Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Мурадисова Зульфия Фаридовна

Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана
<
Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурадисова Зульфия Фаридовна. Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 238 с. РГБ ОД, 61:06-13/1247

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ ДАГЕСТАНА

1.1. Сущность и особенности семейных обычаев и традиций 15

1.2. Семейные обычаи и традиции как эффективное средство воспитания детей в духе гуманизма 36

1.3. Семейные обычаи и традиции и их функции в подготовке активных граждан общества 62

1.4. Сущность и содержание основных принципов использования семейных обычаев и традиций в воспитании подростков 79

Выводы по первой главе 94

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДРОСТКОВ 99

2.1. Специфика деятельности социального педагога в условиях полиэтнического социума '. 99

2.2 Условия внедрения семейных обычаев и традиций в практикунравственно-этического воспитания школьников 126

2.3. Педагогические технологии, используемые социальным педагогом в работе с семьей 141

2.4. Воспитание духовной личности подростка в процессе взаимодействия школы, семьи и религиозных институтов республики Дагестан 163

Выводы по второй главе 196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 199

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-политические и экономические перемены в обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и согласия в поликультурной России. В настоящее время развитие общества характеризуется поиском многими россиянами своей культурной идентичности, сопровождающимися подчас болезненными «пробами и ошибками», конфликтами, отсутствием толерантности и уважения друг к другу.

Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Нельзя не придавать должного значения тому, что в многонациональном и конфессиональном обществе воспитание школьников на многовековых традициях есть наиболее надежное противодействие разрушительным силам национализма. При всем том проблема использования духовно-нравственного потенциала семейных народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена далеко не полностью.

Объективные условия существования общества требуют не только признания важной роли школы как социокультурного аккумулирующего центра, но и все более эффективного ее взаимодействия с другими социальными институтами в деле поликультурного воспитания учащихся на народных традициях и обычаях.

На опыт народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги В.А. Сухомлинский, Н.А. Кон

стантинов, Ф.Ф. Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева. Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н. Волкова - автора целого ряда работ, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагоги-ка».

Большую работу по исследованию традиций дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах современной жизни проделали

известные дагестанские ученые А.К. Алиев, С.Ш. Гаджиева, З.Т. Га-санов, У.Б. Далгат, М.А. Дибиров, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли местные ученые педагоги СМ. Омаров, Ш.А. Мирзоев, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.Г. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

Повышение уровня фундаментализации профессионального образования требует обеспечить подготовку школьных социальных педагогов, включая в него новые социально-ориентированные специализации с учетом регионально-национального компонента. Анализ исследования показал, что учет социальным педагогом национальных особенностей семьи практически отсутствует, хотя имеющиеся данные различных наук дают возможность его разработать и реализовать. Содержание подготовки социальных педагогов на современном этапе, ее научное, методическое, правовое обеспечение, а также координация социальных служб в республике Дагестан находится лишь на стадии формирования. Изучение социальными педагогами этнокультурных проблем, призванных выявить становление и развитие традиционной дагестанской семьи, использование семейных традиций и обычаев, приобретают в свете сказанного особенно актуальное значение.

Изучение учебных планов социальных педагогов свидетельствует о некоторой всеобщности, универсальности подготовки будущих специали

стов. Данный тезис поддерживает ряд исследователей (Ахмерова Н.М., Илларионова Л.П., Ковальчук М.А., Мардахаев Л.В., Сластенин В.А. и др.), которые отмечают, что главный недостаток данных учебных планов в том, что существует опасность подготовки специалистов, весьма компетентных в вопросах анализа человеческих, общественных проблем, однако слабо представляющих себе, как эти проблемы следует решать в практической деятельности школы и во взаимодействии с полиэтническим семейным социумом.

Степень разработанности проблемы. Проблема использования школьным социальным педагогом воспитательного потенциала семейных традиций и обычаев для педагогической науки не достаточно разработана. Теоретические основы процесса воспитания на идеалах народной педагогики раскрываются в трудах Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, З.Т. Гасанова, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, А.Э. Измайлова и др. Идея реализации национальных традиций и обычаев в воспитании нашла отражение в исследованиях В.Ф.Афанасьева, И.А. Арабова, И.А. Шорова, Н.А. Рудь, М.Б. Гуртуевой, Г.А. Арутюнян и др.

Изучение состояния профессиональной деятельности школьных педагогов во взаимодействии с семейным социумом в республике показало недостаточное использование социальными педагогами и родителями ценностных ориентации семейного воспитания. Осмысление потенциальных возможностей семейных традиций дагестанского народа еще не стало предметом конкретных диссертационных исследований. Наблюдение за педагогической практикой социальных педагогов в дагестанских школах показывает, что в отдельных коллективах республики за последние пять лет накоплен заслуживающий внимания опыт, требующий научного анализа и синтеза, разработки методологически и методически приемлемых рекомендаций по его использованию.

Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога в полиэтническом семейном социуме, в контексте использования им народных традиций и обычаев, не получила еще широкого развития и внедрения в практику и порождает противоречие между:

- потребностями общества, семейного социума и особенностями работы школьных социальных педагогов, неспособного подчас эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи;

- между реально существующими воспитательными возможностями школы, семейного полиэтнического социума, религиозных институтов традиций и обычаев дагестанцев и отсутствие у большинства школьных педагогов опыта их реализации в процессе работы с семьей;

- необходимостью теоретического обоснования путей использования семейных традиций и обычаев в современных социокультурных условиях и недостаточной их разработанностью в науке, а также увеличивающаяся потребность в них воспитательно-образовательной практики школьных учреждений.

Изложенные противоречия сформулировали проблему исследования: каковы технологии и особенности использования семейных традиций и обычаев народов Дагестана в воспитании учащихся образовательной школы

Объект: процесс воспитания учащихся средней школы на народных традициях.

Предмет: содержание и специфика использования семейных традиций народов Дагестана в воспитании учащихся 7-9 классов полиэтнической средней школы.

Задачи:

1. Выявить воспитательный потенциал семейных традиций народов Дагестана

2. Охарактеризовать особенности работы социального педагога школ в полиэтническом семейном социуме.

3. Разработать программу и социально-педагогические условия использования семейных традиций Дагестана в воспитании учащихся

4. Апробировать на практике технологии взаимодействия школы, семьи и религиозных институтов в использовании народных традиций Дагестана в воспитании школьников

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс воспитания учащихся средней школы на семейных традициях и обычаях будет более эффективным, если:

- школа является социокультурным центром, аккумулирующим возможности семейных обычаев и традиций в поликультурном воспитании учащихся школ;

- процесс использования народных традиций и обычаев является частью общей системы воспитания школьников;

- социальный педагог является организатором взаимодействия школы, семьи и общественности, активизирующее включение школьников в процесс поликультурного развития.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения, концепции и идеи философии, социологии, психологии и социальной педагогики о социальной обусловленности формирования личности, о развитии института семьи:

- положения о взаимосвязи и взаимообусловленности общественной и семейной жизни, о сущности брачно-семейных отношений и ее особенностях на разных исторических этапах развития общества, о сущности и особенностях обычаев и традиций (О.И. Волжина, И.В. Гребенников, А.Ю. Гордин, А.В. Иващенко, И.С. Марьенко);

- основные положения теории ценностей (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буе-ва, С.Н. Иконникова, А.Ф. Лосев, и др.);

- гуманизации содержания образования и процесса обучения (И.И. Легостаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.);

- этнопедагогические исследования, раскрывающие специфику этноса, этнической культуры, типы этнического поведения и национального сознания;этнические традиции воспитания (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, З.Т. Забитов, И.С. Кон, В.А. Мухина и др.);

- общетеоретический подход к содержанию профессиональной подготовки педагога (Н.И. Болдырев, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, А.И. Пискунов, В.К. Розов, В.А. Сластенин, Е.Н. Шия-нов, Н.Е. Щуркова и др.);

- формирование готовности к профессиональной деятельности (А.Я. Веленский, В.Г. Максимов, В.А. Сластенин, М.Ю. Швецов и др.);

В целом исследование строится в русле разрабатываемой на кафедре социальной педагогики Российского государственного социального университета теоретической концепции социального педагогического образования, ведущей идеей которой является субъектное развитие и саморазвитие личности школьного социального педагога в процессе осуществления им профессионально ориентированной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический, историографический, сравнительно - сопоставительный анализ литературы; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; лонгитюдные наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов.

Данные для исследования были собраны в городах (Махачкала, Буйнакск, Каспийск, Дербент) и 4-х населенных пунктах сельских районов,

центрами которых являются Ахты, Ботлих, Дылым, Шамхал, а также поселков сельского типа - Дачный и Степной в г. Махачкале.

Диссертант имел 140 зафиксированных личных бесед с родителями и другими членами семей, организовал около 160 интервью с родителями учащихся, классными руководителями, подростками и старшеклассниками, представителями общественности, провел анкетный опрос более 700 родителей. Для определения количественно-качественных оценок результативности использования отдельных семейных обычаев и традиций применялась статистическая обработка полученных данных.

Анализ и обобщение собранного материала. С помощью анкетных данных, результатов наблюдений, бесед, изучения материалов республиканской периодической печати, анализировался и обобщался широкий эмпирический материал из опыта использования прогрессивных семейных обычаев и традиций в социализации молодежи. Наиболее значимым в этом плане мы считаем монографическое изучение соответствующего положительного опыта 40 семей (из них - 10 сельских). Все это дало нам возможность выявить основные принципы использования социальными педагогами народных обычаев и традиций в семье в процессе воспитания школьников, выделить и охарактеризовать конкретные пути реализации выявленных принципов в практике семейного воспитания в условиях Дагестана.

Полученные сведения еще более выросли и дополнились в процессе обсуждений и диспутов на темы семейных обычаев и традиций, организованных нами семинаров для родителей, применения игровых технологий, тренингов. Ряд вопросов обсуждался в ходе научно-педагогических конференций, организованных в ДГУ и ДГПУ и в сельских районах по линии республиканского института повышения квалификации учителей. В результате обобщения собранного фактического материала нами был сделан ряд выводов, как общего, так и специфического характера.

Новизна исследования:

- основные аспекты традиций и обычаев дагестанских народов проанализированы с точки зрения новой нравственной парадигмы развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, межнациональную культуру и толерантность;

- раскрыты особенности работы социального педагога в поликультурном семейном социуме, обеспечивающие взаимодействие школы, семьи и других социальных институтов;

- выявлены социально-педагогические условия эффективности процесса воспитания школьника на народных традициях и обычаях народов Дагестана;

- апробированы на практике технологии взаимодействия школы и социальных институтов, способствующие формированию межнациональной культуры, толерантности, уважения к другим нациям и народностям.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей и положительного опыта взаимодействия школы, семьи и религиозных институтов, учащихся и их родителей в использовании народных обычаев и традиций; в определении педагогических условий, направленные на формирование межнациональной культуры учащихся, в разработке научно обоснованных педагогических технологий по эффективному внедрению и использованию семейных обычаев и традиций для успешной воспитательной практики детей в многонациональном Дагестане.

Разработанные методические рекомендации по использованию семейных народных традиций могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, социальных педагогов, классных руководителей и организаторов общешкольной воспитательной работы.

Работа внесет свою лепту в формирование региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.

Достоверность проведенного исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями, документами об апробации результатов работы, количественным и качественным анализом массовых данных, репрезентативной выборкой, представительной базой и методикой, адекватной целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на занятиях родительских университетов и лекториев в гг. Махачкале, Каспийске, Буйнакске, на родительских собраниях городских и сельских школ; на районных конференциях по проблемам семейного воспитания, на республиканской научной конференции по теме «Актуальные проблемы социализации молодежи: пути их решения» (Махачкала, 1999); на совместных заседаниях кафедр и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ДГПУ по итогам научно-исследовательских работ за 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 годы; в сообщениях в отделе взаимодействия школы, семьи и общественности НИИ педагогики Дагестана, на конференциях молодых ученых ДГПУ (1999-2002). Результаты исследования излагались в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий по социальной педагогике в ДГПУ. Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством разработки научно обоснованных рекомендаций и технологий по использованию семейных обычаев и традиций и внедрение их в быт, в жизнь дагестанских семей.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе школ №№ 5, 8, 29, 17 г. Махачкалы с участием 580 семей (из них 240 сельских ) в 1999-2005 г.г. Разными видами исследования было охвачено более 400 учащихся школ.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, опыт работы ряда школьных учреждений, органов народного об

разования; разрабатывались исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая позиция, разработана программа опытно-экспериментальной работы.

Одновременно проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить наиболее типичные недостатки, проблемы, а также эффективные методы работы школ по взаимодействию с семьями, использованию социальными педагогами народных обычаев и традиций в семейном социуме.

На втором этапе (2000-2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе школ №№ 5, 17, 39 г. Махачкалы, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективности процесса нравственного воспитания школьников.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) подводились итоги, анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы школ во взаимодействии с семейным социумом.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ДГПУ (2001, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.), на научно-практической конференции молодых ученых ДГПУ, на ежегодных Всероссийской конференциях НИИ семьи и воспитания Российской Академии Образования (2002-2004 г.г.); использовались при чтении лекций по социальной педагогике, проведении спецкурсов для студентов очного обучения ДГПУ; в публикациях автора. Результаты исследования нашли свое применение в работе социальных педагогов с семьей, школьных коллективов, в процессе общения и работы с родителями. Внедрение разработанных методических

рекомендаций и технологий осуществлялось в школах №№ 17, 5, 39 г. Махачкалы. В процессе опытно-экспериментальной работы ее результаты неоднократно обсуждались на педагогических советах в школах, задействованных экспериментом.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и особенности семейных обычаев и традиций

Под семейными обычаями и традициями принято понимать исторически сложившиеся, относительно устойчивые и наиболее обобщенные принципы, нормы и правила коллективного поведения людей в семье, преемственно переходящих от поколения к поколению и формирующих духовные качества детей и молодежи на примере старших поколений (A.M. Магомедов).

Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, учетом особенностей ребенка, которого родители знают значительно лучше других воспитателей.

Понятие «семья» в популярных толковых словарях русского языка В.И. Даля и СИ. Ожегова определяется как «совокупность близких родственников, живущих вместе». Однако, семья не просто совокупность или группа совместно живущих людей. Лихачев Б.Т. отмечает, «родители и дети представляют собой экономическое, юридическое, духовно-нравственное единение, характеризующееся взаимной любовью, честностью, открытостью в отношениях».

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная -форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности (Харчев А.Г.). Но семья объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Поэтому семью мы рассматриваем не просто как брачную группу, но и как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выпол няющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Основная функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; в) экономическая - получение материальных средств, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; г) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; д) эмоциональная - получение в семье психологической защиты (понятие «тыла»), эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; е) духовного общения - духовное развитие членов семьи, духовное взаимообогащение.

Феномен семьи обретает реальность и действенность общественного бытия, когда основывается на дарованных человеку природных и социальных данных.

Индивиды разного пола, на интуитивно-бессознательном уровне, испытывают влечение друг к другу, обладая общими свойствами наследственности и близостью генофонда, физическим и психическим здоровьем; потребностями, способностями и интересами.

Немалое значение имеет общность «энергетических запасов».!) Общая энергетика позволяет не только находить, переживать, чувствовать общее в физических и духовных проявлениях, но и сочувствовать, сопере 1} Б.Т. Лихачев. Социология воспитания и образования. Рязань, 1999, с.34-35. живать, общаться на интуитивном уровне. Именно это энергетическое объединение порождает между индивидами любовь как единство сексуально-эстетического наслаждения, дружеского и духовного единения. Любовь делает двух людей равноправными и взаимозависимыми, свободными и ответственными. Важнейшим актом духовного единения свободы и ответственности в любви является рождение детей, на которых сосредотачивается любовь, вера и надежда родителей. Важным основанием реального существования семьи является совместная, обусловленная взаимной любовью и заботой разнообразная жизненно необходимая деятельность. Она реализуется не только в обустройстве квартиры и семейного, но и в духовно-нравственном общении, в процессе обмена духовными ценностями общественной идеологии и политики, культуры и искусства, религии. Другая фундаментальная основа духовного семейного единения проявляется в такой форме духовности, как народный национальный характер и этнопеда-гогика.

Специфика деятельности социального педагога в условиях полиэтнического социума

При организации деятельности социального педагога в дагестанской семье учитывались следующие факторы:

- актуальность воспитания культуры межнационального общения, уважения к культуре родного и окружающих народов;

- многоэтнический состав республики (более 36 наций и народностей), многообразность языковой картины, традиций, обычаев, культурных особенностей, характерных для Дагестана;

- актуальность вопроса о национальном возрождении и национальном самоопределении;

- становление гуманистической парадигмы образования, его гуманитаризация;

- использование опыта школьного краеведения.

По причине многонационального характера, Министерство образования Дагестана ставит перед собой задачу создания условия для исполнении конституционного права обучения подрастающего поколения на родном языке. В республике с 1985 года ведутся уроки обучения какому-либо национальному языку, подготовлены кадры для преподавания аварского, лезгинского, лакского, татского, даргинского и др. языков.

В 2004 году отдел Министерства образования Дагестана, занимающийся социальной работой, разработал Пособие «Функциональные обязанности социального педагога в республике Дагестан». Вместе с тем, согласно опросу, проведенному в школах (№№ 17, 38, 39) социальные педагоги выполняют в школах не свойственную им функцию, скорее, инспекторов по делам несовершеннолетних. На наш взгляд, социальные педагоги должны быть ориентированы на семью, работать в семейном социуме, с трудными детьми и их родителями, быть цементирующим мостиком между школой и семьей.

Социальные педагоги призваны решать вопросы социальной защиты детства и семьи, предотвращать негативные ситуации и правонарушения среди учащихся. Такое перераспределение функций и обязанностей не требует дополнительного финансирования, нового штатного расписания, но для школ оно наиболее целесообразно.

Система образования республики Дагестан и практической социально-педагогической деятельности находится в прямой зависимости от характера жизненного пространства региона, его развитости, социокультурных, географических природных факторов, национально-этнических особенностей, миграционных процессов. Решение социальных проблем на региональном уровне способствует осуществлению адресной, конкретной помощи детям и родителям, поэтому реагирование на запросы времени, нужды различных категорий населения в социально-педагогической и психологической помощи и поддержке является необходимым условием деятельности социальных педагогов.

Организуя работу с семейным социумом, социальный педагог использует форму сотрудничества. В этом вопросе мы опирались на труды семейного воспитания (A.M. Абдурахманов, Л.Ю. Гордин, И.В. Гребенников, Л.В. Мардахаев, В.А. Мудрик и др.). Для достижения данной цели мы ставили следующие задачи: а) подвергнуть анализу глубину использования дагестанцами народ ных традиций и обычаев в семье; б) проанализировать возможности их распространения и использо вания социальным педагогом в семейном социуме; в) разработать рекомендации семьям по использованию дагестан ских народных традиций в семейном воспитании. Сделать семейное воспитание более целенаправленным и организованным, добиться эффективного результата в воспитании детей на народных обычаях и традициях родителям подсилу в тесном взаимодействии с социальными работниками и педагогами школы. Результативности в данном процессе можно достичь, если приобщение детей к народным традициям в школе и семье будут гармонично друг друга дополнять.

Условия внедрения семейных обычаев и традиций в практикунравственно-этического воспитания школьников

Осуществление работы социальными педагогами, осуществляющие планирование, координацию культурных и общественных организаций, деятельность которых, базируется на методологической основе отечественной науки и регламентируется государственными документами в области науки и культуры. Данное условие мы рассматриваем в качестве важнейшего, решающего начала в работе социальных педагогов по разъяснению сущности семейных обычаев и традиций, как актуального вопроса по внедрению их в практику нравственного воспитания детей.

В качестве одного из основных звеньев системы нравственного воспитания молодежи республики мы называем пропагандистскую деятельность в распространении семейных народных традиций, моральных ценностей общества, норм и принципов нравственного образа жизни, совершенствование организации досуга молодежи, преодоление отживших традиций и внедрение новых обычаев и традиций.

Перейдем к описанию характерных особенностей конкретных путей и условий внедрения семейных обычаев и традиций в семейном социуме через деятельность семейных педагогов.

Путь первый. Пропагандистская и организаторская деятельность специализированных советов и комиссий, активными участниками которых являются социальные педагоги школ.

Новые обычаи и традиции не могут быть созданы искусственно.

Появление какой-либо новой традиции идет от жизни, от реальных потребностей общественного развития. Удовлетворяя тягу людей к прекрасному и возвышенному, новые гражданские обычаи, обряды и ритуалы максимально отражают образ жизни людей, носят часто интернациональный характер.

Во многих национальных республиках России (Дагестан, Калмыкия, Татарстан, Республика Саха, Башкортастан и др.) созданы советы по на циональной культуре, занимающиеся изучением, разработкой внедрением в быт новых обрядов, обычаев и традиций. Социальные педагоги в составе советов или комиссий выполняли следующие функции:

- в разъяснительной работе с родительской общественностью соци

альные педагоги показывают роль и место обрядов, обычаев и традиций в

деле подготовки сознательных и активных граждан;

- раскрывают сущность семейных обрядов, обычаев и традиций как социально-педагогических явлений и их значение для нравственного воспитания подрастающих поколений;

- силами социальных педагогов и родительской общественностью организуются широкие обсуждения проблем нравственного воспитания детей и молодежи, в частности, особенностей использования в семейной практике прогрессивных народных обрядов, обычаев и традиций (родительские лектории, родительские семинары и конференции);

- активно пропагандируют новые семейные обряды, обычаи и традиции через каналы массовой информации;

- осуществляют борьбу с устаревшими по характеру обрядами, обычаями и традициями;

- заботятся об изучении, анализе и обобщений, а также распространении положительного опыта применения семейных обрядов, обычаев и традиций;

- способствуют разработке и внедрению в жизнь сценариев проведения мероприятий, связанных с исполнением семейных обрядов, обычаев и традиций.

Благодаря деятельности социальных педагогов и общественных комиссий внедряется традиция совершать различные торжественные церемоний в местах боевой и трудовой славы народа. Так, например, во многих городах Дагестана во время свадебного обряда жених с невестой возлагают цветы к памятникам Вечного огня, Неизвестному солдату; церемонии с семейным чествованием ветеранов войны, в которых участвуют подростки, юноши и девушки;

Путь 2. Совместная работа социальных педагогов, классных руководителей и родительской общественности.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей 8-10 классов средних школ № 9 и № 29 г. Махачкалы, № 2 и № 8 г. Каспийска, школ № 1 г. Буйнакска показывает, что в большинстве своем школьные наставники, классные руководители недостаточно уделяют внимания вопросам распространения и внедрения обрядов, обычаев и традиций в семейную практику. На классных родительских собраниях, на заседаниях родительских комитетов, а также при посещении учащихся на дому социальные педагоги выяснили, что родители в беседе с классными руководителями избегают обсуждения вопросов, связанных с торжественным проведением семейных праздников, чествованием в семье тружеников, молодоженов, долгожителей, юбиляров, а также учащихся по случаю дней их рождения, получения паспорта, аттестата о среднем образовании и т.д.; несколько чаще затрагиваются вопросы, связанные с соблюдением обычаев и традиций вежливости, дисциплинированности, взаимопомощи в семье, в распределении поручений по дому и т.п. Игнорирование одной из важнейших для нравственного воспитания детей проблем классные руководители объясняют своей теоретической и методической неподготовленностью к осуществлению столь специфического раздела воспитательной работы. В совместной деятельности классных руководителей, социальных педагогов и родителей заложены скрытые резервы повышения эффективности работы школы с родителями по пропаганде и внедрению семейных обычаев и традиций через специальные семинары в школьных методических объединениях, через чтение специальных курсов в стенах студенческих аудиторий педагогического учебного заведения.

Похожие диссертации на Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана