Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мода в условиях массовой культуры Дергунова Людмила Александровна

Мода в условиях массовой культуры
<
Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры Мода в условиях массовой культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дергунова Людмила Александровна. Мода в условиях массовой культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 1998. - 128 с. РГБ ОД, 61:99-9/238-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-культурологическая модель моды 12

1.1. Философско-культурологическая интерпретация феномена моды в истории гуманитарной мысли 12

1.2. Природа моды как социокультурного явления 23

Глава II. Массовая культура как предпосылка специфики функ ционирования моды XX века 38

2.1. Человек и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры 38

2.2. Глобальная социализация общества и культуры XX

столетия и единый престижный ценностный стереотип 65

Глава III. Облик и коллизии моды конца XX века 81

3.1. Мода в ситуации актуального состояния мировой цивилизации 81

3.2. Проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре 96

Заключение 116

Литература 118

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема феномена моды на протяжении столетий интересовала многих людей. Было ясно, что за сущностью моды, формами ее проявления и воздействия на общество и человека кроется не просто сиюминутная "капризность", но причины более глубокие и серьезные, такие как человеческая психология, социокультурная ситуация, особенности экономического развития, международные контакты и другие факторы, влияние которых "ускользает" при взгляде на моду на уровне обыденного сознания.

Поэтому, несмотря на различие эпох, подходов и точек зрения, обсуждение моды всегда касалось широкого круга проблем и вопросов общественного развития и в итоге упиралось не в моду как таковую, а в то, что ее детерминировало, в то, что скрывалось за "фасадом" явления моды, что составляло ее теоретико-культурологический "подтекст" и становилось предметом своеобразной культурологической "экспертизы".

Но, пожалуй, наиболее актуально необходимость исследования феномена моды возникла в наши дни. Весомость данной проблемы резко обострилась ввиду широкого наплыва той разновидности культуры, которая именуется массовой.

Парадоксален не только тот факт, что сегодня довольно сложно найти какую-либо сферу общественной жизни не испытывающую на себе ее влияние, но и тот, что в современных условиях мода значительно расширила территориальные границы своего господства, став "го-

ловной болью" для многих, вне зависимости от цивилизационной принадлежности. Повсюду огромные массы людей постоянно изменяют не только себя, но и все окружающее даже тогда, когда это не таит в себе какой-либо практической целесообразности.

Таким образом, в массовой культуре мода имеет огромное значение, проникая в до того чуждые ей области и пространства, беспрерывно изменяя их, и, оказывая влияние на формирование массового сознания. -

Именно поэтому, теоретико-культурологический анализ моды в условиях массовой культуры актуален и практически остро необходим.

Степень научной разработанности проблемы

В истории гуманитарной мысли проблема моды в разной степени выявляется у многих крупных мыслителей.

На протяжении нескольких последних столетий свои суждения о моде высказывали А. Шефтсбери, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, А.Смит, И. Кант, Д. Леопарди, Г. Спенсер, Ф. Бродель.

В свое время в нашей стране, о ней упоминал А. Пушкин, давал толкование В. Даль.

Однако все они лишь касались проблематики, не оставив какого-либо целостного исследования, полностью посвященного моде и ее культурно-теоретическому анализу.

Одним из первых, кто сделал моду объектом специального рассмотрения и внес особенно значимый вклад в теоретико-культурологическое осмысление ее феномена, был Г. Зиммель. Он описал условия моды как постоянного явления в истории нашего рода, отметил ее дуализм - подражание и индивидуальную дифференциацию, единение и обособление.

Позже за рубежом в различных ракурсах моду анализировали экономисты и социологи В. Зомбарт и Т. Веблен, культуролог и лингвист Э. Сепир.

Согласно справочно-энциклопедическим источникам, к проблеме моды не остались равнодушны культурологи А. Кребер и Дж. Ричардсон, социологи Г. Блумер, П. Лазарсфельд и Г. Тард, философ Э. Гобло [107, с. 197 - 198; 75, с. 289 - 290].

В отечественной литературе советского периода длительное время исследование моды вообще не было "в почете", так как считалось, что это явление присуще лишь "западному образу жизни" и культуре.

Определенный "прорыв" в этой проблематике был осуществлен в 1973 г. авторами книги "Мода: за и против" под редакцией философа В. Толстых. Здесь авторы (В. Толстых, Е. Басин, В. Краснов, К. Кантор, А. Харчев и др.) представили панорамное видение моды, ее места и роли в отечественной культуре, указали на противоречия в понимании этого явления.

Впоследствии было не так много публикаций. Наиболее значимые из них работы Л. Петрова и А. Гофмана. Они внесли значительный вклад в рассмотрение моды как общественного явления, посредством которого происходит межличностная и межгрупповая коммуникация.

Огромный эмпирический материал, по существу, почти необозримый, содержится в вышедших в последние годы иллюстрированных энциклопедиях по истории моды, в бесчисленных периодических изданиях, в которых искусствоведы и психологи, имиджмейкеры и политологи, специалисты по рекламе и шоу-бизнесу - каждые, в ракурсе собственных проблем, вглядываются в явление моды и берут на себя смелость давать серьезные теоретические оценки.

Но все же за пределами анализа феномена моды остались многие проблемы, одна из которых и связана с целью данного диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования

Общая цель диссертационного исследования состоит в выявлении специфики функционирования моды в рамках современной массовой культуры.

Поставленная цель достигается путем решения следующих исследовательских задач:

- представить философско-культурологическую интерпретацию
феномена моды в истории гуманитарной мысли;

выявить природу моды как социокультурного явления через ее функциональное назначение;

показать человека и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры, детерминирующих регулятивное функционирование моды;

определить регулятивную функцию моды в формировании единого престижного ценностного стереотипа поведения, образа жизни и др. в ситуации глобальной социализации общества и культуры конца XX столетия;

обосновать привлекательность регулятивного механизма моды для массовой культуры;

показать проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

метод сравнительно-аналитического анализа, позволивший увидеть некоторые общие черты при философско-культурологической интерпретации феномена моды в истории гуманитарной мысли;

системный подход, давший возможность выявить природу моды как социокультурного явления;

метод причинно-следственных связей, помогший определить факторы, ставшие результатом не только регулятивного функционирования моды в условиях массового общества и массовой культуры, но и ситуации глобальной социализации конца XX столетия и создания единого престижного ценностного стереотипа образа жизни;

конкретно-исторический метод, позволивший показать привлекательность регулятивного механизма моды для массовой культуры;

метод восхождения от абстрактного к конкретному, предоставивший возможность обнаружить проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

Теоретическую базу диссертации составили работы философов и культурологов, экономистов и социологов, а также эмпирический материал по истории костюма и моды.

Научная новизна исследования такова:

- представлена философско-культурологическая интерпретация
моды в истории гуманитарной мысли;

выявлена природа моды как социокультурного явления через ее функциональное назначение;

показан человек и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры, детерминирующих регулятивное функционирова-

ниє моды;

определена регулятивная функция моды в формировании единого престижного ценностного стереотипа поведения, образа жизни и др. в ситуации глобальной социализации общества и культуры конца XX столетия;

обоснована привлекательность регулятивного механизма моды для массовой культуры;

показано проявление регулятивной функции моды в экономике, политике и культуре.

На защиту выносятся следующие тезисы:

  1. В основе философско-культурологической интерпретации феномена моды лежит идея о ней как выражении склонности к нововведениям и ориентации на "уподобление" и подражание авторитетам, устремленности к обособлению и одновременной социализации на ее основе.

  2. Мода выполняет определенную регулятивную функцию. Ее сущность заключается в стихийном использовании знаково-символических средств для идентификации индивида со своей группой на основе индивидуальной свободы выбора и установления социокультурных дистанций общения между группами, использующими разные средства идентификации.

  3. Западноевропейское общество массовой культуры - это общество одиноких, изолированных индивидов, вырванных из прежних форм социальности, лишенных устоявшихся жизненных ценностей, с ослаблением способности реального познания и рассуждения, но более всего, с отсутствием самой необходимости как можно более объективно

умопостигать доступные вещи и давать им критическую оценку.

  1. Панорамный анализ современных процессов глобальной социализации общества (геополитических, геоэкономических, миграционных, демографических и коммуникативных), приводит к выводу о нивелировании культур и формировании единого стереотипа материальных и духовных ценностей, престижных на сегодняшний день вне зависимости от национальной принадлежности. Суммой этих составляющих является единый престижный ценностный стереотип образа жизни. Он носит темпоральный характер и отличается мобильностью, так как престижность единого ценностного стереотипа регулируется модой - явлением, которое в современных условиях приобрело межцивилиза-ционный характер.

  1. Мода является тем социокультурным регулятором, который использует массовая культура в целях обеспечения социализации и витальности человека в условиях усложнённой, изменчивой и неустойчивой среды технически развитого общества. Привлекательность моды в том, что она, приучая человека к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, оперирует знаками-символами более доступными внешнему подражанию и не претендующими на истинное "прочтение" их смысла, чем другие области, требующие не покупаемого за деньги подтверждения.

  2. Современная мода обрела невиданное в прошлом воздействие на массовое сознание. Задавая определенную программу поведения, она оказалась "растворенной" не только в тех областях, которые исторически были подвержены ее влиянию (внешность человека, бытовой интерьер, этикет поведения...), но и в тех, которые всегда функциониро-

вали по своим собственным законам, например, политика, экономика, национальная культура, базирующаяся на определенной традиции того или иного сообщества.

Это подтверждает то, что в массовой культуре мода выполняет регулятивную функцию, проникая во внутрь мировоззренческих структур и беспрерывно усиливая изменения там, где она уже укоренилась.

Научная и практическая значимость работы

Материалы предлагаемого исследования представляют моду как современный общекультурный феномен, тем самым, вводя ее понимание в систему культурологического понятийного аппарата.

Идеи и выводы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теории культуры, этике и эстетике, рекламе и шоу-бизнесу.

Кроме того, они могут послужить концептуальной основой для практических и теоретических разработок в сферах проявления моды, число которых, поистине, безгранично.

Апробация работы

Автор докладывал итоги работы на научно-практических конференциях в Донской Государственной Академии Сервиса.

Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре философского факультета Ростовского Госуниверситета.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Дергунова Л.А. Массовая культура: гипотезы исторического происхождения. - Сб. Проблемы высшей школы, гуманизации образо-

вания и экономический мониторинг. Сборник научных трудов. - Вып. 18. Часть П. - Шахты. 1996. -С. 46- 49.

  1. Дергунова Л.А. Мода в системе маркетинга // Социально-экономические проблемы сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 22. -Шахты, 1997.-С. 111-114.

  2. Дергунова Л.А. Интерпретация моды в истории философской мысли // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. -Вып. 24. - Шахты: ДГАС, 1997. - С. 136 - 139.

  3. Дергунова Л.А. Мода как отражение психологии времени // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - Вып. 24.-Шахты: ДГАС, 1997. - С. 142 -144.

  4. Дергунова Л.А. Мода в контексте психологии пола // Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - Вып. 24 - Шахты: ДГАС, 1997.-С. 146-149.

  5. Давидович В.Е., Дергунова Л.А. Мода в условиях массового общества и массовой культуры // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 27. -Шахты, 1998.

  6. Дергунова Л.А. Через моду к модернизации традиции // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 27. - Шахты, 1998.

  7. Дергунова Л.А. От проблем моды к изменению мировоззрения поколения // Современные проблемы техники, технологии и экономики сервиса. Сборник научных трудов. - Вып. 27. - Шахты, 1998.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 131 наименование.

Философско-культурологическая интерпретация феномена моды в истории гуманитарной мысли

Спор о сущности моды, несмотря на кажущуюся наглядность и привычность этого явления в повседневной жизни, идет издавна. Всегда задевая за "живое", она вызывала у людей резко противоречивое отношение - от апологетики до полного отрицания. В споре принимали участие "кутюрье" и философы, писатели и моралисты, общественные деятели и просто обыватели. Как правило, их интересовала не мода как таковая, а то, что она выражала собою. Поэтому, обсуждение, казалось бы, частной темы (одежда, внешние формы быта и культуры, манера поведения и т.п.), сопровождалось обобщениями и выводами широкого общекультурного значения, порождало коллизии и разногла сия.

Приведем конкретные примеры и убедимся насколько они противоречивы.

Классик английского Просвещения Антони Шефтсбери, отстаивая центральную идею своей философии - идею достоинства, личной независимости и внутренней свободы человека, рассматривает моду как одну из форм человеческой общественности.

"Было время, - пишет А. Шефтсбери в "Опыте о свободе...", - когда люди отвечали только за свои действия и свое поведение. Мнения их были их личным делом. Они могли расходиться здесь с другими, как и в своем облике. У каждого был тот вид и то выражение лица, какое было естественно для него. Но по мере того, как время шло, было сочтено пристойным усовершенствовать внешний вид людей, а их умственное сложение сделать единообразным. Таким образом, власти стали портными, и сами в свою очередь наряжались так, как того заслуживали в глазах других, пока не передавали свои полномочия новым портным. Однако, хотя при таком чрезвычайном стечении обстоятельств все пришли к соглашению, что существует только один определенный и истинный вид платья, одна-единственная манера, к которым необходимым образом должен приспособиться весь народ, несчастье заключалось в том, что ни власти, ни костюмеры не могли решить, какая же из многообразных мод была подлинно верной. Представьте же теперь, какой итог из всего этого должен был произойти, - когда людей со всех сторон стали преследовать за их вид и характерные черты, когда они к своим рубашкам должны были приноравливать свою мину в соответствии с правильной модой, когда в обращении находилась тысяча образцов модной одежды, которые менялись снова и снова, при каждом удобном случае, в соответствии с привычками и расположением духа эпохи. Судите сами, могли ли человеческие лица не сделаться стесненными и скованными, а естественный облик людей - трудно узнаваемым, беспорядочным, искаженным судорогами" [125, с. Е89-290]

В этом описании человеческого существования "до" и "после" появления моды, А. Шефтсбери считает, что в выполнении главной задачи, стоящей перед каждым человеком, - "стать архитектором своей собственной жизни и счастья", моде опасно отводить то место, на которое она постоянно претендует. Она слишком полагается на силу "мнения" и мало считается с достоинством личности; предписываемая ею мера оценки вещей и поступков далеко не всегда совпадает с нормами добра и красоты; и страсти, вызываемые ею (а они могут быть и добрыми и дурными), представляют собой "некий энтузиазм из вторых рук".

Вывод, на котором настаивает английский просветитель, следующий: в жизни есть "нечто большее, чем мода и одобрения, что достоинства и заслуга - субстанциальны и не меняются от желания и каприза, что личность остается сама собою и ничего не теряет, если не заметна, и ничего не выигрывает, если ее видит и рукоплещет целый свет" [1251

И тем не менее, А. Шефтсбери признает и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, "кому природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе".

Таким образом, А. Шефтсбери связывает с модой социально-психологическую сторону личностного бытия.

Человек и его бытие в условиях массового общества и массовой культуры

Термином "Массовое общество" обозначают обычно то, что прочно утвердилось в нашем веке. Им характеризуют общественные реалии, складывавшиеся между 2-мя мировыми войнами и вполне сложившиеся после II Мировой войны. Эти реалии характеризуются индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни, распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры.

Следует, однако, заметить, что по мнению П.С. Гуревича "концептуальное представление о массовом обществе стало оформляться в эпоху революций во Франции. Я. Буркхардт и Ф. Ницше, напуганные тем, с какой легкостью воспламеняет толпу присутствие пылкого демагога, указали на тенденции к растворению современного общества в инертной аморфной массе, дремлющей в тупом оцепенении и пробуждающейся лишь для того, чтобы выразить шумное восхищение "великим упросителем" [См. 30].

Французский историк, социолог и политический деятель А. Ток-виль считал причиной его возникновения исчезновение феодальных институтов, таких как автономные корпорации и сословия.

Немецкие социологи, затрагивая эту проблему, сделали акцент на эрозии моральных уз, родства, традиционных институтов и верований, отчуждение индивида. Они писали о том, что разобщающее влияние капитализма и урбанизации сделало человека одиноким и беспомощным. В поисках убежища он бросается в объятия тоталитарной партии, а позже - в "шедевры" массовой культуры.

Н. Бердяев увидел причину возникновения массового общества в растлевающем влиянии процесса демократизации вообще.

Феномен "массовизации" социальной жизни привлек внимание многих серьезных и продуктивных исследователей. Стоит назвать блистательный труд Густава Лебона "Психология толпы", Габриеля Тар да "Мнение и толпа", знаменитую работу Хосе Ортега-и-Гассета "Восстание масс". В 80-е годы вышла монография Сержа Московича "Век толп". Эти и многие другие исследования социально-психологического и философско-культурологического плана (Вильям Райх, Майкл Коул и др.) определили тот теоретический ракурс, который позволил отстроить модель "массового общества".

Теоретическая база исследования расширилась с появлением новой техники коммуникации.

Результатом явилось следующее представление о массовом обществе - "территориально обширное общество, со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное. Власть здесь концентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством массовой коммуникации. Гражданские добродетели в этих условиях приходят в упадок, местное самоуправление ослабевает, исконная солидарность людей фактически исчезает. Эгоизм подменяет индивидуальность" [См. 30].

Мода в ситуации актуального состояния мировой цивилизации

Итак, исторически новым явлением XX века стало распространение массовой культуры, которая, по оценке семиотика, лингвиста и философа В.П. Руднева [101, с. 156], возникла и широко разлилась как некое дополнение к фундаментальной, высокой, элитарной культуре. Это то, что можно назвать "семиотическим образом реальности", "вторичной", моделирующей системой. Она переводит свершения фундаментальной культуры на язык внятный и воспринимаемый массами. Поэтому она находится в сложных отношениях с культурой элиты, творцов, созидателей. В одном отношении она ее копирует, в другом - эта "копия" оказывается упрощенной, лишенной подлинной глубины своего источника. Она схожа с оригиналом, но она - и подделка под него, в ней явны моменты примитивизации, а подчас - и просто халтуры. Доступность довлеет над многозначностью, непроявленностью, таинственной глубиной. Это во многом объясняется тем, что массовая культура неотделима от СМИ (средств массовой информации), мало учитывающих культурную дифференциацию общества.

Функциональность культуры в массовом обществе можно определить по нескольким измерениям. Во-первых, она отвечает многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через "банализацию" и упрощение объяснительных причин и обстоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям типа "свои", "чужие", "хороший", "плохой" и т.д. Массовая культура утверждает понятийные и стереотипные представления о человеческих отношениях, обращаясь к низменным инстинктам, срабатывающим как условия постоянной жизнеспособности.

Таким образом, основное предназначение этой культуры - обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей, в первую очередь конечно молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях:. реализации своих стремлений.

Но как сделать так, чтобы массы "принимали" определенный образ жизни, стиль одежды, ту или иную печатную продукцию, предметы быта и т.д.? Вот тут-то и вступает в силу механизм действия моды.

Как сказала Коко Шанель: "Мода - это то, что выходит из моды", т.е. мода - именно та сфера, где создаются и постоянно меняются стандарты потребления и социальные образы вещей из-за их "износа" в качестве знаков символической идентификации той или иной социокультурной группы. Путем систематического и целенаправленного идейно-психологического воздействия на потребительские запросы посредством рекламы, через регулятивный механизм моды удается стимулировать потребительский спрос на те или иные предметы и услуги, число и разнообразие которых в современном обществе превосходит все возможные пределы. Человек принимает символы моды, пользующиеся престижем в данном обществе или социокультурной группе в обмен на социальные и психологические блага (общественное положение, выгодную работу, престиж, дружбу, любовь), т.е. на то, что в условиях прежних форм социальности, он уже имел или не имел в зависимости от беспрекословного следования традиции или стилю жизни своей группы. Таким образом индивидуальный вкус попадает в неосознаваемую, но тем более жесткую зависимость от массового вкуса. В этом случае "социально-престижная оценка человека вполне отделена от его "натурального" существования..." [127, с. 188].

Похожие диссертации на Мода в условиях массовой культуры