Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции Белиц-Гейман Артем Павлович

Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции
<
Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белиц-Гейман Артем Павлович. Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Белиц-Гейман Артем Павлович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2008.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/471

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Использование компьютерных технологий в учебном процессе на художественно-графическом факультете 13

1.1. История, тенденции и перспективы развития и применения компьютерных технологий в художественном образовании 13

1.2. Художественная, графическая композиция как объект компьютерных технологий 40

1.3. Возможности применения компьютерных технологий в различных видах художественной графики 58

Выводы к главе 1 70

Глава 2. Изучение возможностей использования компьютерных технологий а процессе обучения студентов художественной, графической композиции 73

2.1. Организация экспериментального обучения. Разработка методической экспериментальной модели использования компьютерных технологий в художественной, графической композиции 73

2.2. Поиск наиболее эффективных путей использования компьютерных технологий в процессе обучения студентов художественной, графической композиции 92

2.3 . Методика формирующего эксперимента и ход его проведения 119

Выводы к главе 2 162

Заключение 164

Список литературы

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

В образовательной стратегии России модернизация является одним из еобходимых условий дальнейшего развития и совершенствования педагогического іроцесса в целом. В программных документах Министерства образования и науки оссийской Федерации определены основные направления модернизации едагогического образования:

оптимизация структуры профессиональной подготовки педагогов и совершенствование организации,

преобразование содержания и форм подготовки,

научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.

Все перечисленные направления тесно взаимосвязаны между собой, для еализации любого из них необходимо учитывать специфику каждого направления, нашем исследовании мы ориентируемся на преобразование содержания и форм одготовки специалиста в полном соответствии с современными достижениями в бласти компьютерных технологий.

Проблема компьютеризации и информатизации образовательной сферы ассматривается на государственном уровне в разделе по образованию Федеральной рограммы «Электронная Россия» (2002-2010гг.); для образовательного процесса азработаны программы: «Развитие единой образовательной информационной феры» (2002-2005гт.), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую колу»(2001-2005гг.).

В связи с этим обозначился вектор наших научных изысканий, непосредственно пределилась проблема нашего исследования, которая заключается в еоретических и учебно-методических аспектах адаптации новых технических редств обучения, базирующихся на компьютерных технологиях, к современному ебному процессу на художественно-графическом факультете. При этом мы олжны учитывать то обстоятельство, что любые методические новации и несенные посредством их изменения в теорию и методику обучения не должны пособствовать изменениям в сложившейся структуре академической, удожественно-педагогической школы. В современных условиях наша задача -обиться оптимального взаимодействия новации и традиции, тем самым усилить озиции реалистической академической школы, сделать ее более мобильной, ниверсальной, соответствующей современным требованиям. Это именно те оординаты, которые мы связываем с понятием «модернизация образования».

Эту проблему необходимо решать, на наш взгляд, в ближайшее время, т.к.

ория и методика обучения и воспитания изобразительному искусству (все без

сключения специальности) не могут оставаться без научного и учебно-

етодического обеспечения, в основе своей базирующегося на компьютерных

хнологиях. Процесс применения компьютерных технологий, как в методике, так и

художественной практике, не может проходить бесконтрольно, спонтанно, без

акой-либо научно обоснованной систематизации и подчас (что более опасно) в

щерб базовым ценностям классической художественной педагогики. Сейчас, по

нашему глубокому убеждению, чрезвычайно важно, чтобы подготовленные в системе педагогического образования специалисты стали носителями идеи обновления, на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественной и мировой художественной педагогики.

Разрабатываемая автором тема диссертации «Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции» в методологическом и методическом планах ко многому обязывает, т.к. применение средств компьютера оказывает влияние на формирование личности по четырем основным направлениям (аспектам): философское (формирование научного миропонимания, эстетических идеалов); психологическое (развитие процессов памяти, внимания, мышления, воображения, поддержание мотивации деятельности); профессионально-практическое (применение программных средств при решении задач профессиональной деятельности по специальным дисциплинам); технологическое (формирование компьютерной грамотности и информационной культуры).

При работе с компьютером повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия, стимулируется развитие личности обучаемого -самостоятельности его суждений, инициативности, значительно усиливаются требования к точности выполнения заданий, логичности и последовательности действий, повышается значение рефлексии, что является важными характеристиками для педагогической деятельности и лежит в основе профессиональных качеств художника-педагога.

Обращаясь к педагогическому аспекту вопроса, важно обязательно указать на то, что внедрение компьютерных технологий облегчит реализацию основных принципов образования - принципов наглядности и доступности. Применение пособий (электронных или же печатных) в учебном процессе, а также возможность самостоятельно изготавливать их и подготавливать наглядный материал под педагогические нужды различного рода делают компьютерные технологии незаменимой составляющей образовательного процесса. Художник-педагог, обладающий навыками и знаниями в области компьютерных технологий, может в значительной степени облегчить и ускорить процесс усвоения теоретического и практического блока знаний в различных возрастных группах обучающихся, а также значительно усовершенствовать способ подачи изучаемой информации.

Сужая круг проблем современного обучения изобразительному искусству посредством компьютерных технологий, мы обозначим в нашем диссертационном исследовании очень значимую, на наш взгляд, проблему, связанную с повышением творческой мыслительной активности будущих художников-педагогов в процессе создания графической композиции. Графическая композиция как специальная учебная дисциплина обладает богатейшим, исторически сложившимся арсеналом методов и принципов визуальной организации и средств образной выразительности. Являясь результатом творческой изобразительной деятельности студентов, художественная, графическая композиция служит мощным фактором активизации и развития творческого мышления в профессиональной деятельности будущего художника-педагога. На сегодняшний момент педагогическая практика показывает,

что технический инструментарий, имеющийся в арсенале компьютерных технологий, способен, с одной стороны, преодолеть инертность композиционного мышления студентов, а с другой - способствовать усвоению и закреплению основных композиционных принципов. Одновременно с этим, компьютерные технологии помогают, используя специальный инструментарий, формировать современную информационную среду, базирующуюся на электронных средствах коммуникации, так называемый e-leaming. Эта среда, состоящая из множества программ, определенным образом интегрирована в образовательный процесс, связанный с преподаванием специальных дисциплин художественного цикла, а также в творческую деятельность художников и дизайнеров. Специфические изобразительные средства компьютерных технологий активно используются в архитектуре, конструировании и декоративно-прикладном искусстве.

Использование компьютерных технологий в обучении графической композиции на художественно-графическом факультете полностью соответствует принципу научности в обучении. Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требование к использованию основного и дополнительного материалов, включающих сведения о глобальных проблемах и современных достижениях науки. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание адекватного и реалистического образа этого мира.

На сегодняшний день не достаточно специальных исследований, посвященных теории и методике использования компьютерных технологий в обучении графической композиции. Тем не менее, в научной литературе общий круг вопросов, связанных с теорией и методикой обучения компьютерной графике, освещен подробно. Те или иные аспекты интересующей нас проблемы рассматривались разными учеными и исследователями.

Проблемам целостности художественного произведения, являющего собой сплав формы и содержания, где форма не может быть рассмотрена отдельно от содержания, посвятили свои исследования такие известные ученые художники-педагоги, как В.А.Фаворский, Н.Н.Волков, ААДейнека, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, В.С.Кузин, В.К.Лебедко и др.

Существует ряд научно-методических исследований, посвященных методам, приемам и средствам обучения компьютерной графике, среди них следует выделить работы Ю.Ф.Катхановой, В.В.Корешкова, Н.П.Петровой, Е.В.Ладыгина и Л.Я.Нодельмана, А.В.Апарина, А.КХЛихачева, СА.Фрейберга, А.Н.Агошковой, М.М.Головановой, М.М.Чемодановой, М.Н.Марченко и др. Теоретические основы преподавания композиции по художественной графике были разработаны в трудах ученых художников-педагогов В.А.Фаворского, Р.Ч.Барцица, М.И.Сухарева, И.Б.Кордонской, А.И.Лобанова, М.В.Воробьевой и др.

Изучением вопроса развития профессиональных качеств личности учителя занимались отечественные и иностранные ученые психологи и педагоги: Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, Н.В.Кузьмина, В.А.Канн-Калик, Н.Д.Левитов, Ф.Н.Гоноболин, В.Д.Шадриков, С.Л. Кондратьева, Б.М.Теплова и др.

Однако, как показывает анализ научной учебно-методической, искусствоведческой литературы и практический опыт художников-педагогов, исследуемая нами проблема использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции не изучалась всесторонне, комплексно, тем более применительно к условиям работы именно художественно-графических факультетов педагогических вузов, говоря конкретнее о специфике обучения художественной, графической композиции на художественно-графическом факультете.

Художественно-творческая деятельность, осуществляемая в процессе освоения предмета «Графическая композиция», а также дисциплины специальной художественной подготовки «компьютерная графическая композиция», имеет свою специфику, позволяющую раскрывать основные черты и качества творческого мышления студентов: активность и гибкость, вариантность, новизну, самостоятельность и индивидуальность. Все перечисленные выше качества, возможно развивать, как традиционно сложившимися методами, так и при помощи специальных компьютерных программ.

Объектом исследования является процесс обучения студентов художественно-графического факультета учебному предмету «композиция» в соответствии с современными требованиями.

Предметом исследования являются теоретические и методические основы использования компьютерных технологий на занятиях художественной, графической композицией.

Целью исследования является разработка инновационной методики обучения графической композиции посредством использования специфических компьютерных технологий, позволяющей повысить эффективность и качество занятий, направленных на развитие творческих способностей личности в контексте с современными требованиями.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень специальной и профессиональной подготовки художника-педагога по специальной дисциплине графическая композиция можно повысить, если:

- будет разработана и внедрена в теорию и практику методическая система,
включающая в себя цели, задачи и содержание, направленные на учебно-творческий
процесс;

система методов приемов и средств, опосредованных компьютерными технологиями опирается на соответствующее современным требованиям психолого-педагогическое обоснование;

индивидуально-ориентированная методика опирается на совокупность индивидуальной и групповой формы обучения, которые способствуют формированию профессионального мастерства;

будут задействованы новейшие достижения в области компьютерной графики;

при использовании компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции, будет последовательно осуществляться принцип межпредметных связей, объединяющий теоретические дисциплины (методика ИЗО, теория и история изобразительного искусства, психология, эстетика, философия) с практическими (рисунком, живописью, композицией, перспективой).

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:

изучить современное состояние проблемы использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции;

проанализировать и обобщить позитивный опыт преподавателей изобразительного искусства в вузах, использующих в своей педагогической практике компьютерные технологии;

разработать и экспериментально проверить содержание и методику обучения студентов художественно-графических факультетов графической композиции посредством компьютерных технологий;

определить критерии оценки эффективности использования компьютерных технологий в обучении художественной графической композиции;

определить основные знания, умения и кавыки в области компьютерной графики, необходимые будущему художнику-педагогу для практической педагогической деятельности в условиях информатизации и компьютеризации образования;

провести диагностику развития профессиональных качеств в процессе изучения компьютерной графики на начальном и заключительном этапах обучения: оценить эффективность предлагаемой методики, сделать выводы;

ориентировать систему заданий и практических упражнений по художественной графической композиции на развитие творческой активности (творческого мышления) студентов художественно-графических факультетов;

выявить методы и приемы интеграции знаний в области специальных дисциплин на художественно-графическом факультете.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

изучение и анализ трудов философов, психологов, педагогов, социологов, по проблеме исследования;

изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по истории развития компьютерных технологий и применение их в художественно-педагогической деятельности;

анализ действующих методик подготовки художников-педагогов по предмету «графическая композиция», основанных на компьютерных технологиях;

интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов с целью выявления их отношения к рассматриваемой нами проблеме, а также с целью выявления их компетентности в специфике компьютерных технологий;

сбор практического материала для проведения исследования (работы студентов по художественной графической композиции);

сравнительный анализ материала (работ студентов) по специально разработанным критериям оценки в соответствии с задачами, поставленными перед студентами;

наблюдение за обучением студентов и педагогический контроль над ним;

педагогический эксперимент (констатирующая, поисковая и формирующая фазы).

Теоретической и методологической базой исследования стали: научные труды в области философии, посвященные раскрытию сути теории информационной культуры, и проблемы развития интеллекта и творческой активности человека: С.Я.Батышева, В.С.Безрукова, А.А.Ветрова, П.С.Гуревича, А.Я.Найн, П.Н.Новикова, В.А.Штоффа и др.; в области психологии -Л.С.Выготского, М.В.Гамезо, В.С.Кузина, Б.Ф.Ломова, А.Д.Малахова, Л.М.Фридмана, Д.Б.Эльконина и др.; в области образования, профессионально педагогической деятельности - Ю.К.Бабанского, А.И.Иванова, Б.Т.Лихачева, В.Е.Радионова, В.А.Сластенина, Ф.Ш.Терегулова, А.П.Тряпицина и др.; в области художественно-графического образования - А.Д.Алехина, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой; в области методики обучения информатике и компьютерной графике - Т.А.Бороненко, С.Г.Григорьева, Ю.Ф.Катхановой, М.П.Лапчик, Г.Л.Луканкина, В.А.Оганесяна, ИАРумянцева, Г.В.Черемных и др.

Организация исследования. Экспериментальной базой исследования является художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. Экспериментальная работа проводилась в 2005-2008 гг., в эксперименте участвовали студенты 2-х и 3-х курсов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства».

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2005-2006 гг.) проводилось изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, по вопросу развития профессиональных качеств студентов педагогических вузов, определение структуры, целей задач, содержания, методов подготовки педагогических кадров, владеющих информационной культурой, осуществлялось конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления специалистов в процессе освоения основ компьютерной графики, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих, способствующих эффективному развитию профессиональных качеств студентов, разработка и апробация методики, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) проводилась систематизация полученных

экспериментальных данных, осуществлялся качественно-количественный анализ

результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической

модели организационно-педагогического обеспечения развития профессиональных

качеств в процессе изучения компьютерной графики, проверялась достоверность

выводов, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

Теория и практика компьютерных технологий в системе специальной и

профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства

повышающий уровень их профессиональной грамотности и компетенции в работе над созданием художественной, графической композиции

Методическая система развития специфических профессиональных качеств необходимых для работы над графической композицией должна включать в себя как традиционные методы работы, так и самые современные, связанные с компьютерными технологиями

Развитие специальных и профессиональных качеств художника-педагога посредством компьютерных технологий может осуществляться в условиях интегрирования знаний предметов специальной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области компьютерной графики

Развитие специальных профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики открывает новые возможности для самореализации, творческой педагогической деятельности, создает условия для развития в современной социокультурной ситуации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались и получили оценку на заседаниях кафедры рисунка Московского педагогического государственного университета, а так же на межрегиональных и межвузовских конференциях. Основные положения нашли практическое применение в дисциплинах художественно-графической направленности. Научная новизна состоит в том, что впервые:

проанализирован и обобщен позитивный опыт преподавания предмета художественная, графическая композиция на основе специфических изобразительных средств компьютерных технологий;

определены основные знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимые будущему художнику-педагогу для практической деятельности в условиях информатизации и компьютеризации образования;

разработана и экспериментально проверена методическая система развития профессиональных и специальных качеств, необходимых для работы в области графической композиции в рамках академической системы подготовки учителей изобразительного искусства;

определены критерии оценки эффективности использования компьютерных технологий в обучении художественной, графической композиции;

выявлены психолого-педагогические условия активизации творческого мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях художественной, графической композицией.

Теоретическая значимость:

проанализирована история развития представлений о композиционных формах графического изображения;

разработана и теоретически обоснована методическая система обучения студентов ХГФ предмету графической композиции посредством

использования специализированного программного обеспечения, что качественно повышает уровень подготовки художника-педагога;

раскрыты психолого-педагогические аспекты формирования композиционных способностей студентов на занятиях графической композицией в современных условиях информатизации и компьютеризации образовательной сферы;

разработана и экспериментально проверена методическая модель дисциплины специальной художественной подготовки: «компьютерная графическая композиция»;

разработана учебно-методическая экспериментальная программа практических заданий и упражнений, способствующих формированию композиционных способностей студентов;

результаты данного исследования обеспечивают повышение качества подготовки специалистов в области xvг|Oйcscтвeннo-пeдaгoгичecкoгo образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке системы упражнений и заданий, направленных на повышение эффективности работы со студентами по освоению методических принципов выполнения графической композиции с применением специализированного программного обеспечения.

Практическая сторона исследования проявляется в разработке на основе существующей программы по учебному предмету «Графическая композиция» экспериментальной программы по дисциплине специальной художественной подготовки: «компьютерная графическая композиция», включающей в себя комплекс упражнений и заданий по изучению специализированного программного обеспечения. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в учебно-творческом процессе на художественно-графическом факультете, в ходе педагогической работы студентов в средней общеобразовательной школе, профессиональной педагогической деятельности художника-педагога, в качестве методических указаний и рекомендаций при разработке учебных программ и пособий, служить материалом для практической работы со студентами.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена соответствием теоретическим положениям искусствоведения, психологии, педагогики раскрывающим проблематику формирования композиционных способностей. Достоверность теоретического и эмпирического исследования подтверждена эффективным использованием результатов работы в учебно-творческом процессе по созданию графической композиции при помощи специализированного программного обеспечения.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет МШУ. В эксперименте участвовали студенты 2, 3 курсов (94 человека). Результаты исследования регулярно публиковались в научно-педагогических изданиях и обсуждались на кафедре рисунка художественно-графического факультета МПГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В работе приводятся схемы, таблицы, графики.

Художественная, графическая композиция как объект компьютерных технологий

Сложно воспроизводимые, ранее невозможные к производству сцены в кино стали возможными, реализуемыми — с помощью специализированного программного обеспечения. Стало возможным воспроизведение масс статистов в десятки тысяч и более человек, создание любых погодных условий, воспроизведение технически сложных или опасных съемок и ракурсов, создание любых нереальных и сложно воспроизводимых в реальности объектов. Внедрение К.Т. в телевизионные технологии (телеиндустрию) позволило улучшить качество транслируемого телевизионного изображения и звука, увеличить количество информативной графики, заставок передач. Качество, насыщенность звука, разнообразие звукового оформления передаваемой по радио информации также зависит от применения программно-технического обеспечения.

Говоря о вышеперечисленных направлениях, как о составляющих современной сферы массмедиа, нельзя не упомянуть о том, что специализированные средства, предоставляемые К.Т., позволяют продлить жизнь информации, «увековечить» информацию различных видов, восстанавливая практически разрушенные или утраченные источники посредством реставрации и виртуального моделирования. Компьютерные технологии многосторонне применяются в сфере образования, значительно расширяя спектр методов преподавания, объединяя образовательные учреждения, упрощая процесс передачи и усвоения материалов, предоставляя возможность дистанционно руководить различными процессами образования. Сегодня К.Т. глубоко интегрировались в культурообразующие процессы человечества и стали одним из признаков высокого уровня развития ведущих мировых держав. Компьютер стал незаменим в полиграфии и издательском деле.

Если сравнивать полиграфическую продукцию, исполненную традиционными методами и на компьютере, можно убедиться, что различия обнаруживаются как в конечном продукте, так и в процессе работы. Компьютер не только предоставляет широкий выбор технических возможностей и эффектов, но и позволяет предельно упростить и ускорить процесс набора и верстки. Для верстки разработаны специальные программы: Quark XPress, ADOBE INDESIGN.

Современные инновационно-компьютерные технологии глубоко интегрировались и в изобразительное искусство. Средства К.Т. значительно расширили и усовершенствовали инструментарий художника. Современный художник благодаря К.Т. стал обладать большими, чем ранее, выразительными средствами и техниками. В распоряжении современного художника теперь не только плоскостная, двухмерная, но и трехмерная графика.

Двухмерная графика представляет собой изображение, имеющее два измерения, тоесть, лежащее на плоскости. Ее примерами являются рисунок, акварель, гравюра, офорт, монотипия, плакат, масляная живопись и др.(рис. 6). Все творческие, изобразительные работы, выполненные на плоскости листа, холста или же выполненные на дереве, оргалите и других материалах, относятся к двухмерным. Практически все, что художник делает своими руками в материале, сейчас выполнимо посредством компьютера. Компьютерные программы предусматривают обращение и к графической, и живописной технике, а также к техникам обработки фотографий и д.р. Для подобных работ применяются группы программ, учитывающих самые различные потребности художника, причем парадигма каждой программы акварельные краски, гуашь, тушь, бумага, картон, холст, стекло, а также воспроизводит инструменты аналогичные реальным, такие как: кисть, мастихин, перо, карандаш, пастель, уголь и др. (рис. 7, 8) Adobe Illustrator -предусматривает потребности дизайнера и обладает инструментарием для специфических изобразительных, полиграфических, а также веб работ.

Двухмерная компьютерная графика классифицируется по типу представления графической информации и следующими из него алгоритмами обработки изображений. Обычно компьютерную графику разделяют Рис 7

Различные любительские работы, выполненные в «фотошопе». Натюрморт сверху представляет собой. обрисованную кистями «фотошоп», фотографию. Остальные работы выполнены с применением различных инструментов и техник, имеющихся в «фотошопе», а также с помошью планшета или, заготовленного заранее, рисунка

Векторная графика (рис. 9) представляет изображение как набор примитивов. Обычно в качестве них выбираются точки, прямые, окружности, прямоугольники, а также как общий случай, сплайны некоторого порядка. Объектам присваиваются некоторые атрибуты, например, толщина линий, цвет заполнения. Рисунок хранится как набор координат, векторов и других чисел, характеризующих набор примитивов. При воспроизведении перекрывающихся объектов имеет значение их порядок.

Изображение в векторном формате даёт простор для редактирования. Изображение может без потерь масштабироваться, поворачиваться, деформироваться, также имитация трёхмерности в векторной графике проще, чем в растровой. Дело в том, что каждое такое преобразование выполняется так: старое изображение (или фрагмент) стирается, и вместо него строится новое. Математическое описание векторного рисунка остаётся прежним, изменяются только значения некоторых переменных, например, коэффициентов. При преобразовании растровой картинки исходными данными является только описание набора пикселей, поэтому возникает проблема замены меньшего числа пикселей на большее (при увеличении), или большего на меньшее (при уменьшении). Простейшим способом является замена одного пикселя несколькими того же цвета (метод копирования ближайшего пикселя: Nearest Neighbour). Более совершенные методы используют алгоритмы интерполяции, при которых новые пиксели получают некоторый цвет, код которого вычисляется на основе кодов цветов соседних пикселей. Подобным образом выполняется масштабирование в программе Adobe Photoshop (билинейная и бикубическая интерполяция). Вместе с тем, не всякое изображение можно представить как набор из примитивов. Такой способ представления хорош для схем, используется для масштабируемых шрифтов, деловой графики, очень широко используется для создания мультфильмов и просто роликов разного содержания.

Возможности применения компьютерных технологий в различных видах художественной графики

Материал, помещаемый в книге, по своему характеру и назначению неодинаков и неординарен. Различны по своей природе и по способу восприятию текст и иллюстрации. Каждая книга имеет свою архитектонику. Выявить ее, упорядоченно и удобно для читателя расположить весь неоднородный материал книги - основная задача оформления ее внутренних элементов. По давней традиции основной текст, если он не перемежается с иллюстрациями или другими видами текста, располагается во всю ширину и высоту книжной полосы, чаще всего одним столбцом. В некоторых изданиях текст располагается в две или даже в три колонки. Делается это, главным образом, для того, чтобы дать читателю сравнительно короткую, удобочитаемую строку (рис. 19). При этом принимается во внимание не только формат книжной полосы по ширине, но и кегль шрифта. Если при шрифте 10 кегля двухколонное строение полосы применяется главным образом в широкоформатных изданиях, например, в изданиях по изобразительному искусству, то при шрифте 8 кегля оно целесообразно даже в изданиях среднего формата, например в справочниках.

К дополнительным текстам (элементам книги) относятся предисловие, вступительные статьи, примечания, комментарии, приложения, в учебниках -методические указания и материалы для самостоятельной работы, в научных изданиях - подробные, поясняющие основную мысль, элементы текста (например, описание опытов). Далее к структурным элементам книги следует отнести: обложку, суперобложку, титульный лист, шмуцтитулы. Отдельно можно выделить иллюстративный ряд, к которому относятся фронтиспис, начальные и концевые полосы, заставки, инициалы и непосредственно сами иллюстрации. Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

Существуют определенные закономерности в организации (композиции) внутренних элементов книги, рассмотрим их кратко.

Начальные и концевые полосы. Выявлению архитектоники книги служит и особенное композиционное решение начальной полосы, отличающееся от оформления следующих за ней рядовых полос. Выразительное композиционное решение начальной полосы служит для читателя сигналом - надо сосредоточиться, подготовиться к чтению. В книгах текст на начальной полосе обычно располагают со спуском. Распространена рекомендация, согласно которой, величина спуска должна составлять от 1/4 до 1/3 формата книжной полосы.

Инициал следует рассматривать не только как сигнал о начале крупного раздела текста, но и как один из существенных элементов в композиции начальной полосы. Различают инициалы чисто шрифтовые (как наборные, так и рисованные), орнаментированные, а также с сюжетно-тематическим рисунком.

Инициал может быть полностью или частично «врезан» в текст, включен в первую строку текста и возвышаться над нею, может быть целиком или частично вынесен на боковое поле. Как графический характер и размер инициала, так и его расположение определяются общей композицией начальной полосы.

Заставка — другой элемент убранства книги, помещаемый вверху начальной полосы. Она может быть и орнаментальной, и сюжетно-тематической, в нее могут быть введены элематические и символические изображения, но по самому назначению ей всегда свойственна декоративность. Простейший вид заставки - это линейка, расположенная вверху спусковой полосы. Более сложные орнаментальные заставки - как рисованные, так и наборные — уместны, главным образом, в изданиях художественной литературы. Они способны, в какой-то мере, вызывать у читателя ассоциации, более или менее близкие к содержанию литературного произведения, могут придавать оформлению книги национальный колорит или колорит эпохи. Верстка текста с иллюстрациями

Расположение иллюстраций имеет большое значение для удобства пользования книгой и заметно влияет на весь ее художественный облик. Для читателя важно, чтобы в любых изданиях иллюстрации находились в непосредственной близости к тому участку текста, который они иллюстрируют. Расположение иллюстраций тесно связано с общим характером оформления книги, с общими композиционными принципами ее конструирования. По-разному размещаются иллюстрации при симметричной и ассиметричной композиции.

Поиск наиболее эффективных путей использования компьютерных технологий в процессе обучения студентов художественной, графической композиции

Обычно на рабочем столе отображаются основные элементы управления графической средой и какое-либо фоновое изображение.

В некоторых рабочих средах (например, в MS Windows или в рабочих средах, удовлетворяющих требованиям freedesktop.org (KDE, GNOME и т. п.)) с рабочим столом ассоциируется определённый каталог в файловой структуре компьютера (при этом обычно можно просто перетащить файл из стандартного для данной среды файлового менеджера на рабочий стол, и он будет туда скопирован). Ассоциированный каталог обычно находится в личной папке пользователя.

Так как рабочий стол, практически, всегда виден (либо его можно увидеть, свернув открытые окна), его используют для хранения часто использующихся файлов документов и ссылок/ярлыков на них.

Следует отметить, что с точки зрения оконной системы рабочий стол может не являться окном низшего уровня (в системе Windows ХР это можно заметить, завершив процесс explorer).

Название «Рабочий стол» (точнее, «крышка рабочего стола», «столешница» калька с англ. desktop) происходит от сравнения окон со стопкой бумаг, лежащих на столе.

Если панель задач не закреплена, можно её «прилепить» к любой из границ рабочего стола, просто перетягивая её мышкой, а также изменить размер (количество строк). Меню Пуск

Меню Пуск (в версии Windows 3.x называлось Program Manager) предоставляет пользователю доступ к файлам запуска установленных на ОС программ, файлам, к которым пользователь недавно обращался, меню настройки ОС, поиску, а также командной строке и операциям завершения работы ОС и Компьютера.

Классический вид меню Пуск визуально делится на три раздела. В верхней части меню пользователь может разместить ссылки на любые файлы -зона служит для быстрого запуска приложений и открытия файлов. Во втором сверху разделе фиксированные элементы меню Пуск: Программы (доступ к установленным программам и приложениям), Документы (доступ к последним редактировавшимся файлам/документам, к личным папкам документов активного пользователя), Настройка (доступ к панели управления, сетевому оборудованию, принтерам, настройке меню Пуск), Найти (или Поиск), Справка и Поддержка, Выполнить (Командная строка Windows). В нижнем разделе располагается команда Завершение работы.

Системный трей (англ. system tray, от англ. tray— «поднос, поддон») или область уведомлений (англ. notification area)— элемент панели инструментов среды рабочего стола («панель задач» в Windows), используемый для нужд длительно запущенных, но при этом не постоянно используемых программ.

В Microsoft Windows, Microsoft Windows NT до 5.1, KDE (Kicker) и Xfce 4 элемент называется «системный лоток»; в Windows NT с версии 5.1 (ХР) и GNOME — «область уведомлений».

Назначение Системного трея

Изначальным предназначением области уведомлений в Windows 95, откуда пошло название «systray», был вывод уведомлений о произошедших системных событиях (печать документа, переполнение диска, ошибки соединения в локальной сети). Однако многие программы использовали её постоянно, предлагая пользователю быстрый доступ к своим настройкам и командам. Из-за этого системная панель часто была загромождена значками и почти потеряла свою изначальную роль.

Происхождение термина «Системный трэй»

В официальной документации Microsoft нет термина system tray. Официальное его название— Taskbar Notification Area. System tray — исторически сложившееся неофициальное название для этого элемента. Одной из причин его возникновения считается системная программа systray.exe в Windows 95, отвечавшая за вывод в область уведомлений некоторых системных значков (регулятора громости, состояния PCMCIA и аккумулятора ноутбука).

После её принудительного закрытия из области уведомлений пропадали все значки. По словам системного программиста Microsoft Реймонда Чена, System Tray назывался экспериментальный элемент интерфейса Windows 95, от которого отказались в пользу панели задач. Остатком этого эксперимента и стал файл systray.exe.

Диспетчер задач

В операционных системах семейства Microsoft Windows — утилита для вывода на экран списка запущенных процессов и потребляемых ими ресурсов (в частности статус, процессорное время и потребляемая оперативная память). Также есть возможность некоторой манипуляции процессами.

Windows Task Manager в Windows NT можно вызвать, одновременно нажав клавиши Ctrl+Shift+Esc. В Windows NT и в Windows ХР существует более известная комбинация клавиш — Ctrl+Alt+Del. Диспетчер задач можно таюке запустить по названию taskmgr.exe или кликнув правым кликом по панели задач и выбрав соответствующий пункт в всплывающем меню.

Методика формирующего эксперимента и ход его проведения

Схему расположения цветов градиента можно выбрать во вспомогательной раскрывающейся палитре, расположенной на панели атрибутов инструмента. Предусмотренную настройкой последовательность расположения цветов можно изменить на противоположную с помощью флажка Reverse (Инверсия).

Если этот режим включен, то градиент, обычно начинавшийся с зеленого цвета и заканчивавшийся красным, будет начинаться с красного и заканчиваться зеленым.

Некоторые из стандартных вариантов настройки градиентной заливки содержат в себе области различной прозрачности. Сбросив флажок Transparency (Прозрачность), можно заменить прозрачные области фоновым цветом.

Постеризацця градиентных заливок После вывода на печать изображения, в составе которого имеются градиентные заливки, иногда можно увидеть на отпечатке полосы поперек направления градиента. Такое явление возникает из-за недостаточности динамического диапазона принтера, неспособного воспроизвести достаточное количество тонов серого цвета.

Для борьбы с этим нежелательным явлением можно установить на панели атрибутов флажок Dither (Дизеринг). В этом режиме недостающие тона серого цвета имитируются, что приводит к снижению степени постеризации. Явление постеризации градиента не увидишь на экране (оно проявляется на отпечатанной версии изображения).

Заказные градиенты Зачастую бывает необходимо построить особую схему чередования цветов и степеней прозрачности вдоль направляющей градиента. В этом случае можно построить и сохранить для дальнейшего использования заказной градиент — вариант настройки градиента, выполненной пользователем.

Для редактирования имеющихся вариантов настройки градиента и создания новых служит редактор градиентов. Чтобы открыть его диалоговое окно, достаточно и [оГ Т 7 щелкнуть мышью на расположенной в левой части панели атрибутов цветовой схеме градиента.

В диалоговом окне редактора градиентов много элементов управления, но работать с ним довольно просто.

Расположенная в верхней части окна редактора палитра показывает схемы градиентов. Она аналогична раскрывающейся палитре со схемами градиентов на панели атрибутов инструмента Gradient (Градиент). Для редактирования любой из этих схем достаточно щелкнуть на ней мышью, и схема градиента появится в рампе — полоске, расположенной в середине нижней части диалогового окна редактора. Редактирование градиента производится путем манипуляций с рампой и окружающими ее элементами управления. Если требуется не отредактировать имеющуюся схему градиента, а создать новую, введите название новой схемы в поле Name (Имя) и щелкните на кнопке New (Новый) — схема нового градиента появится в палитре.

Снизу от рампы располагаются маркеры, каждый из которых соответствует управляющей точке, фиксирующей цвет. Маркеры, расположенные сверху от рампы, соответствуют управляющим точкам, фиксирующим степень прозрачности. Чтобы добавить управляющую точку цвета, достаточно щелкнуть мышью в нужном месте градиента снизу от рампы.

Уточнить местоположение новой управляющей точки можно, перетаскивая ее маркер мышью вдоль рампы или, если требуется более высокая точность, введя нужное значение в нижнее из двух полей Location (Положение), расположенных под рампой. Задание цвета новой управляющей точки начинается с выбора одной из трех альтернатив раскрывающегося списка Color (Цвет), расположенного в левом нижнем углу диалогового окна:

Первые две альтернативы связывают управляющую точку не с цветами, назначенными в качестве цветов фона и переднего плана в момент настройки градиента, а с теми цветами, которые будут играть роль цветов фона и переднего плана в момент построения градиентной заливки. Поэтому на маркерах управляющих точек такого типа образец цвета не отображается — он просто неизвестен в момент редактирования. Вместо него отображается специальный значок, символически указывающий на то, какой цвет (переднего плана или фона) назначен этой управляющей точке.

Третья альтернатива, User Color (Заказной цвет), позволяет фиксировать цвет управляющей точки с помощью диалогового окна селектора цвета. Чтобы открыть диалоговое окно Color Picker (Селектор цвета), щелкните на цветовом образце Color (Цвет) в диалоговом окне редактора градиентов. Выбранный цвет появится на маркере управляющей точки и на цветовом образце Color (Цвет).

Теми же приемами можно изменить местоположение и цвет ранее заданной управляющей точки — только вначале ее следует выбрать щелчком мыши на соответствующем ей маркере. Обратите внимание на два значка в форме ромбиков, появляющиеся справа и слева от маркера выбранной управляющей точки. Они показывают те точки градиента, в которых цвет будет определяться равномерной смесью цветов, заданных двумя смежными управляющими точками.

В градиентную заливку можно ввести области полной или частичной прозрачности. Прозрачностью градиента управляют маркеры управляющих точек прозрачности, расположенные сверху от рампы градиента. Приемы работы с ними не отличаются от приемов работы с маркерами управляющих точек цвета. Степень прозрачности в управляющей точке выбирается с помощью ползунка Opacity (Плотность). Визуально прозрачность можно контролировать по изображению рампы — чем выше ее степень, тем лучше виден узор в виде шахматной доски, расположенный ниже градиента.

Похожие диссертации на Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции