определенный отход от концептуальных основ, традиционных подходов отечественной музыкальной педагогики. Если известные музыканты прошлого - братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, В.И. Сафонов, К.Н. Игумнов, А.Б. Гольденвейзер и многие другие культивировали принцип подготовки музыкантов-универсалов, то в настоящее время отмечается своеобразный «перекос» в сторону узкого технологизма.

Происходит усиление «технологического компонента» в занятиях, направленность на ремесло, специальность. Профессиональная подготовка в исполнительских классах начинает носить цеховой характер. Подобный подход наносит невосполнимый урон развитию обучающегося, его общей культуре. Подготовка «узкого специалиста» в искусстве не соответствует реалиям сегодняшнего дня, требованиям региональной кадровой политики.

Тенденции технологической направленности отмечаются также в деятельности системы художественно-эстетического образования региона. В музыкальных школах, студиях, кружках происходит копирование методов работы «спецклассов», обеднение содержательной стороны преподавания. Результатом форсированного развития пальцевой активности учащихся, узкого техницизма в обучении становится малопривлекательность занятий музыкой, торможение комплекса творческих способностей.

С нашей точки зрения, в исполнительской деятельности учащегося-музыканта одним из ведущих качеств является музыкальность. По мнению Г.М. Цыпина, музыкальность - это основа, «определенным образом пронизывающая собой все другие профессиональные качества и окрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы, этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого» [2.111, с. 11].

Нередко в учреждениях художественно-эстетического образования понятия «техническая оснащенность», «техническая умелость» интерпретируются очень узко и ограниченно. Известные музыковеды дают свою трактовку этому понятию. «Техника - это умение делать то, что хочешь», - пишет Б.В. Асафьев. Г.Г. Нейгауз в работе «Об искусстве фортепианной игры» напоминает, что в переводе с греческого языка слово «техника» означает искусство. И, соответственно, «любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства» [2.91, с. 12]. Г.М. Цыпин отмечает, что применительно к профессии музыканта техника означает возможность реально воплотить в исполнении те звуковые образы, которые созданы воображением художника и живут в его внутреннем мире (в сфере внутреннеслуховых представлений) [2.91, с. 11]. С общеэстетических современных позиций «техника» представляет собой «умение художника выразить в своем творчестве именно то, что он желает выразить; это возможность материализовать свой замысел в звуках (в сфере музыки), в красках и линиях (живопись, рисунок), в слове (литературная деятельность), в жесте (балет, пантомима)» [2.91, с. 10]. Мы также рассматриваем понятие «техника» как глубокое и объемное понятие, а «техническую оснащенность» как свободное владение игровыми приемами, способствующими раскрытию заложенного в произведении музыкального образа. Технологичность, направленность на ремесло в подготовке учащихся-музыкантов во многом определяют музыкально-исполнительские конкурсы. одним из главных условий победы на которых становится точный техницизм. Общее положение дел в большинстве музыкальных учебных заведений усугубляет так называемая «лауреатомания». В прежнюю, доконкурсную пору весь спектр интересов и потребностей учащихся складывался в едином русле развивающего обучения (всестороннее и гармоничное развитие личности обучаемого, инициирование его мышления и т.д.). Современные установки на победу в конкурсе изменили мотивационную сферу молодых музыкантов, нацеливая их исключительно на предстоящее участие в конкурсном мероприятии. Таким образом, «лауреатомания», жесткий техницизм - как одно из главных условий победы конкурсантов, становятся главными отличительными признаками региональных музыкальных учебных заведений, включая все звенья художественно-эстетического и профессионального музыкального образования, Проблема «конкурсомании» породила и другую не менее важную проблему ограниченности репертуара в музыкально-исполнительских классах, нацеленного на открытую демонстрацию учебных достижений (зачетов, экзаменов, концертов, конкурсов), отсутствие его педагогической ценности. Программа детей и подростков, значительное место в которой занимает инструктивный материал, направлена на виртуозно-техническое воплощение и подразумевает длительную механичную работу над ним. Мы полностью соглашаемся с Г.М. Цыпиным в том, что процесс работы исполнителя должен представлять собой «не механичное повторение разучиваемого материала, а его упорную, методичную шлифовку, постепенное и неукоснительное улучшение качества игры, преодоление многочисленных трудностей (художественных, технических), возникающих по ходу работы» [2.91, с. 40]. Работа над исключительно академическими программами также оказывается недостаточно интересной для современных учащихся. Исследование научных трудов по данной проблематике показало Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Сохор и многие другие педагоги музыканты говорили о важности тщательно подобранного репертуара для всестороннего развития учашегося-музыканта. Так, например, Л.А. Баренбойм утверждал, что на любом этапе обучения музыкальному искусству классика должна быть весьма широко представлена в репертуаре учеников [...] с другой же стороны, без знания современной музыки не найти и убедительной для современного восприятия трактовки музыкальной классики [2.15, с. 204]. Д.Б. Кабалевский писал: «Формирование хорошего вкуса надо начинать в самом раннем детстве. [...] Надо, чтобы хорошая народная, классическая и современная музыка входила в круг детских интересов в те же ранние годы, когда входит в этот круг умная и добрая книга» [2.52, с. 104].

Экспериментальное изучение деятельности профессионального музыкального учебного заведения (констатирующий этап)

Решение этой задачи предполагает обращение к методологии, вбирающей в себя идеи и принципы духовного, эстетического развития учащейся молодежи. Сегодня одним из главных компонентов учебного процесса в музыкальных учебных заведениях является воспитание. В Российской педагогической энциклопедии цели и задачи музыкального воспитания определяются как «передача опыта музыкальной деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа музыкального произведения) новому поколению [...] целенаправленное педагогическое воздействие на индивида [...] средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетических чувств, идеалов, музыкального вкуса и потребностей» [2.115, с. 604].

Воспитательные задачи, реально стоящие сегодня перед современной отечественной педагогикой, особенно важны и общественно значимы. Характерная для наступившего века тенденция гуманизации общественного развития является своего рода вектором новой методологии учебно-воспитательной работы в музыкальных учебных заведениях. Усиление внимания к обучающемуся как субъекту учебно-воспитательного процесса, индивидуально-личностный подход к учащимся становятся определяющими факторами сегодняшнего дня.

Воспитание художественно-образованного человека, профессионально компетентного музыканта является одной из важнейших задач музыкального образования и определяет основные цели и задачи воспитательной работы в музыкальных учебных заведениях региона на современном этапе. Важно, чтобы воспитание молодежи - ее нравственных, морально-этических качеств проходило в виде осознанной установки педагога-музыканта, способного изменить внутренний духовный мир своих воспитанников. Только продуманное и четко ориентированное воздействие учителя на ученика способно оказать реальное воспитательное воздействие.

При этом следует учитывать то обстоятельство (в рамках настоящего исследования оно имеет особое значение), что эффективность духовного и художественно-эстетического воспитания заметно возрастает, когда оно основывается на региональных традициях, доказавших свою жизнеспособность, на исторически сложившейся и передающейся из поколения в поколение культуре того пли иного края (области, региона. национально-территориального образования).

Регионализация общества, образования нацеливает на необходимость учета национально-региональных особенностей при подготовке специалистов в области музыкального искусства, которые должны хорошо знать историю музыкальной культуры родного края, его музыкальную этнографию и этнопедагогику. Важность использования музыкально-краеведческого материала в образовательно-воспитательном процессе подчеркивали многие ученые (Б.В. Асафьев, М.А. Этингер, Д.С. Лихачев и др.).

В своей статье В.В. Ковалев отмечает мнение Ю.Н. Дрейзина, стоявшего у истоков белорусской музыкальной национальной педагогики: «....музыкальные занятия должны стать одним из важнейших средств воспитания национальной гордости и самосознания личности, приобщения ее к родной национальной культуре, ведь музыка является неотъемлемой частью жизни народа» [2.60, с. 13J. Д.С. Лихачев говорил: «национальные особенности сближают людей других национальностей, а не изымают народы в себе» [2.76, с. 26]. Г. Гайдеек утверждал, что использование музыкального краеведения в учебно-воспитательном процессе способствует «формированию всесторонне развитой, общественно активной личности» [2.27, с. 9]. Л.А. Тарасова, разработавшая теорию и практику применения материалов музыкальной культуры родного края в учебных заведениях, полагает, что «музыкально-краеведческое воспитание будущих учителей музыки несет в себе большую педагогическую значимость; музыкально-краеведческий материал следует использовать также в подготовке музыковедов, специалистов по музыкальному фольклору. Музыкальное краеведение рассматривается нами как новый необходимый вид музыкально-педагогической деятельности учителя, имеющий характерное содержание и структуру, как новое направление в его профессиональной подготовке» [2.129, с. 162].

Как отмечал Э. Абдуллин, «сущность методологии, по мнению специалистов, характеризуется многоплановостью, разнообразием подходов, уровней и типов анализа» [2.2, с. 22]. В данном случае имеется в виду методологическая стратегия обучения, использующая творческие взаимосвязи между близкими по профилю учебными заведениями региона, равно как и аналогичными структурами других регионов. В качестве профессионально-познавательных методов выступают тут обмен опытом, взаимопосещения специалистов, организация совместных учебно-образовательных и научно-практических мероприятий - мастер-классов, лекториев, музыкальных конкурсов и фестивалей, конференций и др. Поскольку самоизоляция, закрытость, кажущаяся самодостаточность внутреннего учебного обихода колледжа, училища, вуза и др. чреваты нежелательными последствиями (особенно в условиях региона, удаленного от крупных культурных центров страны), профессиональные взаимосвязи и контакты между различными учебно-образовательными структурами особенно важны.

Одной из форм здесь может стать организация регулярных профессионально-личностных контактов с музыкантами-исполнителями и педагогами из соседних регионов, из крупных культурных центров России. На сегодняшний день мастер-классы способны пополнить и обогатить творческий потенциал учащихся, активизировать их эмоциональную сферу.

Творческие контакты с известными российскими специалистами дают уникальную возможность соприкоснуться с различными направлениями музыкально-исполнительского искусства и педагогики в условиях регионов. Знакомство с различными школами позволит определить собственные диспозиции в работе, оптимизировать учебно-воспитательные процессы в системе художественно-эстетического и профессионального музыкального образования в крае.

Экспериментальное исследование состояния музыкально-краеведческой работы в современных учебных заведениях сферы культуры и искусства

Большинство педагогов профессионального музыкального учебного заведения (89%) считают необходимым определить новое содержание процесса обучения в современных музыкальных учебных заведениях.

В ходе наблюдений, проводимых автором исследования, были выявлены основные тенденции функционирования музыкального колледжа: а) музыкально-образовательная, б) художественно-просветительская; в) научно-исследовательская; г) интегративно-коммуникативная. Одним из основных аспектов наблюдений стало определение отношения студентов к научно-исследовательской деятельности, выявление уровней роста познавательной и творческой активности, заинтересованности этим видом работы. Педагогические наблюдения показали, что наиболее активной формой научно-исследовательской деятельности в колледже является научно исследовательский кружок, который обеспечивает систематическую работу студентов в научном направлении и базируется на знаниях, полученных в процессе обучения. Научно-исследовательский кружок в колледже - это добровольная организация студентов, цель которого можно определить как развитие интереса молодежи к научной работе, проблемно-поисковой деятельности. Эта форма помогает не только формировать умения и навыки исследовательской работы, развивать способности к самосовершенствованию, необходимые для подготовки профессионально компетентного специалиста, но и знакомить студентов с основополагающими направлениями научного творчества. Большое значение имеет выбор направлений и планирование работы кружка. Это обеспечивает разработку комплексной тематики с участием представителей различных специальностей. Вовлечение студентов в решение актуальных проблем стало в последнее время приоритетным направлением в деятельности кружка. Важным фактором в планировании проведения общих и индивидуальных занятий со студентами является регулярность проведения заседаний (раз в неделю) и планомерность обсуждений докладов конференций, рефератов, конкурсных научных работ. Целесообразным считается составление плана работы на год. Главное условие работы кружка - соответствие содержания и методов современным требованиям передовой научной мысли. Научная работа кружка строится с учетом интереса молодежи, приближает ее к темам избранной специальности, позволяет выявлять наиболее значимые в научном отношении проблемы. Решающая роль здесь отводится руководителю кружка, который организует работу, осуществляет научное и методическое руководство. Условиями успешной деятельности становится грамотный выбора методик, источников, составление плана изучаемого явления или объекта, систематизация собранного материала. Важным методом работы научно-исследовательского кружка можно считать самостоятельную работу студентов, в процессе которой они овладевают определенными умениями и навыками составления библиографии, работы со справочной и художественной литературой, газетными публикациями, записями воспоминаний, интервью. Овладение методом научного исследования происходит в работе с источниками -архивными документами, музейными материалами и т.д. Чтобы сохранить инициативу студента руководитель кружка обеспечивает благоприятные условия для его участия в творческом процессе, а не в простом выполнении намеченного плана. Индивидуальный подход, диалогичность руководителя с участниками кружка создают заинтересованную, творческую атмосферу, оказывают решающее влияние на утверждение исследовательский позиции студента. Педагогические наблюдения показали: региональный аспект научного исследования в профессиональном музыкальном учебном заведении решает задачи привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности, развития творческих способностей и самостоятельности, приобщения к ценностям региональных культурных традиций, осознания общечеловеческого культурного наследия, формирования гуманистической направленности личности, нравственно-патриотического воспитания.

В ходе бесед с респондентами выяснилось, что научно-исследовательский кружок предусматривает работу студентов с материалами музыкальной культуры родного края, общее ознакомление с основами музыкально-краеведческой работы. Применение музыкально-краеведческого материала в научно-исследовательской деятельности вызывает интерес молодежи, развивает ее мышление, организует творческий потенциал.

Результаты проводимых наблюдений подтвердили высокою степень целесообразности ведения научно-исследовательской деятельности в профессиональном музыкальном учебном заведении. При этом положительное отношение к научно-исследовательской деятельности выразили только 23% обучающихся. Студенты - члены научного кружка продемонстрировали высокий уровень познавательной и творческой активности (75%), следствием которой стало умение использовать полученный материал в самостоятельной работе, лекторской, концертно-просветительской, фольклорной и педагогической практике, при подготовке рефератов и курсовых работ.

Похожие диссертации на Регионализация музыкального образования в учреждениях культуры и искусства : основные направления, тенденции, перспективы