Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Полоцкая Елена Викторовна

Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте
<
Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Полоцкая Елена Викторовна. Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Кострома, 2006.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/1571

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы социального воспитания детей-сирот в православном приюте

1.1 Религия как фактор социализации детей, подростков, молодежи

1.2 Потенциалы православия в социальном воспитании детей-сирот 32

1.3 Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность 66

Глава II. Реализация педагогических условий социального воспитания детей-сирот в православном приюте

2.1 Особенности социального воспитания в православном приюте 86

2.2 Педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте 111

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 148

Заключение 172

Список литературы 176

Приложения 201

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена острым системным кризисом 90-х годов в нашей стране, отразившимся не только на материальном, но и на духовно-нравственном здоровье населения, приведшем к нестабильности института семьи, росту числа безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков, появлению социального сиротства. Сегодня в России около полумиллиона сирот, из которых 95% - социальные сироты.

Современная картина призрения детей, оставшихся без попечения родителей, неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, во-первых, переполнены; во-вторых, многие из них испытывают серьезные финансовые затруднения; в-третьих, нуждаются в квалифицированных кадрах; в-четвертых, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов экономики, трудности в общении, социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот тот далеко не полный перечень проблем, которые грозят ребенку-сироте.

В последние годы в педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, их социально-педагогической поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения. Много внимания этим процессам уделяется в исследованиях, посвященных детям «группы риска» (Л.Н. Антонова, И.Ф. Дементьева, Е.И. Казакова, А.Л. Лнхтарникова, Л.Я. Олифе-ренко, Н.Н. Савина, Т.И. Шульга п др.), особенностям социального развития ребенка, лишившегося попечения родителей (Ж.А. Захарова, B.C. Мухина, И.И. Осипова и др.), причинам и природе социального сиротства

(В.В. Беляков, В.И. Брутман, О.Л. Дорожкина, A.M. Нечаева и др.), организации воспитательной работы в детских домах и профилактики разного рода отклонений у их воспитанников (Л.В. Байбородова, И.Е. Байтингер, М.А. Ковальчук, Е.В. Козлова, В.В. Маркушева, Е.А. Обухова, О.В. Решетников, А.В. Роготнева, М.И. Рожков и др.), патронату (Л.С. Алексеева, Ж.А. Захарова, И.И. Осипова и др.). В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.

Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.

Все это делает необходимым анализ воспитательного процесса в различных учреждениях, которые проводят работу с данной категорией детей и подростков, в том числе осмысление опыта деятельности православных приютов.

Начавшийся по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности русской православной церкви. Становится очевидной необходимость изучения и практического применения зарубежного и отечественного опыта воспитания, социализации детей-сирот в конфессиональных приютах и школах, которые, используя потенциалы религии, помогают восстановить духовно-смысловое начало своей жизни, сформировать собственное мировоззрение, базирующееся на религиозных и национальных ценностях и установках.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время ело-

жилось несколько противоречии:

между все возрастающей потребностью в организации социально-педагогической помощи и защиты детей-сирот и недостаточной эффективностью ее оказания в государственных учреждениях, которые испытывают разного рода затруднения;

между увеличением числа детей, лишенных попечения родителей, и необходимостью диверсификации учреждений, в которых осуществляется процесс их социального становления;

между потребностью научной разработки содержания, форм и методов социального воспитания детей-сирот в конфессиональных учреждениях и недостаточным освещением этих проблем в научных исследованиях;

между историческим и современным зарубежным и отечественным опытом социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в конфессиональных приютах и недостаточным его осмыслением в педагогической теории;

между признанием необходимости совершенствования процесса социального воспитания детей-сирот в условиях православного приюта и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому.

Осознание данных противоречий, актуальность темы исследования, недостаточная ее разработанность в социально-педагогической науке позволили сформулировать проблему исследования: при каких педагогиче-

*

ских условиях процесс социального воспитания детей-сирот в православном приюте протекает эффективно?

Цель исследования: выявить и охарактеризовать педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте.

Объект исследования: процесс социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте.

Предмет исследовании: педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте.

В основу исследования положена гипотеза: социальное воспитание детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте протекает эффективно, если его содержание предусматривает сочетание светского и религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется на идеях семейственности их жизнеустройства и открытости.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены и решались следующие задачи:

  1. раскрыть сущность православного воспитания и охарактеризовать его социализирующие потенциалы;

  2. проанализировать исторический и современный опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России;

  3. определить содержание, формы и методы социального воспитания, обеспечивающие успешную социальную адаптацию детей-сирот в православном приюте;

  4. выявить и обосновать педагогические условия эффективного социального воспитания детей, лишившихся родительского попечения, в православном приюте.

Теоретико-методологической базой исследовании стали:

- общенаучные идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, 10.П. Сокольников, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин и др.); деятельностного (К.А.Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, З.Ф. Чехлова, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированного (.В. Бондаревская, СВ. Кульиевич, А. Маслоу, К.Роджерс, В.В. Сериков, А.С. Хуторский, И.С. Якиманская и др.) подходов;

основные положения теории и методики христианского воспитания (А.С. Ананичев, Е.Е. Голубипский, В.В. Зеньковский, А.В. Карташев, СВ. Климов, С.С. Куломзина, МЛО. Матвеева, І І.Д. Никандров, Б.В. Ничино-ров, Т.В. Склярова, Р.В. Янушкявичюс и др.); проблемы духовного воспитания с позиций диалога православной и светской педагогики (В.А. Беляева, И.А. Соловцова и др.);

концептуальные представления о сущности и содержании социального воспитания (А.В. Волохов, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, МИ. Рожков, В.А. Фокин и др.), особенностях организации воспитательно-образовательной и социально-педагогической деятельности в конфессиональных учреждениях для детей-сирот (Т.А. Аксененко, Л.В. Байбородова, И.А. Бобылева, A.M. Голик, Ж.А. Захарова, В.И. Кливер, М.А. Ковальчук, 10.М. Мерзляков, A.M. Мечаева, A.M. Овчинников, М.В. Стрельцова и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические (анализ философской, психологической, социально-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогического опыта и собственной деятельности, моделирование), эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, метод независимых характеристик) и опытно-экспериментальная работа.

Базой исследования явились: Ковалевский детский дом, Православный детский приют для девочек при Троице-Сыпаново Пахомиево-Мерехтском монастыре, приют для детей-сирот имени праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявленско-Анастасиином женском епархиальном монастыре г. Костромы.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

- на первом этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялся теоретический
анализ проблемы, определялись методологические и методические подхо
ды к ее изучению, накапливался и систематизировался опыт воспитатель
ной работы в сиротских учреждениях России;

на втором этапе (2003 - 2005 гг.) разрабатывалась концепция исследования и программа ее опытно-экспериментальной проверки, проектировалась и апробировалась модель социального воспитания в православном приюте, собирался фактический материал, свидетельствующий о педагогических условиях эффективного социального воспитания в таком конфессиональном приюте, проводилось уточнение отдельных положений гипотезы;

на третьем этапе (2005 - 2006 гг.) обобщались и осмысливались результаты опытно-эксперименталыюй работы, осуществлялась их теоретическая интерпретация, оформлялось диссертационное исследование, разрабатывались научно-методические рекомендации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций автора, логикой опытно-экспериментальной работы, использованием взаимопроверяющих теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, предмету и объекту изучения.

Личный вклад автора состоял в разработке общего замысла и основных принципов исследования, в руководстве и непосредственном участии в опытно-экспериментальной работе, в повышении квалификации педагогов, в анализе результатов и обобщении материалов.

Научная новизна н теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

проведен анализ содержания социального воспитания в православных приютах, определены его потенциалы, раскрыта сущность;

разработана модель социального воспитания в православном приюте;

выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного социального воспитания детей-сирот в православных приютах;

выделены и охарактеризованы критерии и показатели определения

эффективности социального воспитания таких детей в православном приюте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

полученные в его ходе результаты могут быть положены в основу программ социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и педагогов, работающих с такими детьми в конфессиональных приютах;

систематизированный теоретический материал и опыт организации социального воспитания детей-сирот в православном приюте может быть использован в работе педагогов-организаторов, социальных педагогов, в их подготовке и повышении квалификации.

По результатам исследования разработан и внедрен спецкурс «Основы православного воспитания детей-сирот» для студентов Института педагогики и психологии КГУ им. И.А. Некрасова.

Апробации и внедрение результатов исследования: ход, основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы КГУ им. П.А. Некрасова, на традиционных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова, на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (Москва, 2004 г.), международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групи в XXI веке» (Кострома, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Региональные особенности социальной адаптации мигрантов» (Кострома, 2005 г.), на Всероссийской православной научно-богословской конференции «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского. Православная паука вчера, сегодня, завтра» (Екатеринбург, 2005 г.), на курсах повышения квалификации для социальных педагогов и социальных работников.

Основные положения, выносимые па защиту:

  1. Социальное воспитание в православном приюте носит целенаправленный идеалосообразпыП характер, базируется на динамике перехода от комментированного изложения взрослыми концептуальных идей мировоззрения к их принятию детьми через включение отдельных элементов в повседневную жизнедеятельность и создание ситуаций для самостоятельного воспроизведения в будущем.

  2. Социальное воспитание в конфессиональном приюте реализует информационную, смыслообразующую, коммупикативЕїую, ресоциализирующую функции, осуществляется в различных видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой), её ядром является духовность и нравственность, которые базируются на ценностях (Истина, Добро, Красота, Служение), влияющих на интеллектуальную, эмоционально-мотивационную, экзистенциальную сферы.

  3. Педагогическими условиями его успешности являются: сочетание в социальном воспитании светского и религиозного элементов, социально-бытовое и ценностное ориентирование, физическое, нравственное и социальное закаливание; семейственность жизненного устройства и открытость.

Структура диссертационного исследовании определена его логикой. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Религия как фактор социализации детей, подростков, молодежи

Одним из наиболее массовых и стойких социальных явлений, которые сопутствовали человечеству па протяжении большей части его истории и которые играют немаловажную роль в настоящее время, является религия.

Сам термин «религия» (лат. «Religio») в переводе дословно означает «связь человека с чем-то, привязанность к чему-либо» (230), связь с чем-то, вечным, неизменным, священным. Впервые его общедоступно употребил римский оратор и мыслитель Цицерон, противопоставляя суеверию, невежеству. Со временем это слово стало входить в обиход христианства, показывая, что новая вера не представляет собой суеверие и невежество, а является высокой нравственной п богословской системой. Правда, этот термин принимался далеко не всеми. Например, один из отцов Христианской церкви Августин Аврелий (Блаженный) считал, что в латинском языке нет точного слова, определяющего суть Христианского вероучения. Поэтому в научный обиход слово «религия» вошло далеко не сразу, и у каждого народа долгое время существовали свои толкования этого явления.

В православном богословском словаре есть достаточно большое и пространное объяснение этого термина, суть которого состоит в том, что религия -это взаимоотношение между человеком и Богом (230). При этом Бог - слово, произошедшее из древнеславянского языка, относящегося к древней индоевропейской (арийской) группе, и трактуется чаще всего как вечное песотворепное всемогущее начало всего.

В современных энциклопедических изданиях религия рассматривается как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее пове 12

денне и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного (47, 1009).

«Религия» (от лат. Religio - набожность, святыня, предмет культа) -одна из форм отражения действительности на основе веры в реальность сверхъестественного (209, 488).

Религия является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая из которых рассматривает ее под своим углом зрения.

В социальной философии религия рассматривается как форма общественного сознания, как специфическое концептуальное видение мира, как особый способ его познания. В частности, подчеркивается, что гносеологический аспект позволяет выделить в общественном сознании два своеобразных полюса: науку и религию, различающиеся по уровням отражения действительности (33, 187). Если наука основывается на познании законов природы, общества, самого человека, то религия - на своеобразном отражении в головах людей сил природы и общества, их собственной сущности.

Наука, идеология, искусство, религия являются в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности.

Представления о мире, которые дает религия, проявляются в человеческом сознании в иллюзиях о существовании сверхчеловеческих принципов, правящих как природой, так и обществом. Поэтому, считает Д.Ж.Маркович, ее можно дефинировать как организованную совокупность учений, верований, чувств и культовых действий, связанных со «сверхъестественным» существом. В силу этого, религия представляет собой комплексную форму человеческого сознания, которая составляющими ее элементами вовлекает во взаимодействие эмоции и волю религиозного человека (164, 351).

Он в структуру религии включает пять элементов:

- мысль о «сверхъестественном» существе;

- чувство благоговения по отношению к «сверхъестественному» существу;

- религиозные символы, которые призваны дать представление о «сверхъестественном» существе, так как оно не поддается непосредственно восприятию органами человека, и посредством которых религиозный человек устанавливает контакт с этим существом;

- ритуал - особые религиозные действия, посредством которых обращаются к божеству;

- религиозные служители и религиозные организации, с помощью которых человек коммуницирует с божеством (164, 352).

Таким образом, в поле зрения философии при изучении религии оказываются такие гносеологические проблемы, как специфика религиозного отражения действительности, его адекватность и содержание религиозного сознания.

Исторические науки исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных исторических условиях, на тех или иных этапах развития человеческого общества.

Культу рол огня, эстетика, искусствоведение изучают религию как важную составляющую, мощный пласт мировой и национальных культур.

В теории культуры считается, что слово «религия», имея латинское происхождение, введенное в культурный обиход в период крушения Римской империи Цицероном, трактовалось как богобоязнь, страх и преодоление этого состояния сознательной, тщательно продуманной системой почитания.

Знаменитый философ, ритор, а, позднее апологет христианства Лак-танций считал, что религия как термин берет свое начало в латинском глаголе religare (связывать, сковывать). С его точки зрения, религия - это связь человека с Богом, повиновение и служение Ему особым благочестивым образом (307, 167).

Религия как социальное явление в культурологии рассматривается как закономерный продукт духовной жизнедеятельности человека, как сложное в структурном отношении явление, включающее религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.

Религиозное сознание пересекается с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, наукой, политикой, правом. На современном этапе оно базируется не на отрицании светской культуры, а на взаимодействии с ней (307, 185). Это означает, что верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить его правилами, не противоречащими религиозным ценностям, сочетать светские, социальные и конфессиональные интересы.

Религиозная деятельность в культурологии трактуется как часть общественной духовной деятельности, дифференцируется на внекультовую и культовую. Первая из них выступает в предметно-практической, духовно-практической и духовно-теоретических формах: производство средств религиозного культа, миссионерство, религиозная пропаганда, социальная помощь нуждающимся, продуцирование религиозных идей, их комментирование. Вторая форма религиозной деятельности связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей (оживление в сознании прихожан религиозных образов, символов, возбуждение эмоций, помощь в нахождении верующими пути к умиротворению, гармонии, радости, ощущению безопасности).

Религиозные отношения выражаются в отношении субъекта к Богу, конструируются по образу и подобию реальных межличностных отношений и тем самым способствуют адаптации верующих к социальному взаимодействию в реальной действительности. Религиозные организации нацелены на упорядочивание религиозной деятельности. К ним относят (но Смелзеру) церковь, секту, деноминацию, вероучение и культ. Наиболее распространенная форма - церковь. Причем, это-социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян (307, 170), одновременно - это место, в котором происходят ритуальные действия и особым образом организованное пространство, знаково-ритуализироваииое, сближающее человека с Богом.

Все указанные элементы религии находятся в тесном взаимодействии с культурой, частью которой они сами являются, и, следовательно, служат той совокупностью способов и приемов, которые обеспечивают осуществление бытия человека. Учитывая то обстоятельство, что взаимоотношения светского и религиозного элементов культуры в течение минувшего столетия в основном вышли за рамки какого-либо соперничества, религия сохранила, по мнению культурологов, за собой важнейшую функцию психологического умиротворения человека в ситуациях, когда рациональных доводов для этого явно не хватает (307, 229).

Психологию интересуют социально-психологические явления религиозного сознания, его корни. Одну из причин религиозности авторы видят в том, что и первобытному, и современному человеку присущ страх перед смертью, болезнями, разного рода несчастьями, могущими вторгнуться в его личную судьбу (209, 302). Другие корни религии авторы усматривают в эмоциональных закономерностях катарсиса (проклятия, молитвы, жертвоприношения, исповеди во всех их формах).

Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность

Милосердие и добродетельность издревле составляли важную часть русского самосознания. Принятие христианства на Руси поставило благотворительность на более высокую ступень, придав ей, прежде всего системность и идеологическое обоснование, как его необходимость постоянно творить благо по отношению к сирым да убогим этого мира.

Следовательно, оказание помощи детям-сиротам и подросткам, оставшимся без попечения родителей, возникает не на пустом месте, имеет подкрепление в истоках вероисповедования.

Первоначально наиболее заметной проблемой для общества были подкидыши. Призрение таких детей, как показывает анализ историко-педагогической литературы, начинает осуществляться вместе с утверждением христианства в монастырях, у дверей которых их обычно оставляли.

Ребенок, лишенный материнской заботы, требовал всесторонней социальной поддержки, но помощь ему со стороны монастырей первоначально сводилась восновном к кормлению или подаче милостыни.

В социально-педагогических источниках (Басов Н.Ф., Басова В.М.; Кузьмин К.В, Сутырии Б.А. и др.) принято выделять два основных периода в благотворительности и помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: допетровский, основным характеризующим его признаком является достаточно слабое участие государства в благотворительных актах, и, начиная, с Петровских времен вплоть до событий 1917 года, которому уже присуща доминирующая роль государства, а также повсеместное открытие учреждений для детей-сирот, в том числе и православных приютов, школ (117, 8).

На первом этапе отмечается диалектическое единство княжеского добротолюбия и христианской соборности в деле помощи нуждающимся, что создавало высокий духовный подъем, нравственный климат в обществе, распространяющийся на все социальные слои. Особой щедростью в сфере добротолюбия отличались иноки Киево-Печерского монастыря. Например, Феодосии Печерский построил около монастыря особый дом, получивший в будущем название богадельни, в котором получали пищу и приют нищие, калеки, прокаженные. Первые государственные больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 году. Развивая данную тему, необходимо отметить, что при всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, раздача посильной милостыни, устраивались особые помещения для больных, престарелых, неспособных содержать себя, потерявших родных, близких людей.

Помощь страждущим, больным, пищим, погорельцам была исключительно разнообразна и, бесспорно, соответствовала действительным, а не мнимым нуждам. В частности, к конкретным проявлениям благотворительности необходимо отнести безвозмездную постройку жилища особо нуждающимся (погорельцам, вдовам, сиротам, не способным заработать себе на пропитание и жилье); выкуп пленных со строгим соблюдением норм законности, при решительном, подчас беспощадном, пресечении воровства; обучение ремеслам, при условии совпадения природных наклонностей н избранной сферы профессиональной деятельности.

Больницы, богадельни и приюты в качестве разветвленной системы благотворительных учреждений начали строиться спустя столетия при Петре I, Екатерине II, при Александре 1. Именно в этот период начинается активное призрение сирот.

В социально-педагогических источниках указывается, что в 1706 году Новгородским митрополитом Иовом на собственные средства был основан при Холмово-Успепском монастыре первый приют - Воспитательный Дом для «незаконно рожденных и всяких подкинутых младенцев» (144, 277). Вскоре по указу Петра I (1715 г.) таковые стали устраивать при церквах, называя их «сиропитальные гошпитали», куда на основе тайного приема сдавали детей (144, 278).

С 70-х годов XVIII века в администрации каждой губернии особое место занимал Приказ общественного призрения, в ведение которого входили образовательные, медицинские, а также и благотворительные учреждения. Председателем этого Приказа являлся сам губернатор. В его состав также входили предводитель дворянства, «Городской голова», 6 представителей от дворянства, купечества и государственных крестьян. Приказ находился в подчинении МВД и Сената. Однако, несмотря на то, что государство стало брать под свой контроль благотворительные учреждения и все связанное с ними, большой вклад в дело помощи нуждающимся, и в первую очередь детям, лишенным родительского попечения, продолжали вносить монастыри, при которых в XVIII веке стали массово открываться детские приюты.

Согласно Положению о детских приютах от 27 декабря 1839 года в них предоставлялось временное убежище и начальное образование малолетним детям (158).

В апреле 1840 года председатель Главного попечительства Григорий Александрович Строганов рекомендовал всем губернаторам проявить инициативу и устраивать детские приюты. К 1843 году только в одной столице России было открыто 12 приютов (158).

Стали они открываться и в провинции. Например, в Пскове первый детский приют был открыт в 1844 году (158). 15 марта 1844 года генерал-майор Федор Федорович Бартоломей обратился через «Псковские губернские ведомости» со специальным «Приглашением на благотворительность имеющегося открыться детского Приюта». Помимо этого, в нем сообщалось, что, по его ходатайству императрица 31 января 1844 года присвоила первому приюту в Пскове имя «Святой Ольги Российской», в память о княгине Ольге, родившейся в окрестностях Пскова. Императрицей Александрой Федоровной также был сделан денежный дар для будущего приюта в размере 300 рублей. Непосредственное покровительство приюту оказывала и княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I:

Наглядный пример помощи будущему приюту со стороны царствующих особ, обращение губернатора ко всем сословиям и должностным лицам оказали свое действие. Оперативно было собранно более 3 тысяч рублей. Например, выходец из Псковской губернии, В.Г. Жуковский, передал на нужды приюта 1000 рублей ассигнациями и в будущем им было обещано ежегодно передавать по 100 рублей (158).

11 июля 1844 года в зимнем кафедральном Благовещенском соборе, там, где был Ольгинский предел, архиепископ Псковский и Лифляндский Нафанаил 1-ый Павловский, в присутствии всего губернского начальства отслужил божественную литургию, приурочив тем самым открытие приюта ко дню памяти Святой Ольги. После богослужения архиепископ совершил освещение помещений приюта. Воспитанников угостили праздничным обедом. Почетные гости, провозгласив тосты за здравие Императорского дома и благоденствия первого в Пскове приюта, и одновременно сделали новые пожертвования.

В дальнейшем Ольгинский детский приют, существовал на пожертвования состоятельных Псковичей. Руководство приютом в первые годы его существования проводилось на общественных началах, созданным для этих целей местным попечительством. Первой попечительницей приюта была назначена Елена Михайловна Бартоломей, а с 1858 по 1859 гг. Варвара Степановна Перовская, супруга вице-губернатора.

Особенности социального воспитания в православном приюте

Изучение такого сложного явления как социальное воспитание в православном приюте детей, оставшихся без попечения родителей, потребовало особой логики и организации опытно-экспериментальной работы, которая включала несколько этапов, и на каждом из них становились и решались строго определенные задачи. В частности, на первом из них, условно названном поисково-ориентационном, исследовательская деятельность разворачивалась в двух направлениях: а) сбор фактического материала о содержании, формах и методах осуществления воспитания в православных приютах России в дооктябрьский период, б) выявление характерных признаков социального воспитания в обозначенных учреждениях, в) определение тенденций в развитии системы социального воспитания детей-сирот в таких приютах на современном этапе.

В основу изучения был положен сравнительно-сопоставительный метод, использовались различные источники (периодическая печать, мемуарная литература, выступления священнослужителей, специальные исследования социологов, психологов, педагогов, юристов, Интернет-сайты, доступная документация). В результате проделанной работы сформировались представления об образовательном процессе в современном православном приюте, специфике организации воспитательной деятельности в нем.

На втором этапе - ознакомительном - устанавливались прямые контакты с православными приютами Костромы и области, накапливался и систематизировался исследовательский материал, ранее сформированные представлення конкретизировались по одним позициям, углублялись и обобщались по другим. Благодаря этому, во-первых, стала понятна собственная позиция автора, во-вторых, дальнейшее направление работы, специфика которой, на наш взгляд, состоит в реконструкции уже имеющейся, стихийно сложившейся модели социального воспитания, создании ее идеального образа и на этой основе путем их соотнесения в выделении тех условий, которые будут способствовать повышению его эффективности на современном этапе.

Под реконструкцией мы понимаем восстановление первоначального облика процесса пли явления по письменным источникам и включенному наблюдению с учетом возможных путей их развития, совершенствования (47, 1009).

Реконструкцию мы рассматриваем как предваряющую моделирование деятельность, которая позволяет из кажущейся беспорядочности основных деталей педагогического процесса выстроить взаимосвязи между собой его основных компонентов, этапов, состояний, предполагаемых действий, объяснить их сущность и целесообразность. Объектом реконструкции стал воспитательный процесс в православном приюте для детей, лишившихся родительского попечения, который представляет собой способ организации воспитательных отношений, направленных на стимулирование развития воспитанника, его защиту от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды (39), последующую интерпретацию в жизнь общества.

Как следует из педагогической теории такой процесс имеет определенную структуру:

В этом контексте каждому элементу присуща своя характеристика. Цель, как начальный компонент рассматриваемого процесса, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение ожидаемых событий, предполагаемый образ результатов взаимодействия воспитателей и воспитанников в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми отбираются и соотносятся между собой все остальные составляющие (39, 34).

Принципы - это основополагающие положения, руководящие идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Именно по тому, в какой мере реализуются сформулированные принципы на практике, принято судить об эффективности организуемой деятельности. В воспитательном процессе, как справедливо отмечает B.C. Безрукова, возникает сложная система взаимодействующих между собой принципов: а) те, которые вытекают из особенностей человека как главного объекта педагогики (природосообразность, гуманизм); б) те, в которых отражаются наиболее общие требования, непосредственно адресованные к воспитательному (педагогическому) процессу (целостность, демократизация); в) те, которые отражают наиболее общие требования к взаимоотношениям со средой (культуросообразности, единства и непротиворечивости осуществляемых действий); г) те, которые демонстрируют специфичность взглядов на воспитательный процесс в связи с исходными положениями конкретной теории, науки или подхода. В нашем случае - христианской антропологии. Именно принципы играют определяющую роль при выборе технологии воспитания.

Содержание воспитания как составной части педагогического процесса представляет собой ту часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека, формирования его личности и передается ему в виде информации о способах, характере одобряемых действий. Содержание воспитания нередко определяется в соответствии со структурой рассматриваемого общественного опыта. В этом случае его составляющими считают: опыт собственного физического развития человека, опыт его эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познания мира и опыт нравственных отношений (39, 53). В связи с тем, что в дальнейшем речь пойдет о конфессиональном воспитании, то, естественно, его содержание будет складываться из иных элементов, отмечаться качественными признаками и количественным составом, однако при этом внутри их будет состоять из знаний, умений, навыков, отношений и деятельности (способов действий).

Для достижения поставленных воспитательных целей и реализации выбранного содержания необходимы практические действия педагогов и воспитанников, которые будут способствовать этому, то есть методы. Они имеют различные потенциалы, но, будучи целенаправленно используемы, позволяют решать определенные задачи. В конфессиональном воспитании они имеют собственное наполнение.

Еще одной составляющей воспитательного процесса является форма, которая рассматривается как способ выражения содержания, придания содержанию внешнего вида или устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов (39, 80). Таким образом, форма через цели, принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность участников воспитательного процесса и в первую очередь те отношения, которые в ходе него складываются. При этом, формы могут быть разные: а) по количеству участников они могут быть представлены как индивидуальные, групповые, коллективные, массовые; б) по степени сложности они подразделяются на простые, построенные на минимальном количестве методов и средств; составные, включающие разное сочетание простых; комплексные, представляющие собой целенаправленную подборку разнообразных простых и составных форм. Подводя итог всему выше сказанному, подчеркнем, что реконструкцию социального воспитания мы будем осуществлять в соответствии с логикой, двигаясь от характеристики цели, принципов, содержания, методов, средств и форм к системе и специфике социального воспитания детей-сирот в православном приюте.

В качестве объектов для анализа были выбраны два приюта для мальчиков (Нейский и Ковалевский) и два для девочек (при монастырях). Анализ их уставных документов, наблюдение за деятельностью, интервью церковных лиц и опрос светских работников данных учреждений указывают на следующее:

1. Цель деятельности таких приютов отличается двойственностью. С одной стороны, она предполагает «воспитание гармоничной, свободной и творческой личности гражданина и патриота» (64, 10), с другой стороны, привитие воспитанникам основ христианской морали и этики (250), их духовно-нравственное развитие на базе православных традиций, которое содействует формированию у детей-сирот:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобли-вости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) (149).

Формулировка данной цели и видение путей ее реализации базируются на конкретных методологических позициях создателей (учредителей) данных приютов. Во-первых, на идеях религиозной, христианской, право 91

славной антропологии (II.Л. Бердяева, СИ. Булгакова, А.Кураєва, А. Меня, B.C. Соловьева, П. Флоренского и др.), которые гласят:

Бог - высшая ценность, человек - наиболее драгоценное его создание, он богообразен и является посредником между богом и миром;

человек - существо не только материальное, но и духовное. Он способен не только понять и охватить микрокосм, который находится внутри него, но п признать наличие нематериального мира;

цель жизни человека - совершенствование себя в направлении высших сил; только реализуя эту цель, человек может изменить мир к лучшему (161);

одно из условии совершенствования человека, уподобления Богу - образование (светское и религиозное) и религиозное воспитание.

Похожие диссертации на Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте