Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллигенция как феномен русской культуры Кошелева Лилия Анатольевна

Интеллигенция как феномен русской культуры
<
Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры Интеллигенция как феномен русской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кошелева Лилия Анатольевна. Интеллигенция как феномен русской культуры : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01. - Москва, 2000. - 144 с. РГБ ОД, 61:01-24/30-6

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис С. 13-46

Раздел 2. Динамика и содержание социокультурной функции интеллиенции С. 47-85

Раздел 3. Императивы русской культуры как предпосылка возникновения русской интеллигенции С. 86-126

Заключение

Список использованной литературы.

С. 127-134 С. 135-144

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Проблема интеллигенции относится к числу тех проблем, которые вот уже на протяжении почти что столетия находятся в эпицентре русской общественной мысли. Нет ни одного крупного отечественного философа, социолога или культуролога, который в своих работах не затрагивал бы вопроса о том, что такое интеллигенция, какова её историческая миссия, какую роль она играет в формировании национального самосознания.

Пристальное внимание, которое уделялось и уделяется данной проблеме, определяется рядом обстоятельств. Среди них необходимо, прежде всего, назвать то, что интеллигенция с момента возникновения и до сегодняшнего дня играет особую роль в общественно-политической, культурной, нравственной жизни российского общества. Новая и новейшая история России убедительно свидетельствуют, что интеллигенция не только создаёт, сохраняет и распространяет духовные ценности, но и формирует определённый духовный климат.

Пессимистические и оптимистические настроения в интеллигентской среде через определённый промежуток времени неизбежно становятся массовыми настроениями, оказывают влияние на формирование той духовной составляющей, благодаря которой одна культурно- историческая эпоха отличает себя от другой.

На протяжении ХІХ-ХХ вв. интеллигенция не раз выступала в

роли катализатора освободительного движения в России и, не будет

преувеличением сказать, что представители данной социальной

группы сыграли решающую роль в том повороте, что совершило наше

. общество на протяжении последнего десятилетия.

Актуальность темы обусловлена ещё одним обстоятельством.

Знакомство с научной литературой показывает, что весь спектр работ,
написанных по проблемам интеллигенции, характеризуют этот
феномен с позиций социально-философского, социологического или
исторического подходов. В культурологическом ключе и, тем более,
как "производный" от русского типа культуры, феномен

интеллигенции практически никем не рассматривался. Эта мысль звучала в работах Г.П. Федотова, но он лишь кратко обозначил свою позицию, не дав развёрнутого обоснования именно этой идее, которая представляется с нашей точки зрения весьма богатой.

Огромная важность решения данной проблемы заключается в том, что она позволит разрешить спор, продолжающийся в течение нескольких десятилетий, и ответить на вопрос: "Является ли интеллигенция чисто русским явлением или возникает на определённой стадии развития любого общества".

Подобный подход позволяет сделать научный прогноз относительно судеб интеллигенции, показать её место и роль в изменяющемся мире, наконец, он позволяет прояснить вопрос, не ставившийся никем из культурологов, относительно функций интеллигенции.

Следует подчеркнуть, что значимость исследования проблем интеллигенции резко возрастает на переломных рубежах истории, когда с особой остротой встают вопросы о движущих силах исторического прогресса, о моделях общественного развития и путях дальнейшего движения социальных систем. Именно такой период переживает сегодня Россия, которая на протяжении последнего десятилетия настойчиво ищет путь перехода от традиционного к информационному обществу. В условиях поиска собственной идентичности, смены системы базовых ценностей на долю интеллигенции выпадает ряд сложных задач, решение которых

неспособна взять на себя ни одна другая социальная группа. Сегодня от интеллигенции ждут чётких однозначных ответов на вопросы о том, в каком направлении двигаться стране дальше, что ожидает Россию в XXI веке, как сохранить культурную идентичность в процессе модернизации, и на ряд других, не менее животрепещущих вопросов, имеющих принципиальное значение для судеб нации и государства.

Таковы основные причины, обусловившие актуальность

проблемы, и побудившие автора данной диссертационной работы взяться за разработку темы, которая, по его мнению, относится к числу наиболее животрепещущих проблем культурологического познания, имеющих ярко выраженный как теоретический, так и практический аспект.

Степень научной разработанности проблемы.

Литература по проблеме интеллигенции широка и многообразна. Если говорить о тех, кто стоял у истоков её разработки, то прежде всего, следует вспомнить о Тургеневе и Чернышевском, которые в своих известных романах "Отцы и дети", и "Что делать" дали яркие художественные образы русских интеллигентов, раскрыли социально-психологические и нравственные особенности "новых людей", возникших в России в пореформенную эпоху.

Научно-теоретическое осмысление проблемы начинается в 60-годы XIX века со статьи Д.И. Писарева "Мыслящий пролетариат" (1865г.) Анализируя образы Базарова и Рахметова, критик отмечает, что они принципиальным образом отличаются от представителей "образованного класса". Автор называет их нигилистами, вся жизнь которых посвящена борьбе за счастье народа. Работа Д. И. Писарева открыла важнейшую тему и послужила основой для дальнейшего исследования проблемы интеллигенции, как особого явления в жизни общества.

В дальнейшем исследование интеллигенции проводилось представителями народовольческой и марксистской мысли. В работах И.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, П. Ткачёва, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина раскрываются исторические корни интеллигенции, даётся описание специфического интеллигентского сознания, показывается её социальная неоднородность.

На рубеже XIX-XX столетия тема интеллигенции становится приоритетной для представителей русской идеалистической мысли. Итогом их теоретических разработок стал известный сборник "Вехи"(1909г.), авторами которого выступили Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Кистяковский, А.С. Изгоев, М.О. Гершензон. К оценке феномена интеллигенции веховцы подходили с позиций социально-этического подхода, определяя данную общность не через образование и социальное положение, а через общее мировоззрение, характеризующееся открытой и активной направленностью в защиту интересов народа.

Среди авторов, внёсших наибольший вклад в разработку проблем интеллигенции необходимо, прежде всего, отметить П.Н. Милюкова. Его работа "Интеллигенция и историческая традиция" стала основой сборника "Интеллигенция в России" (1910 г.), авторы которого выступили с критикой веховского понимания интеллигенции.

В послереволюционные годы проблемы интеллигенции освещались в работах крупных политических деятелей, среди которых следует назвать А.В. Луначарского, Ю.М. Стеклова, В.В. Воровского, Л.Д. Троцкого.

В литературном аспекте проблемы интеллигенции и революции поднимались М. Горьким, А. Блоком, И. Буниным, В. Короленко.

К концу 20-х годов исследование данной тематики сворачивается в силу утвердившихся представлений о роли интеллигенции как

социальной прослойки, не производившей материальных благ, а выполнявшей функцию идеологического обслуживания интересов пролетариата. В немногочисленных работах интеллигенция именовалась "спецами", главное внимание уделялось изучению роли КПСС в формировании социалистической интеллигенции и борьбе с буржуазной идеологией.

Сворачивание разработок проблем интеллигенции в Советской России шло параллельно с обострением интереса к изучению проблемы интеллигенции в среде русской эмиграции. В промежутке между 20-ми и концом 30-40 годов появился ряд фундаментальных трудов, посвященных интеллигенции и принадлежащих перу Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, И.А. Ильина, С. Франка.

Возрождение интереса к проблеме интеллигенции в Советском Союзе относится к концу 50-началу 60 годов. В этот период появляются первые социологические исследования- работы К.Г. Барбаковой, В. А. Мансурова, М.Н. Руткевича; растёт число исторических, философских работ, посвященных данной проблематике, расширяется объект их анализа; появляются первые обобщающие исследования по истории интеллигенции В.Р. Лейкиной-Свирской, А.В, Квакина, А.В. Ушакова, С.А. Федкжина, П.П. Амелина, В.И. Астаховой; выходят обобщающие коллективные труды: "Советская интеллигенция: История формирования и роста. 1917-1965" (М.,1968), "Советская интеллигенция. Краткий очерк истории(1917-1975)" (М., 1977) "Интеллигенция и революция" (М., 1985) и др.

Недостатками данных трудов являлись социологизаторский
подход к исследованию интеллигенции и тенденция к

приукрашиванию действительности. Интеллигенция рассматривалась только как носитель коммунистического сознания, не получила

освещения её оппозиционная направленность.

Несколько позже (в 1969 году) появляется работа В.Ф. Кормера "Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура", которая стала продолжением веховских традиций в осмыслении проблем интеллигенции.

Пять лет спустя в свет вышла статья А.И. Солженицина "Образованщина"( 1974г.), ставшая заметным явлением среди трудов, посвященных анализу интеллигенции как особого социального явления.

Новый этап истории, начавшийся с 90-х годов, устранение
идеологического контроля со стороны КПСС сделали возможным
всестороннее объективное осмысление феномена интеллигенции. Этот
период характеризуется появлением огромного количества, прежде
всего, публицистических работ. Однако выходили и

фундаментальные труды, принадлежащие перу В.М. Межуева, А.И. Уткина, В.Г. Федотовой, Н.Е. Покровского, В.И. Толстых, А.С. Панарина, Б.А. Успенского B.C. Меметова, О.Ю. Олейник, Г. Померанц, Г.Г. Гусейнова, С. Кара-Мурзы, Л. Когана, Г. Чернявской, Р.Д. Мамедова, и др. Благодаря их усилиям удалось синтезировать тот пласт знаний, который был накоплен мыслителями дореволюционной поры и советскими авторами.

Среди зарубежных исследователей проблемы интеллигенции рассматривали Карл Манхейм, Чарльз П. Сноу, Бертран Рассел, Д. Байрау и др.

Таким образом, анализ научной литературы, посвященный проблеме интеллигенции, показывает, что пласт научного знания по проблемам интеллигенции является весьма впечатляющим, однако практически ни в одной из опубликованных до настоящего времени монографий или статей не затрагивается та проблема, которая

поставлена в заглавии диссертации. Исключение составляет статья Б. А. Успенского, вышедшая в сборнике «Россия. Материалы русско-итальянского симпозиума» в 1999 году.

Осмысление специфики русской культуры было начато 170 лет назад представителями славянофильского направления А. С. Хомяковым, И.П. Киреевским, братьями Аксаковыми. В полемике с П.Я. Чаадаевым родилось представление о специфике российской цивилизации и о том, что русская культура представляет собой особый тип культуры.

Серьёзное внимание данной теме уделяли А.И. Герцен, Д.И. Писарев, В.Г. Белинский. Среди тех, кто оставил специальные труды, посвященные специфике русской культуры, следует отметить Н.А. Бердяева, Н.Г. Федотова, И.А. Ильина, чьи работы стали классическими.

Значительный вклад в освещение вопросов, связанных с особенностями культурно-исторического развития России, внёс П.Н. Милюков, создавший фундаментальный труд "Очерки по истории русской культуры".

В 20-30 годы XX века весьма основательно исследованием данной проблемы занимались евразийцы. Идеологи движения в лице Н.С. Трубецкого, В.И. Вернадского, Л.П. Карсавина, П.Н. Савицкого и др. обосновали тезис о существовании особой евразийской цивилизации, обладающей особым типом культуры, базирующемся на синтезе ценностей культур Запада и Востока.

В советский период исследование русской культуры происходило преимущественно в историческом ключе. Значительный вклад в изучение истории отечественной культуры внесли Б.А. Рыбаков, A.M. Панченко, Б.И. Краснобаев, Н.Я. Эйдельман, А.И. Клибанов и др.

Среди авторов, рассматривавших проблему в культурологическом

аспекте необходимо отметить работы Мих. Лифшица, Ю.А. Лотмана, С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезера, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова, Д.С. Лихачёва И.В. Одной из последних работ, в которой представлена авторская концепция специфики русской культуры, является "Введение в историю русской культуры" И.В. Кондакова.

Таким образом, источниковедческая база диссертационного исследования является достаточно богатой, однако различные аспекты феномена интеллигенции раскрыты с недостаточной степенью полноты. Главная проблема, интересующая нас, осталась вне поля зрения отечественных и зарубежных исследователей.

Целью диссертационного исследования

является обоснование положения о самобытности русской интеллигенции, как "производной" от русского типа культуры.

Реализация целей исследования предполагается в процессе решения следующих задач:

уточнения представления о сущности и генезисе понятия интеллигенция;

выявления критериев, позволяющих определить границы интеллигенции;

исследования содержания и динамики социокультурной функции русской интеллигенции;

определения специфических черт типа русской культуры;

- установления взаимосвязи между типом русской культуры и
обликом отечественной интеллигенции;

Объектом исследования является отечественная интеллигенция, возникшая на определённом этапе развития русской культуры, занимающая определённое место в социальной структуре общества и выполняющая ряд специфических функций.

Предмет исследования - совокупность специфических черт

11 русской культуры, обусловившая возникновение, своеобразие феномена интеллигенции и содержание его социокультурной функции.

Теоретико - методологической основой исследования

является метод диалектического материализма. Основным принципом научного мышления является историзм, требующий рассмотрения каждого явления в его развитии.

Автор руководствовался также методами комплексности, всесторонности, детерминизма, объективности изучения явлений общественной жизни, что даёт возможность рассмотрение предмета исследования в многообразии его связей и отношений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- в постановке и рассмотрении с позиций культурологической
теории проблемы интеллигенции, которая в абсолютном большинстве
работ рассматривается в социологическом или этическом ключе;

- в обосновании идеи о том, что понимание сущности
интеллигенции возможно только при совмещении социологического,
исторического, философского, культурологического подходов;

- в выявление совокупности критериев, позволяющих определить
интеллигенцию, как группу отличную от других;

- в исследовании содержания и динамики социокультурной
функции русской интеллигенции;

-в обосновании идеи о том, что современная отечественная интеллигенция, несмотря на изменившиеся условия существования, сохранила ряд родовых черт и, в этом смысле, является наследницей русской интеллигенции, возникшей на рубеже 30-40гг. XIX века;

- в раскрытии противоречивости духовного облика современной
интеллигенции, которая, ощущая себя наследницей определённых
традиций, в то же время проявляет черты, однозначно осуждавшиеся

представителями интеллигенции дореволюционной поры;

в выявлении принципиально новых черт, присущих русскому типу культуры, среди которых: сочетание открытости и восприимчивости, многослоиность, принципиально иная структура культуры, антимещанство, литературоцентризм и др.;

в обосновании идеи о том, что только в лоне русской культуры может родиться феномен русской интеллигенции.

Научно-практическая значимость работы

состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования самого широкого круга проблем, связанных с изучением феномена отечественной интеллигенции, а также в процессе преподавания ряда курсов, изучаемых в отечественной высшей школе. Их можно использовать при анализе отечественной культуры, при разработке учебных пособий, курсов лекций теории и истории культуры.

Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис

Природа интеллигенции сложна и диалектична, она определяется как объективными, так и субъективными критериями. Исключительная многогранность этого феномена явилась причиной того, что авторы многочисленных социологических, философских, исторических исследований, не могут прийти к единству в определении сущности понятия, социальной роли и исторических корней интеллигенции.

П.Б. Струве в статье " Интеллигенция и революция" утверждал: "Слово интеллигенция может употребляться, конечно, в различных смыслах. История этого слова в русской обиходной и литературной речи могла бы составить предмет интересного специального этюда" [ 117, с.191-192].

Вопрос об особой группе общества, обладающей определёнными родовыми чертами и отличающейся от основной массы населения, встал в 30-40-е годы XIX века. Это было связано с тем, что представители русской общественно-политической мысли Россия впервые осознанно подошли к выбору своего путей развития России и оценке её места в мировом процессе, а следовательно и к характеристике того слоя общества, который генерировал и претворял в жизнь передовые идеи. До определённого периода этот слой ещё не имел своего названия.

Долгое время считалось, что само понятие «интеллигенция» в России в широкий обиход было введено русским публицистом и критиком XIX века П.Д. Боборыкиным, написавшего в 70-гг. XIX века годы роман « Солидные добродетели», где интеллигенцией была обозначена группа людей, олицетворяющих прогрессивные идеалы общественного развития и достоинства человека, существующие вне и независимо от принадлежности к определённому сословию или чиновному рангу.

В статьях 1904 и 1909 годов П. Д. Боборыкин сам объявляет себя "крёстным отцом" этих слов.

Однако исследования последних лет показали, что подобный смысл понятия выявляется в более ранних источниках. По мнению СО. Шмидта, термин интеллигенция впервые употребил В.А. Жуковский ещё в 1836 году: "лучшее петербургское дворянство, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию" [42, с.46]. Под интеллигенцией В.А. Жуковский прежде всего, подразумевал:

1. принадлежность к определённой социокультурной среде;

2. европейскую образованность;

3. нравственный образ мысли и поведения [145, .412-413]. Таким образом, уже в 30-годы XIX века представления об интеллигенции были связаны с идеалами «нравственного бытия» как основы просвещения и образованности и дворянским долгом служения России.

В аналогичном ключе трактуется интеллигенция западниками и славянофилами в лице В.Г. Белинского, А.И. Герцена, А.С. Хомякова и др.

Под интеллигенцией они понимали достаточно широкий слой людей, состоящий из представителей всех сословий. Важнейшими для определения критериев интеллигенции, и те и другие считали личностные характеристики, однако расходились по поводу понимания характерных черт интеллигенции. Если западники основой развития, свободы и самостоятельности человека считали образование, то славянофилы - нравственность.

Динамика и содержание социокультурной функции интеллиенции

Определение, данное в первом разделе, позволяет сделать вывод о том, что интеллигенция, как особая группа возникает в 30-40 годы XIX века

До этого времени в России существовал лишь небольшой слой образованных людей, видевших своё предназначение в служении царю, в укреплении самодержавия и выполнявших, сугубо утилитарные, в основном управленческие функции.

Представителей этого слоя уместно называть "прединтеллигенцией" или "протоинтеллигенцией".

Отдельные представители "протоинтеллигенции"- А.И. Радищев, А. Новиков, некоторые депутаты уложенной комиссии, уже в XVIII в выступают с критикой крепостничества и ставят вопрос о благе народа, а не государства. Однако эти выступления носили единичный характер и не могут расцениваться как свидетельство выхода интеллигенции на историческую арену. К тому же эти люди были ещё достаточно тесно связаны со своей средой: культурной, светской.

"Исходным материалом" для формирования

"протоинтеллигенции" послужило дворянство. Вольнолюбивая публицистика, ознакомление российской военно-политической элиты с европейскими порядками в ходе антинаполеоновских войн, приводят к возникновению в этой среде довольно устойчивых либеральных и демократических настроений. Возникает новый тип дворян, сознающих свою вину перед народом, ценой закрепощения и угнетения которого обеспечивалась вольность и просвещённость высшего слоя. Характерной чертой "кающиеся дворян", являлось по словам П.Н. Милюкова, критическое отношение к окружающей действительности [90, с.210-211].

Постепенно идея обязательной службы, укрепления Российского государства в их сознании трансформируется в желание изменить его и тем самым облегчить судьбу народа. Недовольство "кающихся дворян" выливается в открытое вооружённое восстание против самодержавия и крепостничества. Впервые представители слоя, который позже оформится в интеллигенцию, выступили с народом против царя. Восстание потерпело поражение, однако мировоззренческие установки декабристов оказало огромное влияние на формирование сознания разночинной интеллигенции.

В условиях, когда дворянство постепенно теряло способность выражать назревшие потребности развития страны, а буржуазия, вследствие слабости капиталистических отношений, ещё только находилась в стадии формирования, должен был выдвинуться слой людей, готовый взять на себя выражение общественных потребностей в политической, социальной, культурной жизни российского общества.

Для формирования подобного слоя существовали определённые предпосылки. Уже в XVIII веке удельный вес недворянского элемента в высших учебных заведениях был достаточно высок [90, с.211], однако представители этой образованной части общества далеко не всегда находила применение своим способностям и знаниям. Количественное увеличение разночинцев и закрытие для них доступа в дворянство за счёт повышения класса должностей, дававших на него права, не могло не поставить молодую образованную часть общества в оппозицию к государственной власти, всячески подчёркивавшей их второсортность. К 40-гг. XIX века сформировался социальный слой, который официально именовался "разночинским", а фактически был именно интеллигенцией. На смену "кающимся дворянам" приходит большой отряд критически мыслящих личностей из разночинцев.

В России с разночинцами связывались радужные надежды. Этот социальный слой был свободен и от предрассудков мещанства, и от привилегий дворянства. Разночинцы вышли " из-под гнёта духовных академий, из бездомного чиновничества, из удручённого мещанства... отрицая дворянство и, отрекаясь от буржуазии, она из города и помещичьей усадьбы уходит на село, примыкает к крестьянству, идёт в народ", - писал Н.П. Огарёв в 1863 году [33, с. 132].

Вышедшее из низших слоев общества это сословие, по мнению В.Г. Белинского, наиболее обмануло надежды Петра Великого. "Грамоте оно всегда училось на железные гроши, свою русскую смышленость и сметливость обратило на предрассудительное ремесло толковать указы, выучившись кланяться и подходить к ручке дам, не разучилось своими благородными руками исполнять неблагородные экзекуции [14, с.38]".

Императивы русской культуры как предпосылка возникновения русской интеллигенции

Большинство авторов, исследующих феномен интеллигенции, фактически придерживается марксисткой точки зрения, согласно которой интеллигенция возникает на определённом этапе развития общества, в процессе углубления общественного разделения труда, когда возникает необходимость в данной группе людей.

Такой подход представляется вполне обоснованным при применении социально-экономического подхода к определению интеллигенции, как группы образованных людей, профессионально занимающихся умственным трудом. Однако, в нашем понимании, в дополнение к вышеназванным критериям представители интеллигенции должны обладать также рядом ценных духовных свойств, специфическим самосознанием, а также осуществлять особые функции.

Сложность проблемы заключается в том, что в этом случае возникновение интеллигенции становится результатом действия не только социально-экономических факторов, но и совокупности определённых социокультурных предпосылок.

Иначе говоря, возникновение и становление интеллигенции связано с определённым типом культуры. По-нашему мнению, интеллигенция, как особый феномен, является производной только от одного - русского типа культуры, не могла сформироваться в рамках любой другой национальной культуры и является, следовательно, уникальным самобытным явлением.

Тип русской культуры позволяет однозначно определить, что представляет собой социокультурный феномен, представляющий предмет нашего исследования, поэтому данный раздел будет посвящен анализу русского типа культуры. Исследование специфических особенностей русской культуры всегда вызывало огромный интерес. Выяснение смысла, содержания, перспектив российского культурного типа в контексте его взаимодействия с Западом и Востоком на протяжении двух столетий является главной проблемой русского философско- культурологического знания. Нет ни одного крупного российского мыслителя, который в своём творчестве не обращался бы к этому вопросу, независимо от своих политических и нравственных установок. Славянофилы и западники, народники и марксисты, русские и гегельянцы, представители русской идеалистической философии пытались определить то особенное и неповторимое, что создаёт представление о национальном своеобразии русского народа и его культуры.

Чаще всего русскую культуру выводили через специфические черты русской души, особенности русского национального менталитета. Спектр характеристик "русского духа" является достаточно широким. В самых общих словах его можно охватить от восхищения открытостью, искренностью, доверчивостью- до обвинений в безответственности, лживости и т.д. Важно отметить, что принципиальное значение имеют не столько психологические, национальные характеристики русской души, сколько их "производные" в сфере культуры, которые и составляют её самобытность, определяя культуру России как религиозно - духовно -художественную целостность, уходящую своими истоками в глубь времён.

Одной из первых попыток теоретического осмысления проблемы "Россия и Запад" и, в связи с этим, особенностей русской культуры стали " Письма о философии истории" или "Философические письма" (1829-1831) П.Я. Чаадаева. Противопоставленность России и Европы автор определяет как различие в религиозной судьбе. Для Чаадаева судьба любого народа и его культуры определялись религией. В основе западноевропейской культуры лежал католицизм, протестантизм с его деятельностным началом, ориентирующим человека на активность в земной жизни. "Идеи долга, справедливости, права, порядка", характерные для западноевропейской культуры, по -мнению Чаадаева, покоятся на духе строгой организации католической церкви.