Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Кудрявцева Светлана Михайловна

Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания)
<
Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кудрявцева Светлана Михайловна. Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 201 c. РГБ ОД, 61:00-13/1322-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Семья Рерихов и их вклад в науку педагогику 11

1. Истоки педагогических идей Н.К. Рериха 11

2. Этапы педагогической биографии Н.К.Рериха . 24

3. Основополагающие педагогические и этические принципы Рериховского Учени 32

4. Концепция эстетического воспитания Н.К. Рериха 52

Истоки эстетических воззрений Н.К. Рериха 52

Эстетические воззрения Н.К. Рериха 62

Выводы по первой главе 74

Глава II. Использование Рериховских педагогических идей в условиях преподавания музыки и других художественно- эстетических дисциплин 77

1. Опытно-экспериментальное исследование состояния нравственного и музыкально-эстетического воспитания школьников средствами искусств 79

2. Интеграция на уроках музыки как способ эстетического воспитания и развития школьников

(технологический аспект) 95

3. Реализация Рериховской концепции музыкально-эстетического воспитания в условиях преподавания школьного спецкурса "Мир через Культуру" 115

Выводы по второй главе 128

Заключение 131

Список использованной литературы 134

Приложения 144

Введение к работе

Актуальность исследования. Состояние современного общества отмечено глубоким социальным и экономическим, культурным и духовным, а также экологическим кризисом, охватившим всю планетную цивилизацию. Поскольку истоки любого кризиса лежат в духовной сфере, то начинать "лечить" общество следует с переосмысления и качественного обновления всей системы образования, так как все благосостояние нашей планеты (как духовное, так и материальное) зависит, в первую очередь, от основ, заложенных в сознании детей. Вот почему назрела необходимость перестройки школы, всего процесса образования и воспитания на духовных началах.

В мировой педагогике, психологии, философии и в других гуманитарных науках, уже накоплен огромный теоретический и практический опыт, да и сама отечественная школа имеет немало прогрессивных традиций. В наше время недопустимы догмы и шаблоны, которые во многом тормозят и задерживают развитие педагогики как науки, воспитания как творческого процесса, необходимого для разрешения предъявляемых к ним сегодня высоких требований.

В современной науке и практике педагогического образования большое внимание уделяется воспитанию творчески ориентированной личности, поэтому многие каноны, по которым строилась система образования в прошлом уже устарели. Не случайно стало появляться множество альтернативных школ и учебных программ с гуманитарным, эстетическим и глобальным содержанием и направлением работы. Специфика этих школ нацелена на активизацию творческих возможностей человека, повышение его общей культуры, ценностных ориентиров, духовной зрелости, так как педагогика стремится в каждом учащемся увидеть, прежде всего, личность.

Вместе с тем появляются исследования, апеллирующие к истории педагогического опыта, в которых по-новому пересматривается вклад выдающихся педагогов прошлого в становление системы образования.

Такой комплексный подход, несомненно, поможет решению задачи не только сохранения всех лучших накоплений педагогической мысли, но и переосмысления и преобразования процесса школьного и семейного воспитания на духовных началах. Не случайно современный этап развития педагогической мысли считается эпохой педагогического философствования.

Современная педагогическая теория и практика предоставляет в распоряжение педагога немало прогрессивных педагогических новаций и актуальных находок, однако осмысление и применение лучших педагогических достижений прошлого, их возрождение и ассимилирование в повседневной деятельности могут способствовать выработке значительно более эффективных, оптимальных и педагогически целесообразных форм и методов образования и воспитания личности в условиях средней школы.

Принять новое не значит забыть все, что ему предшествовало. Само понятие "новое", как известно, весьма условно. "Новое - это хорошо забытое старое", что подтверждается примером культурно-педагогического наследия великих русских педагогов, мыслителей прошлого, таких как Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, К.С. Станиславский, Л.Н. Толстой, СТ. и В.Н. Шацкие, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, в том числе и Н.К. Рерих.

В последние годы наметился новый взгляд на творчество и личность выдающегося русского художника, мыслителя и педагога Н.К. Рериха, а его культурное и педагогическое наследие вызывают исключительный по глубине и значимости интерес. Вся многогранная деятельность Рериха была направлена на то, чтобы повернуть человечество лицом к духовности, дающей красоту, гармонию, мир. Она выра

жена словами - Мир через Культуру, которая заключает в себе синтез науки, искусства и религии.

Педагогические воззрения Н.К. Рериха своеобразны и неповторимы. Они основаны на глубочайших знаниях мировой педагогической мысли и органическом сплаве духовной культуры Востока и Запада. Главный акцент ставится на духовно-нравственные ценности, в связи с чем, приоритетным становится вопрос о роли воспитания: "Воспитание - есть питание всем возвышенным и утонченным". Н.К. Рерих был глубоко убежден в том, что только повышением духовной культуры, воспитанности (в истинном значении этого слова) человека можно преобразовать жизнь на земле и победить невежество, пошлость, эксплуатацию, эпидемии, войны.

Педагогическое наследие Н.К. Рериха дает современному учителю знания духовно-этической эволюции ребенка. Эти знания должны помочь сформировать сознание детей в широкой мировоззренческой перспективе, значительно поднять уровень их мышления, дать реальные знания и практические навыки по усвоению и применению духовно-этических законов в жизни каждого дня.

Актуальность данной работы связана также с ролью школьного учителя - воспитателя - педагога, значение которого для нашего времени Н.К. Рерих оценивал чрезвычайно высоко. Он говорил об Учителе, который идет новыми путями: "не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд" [1, с. 218], подчеркивал роль образовательного дела как самого драгоценного, самого священного для современности.

Педагогические воззрения Н.К. Рериха, представляющие огромную ценность, еще недостаточно изучены, до сих пор не подвергались системному рассмотрению и фактически малоизвестны педагогам-практикам. Их изучение, анализ и использование в педагогическом процессе могут оказать педагогам неоценимую помощь в поиске выхода из глобального кризиса конца XX века, путь к которому, как указывал Н.К.

Рерих, только один - духовно-нравственное совершенствование. Таким образом, вышеизложенные положения подтверждают актуальность данного исследования.

Цель исследования - изучение и анализ педагогического наследия Н.К. Рериха, теоретических, методологических и дидактических аспектов процесса духовно-нравственного воспитания личности школьника; выявление принципиально важных положений рериховской педагогической системы, актуальных для современной практики преподавания предметов эстетического цикла в школе.

Объект исследования—основополагающие этические, эстетические и педагогические воззрения Н.К. Рериха, изучение возможности их использования в условиях современной общеобразовательной школы.

Предмет исследования—процесс формирования духовно-нравственных и музыкально-эстетических качеств учащихся в ходе учебно-воспитательной работы в школе.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что процесс формирования духовно-нравственного облика личности учащегося может значительно обогатиться и успешно осуществиться при условии использования в педагогической практике основных идей рериховской концепции духовного, этического и музыкально-эстетического воспитания.

Для достижения поставленной цели автору предстояло решить следующие задачи:

- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного воспитания школьников средствами искусства;

- определить основные критерии, характеризующие духовно-нравственные качества личности;

- исследовать возможности использования в школе основных педагогических и эстетических принципов Н.К. Рериха в условиях преподавания музыки и других художественно-эстетических дисциплин;

- разработать методику музыкально-эстетического воспитания и развития учащихся в процессе интегративного изучения различных учебных дисциплин гуманитарного и эстетического цикла в школе;

- создать программу школьного спецкурса для старшеклассников "Мир через Культуру", а также апробировать его на практике.

Методологической основой исследования явились положения прогрессивной диалектики о единстве теории и практики, объективных и субъективных факторах, о взаимосвязи природы, общества и личности, научные положения о единстве эстетического и этического в искусстве (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, Т.С. Комаровой, Н.К. Крупской, В.А. Разумного, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, СТ. и В.Н. Шацких); труды ведущих ученых по проблемам эстетического воспитания; взгляды русских и зарубежных деятелей науки и искусства на роль и значение искусства как особой формы общественного сознания для формирования мировоззренческой и гражданской позиции личности (В.Г. Белинского, М.С. Кагана, Д.Б. Кабалевского. Д.С.Лихачева, Б.М.Неменского, Л.А. Рапацкой, В.А. Сухомлинского, Н.Г. Чернышевского и мн. др.).

Для реализации поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретический, исторический и сравнительный анализ литературных источников, архивных документов по проблеме исследования;

- систематизация, классификация, обработка фактологического материала исследования;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта, а также личного опыта преподавательской деятельности автора диссертации в качестве учителя музыки;

- использование экспериментальных программ, методов и методик (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогические беседы, констатирующее обследование, обучающий эксперимент).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- предпринято теоретическое изучение проблемы, связанной с выявлением музыкально-эстетической направленности культурно-педагогического наследия Н.К. Рериха;

- выявлена взаимосвязь педагогических идей Н.К. Рериха и выдающихся представителей педагогической мысли прошлого и его современников в русской педагогике;

- определено методологическое и методическое значение педагогических идей Н.К. Рериха для дальнейшего развития теории педагогики и методики музыкально-эстетического воспитания;

- разработаны и апробированы критерии, определяющие уровень знаний и осознанного восприятия учащимися духовно-эстетических и этических ценностей;

- вскрыто влияние идей Н.К. Рериха на теорию и практику музыкально-эстетического воспитания в современной школе, способствующего созданию эффективных методов формирования нравственных и эстетических качеств личности учащихся на основе интегративного подхода в обучении;

- обоснована методика формирования личности учащегося на основе использования синтеза искусств (в том числе музыки) как части культуры в качестве средства для духовно-нравственного совершенствования;

- разработана технология учебно-воспитательной работы по использованию педагогических идей Н.К. Рериха в современных условиях преподавания Музыки и Мировой художественной культуры в школе, что послужило основой для создания и внедрения в учебный процесс спецкурса для старшеклассников "Мир через Культуру".

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что она направлена на совершенствование практики музыкального и общеэстетического обучения и развития учащихся.

Выводы диссертации позволили разработать для учителей систему эффективного воздействия на формирование основ эстетической и музыкальной культуры школьников, на повышение их общего культурно

го уровня; важнейшие положения и принципы эстетической концепции рериховского культурно-педагогического наследия адаптированы к современным условиям и с успехом используются в реальной практике в контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу в школе.

В практике обучения зафиксированы: формирование уважения к учителю на основе осознанного отношения; формирование синтеза знаний на основе интегративных курсов и межпредметных связей на уроках гуманитарного и эстетического циклов; воспитание самостоятельности и сознательной дисциплины; формирование личностных качеств учащихся.

Материалы исследования могут быть использованы в последующих научных трудах по истории эстетического воспитания, усовершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания, а также в учебных курсах педагогических вузов по методике музыкального воспитания и методике преподавания различных видов искусства и мировой художественной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1) педагогическая и музыкально-эстетическая направленность культурного наследия Н.К. Рериха;

2) эстетические воззрения Н.К. Рериха как философа, имеющие четкую практическую и методическую направленность в учебно-воспитательном процессе, которые предусматривают этическое и музыкально-эстетическое воспитание и образование учащихся (формирование эстетического освоения мира и осознанного, этического к нему отношения);

3)эстетико-педагогические принципы культурного наследия Н.К. Рериха, представляющие собой вневременную ценность, как основа организации процесса обучения и методики формирования музыкальной культуры учащихся;

4) спецкурс "Мир через Культуру" на основе межпредметной интеграции, способствующий развитию этического и музыкально-эстетического мышления, воспитанию потребности к самоусовершенствованию.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- в течение 19-летней педагогической практики автора в качестве школьного учителя музыки и мировой художественной культуры (1980-99гг.) в пилотной глобально-ориентированной школе-гимназии №49 и средней школе №58 города Чебоксары;

- в выступлениях на региональных, российских и международных семинарах и научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников" (г. Чебоксары, 1994 г.); Международный семинар "Образовательные стандарты как основа создания учебных планов и программ" (г. Рязань, 1994 г.); Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях" (г.Чебоксары, 1995 г.); Международная научно-практическая конференция "Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования" (г. Йошкар-Ола, 1997 г.); Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 65-летию ЧРИО «Проблемы регионального образования» (г. Чебоксары, 1999 г.); Республиканская научно-практическая конференция «Музыкальная культура - образованию» (г. Чебоксары, 1999

г.);

- в лекциях по эстетическому воспитанию средствами искусства в ЧРИО (г. Чебоксары) для слушателей курсов повышения квалификации учителей Чувашской Республики;

- в разработке и внедрении в педагогическую практику курса интегрированных уроков гуманитарного и эстетического цикла, а также спецкурса для старшеклассников по МХК "Мир через Культуру";

- публикациями статей по теме диссертации.

Истоки педагогических идей Н.К. Рериха

В данном параграфе мы рассмотрим внешние и внутренние обстоятельства жизни Н.К. Рериха, повлиявшие на формирование его педагогических воззрений. Следует выделить существенную роль в становлении выдающегося русского художника-мыслителя Н.К. Рериха как педагога фактов его взаимодействий с окружающей социальной средой, природой, общения и взаимоотношений с учителями, творческой интеллигенцией, склада характера и опыта самообразования, самоусовершенствования, круга интересов и пристрастий.

Одним из самых первых учителей Н.К. Рериха можно назвать обстановку добросердечия, тепла, любви, взаимного уважения семейства Рерихов. Мать - Мария Васильевна была урожденной псковитянкой из рода купцов Калашниковых. Отец - нотариус Петербургского окружного суда Константин Федорович - потомок древнего шведского рода по фамилии "Рерих" (этот скандинавский корень означает "богатый славой"). Впоследствии, такое слияние скандинавских и исконно-русских корней проявилось во всем творчестве Н.К. Рериха как художника, мыслителя, педагога.

Отец Николая Константиновича не ограничивался одной лишь юриспруденцией. Он был человеком самых разносторонних интересов -это и сельское хозяйство, и география, и археология. Среди гостей отца частыми и желанным были химик Д.И. Менделеев, монголовед К.Ф. Голстунский, историк Н.И. Костомаров, художник М.О. Микешин, видный агроном А.В. Советов, юрист и историк К.Д. Кавелин.

Нередко Николай Рерих являлся участником взрослых бесед об интересных путешествиях, о передвижных выставках, об археологических открытиях, о новых театральных постановках. Известно, что и сам К.Ф. Рерих сочинял театральные пьесы, но старался не демонстрировать свои пристрастия. При этом он был не только известным юристом. Как прогрессивный общественный деятель К.Ф. Рерих принимал участие в подготовке крестьянской реформы, являлся членом Вольно-экономического Общества и Сельскохозяйственного клуба и на практике пытался создать в своем имении Извара сельскохозяйственную школу и устроить орошение крестьянских лугов шлюзам; помогал в деле Добровольного флота; был инициатором создания Общества им. Т. Шевченко в Петербурге.

Атмосфера родительского дома, семейный уклад, частые встречи с интересными людьми в обстановке радушия и приветливости были благоприятны для развития Николая Рериха, так как они будили воображение, формировали склонности и интересы. Рано в ребенке обнаружилась страсть к истории, археологии, к путешествиям, любовь к природе, театру, музыке. Каждая поездка за пределы Петербурга вызывала восторг, радость, устремляла в будущее, будила мысль о безграничности мира.

Любимому дедушке Федору Ивановичу (известному архивариусу Лифляндского губернского управления) принадлежит заслуга в пробуждении интереса к истории, старине, к собиранию различных коллекций, к музыке, которую он называл "молитвой духа". По воспоминаниям Н.К. Рериха мы узнаем о светлых впечатлениях детского весенне-летнего отдыха в Майоренгофе на даче деда, о непременных поездках в Ригу на концерты И.С. Баха в Домском соборе, об особо трепетном, волнующем чувстве романтизма, навеянном сказаниями и преданиями о подвигах рыцарей и неразгаданных тайнах средневековых замков.

Несомненно, и отец и дедушка стали для сына во многом образцом и примером добропорядочности, твердости и принципиальности в отношениях с окружающими, высокой этичности и сердечности с близкими и друзьями, основательности и упорства в делах, интересах и устремлениях.

Но особо обильную пищу для пробуждения и развития детского сознания, расширения кругозора и формирования будущих наклонностей Н.К. Рериха сыграло отцовское имение Извара, расположенное в окрестностях Гатчины. Само необычное по звучанию слово "Извара" может быть растолковано по-фински как "большие холмы" (издревле эти места были населены угро-финскими племенами). Сам же Н.К. Рерих считал, что название пошло от индусского слова "Исвара" или "Ишвара", что означает "Милость богов". По семейному преданию, первым владельцем этого имения был граф СР. Воронцов, подданный императрицы Екатерины II, неоднократно бывавший в Индии, а в соседнем имении Яблоницах в те же времена жил таинственный индусский раджа.

В изварском доме находилась прекрасная библиотека, которая состояла преимущественно из книг исторического содержания. Николая Рериха привлекали и былинные, и сказочные, и реальные герои. Любовь и исследовательский интерес к истории, к прошлому родного Отечества и зарубежных стран, к философскому осмыслению прошлого и настоящего начались именно с изварских книг.

Здесь же, как вспоминает Н.К. Рерих, он впервые услышал зов Востока, который прошел через всю жизнь мастера. Этим зовом стала висевшая в гостиной картина, изображающая гималайский пейзаж, горы, величественную Канченджангу в лучах заходящего солнца. Рерих назвал ее одним из самых радостных и первых впечатлений жизни [115, с. 21].

В Изваре Николай Рерих впервые приобщился к археологии, которую можно назвать еще одним учителем Н.К. Рериха. Этому способствовал известный исследователь истории прошлого архитектор Л. Ивановский, который брал с собой на раскопки десятилетнего Николая Рериха. Раскопки произвели на ребенка такое сильное впечатление, что в дальнейшем навсегда стали для художника источником творчества и множества открытий, знаний. Он называл эти поиски "радостным прикосновением к душе народов" [116, с. 301].

Этапы педагогической биографии Н.К.Рериха

Собственно педагогической деятельностью Н.К. Рерих вплотную занялся с прихода в Императорскую Школу Общества Поощрения Художеств (ШОПХ) вначале в качестве секретаря самого Общества. В его ведении находились художественно-промышленная школа, Художественно-ремесленные мастерские, Художественно-промышленный музей, постоянно действующая художественная выставка, аукционный зал. Н.К. Рерих всю эту работу приравнил к очень суровой учебе, которая оказала ему неоценимую услугу на поприще директора ШОПХ и преподавателя класса композиции /1906-16 гг./.

С приходом Н.К. Рериха Школа была перестроена до неузнаваемости. От прежней академической рутины не осталось и следа. Пришли новые преподаватели - крупные специалисты - художник и критик С. Маковский, архитектор А. Щусев, скульптор И. Андеолетти, художник-мирискуссник Я. Ционглинский, медальер Г. Малышев, художники А. Афанасьев, А. Рылов, Н. Химона.

Был восстановлен педагогический совет, функции которого ко времени прихода Рериха были сведены к нулю. Отношения самого художника с преподавателями были живые и всегда теплые. Художник А. Рылов вспоминал: "С Рерихом было приятно работать, все делалось по-товарищески, главное - чувствовалась живая струя свежего воздуха" [137, с. 164].

Удалось расширить территорию Школы. Ежегодно увеличивается количество классов и художественно-промышленных мастерских, появились иконописные мастерские, мастерские керамики, живописи по фарфору, фаянсу, классы графики, медальорного искусства, анимали-стики. Была усовершенствована программа - теперь преподаватели могли свободно проявлять свою творческую инициативу.

Рерих считал, что учащиеся должны получать практические знания и максимально развивать свои способности. Его идея заключалась в том, чтобы школа охватила всю совокупность жизненных отраслей искусства, но не абстрактно, а в непосредственной связи с жизнью, развивая в учащихся самодеятельность.

Так, например, многие мастерские по отраслям прикладного искусства получили поддержку Министерства торговли и промышленности России.

Развивая сеть пригородных отделений, мастерских и воскресных классов, Н.К. Рерих заботился о расширении состава учащихся за счет демократизации Школы. Здесь сидели рядом представители всех сословий того времени: ремесленник и чиновник, матрос и офицер, студент и дьякон, мальчик от маляра или резчика и юноша из провинции, крестьянская девушка и генеральская дочь. По воспоминаниям Аркадия Рыло-ва в царское время ШОПХ открыла свои двери всем желающим посвятить себя искусству или просто познакомиться с ним.

Сам же Н.К. Рерих называл Школу Общества поощрения художеств истинно народной школой, доступной по дешевизне обучения, по возможности учиться бесплатно (до 600 учащихся), по программе школы, которая никого не стесняла, "ибо каждый совершенно свободно мог избирать и совершенствоваться в тех предметах, которые ему были ближе и нужней" [119, с. 53]. И такую Школу могли одновременно проходить до 2000 человек в год.

Многое из опыта талашкинской школы М.К. Тенишевой1 было использовано и усовершенствовано и ШОПХ. Одной из важнейших особенностей было то, что здесь Рерих мог, опираясь на опыт М.К. Тенишевой осуществить идею синтеза искусств, неделимости его на прикладное и чистое. Он горячо выступал против несправедливого и искусственного отделения "художественной промышленности" от искусства и был не согласен с причислением ее к чему-то побочному, второстепенному. Был уверен, что понятие сущности искусства безмерно расширится, "когда мы перенесем его во все проявления жизни, когда признаем в каждом украшателе обихода "художника жизни". Рерих утверждал, что нет второстепенных областей приложения творческих сил, но есть плохие художники.

Н.К. Рерихом была усовершенствована программа за счет введения в нее уроков общехудожественного образования. Примечательно, что с целью повышения культурного уровня учащихся, помимо специальных занятий были введены хоровое пение и уроки музыки: "... Ведь художественные дарования развиваются так своеобычно" [120, с. 160].

Опытно-экспериментальное исследование состояния нравственного и музыкально-эстетического воспитания школьников средствами искусств

В целях исследования проблемы формирования духовно-нравственных качеств учащихся в ходе учебно-воспитательной работы в школе нами была поставлена задача изучения и анализа современного состояния духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников средствами искусства.

Для выявления общей картины состояния работы по исследуемой проблеме в практике школ города нами было осуществлено констатирующее обследование. Был проведен сбор эмпирических данных по общей и эстетической нагрузке школьников в учебном плане и, соответственно, об уровне эстетических и этических знаний учащихся на основе анализа результатов учебной и внеучебной деятельности в школе №49.

Как показывает практика работы школы-гимназии №49, в настоящее время эстетическое воспитание осуществляется через предметы "Музыка" (по программе Д.Б. Кабалевского) - 1 час в неделю в 1-х - 8-х классах; Изобразительное Искусство (по программе Б.М. Неменского) -1 час в неделю в 1-х - 7-х классах; Мировая художественная культура (по авторской программе диссертанта) - в 9, 10, 11-х гимназических классах школы по 1 часу в неделю, художественный труд, которым охвачена школа с 1 по 9 классы два часа в неделю; через учебно-воспитательный комплекс (УВК), включающий в себя занятия в студии хорового пения (академическое для учащихся среднего звена и фольклорное - русско-чувашское для учащихся начальной школы) -2-3 часа в неделю; через занятия спецкурса по Мировой художественной культуре "Мир через Культуру" для старшеклассников по одному часу в неделю; частично на занятиях по Истории (разделы "Культура"), Литературе, Русского языка, Истории Культуры Родного Края, на занятиях чувашского языка.

На первый взгляд картина выглядит вполне благополучно, однако, при детальном рассмотрении выявляются следующие факты:

- в 1 - 7-х классах эстетическим предметам ИЗО, музыка, труды уделяется всего 4 часа в неделю при общей нагрузке в среднем 32 часа, что составляет 12,5%;

- в 8-х классах остаются Музыка и труды (технология) - 3 часа в неделю при общей нагрузке 35 часов в неделю, что составляет 8,6%;

- в 9-х классах остаются 2 часа трудов в неделю, что составляет 5,7% от общей нагрузки (35 часов в неделю);

- в 10 - 11-х классах /только гимназических/ - 1 час в неделю, что составляет 2,7% от общей нагрузки учащихся (37 часов в неделю);

- вышеназванным УВК для учащихся начальной школы заняты лишь три прогимназических класса целиком /из 19 классов/, что составляет 15,7% занятости от общего числа учащихся и отдельные группы из двух классов, посещающие УВК по желанию.

Можно сказать, что дети в довольно благополучной школе-гимназии имеют возможность получать эстетические знания лишь на 7,3% от общей занятости в школе и "миром прекрасного" на занятиях УВК, МХК и спецкурса "Мир через культуру" охвачено не более 19 % от общего количества учащихся. Да и можно ли отнести такой предмет как Труд (технология) к абсолютно эстетическому, если сами учителя ставят перед детьми зачастую лишь чисто технические, кустарные и прикладные задачи.

Еще хуже дело обстоит в общеобразовательных школах, в которых выполняется только федеральный компонент по эстетическому образованию в школе, включающий в себя с 1 по 9 классы всего 3 часа в неделю (их по усмотрению администрации школы распределяют среди учителей музыки, труда, изо и МХК) и по 1 часу в 10 и 11 классах.

Изучение современной практики эстетического воспитания в школе показало, что из 17 школ Ленинского района города Чебоксары Мировая Художественная Культура ведется в трех школах: №16 (всего 4 часа на всю школу в 9-ом, двух 10-х и 11 -м классах); №24 в трех классах по одному часу (9 - 11-е классы); №49 (6 часов по две параллели в 9 - 11-х классах), что составляет всего 17,6% от общего числа школ Ленинского района города.

Похожие диссертации на Методика музыкально-эстетического воспитания школьников средствами интегративного подхода в обучении (На основе Рериховской концепции эстетического воспитания)