Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Бороздина Ольга Олеговна

Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников
<
Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бороздина Ольга Олеговна. Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Елец, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:04-13/1812

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы проведения исследования

1. Музыкальная культура как интегративное качество личности школьника

2. Основные принципы системного анализа как методологическая основа изучения проблемы 3. Выявление стратегических целей музыкального воспитания в общеобразовательной школе

3.1. Анализ цели программы Д.Б.Кабалевского

3.2. Анализ цели программ 1990-2003 годов

Глава 2. Влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников

1. Методологические принципы анкетного опроса

2. Характерные особенности музыкальной культуры выпускников школыe

3. Влияние школы на формирование музыкальной культуры обучающихся

Заключение

Введение к работе

Как показал исторический опыт, социально-экономическое развитие государства невозможно без эффективного эстетического воспитания его граждан. Именно оно помогает человеку адекватно воспринимать окружающую действительность, учит видеть прекрасное, ориентироваться на него в своей практической деятельности, высокопроизводительно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Исключительно актуально это в наше время, когда во главу угла ставится материальное обогащение, оттесняющее нравственные идеалы на задний план. Особую опасность данная тенденция приобретает в связи с резко ускорившимся темпом жизни. В век информационного взрыва, космических скоростей люди, порой, забывают о необходимости духовного совершенствования. Вместе с тем, как справедливо отмечал выдающийся деятель культуры, ученый Б.Т.Лихачев «там, где для человека кончается эстетическое переживание своего отношения к явлениям общественной жизни и природы, там порой начинается цинизм, зло, жестокость, духовный распад личности».1 Понятно, что построение гармоничного общества в такой ситуации невозможно.

Художественное воспитание, оказывая существенное влияние на формирование творческого мышления человека, во многом определяет его профессиональную подготовку. Ведь «художественно-образное мышление квалифицированному специалисту и ученому, так же как и всякому гражданину нашего общества, необходимо для того, чтобы его мировоззрение было и органичным, и завершенным, и направленным на достижение совершенства и гармонии во всех видах и способах собственной индивидуальной жизнедеятельно-

Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. С. 114.

сти».1 Именно отсутствие стремления к гармонии и совершенству является одной из важнейших причин того экономического и политического кризиса, в котором оказалась страна в наше время. Поэтому не будет преувеличением сказать, что путь ее возрождения лежит через нравственно-эстетическое совершенствование каждого человека, через становление духовно богатой личности.

Одним из направлений художественного воспитания является музыкальное. Оно представляет собой целенаправленное формирование музыкально-эстетических вкусов и идеалов, способностей к художественному восприятию музыки, а также развитие креативного мышления детей.

Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется общеобразовательной школой. С музыкой, как школьным предметом, дети общаются с первого класса на протяжении восьми лет. Одной из основных задач занятий является духовное развитие детей, необходимость научить «...не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае - не только слушать и слышать(!) музыку, но и размышлять о ней».2 На таких уроках большинство детей впервые встречается с серьезной музыкой, с ее безбрежным миром возвышенных эмоций, ярких образов, характеров, настроений.

Разумеется, существенное влияние на музыкально-художественную культуру школьников оказывают детские музыкальные школы, школы искусства и театрально-концертные организации.3 И все же, охватывая всех детей музы-

1 Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. О проблеме эстетического творчества в развитии социалистического общества. М.: Знание, 1984. С 72. См. также: Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. С. 3.

Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. С. 11.

Так концертная деятельность филармоний нацелена на «... формирование и воспроизводство наиболее активной и подготовленной части публики...», а

кальными занятиями, именно школе принадлежит главная роль в формировании музыкальной культуры подрастающего поколения. Отметим, в этой связи, также и активную роль специально организованных внеклассных и общешкольных мероприятий, в задачи которых входят расширение и углубление знаний полученных на уроках музыки.

Столь массированное воздействие на духовный мир ребенка, казалось, должно сказаться на его музыкальной культуре, определив художественные пристрастия, интерес к серьезной музыке, критическое отношение ко многим негативным проявлениям современной развлекательной индустрии. Однако в жизни наблюдается иная картина. Существуют многочисленные факты, вносящие серьезное сомнение в действенность музыкально-художественного воспитания, проводимого общеобразовательной школой.

Музыковеды, ученые, отмечают падение интереса к классической музыке, плохую посещаемость серьезных филармонических концертов молодежью. «Музыкальным образованием в стране охвачены все ученики общеобразовательных школ, существуют сотни музыкальных школ, тысячи кружков, сотни средних и высших музыкальных учебных заведений. И все же, молодежь привлекает музыка эстрадная, причем не эстрадная в высоком понимании этого термина (нет музыки эстрадной и классической, есть музыка хорошая или плохая). Плохо то, что она тянется к эстрадной музыке низкопробной!»

Пытаясь разобраться в причинах подобных явлений, Ю.Капустин пишет: «очевидно, что условия ... города неоднозначно воздействуют сегодня на процесс формирования концертной публики. Существенно затрудняют процесс

также по мнению Е. Назайкинского на «...пропаганду так называемой серьезной классической музыки, в частности, современной музыки профессионального типа». См. Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика: Исслед. Л.: Музыка, 1985. С. 143, а также: Назайкинский Е. О роли музыкознания в современной культуре. Современная музыка, 1982 №5. С. 53. 1 Сраджев В.П. Актуальные вопросы музыкального образования в Узбекистане // В сб. Проблемы музыкальной науки Узбекистана. Ташкент: ЯНИ, 1997. С. 4.

б закрепления молодых слушателей в структуре постоянных посетителей концертов факторы урбанизации, развития СМК».1 Подвергнув анализу ситуацию, имеющую место в 90-х годах, ученый приводит три причины, которые, по его мнению, оказывают доминирующее воздействие на формирование музыкальной жизни города:

«а) значительно изменившийся за последние десятилетия состав городского населения и соответствующие перемены в культурном облике города;

б) развитие системы средств массовой коммуникации, в первую очередь
телевидения и звукозаписи;

в) огромную и все возрастающую популярность массовых и, прежде все
го, эстрадных музыкальных жанров, перестройку их социальных функций и
ставшее ощутимым развитие их эстетического потенциала».2

Весьма красноречивым представляется то, что среди указанных детерминант, мы не находим общеобразовательную школу, которая, казалось бы, должна оказывать самое серьезное воздействие на становление духовного мира подрастающего поколения. Что лежит в основе выводов ученого: то, что общеобразовательная школа не стала объектом научного исследования или реальное отсутствие влияния школьного образования на формирование музыкальной культуры молодежи, проживающей в городе?

Признание последнего должно иметь самые серьезные последствия. Нельзя не учитывать, что в стране существует мощная система музыкально-эстетического воспитания детей, что на протяжении многих десятилетий тысячи ученых, методистов, сотни тысяч і преподавателей прилагали значительные усилия, совершенствуя учебно-воспитательный процесс. Его научным обеспечением занимаются многочисленные научно-исследовательские и учебные институты, университеты. Создана серьезная теоретическая база музыкально-эстетического воспитания, новые программы обучения, новые учебни-

1 Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика: Исследование. Л.: Музыка,
1985. С. 97.

2 Там же с. 93.

ки... И все же исследования прошлых лет, многочисленные косвенные данные свидетельствуют о недостаточной эффективности системы музыкально-художественного воспитания. Бытовые проявления музыкального интереса школьников, наблюдаемые в повседневной жизни, не могут не насторожить. Наша страна за последние 10 -12 лет подверглась сильнейшей трансформации. Произошла смена социальных ориентиров, качественно изменились жизненные условия, роль государства в воспитании подрастающего поколения. Сегодня нужен объективный анализ реальных результатов, достигаемых общеобразовательной школой в формировании музыкальной культуры молодого поколения. Необходим системный подход для воссоздания целостной картины функционирования музыкально-художественного обучения в новых социально-экономических условиях.1 Так как результат является важнейшей частью обучения, его теоретическое осмысление должно очертить направления дальнейшего совершенствования системы музыкального образования.

Изучение вопросов, связанных с музыкальной культурой населения, осуществлялось с разных позиций, в разное время и в разных возрастных и социальных группах. По своим целям, исследования, посвященные этой теме, могут быть разделены на социологические, выявляющие те или иные свойства социальной группы, и на педагогические, в которых широко распространен-

1 Ведь «перестройка музыкального образования не должна сводиться только к нахождению иного метода обучения без выяснения причин, которые привели к столь плачевному состоянию нашу музыкальную культуру и музыкальную педагогику в целом, - справедливо замечает А. Перепелица. - Утверждения многих авторов, к сожалению, часто сводятся к тому, что стоит заменить одну методику преподавания другой, как сразу же все изменится. Может быть, такой подход, когда духовное рассматривается обособленно от экономического и социального развития общества, и оправдан в научном анализе, но сразу же становится уязвим в целостной педагогической системе». Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 121.

ный в социологических исследованиях метод анкетирования, используется для решения педагогических вопросов. К первым могут быть причислены работы B.C. Цукермана, И.М. Головач, Ю. Капустина, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др. Так в монографии B.C. Цукермана1 освещались проблемы музыкальной культуры города, «потребности и интересы различных социально-демографических групп», изучалось воздействие различных факторов на музыкально-эстетические потребности массового слушателя. Серьезным итогом данного исследования стала констатация низкой музыкальной культуры населения, выявление проблем, связанных с организацией музыкально-эстетического воспитания и т.д. Проведенное более 40 лет назад, это исследование дает ценнейших материал для анализа современного состояния музыкальной культуры школьников, позволяет определить тенденции, характерные для ее формирования.

В работе Ю. Капустина подчеркиваются особенности концертной жизни, отношение разных категорий населения к определенным жанрам музыки. Изучение музыкально-эстетических вкусов и музыкальных предпочтений молодежи не ставилось специальной целью исследования. Вместе с тем, добротность работы, широкая панорама представленных музыкальных: увлечений помогает более полно представить общую картину музыкальной жизни, определить место молодежи в ней.

Диссертация И.М. Головач3 посвящена социологическим аспектам потребления музыкальной продукции, что помогает автору выделить, на этом

1 Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования.
М.: Музыка, 1972.

2 Капустин ТО. Музыкант-исполнитель и публика: Исследование. Л.: Музыка,.
1985.

3 Головач И.М. Формирование музыкальной среды большого города в связи с
воздействием средств массовой коммуникации (на материалах социологиче
ских опросов молодежи Ташкента 80-х годов): Дис канд. искусст. / Таш
кент, 1990.

основании, один из компонентов музыкальной культуры: музыкально-художественные вкусы молодежи. Центральным в диссертации представляется изучение воздействий СМК на их формирование. Влияние общеобразовательной школы на музыкальные пристрастия учеников в диссертации не рассматривается. Однако демонстрация реальных вкусов молодежи дает материал для такого анализа, позволяет вскрыть общие закономерности, лежащие в основе музыкально-художественного воспитания молодежи.

В работах Ю.У. Фохт-Бабушкина рассматриваются проблемы художественной жизни молодежи, интеллектуального, творческого развития школьников, формирования их музыкальной и, шире, художественной культуры. Ученым изучается отношение молодежи к искусству в целом, и к музыке, в частности, поднимаются вопросы восприятия молодежью эстрадной и классической музыки. Вместе с тем, за пределами его научных интересов оказался анализ целевого назначения музыкально-художественного воспитания в общеобразовательной школе и степень достижения этой цели в реальной педагогической практике.

Анализ музыкально-эстетических ориентации студенческой молодежи лежит в основе диссертационной работы С.Комарова.1 Исследование проводилось в 9 вузах. Автор выявил особенности развития музыкального вкуса и уровня музыкальной образованности у студентов в зависимости от профиля образования («технари», «гуманитарии»).

Эти же аспекты: музыкальные вкусы молодежи, их ценностные ориента-ции и музыкальные потребности, изучались Л.М. Кузнецовой , Э. Алексеевым, Л. Андрукович, Г. Головинским, В. Волоховым, Г. Зарановским, И.Н. Андреевой, Н.Я. Голубковской, Л.Г. Новиковой, Е.Я. Бурлиной, О.Н. Данило-

Комаров СИ. Музыкально-эстетические ориентации студенческой молодежи: Автореф. дис.... докт. филос. наук / М., 1983.

Кузнецова Л.М. Музыкальные интересы и вкусы школьников: Дис ... канд пед. наук/М., 1973.

вой, Л.Н. Коган, З.П. Морозовой, Г.Р. Хамзиной, Н.М. Чичериной, В.А. Щербаковым, В.И. Волынкиным и т.д.

Другая часть работ связана с анализом тех или иных аспектов деятельности общеобразовательной школы. Здесь, в первую очередь, необходимо упомянуть диссертационное исследование Б.В.Притулы1, в котором ставится задача выявить «...практическое значение школы в формировании музыкально-эстетических интересов детей». Респондентами выступали сельские школьники, с 5 по 10 классы. Активному осмыслению подвергались содержание мотивации, интересов школьников к музыкальным занятиям и источники их формирования. Выявлялось, как школьники относятся к тому или иному виду музыкальной деятельности. Вместе с тем, диссертант не ставил своей целью оценить степень эффективности занятий на уроках музыки, а «практическое значение школы» свелось к определению: какую музыку школьники больше любят слушать и петь. Кроме того, это исследование проводилось более четверти века назад, в совершенно других социально-экономических условиях.

В диссертации Т.П. Плесниной решаются учебно-воспитательные аспекты проблемы формирования музыкального интереса к серьезной музыке через имеющуюся привязанность к эстрадной. В работе предлагается трехступенчатая шкала развития интересов. Влияние школы на формирование музыкально-эстетических взглядов школьников в целом не рассматривалось.

И.Н. Шолкина предлагает новый подход к содержанию, методам и средствам обучения на уроках музыки. Прежде всего, речь идет об активном введении в учебный процесс электромузыкальных инструментов, об обогащении содержания предмета «Музыка» максимальным изучением «стилей и направле-

Притула Б.В. Влияние музыкальной среды на формирование музыкально-эстетических интересов сельских школьников: Дис. ... канд. пед. наук / М., 1976. С. 62.

Плеснина Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке: Дис.... канд. пед. наук/М., 1974.

11 ний молодежной музыкальной культуры».1 Помимо научной ценности, работа И.Н. Шолкиной имеет несомненное практическое значение.

Теоретические исследования вносят свой вклад в совершенствование музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем, в музыкальной педагогике за последние 10-12 лет предпринимались настойчивые попытки модернизировать обучение музыке с помощью новых учебных программ. Это, прежде всего, программы, созданные различными авторскими коллективами и авторами (Ю.Б. Алиев, Т.В. Надолинская, И.В. Кошмина, В.В. Алеев, Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова, И.Н. Шолкина, В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская, Т.П. Сергеева, Т.С. Шмагина и т.д.). Массового применения в практике эти программы еще не получили. Тем не менее, они не только вносят позитивный вклад в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, но и представляют теории музыкальной педагогики ценнейший опыт, необходимый для дальнейшего научного осмысления и поиска путей формирования музыкальной культуры подрастающего поколения.

В настоящее время, многочисленные научные работы, затрагивающие музыкально-художественное воспитание в общеобразовательной школе, направлены на локальные усовершенствования процесса обучения. Вместе с тем, в музыкальном образовании имеются проблемы, носящие не локальный, а системный характер, увидеть которые невозможно в традиционных рамках учебно-воспитательного процесса. Необходим анализ имеющихся противоречий и, прежде всего, рассогласования запланированного результата музыкального обучения с реально достигаемым, с позиции целостности, на основании системного подхода. В связи с этим существует проблема, требующая научного разрешения и заключающаяся в выявлении сложившейся ситуации в области музыкально-художественного воспитания и необходимости дать

1 Шолкина И.Н. Теоретические основы приобщения школьников к музыкаль
ным новациям в общеобразовательном учреждении: Автореф. дисс канд.

пед. наук/М., 2001. С. 14.

объективную оценку достижения общеобразовательной школой заявленной стратегической цели.

Объект исследования: музыкальная культура выпускников общеобразовательной школы.

Предмет исследования: результирующее влияние уроков музыки в общеобразовательной школе на музыкальную культуру учеников.

Гипотеза исследования:

реальные результаты музыкального воспитания в общеобразовательной школе значительно расходятся с планируемыми;

воздействие уроков музыки на музыкальную культуру учеников оказывается минимальным;

интерес к классической музыке, лежащей в основе музыкального обучения в школе, чаще всего, не формируется;

- школьное музыкальное образование достигает стратегических целей
обучения частично в области формирования интереса к пению.

Цель исследования:

Выявить результативность уроков музыки в общеобразовательной школе. Задачи исследования:

  1. Определить понятие «музыкальная культура школьника».

  2. На основе изучения и анализа существующих программ музыкально-художественного воспитания в общеобразовательной школе определить стратегические цели обучения.

  3. Выявить реальные музыкально-художественные интересы, вкусы, потребности учеников, характеризующие их музыкальную культуру.

  4. Установить факторы, влияющие на формирование музыкальной культуры учеников и определить роль школы в данном процессе.

В качестве методологической базы исследования выступают:

диалектико-материалистическая концепция о всеобщей связи явлений;

диалектико-материалистический принцип детерминизма;

теория учебной деятельности, развития личности как приоритетного направления в современном обучении;

теория функциональных систем;

закономерности математической статистики;

Методы исследования: системный анализ; сравнительный анализ; анкетирование; анализ и синтез; метод восхождения от абстрактного к конкретному; интервьюирование, опрос, проверка результатов учебной деятельности; метод математической статистики.

Положения выносимые на защиту:

  1. Музыкальная культура школьников не связана с классической музыкой, а формируется на основе развлекательной музыки (эстрадная, рок- музыка).

  2. Музыкальное обучение в общеобразовательной школе, в основном, не достигает запланированных стратегических целей.

  3. Большинство авторских программ последнего десятилетия в целевых установках придерживаются ориентации на освоение классического музыкального наследия.

  4. Утверждение эстрадной и рок музыки в качестве важнейшей составной части духовной культуры школьников не отразилось на содержании обучения музыке в школе.

Новизна исследования:

установлено противоречие в программных документах предмета музыка, на уровне формирования стратегических целей обучения;

выявлено рассогласование заявленной стратегической цели обучения музыке в общеобразовательной школе и реального получаемого результата;

определено место музыки в жизни молодежи на данном этапе;

определена роль школы в воспитании музыкальной культуры обучающихся;

выявлены музыкальные интересы и предпочтения современных школьников.

Научная достоверность полученных результатов обеспечивалась его

методологической базой, обоснованностью применения комплекса научных методов адекватных цели, задачам исследования, репрезентативностью выборочной совокупности, а также применением специальной методики обработки результатов анкетирования, заключающейся в проведении сравнительного анализа данных, полученных по Липецкой области и по городам России.

Теоретическое значение исследования заключается в выведении понятия «музыкальная культура»; в построении на основе программных документов «модели» выпускника общеобразовательной школы; в проведении анкетирования, которое позволило определить результативность музыкальных занятий.

Практическая значимость исследования и использование полученных результатов: осознание результативности музыкально-художественного воспитания в общеобразовательной школе может служить начальным этапом в процессе его реформирования. Оно стимулирует научную мысль в постижении сущностных проблем музыкального воспитания, создавая предпосылки для глубокой перестройки всей системы музыкального образования, ее адаптации к сложившимся в стране социально-экономическим условиям. Вместе с тем, исследование способно активизировать поиск практических методик совершенствующих учебно-воспитательный процесс; дает методологическую базу для объективной оценки ситуации, связанной с музыкальным воспитанием в школе и постановки реальных целей обучения. Материалы диссертации используются при чтении курсов лекций по методологии музыкально-педагогического образования, теории преподавания музыки, методики преподавания музыки на музыкально-педагогическом факультете ЕГУ.

Апробация работы: результаты исследования обсуждались на кафедре теории, методики музыкального воспитания и исполнительства Елецкого государственного университета им. Бунина; на 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического образования», г. Рязань, 2001; на Межвузовской конференции «Искусство в системе гуманизации

общего и профессионального образования», г. Курск, 2001; на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЕГУ; на Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2002», г. Санкт-Петербург, 2002; на открытом выездном заседании Совета музыкально-педагогического факультета ЕГУ в педагогическом колледже г. Усмань, 2003; на открытом занятии для студентов и преподавателей ЕГУ, 2003; на Международной научно-практической конференции «Развитие художественного и эстетического опыта личности в образовательном процессе школы и ВУЗа», г. Москва, апрель 2003; на 2-й Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование -2003», г. Санкт-Петербург, 2003; на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Липецкой области, г. Липецк, 2003. Кроме того, содержание исследования нашло отражение в 8 публикациях.

Музыкальная культура как интегративное качество личности школьника

Вся созидательная деятельность людей направлена на построение лучшей жизни, более совершенного мира. Но, изменяя его, человек сам должен соответствовать высоким запросам. Поэтому он вынужден совершенствовать и самого себя. «Преобразование человека как субъекта и личности есть исторически необходимый и одновременно неповторимо своеобразный в отношении каждого индивида процесс».1 Одним из инструментов развития человека является духовная культура общества, отражающая накопленный социальный опыт.

Музыкальная культура составляет часть духовной. Само понятие «музыкальная культура» используется в нескольких аспектах. Когда речь идет о ней применительно к социальным явлениям, то мы имеем дело с определением приведенным, к примеру, А.Н.Сохором: «Понятие музыкальной культуры охватывает целую систему лиц, общественных групп и учреждений, ведущих музыкальную деятельность, различные виды этой деятельности (творчество, исполнительство, распространение музыки, восприятие), ее духовные и мате-риальные условия и, наконец, результаты». В подобных дефинициях проявля 1 Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // В кн.: Му зыкальное исполнительство. Вып. 7. М.: Музыка, 1972. С. 14. 2 Сохор А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. С.21. «Являясь частью культуры, музыкальная культура представляет собой ...систему, состоящую из музыкальных ценностей, музыкальных образов, музыкальных интересов, взглядов и вкусов людей; видов деятельности, связанных с музыкой; людей, занимающихся такого рода деятельностью, вместе с их знаниями, умениями и ется стремление включить в понятие музыкальная культура максимально полное содержание, охватывающее все сферы социально-организационной и лич-ностно-духовной жизни, все формы музыкально-художественной деятельности.

Вместе с тем, в исследованиях встречаются попытки структурировать это сложное явление. Так, в музыкальной культуре детей О.П.Радынова выделяет два компонента: «1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания».1 Здесь налицо попытка отделить личностные свойства ребенка, от продукта общественно-значимой музыкальной деятельности и различных учреждений, с помощью которых осуществляется культурное строительство.

Но музыкальная культура может пониматься и в более узком смысле, отражающем личностные характеристики человека. Именно в этом аспекте музыкальная культура становится стержневым понятием, определяющим целевые установки системы музыкального образования, и потому чрезвычайно навыками; социальных институтов и учреждений, музыкальных инструментов и технического оборудования, обслуживающих эту деятельность» - обобщает понятие музыкальной культуры ИН.Шолкина. См. Шолкина И.Н. Теоретические основы приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук/ М, 2001. С. 8. 1 Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л. Палаван-дишвили - 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 31-32. важным для нашего исследования. В его рамках необходимо уточнить содержание дефиниции «музыкальная культура» в отношении свойства личности человека и, прежде всего, школьника, обозначить ее структуру, возможные критерии оценки, качественные характеристики.

Итак, музыкальная культура является многосоставным интегративным качеством личности человека. Это подчеркивается практически во всех работах, посвященных проблемам формирования музыкально-творческой личности. Под фундаментом музыкальной культуры Л.В.Горюнова подразумевает «интерес к жизни через увлеченность музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус, как качественная характеристика музыкальной культуры; творческое художественно-образное мышление (в музыке и о музыке) как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования; способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру...».1 Различные качества музыкальной культуры приводятся и в других дефинициях.

Вместе с тем, необходимо установить какие именно свойства личности человека будут базовыми для формирования музыкальной культуры.

В этой связи И.Н.Шолкина пишет: «анализ теории школьного музыкального образования свидетельствует о том, что в его основе лежат ... задачи (воспитание музыкального вкуса, формирование музыкального сознания, му-зыкальное образование и музыкальное научение)». Решение этих задач и помогает достигать цель: формирование музыкальной культуры личности как части ее духовной культуры. Далее, И.Шолкина дает подробное описание ка Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук / М., 1991. С. 23.

Шолкина И.Н. Теоретические основы приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении: Автореф. дисс ... канд. пед. наук / М., 2001. С. 23. честв, определяющих «музыкального сознания, образование и научение».1 Но среди них отсутствует важнейшее свойство, связанное с формированием эмоционального восприятия и переживания, без которого характеристика музыкальной культуры будет неполна.

Этого недостатка лишено описание музыкальной культуры личности ученика, данное Ю.Б.Алиевым. По его мнению, музыкальная культура школьника подразумевает «индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музы Эти задачи раскрываются следующим образом: «- воспитание музыкального вкуса — способности к различению, пониманию и оценке явлений музыкальной культуры — средствами современной музыки;

- формирование музыкального сознания — формирование взглядов, идеалов, активной художественной позиции по отношению к различным явлениям современной музыкальной культуры, способствующей выработке активной жизненной позиции;

Методологические принципы анкетного опроса

Изучение реальных музыкальных вкусов и предпочтений — сложная многосоставная задача. Ее решение зависит от множества факторов. Прежде всего, укажем на масштабность поставленной цели: выявление музыкально-эстетических вкусов и музыкальных интересов молодежи и роли школы в их формировании. Наиболее эффективным способом ее достижения является анкетирование. Оно представляет собой письменный опрос. В последнее время опросный метод, берущий свое начало в социологии1, широко применяется в исследованиях по психологии, педагогики , политологии и т.д. Он имеет ряд достоинств: во-первых, «анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможности получения и обработки информации».3 Во-вторых, что для нас особенно ценно, этот метод позволяет реализо-вывать масштабные обследования.

1 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. Вые. Учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С. 60.

2 «Важным направлением совершенствования дидактических исследований мысчитаем более широкое использование в них социологического анализа существующей массовой практики решения определенных учебных задач», - писал Ю.Бабанский. См. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности пе дагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. С.75.

См. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 47. Сами обследования бывают сплошными или выборочным. Наиболее точные результаты достигаются при сплошных обследованиях. Но если объект изучения велик, то сплошное анкетирование проводить крайне сложно и дорого. Оно применяется, чаще всего, в тех случаях, когда объект пространственно ограничен. Это может быть предприятие, школа, жильцы дома и т.д. В остальных случаях целесообразно выборочное обследование. Его результаты не так, точны, но при правильном проведении выборка «с измеряемой степенью точности воспроизводит соответствующие характеристики объекта исследования».1

В рамках задач данной диссертации, провести анкетный опрос всей молодежи страны вряд ли осуществимо. Следовательно, для получения адекватных, результатов необходимо создать модель. Она должна отражать, так называемую, генеральную совокупность.2 Последняя может иметь различные размеры: от широкой до малой, быть однородной или состоять из каких-либо структурных единиц. Все эти характеристики зависят от целей и задач исследования.

Для построения модели3 необходимо учесть ряд условий. 1. Полученные результаты обязаны быть достоверными, то есть максимально адекватно отражать характеристики генеральной совокупности. 2. Модель должна быть пригодной для сбора нужной информации и последующего научного анализа. 3. Важно, чтобы работа с моделью была удобной в организационном плане.

1 Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977. С. 258.

«Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует генеральную совокупность» См. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977. С. 258.

3 Построить же модель — «значит определить, какие именно и сколько элементов этой совокупности войдут в состав выборки, а затем обосновать репрезентативность сформированной модели (выборки), а именно — степень ее приближения к моделируемому объекту (генеральной совокупности)». Там же, с. 259. Точность результатов во многом определяется репрезентативностью выборки1, то есть свойством «воспроизводить характеристики генеральной совокупности».2 В таком случае, изучив свойства модели, с некоторой долей погрешности «можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности».3

Таким образом, необходимыми условиями репрезентативности выборки является ее воспроизводство структуры генеральной совокупности и обладание характеристиками моделируемой системы, которые необходимы для исследования.

Еще одним условием репрезентативности выборки является соотношения между генеральной и выборочной совокупностью. Здесь нужно учесть несколько обстоятельств. Прежде всего, социологи отмечают, что «не существует никаких априорных статистических или социологических правил для определения объема имеющейся информации».4 Все зависит от того, насколько точный результат нужен. А вот для его получения закономерности существуют: «чем меньше информации о характере генеральной совокупности, тем больше должен быть объем выборки».5 И вторая, наиболее существенная для нашего исследования, при статистически однородной генеральной совокупности точность результата повышается, что позволяет сокращать объем выборки.

1 «Под формированием репрезентативной выборки понимается построение выборочной совокупности, которая воспроизводит статистически структуру генеральной совокупности с точки зрения тех ее характеристик, которые изу чаются в исследовании. Относительно этих характеристик выборочная сово купность выступает как своеобразная модель генеральной совокупности». Ра бочая книга социолога. М.: Наука, 1977. С. 259.

Характерные особенности музыкальной культуры выпускников школыe

В соответствии с целями и задачами исследования анализу подвергались все ответы на вопросы в анкетах, а также пожелания и замечания, высказанные респондентами. По совокупности ответов на вопросы производилась оценка того или иного показателя, принималось соответствующее решение. Цифровые данные были обработаны с помощью электронной таблицы Microsoft Excel и распределены по двум группам: результаты, полученные при оценке анкет по Липецкой области и по городам России. В этом параграфе обобщены свойства и качества музыкальной культуры, составляющие личностные характеристики респондентов. Третий параграф выявляет роль школы в их формировании.

На первом этапе исследования выявлялись мотивационные установки, лежащие в основе художественно-эстетического развития респондента. С этой целью студентам были заданы вопросы, определяющие роль музыки в их жизни, потребность к занятиям творческой деятельностью.

Для ответа на вопрос о роли музыки в жизни респондента, в анкете нужно было расположить в порядке убывания различные виды искусств, по критерию их значимости для опрашиваемого. В результате были получены следующие данные.

На первое место музыку поставили 52,9% респондентов Липецкой области и 55,5% респондентов из городов России. На второе место: соответственно, 24,2% и 20,6%. На третьем - 6,62% и 6,95%. Если суммировать процент респондентов, отметивших музыку в числе трех наиболее значимых видов искусств, то получится по Липецкой области — 83, 72%, по другим городам — 83,05%. И лишь 16,28% и 16,95% респондентов не интересуется музыкой вообще. Таким образом, подавляющее большинство опрошенных выделяет, из всех искусству музыку в качестве важнейшего увлечения в их жизни, а са Данные показатели свидетельствуют о серьезных изменениях в привязанностях молодежи, произошедших за последние тридцать лет. Так, исследование, проведенное в 1973 году Л.Кузнецовой, показало, что школьники отводят музыке 5 место. Сокрушаясь о столь невысоком ее рейтинге, автор объясняет это отсутствием в старших классах уроков музыки.1

Спустя десятилетие С.И.Комаров в работе «Музыкально-эстетические ориентации студенческой молодежи», ссылаясь на опрос, проведенный «Литературной газетой», отметил перемещение музыки на 4 место после таких видов искусства как кино, изобразительное искусство, драматический театр. В этой же работе приведены результаты, полученные А.Н.Семашко. «1 -Литература-39,5% 2-Музыка-16% 3-Кино-15,2% 4- Эстрада- 12,4%

Здесь музыка уже на втором месте, правда число ее поклонников ограничивается всего 16%.

По результатам, полученным И.М.Головач при изучении музыкальной среды большого города, «музыка в ряду других искусств занимает 1-2 места, причем зависимость обратно пропорциональна возрасту: чем младше респон-денты, тем большее предпочтение они отдают музыке».

Во втором томе четырехтомника «Художественная жизнь современного общества» приводятся данные о посещении музыкальных концертов старшеклассниками, по которым можно косвенно судить об уровне интереса к музыке и динамике его развития. Так, согласно социологическим исследованиям, в 1981 году 18% старшеклассников городских школ посещали концерты, в 1994 году — уже 44%, сельские школьники, соответственно: 17% и 31%.

Тенденция к постоянному росту значимости музыки, как вида искусства, все явственнее проступала все эти годы. Уже в 1997 году отмечалось, что «благодаря современной видео- и аудиотехнике музыка занимает в жизни сегодняшней студенческой молодежи как никогда большое и важное место, поглощает значительное количество времени; осведомленность в этой области искусства неотъемлемо входит в общеинтеллектуальный, духовно 1 Комаров СИ. Музыкально-эстетические ориентации студенческой молодежи: Автореф. дисс ... докт. филос. наук/ М., 1983. С. 4.

Головач И.М. Формирование музыкальной среды большого города в связи с воздействием средств массовой коммуникации (на материалах социологических опросов молодежи Ташкента 80-х годов): Автореф. дисс ... канд. искусств. /Ташкент, 1990. С. 18. практический потенциал молодой личности».1 В итоге сейчас сложилась, существенно, новая ситуация. Изменение положения такого массового искусства, как российское кино, коммертизация телевидения, ухудшение материального положения студентов привело к их отстранению от искусства в целом. Однако духовные потребности остались. Музыка же оказалась наиболее доступным предметом в сфере потребления духовных ценностей. Поэтому на сегодняшний день она занимает не только первое место. Музыка стала необходимым условием духовной жизни молодежи. Следовательно, в настоящее время она является мощным инструментом формирования музыкальной культуры подрастающего поколения. Это обстоятельство налагает особую ответственность на систему общего музыкального образования и должно в первую очередь учитываться при решении ее проблем. Если раньше просчеты в сфере музыкального образования было возможно компенсировать другими видами духовной деятельности, то сейчас эти пробелы могут остаться невосполнимыми.

Высочайший рейтинг музыки в системе духовных ценностей современной молодежи подтверждается и анализом потребности респондентов в творческом развитии. Для ее выявления были заданы два вопроса: 1. Хотели бы вы научиться играть на фортепиано, скрипке, баяне, синтезаторе.

Похожие диссертации на Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников