Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Науказ Дина Александровна

Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты)
<
Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Науказ Дина Александровна. Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1998 142 c. РГБ ОД, 61:98-13/1077-5

Содержание к диссертации

Введение

Гл.І. Теоретические и методологические основы формирования концертмейстерских умений и навыков 12 - 70

1. Проблема умений и навыков в современной психологии и педагогике 12 - 20

2. Проблемы концертмейстерского мастерства в трудах музыковедов и педагогов-музыкантов 20 - 39

3. Методика формирования концертмейстерских умений и навыков в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете 39 - 70

Гл. II. Экспериментальное исследование методики формирования концертмейстерских умений и навыков 70 - 125

1. Педагогические наблюдения за процессом обучения 71 - 99

2. Педагогические собеседования и анкетирование 99 - 115

3. Обучающий (формирующий) эксперимент 115 - 125

Выводы 125 - І28

Библиография 129

Введение к работе

Последние годы характеризуются серьёзными общественно-политическими и социокультурными переменами в жизни России. Эти перемены, отразившиеся практически на всех сторонах жизни страны, вызывают необходимость совершенствования содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в педагогических ВУЗах. Во многом меняются в наше время и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке учителя музыки общеобразовательной школы.

Практика показывает, что повышение уровня профессиональной подготовки учителей музыки непосредственно связано с улучшением учебно-воспитательной работы в концертмейстерских классах. Известно, что структура учебного процесса в концертмейстерском классе музыкального факультета педагогического ВУЗа отражает фактически все виды и стороны повседневной деятельности школьного учителя музыки. В этой связи необходимо поднять уровень преподавания данной музыкальной дисциплины, активизировать интерес к ней со стороны учащейся молодёжи, развить способность студентов к самосовершенствованию, заинтересовать их в будущей профессиональной деятельности, используя для этой цели оптимальные формы и методы обучения концертмейстерскому мастерству.

Основной задачей педагога в процессе концертмейстерской подготовки студентов музыкальных факультетов является формирование и развитие умений и навыков, необходимых в общеобразовательной школе; в этом специфическое отличие данной дисциплины от аналогичной дисциплины, изучаемой в консерваториях и специальных музыкальных училищах. Процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки включает в себя: умение аккомпанировать солистам (детям и подросткам), школьным хорам и ансамблям; формирование комплекса умений и навыков, связанных с чтением музыки с листа, транспонированием, подбором по слуху, исполнением школьной песни под собственный аккомпанемент и др. Подобное

многообразие задач предполагает всестороннее совершенствование теории и методики преподавания в концертмейстерском классе в современных педагогических учебных заведениях.

Следует отметить, что несмотря на всю актуальность и значимость проблемы совершенствования концертмейстерских умений и навыков в процессе обучения она не становилась до сих пор предметом специального научно-педагогического (теоретического и методологического) исследования. В специальной литературе освещались лишь отдельные вопросы, связанные с чтением музыки с листа (Н.А. Крючков, М.А. Смирнов, В.В. Подольская), транспонированием и подбором по слуху (Н.А. Крючков, О.В. Рафалович, Т.Н. Карнаухова). Некоторые аспекты данной проблематики рассматривались в диссертации И.Н. Одиноковой, посвященной процессу обучения сочинению аккомпанемента к школьной песне в классе гармонии. Вопрос об использовании тех или иных приёмов и способов упрощения фортепианной фактуры нашёл своё отражение в работе Е.М. Шендеровича, однако, автор коснулся в данной связи лишь узкого круга материалов (оперные клавиры). Кроме этого, Е.М. Шендерович не затронул в своём труде собственно методики формирования у учащихся этого важнейшего концертмейстерского умения.

Наиболее полно проблема концертмейстерской подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов освещена в диссертации В.И. Пустовит. Однако, и здесь нельзя не заметить определённых ограничений: В.И. Пустовит интересуют, прежде всего, методы работы над школьно-песенным репертуаром; что касается камерно-вокального и оперного репертуара, то он фактически остался вне рамок вышеназванной диссертации.

Сказанное свидетельствует о серьёзных пробелах в теории и методике концертмейстерской подготовки студентов педагогических ВУЗов, об отсутствии чётко структурированной системы такой подготовки, - системы, включающей в себя как содержание и формы, так и приёмы (способы) соответствующей учебной деятельности. Отсюда - актуальность настоящего

исследования.

Цель исследования - разработка и научно-педагогическое обоснование теории и методики обучения концертмейстерским знаниям, умениям и навыкам на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов; иными словами, оптимизация учебного процесса в соответствующей сфере деятельности.

Объектом исследования явился процесс учебной работы (содержание, формы, методы) в концертмейстерском классе музыкального факультета педагогического ВУЗа.

Предмет исследования - комплекс специальных концертмейстерских знаний, умений и навыков, а также условия их формирования в ходе профессиональной подготовки учителя музыки.

В диссертации были поставлены следующие задачи:

1. Дать системный анализ существующей практики преподавания учебной
дисциплины, именуемой в учебном плане музыкальных факультетов как
"Концертмейстерский класс". Осветить реальное состояние дел с
формированием у студенческой молодёжи соответствующего круга
профессиональных знаний, умений и навыков.

  1. Выявить как позитивные моменты, так и недочёты, пробелы, "узкие места" в преподавании указанной выше учебной дисциплины.

  2. Определить первоочередные пути повышения эффективности преподавания дисциплины "Концертмейстерский класс".

  3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить в этом контексте пути и способы (методы) учебной работы, соответствующей требованиям времени, способной повысить профессиональную квалификацию будущих учителей музыки в школе.

5. Предложить педагогам-практикам, работающим на музыкальных
факультетах (отделениях) педагогических учебных заведений, конкретные
рекомендации, направленные на повышение качества преподавания учебной
дисциплины "Концертмейстерский класс".

Гипотеза исследования. Эффективность овладения студентами

музыкальных факультетов комплексом профессионально-ориентированных концертмейстерских знаний, умений и навыков существенно повысится при условии, что:

- обучение в концертмейстерском классе будет исходить из специфики
профессиональной деятельности учителя музыки в школе, во многом
отличающейся от деятельности концертмейстера в различных видах и
"жанрах" музыкально-исполнительского искусства (аккомпанемент солисту и
др.); соответственно, содержание работы и технологический инструментарий,
используемый в концертмейстерском классе, должен отвечать практическим
задачам, возникающим в деятельности учителя;

- приобщение студентов ко всем "составляющим" комплекса
концертмейстерского мастерства будет основано на трёхступенчатой
структуре, разработанной в настоящем исследовании и предусматривающей
поэтапное и последовательное усложнение учебных заданий во всех основных
областях данного вида деятельности (чтение музыки с листа, аккомпанемент,
транспонирование и др.);

- основным методологическим ориентиром в работе со студентами
станет упрощение нотного текста (фактуры) музыкального произведения без
нанесения сколько-нибудь существенного урона его семантике и
художественной форме.

Методологическим фундаментом исследования послужили основные теоретические концепции в области дидактики и педагогической психологии, связанные с проблемой формирования профессиональных умений и навыков. Принципиально важное значение для настоящей диссертации имели труды отечественных педагогов и психологов, раскрывающие творческие и репродуктивные аспекты формирования умений и навыков (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, А.Е. Дмитриев, А. А. Степанов и др.). Автором диссертации использовались работы, содержащие анализ принципиально-важных особенностей развития самостоятельности учащихся в ходе занятий (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, И.Т.Огородников и др.). Существенную роль в

исследовании механизмов формирования профессионально-ориентированных умений и навыков сыграли постулаты видных российских психологов (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Кабанова-Меллер, К.К. Платонов и др.).

В контексте проблемы концертмейстерской подготовки студентов музыкальных факультетов нашли место теоретико-методологические установки в области музыкознания, а также музыкальной педагогики и методики преподавания музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, А.А. Люблинский, М.А. Смирнов, Е.М. Шендерович и др.). Методы диссертационного исследования включали в себя:

- изучение широкого круга научно-литературных источников в области
дидактики, общей и педагогической психологии, музыкознания, музыкального
исполнительства;

- анализ и обобщение опыта ведущих специалистов в области
музыкальной педагогики и методики преподавания музыки (Т.П. Стулова,
А.В. Малинковская, В.И. Петрушин, Е.И. Максимов, Л.В. Шамина, М.Г.
Плохова, Т.И. Бакланова и др.);

- обобщение личного профессионального опыта автора диссертации,
накопленного в течение 25-летней преподавательской деятельности;

- целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами
концертмейстерского класса и класса сольного пения музыкальных и
педагогических ВУЗов;

педагогические собеседования, анкетирование, интервьюирование;

специальный обучающий (формирующий) эксперимент.

Научная новизна и практическая значимость диссертации заключается в том, что впервые подвергается специальному теоретическому и экспериментальному исследованию весь комплекс проблем, связанных со специальной концертмейстерской подготовкой учителя музыки общеобразовательной школы. Разработан широкий круг вопросов, касающихся формирования спектра необходимых концертмейстерских

знаний, умений и навыков, а также содержания, форм и методов учебной работы в концертмейстерских классах педагогических ВУЗов. Предложены конкретные приёмы и способы решения актуальных проблем, возникающих у студентов в процессе чтения музыки с листа, транспонирования, аккомпанемента, подбора по слуху и т.д.; даны необходимые практические рекомендации в данной связи.

В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена сложносоставная методическая система, имеющая в своей основе трёхступенчатую структуру формирования концертмейстерских знаний, умений и навыков. Данная система предполагает внутреннюю динамику освоения учащимися определённых знаний, умений и навыков, возникающую в процессе поэтапного и последовательного усложнения учебных заданий.

Изучение соответствующего круга научных трудов в области педагогической психологии, а также многообразные эмпирические данные позволили автору настоящего исследования возвести в категорию "творческих" умений, т. е. умений "более высокого порядка" (по терминологии И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной) ряд таких практических музыкально-исполнительских действий как упрощение фортепианной фактуры, транспонирование, подбор по слуху, исполнение школьной песни под собственный аккомпанемент; следует отметить, что последние нередко трактовались как разновидности навыка (К.Л. Виноградов, А.Г. Менабени, В.И. Пустовит и др.). В ходе экспериментальной проверки эффективности методической системы, разработанной диссертантом, было доказано, что трёхступенчатая структура формирования концертмейстерских знаний, умений и навыков позволяет достигнуть творческого уровня в осуществлении целого ряда принципиально-важных концертмейстерских действий или, иными словами, на многих участках соответствующей деятельности.

Говоря о новизне исследования необходимо подчеркнуть, что впервые стал предметом специального рассмотрения метод упрощения фортепианной фактуры во всех разделах концертмейстерской работы. Экспериментально

подтверждена эффективность воздействия этого метода на повышение художественного и профессионального уровня исполнения аккомпанемента в произведениях вокально-оперного и школьно-песенного репертуара.

Поскольку в музыкально-педагогических источниках отсутствует специальная методика, предоставляющая возможность учащемуся-пианисту целенаправленно координировать свои исполнительские действия с солистом, в настоящем исследовании теоретически отработана и экспериментально проверена система мер (приёмов, способов обучения), способных реально повысить уровень сформированности концертмейстерских умений и навыков, необходимых для достижения ансамблевой синхронности при исполнении камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений.

В диссертации разработана технология чтения музыки с листа, в некоторых своих компонентах существенно отличающаяся от имеющихся методик. Предложенная автором методика чтения предполагает в процессе предварительной аналитической работы над текстом музыкального произведения проигрывание на фортепиано основных и главных его элементов. Так, например, проигрывание гармонической основы ("схемы" ) вокального произведения даёт возможность учащемуся получить нужное ему представление о звучании данного произведения в целом, что обеспечивает в итоге более уверенное и грамотное чтение музыки с листа.

Настоящее исследование закладывает теоретическую и методологическую базу, необходимую для оптимизации концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки. Результаты диссертации могут быть использованы в процессе преподавания лекционного курса "Основы концертмейстерского мастерства" в учебных заведениях среднего и высшего звена, а также в классах индивидуального обучения по данной дисциплине.

Научная достоверность и аргументированность диссертационного труда обеспечены:

а) опорой на фундаментальные научные разработки в области педагогики, психологии, музыкознания, музыкальной педагогики, методики преподавания

музыки;

б) использованием комплексной методики исследования, адекватной целям и задачам, поставленным автором настоящей диссертации. На защиту выносятся следующие положения:

1. Значительный объём специальных знаний, умений и навыков, необходимых
для успешного осуществления концертмейстерской деятельности, их
разнообразие и многопрофильность, требуют определённой систематизации и
иерархического соподчинения в процессе занятий с учащимися в
концертмейстерском классе. Только в этом случае возможно всестороннее и
полноценное совершенствование концертмейстерского мастерства как
необходимой "составляющей" общей профессиональной подготовки учителя
музыки.

  1. Процесс обучения в концертмейстерских классах на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов предполагает формирование знаний, умений и навыков, необходимых прежде всего для работы в общеобразовательных школах, в чём и проявляет себя профессионально-педагогическая направленность данного предмета, отличающая его от аналогичной учебной дисциплины в консерваториях и музучилищах. В этой связи особое значение приобретает освоение студентами школьно-песенного репертуара, при изучении которого происходит необходимая трансформация знаний, умений и навыков, приобретённых в классах хорового дирижирования, сольного пения, специнструмента и теоретических дисциплин. Тем самым, возникают благоприятные условия для реализации межпредметных связей в процессе обучения.

  2. Практика преподавания в концертмейстерских классах музыкальных факультетов педагогических ВУЗов свидетельствует, что студенты, как правило, мало осведомлены о законах и эстетических нормах ансамблевого исполнительства. Вследствие этого многие выразительные нюансы вокалиста (или солиста-инструменталиста) остаются для аккомпанирующих им учащихся-пианистов непонятными, чуждыми, "инородными". Задача педагога-

концертмейстера заключается, тем самым, в приобщении обучающихся к практическим основам совместного музицирования; следует учитывать при этом, что "партнёром" учителя музыки чаще всего бывает ребёнок или подросток, а также школьный хоровой коллектив, чем обуславливается определённая специфика данного вида деятельности.

  1. Для достижения необходимого уровня ансамблевой синхронности (тем более, когда в качестве "солиста" выступает школьник или школьный ансамбль) целесообразно производить некоторые упрощения фортепианной фактуры в партии аккомпанемента, не причиняя, разумеется, сколько-нибудь заметного урона художественному смыслу исполняемых музыкальных произведений.

  2. Необходимым фундаментом, обеспечивающим успешное формирование концертмейстерских знаний, умений и навыков, является теоретическое и практическое освоение различных видов и типов фортепианной фактуры. При этом, в первую очередь должны изучаться и систематизироваться фактурные рисунки ("формулы"), характерные для партий аккомпанементов в камерно-вокальных и хоровых сочинениях.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс программы курса "Концертмейстерский класс" для музыкально-педагогического факультета МІЙ У (специальность 2119 "Музыка и пение"), опубликованной в 1986 году; в научных статьях и других публикациях автора диссертации (в 1982, 1996, 1997 г.г.); в докладах и выступлениях на межрегиональных и межвузовских конференциях и семинарах по проблемам дидактики, педагогической психологии, методики преподавания музыки (Москва, 1996 г. - II межрегиональный научно-практический семинар-совещание "Культура. Досуг. Дети."; Москва, 1997г. - I межвузовская научно-практическая конференция "Творческая педагогика накануне нового века"), а также в процессе повседневной учебно-воспитательной работы на кафедре музыкальных инструментов МІН У с 1974г.

Диссертация прошла апробацию на расширенном заседании кафедры музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии.

Проблема умений и навыков в современной психологии и педагогике

Для успешного овладения такой сложной и многоаспектной профессией, какой является профессия концертмейстера, необходимо выявить прежде всего структуру входящих в неё умений и навыков в их иерархических взаимосвязях и взаимозависимостях. Вместе с тем, неоднозначное толкование основополагающих детерминант процесса формирования умений и навыков в современной науке, равно как и разночтения по данному вопросу в методической литературе, делают особо важным рассмотрение его в контексте настоящего исследования.

Категории умений и навыков находятся в диалектической взаимосвязи. В практической жизнедеятельности субъекта (учащегося) границы между умениями и навыками весьма подвижны, лобильны; их функции зачастую сливаются, диффундируют друг в друга. Однако, в теоретическом ракурсе эти категории разводятся специалистами - и в этом, безусловно, есть свой резон.

Анализ взглядов современных учёных на проблему понимания сущности умения показывает, что одни из них характеризуют умение как "незавершённый" навык, являющийся промежуточным звеном между усвоением знаний и формированием навыка. По определению К.Н. Корнилова: "Умение - это не вполне завершённый навык. Умение - это один из существенных этапов в выработке навыка ... (в то время как навык - это завершённое умение)" (61, с. 124).

Ряд других авторов полагает, что сущность умения заключается в готовности субъекта к сознательному совершению практического действия на основе приобретённых знаний (М.А. Данилов, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.).

Позиция следующей группы учёных, в большей степени раскрывающих и конкретизирующих отличительные особенности умения, представляет особый интерес и имеет принципиально важное значение для настоящего исследования. Авторы, выражающие данную точку зрения, подразделяют умения на два вида: 1)"простейшие", "элементарные"; 2)"сложные", "творческие" (И.Т.Огородников), "более высокого порядка" (Т.А.Ильина), "умение-мастерство" (А.А.Степанов), "обобщённое умение" (Е.И.Игнатьев). Суть данной теории достаточно полно и убедительно отражена в высказывании А. А. Степанова: "... следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникающие на основе знаний или в результате подражания. Умение-мастерство возникает в ходе выполнения деятельности, на основе уже отработанных навыков и знаний" (94, с. 104).

Первый вид умений функционирует при постоянстве своих "слагаемых", т.е. способы выполнения действий не изменяются, условия их выполнения остаются постоянными. Психологический аспект формирования этого вида умения включает в себя следующие компоненты: концентрацию внимания и воли учащегося; постоянный контроль сознания при постановке цели, обдумывании способов действия, выполнении действий. Второй вид умений, напротив, функционирует в разнообразных, изменяющихся условиях деятельности, способы выполнения действий имеют творчески-вариативный характер и не могут быть автоматизированы, т.е. сведены до уровня навыка. Психологический аспект формирования таких умений включает в себя: концентрацию внимания и воли субъекта; постоянный контроль сознания при планировании предстоящих действий, выборе средств, адекватных поставленной цели, корректировки ошибочных действий.

Сказанное выше даёт основание автору настоящего исследования отнести ряд музыкально-исполнительских действий, считающихся в специальной методической литературе концертмейстерскими навыками (транспонирование, подбор по слуху, исполнение песни под собственный аккомпанемент и др.), к категории "творческих" умений, или, иными словами, умений "более высокого порядка". Данное решение подтверждается тем, что многие музыкально-исполнительские действия являются творческим процессом, исключающим их автоматизацию (точнее, высокую степень автоматизации). Подобный подход к определению сущности музыкально-исполнительских действий позволяет педагогу повысить уровень требований к результату их формирования.

В этой связи следует особо выделить теоретическую концепцию, разработанную К.К.Платоновым и получившую своё отражение в ряде его научных трудов. Автор не без основания считает, что ведущей категорией, являющейся завершением педагогического процесса, должно стать умение, образованное на основе ранее приобретённых знаний и навыков: "Нам уже довелось говорить о необходимости пересмотра соотношения связанных с умением категорий. В педагогике ранее было общепризнанным, что знания порождают умения, а последние - навыки. Думаем, что правильнее считать, что на основе знаний вырабатываются навыки, а на их основе в свою очередь - умения" (112, с. 103).

Проблема умений и навыков в современной психологии и педагогике

Настоящий параграф посвящен рассмотрению принципиально важных теоретических положений и методических разработок в области музыкальной педагогики, в частности, в сфере концертмейстерского искусства. Изучение и анализ широкого круга работ ведущих педагогов-музыкантов и музыковедов позволили обобщить и систематизировать их позиции по наиболее актуальным проблемам теории и методики преподавания в концертмейстерском классе.

Наибольший интерес для настоящего исследования представляет освещение проблем, связанных с формированием и развитием профессионально значимых концертмейстерских умений и навыков. Важны при этом следующие направления:

- координация исполнительских действий пианиста-аккомпаниатора с солистом (в частности, умение предвосхищать взятие дыхания и цезуры вокалиста, ритмически-пропорционально поддержать агогические отклонения);

- умелые и художественно оправданные упрощения фортепианной фактуры;

- формирование комплекса умений и навыков, необходимых при чтении с листа; умение транспонировать музыкальный материал, подбирать музыку по слуху, исполнять школьную песню под собственный аккомпанемент; регулировать фортепианное звучание в соответствии с индивидуальными возможностями собственного голоса.

Как уже отмечалось ранее, весь комплекс перечисленных выше умений и навыков ещё не рассматривался в полном объёме педагогами-музыкантами и методистами. Это позволило автору настоящего исследования обобщить и систематизировать принципиально важные теоретические положения и практические рекомендации, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме преподавания в концертмейстерском классе. Данные положения и рекомендации, сформулированные в работах Н.А.Крючкова, А. А. Люблинского, Е.М.Шендеровича, О.В.Рафалович, М.А.Смирнова, М.А.Овчинникова, Л.И.Винокур, З.С.Квасницы, В.И.Пустовит, И.Н.Одиноковой, Т.И.Карнауховой, явились важной частью теоретического и методологического фундамента, необходимого для разработки сложносоставной системы формирования концертмейстерских умений и навыков.

Одним из первых педагогов-музыкантов, которому удалось осуществить переход от эмпирического метода обучения к научно-обоснованному, стал Н.А.Крючков. Наиболее важные аспекты его исследования, представляющие практический интерес для настоящей диссертации, связаны с проблемой чтения музыки с листа и транспонирования.

Критикуя весьма распространённый способ чтения нового музыкального текста "нота за нотой", при котором возникает неестественная для музыкального мышления раздробленность и мозаичность, автор предлагает "комплексный" способ восприятия нотного текста; способ, основанный на выявлении "типовых связей", объединяющих определённую группу нот. Доказывая преимущество такого метода ноточтения, автор подчёркивает, что его использование позволит концертмейстеру достигнуть экономии "в самом механизме восприятия, так как значительная часть всякого нотного текста в любом музыкальном произведении (в пределах определённого стиля) образуется из типовых связей, объединяющих часто очень значительное количество нот, и поэтому, подобно прочтению уже известных слов и грамматических оборотов, узнаётся сразу же при беглом взгляде" (62, с. 15-16). Рекомендуемый Н.А. Крючковым метод восприятия нотного текста, имеющий сходство с чтением словесного текста, способствует активизации музыкального мышления и памяти учащегося, а также повышает скорость восприятия и воспроизведения музыкального материала.

Аналогичный метод "комплексного" восприятия нотного текста предлагается автором и при транспонировании: "Комплексное восприятие и иных типовых связей нотного текста (секвенционных последовательностей, движения звуков параллельными интервалами, мелодическими и гармоническими, мелодических образований по типу мелизмов и т.д.) оказывает своё полезное действие и здесь при усвоении навыков транспонирования" (62, с. 37).

Не менее важными по своему значению являются исследования

А.А.Люблинского, касающиеся теории и практики аккомпанемента. Определяя исходные методологические принципы в данной области, автор вполне логично применяет их к теоретическому анализу музыкального материала и к проблемам исполнительства. Особая заслуга А.А. Люблинского заключается в том, что впервые были тщательно проанализированы и классифицированы все основные виды фактуры фортепианного аккомпанемента, вследствие чего с наибольшей полнотой и наглядностью раскрылись выразительные возможности каждого из них. Исследуя возникновение и развитие основных фактурных видов фортепианного сопровождения, автор классифицирует их в следующем порядке: 1) аккордовая опора в речитативных формах; 2) танцевальные ритмы; 3) аккордовое сопровождение; 4) аккорд арпеджато; 5) гармоническая фигурация; 6) полифоническая и "многослойная" фактура; 7) "конфликтное" сопровождение. Не задаваясь целью подробно останавливаться на перечисленных выше фактурных видах, отметим лишь, что опора на теоретические знания в данной области окажет учащемуся реальную помощь в процессе выполнения таких видов концертмейстерской деятельности как: транспонирование, чтение музыки с листа, подбор по слуху, упрощение фортепианной фактуры и т.д.

Педагогические наблюдения за процессом обучения

Настоящая глава посвящена проверке основных теоретических и методологических положений, выдвинутых в диссертации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках учебного процесса на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета в период с 1980 года по 1997 год. Объектом (испытуемыми) были студенты I-V курсов MILL У, проходившие концертмейстерскую подготовку в процессе индивидуальных занятий как в классе диссертанта, так и ряда других преподавателей кафедры музыкальных инструментов. В общей сложности в эксперименте приняло участие свыше 100 студентов, имевших примерно одинаковую музыкально-исполнительскую подготовку. Опытно-экспериментальное исследование включало в себя серию наблюдений, которые были сделаны в ходе посещений уроков музыки, проводимых студентами Mill У в общеобразовательной школе, а также в процессе посещений зачётов и экзаменов по дисциплине "Концертмейстерский класс".

Экспериментальная работа проводилась в трёх основных видах: а) педагогические наблюдения; б) педагогические собеседования и анкетирование; в) обучающий (формирующий) эксперимент.

В ходе опытно-экспериментальной работы проверялись базовые положения исследования, связанные с такими проблемами как:

1) повышение эффективности процесса освоения профессионально-ориентированных концертмейстерских знаний, умений и навыков в результате трёхступенчатой структуры формирования, предусматривающей поэтапное и последовательное усложнение учебных заданий;

2) использование во всех разделах концертмейстерской работы приёмов и способов упрощения фактуры аккомпанемента;

3) достижение уровня "творческого" умения в результате сформированности определённого музыкально-исполнительского действия; 4) разработка специальной технологии чтения музыки с листа;

5) необходимость введения в учебный процесс теоретического курса, направленного на изучение студентами различных видов и типов фортепианной фактуры, наиболее часто встречающихся в партиях сопровождения (аккомпанемента) в вокальных произведениях.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом из них проводился сбор необходимых исходных данных; отрабатывалась постановка проблемы, анализировалось состояние её в научной литературе. Выявлялись основные теоретические и методологические подходы к проблеме, уточнялись слагаемые (компоненты) сложносоставной методической системы формирования концертмейстерских умений и навыков.

На втором этапе велась собственно экспериментальная работа, состоявшая из: а) педагогических наблюдений; б) педагогических собеседований и анкетирования; в) обучающего (формирующего) эксперимента.

Третий этап был этапом подведения итогов и обоснования выводов.

Параграф 1. Педагогические наблюдения за процессом обучения.

Метод педагогических наблюдений использовался в целях избирательного сбора информации по всему кругу вопросов, фигурирующих на страницах исследования.

В ходе наблюдений определялся уровень сформированности умений и навыков у студентов концертмейстерского класса. Одновременно с этим осуществлялось внедрение в учебно-воспитательный процесс полного спектра приёмов и способов диссертанта для решения актуальных проблем, касающихся формирования профессионально-ориентированных концертмейстерских знаний, умений и навыков.

Продолжительность наблюдений автора диссертации обеспечила значительный объём накопленного фактического материала; позволила дать объективную оценку результатам эксперимента.

Педагогический дневник.

9.09.80 г. Студентка I курса Татьяна М. пришла в класс педагога-экспериментатора впервые. В беседе с испытуемой выяснилось, что она только приступает к изучению основ концертмейстерского мастерства, поскольку поступила на музыкально-педагогический факультет после окончания музыкальной школы, где, как известно, данный предмет не входит в программу обучения. Учитывая это обстоятельство, педагог предложил студентке подготовить к следующему уроку несложные в плане фортепианного изложения вокальные произведения, обладающие, однако, гибким ритмическим рисунком и частой сменой темпов:

1. М. Глинка. "Я помню чудное мгновенье".

2. А. Даргомыжский. "Мне грустно".

3. А. Даргомыжский. "Титулярный советник".

Похожие диссертации на Совершенствование концертмейстерской подготовки учителя (Теорет. и метод. аспекты)