Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Брызгалов Дьулустан Степанович

Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия)
<
Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брызгалов Дьулустан Степанович. Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2004 166 c. РГБ ОД, 61:04-13/1219

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-педагогические предпосылки воспитания трудолюбия на основе народных традиций

1. Анализ разработанности проблемы воспитания трудолюбия у детей в педагогической науке.

2. Этнопедагогические традиции воспитания трудолюбия у детей в Республике Саха (Якутия)

Глава II, Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия)

1. Организация экспериментального исследования процесса вое питания трудолюбия в сельской школе на основе традиций саха.

2. Апробация этнопедагогического содержания и средств воспитания трудолюбия у подростков в якутской сельской школе .

3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Якутии.

Заключение 134-137

Библиография 138-150

Приложение 151 - 165

Введение к работе

Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.

Актуальность научной разработки вопросов трудового воспитания усиливается множеством существующих в этой области противоречий. Высокая динамика развития российского общества, интенсивное вхождение страны в международные рыночные отношения, социально-экономические кризисы стали почвой для формирования противоречивых сценариев социального успеха, способствовали снижению авторитета человека-труженика, утрате у значительной части молодежи ценности труда, формированию в подростковой среде культа потребления. Это противоречит потребности демократического общества в квалифицированных специалистах, имеющих установку на профессиональный рост, обладающих высокой степенью социальной мобильности.

Современная политика в области образования ориентирована на формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение их основным принципам построения профессиональной карьеры, навыкам поведения на рынке труда . Но провозглашенные задачи находятся в противоречии с существующей практикой трудового воспитания, которая не обеспечивает детей опытом трудовой деятельности, часто ограничивается предоставлением им «книжных» знаний экономической теории при отсутствии навыков их практического применения. Сказанное обусловливает особое значение задач модернизации образования, в частности, по улучшению профессиональной ориентации и трудового обучения детей2.

Еще более остро проблема трудового воспитания стоит в сельских школах, что связано с современными проблемами социально-экономического развития села, полноценного включения молодого поколения в сельскохо-

1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации (от 4.10.2000г.) // Воспитать человека. - М, 2002. -СМ. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

зяиствєнное производство. Необходимо решение вопроса о педагогических основах и средствах трудового воспитания и профориентации сельских детей.

Анализ развития теории и практики трудового воспитания показывает, что у всех народов, в различных национальных культурах труд является ведущей воспитательной ценностью. При этом в современных условиях потенциал народной культуры в трудовом воспитании детей остается мало востребованным в силу ряда объективных и субъективных причин, сложившихся в разные периоды тенденций игнорирования национальных традиций, чрезмерной ориентации на ценности других культур, в частности, западной.

Преодолению названных противоречий и реализации потенциала народной культуры в воспитании детей способствуют современные научно-прикладные разработки в области этнопедагогики (Г.Н.Волков и др.), на концептуальные позиции которой опирается наше исследование. Однако, анализ выполненных в этой области работ, исследований проблемы трудового воспитания школьников показал, что потенциал народных традиций Республики Саха (Якутия) в процессе воспитания трудолюбия у детей в новой социально-педагогической ситуации специально не изучался. Кардинальные изменения, произошедшие в социально-экономической жизни народа саха в конце XX века, требуют переосмысления роли народных традиций в процессе воспитания. Эти объективные требования нашли отражение в разработке Концепции развития национальной школы: «Наша региональная система образования должна учитывать то, что народ на протяжении веков... выживает благодаря своему единству с природой, приспособлению к трудностям... Трудолюбие, мудрость и рассудительность в характере народа саха выковывались именно в этом постоянном соприкосновении с удивительной природой. Так что философия и идеология... должны исходить из традиций, проверенных практикой, выдержавших испытание временем»3.

3 Выступление президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева // Национальная школа: концепция и технология развития: Доклады и материалы международной конференции, г.Якутск, 16-21 марта 1993 г. / Мин-во образования Республики Саха (Якутия). Под ред. Е.П.Журкова.-М.: Просвещение, 1993.-С.17.

Таким образом, актуальность проблемы подготовки детей к жизненному и профессиональному самоопределению, необходимость переосмысления педагогического потенциала народной культуры Республики Саха (Якутия) в трудовом воспитании детей с учетом новых социокультурных реалий, разработки этнопедагогических средств подготовки детей к труду обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования - процесс трудового воспитания детей в современной сельской школе Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования — процесс воспитания трудолюбия у учащихся сельских школ на народных традициях Республики Саха (Якутия).

Цель исследования - выявить этнопедагогические условия воспитания трудолюбия у сельских школьников Республики Саха (Якутия).

Задачи:

  1. Раскрыть этнопедагогический смысл трудолюбия как воспитательной ценности и потенциал народных традиций в трудовом воспитании детей.

  2. Определить содержание воспитания у детей трудолюбия в условиях сельской школы на народных традициях Республики Саха (Якутия).

  3. Разработать комплекс средств, обеспечивающих эффективность реализации национально-регионального компонента в трудовом воспитании детей.

Гипотеза. Этнопедагогические условия воспитания трудолюбия у детей заключаются в комплексной реализации потенциала народной культуры в трудовом воспитании. Процесс воспитания трудолюбия у сельских школьников на народных традициях эффективен, если:

обеспечивается ориентация детей на ценность труда в его традиционном понимании народом саха как практической деятельности по реализации человеком своего высокого предназначения, духовных идеалов любви к Родине, гармонии с природой, нравственного долга перед предками и будущим;

этнопедагогическое содержание воспитания трудолюбия у современных сельских школьников заключается в освоении ими традиционной куль-

туры труда в процессе познавательной, имитационно-игровой, творческой и реальной трудовой деятельности;

- национально-региональный компонент образования включает комплекс этнопедагогических средств трудового воспитания: народные обряды, праздники, традиции, фольклор, игры и игрушки; предполагает взаимодействие детей с носителями традиционной культуры труда; реализацию потенциала сельского социума в трудовом воспитании детей.

Теоретико-методологические основы исследования составляют философе ко-культурологические положения о роли труда в становлении человека, диалектике национального и общечеловеческого, традиций и инноваций; междисциплинарный структурно-функциональный подход к изучению человеческой деятельности; положения психолого-педагогических теорий о воспитании как социокультурном феномене и педагогическом процессе, роли деятельности в развитии личности, учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, развитии субъектной позиции ребенка в процессе воспитания, о целостном характере учебно-воспитательного процесса и др.

Теоретическую базу исследования составили труды классиков отечественной педагогики о народности в воспитании, роли труда в развитии личности ребенка, воспитании у него позитивного отношения к труду (К.Д.Ушин-ский, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.Ф. Свадковский и др.); работы современных педагогов, социологов, этнографов, философов, психологов о закономерностях и содержании воспитательного процесса, формах и методах воспитания, условиях и способах оценки его эффективности, социальном воспитании (Ш.А.Амонашвили, СЯ.Батышев, В.П.Борисенков, В.Г.Бочарова, О.И.Волжина, М.П. Гурьянова, С.В.Дармо-дехин, Н.С.Дежникова, В.А.Караковский, И.С.Кон, В.М.Коротов, А.И.Ко-четов, В.В.Краевский, К.В.Кулаев, БХЛихачев, А.В.Мудрик, Н.Д.Никанд-ров, А.М.Новиков, Л.И.Новикова, А.П.Оконешникова, В.И. Петрова, Р.М.Рогова, ДЛ.Фельдштейн, Г.Н.Филонов, И.В.Цветкова, А.И.Шемшурина и др.)

Особое значение для настоящего исследования имела концепция этно-педагогики Г.Н.Волкова и труды современных ученых в области этнопедаго-гики (В.Ф.Афанасьев, Г.И.Батурина, А.Л.Бугаева, В.М.Григорьев, Д.А.Данилов, П.П.Кондратьев, Т.Ф.Кузина, А.М.Леонов, Н.Д.Неустроев, Т.Н.Петрова, Б.Н. Попов, Г.С.Попова, М.А.Попова, И.С.Портнягин, К.Д.Уткин, Л.И.Федорова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).

Методы исследования: анализ научной литературы, теоретическое моделирование и прогнозирование; синтез, обобщение и интерпретация эмпирических данных; включенное наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, ретроспективный анализ воспоминаний, изучение предметов детского труда и игры, школьной и музейной документации, программ, учебииков, методических пособий; анализ фольклора, декоративно-прикладного творчества, художественной литературы народа саха, радио- и телепередач о народных традициях воспитания; констатирующий и формирующий эксперимент.

Экспериментальная база исследования: сш №7 г..Якутска, Партизанская, Хомустахская и Едейская сельские общеобразовательные школы Намского улуса; Павловская средняя школа Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Всего в эксперименте было задействовано ок. 353 детей.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1999 - 2000 гг.) - изучение философско-педагогической, этнографической и психологической литературы по проблеме исследования; анализ массового опыта трудового воспитания в Республике Саха (Якутия), разработка системы воспитания трудолюбия и составление программы ОЭР.

Второй этап (2000 - 2003 гг.) - анализ воспитательного потенциала народных традиций Республики Саха (Якутия) в трудовом воспитании, опытно-экспериментальная проверка этнопедагогических условий воспитания трудолюбия у сельских школьников, диагностика результатов эксперимента.

Третий этап (2003 - 2004 гг.) - систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, теоретическо-

го анализа изучаемой проблемы. Оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основе изучения народных традиций Республики Саха выявлены общие эшопедагогические условия воспитания трудолюбия у сельских школьников, заключающиеся в комплексном использовании потенциала народной культуры в трудовом воспитании детей за счет: ориентации воспитательного процесса на ценности традиционной культуры труда; реализации этнопедагогического содержания и средств воспитания трудолюбия у детей; специальной подготовки учителей и родителей учащихся к организации трудового воспитания; педагогически организованного включения детей в культурно-производственную жизнедеятельность села.

Раскрыт этнопедагогический смысл трудолюбия как воспитательной ценности, состоящий в представлении народа саха о духовном совершенстве человека, воплощающего в труде свое высокое предназначение, идеалы любви к Родине, гармонии с природой, ответственности перед прошлым и будущим.

Выявлен потенциал народных традиций в трудовом воспитании, заключающийся в их особых возможностях передачи подрастающим поколениям духовных и материальных ценностей труда, смыслов и образцов трудовой деятельности, наличии в них средств передачи детям трудового опыта народа.

Определено содержание воспитания у детей трудолюбия в условиях сельской школы Якутии: освоение ими традиционной культуры труда в процессе познавательной, имитационно-игровой, творческой деятельности и реального участия в сельскохозяйственном труде; специфика трудового воспитания в сельской школе, где оно обладает интегрирующей функцией.

Разработан комплекс средств, обеспечивающих эффективность реализации национально-регионального компонента в трудовом воспитании детей: народные обряды, праздники, традиции, фольклор, игры и игрушки; методы включения детей во взаимодействие с сельским социумом, носителями традиционной культуры труда, сельскохозяйственное производство.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание трудового воспитания детей в сельской школе на народных традициях, которое может быть включено в национально-региональный компонент системы образования Якутии; предложены этнопедагогические средства воспитания трудолюбия, критерии их отбора и комплектования с учетом конкретных социокультурных условий деятельности сельских школ. Разработано содержание подготовки педагогов и родителей к воспитанию у детей трудолюбия на народных традициях, которое может быть использовано в практике работы школ и в системе подготовки педагогических кадров.

Достоверность выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы, широкой апробацией разработанных этнопедагогических средств воспитания трудолюбия у детей, а также непосредственной работой диссертанта с педагогами, детьми и сельскими жителями по организации трудовой деятельности детей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность диссертанта в экспериментальных Павловской и Партизанской сельских средних общеобразовательных школах Якутии; б) выступления в местной якутской печати, телепередачах по программе «Сиэр-туом-олохпут олуга» («Народные традиции - основа жизни»); в) созданные диссертантом методические рекомендации по применению этнопедагогических средств воспитания трудолюбия у детей апробированы на семинарах для учителей сельских школ и лекториях для родителей в селах Намского и Мегино-Кангаласского улусов Республики Саха (Якутия); г) в качестве учебного материала для уроков национальной культуры диссертантом снят видеофильм о трудовой деятельности народа саха; д) результаты исследовательской работы соискателя неоднократно рассматривались в лаборатории этнопедагогики и конференциях мо-

лодых ученых в Гос.НИИ семьи и воспитания в 2001-2003 гг., на научной конференции в г.Якутске в 2001 г,; на конференции в Чурапчинском институте физической культуры (Якутия) в 2002 г., на конференциях молодых ученых и аспирантов в Санкт-Петербурге в 2001 г. и в 2002 г. Положения, выносимые на защиту.

1. Этнопедагогические условия воспитания трудолюбия у сельских
школьников представляют собой комплексное обеспечение реализации по
тенциала народной культуры в трудовом воспитании и состоят в: а) ориента
ции детей на ценность труда в его традиционном понимании народом саха
как практической деятельности по реализации духовно-нравственных идеа
лов; б) отборе этнопедагогического содержания и средств воспитания трудо
любия у детей; в) специальной подготовке учителей и родителей учащихся к
организации трудового воспитания; г) педагогически организованного вклю
чения детей в культурно-производственную жизнедеятельность села.

2. Воспитательный потенциал народных традиций в трудовом воспита
нии заключается в том, что они несут в себе сложившиеся веками ценности и
смыслы труда, образцы и навыки трудовой деятельности. Освоение традици
онной культуры труда в процессе познавательной, имитационно-игровой,
творческой и реальной трудовой деятельности составляет этнопедагогическое
содержание воспитания трудолюбия у современных сельских школьников

3. Средствами реализации национально-регионального компонента в
трудовом воспитании детей являются: народные обряды, праздники, тради
ции, фольклор, игры и игрушки; педагогически организованное взаимодейст
вие школьников с сельским социумом. Применение этнопедагогических сред
ств обеспечивает повышение как организационно-технологического качества
трудовой деятельности детей, так и их духовно-нравственного отношения к
труду, стремления возрождать и развивать лучшие традиции национальной
культуры труда.

Анализ разработанности проблемы воспитания трудолюбия у детей в педагогической науке

Анализ научно-педагогической литературы по проблеме трудового воспитания детей предпринят в настоящем параграфе с целью выявления теоретических предпосылок воспитания трудолюбия у детей Республики Саха (Якутия) на народных традициях. Для того, чтобы определить воспитательный потенциал народных традиций в воспитании трудолюбия у детей, мы рассмотрели общие теоретические подходы к проблеме трудового воспитания, осмыслению феномена трудолюбия как качества личности. Нас также интересовали подходы к определению роли и места народных традиций в трудовом воспитании детей, педагогических средств воспитания у детей трудолюбия и специфики этого процесса в условиях сельской школы.

Как показал проведенный анализ научно-педагогической литературы, современных исследований, феномен трудолюбия не являлся предметом специального изучения, но проблема воспитания трудолюбия достаточно часто рассматривается в общем контексте проблем трудового воспитания наряду с вопросами воспитания культуры труда, трудового творчества и т.д. Характерна тенденция изучения процесса воспитания трудолюбия как составной части трудового воспитания, которой мы в определенной степени тоже будем придерживаться в нашем исследовании. Учитывая известную глубокую духовность культуры народа саха, подходы исследователей к организации трудовой деятельности школьников, нас будут интересовать не столько с точки зрения формирования у детей экономических знаний, трудовых умений и навыков, сколько - присутствие в педагогических концепциях труда как духовной ценности, выявление специалистами нравственных основ трудолюбия. Положение о том, что трудовое воспитание «присуще всем историческим формациям и является самой древней формой воспитания» (92, с.494), стало настолько широко признанным, что вошло в словари и энциклопедии уже без ссылок на конкретных авторов. Трудовое воспитание как самая древняя форма воспитания было обусловлено его жизнеобеспечивающей функцией. Людям приходилось трудиться, чтобы выжить: собирать съедобные растения, охотиться, ловить рыбу и пр. Передать подрастающим поколениям опыт трудовой деятельности, обучить их навыкам труда означало обеспечить их выживание. При этом труд носил коллективный характер. Участвовать в общем труде должны были все, начиная с малых лет, - это было главным занятием и основным способом воспитания в первобытном обществе.

Когда произошло разделение труда на физический, интеллектуальный, управленческий и др., физический труд стал считаться уделом низших слоев общества. С этого времени отношение к труду и к трудовому воспитанию стало противоречивым с позиций разных социальных групп. Проблема постижения смысла труда, поиск путей и средств формирования ценностного, нравственного отношения к труду у представителей разных слоев общества являются одним из основных ракурсов рассмотрения вопросов трудового воспитания в трудах классиков мировой педагогической мысли.

Характер общей тенденции в развитии мировой педагогической мысли приобрела идея воспитания путем включения детей в непосредственную трудовую деятельность, приобщения их к труду на всех возрастных этапах.

Высказываясь о необходимости осуществления в школах трудовой подготовки детей, подлинный демократ, великий педагог Я.А.Коменский, подчеркивал необходимость ознакомления учащихся с различными видами трудовой деятельности и орудиями труда. Он говорил: «Трудолюбие юношества надо воспитывать посредством труда, постоянных (однако умеренных) умственных и физических занятий» (56, с 324).

Многочисленные аргументы в пользу включения разнообразной трудовой деятельности в учебно-воспитательный процесс высказывали в XVII -XVIII вв. Я.А.Коменский, Дж.Беллерс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.

Ж.-Ж.Руссо, развивая идею всестороннего воспитания, большое внимание уделял вопросам трудовой подготовки детей. Он исходил из того, что труд - неизбежная обязанность каждого члена общества, что «...всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут» (НО, с.257). В трудовом воспитании нужно направлять действия ребенка, не лишая его самостоятельности. Ж.-Ж.Руссо считал даже, что воспитанник сам должен изобретать и создавать необходимые ему инструменты, тогда он станет не только ремесленником, а исследователем и мыслителем.

Й.Г.Песталоцци видел в трудовом воспитании главное средство улучшения положения народа. Он считал, что необходимо совмещать учение и труд. Развивая идею Ж.-Ж.Руссо о «свободном воспитании», он практически соединил обучение с физическим трудом в воспитании детей бедняков. Он писал, что благодаря соединению с физическим трудом улучшается нравственное и физическое воспитание учащихся, молодежь подготавливается к труду и этим обретает независимость и свободу.

Социалисты-утописты А.Сен-Симон и Ш.Фурье развивали в своих трудах теории Т.Мора и Кампанеллы, утверждая идеи подготовки подрастающего поколения к успешной трудовой деятельности. Ш.Фурье подробно разработал методы привлечения детей к труду, в том числе во время игр и развлечений. Практически эти идеи впервые осуществил Р.Оуэн. В организованных им школах дети с самого раннего возраста вовлекались в коллективный труд в домашнем хозяйстве, они учились и одновременно работали на фабрике.

К.Маркс сформулировал законодательство о запрещении труда детей и подростков, если они не связаны с воспитанием и обучением. Он особенно подчеркивал важность технического обучения — ознакомления подрастающего поколения с основными принципами производства и основными орудиями труда. При этом он исключал использование детского труда во вредных для здоровья производствах. Сформулированные К.Марксом требования были направлены на сбережение физического здоровья подрастающего поколения, защиту его от социального бесправия. Но при соотвествующей общественной организации труд детей способен превратиться в источник их гуманного развития, - считали К.Маркс и Ф.Энгельс. Главное направление трудового воспитания они видели в политехническом обучении, соединении обучения с производительным трудом в целях подготовки детей к полноценному включению в общественное производство.

Специальное внимание воспитательным возможностям труда и его нравственному смыслу уделял К.Д.Ушинский. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он раскрывает роль свободного физического труда для всестороннего развития человека, сохранения у него чувства собственного достоинства. К. Д.У шине кий осуждает тех родителей -тружеников, которые, добившись напряженным трудом материального благополучия, стремятся освободить своих детей от труда. Поступая таким образом, считает он, родители сами же разрушают счастье своих детей, которые от такого воспитания превращаются в моральных калек и глубоко несчастных людей. «Взамен счастья, потерянного за грех, дан человеку труд, и вне труда нет для него счастья. Труд есть единственно достойное его счастье», -отмечает К.Д.Ушинский (133, с,347). Настоящий труд, по его мнению, серьезен и тяжел, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье. Поэтому воспитание должно внушать воспитаннику «неутолимую жажду» труда, - утверждает великий педагог. Именно в этом, в формировании у детей трудолюбия видит главный смысл трудового воспитания К.Д.Ушинский: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» (133, с.348). Очевидно, что именно трудолюбие он рассматривает как важнейшее качество, свидетельствующее о состоявшейся личности, жизнеспособности человека, характеризующее его как достойного гражданина. Л.Н.Толстой считал, что важнейшим условием успешного трудового воспитания является трудолюбие самих взрослых и любовь к детям. Они должны воспитывать своим примером в духе уважения к труду, заботиться о всестороннем развитии детей. Он утверждал, что от рождения у детей нет никаких отрицательных качеств и порочных действий. Надо уважать личность и развивать ее задатки и творческие силы. Н.К.Крупская писала: «Я была благодарна Л.Н.Толстому, что он уважает ребенка. Мне было любо, что Л.Н.Толстой написал статью «Кому у кого учиться, - крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Мне нравилось, что Л.Толстой критикует современную школу, ищет путей, как сделать школу лучшей, близкой, нужной детям... И сейчас я хочу, чтобы из ребят воспитывались не рабы, а свободные граждане, и сейчас я считаю никуда негодным учителя, не умеющего уважать личность ребенка, с ней считаться...» (69, с. 14-16).

class2 Опытно-экспериментальное исследование процесса воспитания трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия)

class2

Организация экспериментального исследования процесса вое питания трудолюбия в сельской школе на основе традиций саха

Основе изложенных в первой главе выводов нами была разработана программа экспериментального исследования процесса воспитания трудолюбия у сельских школьников на народных традициях. В настоящей главе дается описание эксперимента, раскрыты показатели эффективности и результаты воспитания трудолюбия у детей, формы и методы подготовки учителей и родителей к воспитанию трудолюбия у детей на традициях народа саха.

Программа эксперимента включала в себя констатирующий этап, в ходе которого анализировалась массовая практика трудового воспитания сельских школьников в Республике Саха (Якутия) и формирующий этап, в ходе которого апробировались этнопедагогические условия воспитания трудолюбия у сельских школьников, этнопедагогические средства и содержание трудового воспитания детей в условиях сельской школы на традициях народа саха.

Результативность эксперимента отслеживалась по выявленным диссертантом показателям и уровням сформированности трудолюбия у детей. Основными показателями являются: а) повышение духовно-нравственной мотивации выбора детьми видов трудовой деятельности, включая стремление возрождать и развивать лучшие национальные традиции; б) рост интереса и позитивного эмоционального отношения к труду, выражаемый в увеличении числа дел, признаваемых «любимыми» и стремлении к освоению новых видов труда; в) рост качества и результативности труда, фиксируемый по числу и объему полезных трудовых дел; г) повышение доступности труда, развитие у детей трудовых умений и навыков, творческого отношения к труду, что отражается в росте числа дел, осуществляемых школьниками самостоятельно, и стремлении совершенствовать способы и продукты трудовой деятельности.

Основными уровнями сформированности трудолюбия у детей выделены: а) низкий, характеризующийся отсутствием у детей потребности в самореализации в трудовой деятельности, выполнением ими работ по принуждению, за вознаграждение или по привычке; б) средний, при котором интерес к трудовым делам ситуативен, обусловлен стремлением к личностному росту или дружеским общением; в) высокий, выражающийся в устойчивой потребности ребенка в творческой трудовой деятельности, мотивированной заботой о людях, природе, стремлении улучшить окружающую действительность.

Эксперимент проводился на базе Партизанской (74 учащихся), Хому-стахской (46 учащихся), Едейской (45 учащихся) сельских школ Намского улуса, Павловской школы (138 учащихся) Мегино-Кангаласского улуса Якутии. Дополнительно в констатирующем эксперименте участвовали учащиеся СШ № 7 г.Якутска (50 учащихся). Всего на разных этапах экспериментальной работы было задействовано 353 детей, 100 учителей и родителей. При этом 70% испытуемых составляют дети младшего подросткового возраста. Это возраст был выбран в связи с тем, что будучи пограничным между младшим и старшим школьным возрастом, он позволяет выявить наиболее существенные и типичные характеристики процесса воспитания трудолюбия в условиях сельской школы. Этот возраст требует особого внимания педагогов, поскольку, являясь переходным, сопровождается проблемами: утрачивается внимание учителей начальной школы; дети входят в новую систему обучения и воспитания, требующую большей самостоятельности в обучении, приобретения умений и навыков нового темпа обучения и воспитания; возрастают проблемы адаптации младших подростков в коллективе более старших школьников; актуализируются проблемы самоопределения, самоутверждения и самореализации в среде сельской средней школы.

На этапе констатирующего эксперимента проводился анализ уровня сформированности трудолюбия у сельских школьников, этнопедагогических условий, созданных в образовательных учреждениях для трудового воспитания детей. Диагностика уровня сформированности трудолюбия у детей осуществлялась при помощи методик: а) анкеты «Виды трудовых дел», «Что я умею и люблю делать»; б) таблица-анкета «Игры с изготовлением игрушек»; в) методика экспертной этнопедагогической оценки игрового предмета; г) сценарии индивидуальных собеседований, вопросы для интервьюирования детей; д) тесты независимых характеристик по оценке сформированности у детей трудолюбия и другие (см. Приложение).

В процессе констатирующего эксперимента мы попытались проанализировать особенности современной сельской школы с точки зрения востребованности ею и возможности реализации в ее условиях трудового воспитания на основе народных традиций.

Даже без специального исследования нам было ясно, что осуществление в полном объеме традиционной системы трудового воспитания в условиях современной системы образования невозможно. Еще в позапрошлом, XIX веке, во времена К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, воспитание трудолюбия в государственных учебных заведениях велось средствами не только народной педагогики, но и педагогики официальной. С развитием трудовой школы к ней переходило все больше функций трудового воспитания. Советская школа считала себя центром воспитания, включая трудовое воспитание. Но в этом имелись очевидные перегибы. Большинство профессиональных педагогов и даже многие родители перестали учитывать огромные воспитательные возможности народной педагогики, целиком полагаясь на официально утвержденные методы и формы воспитания. Лишь некоторые крупные педагоги отстаивали необходимость опереться на лучшие народные традиции воспитания (их труды мы анализировали в 1 главе). Однако всякий раз речь шла о сочетании народных традиций с осуществляемой профессиональными педагогами системой воспитания, прежде всего школьной системой. С анализа особенностей современной сельской школы мы и начали констатирующий этап эксперимента, опираясь при этом не только на собственный педагогический опыт, но и на результаты НИР институтов РАО. В частности, - обобщенный анализ особенностей современных сельских школ, представленный М.П.Гурьяновой в коллективном труде Института педагогики социальной работы РАО «Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития» (120 А). Автор отмечает все более увеличивающуюся «поляризацию между образованием в городе и на селе» и функционирование современной сельской школы России «в очень сложных социальных условиях». Из 16 выделенных автором особенностей сельских школ для нас наиболее важны: большая слитность с природным окружением, тесная связь с народной культурой, преобладание национальных школ, большая значимость трудового воспитания (120 А, с. 16-20). Последнее подчеркнуто особо: «От трудового воспитания и обучения сельских школьников во многом, если не в решающей степени, зависит будущее села, его трудовые ресурсы». Отмечена также значительная разница «между видами трудовой деятельности сельских школьников краснодарской станицы и якутского улуса» (120 А, с.7-10).

Апробация этнопедагогического содержания и средств воспитания трудолюбия у подростков в якутской сельской школе

Формирующий эксперимент был направлен на создание этнопедагогиче-ских условий трудового воспитания учащихся в сельской школе, реализацию возможностей народной культуры в формировании трудолюбия у детей. Под этнопедагогическими условиями мы понимаем комплекс мер и мероприятий, направленных на всестороннее обеспечение реализации потенциала народной культуры в трудовом воспитании школьников. Организация воспитательного процесса, на наш взгляд, должна быть направлена на освоение детьми ценности труда в его традиционном понимании народом саха как практической деятельности по реализации духовно-нравственных идеалов,

Этнопедагогический смысл труда обусловил разработанное нами содержание трудового воспитания детей на народных традициях и этнопедагоги-ческие средства воспитания трудолюбия. Диапазон трудовых дел подростков был расширен по ключевым видам детского труда: бытовому, производительному и организационно-общественному с нарастающим включением традиционных национальных видов труда. Содержанием этапа подготовки к трудовой деятельности и этапа последействия являлось ознакомление детей с национальным фольклором на тему труда, элементами обрядовой, праздничной культуры труда посредством включения их в творческую деятельность по подготовке и проведению обрядово-праздничных мероприятий. Это якутский народный праздник «Ысыах», который в старину отмечался как обрядовый культовый праздник, начало нового хозяйственного цикла. По словам этнографа К.Д.Уткина он является «универсальной школой народной педагогики, источником богатства духовного наследия». Это обряд «Сааскы ньу-куолун», в ознаменование конца зимы, на радостях к появлению зеленой травы; традиционное переселение из зимника на летник «Сайылыкка тах-сыы»сопровождаюшийся многими обрядами поклонение к природе, способствующего на расцветание, благосостояние людей скотоводов, повышения удоя молока и упитанности у коров и кобыл, о предупреждении болезней скота; народный обряд «Ынах айыы Ьытын атаарыы» в честь рождения теленка, возрождение которого стало событием для всего села, а снятый диссертантом видеофильм об этом празднике с успехом демонстрировало телевидение. «Кююлэй», сопровождавшийся благословением, алгысом косарей, состязанием по косьбе; обряд, посвященный празднику стогометания «Кы-дама» в честь окончания сенокосной страды, Это якутская традиция переселения из летника на осеннее стойбище «куЬунну отор»; древнейший обряд встречи осени - «КуЬуну керсуу», посвященный трудам собирательства; обряд «Привязывание рогатого скота» (кыстыкка кирии туома), народный праздник начала зимней ловли рыбы «Мунха» и многие другие.

Особое место в содержании процесса трудового воспитания заняла игровая деятельность, имитирующая труд, и трудовая деятельность по изготовлению народных игрушек и инструментария для народных игр. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, мы обратились к игре как одному из эффективных средств воспитания трудолюбия у младших подростков. Игру мы рассматривали как упрощенную, приспособленную к возрастным интересам и возможностям детей модель реальной жизни, труда. Среди огромного разнообразия игр важное место в воспитании трудолюбия, формировании трудовых умений и навыков занимают игры с применением игровых предметов: игрового инвентаря, игрушек, которые дети могут делать и сами. Такое содержание трудовой деятельности мы реализовали в самом начале формирующего эксперимента.

Посетив внутриреспубликанскую выставку творческих работ народных мастеров Республики Саха (Якутия), мы расширили представления об этно-педагогическом значении рукотворной игрушки как одного из средств воспитания трудолюбия. На выставке были представлены работы взрослых и детей северных и центральных улусов республики. Нам удалось также познакомиться с некоторыми из мастеров-изготовителей игрушек, например, с изготовителями настольных игр, национальных игрушек из дерева, бересты, глины. Так, мастер-изготовитель глиняных игрушек Аргунова Варвара Михайловна, 58 лет, представляла на выставке село Партизан Намского улуса. Она представила на выставку миниатюрные фигурки танцующих девушек, одетых в национальные платья, женщину, играющую на хомусе, старушку, несущую кытыйа (большую тарелку), пастуха с конем, домашних животных, сделала юрту и якутскую усадьбу из лучинок. Играя с такими игрушками, дети могут учиться вести хозяйство и заботиться о членах семьи, о животных. Эта игра мне напомнила бумажных коров, которых меня научили делать моя бабушка и мама, пробудившие этим во мне интерес к уходу за животными и желание стать животноводом. Игрушки В.М.Аргуновой значительно расширяют возможности применения игр для воспитания трудолюбия.

Духовно-нравственный смысл труда, представление о совершенстве человека-труженика, воплощающего в труде идеалы любви к родной земле, природе, людям, уважения к истории своего народа передавались детям на организованных в школах встречах с представителями старших поколений жителей якутских сел, носителями традиционной культуры.

Мы организовали встречу детей четвертых классов с В.М.Аргуновой, преследуя цели: заинтересовать детей этим видом трудовой деятельности, представить им яркий образец личности творческого трудолюбивого человека. Встреча состоялась в доме Варвары Михайловны. Школьников встретила хозяйка. Все было убрано, пол чисто вымыт, на окнах были повешены шторы, расшитые национальным узорами, и украшенные бисером. Домашняя одежда, утварь были дополнены национальным орнаментом. Стулья были покрыты ковриками из сшитых треугольных лоскутов («саахымат») в национальном колорите. Нас пригласили в комнату.

А.Е.Свинобоева, классный руководитель 4-го класса, в дальнейшем член Клуба друзей игры и труда Партизанской средней школы, объявила цель нашего посещения. Она напомнила подросткам о том, что сегодня они пришли в гости к бабушке их одноклассника Гоголева Васи. Слово было предоставлено Васе, который представил свою бабушку, рассказал ее биографию. Подростки узнали, что она работала телятницей и, выйдя на пенсию, начала заниматься изготовлением различных игрушек для своих внуков. По заранее продуманному плану учительница напомнила школьникам, что они встречаются с признанным мастером-изготовителем национальных игрушек, трудолюбивым человеком, уважаемой жительницей села, участницей республиканской выставки.

Варвара Михайловна, вкратце рассказав о своей жизни, своих детях и творческой работе, сказала детям: «Если вы будете делать доброе дело, будете любить людей и трудиться ради них, то ваша жизнь будет благословленной, окрыленной благодарностью людей. А если вы станете трудолюбивыми, то будете независимыми и сумеете преодолевать трудности жизни».

Потом она показала свои игрушки - якутскую усадьбу, женщину-благо с ловитель ницу, старушку, несущую кытыйа, пастуха с конем и т.д. Рассказала, из чего и как она сделала их, объяснила, как можно с ними играть. Она посоветовала детям попробовать сделать из глины и другие игрушки по своему желанию. Таким образом жизненный опыт и интуиция подсказали ей важное условие для развития у детей самостоятельности в творчестве.

Дети, заинтересовавшись игрушками, начали задавать разные вопросы, например: «Можно ли сделать из глины самолет, ружье, большую куклу и диких животных и т.д.?». Мальчики особенно интересовались такими игрушками, как пастух с конем, якутская юрта. С разрешения мастерицы поиграли в скачку, попробовали топить печку глиняной юрты. Якутский камелек (старинная печь) сейчас большая редкость, поэтому некоторые подростки увидели его впервые в виде игрушки, а знание исторического бытового труда важно для духовного становления трудолюбивого человека.

Похожие диссертации на Воспитание трудолюбия у сельских школьников на народных традициях Республики Саха (Якутия)