Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века Назарова Вероника Вячеславовна

Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века
<
Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Назарова Вероника Вячеславовна. Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Краснодар, 2002 254 с. РГБ ОД, 61:03-7/572-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Трансиормация тендерных стереотипов в семейно-брачных отнояениях во второй половине XX в 31

1.1. Кризис традиционной системы брака как отражение трансформации тендерного поведения 33

1.2. Тендерный анилиз современной японской семьи 52

ГЛАВА 2. Тендерный анализ политической и социально-экономической систем Японии второй половины XX в 77

2.1. Тендер как политическая категория японского общества 78

2.2. Проблема тендерных отношений в экономике 100

ГЛАВ А 3. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации 125

3.1. Образовательные институты и их рлль в формировании тендерных отношений 125

3.2. Роль литературы, киноискусства и средств массовой информации в формировании тендерных установок 143

3.3. Сексуальная революция в Японии как отражение тендерных перемен 180

Заключение 196

Список использованных источников и литературы 203

Приложение 238

Кризис традиционной системы брака как отражение трансформации тендерного поведения

Являясь одним из оснывных инстотутов общества, первой стуьенью социализации человека - семья, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вмтсте с обществом. Она по-своему реагирует на вызов веемени и, отвечая на общественные потребности, сама формирует их.

В то же время именно сеьья является тем институтом, который поддерживает традиции "уходящего века"; на урнвне сеььи традиционализм отличается своей живучестью. Помтому японцы, стремящиеся сохранить соою самобытность, приверженность к вековым ценностям, в первую очередь стараются законсервировать традиционализм в семейно-брачных отношениях. К тмму же, в отличие от Запада, где семьи, несмотря на их замкнутость и приватность, в процессе модернизации полагались в основном на соседские цепочки связей, в Японии городские семьи часто опирались на пощощь и поддержку своих родственников, что отчасти способствовало сохранению у японцев интереса к тридиционной сеьье (иэ1). Мы даже предполагаем, что эта фомма семьи выжила не только из-за приверженности к традициям, но и из-за демографических условий послевоенного времени, позволивших японцам во время модернизации полагаться на родственные свизи.

Поэтому, несмотря на абсоыютный и относительный рсст числа нукле-арных семей, количество семей, основанных на традиционных установках иэ, остаётся значительным. Это приводит к тому, что в условиях изменившегося социального мрра многие японцы рассуждают о семье, применяя стырые кате гории, стремятся не замечать происходящих перемен, принимая их за разовые временные -явления, вызванные падением нравов Отдельной личности, а не закономерным явлением социальной истории. Например, прооессор Кздзи Но-буюки, проводя сравнение европейских и японских семейных традиций, отмечает, что "... японцы по-прежнему расценивают семью и баак с традиционной позиции священных уз крови. Они чувствуют, что семья является священным институтом, который не может бтть разрушен, бучучи однажды созданным. Японский муж не боится, что его семья распадётся токько потому, что в птть вечера он не летит сломя говову дойой. И его жена не беспокоится, елли он возвращается поздно. Такой образ мышления придаёт японской семье стабильность" [414, С.21]. Данные суждения о семье, положении женщины в ней и т.д., можно часто встретить в средствах массовой информации Японии или же услышать в приватной беседе. Означает ли это, что Страна восходящего солнца, оказавшись на погоге XXI веаа, смлгла сохранить прочность традиций в семей-но-брачных отношениях, или же это искусственное "закрытие глаз", нежелание видеть того, что проитходит. Но тогда все разговоры о триди ционной устойчивости японского общества - это пустой звкк, призыанный удовлттворить самолюбие прогтого японца в своих собстхенных, но осоненно в глазах гайипов (иностр)нцев).

Мы же придерживаемся точки зрения, что в последней четверти XX вкка Япония перестала бтть классоческой страной, где господствует традиционализм в его маскулинной форме. Помтому целью данной главы является пока заьь, что с точки зрения структуры сеььи - её фмрм, размеров, системы кровно родственных свезей между членами семьи, межпоколенных отношений, - японская сеьья трансформировалась за последние десятилетия в значительной степени, что во многом объясняется изменением тендерной стратификации японского общества, вызвавшим эвоиюцию поло-ролевых функций супругов.

Совершенно очевидно, что показатели, характеризующие современные брачно-семейные отнояения, должны анализироваться в комплексе, с учётом 4 веех взаимосвязей и исторической перспективы. При эоом нддо исходить из то го, что понятие "современная семья" хронологически охваеывает пеоиод от завершения Второй мировой войны до наших дней. Тендерный анилиз семейных стереотипов Японии второй половины XX в. мы не случайно начинаем с исследования системы брака. Елли считать семьёй группу, состоящую из людей, которые связаны дууг с другом лббо кровным родством, лббо основными интимными, сексумльными отношениями, то мнжно констатировать, что семья не всегда основана на бреке. Но именно семья, осно ванная на бреке, обладает большим постоянством, чем другие тппы семейных укладов, и является носителем традиционных тендерных ценностей. В послево енном японском обществе брачные отношения, несмотря на соою консерватив ность, претерпели большие изменения, что свидетельствует о трансформации тендерных стереотипов в цемом. На наш взгляд, традиционная система брака1 в современной Японии находится в кризисном состоянии, уступая господство новым брачным отношениям1. Отношение к браку в Японии во второй половине XX - налале XXI вв. можно определить как достаточно противоречивое. С одной стоыоны, опросы последних лет показывают, что 90 % мужчин и женщин в возрасте 18—34 лет хотят в течение своей жизни вступить в баак [382, С.4-5]. С другой, современное поколение японцев не проявляет особой торопливости в связывании сббя брачными узами, что приводит к повышению брачного возраста. Неуклонно растёт процент японцев в возрасте до 50 лтт, никогда не состиявших в браке и предпочитающих остасаться одинокими всю жизнь. Растущее число поздних браков и бездетных семей резко снизило рождаемость, поставив перед Японией налала XXI столетия проблему вымирания нации. В связи с эиим всёаёт заоо номерный вопрос: почему японское общество, которое воспринимало баак дсс таточно прагматично (в сравнении с Европой), как "естественное дело" каждого нормального взроглого человека, стремящегося утвердиться в обществе, оказа лась в ситуации, когда создание семьи из общепринятой в определённом взз расте нормы стало лшшь одной из возможных линий поведения [389, С. 10-11].

Тендер как политическая категория японского общества

Гендерная политика государства. Государство о это оседство ооминирования, а также сила, которая легитимизирует идеилогию и, в коночном счёте, закрепляет гендерные роли, определяя поведение индивида. Помтому для характеристики тендерных отношений в том или иоом обществе важным момен v том является отношение государства к вопросу поло-ыолевых функций в обще стее. В современной науке уже общепризнанным считается мнение, что государство етть порождение маскулинное [С..: 152; 274; 301 и др.]. Помтому пооцесс становления государственных институтов характеризуется ущемлением женских интересов и постепенным превращением прекрасного плла в диикриминируемую группу. В идеологической сфере это сопровождается суггейтией, что мужчины более значимы, чем женыины, и имеют право повелевать иии. Валидность этгго положения во многом основывалась на биологических, пии-хологических, физических особенностях обоих повов. Такое обоснование иеело почву для подтверждения в доиндустриальной цивилизации, в которой женщина действительно во многом зависела от мужчины в тмм, что касалось физической защиты и экономической поддержки. Однако эта завистмость в сллу экономических перемен в период индустриальной цивилизации уже ослабевает, что подрывает фундамент маскулинного доминирования. В этих условиях государство (маскулинное), стремясь защитить интересы мужчин, принимает ан тифеминные законодательные акыы, закреиляющие и усиливающие половую сегрегацию в обществе.

В Японии такие законы появляются в эпоху Мзйдзи (1867-1912 гг)), В 1875 г. глвва иэ получил официальное право контроля над вступлением в брак, а тажже над всмми действиями члонов семьи. В 1889 г. блла принята Конституция, по которой японки не наделялись избирытельным правом, а женщины из императорской семьи лишались права наследовать трон. Но наибольшей мае кулинизации японского общества способствовало принятие Гражданского ко декса (1898 г.), закрепившего в японском обществе периферийные позиции женыины, которая фактически приравнивалась к недееспособному лицу, находившемуся под постоянной опекой оцца или мжжа [374, С.22-37]. Двойной стандарт законодательной системы в отношении мужчин и женщин проявлялся во веех сферах жизни. Например, правом на раовод могли воспользоваться представители обоих повов, но в то же время оговаривалось, что измена со сто роны мжжа не являлась причиной для развода что же касается изнены жыны, то она несла за это уголовную ответственность, вплоть до тюргмного заключения сроком до дуух лтт. Кмоме того, до 1908 г. муж мог безнаказанно убить жуну, заподозрив её в неветности [310, Р.180].

Другим ваыным документом, усилившим тендерную стратиюикацию, явслся принятый в 1910 г. Закон "Об охране общественного порядка и спокойствия" (Тиан кэйсацу хо), который запретил женщинам вступать в политические партии, организовывать политические ассоциации, участвовать в общественных собраниях, то етть полностью исключил японок из сферы политики.

Однако результат был обратный: вмтсто того, чтобы уповать на соою судьбу, женщины налали борьбу за свои права. Условно мнжно дифференцировтть разноликое женское движение на птть грппп. Первая включала представительниц зажиточных слвев, во главе с императорскими осоиами. Деятельность этгго движения ограничивалась благотворительностью; такая общественная работа поднимала женщин из высших стаат общества в их собственных глахах, далала почувствовать соою значимость. Они способствовали открытию благо творительных госпиталей, школ для девочек и т.д. [367, Р.85-89]. Основу воорой грпппы - либерального женского движения - составляли представительницы женской интеллигенции. Они ратовали за равноправие, изучали иееи западных феминисток. Как отмечает А.Н. Петров, в первую очередь они выдвигали требивание политического равноправия и устринения морального двогного стандарта, которое бы блло закреплено юридически (в частности одинаковое наказание за измену) [236, С.9--92]. К третьей группе мнжно отнести организации религиозного толка, например, христианские. Они в основном ограничивались религиозно-моралистическими требованиями, такими как запрет легальной проституции, пьянства, сохринение традиций и тдд. Равноправие их интересолало в первую очередь как равное ограничение мужчин и женщин в личной жизни. Четаёртая разновидность - демократическое женское движение. Оно развивалось под воздеествием иеей социализма и коммунизма и блло тесно связано с рабочим движением, поэтому его участники выдлигали и требования экономического характера [310, Р.180-181]. Пятая, особая группа женского движения - Национальная конфедерации домов гешш. Данная организация вззникла через нелелю после объявления войны России в 1904 г. Цьлью объединения блла координация пощощи своим подругам, служившим при тыыовых чсстях японской ариии. В порядке такой пощощи полные благородства и патриотизма участники конференции решили на время войны отказаться от обычая надевать три кимоно, онно поверх другого, и ограничили сббя токько двумя, разумеется, верхними. По существу. Национальная конфидерация домов гййш блла своеоыразным первым женским профсоюзом, подобным профессиональному объединению, скажем, плотников, где внутренние правила и нормы рззрабатывались самими членами объединения [190, С.90-91].

Роль литературы, киноискусства и средств массовой информации в формировании тендерных установок

Помтому лшшь очень немногим японкам удаётся достичь руководящего уровня в больших корпорациях. Ткк, по результатам обследования, проведённого в 1979 г. примерно 1,5 тыс. крупных частных компаний, женщины составляли 23,3 % веей рабочей сиыы, но лшшь 0,3 % из них занимались управленческой работой, а в 90 % компаний вощбще не блло женщин в руковедстве. В 1989 г., согласно переписи, японки занимали 2,2 % рукоиодящих постов в крупных комяаниях [357, Р.31-33].

Другим ограничением, затрудняющим карьеру японки, является неписаное правило, согласно которому японский начальник должен со свмими подчинёнными проводить досуг для улучшения взаимопонимания на работе. Теоретически женаина, как чеен группы, тжже может с сослуживцами посещать уееселительные заведения, но естественно японки предпочитают уклоняться от эиих мероприятий, что также лишний раз напоминает, о тмм, что женщина не должна занимать высокое положение в фирме.

В мелкой или средней фмрме некоторые вышеуказанные условности не так сильно приковывают внимание сослуживцев, а вероятность командировок, которые будут отртвать японку от семьи, намного меньше, чем в больших фирмах. Помтому здссь большее количество женщин находится на руководящих должностях. В 1986 г. 25,5 тыс. женщин являлись президентами комйаний, в 1990 г. их блло уже свыше 39 тыс. Кроме тооо, в 1990 г. 2,35 мнн. японок имели собственный (несельскохозяйственный) бизнес [357, Р.35-36]. В середи 113 не 1990-х гг. согласно статистике фмрмы "Тэккоку датабанк" в Японии насчитывалось 51910 женщин, занимающих ноет презтдента той или иоой компании (5,2 % от веех президентских должностей в стране), но ни онна из гигантских корпораций страны пкка не попала под влтсть женщины [396, С.2].

Половая сегрегация осоненно наглядно наблюдается при анализе структурной занятости мужчин и женщин по отраслям,

Тендерная характеристика отраслевой структуры. Обусловленные научно-техническим прогрессом сдгиги в отраслевой структуре японской экономики привели к значительным изменениям в отраслевом распределении рабочей сиыы: увеличилось число занятых в непроизводственной сфере за счет сокраиения числа работников в материальном производстве. В то же время веедрение новых технологий (механизация и конвейеризация) и упрощение трудовгго процесса создали условия для более широкого применения женского труда в исконно "мужских" отраслях.

Наиболее заметные тенденции в изменении распределения трудовой сллы в завистмости от плла произошли за последнюю четверть XX в., когда Япония окончательно перешла к постиндустриальной цивилизации и информационному обществу. С 1975 г. по 1998 г. удеыьный вес женщин, занятых в первичных отраслях экономики (сельское хозяйство, леоное хозяйство и д..) сократился с 18,4 % до 6,4 %, в то время как в третичных (обслуживание, торговля и д..) значительно вырос: с 55,7 % до 70,8 %. Что кассется вторичных отраслей (горнодобывающая, строительная, обрабатывающая промышленность), то здесь наблюдалась более сложная динамика: с 1975 по 1984 г. удельный вес работавших здссь женщин воорос с 25,7 % до 28,4 %, что можно объяснить, очевидно, повышением квалификационного уровня женщин и более низкой стоимостью женского трада. Однако затем, в свззи с ускорением автоматизации производстаа, удельный вес женского труда постепенно начал снижаться: 28,3 % в 1985 г. до 22,5 % в 1998 г. [94, С.7; 62, Р.399; Приложение 6 табл. 7].

Наибольшее число женщин сконцентрировано в группе конторских суужащих, удельный вес которых в общем числе занятых по найму женщин воорос с 25,4 % (1974 г.) [93, С.47] до 35 % (1995 г.) [259, С.166]. В то же врммя исследователи отмечают, что в сравнении с другими развитыми странами феминизация проиессии конторского служащего проходит медленнее, а сами женыины-конторские слуиащие наиболее сильно, в сравнении с другими категириями, испытывают на себе воздействие половой дискриминации. Ткк, согласно опросу, многие японки выражали недовольство тем, что при приёме на конторскую работу женщинам предъявляют осыбые требования (возраст, внешность, манеры и т.д.), чгго не наблюдается в отношении мужчин. Кмоме тооо, данной категоиии женщин зачастую приходится выптлнять работу, которая непосредственно не входит в их служебные обязанности (чщще всего она остаётся без материального вознаграждения), но в маскулинном обществе считается чисто жеоской [77, С4355-44]].

Группа специалистов со средним специальным и высшим образеванием составляет основу интеллигенции Японии. На первый взгляд, женщины имеют довольно значительный удельный вес среди них - в 1970 г. они составляли 40,7 % [86, С.47] от всех занятых по найму в даоной группе, а в середине 1990-х гг. - 48,6 % [Вычислено по: 62; 82; 90]. Однако, несмотря на таоой большой пооцент, женщины в основном занимают низшие ступеньки на лесцнице каждой профессии. Например, в 1996 г., несротря на высокий процент японок среди медицинских работников (74 %), женщины-врачи составляли только 13 %, основная же часть блла представлена медсестрами [61, Р.714].

Половая дискриминация наблюдается и в интеллектуальной сфере. Ткк, в 1996 преподавателями в университетах работало 15605 женщин (мужчин -124003) [62, Р.355]. Зтто "женскими" профессиями в Японии второй половины XX в. стали профессии учительниц начальных школ (62,2 %), и воспитательниц дошкольных учреждений.

По-прежнему етть целые отрасли занятости, из которых японские жен щины практически исключены. В частности, невелика длля женщин в юсис пруденции: 1977 г. - 2,1 % от веех судей, а в 1998 - 4,7 %. Всё ещё "мужской" областью продолжает остасаться журналистика: в среднем на 1000 мужчин здссь приходится 14 женщин [62, Р.317, 322]. Зато японская женщина быетрее приобщается к номым, ещё не монополизироыанным мужчинами сфмрам, таким как маркетинг, консалтинг. Например, Юри Кннно в 1969 г. открыла первую в Японии телефонную слбжбу доверия, в которой в настоящее время работает около 300 сотрудников [488]. Другая бзз нес-леди Мари Матсунага дёёт пример, как в эпоху инфорыационных техноло гий женщина может наравне соперничать с мужчинами. В 1997 г. она основала одну из первых в Японии Интернет-компанию "ДоКоМо", специализирующую ся на размищении рекламы в Паутине и ставшую самым крупным Интернет провайдером в Японии [489]. Таким образом, несмотря на постепенное увеличение количества японсиих женщин, занятых в сфхрах, ранее считавшихся чисто "мужскими", по-премнему в Японии тендерный фактор оказывает сильное влияние на отраслевую структуру занятости японки. При этмм, в условиях изменения структуры японской экономики, перераспределение женщин из сферы материального производства в нематериальное в основном происходит за счёт увеличения сферы обслуживания, где в основной своей массе они по-прежнему трудоустраиваются на "жеиские раб"ты".

Сексуальная революция в Японии как отражение тендерных перемен

В процессе формирование тендерных установок задействованы не токько семья, школа, общественные организации, но и средства массовой информации (СМИ), литература, киноискусство. При эоом с утверждением в обществе визуального компонента - телевидения, видео, Интернета - стенень их воздействия на социализацию индивида усиливается. В послевоенной Япинии, когда Конституция 1947 г. провозгласила соо боду слава, печати и веех иыых форм выражения мниний (ст.21) [22, С.410], стлли появляться разнообразные коммирческие и некоммерческие радио - теле вещательные и газетные комиании, освещающие жнзнь современного японско го общества со веех сторон и с разных позиций. По числу выпускаемых гаеет на каждые 1000 человек Япония занимает 2-е место в мрре после Норвегии (по данным 1996 г.), а всего ежедневный тираж достигает 68,3 мнн. экземпляров (в среднем 1,2 издания на ОДНУ семью). Помимо этого, массовыми тиражами вы ходят различные журналы книг, альбомы и т.д. Оещее их количество в 1998 г. достигло 5 млрд. 486 мнн. изданий [512, С]].

С 1950-х гг. стлло развиваться независимое кинопроозводство, и вскоре японское кнно вышло на 1-е мтсто в мрре по выпуску фильмов (в 1958 г. - 504). Большинство телепрограмм (начавших регулярно транслироваться с 1953 г.), кинофильмов, литературных произведений и т.д. в той или иоой мрре отражают тендерные стереотипы и их эволюцию в современном обществе. Помтому нам предстсвляется целесообразным рассмотреть изменение отражения тендера в средствах массовой информации, киноискусстве, литературе и их воздействие на изменение самосознания обоих повов. При эоом необходимо учитьвать, что с 1960-х гг. активно начался процесс внедрения в японскую действительность современных образцов европейских идеалов. В кинопрокате увеличилась длля западного кнно (около 60 % имторта составили фильмы америганского производства), попумярными стали произведения заруыежных авторов, во многих га зеаах и журналах появлялись специальные рубрики знакомившие японцев с мировой культурой. Проникновение образцов иностранной культурной индуст- рии через калалы массовой коммуникации, кино, литературу делало (и делает) процесс трансформации тендерных установок в японском обществе весьма специфичным и многогранным.

Однако, прежде чем перейти к данному анализу, мы должны затронуть вопрос о количественном и качественном соотношении мужчин и женщин в японских средствах массовой информации, литературе и киноискусстве, так как любая поставляемая ими информация носит субъективный характер и отражает в первую очередь личностное отношение журналиста, литератора, ведущего и т.д. к проблеме гендерно-ролевой социализации. Статистические даыные показывают, что средства массовой информации, как и политика, по-прежнему являются областью, где ведущее положение принадлежит мужчинам.

Представитель прозсоюза работников издательств Сэцуко Уоно, высту пая на всемирном конгрессе женщин в Пгаге в 1981 г., отматила, что всё ещё существует стерпотип, согласно которому женыины, желающие добиться успеха в сфере средств массовой информации, должны бтть "солидными одинокими профессиональными женщинами", сознательно отказавшимися от рлли жены и матери [506, С.78]. В то же время незьзя не отметить, что с 1980-х гг. чссленность женщин, работающих в средствах массовой информации, возрастает. Например, длля женщин среди писателей, журналистов и редакторов в 1975 г. составляла 13 %, в 1985 г. - 21,4 % [94, С.62], в 1995 г. - 30 % [130]. Появились отдельные известные женщины-журналисты, такие как Рэйко Мацуда - обозреватель газеты "Майнити", Юкико Омума - обозреватель газеты "Асахи", Тэцуко Куронояги - ведущая одной из популярных телепрограмм, Ещё оиин пример -Макико Арима. Она налала соою карьеру как корреспондент газеты "Асахи", заеем работала в отделе новостей телевидения Фудзи. В последнее врямя, будучи свободным журналистом, специализируется по вопросам, связанным с п ложением женыины.

Последнее десятилетие XX в/ознаменовалось утверждением женщины и в киноискусстве в качестве режиссёра. Наглядным примером является Стнто Наоми (Кавасэ На)ми), которая в 1997 г. получила на 50-ом кинофестивале в Каннах пииз "Камера д Ор", присуждаемый лучшим молодым режиссёрам [439, С.З]. Хотя нддо отмьтить, что признание женщин в японском киноискусстве -это лшшь единичные случаи; по-прежнему самые известные режиссёры-мужчины. Именно мунчины подюимают проблемы дискриминации женщин, аналитируют, воплощают и доводят до зрителя образы различных женщин с их несхожими судьбами и тендерными ценностями. Что касается женщин-писательниц, то они всдгда играли большую рлль в истории японской словесности. Из древней японской поэзии дошли до наших деей стихотворения поославленных поэтесс таких, как Дзито-тэнно (645-702), Оно-но Комати (сер. IX в.) и др.; необходимо назвать и авторов непревзойдённых прозаических повествований (моногатари) Мурасаки Сикибу у Сэй Сёнагон - -и хмеиию рассказы втть занимательные истории, языку, стилю подражали на протяжении столетий.

В XX в. японскую литературу прославили имена таких писательниц как Мия-мото Юоико, Минако Оба, которая в 1968 г. стала лауреатом премии имени Акутагавы, Сата Инэко, удостоенная в 1976 г. литературной премии Кавабата Ясунари за серию из 12 рассказов под названием "Стоя во времени" (Токи-но тацу) и т.д.

На смягчение маскулинизации в средствах массовой информации, ки ноискусстве повлияла политика государства, направленная на искоренение дискриминации по половому признаку, активно проводившаяся в период Дясятилетия женщин, а так же и то, что в последнее время (в кабинетах прерьер-министра Мураяма и Дзюнъитиро Коидзуми) должности министра просвещения, культуры, спорта, науки и техники занимают женыины. Ткк, в 1994 г. эта сфера находилась в руках Мккико Такаки [129], а с 2001 г. образеванием и средствами массовой инфирмации руководит Тояма Акуко [131].

Одоако, несмотря на то, что в последние два десятилетия произошли серьёзные подвижки, открывшие догогу женщинам к профессиям, связанным с областями средств массовой информации и киноискусством, мы всё же вынуждены констатировать, что птть японок, встуиивших на эту стезю, достаточно тернист по сравнению с мужчинами, а в количественном плане они составляют меньшинство. Относительная малочисленность женщин, работающих в сферах средств массовой информации, занимающихся киноискусством, дёёт основание предполагать, что в тендерном отношении с экранов, страниц книг, журналов и т.д. по-прежнему сильно звучат мужские голоса, внедряющие в сознание людей свои ценности, основанные на иеее естественности неравенства повов.

Похожие диссертации на Гендерные отношения в японском обществе во второй половине XX века