Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Внеаудиторная самостоятельная работа в структуре обучения музыкальному исполнительству : в контексте подготовки студентов педвузов Нищетова, Светлана Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нищетова, Светлана Ивановна. Внеаудиторная самостоятельная работа в структуре обучения музыкальному исполнительству : в контексте подготовки студентов педвузов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Нищетова Светлана Ивановна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2012.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/730

Введение к работе

І. Актуальность исследования.

Анализ массовой практики музыкально-исполнительского обучения показывает, что учащиеся-инструменталисты далеко не всегда владеют умениями и навыками самостоятельной работы, протекающей без непосредственного руководства педагогом (форма учебной работы, которая в музыкально-педагогическом «быту» именуется «домашней работой»). Именно в рамках такой работы, согласно специфике музыкально-исполнительского обучения, происходит практическое освоение музыкального материала в соответствии с указаниями преподавателя.

Однако, если в школьной практике термин «домашняя работа» вполне уместен, то в условиях вузовского обучения он не в полной мере отражает его специфику, ибо становится одной из форм учебной работы, выполняемой студентом, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно в ходе аудиторных либо внеаудиторных занятий. Это обстоятельство потребовало введения в музыкально-педагогический обиход термина «внеаудиторная самостоятельная работа», который в большей степени отражает её смысл.

Термин «внеаудиторная самостоятельная работа», подразумевающий познавательную деятельность студента без непосредственного участия преподавателя, но при его «незримом руководстве», стал проникать в научно-педагогические исследования сравнительно недавно. В музыкальной педагогике подобная терминология ещё не нашла своего применения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является мощным, но далеко не всегда используемым в полной мере резервом повышения эффективности музыкально-исполнительской подготовки. Оптимальное использование этого резерва лежит не только и не столько в увеличении времени домашних занятий студентов, сколько в научно и методически организованной системе этих занятий. Возникает проблема: можно ли, а если можно, то каким образом «вооружить» учащегося приёмами, способами, методами, алгоритмами, технологией внеаудиторной самостоятельной работы? Необходимость решения данной проблемы свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.

Вопросы самостоятельной работы учащихся разрабатывали в своих трудах Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Г. Спенсер, Р. Оуэн, Ф. Дистервег, Э. Кей, Ф. Гансберг, М. Монтессори, Е. Паркхерст, Г. Гаудиг, И. Кант, М.В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л.В. Толстой, Д.И. Тихомиров, П.Ф. Каптерев, Р. Зейдель, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский.

Проблему организации самостоятельной работы музыкантов-исполнителей затрагивали такие выдающиеся музыканты и педагоги, как М.Н. Курбатов, А.И. Дюбюк, Й.К. Гофман, А.Д. Алексеев, Л.А.

Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Н.К. Метнер, ЯМ. Мильштейн, М.Н. Баринова, Б.Л. Кременштейн, Г.М. Коган, СЕ. Фейнберг, СИ. Савшинский, Н.Е. Перельман, Т.М. Уралова, А.П. Щапов, Г.М. Цыпин и др.

Организации музыкально-инструментальной подготовки студентов в педвузе посвящены исследования Л.Г. Лобовой, М.В. Чегодаевой, Г.М. Салдаевой, В.А. Малунцевой, СВ. Протасовой, В.М. Цалиева и др.

Проблема оптимизации домашних занятий учащихся-музыкантов послужила предметом научных исследований О.В. Ощепковой (1993), П.А. Хазанова(1996).

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка педагогической модели оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе музыкально-исполнительской подготовки.

Объект исследования — процесс инструментальной подготовки студентов педвуза.

Предмет исследования - внеаудиторная самостоятельная работа в структуре музыкально-исполнительского обучения.

Задачи исследования:

  1. Определить с позиций современной дидактики сущность и содержание понятия «внеаудиторная самостоятельная работа»;

  2. Выявить психолого-педагогические условия организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся музыкально-исполнительских классов.

  3. Разработать педагогическую модель внеаудиторной самостоятельной работы учащихся-музыкантов.

  4. Проверить эффективность педагогической модели в ходе опытно-экспериментального исследования.

Гипотеза исследования:

Эффективность музыкально-исполнительской подготовки студентов педвузов может быть существенно повышена за счет оптимизации их внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР), сутью которой является:

  1. Опора на систему форм обучения, в которой внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) выступает в качестве важного структурного элемента, функционирующего в единстве с другими элементами системы (аудиторная работа под руководством педагога (АРП), аудиторная самостоятельная работа (АСР), внеаудиторная работа под руководством педагога (ВРП);

  2. Бифуркация содержания дисциплины «Основной музыкальный инструмент» на две составляющие, осваиваемые под руководством педагога или без его непосредственного участия в соответствии со спецификой названных выше форм обучения1;

1 Под содержанием данной дисциплины подразумевается не осваиваемый репертуар, а когнитивный, практический, творческий и ценностный компоненты содержания, постигаемые в процессе освоения этого репертуара

  1. Дифференциация методов обучения в соответствии со спецификой компонентов содержания дисциплины, подлежащих освоению в рамках адекватных им форм обучения;

  2. Создание психолого-педагогических условий эффективной реализации внеаудиторной самостоятельной работы: а) формирование активного отношения к учебной деятельности, б) выработка и постановка осознанных целей деятельности, в) воспитание самостоятельности учащихся.

Методологическую основу исследования составили'.

= теория саморегуляции деятельности (И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин, В.И. Степанский, И.С. Морозова),

= субъектный подход к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.В. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А. А. Смирнов, К.А. Абдульханова-Славская, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Д. А. Ошанин и др.),

= дидактические основы формирования познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);

= идеи и принципы организации внеурочной деятельности учащихся (Ч. Куписевич, А. Голуб, В. Оконь, И.В. Подласый, В.А. Сластенин),

= теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В. Оконь, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Хуторской и др.),

= научно-педагогические и практические подходы к оптимизации самостоятельной работы в вузе (СИ. Архангельский, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый, В.Я. Ляудис, И.Э. Унт, А.В. Усова, Е.Я. Голант, О.А. Нильсон, Б.П. Есипов, Е.В. Ермолович, О.В. Кравченко, Л.А. Осипова).

= концепция личностно-ориентированного обучения (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская);

Методы исследования:

= теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание),

= мониторинг эволюции педагогических взглядов на внеаудиторную самостоятельную работу в теории и практике общего и музыкального образования,

= различные виды и формы эмпирической работы (педагогические наблюдения, анкетирование, формирующий эксперимент).

Научная новизна исследования. Обобщены взгляды выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов на внеаудиторную самостоятельную работу учащихся; раскрыты принципы и психолого-педагогические условия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов музыкального факультета педвуза; определены

основные компоненты содержания дисциплины «основной музыкальный инструмент», формы и методы внеаудиторной самостоятельной работы студентов музыкально-исполнительских классов.

Теоретическая значимость исследования. Конкретизировано основное понятие данного исследования: «внеаудиторная самостоятельная работа»; обобщены цели, функции и виды внеаудиторной самостоятельной работы учащихся, раскрыта психологическая основа организации внеаудиторной самостоятельной работы, теоретически обоснована педагогическая модель оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся музыкально-исполнительских классов, определены параметры и методы диагностики уровня организации внеаудиторной самостоятельной работы учащихся музыкально-исполнительских классов.

Практическое значение исследования. Разработанная

педагогическая модель оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы (в рамках музыкально-исполнительской подготовки) может быть внедрена в практику работы со студентами музыкально-исполнительских классов не только педагогических вузов, но и иных музыкально-образовательных учреждений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых направлений оптимизации музыкально-исполнительской подготовки.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Среди форм обучения музыкальному исполнительству особое место занимает внеаудиторная самостоятельная работа, поскольку именно в рамках этой формы происходит выработка и практическое закрепление профессиональных навыков, являющихся основой музыкально-исполнительской деятельности. Вместе с тем, эффективность данной формы обучения напрямую зависит от форм обучения под руководством педагога, ибо педагог является главным источником художественно-эстетической и технологической информации, обеспечивающий успешное функционирование форм самостоятельной работы.

  2. Технология внеаудиторной самостоятельной работы предусматривает возможность и необходимость постановки учебных проблем и нахождения путей их решения студентом под «незримым руководством» педагога. Подобное руководство предусматривает проектирование педагогом самостоятельной работы студента на определенный период с учетом бифуркации содержания дисциплины, дифференциации методов учебной работы в соответствии с индивидуально-личностными особенностями студентов.

  3. Бифуркация содержания учебной дисциплины подразумевает «разветвление» осваиваемого содержания на два направления: а) под непосредственным руководством педагога и б) без его участия. Исходя из четырёхэлементной структуры содержания социального опыта и его педагогически адаптированной модели в содержании изучаемой

дисциплины, основными компонентами этого содержания являются когнитивный, практический, творческий и ценностный. Доля каждого из них в той или иной форме учебной работы различна и зависит от специфических особенностей АПР, АСР, ВПР и ВСР.

  1. Необходимым условием оптимизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов является дифференциация методов обучения согласно формам обучения и бифуркации компонентов содержания дисциплины. Для таких форм обучения как аудиторная работа под руководством педагога (АРП), аудиторная самостоятельная работа (АСР), внеаудиторная работа под руководством педагога (ВРП) наиболее адекватными являются словесные, наглядные и проблемные методы; для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) в большей степени приемлемы методы репродуктивные и частично-поисковые.

  2. Оптимизация внеаудиторной самостоятельной работы студентов-инструменталистов невозможна без формирования у них активного отношение к учебе, основанного на положительной мотивации, выработке и постановке осознанных целей деятельности, воспитании самостоятельности как качества личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикации материалов по теме исследования, в ходе выступлений с докладами на научно-практических конференциях, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами музыкального факультета МПГУ, в ходе обсуждений работы на кафедре музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на авторитетные труды отечественных дидактов, психологов, педагогов-музыкантов; адекватностью методологии исследования его проблематике; оптимальным сочетанием теоретических и опытно-экспериментальных аспектов работы; проверкой основных положений и выводов исследования в ходе педагогического наблюдения, анкетирования и других методов эмпирического уровня.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось
на базе музыкального факультета государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Московский
педагогический государственный университет». Опытно-

экспериментальная работа осуществлялась поэтапно с 2008 по 2011 гг. На всех этапах исследования было задействовано более 40 учащихся.

Похожие диссертации на Внеаудиторная самостоятельная работа в структуре обучения музыкальному исполнительству : в контексте подготовки студентов педвузов