Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Гусева Татьяна Михайловна

Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии)
<
Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусева Татьяна Михайловна. Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии) : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 : Саранск, 2004 239 c. РГБ ОД, 61:05-7/275

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Трансформация регионального социума во второй половине XIX века 30

1.1. Особенности развития культуры в пореформенный период 30

1.2. Численный и национальный состав населения мордовского края 38

1.3. Изменение правового положения сословий 58

Глава 2. Роль сословных обществ в развитии культуры российской провинции 94

2.1. Дворянство 94

2.2. Духовенство 121

2.3. Городские слои 154

2.4. Крестьянский мир 182

Заключение 217

Библиографический список223

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Особенности социально 4 . экономического развития страны на современном этапе способствуют возникновению повышенного интереса к социокультурным проблемам. В частности, этот интерес четко проявляется в государственной политике, одним из приоритетных направлений которой являются возрождение и поддержка культуры в ее исторически самобытных и регионально установленных стратах1. Сохранение и приумножение культурного наследия, изучение культурного потенциала - важная задача находящегося в процессе модернизации современного российского общества.

За годы советской власти в области культуры были сделаны большие л достижения, среди которых ликвидация всеобщей неграмотности, бесплатное образование, высокие достижения в отдельных областях науки и многое другое. Но были и потери. Одна из таких утрат - богатая разносторонняя культура разных слоев российского дореволюционного общества.

О богатой дореволюционной культуре многих слоев России -дворянства, купечества, духовенства, большинства интеллигенции -сознательно умалчивалось. Внимание чаще акцентировалось на негативных сторонах жизни этих слоев, что закономерно привело к потере большинства культурных традиций разных сословий дореволюционной России, так как каждое из них, сохраняя и развивая свои традиции, обычаи, нравы, вносило определенный вклад в развитие культуры края.

Данная тема актуальна по ряду причин. Во-первых, вследствие того, что она мало изучена. Роль отдельных социальных слоев в развитии культуры практически не освещалась, и выводы, которые делались советскими историками по этой теме, требуют переосмысления. Во-вторых, региональные исследования в области культуры приобрели особое значение в современной историографии в связи с регионализацией общественной жизни.

Важность исследования определяется также большим воспитательным потенциалом изучения социокультурного развития своего народа. Без него невозможно формирование у людей бережного отношения к культурно- историческому наследию всех народов. Традиционная культура является хранительницей достижений прошлого, так как аккумулирует в себе все лучшее и значимое, позволяет развивать духовную культуру и сохранять историческую память народа.

Степень изученности проблемы. Рассматриваемая тема достаточно обширна, ее исследованию посвящено значительное количество научной литературы. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что при изучении материала, накопленного по вопросам социокультурного развития российской провинции во второй половине XIX в., сложились различные л подходы, обусловленные определенными исследовательскими приоритетами.

Логика структуры построения нашей диссертационной работы представляет целесообразным рассмотреть степень изученности проблемы по сословиям.

Дворянство. Предшествующими исследователями был создан значительный комплекс работ. Особо следует отметить сочинения дореволюционных авторов. Книга Н.П. Семенова посвящена дворянству и тем изменениям, которые произошли в дворянском землевладении, проблемам поддержания государственного значения дворянского сословия2.

Основной вопрос, решаемый исследователями XIX столетия при изучении положения дворянского сословия, состоял в определении степени контроля над ним государства. В этом отношении особое место в ряду дореволюционных трудов занимают работы Д.Д. Хотянинцева и В.В. Ярмонкина3.

Изучение генезиса капитализма в России длилось несколько десятков лет, вплоть до начала 80-х гг. XX столетия. Основное внимание историки старались уделить крестьянскому хозяйству, попыткам доказать его живучесть и состоятельность без опеки дворянского управления. Проблемы вотчинного помещичьего хозяйства Европейской России анализируются в работе И.Д. Ковальченко . Вопросы взаимоотношений крестьянства и помещиков, социально-экономические процессы в России в период подготовки реформ и первое двадцатипятилетие после реформы 1861 г.

рассматривают П.Г. Рындзюнский5 и другие историки.

С середины 60-х гг. XX в. историческая наука особое внимание начинает уделять вопросам численности и состава населения Российского государства на протяжении всей его многовековой истории. Исследователей интересовали не только численность населения и его размещение, но также количественный и национальный состав. Изучением вопроса о национальном составе дворянского сословия занимался А.П. Корелин6. Им была предпринята попытка исчисления категорий не только потомственного, но и л личного дворянства, более исследователями никогда не повторяемая.

Почему усилия самодержавия поднять дворянство после реформ не дали ощутимых результатов? На этот и другие вопросы отвечает в своей монографии Ю.Б. Соловьев . Поместное дворянство как главная социальная опора самодержавия рассматривается в работе А.Я. Авреха .

Изучению дворянской культуры не уделялось должного внимания в рассматриваемый нами период и, особенно, в советской историографии. В конце XX - начале XXI в. стал возрождаться интерес к культуре отдельных слоев. Появились коллективные монографии по истории культуры и, в частности, культуры дворянства. Одной из таких работ стала монография Ю.М. Лотмана9. Усилился интерес к дворянской усадьбе10.

В региональной историографии вопросам истории дворянского сословия посвящено незначительное количество работ. Во второй половине XIX в. к истории дворянских родов обратился известный краевед Г.П. Петерсон, в работах которого история подается через призхму судеб конкретных людей. В 1883 г. он опубликовал статью «Род Скорняковых» , которая, по сути, была одной из первых публикаций генеалогического плана. А.Н. Норцов провел исследования по истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых .

Интересные сведения о дворянах, живших в мордовском крае во второй половине XIX в., содержатся в книге И.Д. Воронина »4 «Достопримечательности Мордовии»13.

В наше время истории и культуре дворянского сословия посвящены работы пензенского исследователя А.В. Тюстина14. Он рассматривает историю формирования сословия, его истоки, а также историю некоторых дворянских родов. Книга СБ. Бахмустова представляет собой исследование помещичьего быта и культуры конца XVIII - начала XX вв. на примере двух семей - Огаревых и Сатиных15.

В книге Н.Л. Васильева «Жизнь и деяния Николая Струйского российского дворянина, поэта и верноподданного»16, повествуется о почти л, забытом поэте XVIII в., создателе уникальной частной типографии в с. Рузаевке. Несколько статей посвящает дворянскому сословию В.А. Юрченков17.

Духовенство. Вопросы, связанные с изучением истории приходского духовенства, вызывали интерес как церковных, так и светских историков. В дореволюционной историографии первым историческим исследованием, посвященным приходскому духовенству, являлась докторская диссертация профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского, позже опубликованная в виде отдельной монографии18. В его работе анализировались общероссийские законодательные акты, касавшиеся духовного сословия, рассматривались практические последствия правительственных мероприятий. Эта и другие труды П.В. Знаменского могут рассматриваться как наиболее значительные достижения церковной историографии дореволюционного периода по данной теме. Вопрос о роли приходского духовенства в развитии народного образования в России в XIX в. освещался в исследованиях В. Скалона, Ф. Благовидова, И.В. Преображенского19. В конце XIX - начале XX в. появились работы П.В. Знаменского, К.П. Дьяконова, Б.В. Титлинова20, посвященные проблемам образования самого духовенства. Исследователями A.A. Папковым и Е.К. Стратоновым была поднята проблема взаимоотношения церковных властей и приходского духовенства с 4} приходской общиной .

В работах советских историков Е.Ф. Грекулова, А. Дмитриева, В. Писарева, Б.Б. Титлинова22, написанных в 20 - 30-е гг. XX в., церковь и духовенство представлены в качестве эксплуататоров, консервативной силы самодержавного государства. Первый крупный труд советского периода по истории Русской Православной Церкви принадлежит Н.М. Никольскому23. Заметным явлением в советской историографии стали исследования С.С. Дмитриева и Д.Е. Мануйловой , в которых изучалась политико- юридическая сфера в положении приходского духовенства и отмечалось, что лч духовенство не превратилось окончательно в действительных государственных чиновников.

Последнее десятилетие XX в. в изучении церковной истории, также как и в развитии отечественной и зарубежной исторической науки в целом, ознаменовалось поиском новых концепций, что отражено в трудах С.Г. Зубановой, СВ. Римского, Ю.Е. Кандакова и др.

История духовного сословия и церковной организации, вопросы духовного образования в различных епархиях и регионах страны представлены в диссертационных работах Н.А. Ершовой, В.А. Есиповой, О.Е. Наумовой, А.В. Мангилевой, Л.Ю. Зайцевой, К.С. Степанова Е.Б. Макарчевой, Н.Е. Герасимовой и др.26

В исследование социальных факторов развития образования на территории Мордовии во второй половине XIX в. большой вклад внес священник и педагог А.И. Масловский27, его статьи посвящены изучению роли духовенства в развитии образования в Саранском уезде. Г.П. Петерсон написал ряд работ о возникновении и существовании монастырей на территории современной Мордовии28.

Некоторые аспекты участия духовного сословия в развитии культуры П мордовского края были рассмотрены в трудах советских историков. В работах, вышедших в 60 - 80-е гг. XX в., резкая критика в отношении православной церкви ослабевает. Ситуация меняется в 90-е гг. Первой $ обратилась к изучению церковно-приходской школы в Мордовии как типу начального учебного заведения дореволюционной России Л.В. Кудаева . В своей статье «Начальные церковно-приходские училища Мордовского края в конце XIX - начале XX в.», она кратко характеризует состояние церковноприходских школ в мордовском крае. Более подробно автор рассматривает данную проблему в диссертационной работе «Становление и развитие начального образования в мордовском крае во второй половине XIX - начале XX века» (Нижний Новгород, 1996). Основные этапы развития церковноприходской школы на территории Мордовии в конце XIX - начале XX в.

рассмотрены в диссертационном исследовании В.И. Лаптуна30. Автор приходит к выводу, что ЦПШ, особенно в конце 90-х гг XIX в. и в первые годы XX в., играла в мордовском крае заметную роль в деле просвещения народных масс. К тому же, в отличие от многих регионов России, в Мордовии она сохраняла довольно прочные позиции вплоть до Октябрьской революции. В.И. Лаптун уделяет большое внимание политическим и правовым вопросам развития образования. Вклад монастырей в духовную жизнь мордовского края отражен в работе СБ. Бахмустова, обратившего основное внимание на культурологический аспект, а именно описание монастырской архитектуры и иконописи31.

О.М. Савин - пензенский ученый, поэт, писатель, общественный деятель - в отдельных главах книги «Судьбы и память» повествует о забытых временем представителях духовенства, которые помимо службы занимались описанием храмов и приходов мордовского края, положив начало церковному краеведению32.

Ряд статей о духовном сословии написал профессор В.А Юрченков. Так, статья «Пастыри»33 посвящена саранскому духовенству, его роли в жизни города и влиянию на развитие культуры.

Городские слои. Систематическое изучение малых городов и их культуры началось в середине XIX в. Именно в этот период реализуются ) широкомасштабные по тем временам археологические и этнографические проекты, касающиеся изучения городской культуры, в том числе на территории мордовского края.

В 1901 г. была собрана первичная информация о наличии архивов в уездных городах, монастырях и церквях мордовского края. В городах края был проведен ряд мероприятий. Так, в 1904 - 1905 гг. по поручению Императорской Археологической комиссии в г. Саранске был проведен осмотр колокольни Петропавловского монастыря. Г.П. Петерсон34 подготовил «Опись делам и документам саранского полицейского /,& управления 1794 года». С этого периода начались сбор многочисленных документов, их опись и обработка. В музей Губернской Ученой Архивной Комиссии (ГУАК) стали поступать предметы из городов мордовского края.

С 1834 г. создавались губернские статистические комитеты, также внесшие значительный вклад в провинциальное краеведение. Из государственных организаций, занимающихся сбором первичного статистического хматериала они превратились в авторитетные учреждения, служащие которых занимались детальным анализом обширного исторического хматериала. В 1867 г. они полностью переключились на изучение местной истории, в частности археологических памятников и документов судебных архивов.

Членами Пензенского губернского статистического комитета являлись архимандрит Григорий, священник И.Н. Беляев из Краснослободска, который опубликовал в 1867 - 1868 гг. серию статей о городе и уезде35. Плодотворно работал в краеведении смотритель Темниковского уездного училища Н.С. Рейтаров36.

Одним из ведущих городских слоев во второй половине XIX в. стало купечество. Богатейшая история развития купеческого сословия России по $ вполне понятньш причинам в советской историографии была обойдена вниманием. В отечественной историографии в настоящее время нет специального обобщающего труда, который бы всесторонне охватил І) историю купечества России. Отдельные аспекты проблемы поднимались учеными в монографических исследованиях, посвященных истории российской буржуазии (В.Я. Лаверычев, Л.Е. Шепелев, В.И. Бовыкин, М.Л. Гавлин и др. ). Нельзя не отметить, что в поле зрения ученых находилась в основном крупная буржуазия промышленно развитых центральных районов страны. За пределами их внимания оставались периферийные регионы страны, ведущую роль в которых играла средняя и мелкая буржуазия, представленная в основном купечеством. В советский период были предприняты отдельные попытки обратиться к истории купечества. Однако в силу политической конъюнктуры и идеологического прессинга в отношении многих проблем, купечество по-прежнему не было предметом самостоятельного исследования, а отношение к истории купечества продолжало оставаться негативным.

Начиная с 90-х г. XX в. проблемы истории купечества и крупной буржуазии в науке стали актуальными и даже приоритетными, что было связано с принципиальным изменением социально-экономической и политической конъюнктуры. Впервые внимание ученых обратилось к истории купечества губерний, отдельных городов, известных купеческих династий и их наиболее ярких представителей, а также их благотворительной деятельности. Данным вопросам посвящены отдельные монографические издания и многочисленные статьи. В 1993 г. была основана серия «Деловая Россия: история в лицах», в которой опубликовано несколько книг, посвященных деятельности фабрикантов, в том числе купцов России.

Внимание исследователей привлекла мемуарная литература, выходящая в серии: «Россия в мемуарах». Особую ценность в плане нашей проблематики представляют книги, авторами которых являются потомки крупных купеческих династий (П.А. Бурышкин, СТ. Морозов и др.38).

Ч Накопление источниковой базы, разработка отдельных сюжетов истории предпринимательства привели к изданию работ обобщающего характера. «Предпринимательство и предприниматели России от истоков до I начала XX в.» - двухтомная коллективная монография, посвященная история предпринимательства в России XVI - начала XX в., выполненная в Институте российской истории РАН членами группы по истории предпринимательства. В монографии впервые в отечественной историографии рассматривается история развития предпринимательства на протяжении всего его существования, начиная от истоков и кончая ликвидацией. В книге второй «История предпринимательства в России. Вторая половина XIX - начало XX века» отражены такие основные вопросы предпринимательской деятельности в пореформенной России, как проблема ее правовой базы, /л организационные формы, влияние международного фактора, участие в железнодорожном строительстве, сословная и профессиональная организация деловых кругов, их отношения с властью и рабочим классом, филантропическая и меценатская деятельность. Остановимся лишь на некоторых выводах, касающихся купеческого сословия.

Г.Н. Ульянова, исследуя основные черты менталитета российского делового класса, отмечает, что в пореформенный период в ряде старых купеческих династий начала осознаваться некая кастовость своего круга, происходила кристаллизация социальной идентичности; а усвоение европейского образа жизни, повышение образовательного уровня привели к выработке новой системы групповых социокультурных ценностей при значительной роли религиозного фактора40

M.JI. Гавлин отводит большую роль купечеству в становлении русской национальной культуры и считает, что культурно-просветительские усилия купцов - меценатов и филантропов - не прошли бесследно и во многом содействовали культурному сближению верхних и нижних слоев общества, формированию новой культурной общности образованных людей. Но при этом оставался и колоссальный разрыв между необъятным морем v крестьянской жизни и жизнью образованных слоев .

Однако изучение купечества в общем контексте предпринимательства, с одной стороны, территориальная избирательность, в основном крупных $ центральных городов России, - с другой, не дает возможности представить целостную картину развития купеческого сословия на огромной территории России с учетом региональных особенностей, корпоративных традиций, своеобразия менталитета.

На современном этапе в силу того, что региональная историография проблемы купечества и буржуазии в целом довольно молода, рассмотрены лишь отдельные ее аспекты. Фрагментарность в изучении истории купечества характерна и для историографии Мордовии. Специальных исследований о купечестве нет, можно назвать только отдельные л публикации. Статья В.А. Юрченкова «Темное» царство дает характеристику саранскому купечеству, подчеркивая, что именно купцы стояли у истоков предпринимательства и делового сотрудничества, провинциального меценатства и благотворительности. Отдельным купеческим фамилиям посвящены статьи Н. Банникова, Г. Налетовой, Г. Голиченко42.

Вследствие произошедших в обществе перемен, в результате реформ 60 - 70-х гг. XIX в. большую роль стала играть интеллигенция. Вопрос о ее роли в обществе интересовал многих исследователей. Во второй половине XIX в. появилось понятие «земская интеллигенция». В эту группу входили врачи, учителя, агрономы, ветеринары и другие служащие земств. В дореволюционных работах о земской интеллигенции особое место занимает исследование Б.Б. Веселовского «История земства за 40 лет» . Автор приводит большой материал по земской медицине, народному образованию, статистике, прежде всего, руководствуясь земской сметой. Характеризуя досоветский этап в развитии российской исторической науки, следует отметить, что знание конкретного материала, непосредственная работа в той или иной земской области позволили создать до сих пор не потерявшие своего значения исследования по истории земства, медицины, народного v образования, земской интеллигенции. Среди них такие основополагающие для дореволюционной историографии, ценные по фактическому материалу работы, как «Русская земская медицина» Е.А.Осипова, И.В. Попова , а) П.И. Куркина и «Народное образование в России с 60-х гг. XIX века» Н.В. Чехова44.

Подробный анализ развития земской интеллигенции, ее роли в революционном движении дан в работе Н.М. Пирумовой «Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе». В ней представлена история возникновения, становления и развития одной из групп русской интеллигенции - служащих земств. Данные о количестве земской интеллигенции, ее характеристику в 1870-х гг, т. е. в период революционного движения, приводит в своей диссертации Е.Г. Корнилов45. ,л В последние годы интерес к этой теме возрастает. Появился ряд исследований по изучению деятельности земств и земской интеллигенции. Среди них следует отметить работу Г.А. Герасименко , в которой анализируется финансирование земских учреждений и другие проблемы. Отмечается положительная роль земской интеллигенции в проведении социально-экономических преобразований в России, становлении гражданского общества.

Типологизируя основные подходы к изучению истории формирования интеллигенции, следует отметить ряд моментов, объясняющих позицию историков. Прежде всего, историки исходили из характерного для советской социологии типа, по которому интеллигенция определялась как межклассовая группа. В 20-е гг. XX в. интеллигенцией активно занимались науковеды и социологи, в 30-е гг. их исследования были приостановлены. Они возобновились только в середине 60-х гг. в связи с развитием научно- технической революции. Необходимо отметить характерный для исследований пропагандистский, апологетический характер, превозносящий политику КПСС по отношению к интеллигенции, что нашло отражение в трудах А.И. Лутченко, С.А Федюкина, М.Р. Зезиной47 и др. Вместе с тем были и позитивные моменты: многочисленные дискуссии в 60 - 70-е годы проводились по проблемам интеллигенции в рамках марксистско-ленинского обществоведения, сказавшиеся на выработке понятийного аппарата. ,J Новейший этап изучения проблемы - 80 - 90-е гг XX в. ознаменовался стремлением к объективной или критической оценке советского общества в целом и роли в нем интеллигенции. Он начался с пересмотра догматических установок, с абсолютизации негативного воздействия социально-политических факторов.

Интеллигенция Мордовии также стала объектом исследований. В трудах «Очерки по истории Мордовской АССР» (Саранск, 1961), «История Мордовской АССР» (Саранск, 1981) приводятся сведения общего характера о развитии культуры и здравоохранения. B.C. Ивашкин48, рассматривая , л процесс формирования советской интеллигенции в Мордовии, касается и вопросов ее возникновения. A.JI. Киселев, Г.Я. Меркушкин, А.И. Сухарев, Н.Е. Адушкин49 и другие ученые разрабатывали доктрину «культурного строительства» автономной республики.

Отдельного исследования, в котором бы детально рассматривалась проблема формирования интеллигенции во второй половине XIX в. и ее вклад в развитие культуры мордовского края, нет. Ряд статей посвящают интеллигенции этого периода И.Д. Воронин, В.А. Юрченков, К.А. Горькина50.

Крестьянское сословие. Первое проникновение в среду крестьянской общины, «открытие института произошло в 60-е гг. XIX в. На протяжении v # двух десятилетий - 60 - 70-е гг. XIX в. - разрозненными научными силами собирались и публиковались этнографические материалы, в которых исследовались нормы обычного права, традиции в бытовом укладе, землепользование в общине. В периодической печати появились отдельные статьи, главным образом с описанием конкретных поземельных общин, с элементами обобщения и анализа. В 70 - 80-е гг. XIX в. крестьянская община находилась в центре исследований российских историков Одной из ч существенных сторон функционирования общины явились поземельные отношения, поэтому исследователи обратили свое внимание прежде всего на изучение общинного землепользования. Целенаправленный сбор V) информации о поземельной общине развернулся в 70-е гг. XIX в.51. Немного позже стали проводиться работы по сбору вспомогательных материалов -статистические исследования.

Дореволюционная историография богата этнографическими данными по вопросу социально-регулятивных функций общины. В рамках Российского императорского географического общества в 70-80-е гг. XIX в. по стране был проведен ряд исследований, в частности изучались нравы, быт, обычное право крестьянской общины и т. п. . Авторы анализировали механизмы управления крестьянского мира, исследовали соотношение /л авторитетности формальной и неформальной власти среди крестьян, принципы формирования и действия обычного права.

Во второй половине XIX - начале XX в. были заложены основы исследования взаимосвязи уровня благосостояния населения Мордовии и степени его образованности. Статистические бюро при губернских земских управах разработали планы подворного сбора сведений по народному образованию параллельно со сбором информации об экономическом состоянии крестьянства, что давало возможность сопоставлять сведения о грамотности с экономическими параметрами развития крестьянских хозяйств. Подобные исследования были проведены в Пензенской и Симбирской губерниях в 1910-1911 гг53.

Важным достоинством исследований дореволюционных историков является то обстоятельство, что многие из них были не только современниками событий, но и деятелями образования. Будучи хорошо знакомыми с особенностями социокультурной ситуации того времени, они могли представить всесторонний анализ образовательных процессов.

Новый этап в изучении сельской общины начался с XX столетия.

Особое значение для историографии имеют работы таких историков, как "ТУ Л.И. Кучумова54, которая исследуя сельскую общину в пореформенный период, акцентировала внимание на положении крестьянского двора, индивидуума в общине, взаимосвязи крестьянской общины и государства.

Зырянов П.Н.55, изучая местное самоуправление сквозь призму социально дифференциальных процессов в общине, пришел к выводу, что власть постепенно сосредоточивалась в руках зажиточной верхушки крестьянства, которая решала все общественные вопросы в своих интересах. В связи с отмеченными тенденциями исследователь также изучал эволюцию обычного права.

М.М. Громыко56 исследовал крестьянский мир через многочисленные связи и отношения общинников в их повседневной жизни, рассматривал сельскую общину как целый микрокосм. Он показывает духовный и /_д социальный опыт крестьян, их знания и высокую культуру.

Проблема социальных функций крестьянской общины на территории мордовского края получила некоторое освещение уже во второй половине XIX в. Были опубликованы статьи с описанием функционирования сельской общины. Однако в большинстве из них рассмотрены лишь быт и общинные обряды отдельных мордовских сел.

Впервые более полно этнографические материалы о духовной и материальной сторонах быта мордовского народа были проанализированы в работах В.Н. Майнова и И.Н. Смирнова57. Наиболее значительным явлением конца XIX в. в изучении духовной жизни мордвы следует признать труд И.Н.Смирнова «Мордва», изданный в 1895 г.58. Наряду с кратким историографическим обзором известной автору важнейшей литературы, очерком истории мордвы, в работе подробному анализу были подвергнуты семейные и общественные отношения в среде этого народа, исследовались вопросы религиозных верований и культа, рассматривались бытовые стороны жизни мордвы. Внимание исследователя было обращено и к вопросам процесса русской колонизации, ассимиляции народа в русской среде.

" / Чрезвычайно широк был спектр интересов первого крупного мордовского ученого - М. Е. Евсевьева5 . Его внимание привлекали вопросы фольклора, мордовских языков, этнографии мордвы, ее общественного сознания. Неоценимы заслуги исследователя в области собирания и изучения устно-поэтического творчества мордовского народа.

В современной историографии имеются работы по исследованию бытовых сторон крестьянства Мордовии, в которых авторы оспаривают выводы, сделанные дореволюционными исследователями. Однако при этом нельзя не учитывать того факта, что работы XIX в. писались на живом материале, авторы сами проводили экспедиции и давали своеобразные зарисовки состояния культуры того периода. Работы историков-этнографов советского периода значительно пополнили и разнообразили сведения по ч вопросам быта, нравов, межличностных отношений крестьянства . Историки

Мордовии (И.И. Фирстов, Н.В. Нестерова, А.С. Тувин) большое внимание уделяли исследованию социальных сторон крестьянской общины. М.П. Солдаткин и Н.Ф. Мокшин в своих работах затрагивали вопросы религиозных верований мордвы61. К 50-летию мордовской автономии была подготовлена монография «Мордва» , в которой нашли отражение отдельные стороны жизни мордвы, ее культура и быт, а также вопросы общественной жизни трудящихся края.

В 1991 г. появился сборник публицистических статей «Мордовский народ: что нас волнует», авторов которого объединила тема возрождения национального самосознания мордвы. Известные в республике и за ее пределами ученые, деятели искусств, публицисты рассуждали на страницах издания о проблемах истории, национальной культуры, фольклора, народного искусства, о взаимоотношениях представителей разных национальностей, населяющих Мордовию .

Однако, говоря об историографической ситуации исследуемого периода, нужно отметить, что обращение к истории сословий и в частности к истории культуры края конца XIX - начала XX в. носило эпизодический & характер. Основное внимание исследователей было сосредоточено на социально-экономической проблематике. Вопросы участия сословных обществ в развитии культуры исследуемого периода рассматривались лишь в Л контексте изучения других проблем.

Объектом исследования является культура российской провинции во второй половине XIX в. на примере мордовского края.

Предмет исследования - роль сословий в изменениях, происходивших в социокультурной сфере мордовского края.

Целью диссертационного исследования являются рассмотрение и характеристика провинциальной культуры, выявление ее особенностей в данном регионе.

Для достижения цели в рамках настоящей работы решаются \ следующие задачи:

1) определить степень научной разработки проблемы, охарактеризовать источниковую базу и методологические принципы исследования;

2) выявить основные параметры развития сословий: численность, национальный состав на основе данных Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.;

3) рассмотреть изменения правового положения сословий в пореформенный период;

4) проследить динамику развития культурных процессов на территории мордовского края в пореформенный период;

5) проанализировать развитие социокультурных процессов в мордовском крае с точки зрения участия сословных обществ в развитии культуры.

Хронологические рамки исследования. Данная работа охватывает период второй половины XIX в. Актуальность выбранного периода определяется многообразием внутренних и внешних общественно- политических событий, которые влияли на ход социокультурных процессов как в России, так и в мордовском крае. Именно в эти годы под влиянием реформ в мордовском крае произошли серьезные изменения: создана система начального образования, получили развитие библиотечное дело, любительское театральное искусство и т. п. Одним из важнейших факторов ч а формирования культурной среды в стране в целом и в Мордовии в частности в рассматриваемый период является устойчивый рост социальной активности населения.

Территориальные рамки исследования. Трудность определения территориальных границ заключается в том, что в данном случае понятие «регион» не является адекватным понятию «административно- территориальная единица» ввиду того, что территория Мордовии не была выделена в административно-территориальном делении дореволюционной России. Ее территориальные границы окончательно оформились лишь с , v\ образованием Мордовской АССР. В диссертации под территорией Мордовии понимается сумма территорий уездов, входивших в указанное время в Симбирскую (Ардатовский уезд), Пензенскую (Инсарский, Краснослободский, Наровчатский и Саранский) и Тамбовскую (Темниковский, Спасский уезды) губернии. В связи с этим в исследовании использовались данные по вышеперечисленным уездам.

Источниковая база исследования. Данное диссертационное исследование базируется на документах и материалах, выявленных в архивах г. Пензы, Саранска, а также рукописного фонда сектора истории НИИГН при Правительстве Республики Мордовия.

В центральном государственном архиве Республики Мордовия были 41 использованы материалы, входящие в фонды уездных земских управ.

Извлечены материалы о состоянии школьной сети, статистические описания, списки купцов, землевладельцев и мещан (ф. 44, 46, 52, 56, 72). Из фондов городских управ взяты сведения о школах и учащихся (ф. 50, 51, 75). Списки дворян Саранского уезда имеются в фонде уездного предводителя дворянства

Из фондов Государственного архива Пензенской области также извлечен ряд документов. В фонде канцелярии Пензенского губернатора имеются сословные списки, материалы об открытии и состоянии учебных заведений, библиотек и публичных читален, сельскохозяйственных выставок, театров, книжных магазинов (ф. 5). В фонде Пензенского дворянского депутатского собрания содержатся генеральные списки и личные дела дворян (ф. 196). Фонд Пензенского губернского статистического комитета включает статистические сведения о числе учебных заведений, поуездные статистические описания (ф. 9).

В рукописном фонде НИИГН при Правительстве РМ использовались следующие материалы: документы по истории г. Саранска (И-70); копии отчетов Саранского, Инсарского и Краснослободского уездов за 1901 г. (И- 138); церковная летопись 1879 - 1915 (И-209); данные по истории ,оч г. Темникова и его уездов (И-380); по культуре Мордовии второй половины XIX в. (И-427); по культуре Мордовии в конце XIX — начале XX в. (И-555); о социальном и профессиональном составе населения Мордовии второй половины XIX в. (И-1282).

Периодическая печать представлена в работе материалами пензенских, симбирских, тамбовских епархиальных и губернских ведомостей, которые содержат отчеты епархиальных и уездных наблюдателей, историко-краеведческие материалы, официальные документы.

Проанализировать правовую базу позволили законодательные и нормативные акты Российской империи.

Важное место в источниковой базе занимают опубликованные J источники, большая часть из которых носит массовый характер: Первая Всеобщая перепись населения 1897 г., обследования губернских статистических комитетов, земская статистика и др.

Как один из источников по теме исследования использовалась мемуарная литература. XIX - начало XX в. - время небывалого расцвета мемуарной литературы и эпистолярного жанра. Получили развитие все мемуарные формы - от обширных сводов воспоминаний до наблюдений и / зарисовок из прожитого и передуманного. Они разнообразны, порой противоречивы, однако, несмотря на это, позволяют воссоздать образ эпохи и людей того времени. Мемуары представляют собой длительно бытующую -Г культурно-историческую традицию и являются неотъемлемой частью духовной жизни российского общества. Авторами мемуаров были, как правило, дворяне и чиновники. Мемуаристы Л.М. Жемчужников. М.О. Гершензон, Н.А. Тучкова-Огарева, И.А. Салов писали о мордовском крае

Методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы и методы, применяемые в исторической науке. За основу взяты принципы историзма и научной объективности, системный подход, проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы JA исследования. Исследование проводилось на основе социокультурного подхода, который предполагает рассмотрение истории через взаимодействие социума и культуры. Применялись методы системного и комплексного анализа, сочетание которых позволило создать целостный образ культурной жизни мордовского края. Использовался интеграционный метод, основанный на взаимодействии таких наук, как история, этнография, культурология. С учетом специфики изучаемого объекта были задействованы статистический, социологический, демографический, ретроспективный методы. Кроме того, использован биографический метод, позволяющий связать судьбу отдельного человека с общественными трансформациями.

Научная новизна. В диссертационном исследовании сделана попытка t) осуществить системное исследование культурных процессов в Мордовии и их динамики во второй половине XIX в.; дается объективная оценка, происходивших в социокультурной жизни мордовского народа процессов; впервые анализируется роль сословных обществ в развитии культуры мордовского края в пореформенный период; пересмотрены существующие в региональной историографии взгляды на роль различных социальных групп в развитии культуры.

-V Положения выносимые на защиту.

1. Трансформация социокультурной среды, произошедшая в результате реформ 60 - 70-х гг. XIX в. создала благоприятные условия для вовлечения у всех слоев общества в развитие культуры края.

2. Изменение правового и экономического положения оказывают влияние, в большей или меньшей степени, на активность участия сословий в развитии культуры.

3. В силу экономических причин дворянское сословие в данный период теряет ведущую роль в развитии культуры, уступая место другим социальным слоям.

4. Во второй половине XIX в. в мордовском крае активизируется процесс формирования интеллигенции. Его движущей силой являлись л духовенство и купечество, оказавшие определенное влияние на формирование профессиональной культуры провинциальной России.

5. Участие сельских обществ в развитии начального образования становится определяющим на исследуемом этапе.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования являются составной частью курса истории Мордовии, а значит, могут применяться в лекционно-теоретическом курсе и на практических занятиях по истории Мордовии, при подготовке историко-краеведческих экскурсий. Выводы и обобщения, сделанные в диссертации, помогают осмыслить культурные процессы в провинции второй половины XIX в.

Апробация результатов исследования. Основные положения ч диссертации докладывались на III республиканской научно-практической конференции «Роль науки и инноваций в развитие хозяйственного комплекса региона» (Саранск, 2003 г.), VII межрегиональной конференции историков-аграрников Среднего Поволжья «Крестьянство и власть Среднего Поволжья» (Саранск, 2003 г.), а также обсуждались на заседаниях отдела теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ, изложены в 3 опубликованных статьях.

Особенности развития культуры в пореформенный период

XIX в. в общем историко - культурном потоке, как и всякий другой период, занимает особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально - культурном отношении; оно оставило отечественному культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности народа и его выдающихся представителей.

Общий ход социально - экономического развития России вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые в свою очередь, дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Осуществление государственных реформ началось с опубликования царского Манифеста и «Положения» 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права вызвала необходимость новых реформ, которые должны были изменить основные звенья государственного управления. С 1863 по 1874 г. правительство осуществляет реформы местного управления (создание земств, 1864, суда, финансов, образования, военной организации). Телесные наказания отменены в армии и судах. Ранее, в 1860 г., иностранцам были дарованы все гражданские права.

Двадцать лет мирного царствования прошли именно в преобразованиях, и действительно, в эти двадцать лет Россию нелегко было узнать: она как при Петре Великом, на сотни лет шагнула вперед, и император Александр вполне заслуживает названия не только освободителя, но и преобразователя.

Освобожденные от крепостной зависимости, но не получившие землю крестьяне мигрировали в город. Неиз меримо возросшее количество заводов и число рабочих мест обусловило потребность промышленности в грамотных людях. Открываются хлопчатобумажные прядильни, шелковые мануфактуры, металлургические и сталелитейные заводы, даже в глуши открываются банки, расширяется сеть железных дорог. Телеграф и почта служат средством сообщения империи с миром. И там также нужны специалисты.

Школа в конце века была нужна практически всем, и речь идет теперь не просто об увеличении числа школ, а о том, чтобы довести это число до максимума, т.е. дать возможность учиться каждому.

Наряду с экономической потребностью в образовании в этом же направлении действует сила общественная, культурная.

Возможность получить образование особенно расширилось после 1864 г., когда появились выборные всесословные органы местного самоуправления - земства. В 1870 г. была утверждена городская дума, городское самоуправление.

У земств были средства (за счет местных налогов с предприятий, помещиков, крестьян), и эти средства - одна двадцатая часть доходов в каждой губернии - были направлены на новые школы, больницы, на борьбу с голодом и нуждой. После долгих лет николаевщины, не допускавшей никакой общественной деятельности, смогло проявить себя и культурное движение. Среди земских деятелей, особенно в первые годы самоуправления, было немало дея гельных людей с благородными устремлениями. Создание земств и рост самоуправления в России привели к развитию форм внешкольного обучения: воскресных школ, народных чтений,

У) библиотек, народных театров. Факт широкого участия общественности в организации народных школ признало и правительство, разрешив по положению 1864 г. открывать начальные народные училища общественным организациям и частным лицам, сохранив за собой руководство учебным процессом в этих школах. Передовая общественность России выступила в этот период с инициативой введения всеобщего обязательного обучения. Во многом ч успехам народного образования в пореформенные годы способствовал К.Д. Ушинский. Он был сторонником введения в России всеобщего обязательного обучения; его книги для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир» в этот период были основными учебными пособиями и выдержали до революции десятки изданий.

Под влиянием общественного движения 60-х гг. были проведены школьные реформы, предусматривающие централизацию управления школами; началось превращение сословной школы в школу буржуазную. По уставу 1864 г. было утверждено два типа средней школы: классическая гимназия с 7 - летним сроком обучения, готовившая к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6 - летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения.

Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища). В 60 - 70-гг. основаны первые земские и правительственные учительские семинарии. С 1872 г. учреждены реальные и воскресные училища; получают распространение церковно-приходские школы.

Изменился социальный состав студенчества, значительная его часть -выходцы из недворянских сословий.

Важно отметить, что в широких массах крестьянства все более развивалось сознание практической необходимости приобретения хотя бы элементарной грамотности. Часто по своему почину крестьяне образовывали свои «домашние школы грамоты». Обычно обучение в такой школе проходило в крестьянской избе. За небольшое вознаграждение в качестве учителя приглашали знающего грамоту отставного солдата, бывшего семинариста или же сельского дьячка. В 80 - 90-х гг. многие из таких «школ грамоты» были преобразованы в церковно-приходские школы.

Своего рода системой поощрения учебы, получения образования, особенно высшего, явилась военная реформа, осуществленная в России. Обязательная шестилетняя служба в армии сокращается: получившие образование в университетах или равных им учебных заведениях служат полгода, обучавшиеся в средних учебных заведениях - полтора года, окончившие курс в уездных или равных им учебных заведениях - три года, ученики элементарных школ - четыре года. Следовательно, этот закон имеет характер социально - уравнительного закона и, сверх того, назначает награду за образование. Можно сделать свой выбор: сократить срок службы в армии, т.е. поступить учиться.

Демократизация образования, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширило круг интеллигенции. В этой среде развивались различные направления общественной мысли. Либеральное направление было самым широким во второй половине XIX в. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая хмодернизация стимулировала научно - технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально - технически образованных рабочих).

Дворянство

Воплощением блеска, хмогущества и славы России, наиболее ее культурным и образованным слоем, высшим правящим сословием государства было дворянство. В самом авторитетном энциклопедическом издании Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона оно рассматривалось «как высшее, правящее сословие», возникшее «на почве государственной службы»1. Изучение народной культуры и быта по установившемуся делению науки обычно относится к этнографии, и в этом направлении сделано очень много. Что же касается каждодневной жизни той среды, в которой жили Пушкин и декабристы, то она долго оставалась в науке «ничьей землей». Здесь сказывался прочно сложившийся предрассудок очернительского отношения ко всему, к чему применим эпитет «дворянский». В массовом сознании долгое время сразу же возникал образ «эксплуататора», вспоминались рассказы о Салтычихе и то многое, что по этому поводу говорилось. Но при этом забывалось, что та культура, которая стала национальной культурой и дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева и которая составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева, была дворянской культурой .

Основная часть российских дворян была средней по имущественному положению. Значительная часть их не владела землей. Среднее дворянство жило летом обычно в деревне, а зимой в уездных или губернских городах, но при возможности добиралось и до столиц. Многие дворяне были не обеспеченными, и число их росло. Жили они в основном за счет службы. Дворяне широко привлекались к участию в местном управлении. Но на выборные должности выбирались только богатые, бедные могли только присутствовать на дворянских собраниях без права голоса. Русская интеллигенция уже с конца XVIII - начала XIX в. была дворянской но сословной принадлежности и разночинской по происхождению, это было обусловлено особенностями формирования сословий русского общества. Исключение составляли лишь поэты и писатели, в большинстве случаев дворяне по происхождению. В XIX в. дворянами были учителя гимназий, архитекторы, врачи, инженеры, хотя отцы их были дьячками, купцами, ремесленниками, иногда даже крепостными крестьянами. Многие исследователи русского дворянства прошлого столетия писали о совпадении понятий образованного человека и дворянина.

Редко можно было встретить необразованного дворянина, ведь фактически почти все дворяне были людьми образованными. По переписи 1897 г. в семи уездах Мордовского края из дворянского сословия в университетах и других вузах обучалось ПО человек, в специальных и технических высших учебных заведениях - 35, в специальных средних учебных заведениях - 80, в средних учебных заведениях 616, в высших военных заведениях - 2, средних военных учебных заведениях - 77. Из 1522 дворян и чиновников не из дворян грамотными были 2788 (мужчин - 1359, женщин - 1429), неграмотными были 1734 человек (женщин 1032, мужчин 711)3.

Дворянство играло значительную роль в общерусском культурном процессе и оставило после себя богатое наследие.

Ведущую роль в формировании и развитии дворянской культуры края играли усадьбы, хранившие коллекции произведений живописи и скульптуры, декоративно-прикладного искусства, богатейшие библиотеки, имевшие собственные театры и оркестры. Формирование усадебной культуры началось в последней трети XVIII - начале XIX в., а своего расцвета она достигла в 30-ые гг. XIX в. Однако не всякая дворянская усадьба создавала образец дворянской культуры, в первую очередь это были усадьбы богатых вельмож. Для формирования усадьбы как культурного гнезда нужны были значительные средства, а сам владелец усадьбы должен был быть высокообразованным человеком. Дворянская усадьба являлась той социокультурной средой, которая определяла стиль жизни дворянства. Усадебный быт, с одной стороны, отражал социокультурную и общественную ситуацию в России, а с другой, в нем ярко проявлялась личность владельца, его увлечения, слабости, вкусы и пристрастия. Именно поэтому усадебная культура оказала влияние на развитие провинциальной и общероссийской культуры. В этот период (конец XVIII - начало XIX в.) усадьбы, которые можно отнести к «культурным гнездам», на территории нашего края тоже существовали - это усадьбы Полянских, Струйских, Огаревых.

Еще в XVIII столетии Струйские выстроили огромный дом дворец «с двухсветным залом, хорами, картинной галереей, мраморными простеночными столами, мебелью из цельного красного дерева; замечательным было бюро, оклеенное черепахой, с бронзой и инкрустацией слоновой костью». Помещики собрали неплохую коллекцию картин русских и западно-европейских мастеров. Для украшения дворца, росписи стен и потолков приглашались лучшие художники. Работал в имении и академик Ф. Рокотов, создавший портреты хозяев - Николая Еремеевича и его жены Александры Петровны, Будущих деде и бабки поэтов А. Полежаева и Ю. Струйского (Трилунного). Портрет А.П. Струйской одно из лучших творений Рокотова, подлинный шедевр русского изобразительного искусства.

Усадебный комплекс располагался в старинном парке, центром которого считалась еловая аллея с оранжереей, зимним садом и танцевальным залом. Ряды столетних лип обрамляли весь парк, оба пруда, барский дом и церкви, которых в имении было две — старая и новая. Причем новая, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, была сломана только в наши дни. Предполагалось, что Струйский заказал ее проект знаменитому архитектору Растрелли, а расписывал ее Рокотов с учениками. Особенностью храма была его цилиндрическая, прямо-таки циклопическая форма, усложненная гигантским купольным перекрытием и классицистическими фронтонами трапезной, украшенной двумя башенками под шатрами. Известные хматериалы с видами других церквей аналогов рузаевскому храму не обнаруживают. К началу XX столетия в Рузаевке не осталось ничего, что напоминало бы былое великолепие4

Дорога к Рузаевским помещикам пересекала владения Желтухиных -с. Зыково, славившееся не только церковью, но и хорошей школой, существовавшей еще во времена крепостного права. Желтухины, особенно Александр Дмитриевич, были людьми просвещенными, либеральными, вели знакомство и дружбу с А.А. Тучковым, Н.П. Огаревым. Просвещение народа много занимало их мысли: школа и была продуктом размышлений о путях преодоления суеверий, невежества. В Зыкове существовала небольшая театральная труппа, в которой играли сами помещики, дворовые и крестьяне. Желтухины ассигновали строительство новой церкви - старая была сломана в 1842 г. из-за того, что пришла в полную негодность. Новая каменная церковь строилась в Зыкове более пятнадцати лет, а на это время для богослужений рядом поставили временную деревянную церквушку5.

В 1898 г. село Макаровку посетил сотрудник Московского археологического общества С. Алферьев, который впоследствии писал: «В пяти верстах от Саранска... живописно раскинулось на пойме реки Инсары с. Макаровка, со своей старинной помещичьей усадьбой и двумя церквями, обнесенными высокой кирпичной оградой, по углом которой возвышаются башни наподобие Кремлевских. Как усадьба, так и церкви были выстроены помещиками Полянскими»6. Эта усадьба, которая хорошо была видна из Саранска, теперь не существует. От большого ансамбля осталась лишь одна церковь, построенная Макаром Полянским в 1702 г. Полянские пытались конкурировать с городом. Их богатая усадьба, напоминавшая феодальный замок, многие десятилетия была своего рода вызовом, предметом устрашения для отцов города7.

Большое значение для развития культуры мордовского края имела дворянская усадьба Огаревых. Село Старое Акшино было основано в первой половине XVII века, оно расположено в тридцати пяти километрах западнее Саранска. Помещики еще с первой половины XVII в. охотно начали обустраиваться здесь. Их привлекали плодородные земли и богатые лесные массивы8. Здесь находилось родовое имение Н.П. Огарева.

Городские слои

В первой половине XIX в. провинциальные города еще не представляли выделенного объекта исследования, малые городские поселения рассматриваются наряду с природными особенностями региона, бытом и фольклором крестьянской округи, сельским хозяйством и ремеслами.

В пореформенный период в культуре городов происходили значительные изменения. Города, несмотря на близкое соседство, имели количественные и качественные показатели распространения учебных заведений, библиотек, культурно-просветительских организаций. Это было вызвано неравномерностью социально-экономического развития городов, и как следствие, спецификой менталитета.

Во второй половине XIX в. на территории Мордовского края не было губернских городов, уездными городами являлись: Саранск, Инсар,

Темников, Краснослободск, Ардатов; заштатными городами являлись Шишкеев и Троицк.

Саранск со времени основания Пензенской губернии числился в ней вторым городом, но к концу XIX в. намного отстал от Пензы. С постройкой Московско-Казанской железной дороги Саранск оказался в выгодном положении и стал претендовать на главную роль в экономической и культурной жизни большой округи - северной части Пензенской губернии и прилегавших к ней соседних районов.

К этому времени в городе складывается группа прогрессивной интеллигенции - местных энтузиастов культуры и просвещения. Возрастание экономического значения Саранска обусловило некоторый рост школьной сети. В провинциальных городах прослеживался рост расходов на образование. Причем, в одном из статистических исследований отмечалось, что «все города и большие и малые, стремятся к развитию у себя народного образования; мелкие города затрачивают на это дело даже более значительную часть своих средств, чем города крупные; мелкие города на народное образование тратят больше чем на наружное благоустройство»104. В 1861 г. в Саранске было только два учебных заведения - уездное и приходское мужские училища, а к 1868 г. их стало уже четыре - уездное, приходское, сельское приходское мужское и приходское женское училища. В 1873 г. в Саранске открылось ремесленное училище, в 1875 - женская прогимназия, 1876 - мещанское приходское училище. Итог этого процесса зафиксировал энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, в котором отмечается, что в Саранске имеется «Женская гимназия, городское 4-х классное училище, 3 приходских, 1 церковно-приходская и 1 частная школа»105. По переписи 1897 г. в городе учительствовал 41 человек106.

Учительство занимало видное место в просветительстве и культурной жизни не только города Саранска, но и других уездных городов края.

По уровню развития образования среди уездных городов выделялся г. Краснослободск, где наряду с уездным и приходским училищами были открыты женское, духовное и сельское. Здесь же было самое большое количество обучающихся девочек. Необходимо заметить, что женские училища в то время в уездах были редким явлением, а в нашем крае они действовали также в Саранске и Инсаре107.

Как обстояли дела в сфере образования в других городах хмордовского края? По сведениям 1862 г. в Темникове было два начальных училища: уездное и приходское. А к середине семидесятых годов в приходском училище было открыто и отделение для девочек. Достопримечательностью в Темникове в этот период была живописная мастерская B.C. Фуникова, где обучались мальчики написанию икон и росписи церквей. Еще раньше два темниковца: Ф. Мелентьев и И. Лыскин обучались в художественной школе А.В Ступина в Арзамасе и впоследствии проявили большой талант как живописцы. М.Званцев в своей книге о Ступине приводит список, обучавшихся в ступинской школе по годам. Из чего видно, что «Мелентьев Федор - темниковский купеческий сын» обучался в 1842 г., Лыскин И.А. - в 1854 г108.

В городе Инсаре в 1862 г. было организовано женское приходское училище. Размещалось оно в небольшом наемном помещении, плохо приспособленном для учебной работы. Затем училище было переведено в дом городского общества, где были выделены для него одна классная комната и квартира для учителя. В 1868 г. здесь обучалось 68 девочек. В 1882 году в городе Инсаре было открыто 4-х классное городское мужское училище, которое в течение почти 40 лет было центром культурной жизни города. В актовом зале училища проводились детские праздники, елки, спектакли и концерты, городские балы и маскарады109.

Учителя и врачи были самыми многочисленными отрядами интеллигенции края. В конце XIX - начале XX в. в Саранске работали врача при земской больнице, 1 уездный врач, 1 - в городской лечебнице, 4 военных врача, 1 - ветеринарный и 10 чел. среднего медицинского персонала. 1 января 1913 г. в Саранске открылась городская аптека. В городе были и частные аптеки. Целью открытия была возможность продажи аптекарских товаров по более низким ценам, а также, чтобы часть доходов шла в городскую казну.

В Темникове в 1885 г. уже были аптека и городская амбулатория (больница на 30 коек существовала ранее). С образованием земства в городе и уезде врачами работали: Э.И. Берг, А.Ф. Гамбурцов; позднее -Н.А. Струнников и Е.П. Преображенский. Кстати, сын Струнникова - А.Н. Струнников был доктором медицины, хирургом, автором печатных научных трудов, но не единственными. Кроме врачей и учителей перепись 1897 г. зафиксировала трех человек, занимавшихся частной юридической практикой. Среди них был даже юрист с ученой степенью - кандидат права Кузовков. В той же переписи фигурировало 8 человек, деятельность которых была связана с наукой, литературой и искусством110.

Интеллигенция городов многое сделала для развития в них культуры, распространения знаний. В 90-х гг. XIX в. по инициативе учителей и врачей в Саранске был поднят вопрос об организации первой публичной библиотеки (платной). 19 декабря 1893 г. такая библиотека открылась. Организатором и первым заведующим Саранской публичной библиотеки был секретарь городской управы К.М. Свешников. Фонд библиотеки состоял из 515 книг, собранных у жителей города. В дальнейшем бюджет библиотеки складывался из средств, которые брались за чтение книг, а также из пожертвований.

С каждым годом увеличивалось количество читателей, но удовлетворить их спрос на книги библиотека не имела возможности. По предложению интеллигенции города, городская дума в ознаменование столетия со дня рождения А.С. Пушкина постановила открыть в Саранске книжный склад для продажи учебников и книг для чтения, а также устроить бесплатную народную библиотеку-читальню. 14 сентября 1899 г. в Саранске была открыта бесплатная народная библиотека. Именно она пробудила любовь к книге у многих читателей города. Среди активных создателей библиотеки были Елена Львовна Токарева вместе со своими сестрами Лидией и Надеждой, а также Евгения Дмитриевна Фалилеева и Александра Алексеевна Масловская. Они взяли на себя обязанности по выдаче книг в течение первых лет бесплатно, пока библиотека не окрепнет материально. Помещение для читальни на первое время определи в одной из свободных комнат при ломбарде, в городском доме, с правом выдачи книг только для чтения на дому.

Сохранился документ, свидетельствующий о заинтересованности жителей города в открытии этой библиотеки. В прошении жителей города Саранска городскому голове об открытии бесплатной библиотеки.(21 марта 1899)говорится:

«В последние годы, в особенности, когда все молодое подрастающее поколение становится грамотным, более и более развивается в обществе потребность к чтению и самообразованию. Существующая в г. Саранске публичная библиотека, будучи платною, недоступна большинству жителей города, поэтому открытие бесплатной читальни в настоящее время как нельзя более соответствовало бы потребностям народа, насколько полезны подобные учреждения можно заключить из того, что теперь не только в городах, но и во многих селах открываются бесплатные читальни, которые, пользуясь симпатиями всех классов общества, с каждым годом процветают и увеличиваются. 26 мая сего года исполняется столетие со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, одним из лучших памятников которому было бы учреждение читальни, где бы все и каждый мог получить полезные сведения, знакомиться с лучшими произведениями русских и иностранных писателей и пополнять те знания, которых им не пришлось получить в школах» .

Похожие диссертации на Социокультурное развитие российской провинции во второй половине XIX в. (На примере Мордовии)