Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России (XX в. - начало XXI в.) Ротач Наталья Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ротач Наталья Сергеевна. Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России (XX в. - начало XXI в.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 24.00.01 / Ротач Наталья Сергеевна;[Место защиты: Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств].- Улан-Удэ, 2011.- 19 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью социокультурного и исторического рассмотрения религиозного опыта в формировании духовно–нравственных основ личности, общества и государства. Вместе с тем воздействие духовно - нравственных факторов на развитие общества, как и актуальность самой постановки вопроса об этом – не осознаны должным образом, как в России, так и за ее пределами.

В современном социальном сознании доминирует убеждение в том, что религия выполняет лишь некую функциональную задачу, которая может быть исчерпана. Однако религиозность имманентна присуща сознанию человека и абсолютно исчезнуть не может. В связи с этим актуальность может заключаться в исследовании качества религиозности, поскольку религия имеет органическую природу (к примеру, православие как внешний атрибут, без осознания глубинной сути традиции; то же самое можно отнести и к другим вероисповеданиям), возможности ее редукции с последующими последствиями. Исследование феномена старчества в генезисе развития православия позволяет рассмотреть ступени роста религиозного сознания российского общества в процессе его культурно-исторической трансформации, выявляет очевидные показатели высоты или падения религиозного, а вместе с ним нравственного состояния личности. Таковыми показателями являются понятия добродетелей и страстей (грехов) человеческих.

Отсюда актуальность темы исследования также связана с необходимостью изучения такого феномена, когда доминанта религиозного опыта в духовно-нравственной сфере, которая не всегда бывает постоянна и очевидна. В такие моменты религиозный опыт в духовно–нравственной сфере проявляется латентно. Это, в особенности, относится, конечно, к советскому периоду истории России. Однако, приспосабливаясь по форме выражения к господствующему идеологическому контексту, в своих корнях, духовно-нравственная сфера общества всегда остается связанной с религиозным опытом народа (применительно к России – это опыт православия) с его фундаментальным самоопределением в нем. Иными словами, религиозный опыт в такие моменты проявляет себя в социальных структурах через архетипы. Проблема кризиса национальной культуры предстает сегодня во множестве ракурсов — и как историко-культурологическая проблема, и как оценка культурфилософской ситуации, что делает необходимым осмысление системы ценностей, составляющих основу духовного бытия человека. Кризисы и катастрофы нынешних дней, поиски путей возрождения России вновь и вновь заставляют нас обращаться к прошлому духовному наследию России. Непреходящее значение в разворачивании этих процессов, их интенсивности отводится духовной и культурной миссии старчества, феномен которого только начинает осмысливаться современной культурологией в единстве всех его составляющих.

Актуальность исследования определяется не только необходимостью обобщить и систематизировать находящийся в поле зрения исследователя эмпирический материал, но и выяснить основные тенденции сложного антиномичного осмысления русской культурологической мыслью такого духовного феномена как старчество.

Старчество в данном контексте является индикатором, на котором проверяется качество религиозности в истории православия в России; проблемы неофитства и явление «младостарчества», как ступени религиозного и нравственного роста в российском обществе.

Степень изученности темы. Решение задач исследования оказалось возможным при условии обращения к широкому кругу научной литературы, которые группируются по пяти направлениям.

Теоретическую базу исследования составили работы религиозно-философского плана, определяющие ментальные характеристики русской культуры (П. Новгородцев, Н. Лосский, П. Сорокин, Г. Федотов, Н. Бердяев). Основные подходы к проблеме были выработаны в работах И. Концевича. Исключительное значение Оптиной пустыни в русской духовной культуре XIX века выявляет П. Флоренский. С. Хоружий выдвигает концепцию неопатристического синтеза, согласно которой любое продвижение культурфилософской мысли в русле православного умозрения требует обращения к святоотеческому преданию. Оно есть своего рода общение с отцами церкви, являющими собой духовный авторитет, ориентир и меру. Тезис о том, что смысловое содержание культурно-исторического процесса в России включает в себя освоение и проработку Православия, является фундаментальным основанием данного диссертационного исследования. Православие как основа социокультурного бытия России анализируется в антологии «Православие. Pro et contra». Паломничество по святым местам и посещение старцев как характерные особенности русского православного духа описаны и исследованы С. Весниным (Святогорцем). Особенности русского старчества XIX века (близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам, и пр.) систематизированы Е. Зимаковой.

Культурно-исторический аспект формирования старчества рассматривается исследователями в единстве с терминологическим определением данного феномена. С. Соловьев не соотносит старчество с системой церковной иерархии. Для него старцы – это «лучшие праведники, достигшие высокой духовности», а старчество – это «особый вид святости».

С.Смирнов раскрывает сущность старчества через истоки этого явления в практике монастырской жизни: избрание в скиту или в монастыре опытного в духовно-аскетической жизни инока с целью стать для братии духовным отцом. Г. Флоровский указывает на необходимые особенности личности старца: возможность принимать откровения помыслов, руководство духовными детьми, наделение благодатными дарами (харизмами).

Существующие подходы к определению понятия «старчества» обозначают множественные трактовки сущности явления, констатируют сложность определения его объективных черт. И. Концевич, глубоко изучив вопрос о возникновении и принципах духовного делания, доказывает, что оптинское старчество является продолжателем традиции Афона. Митрополит Трифон (Туркестанов) разрабатывает обзор традиции старчества в истории и христианской культуры и показывает причины ее расцвета в Оптиной пустыни. В концепции митр. Трифона (Туркестанова) оптинские старцы явили миру пример смирения и христианской любви, достигли духовной свободы.

Взгляд современного православного богословия на проблему человеческой личности в системе ее нравственных добродетелей обобщен в работе архим. Платона (Игумнова). Автор показывает, что человек ориентирован на свое собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру и религиозные взаимоотношения с Богом, что норма, ценность и благо соответствуют трем названным аспектам ориентации личности и являются ступенями восходящего ряда на пути ее богоуподобления и достижения идеальной полноты бытия. М. Новоселов, выделяя три элемента в христианстве (догматический, этический и мистический), показывает, что все они взаимообусловлены и взаимосвязаны, но нравственный элемент в христианской культуре – решающий.

Информационными источниками исследования послужили работы В. Розанова, Л. Шестова, В. Лясковского, Н. Федорова, С. Булгакова, Е.Трубецкого, свящ. Игнатия (Брянчанинова), свящ. Ивана Беллюстин, архим. Федора (А. Бухарева), Н. Барсова, А. Ельчанинова, Л. Карсавина, Г. Адамовича, В. Иванова, В. Маклакова, М. Бахтина, Д. Мережковского, Е. Поселянина, Ф. Степуна и др. Значительный вклад в исследование проблемы

Материалы и источники исследования.

Изучение святоотеческой нравственной традиции обусловило обращение к духовному наследию святых отцов: Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Макария Египетского, аввы Дорофея, Исаака Сирина и многих других.

Источники, освещающие жизнь и духовное наследие оптинских старцев представлены их житиями: архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание Оптинского иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеромонаха Амвросия», иеромонах Леонид (Кавелин) «Житие иеромонаха Макария», «Житие иеросхимонаха Льва», «Житие иеросхимонаха Иосифа», «Житие иеросхимонаха Илариона» и другие, а также эпистолярным наследием.

В качестве источниковой базы по Глинской пустыни привлекались труды глинских старцев. Так например, труды игумена Филарета (Данилевского): Устав Глинской Рождество-Богородицкой пустыни // ЦГИА. Ф. 796. Оп. 102. Л. 936. Также его «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской чудотворной иконы и Краткое описание Глинской пустыни. Записки игумена Филарета 1823 и 1828 гг. Агиографические труды глинских старцев: труды игумена Иассона (Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота // Курские епархиальные ведомости. 1893. № 39. С. 1—8; № 40. С. 9—16; № 41. С. 17—24; 1894. № 4. С. 25—32; № 5. С. 33—40; № 6. С. 41—43; Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом). / Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894; Краткое сказание о жизни монаха Досифея / Сост. иеромонах Иассон // Курские епархиальные ведомости. 1894. № 7.

Существует также многочисленное эпистолярное наследие глинских старцев, опубликованных и введенных в научный оборот выдающимся богословом и старцем глинской пустыни схиархимандритом Иоанном (Масловым). Наиболее полное исследование об истории глинской пустыни «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI— XX веках», изданная в 1994г. Обстоятельное историко-богословское исследование по истории Глинской пустыни, предпринятое автором на основе кропотливого изучения российских архивов и других археографических и литературных источников, а также личных воспоминаний. В его других многочисленных трудах, изданных его племянником, известным ученым и общественным деятелем Н.В. Масловым, дается развернутая картина богословских взглядов глинских старцев, их неразрывное единство со святоотеческим преданием.

Объект исследования — феномен старчества в русском православии.

Предмет исследования – старчество в формировании духовно-нравственной культуры русского православия.

Цель исследования – на примере анализа духовного опыта старчества как феномена русской духовной культуры, формирующего ее мировоззренческий и поведенческий контексты, выявить основные доминанты его влияния на развитие отечественной культуры XX века, пути развития духовно-нравственных основ православия в контексте контроверзы старчества – хранителя христианской традиции и младостарчества – как проявления неофитства и редукции религиозного сознания.

В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Постановка цели определила необходимость решения следующих задач:

- выяснение сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно-философского генезиса и контекста;

- реконструкцию мировоззренческого и поведенческого комплекса глинского и оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;

- анализ процесса вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские и глинские старцы, в русскую культурфилософскую и нравственно-этическую мысль XX века;

- интерпретацию с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций ведущих христианских ценностей: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии православия, в многообразии их проявления в наследии самих старцев XX века, как продолжателей уникальной традиции.

- проблема старчества и младостарчества; рост качества религиозного сознания и неофитство как редукция.

Хронологические рамки – XX в. – начало XXI в. Указанный отрезок времени позволяет раскрыть генезис и трансформацию православия как института религии в советское атеистическое и постсоветское время как новое усвоение религиозной традиции.

Методология исследования обусловлена его предметом и целью, предполагающими выявление религиозно-философских оснований духовного совершенствования как ведущей парадигмы культурного сознания православия XX – начала XXI века. В работе используются методы сравнительно-сопоставительного анализа культурных текстов, теории толкования текстов культуры и словесных текстов. В основу диссертации положен целостно-системный подход к изучению культурной преемственности с учетом сравнительно-типологического, историко-генетического и текстологического методов исследования. Теоретическую базу исследования составляет комплекс социокультурологических философских, исторических, психологических, а также богословских принципов православия. В исследовании также использован системный подход для раскрытия соотношения религиозного и нравственного сознания, и их проявлений в социальных структурах, роли религиозного сознания в социальной системе в целом. При анализе опыта христианства в формировании духовно-нравственных основ использован феноменологический подход, позволяющий говорить не об изменении сущности явления, а о проявлении некоторых латентных черт данного феномена. Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам духовной культуры общества и ее связи с религиозным опытом. В работе также использован опыт святоотеческой традиции, касающийся осмысления духовной сущности человека.

Научная новизна результатов исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании поставленной проблемы, предполагающее освещение разных граней освоения духовного опыта глинскими старцами как продолжателями традиций оптинских и других старцев в духовном сознании XX века как проявления процесса самопознания личности.

- выявлены религиозно-философские основания духовного совершенствования как ведущей парадигмы культурного сознания православия XX – начала XXI века;

- выявлены основные концептуальные подходы к рассмотрению религиозности в православии через призму феномена старчества в гуманитарной науке;

- раскрыты и обоснованны особенности сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно-философского генезиса и контекста;

- произведена реконструкция мировоззренческого и поведенческого комплекса глинского и оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;

- проанализирован процесс вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские и глинские старцы, в русскую культурфилософскую и нравственно-этическую мысль XX века;

- интерпретированы с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций главные христианские ценности: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии православия, в многообразии их проявления в наследии самих старцев XX века, как продолжателей уникальной традиции.

- выявлена проблема старчества и младостарчества; рост качества религиозного сознания и неофитство как редукция.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена:

дальнейшей разработкой проблем, связанных с процессами преемственности в духовной культуре и взаимодействием сфер культурного сознания;

- в расширении и уточнении категориального аппарата применительно к онтологическим аспектам культурной целостности феномена старчества, его культуросозидательной роли;

- применением новых принципов теоретического осмысления проблемы целостности и синтеза в отечественной культуре XX века.

Практическая значимость заключается в следующем:

- на основе разработанных принципов возможно проведение аналогичных научных исследований других персоналий отечественной культуры;

- работа может представлять интерес для теоретиков и историков русской и мировой культуры и литературы;

- материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания курсов истории русской культуры и литературы, религоведения, истории философии, культурной антропологии, этики, отечественной истории.

Основные положения, выносимые на защиту

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностные характеристики старчества как уникального феномена культуры, проявившиеся в «экзистенциальном», традиционности, соборности, открытости миру, духовно-практической направленности, определили доминантные черты русской культуры XX века, которые выразились в обращении к духовным ценностям святоотеческой культурной традиции.

2. Доминантные духовно-нравственные ценности смирение, любовь и свобода явились основополагающими категориями в процессе преемственности трех линий культуры (святоотеческой, старческой и светской), реализуясь в своем проявлении многоаспектности и диалогичности.

3. Проблемное поле, созданное культурой XIX века, объединившее между собой всех современников общим духовным опытом, транслировалось через различные каналы в том числе через религиозный опыт отношения к социальным вопросам в XX век и далее в XXI в.

4. Творчество таких русских мыслителей, как А.Ф.Лосев, С.С.Аверинцев, М.М.Бахтин, являясь сферой реализации самопознания личности, отразило процесс сохранения в русской культуре XX века православной культурной традиции, носителями которой были глинские старцы. При этом в каждом случае рефлексия и культурное осмысление этой традиции осуществлялись своим особым путем, формировали оригинальную мировоззренческую систему, определяя ее место в процессе национальной самоидентификации русской культуры.

5. Религия понимается не как внутренняя убежденность и вера, а как религия потребления, отсюда двоеверие или даже многоверие.

6. Отказ от традиционной религиозности приводит к смене религиозной культуры, приходом новых религиозных движений, опасность деятельности которых, заключается, прежде всего, в попытке смены религиозной культуры (это характерно не только для нашей страны), а через нее смены всей культурно-исторической парадигмы общества.

Апробация работы. Результаты исследования отражены в 7 публикациях общим объемом около 1.5 п. л. Основные положения диссертации были апробированы автором в ходе выступлений на научных конференциях в Бурятском государственном университете, Братском государственном университете, других конференциях.

Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на отделе философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка литературы. Объем работы - 191 страниц, библиографический список включает 306 наименований.

Похожие диссертации на Старчество в условиях культурно-исторических трансформаций православия в России (XX в. - начало XXI в.)