Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Панарина, Елена Александровна

Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века
<
Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панарина, Елена Александровна Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 Ставрополь, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Европейская идея как фактор стабилизации послевоенной Европы 28

1.1. Проблемы «новой Европы» в контексте Версальской системы международных отношений 28

1.2. Лига Наций и проблема европейского единства 45

1.3. Идейные предпосылки возникновения лозунга «единой Европы» 65

Глава II. Идея «единой Европы» в общественно-политической мысли... 86

2.1. Панъевропейское движение Р. Куденхове-Калерги 86

2.2. Идея «европейского федерального союза» А. Бриана 108

2.3. Европеизм в леволиберальном и праворадикальном политических движениях 120

Глава III. Реализация планов. объединения Европы в 40 - 50 гг. XX века 148

3.1. Принцип единства Европы в антифашистском движении периода Второй мировой войны 148

3.2. Планы и реализация объединения континента в первое послевоенное десятилетие 172

3.3. Роль Ж. Моне в осуществлении европейской интеграции 197

Заключение 214

Примечания 224

Список источников и литературы 249

Введение к работе

Актуальность темы. Закончился XX век, и в связи с этим возникает потребность осмысления его событий. XX век вошел в историю как век контрастов. Ни одно столетие не обрушивало на человечество таких моральных, социальных, военных и экономических катаклизмов, как XX век. Вторая половина XX века богата фундаментальными сдвигами и новыми явлениями в области международно-экономических, политических и правовых отношений. Особую роль играет западноевропейская интеграция.

Многие века Западная Европа была синонимом лоскутной раздробленности народов и государств, острого соперничества и постоянных вооруженных конфликтов. Именно Западная Европа была источником и главным полем двух разрушительных мировых войн.

В последние полстолетия положение в этой части земного шара радикально изменилось. Война ушла из жизни населяющих ее народов. Нигде в мире не существует столь тесных отношений межгосударственного сотрудничества. Нигде не созданы столь прочные и эффективные гарантии недопущения антагонизмов между соседними государствами. Нигде международные границы не являются столь прозрачными для движения товаров, услуг и факторов производства. Все это стало возможным благодаря европейской интеграции.

Сегодня Совет Европы и ЕС объединяют страны Западной, Центральной и Восточной Европы. Было бы неправильно представлять современный Европейский союз как гениальное творение его «отцов-основателей», которые с самого начала имели перед глазами определенную стратегическую цель и искусно вели народы к ее осуществлению. Напротив, нынешние структуры ЕС являются продуктом объективно обусловленного, хотя и во многом спонтанного и противоречивого исторического развития Западной Европы в послевоенный период. Обращение к истории «европейского строительства», к бриановским планам «объединения

4 Европы» позволяет лучше понять происходящие ныне в Западной Европе интеграционные процессы и выявить объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на эволюцию европейской идеи.

Европейская интеграция охватила страны Западной, Центральной и Восточной Европы, и этот процесс продолжается с нарастающими темпами. В связи с этим изучение истории европейской интеграции становится особенно актуальным.

Объектом диссертационного исследования является идея европеизма в первой половине XX века, предметом - разработка идей объединения Европы в либеральной и праворадикальной идеологии, основные принципы и реализация планов единой Европы после Второй мировой войны.

Хронологические рамки охватывают период с 1918 г. по 1951 г. Первая мировая война стала тем катализатором, который вывел идею объединения Европы на общественно-политический уровень, породив панъевропейское движение. В 1951 г. был претворен в жизнь план Р. Шумана об объединении угольной промышленности двух антагонистов того времени - Франции и Германии, что послужило началом европейской интеграции. Таким образом, избранные хронологические рамки диссертации позволяют рассмотреть процесс развития европейской идеи многогранно в указанный период времени.

Территориальные рамки исследования охватывают Западную Европу, т.к. именно это географическое место стало ядром, центром рождения европеизма. Зародившись в Австрии, развившись во Франции, панъевропейское движение охватило Европу. Идеи объединения, вышедшие из этого движения, стали идейной основой, базой для современных процессов интеграции.

Научная новизна работы заключается в следующем:

5 автор впервые в отечественной историографии рассмотрел идеи европеизма в комплексе общественно-политической жизни Европы первой половины XX века;

исследованы идейные предпосылки возникновения лозунга «единая Европа» в панъевропейском движении Р. Куденхове-Калерги; в идейном наследии А. Бриана, в леволиберальном и праворадикальном политических движениях;

раскрыты основные принципы единства Европы, выработанные в антифашистском движении Сопротивления и на союзных конференциях периода Второй мировой воны, планы объединения после войны: освещена реализация программ объединения Европы в первые послевоенные годы, показана роль отдельных видных политиков того времени (Ж. Монне) в осуществлении европейской интеграции. Выводы, выноимые на защиту, сводятся к следующему:

  1. Возникновению и утверждению планов «объединения Европы» предшествовала многовековая работа многих философов, политиков, общественных деятелей и ученых. Первая мировая война, резко поколебавшая ведущую роль Западной Европы, вызвала к жизни силы, выдвинувшие требования «единой Европы» для сохранения своих позиций на мировой арене.

  2. В межвоенный период наиболее рельефно эти идеи были представлены панъевропейским движением, в лице австрийского общественного деятеля Р. Куденхове-Калерги и премьер-министра Франции А. Бриана в его идее «европейского федерального союза».

  3. Одновременно были выдвинуты планы объединения Европы различными либеральными (движение Сопротивления) и радикальными политическими движениями на основе идей «демократического интервенционизма» (Муссолини), расширения «жизненного пространства» (Гитлер) и «мировой революции» (Троцкий).

  1. В период Второй мировой войны, время создания антигитлеровской коалиции, идеи «единой Европы» вновь были возрождены. Импульс европеизму был дан известным деятелями итальянского Сопротивления А. Спинелли и Э. Росси, которые разработали «Манифест за создание Соединенных Штатов Европы». Некоторые положения по объединенной Европе были заложены также и в решениях на союзнических конференциях этого времени.

  2. В послевоенное время в обстановке холодной войны идеям объединения Европы был придан стратегический характер. Наиболее заинтересованной страной оказалась Франция, которая из войны вышла государством второго плана. В объединенной Европе она рассчитывала укрепить свои позиции. Основным союзником Франции в европейском строительстве выступила Великобритания, которая, однако также пыталась сохранить себя как государство вне единой Европы. В условиях биполярного мира эти стремления поддерживали США, что нашло отражение в «плане Маршалла».

  3. Послевоенную Европу охватила эйфория объединения. Успехи Второй мировой войны привели к тому, что миллионы людей ждали конкретных позитивных перемен. Разуверившись в политике национальных правительств довоенного времени, они ждали изменений прежде всего от европейской интеграции. Важными вехами в создании основ объединенной Европы стали 16 апреля 1948 г. - подписание соглашения о Европейском экономическом сотрудничестве, 5 марта 1949 г. - создание Совета Европы.

  4. В основу практической реализации планов объединения Европы легли идеи известного французского политического деятеля Ж. Монне, призывавшего прекратить соперничество между Францией и Германией, создать совместное франко-германское предприятие по производству угля и стали, создать европейское экономическое сообщество. 18 апреля 1951 г. было учреждено Европейской общество

угля и стали во главе с Ж. Монне. ЕОУС стало первым институтом

интеграции послевоенной Европы.

Историография темы. Разработка проблем европейской интеграции в отечественной историографии началась в конце 50-х гг. Длительное время в теории и на практике сохраняло свое воздействие негативное отношение марксистской историографии к идее Соединенных Штатов Европы. Исходя из ленинской концепции, отечественные марксистские историки объявили лозунг европейской интеграции безжизненным и реакционным.1 Кроме того, определенное число публикаций несло на себе отпечаток холодной войны и идеологизации международных отношений. Интеграция рассматривалась - «с одной стороны как реакция западноевропейского капитализма на объективные закономерности развития производительных сил, современный уровень которых требует перехода к более высокой формации - социализму. С другой стороны, это стремление монополистического капитализма к межгосударственному сговору в целях совместной борьбы против стран социализма, демократических сил, национально-освободительного движения внутри капиталистических стран».2

Наряду с понятием «интеграция» в марксистской историографии вводится понятие «европеизма». Европеизм расценивался как реакционная империалистическая идеология западноевропейского объединения в целях утверждения консервативных, регрессивных основ во внутренней и внешней политике. По определению А.И.Уткина - идеология европеизма - это идеология части правящих кругов растущего империалистического центра, выступающих за самостоятельный путь развития западноевропейского империализма. Основой европеизма стали политический прагматизм и утверждение Западной Европы как самодовлеющей величины, как автономного центра развития, противопоставленного США.3

Отечественной марксистской историографией отрицался факт существования «европейской идеи» как «стремления к европейскому

8 объединению» и «европейской нации» как общности народов Западной Европы, имеющих общую материальную базу и общую культуру. Утверждалось, что европейская буржуазия надеется за счет объединения и консолидации в политическом союзе решить задачу противодействия силам социального прогресса. В этой связи можно назвать работы Лесновского В.И.4, Рощина А.А.5, Княжинского В.Б.6, Герасимова Г. И.7

В работе Трухановского В.Г. «Уинстон Черчилль»8 показаны различные аспекты деятельности политика, достаточно внимания уделяется и внешней политике. Особенностью данного исследования стало то, что Черчилль выступает в нем как оригинальный политический деятель, мыслитель и практик, творец внешнеполитических планов. Однако его деятельности придается негативно-классовая окраска, а предложенная им идея европейского объединения после Второй Мировой войны, вопреки заявлениям самого Черчилля, рассматривается в традиционно негативном ключе.

И лишь после хельсинкских договоренностей 1975 г., положивших начало общеевропейскому процессу, наши исследователи повернулись лицом к изучению факторов европейской общности, к комплексному и целостному анализу истории Европы. Теперь российские ученые - историки и экономисты - (А.О.Чубарьян, В. Г. Барановский, Ю. Борко, Л. Глухарев, Ю. Шишков, М. Максимова, Е. Хлебников и другие) рассматривают интеграцию в качестве необратимого процесса конфликтно-компромиссного развития, объективного по своей природе процесса сближения, взаимодействия национальных хозяйств, формирования региональных хозяйственных комплексов в рамках тех групп государств, где для этого сложились благоприятные условия.9

Следует отдельно отметить монографическое исследование А.О. Чубарьяна «Европейская идея в истории: проблемы войны и мира», в котором рассматривается история европейской идеи с XIII века до 80-х гг., выделены и проанализированы этапы ее развития. Основной акцент в работе

9 сделан на проблему обеспечения мира в Европе от средневековья до наших дней. При этом автор неизбежно касается ряда общих вопросов толкования и оценки европейской идеи, рассматривает многочисленные проекты европейских мыслителей.10

Н. Юрьев выделяет следующие формы политической интеграции в Западной Европе: объединение государств, в целях выработки общей экономической политики; формирование политического союза государств на основе определения их общего внешнеполитического курса; создание военно-политического союза для объединения усилий по развитию военно-промышленного потенциала и согласования военно-стратегических планов и доктрин; создание неправительственных международных объединений, партий, общественных и иных организаций.11

Интерес представляет аргументация Ю.В. Шишкова, который выделяет в политической интеграции следующие аспекты: а) хозяйственно-политическая интеграция - интеграция процесса принятия решений на уровне правительств и других компетентных государственных органов и создание соответствующего инструментария для регулирования внутрипространственных и международных хозяйственных отношений; б) социально-политическая интеграция - интеграция процесса принятия правительственных решений, создание совместных инструментов и их политическое применение в области внутриполитических и социальных проблем, в сфере взаимодействий между трудом и капиталом; в) военно-политическая интеграция-координация внешней и военной политики, интеграция процесса принятия решений в этой области и формирование соответственных инструментов и институтов.12

В. Г. Барановский предпосылки политической интеграции разделил на три группы: экономические основы, связанные с уровнем развития производительных сил, в первую очередь с уровнем международного разделения труда и международного обобществления производства; социально-политические истоки, то есть состояние взаимоотношений

10 основных классов в странах региона, степень единства классовых интересов правящих кругов этих стран как по отношению к трудящимся в своем государстве, так и к внешнему противнику; международно-политические факторы, то есть общеполитические и военно-стратегические международные условия обеспечения жизненных интересов правящих кругов западноевропейских стран в целом и в каждой из них в отдельности. Каждая из этих групп факторов способствовала развитию всего комплекса процессов, объединенных понятием «политическая интеграция».13

В труде Барановского В. Г. «Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики», сделана попытка теоретического осмысления некоторых центральных проблем политической интеграции Западной Европы. Ценность работы заключается в том, что автор основное внимание уделил выявлению специфики интеграции, определению ее отличительных черт, анализу ее внутреннего содержания и соотношению интеграции с другими явлениями международной жизни.14

М.М. Максимова вывела причины интеграции из экономических и политических условий развития монополистического капитализма. На определенном этапе развития, существующие между монополиями рамки международных связей, оказываются недостаточными для реализации монопольной прибыли, для захвата и переделов рынков. Возникает необходимость в дополнении частномонополистических форм интеграции государственно-монополистическими, в создании экономических союзов с непосредственным участием капиталистических государств.15

Дубровский С. В. представляет интеграционные процессы в виде четырех основных составляющих: первый процесс - интеграция национальных экономик в мировую экономику. Обмен товарами и людьми необходим, но условия обмена часто служат почвой для конфликтов. Поэтому установление правил обмена и регулирование спорных вопросов частично уже выведены из-под юрисдикции национальных правительств и переданы в ведение таких международных организаций как ВТО, МВФ, ВБ

и т.д. Второй процесс - интеграция локальных сред обитания в мировую среду, что предполагает возникновение локальной политической и экономической ответственности за состояние мировой среды и развитие механизмов установления такой ответственности. В качестве иллюстрации такого процесса можно привести пример МАГАТЭ. Третий процесс -политическая интеграция стран в локальные блоки и мировое сообщество, что предполагает передачу части государственных суверенитетов, распорядительных функций и ответственности в такие политические и военные организации как ООН, НАТО и т.п. Четвертый процесс -интеграция информационных национальных пространств в единое мировое пространство, где унифицируются потоки информации, их идеологическое наполнение, отбор и интерпретация сообщаемых фактов (Интернет).16

Пантин В. И. приходит к выводу, что процессы глобального политического развития имеют волнообразный характер, включающими чередование эпох социокультурной интеграции с соответствующей централизацией политической жизни и эпох дифференциации, усиления политической, социальной, культурной гетерогенности мира. Он приходит к выводу, что современная интеграция подготовлена многими историческим процессами, в том числе «глобальной геополитической революцией XX в.», которая привела к распаду всех прежних империй - Австро-Венгерской, Германской, Российской, Британской, Французской, Португальской. Последним актом этой исторической драмы Пантин называет распад СССР и крах биполярного мира. Распад прежних империй сделал государственные границы прозрачными, сломал барьеры на пути перемещения товаров, капиталов информации, открыв тем самым дорогу современным процессам интеграции неимперского типа.17

В Воронежском государственном университете сложилась исследовательская школа по европейской интеграции под руководством профессора Артемова В. А., сферой деятельности которой являются исследования истоков и динамики европейской интеграции, роли

12 государств, политических деятелей, европейской общественности в интеграционных процессах. Артемов В. А. различает понятия европеизма и европоцентризма. Европеизм - это идейное и политическое течение, выступающее за экономическое и политическое объединение стран Европы на основе исторической, социальной и духовной общности ее народов. Европеизм, по мнению Артемова, как европейская идея единства призван обеспечить Европе реальное и достойное место в историческом процессе и современном мире.

Идеологи европоцентризма стремились и стремятся доказать исключительность Европы, превосходство европейцев над другими народами. По их представлениям Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Европоцентризм является выражением того объективного факта, что в ходе своего исторического развития именно западноевропейские страны оказались во главе промышленного и научно-технического развития человечества и многие достижения материальной и духовной культуры распространились в другие страны именно из Европы, способствуя социально-экономическому и культурному прогрессу неевропейских стран. На этом основании европоцентризм полагал «прогрессивными» только европейские стандарты жизни.

Причины того, что европеизм нашел свое выражение в XX веке, Артемов видит в следующем: во-первых, формирование достаточно однородного западноевропейского общества. Возможность отказа от границ во имя установления в Европе общечеловеческих, культурных, моральных, нравственных идеалов стала составляющей частью концепции единой Европы; во-вторых, относительно высокая степень интернационализации экономики европейских стран и некоторая связь в сознании европейцев экономического роста с процессом интеграции; в-третьих, стремление сохранить мир в Европе.18

Обширна также и зарубежная историография. Следует отметить, что зарубежные авторы довольно положительно относились к идее

13 европейской интеграции. Научно-теоретическое изучение проблем интеграции основано на осмыслении интеграционных процессов и направлено на выявление в них общих тенденций. В 40-70-е года наиболее изученными являлись четыре теоретических направления: школа функционализма (Д.Митрани), неофункционализма (Э.Хаас), теорию федерализма (А. Спинелли, К. Фридрих, Дж. Элезер) и «плюралистическую школу» (К. Дойч).

Функционализм видел в государственном сотрудничестве путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов. Д. Митрани говорил, что вертикальную территориальную перегородку - символ суверенности государства - следует заменить структурами действия, функциональными администрациями, которые координировали бы межгосударственное сотрудничество в конкретных сферах. Это позволит постепенно и безболезненно преодолеть государственный суверенитет.19

Представители этого направления были поглощены проблемами перехода власти к более крупным межгосударственным структурам. Свои исследования ученые этого направления строят на детальном изучении деятельности ЕОУС. В книге «За пределами национального государства. Функционализм и международная организация» Э. Хаас пишет, что «интеграция есть процесс возрастания взаимодействия и смешивания, имеющий целью стирание границ между системой международных организаций и окружением, которое составляют национальные государства - члены организации. Интеграция служит главной формой современного международного развития».20

Третье направление - федерализм. Представители этого направления (А. Спинелли, К. Фридрих, Дж. Элезэр) характеризовали федерализм как «договорной отказ от централизма, структурно оформленную дисперсию полномочий между различными центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией».21

Четвертое направление - это «плюралистическая школа» (К. Дойч). В отличие от первых трех школ, которые, предлагая каждая свои методы осуществления главной цели интеграции, видят ее в объединении государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов, представители «плюралистической» школы исходят из тезиса, что углубление интеграционных процессов не приводит к вытеснению приверженности национальным ценностям.22

В этот период в зарубежной историографии активно изучается целый ряд проблем, связанных с историей интеграции. Следует выделить работу 3. Клепацкого, в которой автор рассматривает происхождение и правовую структуру европейских организаций.23 Автором исследуется происхождение, политическая и правовая структура 17 европейских организаций, таких как Совет Европы, ОЭСР, НАТО, ЗЕС, ЕАСТ, ЕОУС, ЕЭС и других. На основе тщательно изученного фактологического материала автор исследует структуру этих организации, анализирует их цели и задачи, показывает связь международных организаций не только с политикой отдельных западно-европейских стран, но и с внешнеполитическим курсом США.

В период 70-х гг. можно выделить работу К. Кольяра «Международные организации и учреждения».24 В этом комплексном исследовании современных межправительственных организаций автором описываются основные элементы международной структуры современного мира, анализируются правовые и политические нормы и принципы, регулирующие отношения между государствами.

Книга Генерального секретаря СЕ В. Швимера посвящена идее объединения Европы, вопросам построения общего европейского дома. Последовательно и подробно рассказано об истоках зарождения этой идеи, ее развитии, об основных препятствиях и сложностях на пути европейского единства.25

В книге одного из крупнейших историков-экономистов современной Германии В. Фишера глубокому анализу подвергнуты ключевые вопросы экономической и социальной истории Европы XX века: демографические процессы, социальная динамика, развитие экономики, роль государства в ее регулировании. Рассматривая Европу как обладающий единством социально-экономический организм, Фишер создает картину европейского континента в целом.26

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели в 80-х годах к появлению идей Европы «концентрических кругов» и Европы с изменяемой геометрией. Наибольшую актуальность они приобрели, когда встал вопрос о присоединении к ЕС стран Центральной и Восточной Европы.

К числу активных сторонников расширения ЕС на восток относится и бывший президент Европейского банка реконструкции и развития Ж. Аттали, в свое время неоднократно заявлявший, что Европа состоит не из 12, а из 40 государств. Он считает, что если в нужный срок эти страны не будут включены в ЕС, то «запад станет виновником крушения демократии на востоке». В своей книге «Европы», вышедшей в 1994 году, Ж. Аттали высказывается за то, чтобы ЕС стал федерацией и распространился на весь континент.

Свой взгляд на проблему расширения ЕС высказал и Ж. Делор. Еще, будучи председателем КЕС, Делор заявил, что «границы объединенной Европы проходят по границам СССР, а это значит, что к объединенной Европе могут принадлежать Польша, Чешская республика, Венгрия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Албания, Кипр и Мальта». У ЕС нет выбора, и «интеграция является единственным способом, который дает возможность выжить в этом новом мире».27

Теория «гибкой Европы», которую выдвинула бывший министр по европейским делам Франции Э.Гигу, не предусматривает ожидание отстающих стран для строительства ЕС, предусмотренного Маастрихтским

договором. В Европе должно быть твердое ядро, которое введет в действие в предусмотренный срок валютный и экономический союз, а также политический союз с общей внешней политикой, обороной и европейским гражданством.28

Э.Балладюр высказывался в пользу создания Европы «концентрических кругов». В целях «необходимости адаптации европейской конфигурации к изменяющейся ситуации» Э.Балладюр предложил построить Европу из трех «кругов». Первый - с более интегрированной структурой в валютной и военной областях, который должен составить ограниченное число государств. Второй - экономическая организация, объединяющая все страны-члены СЭВ. И третий - Европа в целом.29

Книга члена Государственного совета и бывшего советника президента Франции Р. Дебре появилась в связи с развернувшейся во Франции дискуссией между двумя направлениями во внешней политике: «европейским» и «национальным». В своей книге «По всем азимутам» Дебре пишет, что объединение Европы является последней надеждой стран, которые ее составляют. Дебре считает, что у европейцев в области обороны есть два пути: либо интегрироваться в систему союза, что приведет к потере автономных средств обороны, возможному вовлечению в большую войну и вероятности оказаться в ряде случаев без защиты; либо сделать усилие и выступить в качестве самостоятельного объединения со своими собственными средствами системы обороны, которая не была бы направлена ни против кого конкретно, но «по всем азимутам», что позволило бы Европе «свободно определять свою судьбу».

Книга французского историка М. Фуше «Европейская республика: исторические и географические контуры» написана с позиций географического детерминизма. Фуше выводит культурное единство европейских народов из их географического единства. География, по его мнению, привела к тому, что европейские народы являются единым культурным этносом, и это обусловливает необходимость объединения. 31

Процессы интеграции имеют не только сторонников, но и противников. Один из них П. Айнцик приводит доказательства того, что единая сельскохозяйственная политика, обоснованная Хальштейном, и другие принципы «Общего рынка» унаследованы от гитлеровского режима. Завоевание большей части континента гитлеровскими армиями в 1940 г. осуществило политическую и экономическую интеграцию, известную под названием гитлеровского нового порядка в Европе.32

Большой резонанс в изучение истории интеграции имеют работы английского историка А. Милворда, который оспорил основные положения, утверждавшие, что успешное создание европейских организаций началось благодаря опыту Второй мировой войны и, прежде всего, федералистским идеям, возникшим в кругах движения Сопротивления уже после войны. Ученый предложил новый подход к изучению европейской интеграции, основанный на истории экономики, и по-новому оценил роль национального государства в начале послевоенного периода.

В своих книгах 80-х годов «Реконструкция Западной Европы» и «Спасение национального государства в Европе» он показал, что слухи об отмирании национального государства перед лицом интеграции преувеличены, и что оно весьма успешно осуществляет европеизацию своей политики. В «Границах национального суверенитета» Милворд и его соавторы доказывают, что государства нуждаются в создании межнациональных границ, чтобы выжить экономически в послевоенном мире, и что успех европейской политики показал, что интеграционная политика продолжается и действует, поскольку государства убедились в ее преимуществах над взаимозависимостью.33

Следовательно, можно отметить, что наиболее изученным моментом на сегодняшний день является теоретизация процесса интеграции. Большая часть зарубежных историков рассматривают интеграцию как исторический феномен, а не как арену совместных политических противоречий. Их исследования сориентированы преимущественно на

18 разработку перспектив изучения конкретных государств, чем на развитие отдельных международных организаций.

В целом проблемам европейской интеграции посвящено много работ, но большинство из них связано с изучением институционального устройства межъевропейских организаций. Не достаточно изучено зарождение идеологии европеизма в годы Первой мировой войны, идеи пан-Европы и европейской федерации и в целом идеологическая программа движения за объединение Европы.

Исходя из этого, в диссертации была поставлена следующая цель: комплексно рассмотреть развитие идеи европейской интеграции в общественно-политической мысли Европы в первой половине XX века.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть зарождение идей европеизма в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы.

  2. Проанализировать проект «пан-Европы» Р. Куденхове-Калерги.

  3. Исследовать проект «европейской федерации» А. Бриана.

  4. Выявить причины провала планов « объединения Европы» в межвоенный период и определить, почему идеи европейской интеграции получили развитие после окончания Второй мировой войны.

  5. Определить вклад Ж. Моне в реализацию идеи европейской интеграции.

Источниковая база диссертации представлена четырьмя группами источников. Первую группу составляют архивные материалы хранящиеся в Российском государственном военном архиве, которые имеют большую значимость для диссертации. При работе над диссертацией использовался Фонд 554к «Центральное Бюро Панъевропейского Союза, г. Вена». Особый интерес представляли материалы Панъевропейского Союза34, Устав Европейской Федерации35, документы графа Р. Куденхове-Калерги, идейного вдохновителя пан-европейского движения.

Представленные архивные документы и материалы позволили проанализировать основные положения панъевропейской концепции Куденхове-Калерги; выявить реакцию европейской общественности на создание и деятельность Панъевропейского союза; исследовать структуру и деятельность Панъевропейского союза.

В Государственном архиве Российской Федерации хранятся работы зарубежных авторов, позволяющие определить отношение населения Европы к проблеме объединения. Виссон А., Лиддел - Гарт Б., Ферстер Ф. в своих трудах активно пропагандировали идею объединения Европы, которая по их мнению, помогла бы континенту выйти из послевоенного тупика.36

Вторую группу составляют опубликованные документы международно-правового и дипломатического характера. Важным источником, определившим развитие дипломатических отношений, является Устав Лиги Наций37, который является составной частью послевоенных договоров. Этот документ важен потому, что это - устав первой в мире международной организации, которая пыталась регулировать отношения между европейскими странами-участницами Лиги Наций. В этом документе впервые были обозначены политические основы европейского единства. Так же важным источником, оказавшим влияние на развитие межвоенной Европы, является Версальский договор38, который оказал влияние на формирование новой политической карты Европы, пытался найти решение франко-германских противоречий. Статьи Версальского договора определяли развитие послевоенной Европы.

Автором использовались документы Локарнской конференции39, на которой был заключен Рейнский гарантийный пакт, после подписания которого были урегулированы пограничные проблемы между Францией и Германией, что позволило Германии вернуть статус великой державы. Через год после подписания пакта Германия вступила в Лигу Наций - с этого момента в Лиге Наций начинают активно обсуждаться дипломатами Франции и Германии проблемы единой Европы.

Следующий важный документ - это Парижский договор, или как его еще называют - пакт Бриана-Келлога40, статьи которого декларировали отказ государств от применения вооруженной силы при разрешении международных конфликтов и рекомендовали использование мирных средств разрешения межгосударственных проблем, что, несомненно, способствовало процессу формирования единого политического пространства в Западной Европе.

Особую ценность имеют Устав ООН, договоры об учреждении ЕЭС и ЕОУС. Данные организации определили контуры будущего здания единой Европы, поэтому их изучение представляется для автора диссертации необходимым.41

В сборнике «Анатомия агрессии» находятся документы, раскрывающие сущность фашистских устремлений к единству. Документы явственно показывают, что единая Европа в понимании гитлеровского командования представляет собой угнетенный и порабощенный регион, который становится сырьевым придатком для Германии.42

Третью группу источников представляют работы идеологов единой Европы и их оппонентов, авторами которых являлись видные политические и общественные деятели Европы - Р. Куденхове-Калерги, А. Бриан, Ж. Монне, А. Спинелли, Р. Шуман.

В работах австрийского графа Р. Н. Куденхове-Калерги «Paneuropa» («Панъевропа») и «Weltmaht Europa» («Великая Европа»)43 дана концепция единой Европы, которая предполагала объединение континента, без участия СССР и Великобритании. Единство Европы, согласно Куденхове-Калерги можно достигнуть следующим путем: заключить арбитражный договор, который обеспечит мир; образовать оборонительный союз, который гарантирует свободу; создать таможенную унию, охраняющую экономику.

Ценным источником для написания явился Европейский манифест графа Р. Куденхове-Калерги.44 Манифест рисовал ужасные картины

21 будущего: новой войны, завоевание Европы Россией, экономической катастрофы. Куденхове-Калерги предлагал в этом документе способ спасения - это пан-Европа; объединение всех демократических государств континентальной Европы в одну интернациональную группу, в политический и экономический целевой союз. Манифест явился программным документом панъевропейского движения.

Другой источник - это проект французского премьер-министра А. Бриана об «объединении Европы» или «европейской федерации». Этот план уже предлагал федеративное объединение Европы, с возможным присоединением США. Бриан говорил о неких федеральных узах между народами Европы. Бриановский план имел три аспекта: экономический, социальный и политический, приоритет отдавался экономическому объединению на первых порах.45

Значительный интерес представляют речи и выступления У. Черчилля46 с 1938 по 1946 гг., которые вошли в сборник под названием «Мускулы мира». Главная идея речей Черчилля - единство нации, единство стран мира в борьбе против тирании и насилия. «Создать военный блок против определенного государства было бы преступлением. Но создать блок для взаимной защиты против возможного агрессора не только не преступление, но высочайший, моральный долг и добродетель.47

Для данного исследования особый интерес представляли речи У. Черчилля после окончания Второй мировой войны, в которых он сформулировал основные понятия, ставшие символами эпохи, и которые считаются отправными точками создания Совета Европы - эта речь озаглавлена «Трагедия Европы», произнесенная У. Черчиллем 19 сентября 1946 года в Цюрихском университете.

Один из инициаторов создания Совета Европы, премьер-министр Франции Р. Шуман, не опубликовал материалов по поводу интеграции при жизни. Однако фондом Р. Шумана в 2002 г. был опубликован сборник его речей и выступлений под названием «За Европу». В нем собраны

22 размышления, выдержки из выступлений и писем Р. Шумана по различным аспектам европейской интеграции, в том числе по созданию Совета Европы, которые позволили проследить эволюцию отношения Р. Шумана к объединению Европы, его позицию по вопросам создания и структуры Совета Европы, взаимоотношения с другими европейскими политиками и общественными деятелями.

Марксистскую концепцию представляет работа В. И. Ленина «О лозунге Соединенных Штатов Европы»49, где он доказывает, что Соединенные Штаты Европы в условиях капитализма либо реакционны, либо невозможны вообще. Ленин в своем труде предлагает свой вариант объединения - объединения всего мира под знаменем пролетариата.

Четвертая группа источников состоит из мемуаров общественных и политических деятелей, которые оставили яркие воспоминания о перипетиях политики Европы первой половины XX в. и также были их непосредственными участниками.

Наиболее ценными для диссертационного исследования оказались мемуары Р. Куденхове-Калерги, написанные им после отъезда из Европы в начале Второй мировой войны и не вошедшие в архив Панъевропейского союза. Свои мемуары он называл «автобиографиями». Впервые они вышли на английском языке в 1943 г. в США и назывались «Крестовый поход за Пан-Европу. Автобиография Человека и Движения».50 Наиболее поздней из автобиографий Р. Куденхове-Калерги является «Жизнь за Европу. Мои воспоминания». Она позволяет проследить жизнь и деятельность автора на значительном временном участке, охватывающем многие этапы европейского объединения.51

Мемуары У. Черчилля, дают картину политических событий периода Второй мировой войны. Они важны, потому, что в то время Черчилль занимал пост премьер-министра, и в мемуарах использовались документы английской внешней политики.52

23 Интересны воспоминания английского дипломата Г. Никольсона «Как делался мир». В них отразились события Парижской конференции, непосредственным участником которой был автор. Л. Эмери был видным английским политическим деятелем, оратором и публицистом. В мемуарах «Моя политическая жизнь» автор рассматривает те события, активным участником или свидетелем которых он был. Эмери привел в мемуарах значительное количество записей из своего дневника, ряд писем, адресованных им премьер-министрам Болдуину и Чемберлену. Наибольшее место в книге занимает раздел, посвященный внешней политике Великобритании и международным отношениям в Европе накануне войны.54 Мемуары А. Тардье «Мир» посвящены Парижской конференции и Версальскому договору. Автор книги активный политический деятель и непосредственный участник переговоров, один из творцов большинства статей договора. В мемуарах рассматриваются вопросы репараций, русский вопрос, роль Италии на конференции, вопросы послевоенного устройства

мира.

Э. Эррио видный французский политический и общественный деятель. Его мемуары «Из прошлого. Между двумя войнами» охватывают период с 1914 по 1936гг. В работе подробно рассматриваются вопросы внешней политики и международных отношений 20-30-х гг.56

Важным источником являются мемуары французского политического и общественного деятеля Ж. Моне , одного из авторов создания Европейского Союза. Его мемуары «Реальность и политика» впервые были опубликованы на русском языке в 2001 году. Проект Монне предполагал объединение Европы, и не только в смысле сотрудничества, но и в смысле частичной передачи суверенитета центральному органу, который имел бы власть снижать таможенные барьеры, создавать большой европейский рынок.

Пятую группу представляют Интернет-ресурсы. Интересен сайт, на котором находятся материалы графа Р. Куденхове-Калерги, хранящиеся в

f о

московских архивах . Сайт Совета Европы посвящен истории его создания и настоящей деятельности.59 На сайте всероссийской виртуальной библиотеки можно найти материалы, посвященные истории европейской интеграции и деятельности европейских институтов60.

Методология. При работе над диссертацией были использованы принцип историзма и системный подход. Использование принципа историзма дало возможность проследить динамику развития идеи «Объединенной Европы», а также показать ее непосредственную связь с европейской политикой государств, меняющуюся в зависимости от изменения международных условий. Системный подход позволил автору рассматривать отношения политических и общественных деятелей со своими международными партнерами как органическую составляющую европейской политики и международных отношений.

Термин «интеграция» происходит от латинского integratio, что означает восстановление целостности, воссоединение. Большая Советская Энциклопедия так объясняет значение этого слова: «Интеграция - понятие теории систем. Означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».61 Впервые термин «интеграция» употребил американский администратор «плана Маршалла» П. Гофман, введя его в политический лексикон для обозначения развивающихся в Западной Европе процессов.62 Согласно Оксфордскому словарю, глагол «интеграция» означает «соединять (части) в единое целое» - это широкое определение, дающее простор самым разнообразным толкованиям. Зачастую пользуются как термином «интеграция», так и термином «объединение» (или союз). 63 Таким образом, под термином «интеграция» можно понимать объединение государственных структур в единое целое добровольным или насильственным путем.

История знает немало межгосударственных союзов, особенно в Западной Европе, заключавшихся для борьбы с внешним противником,-

25 союзов столь же непрочных и мимолетных, как и лежавшие в их основе совпадения интересов правящих кругов разных стран.

Политическая же интеграция - союз иного рода. Обусловленный объективной необходимостью долгосрочного характера, он предлагает глубокое и всестороннее сотрудничество государств-партнеров на постоянной основе, порождающее специфические институционные и организационные формы их повседневного взаимодействия.

Возникновение некоей новой общности, некоего целостного образования с упорядоченными, органичными отношениями между составляющими его элементами рассматривается в большинстве случаев в качестве основного содержания процесса интеграции.

Применение понятия «интеграция» в практике международных отношений также должно иметь в виду становление некоего международного комплекса, в котором составляющие его элементы в совокупности обладали бы неким новым по отношению к ним самим качеством целостности. 64

В диссертации используются основные методы исторического познания, разработанные академиком И. Д. Ковальченко: историко-генетический, историко-сравнительный и историко-системный. Основным методом написания диссертации является же историко-сравнительный. Вообще сравнение - важный и, пожалуй, самый широко распространенный метод научного познания. В сущности, без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнений является то, что общественно-историческое развитие представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие его явления тождественны или сходны внутренней сутью и отличаются лишь пространственной или временной вариацией форм, а одни и те же или сходные формы могут выражать разное содержание.65 Имея общую основу, проекты объединения Европы, которые являются предметом исследования,

26 имели свои собственные, лишь им присущие черты. Сравнение является основным компонентом работы.

Историко-генетический относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта. Историко-генетический метод направлен, прежде всего, на анализ развития66. В диссертации прослеживается именно динамика изменения идеи единой Европы. Так как историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности, то его применение в диссертации считается целесообразным.

Историко-системный метод, как и все другие методы, имеет свою объективную основу. Она состоит в том, что в общественно-историческом развитии, с одной стороны, различаются, а с другой, тесно взаимосвязаны единичное, особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей в познании общественно-исторических явлений, раскрытии их сущности становится выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального.67 Использование этого метода дало возможность выявить ряд универсальных общих черт и некоторые отличия в трактовках идеи «Объединенной Европы» на разных этапах ее развития. В данном случае этим единым, общим, что объединило столь различных людей, было желание спасти Европу от послевоенной катастрофы. А спасение виделось им в объединении. Общность пан-европеистских идей позволяет применить историко-системный метод.

Практическая значимость результатов исследования. Выводы и положения диссертации могут быть использованы при изучении и разработке проблем современной интеграции, в том числе в странах

27 Содружества Независимых Государств. Материалы диссертации могут быть использованы для разработки общих и специальных курсов по новейшей истории стран Европы и Америки.

Апробация. Материалы диссертации были использованы при выступлении на конференциях, проводимых в СГУ в 2003 и 2004гг. темы выступлений: «Жан Монне - почетный гражданин Европы» и «Основные тенденции в развитии панъевропейского движения в межвоенный период». Также материалы диссертации опубликованы в 4 статьях автора.

Структура работы. Диссертация построена по проблемному принципу. Работа состоит из «Введения», трех глав, «Заключения», примечаний, списка источников и литературы. В первой главе «Европейская идея как фактор стабилизации послевоенной Европы» рассматриваются проблемы новой Европы в контексте Версальской системы международных отношений, Лига Наций и проблема европейского единства. Глава «Идеи «единой Европы» в общественно-политической мысли» освещает предпосылки возникновения лозунга «единой Европы», панъевропейское движение Р. Куденнхове-Калерги, идею «европейского федерального союза» А. Бриана и европеизм в леволиберальном и праворадикальном политических движениях. В третьей главе «Реализация планов объединения Европы после Второй мировой войны» рассматриваются принцип единства в антифашистском движении периода Второй мировой войны, планы и реализация объединения континента в первое послевоенное десятилетие, роль Ж. Моне в осуществлении европейской интеграции. В «Заключении» делаются выводы по содержанию работы.

Проблемы «новой Европы» в контексте Версальской системы международных отношений

В 1918 г. война подвергла все страны испытанию на прочность. Война велась на выживание на грани истощения последних сил. Мир изменился: кайзер Вильгельм II был выброшен без колебаний 9 ноября 1918 г., сразу же, как стало ясно, что только Германская республика может получить выгодные условия мира. Три дня спустя последний Габсбургский император Карл отрекся от престола. Романовы были убиты 16 июля и захоронены в безымянной могиле. Так три империалистические монархии Восточной и Центральной Европы, опора старого режима, исчезли за один год. К концу 1918 г. было мало шансов для восстановления какой-либо из них, а еще меньше - для всех трех сразу.1

Война стала убийством Европы - сердца тогдашнего мира. Произошло уничтожение европейских производительных сил. Люди гибли на поле боя, от эпидемий, нужды. Вымирали обширные области. Резко уменьшилась рождаемость. Шел отлив населения из городов. Европейскую культуру отстранили на второй план ненависть и всеобщая вражда. Война разрушила сложную экономическую организацию континента. Ее развал привел европейцев к голоду и экономическим бедствиям. «Мы стали перед угрозой быстрого понижения уровня жизни европейских народов до точки, которая для некоторых будет означать чудовищную смерть», - писал в 1921 г. английский экономист Д. Кейнс.2 Он так характеризовал послевоенное положение в Европе: во-первых, абсолютный упадок европейского производства; во-вторых, развал транспорта и денежного обращения; в-третьих, невозможность получать в привычных размерах снабжение из-за океана. Согласно большинству оценок количество погибших в Европе в годы Первой мировой войны - примерно 30 тыс. человек. В годы войны в Европе под ружье было призвано примерно 60 тыс. мужчин. Из них больше 8 тыс., или почти 14% погибли. Это составило почти 2% европейского населения и примерно 8% мужской рабочей силы. Еще 7 тыс. человек утратили трудоспособность, а здоровье примерно 15 тыс. ухудшилось вследствие перенесенных ранений. Число жертв войны среди гражданского населения В. Фишер оценивает в 5 тыс. человек, обусловленный войной дефицит рождаемости - в 12 тыс. человек. В целом потери населения Ф. Ноутетейт оценивает в 22 - 23 тыс. человек, или почти 7% европейского населения (без России). Эти оценки показывают, что людские потери Европы примерно соответствовали ожидавшемуся естественному приросту населения в 1914-1919 гг.; население Европы, таким образом, в 1920 г. осталось примерно таким же, что и в 1914 г.3

В пострадавших от войны регионах, прежде всего в Восточной и Юго-Восточной Европе, в Бельгии и Франции, в меньшей степени в Италии, Австрии и Чехословакии в их послевоенных границах, население сократилось, в Великобритании и Дании оно выросло совсем не много. Население Венгрии сократилось с 20 до 8 миллионов, ее индустриальная экономика была разрушена, а 3 миллиона венгров остались в Чехии и Румынии.

Напротив, в странах Юго-Восточной и Северной Европы, которых не коснулась война (Испания, Португалия, Нидерланды, Норвегия, Швеция), оно увеличилось почти как в нормальных условиях. Население Германии (в послевоенных границах) в 1919-1920 гг. несколько возросло по сравнению с 1914 г. вследствие миграций (1914 г. - 58,5 тыс. человек, 1919 г. - 59,9 тыс.).

Как и после войн предшествующего времени, по окончании Первой мировой войны рост рождаемости начал восполнять понесенные потери. В некоторых странах Западной Европы, прежде всего в Бельгии и Франции, рождаемость выросла, однако это явление было временным. В целом в межвоенный период коэффициент рождаемости в Европе рос медленнее, чем до войны.4

Панъевропейское движение Р. Куденхове-Калерги

Европа была основным полем битв Первой мировой войны. Для многих европейских государств эта война закончилась экономической разрухой, резким падением экономического производства, массовой безработицей. После войны резко возросла неравномерность развития западных стран.

Усилившиеся США стремились установить свое господство над ослабевшими европейскими странами, что привело к обострению противоречий между Англией и Францией, каждая из которых стремилась к гегемонии в Европе. Продолжается их противостояние с Германией и СССР.

Мир и безопасность европейских народов, встревоженных угрозой новой войны, пропагандисты «европейской идеи» предлагали обеспечить с помощью политического союза государств Европы. В рамках такого «объединения», по их мнению, было бы легко разрешить вопрос о границах между европейскими странами, прекратить гонку вооружений и устранить опасность войны между ними.

Вероятно, все эти искания в области европейской идеи оставили бы небольшой след в истории межвоенной Европы, если бы не два реальных проекта, вызвавшие широкую дискуссию и отразившие характерные черты других предложений подобного рода. Особенность этих проектов состояла в том, что они стали предметом политического рассмотрения. Проекты существенно отличались друг от друга не только содержанием, но и авторством. Если первый из них возник на общественном уровне, то другой был внесен на обсуждение от имени правительства.

В 20-х гг. XX в. широкое распространение получила идея панъевропейского единства, выдвинутая австрийским графом Р.Н. Куденхове-Калерги (1894-1972 гг.). Впервые граф высказал ее в 1922 г., а год спустя вышла его книга «Пан-Европа»1, в которой идея европейского объединения получила дальнейшее развитие и обоснование.

Куденхове-Калерги являлся ярким представителем зарождающегося нового типа европейца, стоящего выше существующих политических рамок, официальных границ и национальных интересов. Для Т. Манна он был «необычайно пленительным евразийским типом благородного космополитизма».2

Рихард Николаус Куденхове-Калерги родился 16 ноября 1894 г. в Токио от брака австрийского дипломата Генриха Куденхове-Калерги с восемнадцатилетней японкой Митсуко Аояма. Рихард получил интернациональное воспитание - с отцом он говорил по-немецки, с матерью — по-английски, родители часто говорили по-японски, в доме служили французский и английский гувернеры и русский учитель. «Как дети европейца и азиатки мы мыслили не национальными категориями, а континентальными: Азией и Европой. В наших глазах они были разными, но равноценными... Наша мать олицетворяла для нас Азию, наш отец - Европу. Нам было трудно идентифицировать его с какой либо нацией. Так в наших глазах Европа была всегда само собой разумеющимся единством, страной нашего отца», - вспоминал Куденхове-Калерги.3 Так, в семейном кругу, зарождалось его европейское мышление, ставшее основой его последующего европеизма. Конец войны сделал его человеком без гражданства. Правда, вопрос о том, австрийский он или чехословацкий гражданин, его не волновал, но, в конце концов, он стал временно гражданином Чехословакии, а с 1938 г. - гражданином Франции.

Как отмечает биограф Куденхове-Калерги Клаус Шёндубе, «его интерес к политике существенно возрос, прежде всего, благодаря публикации «14 пунктов» Вильсона в 1917 г. В программе Вильсона он увидел возможность подлинного и справедливого мира без национального угнетения и колониальной эксплуатации, «мира разоружения, свободной торговли, свободы и примирения». Развал Австро-Венгерской империи, крах Баварской республики явились причинами отказа от преподавательской карьеры и превращения представителя известного дворянского рода в свободного литератора4.

Под впечатлением от глубоких перемен тех лет Куденхове оставил свое намерение стать профессором философии и решил посвятить себя публицистике. Его работы затрагивали пограничные проблемы, связывающие философию, историю и политику. К концу 1919 г. Куденхове открыл для себя идею европейского объединения, которая стала смыслом его жизни. Следующие полтора года он занимался изучением этой идеи и в середине 1922 г. написал свою первую в этой области статью «Европейский вопрос».5

Глубокий знаток истории и философии, граф скоро понял, что прочный мир не может быть обеспечен с помощью поверхностных юридических формул, на которых зиждилась Лига Наций, и что подлинным средством покончить с враждой, раздиравшей Европу на части, было бы привитие европейцам более глубокого чувства европейского патриотизма и создания определенной структуры в целях поддержания мира.

Он приходит к выводу о том, что создание Пан-Европы может стать «необходимой предпосылкой универсализации и спасения Лиги Наций». Это позволит урегулировать спорные национальные вопросы, ликвидировать таможенные барьеры и предотвратить угрозу со стороны Советской России. Но так как основной препоной в объединении Европы может стать позиция Великобритании, то необходимо, чтобы она присоединилась е европейской системе, не включаясь в нее. Эту проблему он называл «квадратурой круга».6

Принцип единства Европы в антифашистском движении периода Второй мировой войны

Европейские идеи звучали и в европейском движении Сопротивления в годы Второй мировой войны. Прежде всего, они противопоставлялись гитлеровской программе «нового мирового порядка», служили неким объединяющим началом для участников антифашистского сопротивления. Приверженцы европеизма в рядах Сопротивления пытались наметить контуры будущей послевоенной Европы. Неслучайно распространение европейских идей приходится на 1943 г., когда стало очевидным, что разгром фашизма приближается. Как правило, европейские идеи выдвигали представители умеренно-либеральных кругов, в то время как коммунисты относились к таким идеям довольно холодно.

Органичной частью борьбы народов против фашизма была борьба на оккупированных территориях, а также борьба немецких антифашистов внутри «третьего рейха». Общность целей, желание ускорить победу над фашизмом объединяли патриотов во всех частях Европы. Известный итальянский историк Л. Вальяни писал в связи с этим: «Сопротивление вдохновлялось желанием увидеть на руинах нацизма сотрудничество народов и универсальное братство. В Сопротивлении патриотизм сочетался с международной солидарностью»1.

В «подпольной» Европе развивался европеизм непосредственно связанный с проблемой будущего послевоенного устройства Европы. Участники движения Сопротивления выступали именно за объединение Европы. Стоит вспомнить проект декларации, разработанный борцами Сопротивления совместно с «представителями группы активных антинационал-социалистов в Германии». Авторы проекта требовали «федеративного устройства для европейских народов», которое опиралось бы на декларацию прав человека и декларацию прав меньшинств. «Помня опыт и просчеты Лиги Наций», государства, по их мнению, должны были «безоговорочно передать союзу свои суверенные полномочия, касающиеся обороны территории, отношений с державами, не входящими в союз, экономических связей и международных коммуникаций»2.

Импульс европеизму был дан в Италии А. Спинелли и Э. Росси -деятелями итальянского движения Сопротивления, которыми был написан «Манифест за создание Соединенных Штатов Европы», названный впоследствии Манифестом Вентотене. В этом документе была сформулирована принципиально новая концепция интернационализма -концепция, в корне отличная как от коммунистической его версии, так и от классического либерального подхода.

Манифест был написан в тюрьме на скалистом острове Вентотене недалеко от Неаполя. Документ был тайно перевезен в Рим и распространялся по всей территории оккупированной Европы. Он оказал огромное влияние на лидеров движения Сопротивления, и на союзников, и на нейтралов.

Замечая, что идея Соединенных Штатов Европы имеет глубокие исторические корни, Спинелли утверждает, что во время Второй мировой войны эта идея приобрела новое качество как осознание «необходимости выхода из идеологической тюрьмы суверенного национального государства» .

Спинелли говорил, что нападение Германии уже само по себе объединило народы Европы, которые при падении фашистского режима «все вместе вступят в революционную ситуацию», но, уточняет Спинелли, если они будут изолированы в государственных структурах, то не будут обладать достаточной силой. Благодаря сложившейся ситуации в Европе, дух народов более соответствует идее федеральной реорганизации Европы4.

Спинелли и его соратники основным предметом своего критического анализа выбрали именно представление об абсолютном суверенитете национального государства. Первоначальной задачей Спинелли и Росси считали ликвидацию разделения Европы на национальные суверенные государства. «Ничем не ограниченный суверенитет национальных государств, - отмечалось в манифесте, -неизбежно приводит к стремлению каждого из них доминировать, поскольку каждое видит в усилении другого угрозу собственной безопасности и стремится к тому, чтобы его «жизненное пространство» включало в себя как можно более обширные территории, дающие ему возможность свободно развиваться и в минимальной степени зависеть от других»5.

В манифесте авторы призывали отказаться от национальных границ. Сравнивая географическую карту Европы кануна Второй мировой войны с картой 1914 г., Спинелли подчеркивал, что «идея государства-нации осуществилась почти по всей Европе, за исключением Швейцарии». Отмечая положительный момент создания государств-наций, ставших «важным инструментом гражданского прогресса, так как национальное единство способствовало интеграции, а затем экономической, культурной, социальной и политической солидарности членов наций», автор отмечает наличие в суверенитете наций «взрывоопасных элементов», заключающихся, по его мнению, в «абсолютной ценности» интереса нации. «Ради утверждения своего национального приоритета над интересами других стран оправдывалось применение силы против других».

Развивая свою мысль, Спинелли утверждает, что патриотизм неизбежно перерастает в национализм. Первый глобальный взрыв национализма он усматривает в Первой мировой войне. Далее автор показывает как в Италии и Германии зарождается национализм и фашизм. «Антифашисты всех стран объединились, когда Франко начал гражданскую войну в Испании и когда Германия оккупировала почти всю Европу. Все народы были вовлечены в одну гигантскую трагедию, к которой пришла европейская система суверенных государств-наций»6.

151 Проанализировав эту ситуацию, Спинелли пришел к выводу о невозможности решать проблемы, усложняющие международную жизнь Европейского континента из-за наличия границ в зонах со смешанным населением, необходимости защиты интересов малых народов и аборигенов, обеспечения выхода к морю стран расположенных внутри континента. «Балканская, ирландская и другие подобные проблемы могли бы найти более быстрое разрешение в условиях европейской федерации, как это произошло в прошлом, когда были объединены в единое государство отдельные королевства, герцогства и княжества, на которые была раздроблена Италия, и когда эти острые проблемы стали проблемами взаимоотношений между отдельными административными единицами (провинциями) Италии» .

А. Спинелли явно недооценивал силу европейской государственности. Казалось бы, что история Европы кануна Второй " мировой войны должна была убедить его, что именно недостаточный патриотизм и пренебрежение национальными интересами тогдашних руководителей западных государств привели к трагичным последствиям. Разрыв интересов своей нации с интересами других народов накануне Второй мировой войны был следствием существования национальных государств, он является результатом определенной и целенаправленной политики лидеров ряда стран Западной Европы, их нежелания или неспособности принять идею коллективной безопасности. Поэтому спасение Европы в годы Второй мировой войны зависело не от замены европейской государственности наднациональными органами, а от осознания единства и общей ответственности стран и народов Европы за скорейший разгром фашизма и предотвращения войны в будущем8.

Похожие диссертации на Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века