Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Праслова, Галина Адамовна

Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века
<
Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Праслова, Галина Адамовна. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Праслова Галина Адамовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2007.- 387 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-13/89

Содержание к диссертации

Введение 4

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования взаимо
действия традиций и инноваций в эволюции отечественного музы
кального образования 30

  1. Взаимодействие традиций и инноваций как педагогический и культурно-исторический феномен 30

  2. Сущностные характеристики процесса взаимодействия традиций и инноваций в музыкальном образовании 51

  3. Теоретическая модель взаимодействия традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования 56

Глава II. Исторический опыт взаимодействия традиций
и инноваций в становлении и развитии теории и практики отечест
венного музыкального образования 70

  1. Новое и традиционное в становлении и развитии теории и практики музыкального образования в Древней Руси (XI - первая половина XVII вв.) 70

  2. Инновации как доминанта в развитии отечественного музыкального образования во второй половине XVII века 106

  3. Нововведения в отечественном музыкальном образовании XVIII века

в условиях взаимодействия русских и европейских традиций 119

  1. Диалектика традиций и инноваций в развитии музыкального образо-ванияРоссиив первойтрети XIX века 147

  2. Изменения в соотношении традиций и инноваций в развитии музыкального образования в России со второй трети до конца XIX столетия 167

  3. Интеграция традиций и инноваций в отечественном музыкальном

образовании XX века (от начала столетия до рубежа 90-х годов) 204

2.7. Традиции и инновации в общем и профессиональном музыкально-
педагогическом образовании на рубеже ХХ-ХХІ веков 244

Глава III. Взаимодействие традиций и инноваций в вузовской
историко-педагогической подготовке педагога-музыканта как
условие становления его профессиональной компетентности 266

3.1. Статус вузовской историко-педагогической подготовки

в профессиональном становлении будущего педагога-музыканта 266

3.2. Модель профессионального развития будущего педагога-музыканта в
процессе его вузовской историко-педагогической подготовки 274

3.3. Взаимодействие традиций и инноваций в методике преподавания
музыкальных историко-педагогических дисциплин в условиях вузовского
образования 283

Глава IV. История отечественного музыкального образования
в системе профессиональной подготовки педагога-музыканта (опыт
но-экспериментальное исследование) 299

  1. Содержание и результаты ориентировочно-поискового этапа опытно-экспериментального исследования 300

  2. Содержание основного (преобразующего) этапа опытно-экспериментального исследования 309

  3. Результаты заключительного этапа опытно-экспериментального исследования 339

Заключение 348

Литература 353

Введение к работе

Современный этап развития отечественного образования, связанный со сменой общественных приоритетов, актуализирует проблему осмысления педагогического наследия с целью сохранения исторической преемственности поколений и обеспечения национальной самоидентификации российского общества. В связи с этим особое значение для педагогической науки приобретает анализ и систематизация исторического опыта, накопленного в процессе эволюции отечественного образования, развивающегося во взаимодействии нового и традиционного. Благодаря этому взаимодействию в различные исторические эпохи происходила активная передача достижений культуры новым поколениям, обеспечивалось непрерывное и поступательное развитие образования, в том числе - образования музыкального.

Исследование отечественного музыкального образования как целостного и системного феномена предполагает его изучение как с точки зрения исторической ретроспективы, так и в контексте современных инновационных установок. Между тем научная область, связанная с исследованием взаимодействия традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования в широких временных границах, не получила к настоящему времени должного осмысления. В рамках обозначенной проблемы возникают вопросы, решение которых в современных условиях имеет особую остроту и злободневность. Как происходило сохранение накопленного опыта отечественного музыкального образования в процессе его эволюции в широких временных границах и что является в нём значимым для современного этапа развития отечественного музыкального образования? Каковы тенденции и динамика изменений во взаимодействии традиционного и нового опыта в историческом развитии отечественного музыкального образования? Какие факторы влияют на характер взаимодействия традиций и инноваций в развитии теории и практики отечественного музыкального образования? Что даёт анализ и осмысление взаимодействия традиций и инноваций в историческом прошлом отечественного музыкального образования для оценки его нынешнего состояния и, что не менее важно, для прогнозирования его будущего развития? Перечень этих вопросов свидетельствует о серьёзности и масштабности проблемы исследования.

Вместе с тем в настоящее время существует настоятельная потребность не только в освещении исторического опыта развития отечественного музыкального образования, но и в поисках путей его освоения. Современная ситуация в российском музыкально-педагогическом образовании свидетельствует о том, что в настоящее время недостаточно исследованы методологические и дидактические основы изучения студентами музыкального историко-педагогического материала, дальнейшей разработки требуют вопросы упорядочения и систематизации историко-педагогической информации в области музыкального образования, актуальной является проблема определения критериев качества историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов. Осознание прогностической значимости отечественных педагогических традиций музыкального образования с учетом современных реалий его развития может стать основой повышения эффективности вузовской историко-педагогической подготовки педагогов-музыкантов, одним из важнейших условий формирования их профессиональной компетентности.

Основные подходы к решению проблемы взаимодействия нового и традиционного были заложены в отечественной философской и научно-педагогической школе второй половины XIX века. В трудах Н. А. Бердяева, В. П. Вахтерова, В. В. Зеньковского, П. Ф. Каптерева, И. В. Киреевского, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, К. Д. Ушинского, С. Л. Франка и других представителей отечественной философско-педагогической мысли эта проблема рассматривалась в контексте постижения человеком смысла жизни, определения и реализации целей и задач образования подрастающего поколения. В отечественной музыкальной культуре в 60-е годы XIX века проблема диалектической взаимосвязи традиций и инноваций получила осмысление с точки зрения взаимодействия национального и интернационального начал в музы-

6 кальном образовании. Идеологическое противостояние представителей различных группировок, близких по своим мировоззренческим позициям «славянофилам» (М. А. Балакирев, А. Н. Серов, В. В. Стасов и др.) или «западникам» (А. Г. Рубинштейн и его единомышленники), отразилось в дискуссиях о путях дальнейшего развития отечественного музыкального образования, его задачах и целевых установках. XX век внес значительный вклад в исследование проблемы взаимодействия традиций и инноваций. Знакомство с современной научной литературой свидетельствует о том, что наиболее полно в ней разработана проблема традиции как феномена педагогической реальности [36, 42, 44, 54, 55, 154, 263, 277, 352, 353]. Исследование проблемы традиции в историко-педагогической мысли связаны с трудами Б. М. Бим-Бада, А. Н. Джуринского, Э. Д. Днепрова, В. М. Кларина, Г. Б. Корнетова, А. И. Пискунова, К. И. Сали-мовой и др.[40, 41, 98, 100, 121, 144, 155, 156].

В исследованиях истории музыкального образования к настоящему времени также накоплен богатый по содержанию материал. Здесь следует отметить труды О. А. Апраксиной, Д. Л. Локшина, А. Д. Алексеева, Л. А. Ба-ренбойма, в которых выявляются традиции в области общего и профессионального музыкального образования [10, 20, 31, 32, 33, 179]. Различные аспекты традициеведения нашли отражение в современных исследованиях, посвященных церковно-певческому искусству (И. Е. Лозовая) [178], отечественной вокально-хоровой педагогике (К. Ф. Никольская-Береговская, Г. П. Сту-лова) [227,300], народно-певческому образованию (М. В. Медведева, Л. В. Шамина) [193, 337]. В трудах современных авторов рассматриваются особенности русской пианистической традиции (Е. Н. Федорович) [318]; раскрывается взаимодействие народной и профессиональной музыкальных традиций в отечественном музыкальном образовании (А. А. Бондарев) [47]; исследуется православная традиция музыкального образования в России (В. В. Медушевский, Л. В. Шишкина) [195, 344]; анализируются национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы в русле национальных культурных традиций (Л. Г. Сухова) [301] .

Вместе с тем, начиная с последней трети XX столетия, времени, которое по общему признанию было названо периодом «глобальных инноваций», в науке актуализировался интерес к исследованию проблем нововведений во всех областях культуры, в том числе и в сфере образования. Осмыслению инноваций в теории и практике современного образования посвящены исследования В. А. Бордовского, Г. А. Бордовского, Б. С. Гершунского, В. А. Козырева, Л. С. Подымовой, М. М. Поташника, Н. Ф. Радионовой, В. А. Сластени-на, А. П. Тряпицыной, Н. Р. Юсуфбековой и др. [48, 49, 80, 152, 249, 250, 293, 313, 355]. В области музыкального образования рефлексия инновационного опыта нашла отражение в таких аспектах его исследования, как выявление роли развивающего обучения в преподавании музыки (Г. М. Цыпин) [330]; обоснование принципов и методов музыкального образования, адекватных природе музыки как вида искусства (Э. Б. Абдуллин, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Л. В. Школяр и др.) [1, 2, 3, 89, 90, 123, 124, 196, 306].

Новый ракурс рассмотрения данной проблемы связан с исследованием диалектической взаимосвязи нового и традиционного в общественном развитии. Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в трудах отечественных философов и культурологов, таких, как М. С. Каган, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Л. П. Печко и др. [125, 126, 127, 142, 181, 182, 183, 243]. Среди зарубежных авторов, исследовавших проблемы диалектической взаимосвязи традиций и новаций, следует отметить философские изыскания О. Шпенгоера и Э. Кассирера, труды по культурологи А. Кребера и Б. Малиновского, работы по изучению антропологии А. Радклифф-Брауна и К. Клакхона, исследования по этнической социологии Э. Дюркгейма и др. [103, 134, 143, 164, 184, 265, 347].

Исследование проблемы взаимоотношения традиций и инноваций мы находим в трудах, посвященных проблемам композиторского творчества

ГА. А. Алынванг. Б. В. Асафьев. М. С= Друскин, А. И. Кандинский, И. М. Ро-мащук, Т. В. Чередниченко, Н. Г. Шахназарова и др.) [14, 24, 102, 278, 280, 334, 338, 339], совершенствования профессионально ориентированной исто-рико-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов (Ю. Б. Алиев, Н. А. Терентьева и др.) [13, 309, 310], анализу музыкально-исполнительского искусства и психологии исполнительского творчества (А. Д. Алексеев, Л. А. Ба-ренбойм, Л. Е. Гаккель, Я. И. Мильштейн, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, Г. М. Цыпин и др.) [10, 31, 32, 33, 73, 188, 203, 242, 267, 327, 328, 329].

На рубеже XX - XXI веков значительный вклад в исследование проблемы взаимодействия традиций и инноваций в музыкальном образовании внесли фундаментальные труды Т. Г. Мариупольской и Е. В. Николаевой.

В докторской диссертации Т. Г. Мариупольской, посвященной проблеме национальных традиций в преподавании музыки, определены природа и сущность традиций в художественно-творческой деятельности, осуществлен анализ педагогических условий, способствующих синтезу традиционного и новаторского в процессе обучения музыкальному исполнительству. В исследовании на основе всестороннего и глубокого анализа музыкально-исполнительского искусства (преимущественно фортепианного) выявлены генетические истоки и атрибутивные содержательные параметры российских музыкально-педагогических традиций и их индивидуальное воплощение в музыкально-исполнительской и педагогической деятельности выдающихся отечественных педагогов-музыкантов XIX-XX веков; разработана и апробирована модель обучения в музыкально-исполнительских классах, органично сочетающая в себе следование традициям отечественной фортепианной школы с внедрением инновационных технологий (основанных, в частности, на современных технических средствах обучения) [187].

Исследование проблемы взаимодействия традиций и инноваций в работах Е.В. Николаевой связано с целостным осмыслением отечественного музыкального образования как явления многогранного в контексте взаимосвязи различных направлений - музыкального образования народной, религиозной и светской ориентации. Претворение целостного концептуального подхода к решению музыкально-педагогических проблем в докторской диссертации Е.В, Николаевой представлено на примере древнерусского периода в развитии отечественного музыкального образования (с конца X века до середины XVII столетия включительно). В процессе исследования разработаны принципы организации профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих учителей музыки в вузе, обеспечивающие в своей совокупности оптимальное усвоение студентами учебного материала при изучении истории музыкального образования, помогающие выявлению традиций и новаторства в решении музыкально-педагогических проблем [224].

Разнообразие теоретических исследований традиций и инноваций свидетельствует об огромном интересе ученых к проблеме взаимодействия нового и традиционного в различных сферах человеческой культуры. В современных исследованиях преодолевается распространенная ранее точка зрения о противопоставлении традиционного и инновационного в культуре, акцентируется внимание на конструктивном характере единства традиций и инноваций. Вместе с тем в музыкальном образовании особенности взаимодействия традиций и инноваций ещё недостаточно изучены. Открытой остаётся проблема осмысления тенденций и характера взаимодействия традиций и инноваций в отечественном музыкальном образовании в исторической ретроспективе и в перспективе. Требует дальнейшего исследования взаимодействие традиций и инноваций в истории становления и развития теории и методики музыкального образования. До настоящего времени не исследовалась специально типология и динамика изменений в соотношении традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования в широких временных границах.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным осмысление диалектики педагогических традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования, объективная оценка музыкально-педагогического опыта прошлого с позиций современного научного знания, выявление его вневре- менных оснований, сохранивших свое значение в настоящее время, определение значимости историко-педагогических знаний о развитии музыкального образования в становлении профессиональной компетентности педагогов-музыкантов. Исследование особенностей взаимодействия традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования позволит преодолеть фрагментарность данных об этом процессе, создаст основу для прогнозирования системы координат в постановке и решении современных задач теории и методики музыкального образования в условиях глобализации образования и мирового культурно-национального многообразия.

Анализ исследований по истории музыкального образования выявляет объективно существующее противоречие между потребностью теории и практики музыкального образования в осмыслении взаимодействия традиций и инноваций как условия педагогической рефлексии и прогнозирования - с одной стороны, и недостаточным уровнем информационного обеспечения этого процесса на современном этапе развития музыкального образования — с другой. Стремление найти пути разрешения обнаруженного противоречия определило проблему данного исследования. В теоретическом плане это проблема выявления тенденций и динамики изменений во взаимодействии традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования в широких временных границах - от древнерусского периода до начала XXI века. В практическом плане - определение значимости исторического опыта взаимодействия традиций и инноваций при решении актуальных проблем музыкального образования в современных условиях. Все изложенное послужило основанием для выбора темы исследования: «Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России (XI - начало XXI века)».

Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, а именно: необходимостью выработки ориентиров в развитии отечественного музыкального образования в связи с социокультурными изменениями в стране; условиями модернизации российского образования (в том числе и музыкаль-

11 ного), востребовавшими исторический опыт для разработки новых образовательных концепций и развития педагогической науки в целом; поисками путей обогащения теории и методики музыкального образования на основе учета позитивного педагогического опыта, накопленного в процессе взаимодействия педагогических традиций и инноваций в различные исторические эпохи; необходимостью повышения качества профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов и важностью научно-методического обеспечения этого процесса.

Цель исследования - представить целостный теоретико-методологический анализ процесса взаимодействия педагогических традиций и инноваций в историческом развитии теории и практики отечественного музыкального образования; выявить педагогический потенциал взаимодействия традиций и инноваций и возможность его использования на современном этапе историко-педагогической подготовки специалистов в системе высшего музыкально-педагогического образования.

Объект исследования - эволюция музыкального образования в России от древнерусского периода (XI - XVII вв.) до начала XXI века.

Предмет исследования - процесс взаимодействия традиций и инноваций в становлении и развитии теории и практики отечественного музыкального образования и его интерпретация на современном этапе профессионально ориентированной вузовской историко-педагогической подготовки педагога-музыканта.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность взаимодействия традиций и инноваций как педагогического и культурно-исторического феномена.

Разработать теоретическую модель взаимодействия традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования как инструментария исследования преемственных связей в становлении и развитии теории и практики отечественного музыкального образования.

Выявить и интерпретировать основные тенденции во взаимодействии традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования от древнерусского периода до начала XXI века, определить их влияние на постановку целей и задач, разработку содержания и методов музыкального образования.

Представить взаимодействие традиций и инноваций в отечественном музыкальном образовании как исторически выверенный педагогический опыт, значимый для современного этапа реализации преемственных связей в области теории и практики музыкального образования.

Разработать модель профессионального развития будущего педагога-музыканта в процессе его вузовской историко-педагогической подготовки. Обосновать положение об интеграции традиций и инноваций в профессионально ориентированной историко-педагогической подготовке педагога-музыканта на современном этапе развития высшего музыкально-педагогического образования.

Определить условия интеграции традиций и инноваций, способствующие эффективности профессионально ориентированной вузовской историко-педагогической подготовки педагога-музыканта. Методологической основой исследования явились: социологические, культурологические, гносеологические концепции традиции, трактующие её как важнейшее условие трансляции культуры (В. М. Каиров, И. Т. Касавин, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. Д. Плахов, Н. П. Юдина и др.); философские и педагогические концепции, раскрывающие сущность инновационных процессов в образовании (К. Ангеловски, Г. А. Бордовский, И. А. Колесникова, В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицы-на, Н. Р. Юсуфбекова и др.); исследования компетентностного подхода в профессиональном образовании, отражающие современные ориентиры системных изменений в ву- зовской подготовке специалистов (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, В. А. Козырев, Ю. Г. Круглое, Н. Ф. Радионова и др.); подходы к интерпретации диалектики традиций и инноваций в образовании, выявляющие их взаимное дополнение и обогащение на основе процессов преемственности (М. В. Богуславский, В. И. Загвязинский, В. А. Караков-ский, А. В. Коржуев, В. В. Краевский, С. В. Куликова, С. Д. Поляков, М. М. Поташник и др.); результаты исследования проблем методологии и теории историко-педагогического познания в области музыкального образования (Н. И. Кия-щенко, Н. А. Миронова, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, В. Г. Ражников,

Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин и др.); - концептуальные положения, раскрывающие содержание и организа цию методологической подготовки учителя музыки с позиций принципов пе дагогики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Л. Л. Надирова, Л. А. Рапацкая, Б. М. Целковников и др.); - труды по теории и методике преподавания музыкальных дисциплин, раскрывающие специфику музыкального образования в единстве содержа тельной и процессуальной сторон обучения и воспитания (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Т. Г. Мариупольская, Е. В. Николаева, О. YL Радьшова, Г. М. Цыпин и

ДР-); концепции музыкального образования и преподавания искусства, выявляющие сущность художественной деятельности как процесса общения с духовными ценностями (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Назайкин-ский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.); методологические подходы к музыкальному образованию, сложившиеся в практической деятельности российских педагогов-музыкантов (А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. Г. Рубинштейн,

Н.Г. Рубинштейн, С. Е. Фейнберг и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов исследования: 1) теоретические (сравнительно-исторический, гене- тический, метод моделирования; анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в вузе (государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ и др.); 2) методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент и др.); 3) методы статистической обработки результатов исследования.

Источники исследования

Материалы архивов: Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Российского института истории искусств, Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Российского государственного исторического архива.

Документы и программно-методические материалы, отражающие развитие отечественного музыкального образования в различные эпохи.

Философская, культурологическая, науковедческая литература, а также работы по истории педагогики, культурологии, социологии, этнографии, антропологии, психологии, истории музыкального искусства и педагогике музыкального образования, содержащие в себе материалы по проблематике диссертационного исследования и смежных с ним вопросов.

Периодическая литература, отражающая развитие отечественного музыкального образования в различные эпохи.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2007 годы и включало в себя три этапа.

Первый этап - ориентировочно-поисковый (2000-2002 гг.): определение проблемы исследования и степени её научной разработанности в трудах по педагогике, истории педагогики и музыкального образования, философии, культурологи, в области музыкознания; работа в архивах Москвы и Санкт-Петербурга; определение состояния вузовской историко-педагогической подготовки будущего педагога-музыканта.

Второй этап - основной (2003-2006 гг.) включал; систематизацию архивных материалов, обобщение результатов исследования отечественного музыкального образования с XI до начала XXI века в контексте взаимодействия традиций и инноваций, разработку и опытно-экспериментальную апробацию модели профессионального развития будущего педагога-музыканта в процессе его вузовской историко-педагогической подготовки, проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению условий интеграции традиций и инноваций в вузовском музыкально-педагогическом образовании.

Третий этап - завершающий (2006-2007 гг.) включал: обработку результатов исследования и внедрение его важнейших результатов в теорию и практику музыкального и музыкально-педагогического образования.

Концепция исследования

Всестороннее и наиболее полное исследование взаимодействия традиций и инноваций в музыкальном образовании возможно при рассмотрении этого процесса в широких временных границах, охватывающих как древние, так и современные системы музыкального образования. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования предстаёт как диалектический процесс взаимоперехода и взаимообратимости традиций и инноваций, в результате которого удерживается и обогащается ценный музыкально-педагогический опыт предшествующих эпох и создаются условия для устойчивого развития музыкального образования в единстве двух основных культурно-исторических функций - сохранения и обновления. Особенность этого процесса заключается в том, что педагогические инновации, выдержав испытание временем, перерастают в традиции, а традиции, в свою очередь, оказывают воздействие на инновационные процессы.

Сущностные характеристики взаимодействия традиций и инноваций в музыкальном образовании отражаются в аспектах стабильности и изменчивости. Стабильность проявляется в отборе и сохранении общезначимого, ценного исторического опыта в области теории и практики музыкального образования, а изменчивость - в становлении и кристаллизации новых отноше-

16 ний и связей, обогащении традиций, обновлении теоретических и методологических установок музыкального образования.

Есть основания трактовать педагогическую традицию как многоуровневую систему, отражающую связь между настоящим, прошлым и будущим в образовании, основанную на процессах сохранения социально значимого педагогического опыта, способного адаптироваться и обновляться в изменяющихся условиях. Обновлению педагогической традиции способствует обогащение её новыми идеями и ценностями. При этом имеется в виду не любая новизна (новое - не всегда бывает лучшим), а лишь та, которая базируется на идеях гуманизации образования и совпадает с тенденциями его прогрессивного развития. Рассматривая педагогическую инновацию в данном контексте, мы определяем это понятие как исторически обусловленное педагогическое нововведение, имеющее гуманистическую направленность, способствующее эффективному решению задач в области образования, приводящее к позитивным качественным изменениям и обогащению педагогической реальности на каждом историческом этапе ее развития.

Особенности взаимодействия традиций и инноваций в эволюции музыкального образования раскрываются через механизмы наследования, проявляющиеся в сознательном выборе элементов наследия прошлого. В связи с этим мы посчитали необходимым и возможным уточнить такой термин, как музыкально-педагогическое наследие, под которым мы понимаем сохранившиеся от прежних поколений, критически осмысленные образцы культурных ценностей в области музыкального образования и нормативно закрепленный опыт их творческого применения в теории и практике музыкального образования в новых культурно-исторических условиях.

Системообразующим основанием исследования конкретных модификаций во взаимодействии традиций и инноваций в процессе эволюции отечественного музыкального образования выступает органическое единство его социокультурных, антропологических и собственно педагогических аспектов. Такой подход к исследованию отечественного музыкального образо- вания сочетает в себе широту и комплексность охвата различных форм его пространственно-временного существования в их практическом и идеально-теоретическом содержании. Обращение к социокультурным основаниям (в их числе общественные условия, своеобразие духовной жизни общества, мировоззрения людей, степень их интеллектуального, нравственно-эстетического развития, противоборство различных мнений и воззрений и др.) позволяет раскрыть базовые истоки вариативности музыкально-образовательных феноменов в рамках различных этапов развития музыкального образования. Акцент исследования на антропологических основаниях позволяет реализовать установку на признание человека системообразующим звеном эволюции музыкального образования. Учет педагогических аспектов задает определенную предметную направленность исследованию взаимодействия нового и традиционного в эволюции музыкального образования, ориентированную на отражение своеобразия стратегических целей, задач, форм и методов музыкального образования. - Своеобразие традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования определяется сочетанием всеобщего, особенного и единичного в их взаимодействии. Всеобщность характеризует взаимодействие традиций и инноваций как неотъемлемый атрибут эволюции музыкального образования, как динамичный феномен, способствующий накоплению и передаче музыкального наследия в историческом пространстве и времени. Особенное проявляется в смене доминант в соотношении традиций и инноваций на различных этапах эволюции музыкального образования. Единичное отражает личностный опыт субъектов-носителей традиций и инноваций, сформированный на основе их ценностных установок. Как правило, этот опыт воплощается в творческом наследии общественных деятелей, выдающихся педагогов-музыкантов, музыкантов-исполнителей, в деятельности которых формируются и находят воплощение новаторские идеи, со временем получающие массовое распространение в образовательной практике. Рассмотрение процесса взаимодействия традиций и инноваций на уровне всеобщего, особенного и единичного позволяет конкретизировать способы постановки и решения педагогических проблем в области музыкального образования в различные исторические периоды.

Вектор эволюции отечественного музыкального образования направлен на постепенное и неуклонное нарастание интегративных процессов во взаимодействии педагогических традиций и инноваций, результатом которых выступает обогащение и обновление накопленного музыкально-педагогического опыта при сохранении его фундаментальных оснований, обеспечивающих прогрессивную направленность развития музыкального образования в целом. В их числе: понимание музыкального образования как фактора развития человека; приоритет духовно-творческого, художественно-содержательного начал над техническим в освоении языка и содержания музыки; оптимальное сочетание требовательности к ученику с предоставлением ему творческой свободы; гуманитарная направленность музыкального образования, его открытость ценностям научного знания и особенностям иных культур при условии уважения к собственной; ориентация на всеобщее и непрерывное музыкальное образование.

На рубеже XX-XXI веков новым содержанием наполняется вузовское музыкально-педагогическое образование: намечается переход от адаптационной модели профессиональной подготовки педагога-музыканта к модели его профессионального развития, ориентированной на прогнозирование и учёт будущих социокультурных изменений. Организация вузовского музыкально-педагогического образования на основе модели профессионального развития проявляется в направленности музыкального образования не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование у студентов умений находить эти знания и применять их в условиях, имитирующих реальные профессиональные ситуации. - Интеграция традиций и инноваций в вузовской историко- педагогической подготовке, ориентированной на модель профессионального развития, определяется тем, что традиционная характеристика качества образования - как уровня полученных знаний - в современных условиях трансформируется в иной результат образования - компетентность в сфере профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность будущего педагога-музыканта, формирующаяся в процессе его историко-педагогической подготовки, проявляется в способности к педагогической рефлексии полученных знаний, в умении решать новые профессиональные задачи на основе выявления в историко-педагогическом опыте идей, актуальных для настоящего времени, в умении применять историко-педагогические знания для обоснования собственной точки зрения на возможные подходы к решению актуальных проблем музыкального образования в современных условиях.

Важную роль в становлении профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов могут выполнять современные условия вузовской историко-педагогической подготовки. В их числе: единство познавательной и аналитико-рефлексивной позиций студентов в освоении музыкального историко-педагогического опыта; использование интегративных образовательных технологий; развивающее взаимодействие педагога и студентов. Перечисленные условия базируются на интеграции педагогических традиций и инноваций, благодаря чему обеспечивается эффективность профессионально ориентированной вузовской историко-педагогической подготовки педагогов-музыкантов.

Проблема взаимодействия традиций и инноваций в вузовском образовании обусловила настоятельную потребность не только в фиксации и осмыслении идей исторического прошлого, но и в поисках путей его изучения. В связи с этим в современных условиях актуализируются задачи систематизации историко-педагогического знания, в том числе и по истории музыкального образования. Представляется, что одним из перспективных условий, способствующих эффективности вузовской историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов, может выступать систематизация учебного историко-педагогического материала на основе проблемно-модульного прин- ципа. Данный принцип предусматривает объединение дидактических единиц дисциплины в небольшие составляющие (модули), в основе которых - актуальные проблемы истории музыкального образования. Их осмысление предусматривается в единстве генетического (основанного на традиционном хронологическом принципе), прогностического и функционального аспектов на основе сравнительно-сопоставительного анализа. - Смещение акцента в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов от «знаниевого» подхода к деятельностному является важнейшей и значимой тенденцией современного профессионального образования. Деятельностная направленность профессионального образования обусловливает и главную особенность методики оценки эффективности профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов. Показателями её эффективности должен стать уровень сформированности у будущих педагогов-музыкантов универсальных и лич-ностно-профессиональных компетенций.

Научная новизна исследования

В работе дан целостный теоретико-методологический анализ процесса взаимодействия педагогических традиций и инноваций в историческом развитии теории и практики отечественного музыкального образования от XI до начала XXI века.

Конкретизированы сущностные характеристики педагогических традиций и инноваций, определяемые сочетанием всеобщего, особенного и единичного в их взаимодействии. Установлено, что всеобщность характеризует взаимодействие традиций и инноваций как неотъемлемый атрибут эволюции музыкального образования в историческом пространстве-времени, особенное проявляется в смене доминант в соотношении традиций и инноваций на различных исторических этапах эволюции музыкального образования, единичное отражает личностный опыт субъектов-носителей традиций и инноваций.

Выявлены и интерпретированы основные тенденции, характеризующие взаимодействие традиций и инноваций в эволюции отечественного музы- кального образования {взаимообусловленность педагогических традиций и инноваций, направленность вектора их взаимодействия в сторону интеграции по мере эволюции музыкального образования от ранних форм развития к более поздним; успешность инноваций при условии сохранения их связи с конструктивными музыкально-педагогическими традициями; переосмысление зарубежного музыкально-педагогического опыта в контексте российской менталъности; постепенное усложнение и обогащение форм методического знания: от простого закрепления общепринятых правил и норм в области музыкального образования — к разработке и осмыслению музыкально-педагогических концепций, учитывающих специфику музыки как вида искусства, обосновывающих единство познавательной и эмоционально-личностной сфер человека в образовательном процессе).

Определены условия интеграции педагогических традиций и инноваций, способствующие эффективности профессионально ориентированной истори-ко-педагогической подготовки будущего педагога-музыканта, представленные единством познавательной и аналитико-рефлексивной позиций студентов в процессе освоения музыкального историко-педагогического опыта; проблемно-модульной систематизацией историко-педагогического учебного материала; использованием интегративных образовательных технологий; развивающим взаимодействием педагога и студентов.

Разработаны принципы, характеризующие процессуальную и организационную стороны профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов, установлены показатели её результативности, основанные на усилении мотивации учения и понимании личностной и профессиональной значимости историко-педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в его процессе: определены средства ретроспективно-прогностического исследования эволюции отечественного музыкального образования, базирующиеся на выявлении причинно-следственных связей во взаимодействии традиций и ин- новаций, что позволяет расширить комплекс гносеологического инструментария в историко-педагогической науке и обогатить современную музыкально-педагогическую мысль знанием о многообразии проявлений преемственности в педагогике музыкального образования; разработан сравнительно-сопоставительный подход к исследованию взаимодействия традиций и инноваций в истории отечественного музыкального образования, позволяющий осуществлять анализ историко-педагогических проблем музыкального образования с учетом изменений в соотношении педагогических традиций и инноваций в конкретно-исторических условиях; охарактеризованы приоритетные ориентиры, определяющие основной вектор исторической эволюции отечественного музыкального образования в контексте взаимодействия традиций и инноваций {повышенное внимание к духовному развитию человека, активизации его творческого потенциала в процессе общения с музыкой; ориентация на всеобщее музыкальное образование; разработка методов музыкального образования, адекватных природе человека и музыки как вида искусства; гуманитарная направленность музыкального образования; фундаментализация профессионального музыкального образования; открытость диалогу и переосмысление зарубежного музыкального опыта в русле российской национальной менталъности), что создает предпосылки для решения современных задач музыкального образования с опорой на исторический опыт его развития; уточнены ранее используемые понятия, трактуемые в контексте проведенного исследования {традиция, педагогическая инновация, педагогическое новшество, инновационная деятельность, интеграция традиций и инноваций, музыкально-педагогическое наследие), расширяющие понятийно-терминологический аппарат педагогической науки, обогащающие процесс осмысления отечественного музыкального образования в триаде «прошлое - настоящее - будущее»; предложены и обоснованы: структурная модель педагогической традиции в области музыкального образования, концентрическая модель педагогиче- ской традиции в её отношениях и связях с новым опытом, модель профессионального развития будущего педагога-музыканта в процессе его вузовской историко-педагогическои подготовки; представленные модели позволят на теоретической основе систематизировать историко-педагогический материал, классифицировать по различным основаниям педагогические явления и процессы в области музыкального образования; выявлены и охарактеризованы фундаментальные основания отечественного музыкального образования, составляющие «ядро» педагогических традиций, что позволит с учетом преемственных связей определять критерии разрабатываемых инновационных музыкально-образовательных программ и систем; разработаны педагогические принципы организации историко-педагогическои подготовки будущих педагогов-музыкантов, которые могут рассматриваться в качестве исходных теоретических положений в процессе формирование у студентов опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкально-педагогическому наследию (принципы направленности образовательного процесса на осознание личностного и профессионального смысла музыкально-педагогического наследия, рефлексивного освоения историко-педагогическои информации, актуализации положительной мотивации в отношении к истори-ко-педагогическому опыту, принцип диалогового общения); обоснована эффективность историко-педагогическои подготовки будущего педагога-музыканта на основе условий интеграции традиций и инноваций, что расширяет представления о путях обогащения музыкального теоретико-методического знания на современном этапе его развития.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практике преподавания музыкальных исто-рико-педагогических дисциплин, а также в научной деятельности педагогов, занимающихся исследованием проблем становления и развития теории и методики музыкального образования.

Использование в музыкально-педагогическом образовании разработанных принципов организации профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов предоставляет педагогам возможность инициировать у студентов процессы самопознания и личностно-профессионального становления на основе освоения музыкально-педагогического наследия.

Разработанная методика оценки эффективности историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов и используемые в процессе исследования уровневые характеристики освоения студентами историко-педагогического опыта могут служить основой для разработки фонда оценочных средств в педагогическом вузе и определения характера отношения студентов к музыкальному историко-педагогическому образованию.

Созданные и апробированные в процессе исследования монографии, программно-учебные и методические материалы по истории, теории и методике музыкального образования (методическое пособие для учителей музыки «Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность», учебно-методическое пособие «Музыкальное образование как фактор развития человека в педагогической культуре Древней Руси (XI-XVII века)», «Учебная программа и методические материалы к проведению практических занятий по дисциплине «История музыкального образования», учебное пособие «Музыкальное образование в России (XI- начало XXI века)») позволяют теоретически обоснованно организовать процесс музыкальной историко-педагогической подготовки студентов в вузе и педагогов-музыкантов в системе повышения профессиональной квалификации.

Результаты исследования могут быть востребованы при разработке прак-тико-ориентированных программ и учебно-методических пособий по истории, теории и методике музыкального образования, а также при модернизации действующих учебных планов.

Научно-теоретические результаты исследования, углубляя концептуальные представления о постановке и решении современных проблем теории и методики музыкального образования на основе интеграции традиций и инноваций, создают предпосылки для разработки стратегии дальнейшего развития отечественного музыкального образования.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечена методологией исследования, адекватной его специфике, целям и задачам; использованием широкого круга научной литературы, связанной с проблематикой исследования и послужившей фундаментом для его основных теоретических положений; применением комплекса методов, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования; оптимальным сочетанием теоретического, эмпирического и экспериментального аспектов исследования; внедрением в практику и апробацией полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Взаимодействие традиций и инноваций выступает неотъемлемым атрибутом эволюции отечественного музыкального образования на всех его исторических этапах от древности до современности. Историческая связь между традициями и инновациями в музыкальном образовании осуществляется на основе непрерывного процесса преемственности, благодаря которому обогащается теория и методика музыкального образования, накапливается музыкально-педагогический опыт, происходит его осознание, критическая оценка, творческое освоение и обновление в соответствии с идеалами и потребностями новых культурно-исторических условий.

Соотношение педагогических традиций и инноваций в эволюции отечественного музыкального образования не было однозначным. Это положение позволяет выделить в историческом развитии отечественного музыкального образования три типа их взаимодействия, а именно - взаимодействие, основанное: а) на доминировании традиций; б) на доминировании инноваций; в) на интеграции традиций и инноваций. Основанием типологии выступает смена доминант в соотношении традиций и инноваций в культурно-историческом развитии отечественного музыкального образования.

Вектор эволюции отечественного музыкального образования во взаимодействии традиций и инноваций был направлен на приращение в теории и практике музыкального образования аксиологических приоритетов. Они были ориентированы: на осмысление природы человека, выявление и актуализацию его личностно-творческого начала в процессе музыкального образования; на сохранение и обогащение фундаментальных оснований отечественного музыкального образования и неуклонное нарастание процессов его гуманизации; на осознание специфики музыки и поиск адекватных ей методов музыкального образования; на постепенный переход от функционального подхода в понимании назначения профессионального музыкального образования с доминированием специальных предметных знаний - к фундаментальной музыкально-педагогической подготовке, способствующей формированию всесторонне развитого, обладающего широкой эрудицией музыканта-профессионала.

Интеграция традиций и инноваций в образовании на современном этапе его развития может служить методологической основой совершенствования образовательной системы на разных её уровнях. Опора вузовской историко-педагогической подготовки будущего педагога-музыканта на интеграцию традиций и инноваций способствует становлению его профессиональной компетентности, формированию у него готовности к профессиональному развитию и творческой самореализации в профессии музыканта.

Эффективность профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки педагога-музыканта обеспечивается условиями интеграции традиций и инноваций, проявляющимися в таких показателях, как: а) единство познавательной и аналитико-рефлексивной позиций студентов в освоении музыкального историко-педагогического опыта, позволяющее им не только накапливать историко-педагогические знания, но и осознавать их профессиональную и личностную значимость; б) проблемно-модульная систематизация историко-педагогического учебного материала, способствующая формирова- нию у студентов целостного представления об узловых проблемах музыкального образования в процессе его исторического развития; в) использование интегративных образовательных технологий, помогающих организовать самостоятельную деятельность студентов в соответствии с их личностным опытом и профессиональными требованиями; г) развивающее взаимодействие педагога и студентов, обеспечивающее личностное и профессиональное развитие субъектов образовательного процесса.

Совокупность данных условий способствует повышению качества вузовской профессионально ориентированной историко-педагогической подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты диссертации отражены в монографиях, учебных и учебно-методических пособиях, научных журналах и сборниках.

Результаты диссертационного исследования докладывались: - на международных и всероссийских конференциях: «Музыкальное образование в контексте социокультурных оснований российской цивилизации», «Духовная музыка в системе отечественного школьного образования: исторический и современный аспекты», «Фольклор как традиционная ценность в музыкальном образовании» (Санкт-Петербург, 2001); «Интонационный язык музыки как универсальное средство общения в дошкольном детстве» (Санкт-Петербург, 2002); «Межэтническая коммуникация в содержании современных образовательных программ музыкального развития дошкольников» (Санкт-Петербург, 2003); «Народная песня как компонент содержания музыкального образования ребенка: исторический аспект и современное состояние проблемы» (Санкт-Петербург, 2004); «Феномен музыкального образования и его педагогическая интерпретация в исторической ретроспективе» (Москва, 2004); «Музыкально-педагогическая культура как воплощение национальных традиций российского музыкального образования», «Статус профессиональной музыкально-педагогической культуры в деятельности педагога», «Традиции и инновации в становлении и развитии музыкального образования в России», «Статус музыкального образования как фактора развития человека» (Санкт-Петербург, 2005); «Взаимодействие национального и интернационального в истории музыкального образования в России» (Санкт-Петербург, 2006); «Модель профессионального развития будущего педагога-музыканта в процессе его вузовской историко-педагогической подготовки (к вопросу об интеграции традиций и инноваций в методике преподавания музыкальных исто-рико-педагогических дисциплин)» (Санкт-Петербург, 2007); - на научно-практических межвузовских и межрегиональных конференци ях: «История музыкального образования как предмет педагогической рефлек сии: антропологический аспект», «Место и роль курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» в системе подготовки специалистов дошкольного образования» (Санкт-Петербург, 2001); «Специа лизация «Развитие музыкальных способностей» как фактор профессиональ ной подготовки специалистов дошкольного образования в педагогическом ву зе» (Санкт-Петербург, 2002); «Специализация «Музыкальное воспитание» в структуре подготовки специалиста по дошкольному образованию» (Санкт- Петербург, 2005); «К проблеме изучения источников по истории музыкаль ного образования в Древней Руси» (Санкт-Петербург, 2005).

Материалы исследования использовались: в период проведения обучающих семинаров для специалистов в области дошкольного и школьного музыкального образования в рамках Всероссийской акции «Золотой резерв России» (Санкт-Петербург, 2004); в процессе чтения лекций по дисциплине «История музыкального образования» в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена и Ленинградском государственном университете имени А.С. Пушкина; в процессе чтения лекционных курсов «История и теория художественного образования», «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», в проведении практических занятий по дисциплинам «История и теория музыкальной педагогики и образования» и «Исто- рия музыкального образования» в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена; - на курсах повышения квалификации учителей музыки в Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург); в образовательном процессе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Архангельск), Волгоградского муниципального института искусств имени П.А. Серебрякова, Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского; в просветительской деятельности Союза музыкантов республики Дагестан.

Похожие диссертации на Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России : XI - начало XXI века