Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Ишмуратова, Ирма Рустамовна

Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций
<
Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ишмуратова, Ирма Рустамовна Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 Казань, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические подходы к исследованию идентичности человека 13

1.1 . Феномен идентичности: становление и ставшее 13

1.2. Культурная идентичность человека: сущность, свойства, функции 51

Глава 2. Особенности культурной идентичности человека в виртуальной реальности 91

2.1. Трансформация идентичности в виртуальной реальности 91

2.2. Механизмы формирования культурной идентичности в среде Интернет - коммуникаций 133

Заключение 158

Библиография 165

Введение к работе

I Глобальные трансформации в общественной жизни не могли не повлиять на

изменение парадигмальных основ жизнедеятельности человека и подходов к ее

г изучению. В этих новых условиях центром исследований стали тончайшие

механизмы душевных переживаний личности и онтологические основы человеческого бытия. Современный подход к изучению человека ориентируется на исследование его в качестве субъекта, являющегося активным интерпретатором мира вокруг себя. Человек приспосабливает культурные нормы к быстро меняющимся условиям их применения, наполняя

. свое существование новым ценностно-смысловым содержанием. В

действительности, при обращении к последнему, мы обнаруживаем, что происходит девальвация истинных ценностей человеческого бытия, главная из которых - жизнь. Так соблюдение социальных норм и правил, контролируемое общественными структурами, еще не является подтверждением осознания личностью себя в собственно человеческом (культурном) качестве и не гарантирует построение ее жизненного концепта в контексте идей постгуманизма. Каким же образом достойно ответить на вызовы времени? Какие «точки опоры» можно найти если не в обществе, то в самом себе? Нам представляется актуальным приращение знания в изучении сущности культурной идентичности человека, так как познание и принятие основ культурного бытия позволяет на новом уровне обрести себя человеку, «потерявшемуся» в эпоху глобальных перемен.

Как известно, одной из основных причин всеобщих изменений стало развитие информационных технологий, в том числе популяризация Интернет-коммуникаций. Эта инновационная среда постепенно становится имманентной средой человеческой жизни. Механизмы, которые организуют работу сети и предопределяют сущностные черты этого феномена, являются основами конструкции нового пространства и качества существования человека. На наш

4
взгляд события, происходящие в этом развивающемся поле, требуют
перманентной рефлексии. Такие авторы, как М. Кастельс, М. Маклюэн
предпринимали попытки выявить очертания новой парадигмы, но во многом их
исследования создавались в рамках традиционных воззрений. В связи с этим
представляется необходимым проведение исследований, выстроенных с точки
зрения наблюдателей, находящихся в эпицентре данных постнеклассических
событий. Сущностные характеристики новой реальности, такие как гибкость,
мобильность, восприимчивость, множественность, положенные в основу
научной рефлексии, адекватны требованиям современного общества.
Соответственно, такого рода исследования все чаще носят интегративный
характер, находясь на стыке философских, социологических, психологических,
исторических и др. наук. На фоне этой методологической диффузии
выделяется философско-культурологический ракурс изучения данной
проблематики, сочетающий в себе специфические методы современного
научного анализа культуры и знания о фундаментальных закономерностях
человеческого бытия. Такого рода исследования имеют

общемировоззренческую и общеметодологическую значимость. В этом смысле наша работа является частью этого целостного научного направления.

Один из главных вопросов, который возникает в процессе изучения новой среды человеческого существования - вопрос о гуманистической ценности Интернет-коммуникаций, а также об основном векторе применения информационных технологий. Сможет ли эта социально-информационная среда реализовать экзистенциальные потребности личности? Будет ли транслирована и сохранена в ней культурная идентичность человека? Что может способствовать распространению этических и эстетических ценностей, осуществлению творческих актов, формированию партнерских отношений? Ответы на эти вопросы могут стать этапом решения проблемы отчуждения человека от общества, от самого себя в эпоху развития информационных технологий; позволят предвосхитить и избежать последствия очередной «технологической травмы», угроза которой исходит от информационной

5 революции 20-го века, превосходящей по размаху даже революцию Гуттенберга.

Таким образом, нам видится актуальной проблема раскрытия человеком в себе собственно человеческого начала в особых условиях существования, предоставляемых средой Интернет-коммуникаций. Эта проблема является по существу неотрефлексированной научным сообществом и решается нами через анализ среды Интернет-коммуникаций как нового поля культуры.

Степень научной разработанности темы. Изучение идентичности и процесса идентификации человека - сложная научная проблема. Существует довольно широкий спектр трактовок этих понятий. Выделяется три стратегические линии их интерпретации: философская, психологическая и социологическая. На их основе выявляются такие виды идентичностей как культурная, личностная и социальная, каждая из которых изучается в русле различных концепций. Отдельный интерес вызывает идентичность и идентификационные процессы в виртуальной среде Интернет-коммуникаций.

В социальных науках исследование идентификации и идентичности осуществлялось как зарубежными, так и отечественными исследователями: Х.Абельсом, Н.А.Антоновой, И.Гофманом, Дж. Мидом, Г.Тэджфелом, Дж. Тернером и др. Психологическая линия представлена работами А. Ватермана, 3. Фрейда, Э. Эриксона, и др. Философские аспекты идентичности освещены в работах Р. Баумастера П. Бергера, Э.Гидденса, М.В. Заковоротной, Ж.Лакана, В.М. Розина, К.Ю. Токмачева, Г.Л. Тульчинского, Ю. Хабермаса, В. Хесле, АЛО. Шеманова, А. Щюца, и др. Существует большое количество исследований, относящихся непосредственно к проблеме культурной обусловленности бытия человека. Это работы М.Кагана, В.А. Лекторского, А.С. Лишаева, А.Ф. Лосева, М.К.Мамардашвилли, Г.П.Меньчикова, Н.Н. Моисеева, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла, Э. Фромма, А. Швейцера и др. При выяснении роли субъекта в процессе постановки духовных проблем особую ценность представляют идеи В.Дильтея, Г.Риккерта, В.С.Соловьёва, М.Хайдеггера, М.Шелера и др. Исследованием виртуальной реальности, в частности сети

>

Интернет, занимались отечественные и зарубежные ученые. М. Кастельс, М.Маклюэн, Д. Белл, А. Тоффлер исследовали трансформации общественного устройства в эпоху развития информационных технологий; Н.А. Носов, Хоружий С.С. - основатели школы виртуалистики в России, выделяют ее как самостоятельную дисциплину; Н. Карпицкий и М. Эпштейн изучают онтологию виртуальной реальности; И.Н. Дубина, В.А. Конев, А.Н. Маслов анализируют культурный потенциал Интернета; Е.А. Войскунский, Е.А. Жичкина, Е.П.Белинская, И. Семенов проводят социально-психологические эксперименты и выявляют особенности самоидентификации человека в Интернете.

Вместе с тем, необходимо отметить, что работы, в которых анализируются теоретико-методологические аспекты культурной идентификации личности в трансформирующемся обществе и в среде Интернет-коммуникаций немногочисленны. Недостаточно изучен Интернет в качестве нового поля культуры, в связи с тем, что традиционно его представляют лишь как социально-информационное пространство. Отдельные вопросы идентичности в виртуальной реальности, традиционно, рассматривались с социологических или психологических позиций. Философско-культурологический анализ данной проблематики позволит составить целостную картину, выявляющую и обобщающую возможности культурного бытия человека в этой среде и самоидентификации себя в собственно человеческом качестве.

Объект исследования - сущность культурной идентичности человека в новой для него ситуации глобальных изменений.

Предметом данного исследования являются сущность и специфика
процесса культурной идентификации человека в среде Интернет-

коммуникаций.

Целью данного исследования является раскрытие сущности культурной идентичности человека в новых условиях его существования, в частности, в виртуальной среде Интернет - коммуникаций.

7 Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

І.Дать определение идентичности человека, исходя из трех основных
подходов (философско-культурологического, социологического и

психологического) к ее исследованию.

2. Выявить особенности процесса самоидентификации человека в
современной действительной (константной) и виртуальной (порожденной)
реальности.

3. Определить сущность культурной идентичности человека, разработав ее
основные функции.

4. Проанализировать проблемные поля отчуждения человека от
экзистенциальных ценностей и онтологических основ бытия в виртуальном
пространстве.

5.Выявить формирующийся гуманистический потенциал инновационного пространства Интернет-коммуникаций, способствующий формированию культурной идентичности человека.

Теоретической и методологической основой исследования явилось сочетание ряда научных подходов.

Его составили фундаментальные идеи философии, культурологии, социологии, социальной психологии по проблеме обретения человеком своей идентичности. Базовыми в работе являлись историко-логический принцип, а также принципы детерминизма и объективности, необходимые для проведения философско-культурологических исследований.

Во второй главе использован синергетический подход при изучении глобальной сети Интернет. В частности применяется «теория нестабильности» И. Пригожина при изучении данной среды, как бифуркационной, самоорганизующейся и, обладающей несколькими уровнями действия (макроуровня - глобальной организации системы, микроуровня - уровня взаимодействия отдельных элементов элементов).

Феноменологический подход был применен для изучения Интернета как

интерактивной среды, где постигается новый, неотрефлексированный

потенциал формирования интерсубъективности, а также использовался

ь символико-интеракционистский метод (И. Гофмана, А.Шюца) - для изучения

драматургии интерсубъективных взаимодействий в виртуальной реальности.

Использован компаративистский подход для сравнения

идентификационных процессов в константной и порожденной (виртуальной) реальности.

Данные методы и подходы были дополнены гуманистической
антропологией Э. Фромма, новым пониманием гуманизма (основанным на идее
) коэволюции, развиваемой Н.Н. Моисеевым), элементами герменевтически-

гуманистической традиции в отечественной культурологии O.K. Румянцева, А.Ю. Шеманова, психоаналитическими теориями 3. Фрейда и Э.Эриксона, Э. Бернса, И.Н. Калинаускаса, психологическими исследованиями виртуальной реальности Н. Носова, А. Е.Войскунского.

Научная новизна исследования.

-В работе выделяются и обосновываются специфические характеристики

идентичности человека, порожденные трансформационным свойством

. современного общества. Выявлен новый «каркас» идентичности человека в

* виртуальной реальности, конструирование которого осуществляется на

нетрадиционных идентификационных основаниях (происходит замещение

сферы общественных интересов и ценностей частными, прагматическими

потребностями; а также нивелирование семантических ядер построения

идентичности, имеющих отношение к константам пространства или времени).

t Множественность и «фантомность» становятся не особенностями, а основными

сущностными характеристиками данного каркаса.

>

- Выявлена сущность такого онтологического феномена как культурная
идентичность человека. Исследован процесс культурной идентификации,
реализующийся в опытах рационального, чувственного и герменевтического

) познания. Содержит следующие этапы: обретение «внешней» идентичности в

процессе инкультурации и социализации (происходит первичное приобщение к универсальным ценностям через групповые); последующее обретение «внутренней» идентичности - раскрытие и принятие собственно человеческого начала своей сущности через рефлексию и целенаправленную деятельность по самопознанию. Выявлены особенности прохождения данных этапов в виртуальной реальности.

С позиций классического и постклассического гуманизма и экзистенциализма проанализирована сущность и особенности виртуальной среды Интернет-коммуникаций. Выявлены проблемные поля реализации духовного потенциала личности.

- Обнаружен и изучен потенциал виртуальной среды, способствующий
превращению социально-информационного пространства в новое поле
культуры, а также возвращающий человека к культурным основам бытия.

На защиту выносятся следующие положения:

I 1. В ходе жизнедеятельности, включающей в себя активное

> взаимодействие в социуме, человек находится в перманентном процессе

самоидентификации, результатом которой является обретение идентичности
(личностной и (или) социальной). В силу сущностных особенностей данного
процесса, а также в связи с нестабильным характером современного общества,
основной характеристикой идентичности является не столько ее
ь континуальность, сколько ускользаемость, а также процессуальность,

«диффузия», в более тяжелой форме - кризис (индивидуальный и коллективный).

10
2. Среда Интернет-коммуникаций постепенно становится

имманентной средой человеческого существования. В силу таких сущностных качеств данного феномена, как бестелесность, рациональность, анонимность,

I прагматичность трансформируется традиционная конструкция идентичности.

Особенностями данной среды являются: отчуждение от онтологических основ человеческого бытия (чувствования, переживания, эмпатии), замена внутренних интенций, направленных на реализацию общественных интересов на воплощение личностных прагматических потребностей. Происходит тотальное насыщение виртуальной среды предельно доступными образцами массовой культуры, подмена традиционных ценностей человеческого бытия ценностями идеологии потребления, снижение уровня осознанности, которая

. является одним из главных условий достижения культурной идентичности.

Размытие идентификационных граней, в сочетании с этими особенностями может приводить к последствиям, реализующимся в девиантном поведении и деструктивных формах самовыражения человека.

3. Для преодоления деструктивных последствий кризиса коллективной и
личностной идентичности, для гармонизации бытия отдельного человека
необходимо обретение культурной идентичности, включающей в себя
социальную, но имеющую более широкие основания для идентификации. Для
такого рода самоидентификации необходимы: опыты рационального и
> чувственного познания, приобщение к этическим, эстетическим основам,

стремление преодолеть свою конечность, что приводит к признанию жизни высшей ценностью, осознанному предпочтению конструктивной созидательной деятельности деструкции и саморазрушению, к пониманию надутилитарного смысла человеческого бытия. Этот процесс также может быть перманентым и осуществляться в ходе культурного бытия человека.

4.Рассматривая Интернет, как новое поле культуры мы выявляем его гуманистический потенциал, способствующий культурному бытию человека. Во-первых, в Интернете осуществляются определенные формы деятельности,

такие, как интерактивная творческая самореализация, инновационные виды искусства, приобщение к культурным ценностям, доступ к которым традиционно ограничен; вовлеченность в умственную и трудовую занятость -недоступную, в силу обстоятельств, в константной реальности.

Во-вторых, существуют психологические возможности самораскрытия и самореализации человека: момент перехода из одной реальности в другую, как особое отрефлексированное экзистенциальное переживание; экспрессивное самовыражение личности и формирование диалогических, равноправно-партнерских отношений, построенных не на основе силы, а на этических принципах. В-третьих, это инновационные технологии, позволяющие модернизировать научно-образовательные, культурные Интернет-ресурсы.

5. Выявленный потенциал не гарантирует формирования культурной идентичности человека в виртуальной реальности, а только предоставляет веер возможностей для раскрытия гуманистического начала в самом себе. Трансформируются этапы обретения культурной идентичности, а основания для ее достижения становятся неполными. Во-первых, > происходит интенсификация социальных контактов. Вместе с тем, новые сетевые сообщества транслируют не универсальные ценности, а обслуживают частные прагматические интересы. Во-вторых, в силу нивелирования осознанности в виртуальной реальности, когда исчезает самоконцентрация, теряют свое значение время, пространство, тело, приводит к тому, что человек не может сознательно идентифицировать себя как культурное существо, в крайнем случае, действует на гуманистических основаниях интуитивно. Ключ к формированию осознанности должен быть заложен как в константной реальности, так и в самих Интернет-ресурсах.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в приращении знаний по проблеме формирования культурной идентичности человека в особых условиях его существования - среде Интернет-коммуникаций. В работе решена проблема выявления целостной концепции существования Интернета как нового поля культурного бытия человека.

>

>

12 Выработка способов обретения культурной идентичности человеком в пространстве константной действительности или виртуальной реальности является одним из существующих факторов, обусловливающих полноценную «здоровую» жизнь целого общества и отдельного человека.

Выводы и положения, изложенные в диссертации, включены в практику преподавания курса культурологи, а также могут быть использованы при разработке общих лекционных курсов по философии, психологии, социологии, а также спецкурсов по теории коммуникации, социологии СМК, теории современной культуры и т.д.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы получили отражение в докладах автора на международных конгрессах, всероссийских и региональных научно-практических научных конференциях, в практическом опыте преподавания, а также в восьми публикациях (общим объемом 2,1 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Феномен идентичности: становление и ставшее

Современный мир - арена, на которой разворачиваются яркие и удивительные события. Процессы, происходящие в экономико-политической или социально-культурной сфере, приводят к тотальной трансформации всего человеческого бытия. С изменением технологий, меняется ментальность и . мировоззрение личности. Глобальная экономическая интеграция, информационная, сексуальная революции все это преобразовывает даже самые консервативные социальные институты, не говоря уже о личностном мировосприятии и восприятии обществом отдельной личности. Активизировались миграционные перемещения, интенсифицировались межэтнические контакты, виртуальные сети делают возможным процесс перманентной межличностной коммуникации, смещены критерии, определяющие национальность, подвергаются сомнениям критерии гражданства, родства и даже пола. На фоне этой фрагментированной реальности вполне адекватным выглядит повышенный интерес к человеку. «Рациональная, исчисляющая - рассчитывающая на перед деятельность теснит со всех сторон данное, сущее, теснит «созерцательную жизнь» и своим прессингом стимулирует тягу к ней. Чем глубже в подполье загоняется все непосредственное, тем с большей энергией «человек нашего времени» устремляется к самоданному, настоящему".

Становится необходимым поиск ориентиров, доминант, опираясь на которые человек обретает себя, познает свою сущность. Там, где стираются темпорально - пространственные грани, рамки традиционных норм и правил и техническое оснащение позволяет невозможное, трудно не потерять себя, свое «Я». «В мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, поиск идентичности, D коллективной или индивидуальной, приписанной или сконструированной, становится фундаментальным источником социальных значений». і Как известно, представление о себе не может возникнуть без взаимодействия с другими. В эпоху информационных преобразований коммуникация все чаще становится косвенной, а не прямой. Вместе с трансформацией социальных интеракций происходит и изменения в процессах идентификации человека. Отчуждение, дефицит межчеловеческих связей, их стабильности и определенности характерны для глобальной технологической революции. Возрастание значения информации, как основного атрибута эпохи, средства ее передачи, а главное ее количество затрудняют понимание не только окружающего мира, постоянно уводя от сути к образу или символу, но и формируют множество иных сложностей для человеческой психики. Именно в этой связи вопрос об идентичности в контексте социальных изменений, вызванных информационной революцией и в частности появлением новых средств информирования и коммуникации, представляется крайне актуальным. Идентификация в ситуации власти информационных технологий и средств массовой информации становится центральной и повседневной проблемой для \ каждого. Так целью данной главы становится выявление сущностных характеристик идентичности человека с философских, социальных, психологических позиций.

Термины идентичность и идентификация происходят от лат. Identificare «отождествлять». Их генезис тесно связаны с категорией «индивидуальное», а t также с конструированием в европейской традиции дискурсов «различия», «инаковости», «аутентичности» и «Другого». Под идентичностью принято подразумевать результат процесса идентификации человека, то есть его отождествление либо с самим собой, в связанности и непрерывности собственной изменчивости, либо с чем-то иным, будь то определенная личность или целая общность1. Сложилось три дисциплинарно различных понимания идентичности: первое - в логике (неклассической), второе — в философии (прежде всего неклассической, и, главным образом постклассической), третье - в социогуманитарном (социология, антропология, психология) знании (отчетливо артикулированное в 1920-1930-е годы, а с конца 1960-х - одно из центральных понятий большинства культуроориентированных дискурсов). С 1980-х явно обозначилась тенденция к универсализации понятия идентичность и преодолению междисцплинарных перегородок в постструктуруалистско-постмодернистской перспективе.

Трансформация идентичности в виртуальной реальности

В данной главе нашего исследования мы обращаемся к вопросам обретения культурной идентичности личностью в виртуальном пространстве. Безусловно, виртуальный мир огромен, ведь в него входят целые пласты ) различных реальностей, в которых человек находится в тот или иной момент жизни. Сюда мы можем отнести мир искусства, мир сна, грез и фантазий, а также мир, созданный мастерами телекоммуникационных технологий и средствами массовых коммуникаций. В работе мы уделим внимание гуманитарным процессам, происходящим в «виртуальной реальности» в том смысле, в котором ее наиболее часто упоминают в современном обществе — в сети Интернет. Наш выбор именно этой среды для изучения неслучаен. Уже не первое поколение философов, психологов, социологов изучает сущностные характеристики, скрытые и явные потенции этого феномена . В России I ведущей организацией, изучающей проблемы виртуалистики является Центр Виртуалистики Института человека РАН (руководитель центра Носов А.Н.). Виртуалистика - новый парадигматический подход, развивающийся в рамках постнеклассической картины мира, основанной на идеях полионтизма и полионтологичности любой реальности . Сегодня виртуалистика как направление в сфере философии занимается производством теоретического знания на стыке антропоцентрической и космоцентрическои перспектив, решая актуальную проблему их сопряжения. (В. С. Степин). В данной главе мы также обращаемся к отдельным онтологическим проблемам, изучая «виртуальные объекты» субъектного пространства (внутреннего человеческого, психологического, духовного). Однако, специфика исследования в том, что в поле изучения попадает не все виртуальное в целом, а лишь среда опосредованных коммуникаций (в частности, сеть Интернет).

Целью данной главы является выявление необходимости и возможностей развития Интернет-коммуникаций с учетом экзистенциальных особенностей человеческой сущности, а также -исследование путей формирования культурной идентичности в этой среде. Virtus, в переводе с латыни, обозначает потенциальный, возможный, а также мнимый, воображаемый, realis же - вещественный, действительный, р существующий. Этимологически понятие «виртуальное» для философского дискурса не выступает как новое, оно использовалось в рамках классической и неклассической философии, однако не имело такой актуальности. В постклассической науке - виртуальная реальность — понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к порождающей их реальности) уровня. Эти объекты онтологически г равноправны с порождающей их «константной» реальностью и автономны. Категория «виртуальности» вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально, и в то же время не потенциально, а актуально. Постнеклассическая философия уделяет также огромное внимание изучению виртуальности, через осмысление возможного и невозможного в качестве действительного, через осознание природы реальности через осмысление идеи множественности миров и т.д. (Ж. Бодрийар, М. Постер, Н.А. Носов1, и др.).

Информационные супермагистрали виртуальной реальности еще не стали общекультурными практиками, но как было уже сказано, обладают гигантским потенциалом для порождения иных культурных идентичностей и ) моделей субъективностей. Такая модель характеризуется нестабильностью, диффузностыо, она порождается и существует только в интерактивной среде, в такой модели многие дихотомии и противоположности теряют свою актуальность. Виртуальная реальность представляет собой концептуализацию революционного уровня развития технологий, позволяющие открывать и создавать новые пространства культуры и общества. Виртуальная среда - одна из популярнейших тем исследований. Какие же вопросы и противоречия, порожденные в ней, стали причиной такого пристального внимания научной рефлексии? Какие области человеческой жизни открываются новыми гранями в этой новой среде человеческого существования? Информационно-коммуникативное поле - Интернет давно перестало быть сугубо технической новинкой - это также и культурная, социальная среда, система, которая в силу своего инновационного характера и нереализованных еще возможностей будет развиваться, а соответственно, требуются исследования прогностического характера. Она качественным образом, отличается от субстанциальной реальности. Особенности этой среды г обуславливают не только новые возможности существования личности, но и актуализируют целый ряд проблемных областей - вопросы аксиологии, этики, эстетики, то есть те сферы, которые являются фундаментом собственно человеческой экзистенции. Здесь актуализируются такие темы, как: индивидуальность-массовость, жизнь-игра, бытийность и кажимость, свобода ответственность, культурные ценности - ценности идеологии потребления.

Механизмы формирования культурной идентичности в среде Интернет - коммуникаций

Виртуальная среда Интернет-коммуникаций оказалась благодатной почвой для перемещения и актуализации в ней разных граней человеческой жизни и отношений к человеку. Здесь присутствует основания для отношения к человеку как социальному существу (произошло копирование и адаптация социальных условий жизнедеятельности), к человеку как существу биологическому (создана целая инфраструктура, учитывающая психофизиологические особенности личности), техницистский подход (человек - часть механизма, человек - средство), отчасти эстетический подход: человек «чувствующий» (происходит насыщение оптимальными зрительными и слуховыми образами, пока только ими), но практически не представлен этико-гуманистический подход (человек - высшая цель). Последнее включает в себя как общечеловеческие ценности, так и частную сетевую этику.

Перед нами стоит задача рассмотреть, каким образом духовно-этический потенциал транслируется вместе с другими социальными элементами из мира реальной действительности в мир виртуального пространства, одновременно исследуя обратный процесс — позитивного влияния возможностей Интернета на реальную повседневную жизнь личности. Поскольку в обоих случаях речь идет о человеческой деятельности, значит, культуротворческий процесс происходит \ по обе стороны монитора, отличающийся лишь своей интенсивностью и спецификой методов. Возможно, что к решению этих вопросов, появившихся в новой информационной эре, нелогично подходить со старыми мерками и стереотипами. Не исключено, что уже в ближайшем будущем традиционные вопросы этики будут казаться архаичными. А. Бард и Я. Зодерквист - авторы работы «Нетократия» утверждают о распространении идей функционализма и их положения как основы жизненной парадигмы общества будущего (отчасти . настоящего). «В обществе, где нет центрального органа, регулирующего 134 нравственность, даже парламента, развернется молчаливая борьба между заинтересованными группами за влияние и право определять допустимые нормы и практики. То, что неэтично сегодня, завтра будет принято ) повсеместно. Прагматизм руководит этикой врачевания, а не наоборот. Этика нетократии это гипербиологический прагматизм».1 ?

В русле данной концепции работают многие исследователи. М. Эпштейн, задает вопрос: потенциально вездесущий и "всегдасущий" человек - останется ли он человеком в прежнем смысле? Будет ли он любить, страдать, тосковать, вдохновляться? «По сравнению с накалом противоречий нового всечеловека, ) биотехновида, может показаться мелкой борьба в душе "всечеловека" ставрогинского, карамазовского или даже пушкинского типа. Можно ли обладать скоростью света или подвижностью волны - и сохранить тоску по дому? Можно ли проникать взглядом в подкожную жировую клетчатку, в строение внутренних органов - и одновременно наслаждаться прикосновением к коже другого существа? Можно ли знать о другом "все" - и одновременно любить его? Можно ли быть информационно прозрачным для других - и одновременно сохранить чувство стыда, застенчивость? Как быть и вполне машиной, и вполне человеком, не убивая в себе одного другим? Если так видеть будущего человека, как возможность новой гармонии и новой трагедии І в отношениях между организмом и -механизмом, между рожденным и сотворенным, то мы находимся лишь на первом подступе к этой гигантской фигуре, для которой тесен будет масштаб шекспировских и гетевских трагедий» . М. Эпштейн противопоставляет философию и эстетику начала философии конца и смерти (смерти автора, смерти человека, смерти 135 реальности, смерти истины), гедонистическому чувству завершенности и исчерпанности всех культурных форм, которое находит отражение в пассивной приставке "пост-": постмодернизм, постиндустриализм, постгуманизм, ) посткоммунизм, постколониализм, постструктурализм, постутопизм. Он обозначает появление нового поколения пользователей Интернета, которое сменило интерес к деконструкции на осваивание новых территории психо, инфо и биореальностей. Он предлагает понимание процесса компьютеризации как процесс очеловечивания машины и переступание самого человека за границы своего биовида.

Похожие диссертации на Сущность культурной идентичности человека в среде интернет-коммуникаций