Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Медведева Лариса Борисовна

Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах
<
Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Медведева Лариса Борисовна. Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах : 13.00.02 Медведева, Лариса Борисовна Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах (на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Тамбов, 2006 180 с. РГБ ОД, 61:07-13/1263

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Педагогическая характеристика процесса обучения игре на балалайке (на материале российской музыкальной этнопедагогики) 15 -128

1.1. Фольклорная традиция исполнительства на балалайке. Балалайка в системе первичного музыкального образования 15 - 46

1.2. Искусство игры на балалайке в контексте профессионального музыкального образования 46 - 62

1.3. Обучение игре на балалайке: теоретико-методологические аспекты 62 - 99

1.4. Принципы и формы образовательной и учебно-воспитательной работы в классе балалайки 99-128

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование начального периода обучения игре на балалайке 129 -161

2.1. Педагогические наблюдения за процессом обучения 131-141

2.2. Педагогические собеседования и анкетирование 141 -156

2.3. Обучающий /формирующий/ эксперимент 156-161

Выводы 162 - 163

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В последнее время в мире значительно возрос интерес к этническому самосознанию и самоопределению, усилилось стремление к изучению и развитию традиций национальных культур. Предпосылками этого глубоко гуманистического явления послужили политические, экономические, духовно-нравственные преобразования, затронувшие современное мировое сообщество. Кардинальные перемены в России последнего десятилетия XX века пробудили интерес к национальному искусству, обычаям, праздникам, идеям православия, существенным образом затронули область исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Несмотря на нестабильность экономического положения, в стране проводится огромное количество музыкальных фестивалей и конкурсов исполнителей на народных инструментах самых различных уровней - от регионального до международного. Обучение игре на домре, гуслях, балалайке, других народных музыкальных инструментах этносов, населяющих многонациональную Россию, осуществляется во всех звеньях системы профессионального музыкального образования. Важнейшей задачей педагогики в сфере исполнительства на народных инструментах является воспитание у подрастающего поколения любви и бережного отношения к национальным российским традициям.

Этнический компонент педагогической науки играет особую роль в воспитании молодёжи. Внедрение в образовательный процесс ценностных ориентации, передаваемых из поколения в поколение, способствует формированию в сознании учащихся различных аспектов нравственной и этической культуры, которая проявляется в особом чувстве народности, любви к Отечеству, уважении к своим национальным корням. Вместе с тем, воспитание бу-

дущего члена общества, построенное на этнокультурной основе, служит универсальным средством приобщения к мировой культуре.

В этом контексте принципиально важным представляется обращение молодого поколения к народно-инструментальному искусству, ибо «национальность проявляется в культурном творчестве» (С. Н. Булгаков). Одним из наиболее популярных народных музыкальных инструментов в России является балалайка, и исполнительство на балалайке как самобытное эстетическое явление, равно как и вся народная инструментальная музыка в целом, всегда служило своеобразной формой отражения истории, быта, художественного мировоззрения и творческих импульсов народа. В связи с этим, искусство игры на балалайке можно отнести к одному из важных элементов национальной музыкальной культуры.

Несмотря на то, что методика обучения игре на балалайке имеет достаточно давние традиции, до настоящего времени она продолжает развиваться в русле эмпирических установок. В научной и учебно-методической литературе отсутствуют аргументированные теоретические обобщения относительно содержания и организации учебно-воспитательного процесса; в должной степени не изучены специфические особенности педагогики в сфере исполнительства на балалайке, не исследованы существовавшие и существующие музыкально-педагогические школы, не показаны современные тенденции и перспективы развития обучения игре на этом инструменте, не выявлены методические аспекты обучения.

Неразработанность фундаментальных основ для осуществления целостного учебно-воспитательного процесса в классе балалайки негативно отражается на результатах современной музыкально-педагогической деятельности - как в сфере народно-инструментального исполнительства вообще, так и в области обучения игре на данном инструменте.

Цель настоящего исследования - выявить теоретические и методические основы обучения игре на балалайке, их генезис, тенденции развития и совершенствования; проанализировать внутренние соотношения, соподчи-

нённость и взаимосвязь основных компонентов учебно-воспитательного процесса в классе балалайки на современном этапе.

Объект исследования - учебно-воспитательный и образовательный процесс в области обучения народно-инструментальному исполнительству.

Предмет исследования - теоретические и методические аспекты обучения игре на балалайке, являющейся одним из наиболее распространенных и популярных народных инструментов в России.

Объект, предмет и цели диссертационного исследования определили круг следующих задач:

исследовать феномен искусства игры на балалайке и вывести на уровень научно аргументированных теоретических обоснований и обобщений комплекс вопросов, связанных с обучением игре на этом музыкальном инструменте;

выявить генетические истоки и предысторию методики обучения игре на балалайке; проследить преемственность форм и методов учебной работы в процессе эволюции искусства игры на струнных народных инструментах;

исследовать процесс становления и развития системы профессионального музыкального образования в сфере народно-исполнительского искусства; раскрыть основные приёмы и способы обучения, присущие академическому направлению в этом виде искусства;

определить путем сравнительно-сопоставительного анализа характерные черты и особенности ведущих школ и направлений, связанных с обучением игре на балалайке;

проанализировать существующую на сегодняшний день нотную и учебно-методическую литературу для балалайки и определить степень её пригодности для профессиональной подготовки специалистов соответствующего профиля;

теоретически разработать и экспериментально проверить модель «до-нотного» (наглядно-иллюстративного) обучения игре на балалайке; выработать соответствующие методические рекомендации для преподавателей дет-

ских музыкальных школ и школ искусств; внедрить материалы исследования в учебно-образовательный процесс музыкальных учебных заведений различного вида и типа.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

1. Обучение игре на балалайке должно органично сочетать опору на
характерные особенности российского национального музицирования, тра
диционные приемы и способы обучения, и новейшие музыкально-педагоги
ческие разработки, получившие апробацию в классах других музыкальных
инструментов. Значительно более существенное место в профессиональном
обучении исполнителей на балалайке должны занимать музыкально-теорети
ческие дисциплины и предметы психолого-педагогического цикла, ориенти
рованные на интенсификацию музыкально-интеллектуальных процессов у
обучающихся.

Органичность синтеза, о котором идет речь, сбалансированность основных компонентов, входящих в него, является первоочередным по своей значимости условием, обеспечивающим успешное решение задач, поставленных в настоящем исследовании.

2. Современные методы обучения игре на народных музыкальных ин
струментах (балалайке, домре, гуслях и др.) обретают высокую эффектив
ность лишь будучи представленными в виде иерархии: а) универсальные ме
тоды, синтезирующие характерные черты и свойства педагогических мето
дов, релевантных природе и особенностям преподавания музыкально-испол
нительских дисциплин; б) адаптированные методы, т.е. методы, которые дос
таточно широко и успешно используются в различных музыкально-
исполнительских классах и могут, при соответствующей коррекции, быть
взяты на вооружение педагогами, ведущими занятия в классах обучения игре
на балалайке; в) специфические методы, выработанные применительно к
особым условиям и требованиям исполнительства на балалайке, детермини
рованные природой и индивидуальными свойствами данного музыкального
инструмента.

  1. Принципиально важным в ходе профессиональной подготовки исполнителей на русских народных музыкальных инструментах, включая балалайку, является составление учебно-педагогического репертуара. Наряду с использованием образцов национального музыкального фольклора, преподавателю необходимо опираться в работе с учащимся на транскрипции (переложения) таких произведений мирового музыкального репертуара, художественная образность, природа и характер которых соответствуют специфике балалайки, её выразительно-техническим возможностям. Наибольшие позитивные результаты в обучении могут быть достигнуты в тех случаях, когда сами преподаватели осуществляют указанную работу, создавая транскрипции, соответствующие профессионально-техническим возможностям и вкусовым запросам учеников.

  1. На начальной стадии обучения игре на балалайке первоочередное внимание преподавателя должно быть направлено на выработку основополагающих умений и навыков, в частности, навыков звукоизвлечения, правильного подбора аппликатуры при разучивании нового музыкального материала, умения определяться при отборе и использовании штрихов, динамических оттенков и др.

Вместе с тем, решение «технологических» задач не должно заслонять от педагога основного и главного - формирования у учащихся стойкого интереса к народно-музыкальному искусству, к игре на таком самобытном и богатом по своим возможностям инструменте как балалайка.

В работе над диссертацией использовалось комплексное сочетание эмпирических и теоретических методов исследования. Среди первых должны быть отмечены: изучение и обобщение ранее накопленного и современного музыкально-исполнительского и педагогического опыта, обобщение личного профессионального опыта автора диссертации, педагогические наблюдения, собеседования, анкетирование и интервьюирование, обучающий педагогический эксперимент.

Теоретические методы исследования реализовались при изучении психолого-педагогической литературы, трудов по музыкознанию, а также учебно-методической литературы для балалайки и других народных музыкальных инструментов. Следует отметить также метод моделирования (на теоретическом и практическом уровнях) процесса «донотного» обучения игре на балалайке (начальный этап).

Первостепенное значение в контексте настоящего исследования приобретает этнопедагогическии подход, тесно связанный с культурологическим подходом, поскольку педагогика в области игры на балалайке рассматривается автором диссертации как уникальное специфическое проявление традиций отечественной музыкальной культуры.

Материалом аналитических разделов работы послужили программы курсов обучения игре на балалайке дореволюционного периода, а также созданные позднее учебно-методические пособия по обучению игре на балалайке (А. С. Илюхин, 1961; Н. И. Лукавихин, 1963; А. Б. Шалов, 1970 и др.), в том числе Школы игры на балалайке (А. С. Илюхин, 1947; П. И. Нечепорен-ко, В. И. Мельников 1988 и др.), Хрестоматии педагогического репертуара (сост. В. Д. Глейхман, 1999; сост. В. Е. Зажигин, С. Е. Щегловитов, 1999; сост. В. М. Щербак, 1996 и др.).

Методологическую основу исследования составили:

- концепции национально-ориентированного обучения, освещающие
ключевые положения этнопедагогики, раскрывающие основы национально-
региональной и этнической культуры, поднимающие вопросы поликультур
ного образования и духовного сплочения людей (С. А. Арутюнов, В. К. Ба-
цин, Г. Н. Волков, М. Н. Кузьмин, В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко, К. Д.
Ушинский и др.);

- универсальные теоретические концепции в области содержания и ор
ганизации учебно-воспитательного процесса, утвердившиеся в отечествен
ной системе образования (Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, П. И. Пидкаси-
стый, И. П. Подласый, В. А. Ситаров, М. Н. Скаткин, В. А. Сластёнин и др.);

музыкально-педагогические подходы, отражающие основные направления теоретической и практической деятельности ряда ведущих российских специалистов в области музыки (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчаж-никова, А. С. Базиков, Б. Д. Критский, А. В. Малинковская, А. Н. Малюков, Т. Г. Мариупольская, Г. П. Стулова, Л. Г. Сухова, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.);

методические положения, выработанные в рамках других исполнительских специальностей и отражающие взгляды ведущих российских и зарубежных педагогов-музыкантов на комплексное развитие обучающихся (А. Д. Алексеев, А. Д. Артоболевская, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг и др.);

традиционные подходы ведущих представителей искусства игры на балалайке, освещающие вопросы формирования и развития исполнительского аппарата, совершенствования технологии звукоизвлечения (Ш. С. Амиров, В. Д. Глейхман, А. А. Горбачёв, А. С. Данилов, В. Е. Зажигин, А. С. Илюхин, И. В. Иншаков, П. И. Нечепоренко, А. Б. Шалов и др.);

фундаментальные исследования истории исполнительства на народных инструментах, рассматривающие эволюцию народно-инструментального жанра, возникновение методики обучения и становление системы профессионального образования в данной сфере (В. А. Аверин, В. И. Акулович, Л. Г. Бендерский, Д. И. Варламов, В. Р. Завьялов, М. И. Имханицкий, С. И. Ку-либаба, Е. И. Максимов, А. И. Пересада, Г. Н. Преображенский и др.);

теоретические и методологические положения специалистов, освещающие проблемы изучения русской инструментальной музыки фольклорной традиции, вопросы её происхождения, эволюции, стилистики (А. А. Банин, И. Беллерман, К. А. Вертков, В. А. Вольфович, В. К. Галахов, И. Георги, М. Гутри, А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева, А. С. Кошелев, И. В. Мациевский, А. С. Фаминцин, Я. Штелин и др.).

Теоретическая и историческая достоверность исследования обусловлена: опорой на фундаментальные теоретические положения общей и музыкальной педагогики; изучением истории, теории, практики народно-

инструментального искусства различных исполнительских специализаций; использованием комплекса методов эмпирического и логико-теоретического уровня; исследованием исторических документальных данных1; свидетельст-вованиями непосредственных участников становления и развития системы музыкального образования в сфере исполнительства на балалайке, зафиксированными автором исследования в личных беседах с выдающимися представителями этого жанра.

На защиту выносятся следующие положения;

  1. В контексте социокультурных метаморфоз, произошедших в последнее время в России, заметно возрос интерес к национальной музыкальной культуре. Обучение исполнительству на народных инструментах, в частности на балалайке, может рассматриваться как важный фактор духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, ориентируя молодёжь на дальнейшее развитие и пропаганду отечественных культурных традиций.

  2. Бытующий взгляд на методику обучения игре на балалайке как на самодостаточную в её специфике тормозит дальнейшее развитие теории и практики исполнительства на этом музыкальном инструменте, негативно отражается на качестве обучения. Актуальной задачей современного этапа является разработка интегративной методики, которая, опираясь на универсальные музыкально-педагогические принципы, учитывая опыт обучения на других музыкальных инструментах, обеспечила бы максимальную эффективность учебно-воспитательной работы в классе балалайки.

  3. Методы обучения, выработанные в недрах традиционной народной музыкальной культуры, такие как игра «по слуху», «с рук», «по памяти» и другие, в современных условиях не утратили своей педагогической актуальности и могут быть использованы в процессе начального обучения игре на балалайке (имеется в виду так называемый «донотный» период). Вместе с

1 См.: В. В. Андреев. Материалы и документы / Ред.-сост. Б. Б. Грановский. - М.: Музыка, 1986. В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888 - 1917 годы) / Ред.-сост. А. В. Тихонов. - Спб.: Союз художников, 2002.

тем, целостная методологическая структура обучения должна представлять собой органичное единство трех «составляющих»: а) универсальных методов, б) адаптированных методов, в) специфических методов (подробнее о них говорится в I главе диссертации).

4. Педагогический репертуар балалаечника должен включать в себя различные виды и жанры музыкальной литературы. Для формирования профессионального музыкального мышления, расширения художественного кругозора, пополнения багажа знаний в ходе работы с учащимися следует использовать - наряду с фольклорными мелодиями и оригинальными произведениями для балалайки - транскрипции лучших образцов мировой музыкальной литературы, соответствующих по своей стилистике и природе выразительным возможностям данного инструмента.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации выявлена, апробирована и подвергнута комплексному теоретико-методологическому анализу совокупность принципов и способов обучения игре на балалайке. Осуществлён ретроспективный анализ соответствующей методики, исследованы её генетические корни; рассмотрен с позиций сегодняшнего дня процесс становления профессионального воспитания и образования в данной сфере музыкального исполнительства и педагогики. Исследована преподавательская деятельность выдающихся представителей искусства игры на балалайке; выявлены доминирующие тенденции, характерные для современного состояния дел в области обучения игре на русских народных музыкальных инструментах.

Практическая значимость. В процессе исследования разработаны и экспериментально проверены конкретные методические рекомендации, адресованные преподавателям-практикам, ведущим занятия в классах народных инструментов детских музыкальных школ, школ искусств и других учебных заведений. Доказана целесообразность использования в современной практике обучения ряда приемов и методов, отработанных в настоящем исследовании и повышающих эффективность занятий в соответствующих музыкально-

исполнительских классах. Обоснована педагогическая актуальность синтеза методов, откристаллизовавшихся в русле традиций российской музыкальной этнопедагогики, с одной стороны, - и, с другой стороны - методов, утвердившихся сегодня в передовой музыкально-педагогической практике, в деятельности современных специалистов различного музыкально-педагогического профиля.

Материалы работы могут использоваться в рамках лекционных курсов и на практических занятиях по дисциплинам «Методика обучения игре на народных инструментах», «Изучение репертуара детских музыкальных школ (балалайка)», «Педагогическая практика (балалайка)», «История исполнительства на народных инструментах» в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования.

Апробация исследования проводилась: а) на кафедре народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова; б) в ходе методических заседаний секции струнно-щипковых инструментов Методического кабинета Рязанского областного института развития образования; в) на семинарах-практикумах для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Рязанской области.

Общие концептуальные положения диссертации апробировались в ходе многолетней педагогической работы автора с учащимися Музыкальной школы-лицея № 2 г. Рязани, а также в процессе чтения лекционных (научно-практических) курсов, разработанных автором исследования. Материалы диссертации входят составной частью в лекционные и семинарские занятия по «Теории и методике преподавания специального инструмента» в Рязанском заочном институте Московского государственного университета культуры и искусства.

Отдельные положения диссертации были изложены в учебно-методических пособиях и предоставлены в виде тезисов, устных докладов на региональных научно-практических конференциях (Рязань, 1998; Махачкала,

2005), на международных научно-практических конференциях (Тамбов, 2005, 2006; Москва 2006), заочных электронных конференциях РАЕ (октябрь, декабрь 2005). Проблематика исследования отражена в публикациях:

  1. Медведева Л., Семизаров Е. Проблемы совершенствования методики обучения игре на русских народных инструментах // Исторические, социально-экономические и педагогические проблемы культуры: Материалы регион, науч.-практ. конф. - Рязань, 1998. -С. 105-107.

  2. Медведева Л. Фольклорная традиция бытования балалайки конца XVII -XIX веков // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тез. междунар. науч.- практ. конф. - Тамбов, 2005. - С. 106-107.

  3. Медведева Л. К истории формирования системы музыкального образования в сфере балалаечного исполнительства // Современные проблемы народного музыкального исполнительства (история, теория, методика): Материалы всерос. науч.-практ. конф. - Махачкала, 2005. - С. 31-34.

  4. Медведева Л. Генезис балалаечного искусства в контексте академического исполнительства // Современные наукоёмкие технологии. 2005. №9. - С. 95-97.

  5. Медведева Л. О классификации методов, используемых в процессе обучения игре на балалайке // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тез. II междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2006. - С. 117-119.

  6. Медведева Л. Отражение традиций национальной культуры в современной балалаечной педагогике начального периода обучения // Фундаментальные исследования. 2006. № 2. - С. 58-59.

  7. Медведева Л. Балалаечная педагогика в вопросах и ответах. Беседы с ведущими музыкантами-педагогами и мастерами искусства игры на балалайке. -Тамбов, 2006.-53 с.

  8. Медведева Л. Основы методики начального обучения игре на балалайке: учебно-методическое пособие для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. - Тамбов, 2006. - 63 с.

9. Медведева Л. Искусство игры на балалайке в контексте профессионального музыкального образования // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4 (44). - С. 533-541.

Фольклорная традиция исполнительства на балалайке. Балалайка в системе первичного музыкального образования

Исполнительство на народных музыкальных инструментах, в том числе на балалайке, являясь одним из значимых элементов художественной этнической культуры, издревле сопровождало быт и досуг восточных славян. За прошедшие столетия, в связи с трансформацией музыкального мышления, возросшими требованиями к качеству звукового интонирования, кристаллизацией исполнительской техники, претерпела значительные изменения конструкция инструмента, расширилась сфера его распространения, в результате чего заметно повысился социальный статус искусства игры на балалайке.

Наряду с профессиональным академическим исполнительством на балалайке продолжает функционировать и традиционное народное музицирование. Оба этих направления, взаимно влияя в той или иной степени друг на друга, развиваются вполне самостоятельно, поскольку каждое из них служит своеобразной формой удовлетворения эстетических и духовных потребностей человека. Фольклорная исполнительская традиция и сегодня востребована в качестве прикладного, бытового музицирования.

В процессе эволюции искусство игры на балалайке накопило немалый опыт в исполнительстве и, соответственно, в методике обучения, который в современных условиях требует научного осмысления. До настоящего времени каких бы то ни было обобщающих работ по данной проблематике не существует, а между тем это значительный пробел в динамично развивающейся балалаечной педагогике. Вместе с тем, следует отметить наличие достаточного количества работ, исследующих инструмент с позиции органологии и исполнительства, раскрывающих условия формирования и развития исполнительской культуры, как сольного, так и коллективного музицирования.1

Накопление педагогического опыта, в процессе которого формировались и закреплялись нормативные формы методической организации обучения игре на балалайке, протекало в данной сфере главным образом на эмпирическом уровне, вне строго продуманной системы. Безусловно, обозначенная проблема имеет глубокие исторические корни и непосредственно связана с условиями бытования и эволюцией инструмента. В соответствии с изложенным, одна из задач настоящего исследования - выявить генетические истоки и предысторию методики обучения игре на балалайке, рассмотреть в ходе ретроспективного анализа ранние формы и методы обучения, причины и условия возникновения тех или иных приёмов звукоизвлечения, их дальнейшее усовершенствование.

Говорить о факте существования в период конца XVII - XIX в.в. мето-дики обучения игре на балалайке в современной интерпретации данного понятия, разумеется, нельзя. Известно, что методика, как частная дидактика, изучает принципы организации и планирования учебного процесса, включающего в себя базовую теоретическую и практическую подготовку учащихся, с целью применения её основных положений в педагогической деятельности. В бесписьменной традиции тщательно спланированного и систематизированного учебно-воспитательного процесса, построенного на профессиональном уровне, быть не могло. Для возникновения методики необходимы соответствующие условия.

В балалаечном исполнительстве, впрочем, как и в любом другом, это стало возможно исключительно после унификации и последующей хромати-зации инструмента, что позволило развиваться данному виду искусства в См. работы В.А. Аверина, А.А. Банина, K.A. Верткова, B.K. Галахова, М.И. Имханицкого, А.С. Кошелева, А.И. Пересады, Ф.В. Соколова, А.С. Фаминцына и др. рамках нотной общеевропейской академической традиции . Совокупность этих факторов привела не только к серийному производству балалаек, но и положила начало становлению учебного процесса как такового (М.И. Имха-ницкий). Однако на данной стадии педагогического исследования нас интересует фольклорный этап бытования инструмента. О развитии методики обучения игре на балалайке в контексте профессионального музыкального образования речь пойдет в последующем параграфе диссертации.

Педагогические наблюдения за процессом обучения

В процессе экспериментальной работы проверялись основные теоретические положения и методические рекомендации, содержащиеся в настоящей диссертации. Работа проходила с 1990 года по 2005 год в Музыкальной школе-лицее № 2 города Рязани (1990 - 2004) и Рязанском заочном институте (ф) Московского государственного университета культуры и искусства (2005). Объектом (испытуемыми) были учащиеся младших (5-9 лет) и средних (10 - 12 лет) классов Музыкальной школы-лицея, и студенты 1 курса университета культуры и искусства в возрастной категории 19-20 лет.

В ходе опытно-экспериментального исследования использовались следующие виды и формы работы: а) педагогические наблюдения; б) педагогические собеседования, интервьюирования и анкетирование; в) педагогический эксперимент. Проверялись следующие положения:

1. Интегративный характер методики обучения игре на балалайке -обязательное условие всестороннего музыкально-творческого развития исполнителя-балалаечника.

2. Традиционные методы обучения, выработанные в недрах музыкальной этнопедагогики, актуальны и в условиях современного учебно-воспитательного процесса.

3. Использование в учебном репертуаре транскрипций (переложений) лучших образцов музыкальной классики - необходимый компонент полноценного художественно-музыкального развития балалаечника.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: I. Предварительный анализ реальных условий организации учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения; изучение массовой педагогической практики; анализ состояния проблемы в научной литературе; разработка методики исследования; проектирование модели «донотного» периода обучения, максимально обеспечивающей его эффективность (1990 -1992).

П. Собственно экспериментальная работа, осуществляемая по трём направлениям: педагогические наблюдения, педагогические собеседования, интервьюирования и анкетирование, педагогический эксперимент (1992 -2005).

III. Подведение итогов эксперимента, интерпретация полученных фактов, оформление выводов и практических рекомендаций (2005 - 2006).

В ходе эксперимента проверялось положение о необходимости преодоления узко специальной направленности в обучении игре на балалайке и построения методики на основе интеграции универсальных принципов общей и музыкальной педагогики, традиционных специфических методов обучения исполнительству и адаптированного к конкретному инструменту опыта других музыкально-исполнительских классов. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что:

а) традиционные методы обучения (древнейшие приёмы и способы эт нопедагогики) не исчерпали свой потенциал и могут активно использоваться в современной учебной практике;

б) в педагогическом репертуаре наряду с оригинальными сочинениями и обработками фольклорных мелодий важным компонентом всестороннего художественно-музыкального развития учащегося являются транскрипции (переложения) шедевров мировой музыкальной классики.

Обозначенные положения были апробированы на практике и доказаны результатами осуществлённых педагогических наблюдений, собеседований, интервьюирования и анкетирования. В интервьюировании, в частности, представлены мнения выдающихся исполнителей на балалайке - ведущих педагогов музыкальных образовательных учреждений. Поскольку, согласно полученным данным, для большинства респондентов наибольший интерес представляет начальный период обучения, усилия педагога-исследователя были сконцентрированы, главным образом, на данном этапе музыкального воспитания.

В ходе экспериментального исследования получили отражение методические наработки, используемые в педагогической практике коллегами автора исследования. Был проанализирован методический опыт не только преподавателей по классу балалайки, но и других народных инструментов (домра, баян, аккордеон). Подобные методы и приёмы обучения применялись педагогами в аналогичных ситуациях и со сходным контингентом учащихся (имеется в виду возраст, уровень музыкальных способностей, степень исполнительской подготовки и музыкального мышления).

Педагогические собеседования и анкетирование

В процессе педагогических собеседований, интервьюирования и анкетирования приняло участие большое количество респондентов от преподавателей сельских музыкальных школ до ведущих педагогов музыкальных вузов - выдающихся представителей искусства игры на балалайке. В ходе этой работы затрагивались и освещались наиболее актуальные вопросы методики преподавания и организации современного учебно-воспитательного процесса в рамках проблематики настоящего исследования.

Беседа с преподавателем Г.Л.

Л.М.: Насколько целесообразным представляется Вам научное обоснование теоретических основ методики обучения игре на народных инструментах?

Г.Л.: Более 100 лет формировалась и шлифовалась методика обучения игре на народных инструментах. Сегодня искусство игры на балалайке находится на высоком профессионально-исполнительском уровне. В связи с этим, обобщение методического опыта и исполнительских традиций на балалайке представляется целесообразным и своевременным.

Л.М.: Как соотносятся между собой методы обучения, используемые в Вашей педагогической деятельности? Каким методам обучения Вы отдаёте предпочтение?

Г.Л.: На мой взгляд, сегодня в равной степени востребованы проверенные временем традиционные приёмы обучения и методы академической школы.

В своей педагогической практике я использую их разнообразные сочетания. Историческая память в сфере фольклорной национальной культуры является фундаментальной базой, своеобразным банком данных музыкальной этнопе-дагогики, позволяющим сохранять и передавать из поколения в поколение национальную самобытность народно-инструментального жанра. Однако не следует забывать, что история музыкальной культуры представляет собой целостный процесс, в котором обучение игре на русских народных инструментах развивается в русле определённых стандартов обучения, т.е. в традициях академического инструментального исполнительства. Л.М.: Удаётся ли Вам следовать принципу междисциплинарной интеграции или Вы занимаетесь обучением лишь специфическим навыкам исполнительской технологии?

Г.Л.: Разумеется, обучение только ремеслу вряд ли приведет к желаемым результатам. Проблема межпредметных связей существует давно и сегодня она особенно актуальна. Попытки создать систему комплексного обучения, как правило, носили временный, локальный характер. К сожалению, на уровне государственных образовательных программ принцип междисциплинарной интеграции так и не получил должного развития.

Л.М.: Считаете ли Вы необходимым включать в репертуар учащихся транскрипции образцов классической музыки? Какую цель Вы при этом преследуете?

Г.Л.: В учебной практике переложения и транскрипции используют в репертуаре для всех инструментов. Музыкально-информационное поле учащегося, как правило, определяется содержательностью репертуара. В этом я вижу главную цель использования в учебном репертуаре сочинений академической направленности разных эпох и стилей. Они представляют собой, бесспорно, образцовый учебно-музыкальный материал.

Л.М.: Ощущаете ли Вы дефицит учебно-методической литературы, направленной на развитие творческих способностей учащегося? Г.Л.: Безусловно. С ростом исполнительского уровня в народно-инструментальном искусстве (в том числе исполнительстве на балалайке) возросли требования к содержанию учебно-методической литературы. С развитием новых технологий необходим другой подход, иначе говоря, новый взгляд на формирование учебно-методической базы.

Похожие диссертации на Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах