Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Мустафина Эльвира Марсиловна

Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века)
<
Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мустафина Эльвира Марсиловна. Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Казань, 2004 219 c. РГБ ОД, 61:05-7/282

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности историко-культурного развития Египта 16

1.1. Социально-политические предпосылки историко-культурной трансформации Египта 17

1.2. Развитие общественно-политической мысли и философия культуры 47

1.3. Образование и наука 67

1.4. Основные тенденции литературы 87

Глава 2. Становление постколониального искусства Египта 125

2.1. Развитие зрелищно-массового искусства 125

2.2. Тематические особенности изобразительного искусства 148

2.3. Изменения в области скульптуры и архитектуры 167

Заключение 183

Список источников и литературы 189

Список сокращений 219

Введение к работе

С ростом тенденций глобализации мировой экономики и международных отношений проблемы взаимодействия культур, и как следствие, их самобытного развития, стали еще более актуальными и требующими тщательного изучения и анализа. Культура - один из базовых факторов, влияющих на развитие общества и формирование всесторонних отношений между государствами. Тем не менее, в подавляющем большинстве научных, в том числе и исторических исследований, этот важнейший элемент не является объектом специального изучения.

Культура - это способ творческой самореализации человека, воплотившийся в общественно значимых видах деятельности - науке, образовании, религии, искусстве. Культура страны - это ее история, выраженная в духовных принципах: религии, философии и искусстве и зафиксированная в материальных памятниках культуры. Исследуя изменения в интеллектуальном развитии страны в совокупности с изучением становления постколониального искусства, мы можем найти связь с процессами, происходящими в политике и экономике. Таким образом, мы полагаем, что трансформации в области литературы, науки, образования, философии и других показателях интеллектуального развития народа и содержание живописи, скульптуры, архитектуры, массово-зрелищного искусства тесно связаны с событийной почвой.

Данное диссертационное исследование посвящено выявлению связи между политическими, социально-экономическими условиями, в которых оказался Египет во второй половине XX века и культурным развитием страны, а также анализу особенностей отдельных компонентов культуры.

Политические трансформационные процессы: переход от монархии к республике, экономические изменения: от внедрения плановой экономики до перехода на рыночные отношения, социальные факторы: от ориентации на низшие страты до распространения олигархии - интенсивные и глубокие изменения в вышеперечисленных структурах привели к трансформациям в сфере культурной жизни Египта.

В диссертации рассматриваются такие важнейшие компоненты культуры как образование, наука, литература, массово-зрелищное и изобразительное искусство. Мы не затронули сферу музыки, декоративно-прикладного искусства и некоторых других компонентов культуры, которые должны быть предметом отдельного исследования.

Актуальность исследования. Развитие культуры современного Египта и арабских стран в целом, до сих пор не было объектом специального исторического исследования.

В 1987 г. в российских высших учебных заведениях был введен предмет культурологии, в рамках которого изучается и история мировой культуры. С сожалением приходится констатировать тот факт, что современные работы по истории культуры, предложенные в качестве учебников для российских высших учебных заведений, представляют собой историю развития Западной художественной культуры с периода Древней Греции до постмодернизма. Данные о восточной художественной культуре ограничиваются древним периодом, так как очевиден вклад именно древних египтян, китайцев, индийцев в мировую культуру. Современное же состояние культуры этих народов практически не изучено и представляет собой широкое поле для исследований. Одной из попыток достижения поставленной задачи является и данное диссертационное исследование.

Египет - страна с уникальным культурно-историческим прошлым и, проблематика культурного самопозиционирования и развития, тесно связанная с содержанием явлений культуры, является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Кто же на самом деле египтяне - арабы, африканцы или европейцы, отдельная нация или наслоение эклектики - спор по этим и другим вопросам не утихает до настоящего времени. Какую бы область культурного развития мы не рассматривали, в ней представлены, во всем их многообразии, различные подходы к оценке культурного статуса страны. Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования просматривается в двух аспектах - в научном и практическом, т.е. назрела необходимость, во-первых, в изучении истории культуры новейшего времени и, во-вторых, в использовании полученных выводов на практике.

Степень изученности проблемы. Данная проблематика представляется недостаточно разработанной. Исследователей-египтологов интересовал и интересует, прежде всего, древний период истории египтян: археологические находки, письменность, сохранившиеся памятники искусства. Под влиянием подобных тенденций послединастический период культурного развития Египта практически не рассматривался. Современные тенденции культуры в Египте в период постколониального развития затронуты в монографиях А. М. Васильева «Египет и египтяне»,1 в которой рассматриваются вопросы культурного самоопределения, социальной структуры, религии, места женщины в обществе, быта и уклада народа, гендерные проблемы. Помимо перечисленного, в работе дан анализ аграрных реформ, исламской проблематики. В монографии В. О. Ковтуновича «Вечный Египет»2 исследовано как древнее искусство и литература, так и мировоззрение современных египтян. В работе В. И. Андреева «В стране пирамид»3 описано состояние зрелищно-массового искусства 60-х гг. -театра, кинематографа и др. Книга Дж. Олдриджа «Каир»4 затрагивает вопросы современной живописи, театра и кинематографа.

Недостаточную изученность поставленной проблемы думается можно объяснить двумя причинами: во-первых, историков традиционно интересовало, прежде всего, освобождение страны от колониальной зависимости, т. е. факторы, которые способствовали Июльской революции 1952 г. и дальнейшее независимое развитие страны в социально экономическом аспекте. Второй фактор, позволяющий объяснить скудость материала связан с тем, что изучение истории культуры как отдельной сферы исследовательского поиска вводится в отечественную науку лишь в конце 80-х гг.

Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:

Официальные документы Арабской республики Египет;

Статистические данные о развитии Египта во второй половине XX века;

Художественные произведения египетских авторов;

Материалы периодической печати;

Репродукции картин египетских художников.

Официальные документы включают в себя: Конституцию Республики Египет 1956 г.,5 утвержденную всенародным плебисцитом 23 июня 1956 г. Данная конституция, утверждавшая завоевания революции 1952 г., провозглашала независимость и суверенность Египта и объявляла своими ценностями искоренение империализма, уничтожение феодализма, искоренение монополий и господства капитала в политической жизни, установление социальной справедливости, создание сильной национальной армии, установление здоровой демократической жизни. Конституция восстанавливала парламентский строй. Органом законодательной власти являлось однопалатное Национальное собрание, исполнительная власть принадлежала президенту.

Конституция Объединенной Арабской Республики, вступившая в силу 25 марта 1964 г.6 представляла собой временный основной закон ОАР, основанный на объявленном переходе страны к социалистической модели развития.

Конституция объявляла Объединенную Арабскую Республику демократическим, социалистическим государством, основанном на союзе трудовых сил народа. В соответствии с конституцией основу египетского общества составляла социальная солидарность, экономическую основу -социалистическая система, запрещающая все виды эксплуатации.

Конституция Арабской Республики Египет, утвержденная на референдуме 11 сентября 1971 г., действующая с поправками 1980 г. по настоящее время, сохранила основные идеи, продекларированные после революции 1952 г. Конституция представляет собой сочетание социалистических идей (ликвидация неравенства в доходах, защита рабочих и крестьян, свобода от эксплуатации и т.д.), исламских ценностей (ислам -государственная религия, принципы мусульманского права - основной источник законодательства), положений, связанных с общегуманитарными принципами и норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капиталистическое развитие страны. Кроме того, Конституцией 1971 г. было изменено название страны, которое стало звучать Арабская Республика Египет.

Нами были также рассмотрены документы ООН: резолюции ООН, Кэмп-дэвидские соглашения,9 документы министерства внешних дел АРЕ,10 других организаций.11

Кроме того, использовалась работа «Гамаль Абдель Насер. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления 1952-1970 гг.». Были проанализированы документы культурной политики ЮНЕСКО в Египте (Cultural policy in Egypt by Magdy Wahba. Studies and documents on cultural policies).

Другую группу источников представляют справочники со статистическим и фактологическим материалом: «Арабская Республика Египет»;14 «Объединенная Арабская Республика»;15 «Африка: Энциклопедический справочник»,16 «Страны Ближнего Востока (Справочник)», «Страны Африки: политико-экономический справочник», «Африка: культура и общественное развитие (материал справочного характера)»,19 Ежегодники «Большой Советской Энциклопедии», «Искусство стран и народов мира (энциклопедия)»,20 «Кино: энциклопедический словарь»,21 «Театральная энциклопедия».2

Важнейшими источниками нашей работы стали собственно художественные произведения египетских авторов, написанные во второй половине XX века. Это романы Нагиба Махфуза,23 Абд ар-Рахмана аш-Шаркави, Гамаля ал-Гитани, Махмуда Теймура; рассказы Иусуфа Идриса,27 Тауфика ал-Хакима,28 стихотворения Абд ар-Рахмана ал-Хамиси29 и других египетских авторов на русском и арабском языках. Особый интерес представило эссе египетского литератора Йусуфа Идриса по проблеме культурной жизни Египта и арабского мира в целом.30

Следующей группой источников явились материалы прессы с учетом некоторой тенденциозности в излагаемой в них информации: газета «Аль-Ахрам» (на арабском языке), журнал «The Middle East journal» и российские печатные СМИ: газета «Арабский мир», журналы «Народы Азии и Африки» («Восток»), «Азия и Африка сегодня».

Новейшие веяния в культуре Египта частично отражены в сайтах сети Интернет.

Следующей группой источников стали произведения изобразительного искусства. Нами были использованы репродукции картин египетских художников: Мухаммеда Овейса, Газбии Сирри, Гамаля ас-Сагини, Инджи Эфлатон, Нагги Шакера и других художников.

Для выполнения данной исследования важнейшим источником стали поездки автора диссертации в Египет в 2000 г., в ходе которых автор проводила собственные наблюдения о ситуации в стране. Были проинтервьюированы египтяне с целью выяснения отношения к современной социально-политической ситуации, проблемам культуры, видения дальнейшего развития страны. Проводилось изучение архитектурных сооружений и произведений искусства (Национальный египетский музей в Каире, Луксорский и Карнакский храмы, пирамиды в Гизе).

Историография темы. Тема современной культуры Египта частично исследована в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ал-Холи Амаль Митвали Халид Ибрагима «Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в период правления президента Насера». В ней проанализированы развитие национального цирка, хореографии, балета в свете становления советско-египетских отношений.

Диссертант обращался также к работам, характеризующим общественно-политическую ситуацию в Египте второй половины XX века. В числе их фундаментальная работа И. П. Беляева, Е. М. Примакова «Египет: время президента Насера»,32 в которой получили освещение основные события времени правления Г. А. Насера, дан анализ проведенным политическим, экономическим и социальным реформам. В работах Б. Г. Сейраняна исследованы особенности развития Египта во второй половине XX века.33 Работа А. Агарышева «Гамаль Абдель Насер»34 посвящена политической деятельности президента АРЕ. В монографиях А. Г. Князева «Египет после Насера. 1970-1981»,35 «Египет 80-х годов»36 рассмотрены особенности преобразований следующего за Г. А. Насером президента А. Садата, дана характеристика А. Садата как личности. Работа А. 3. Егорина «Египет нашего времени» освещает некоторые события египетской истории: участие во второй мировой войне, борьбу за Суэцкий канал, кэмп-дэвидские соглашения и др.

Общие вопросы культурологического характера освещены в •зо монографиях Б. С. Ерасова «Культура, религия и цивилизация на Востоке», М. С. Каган и Е. Г. Хилтухиной «Проблема Запад-Восток в культурологии:

39 т/ взаимодействие художественных культур». Культурные взаимодействия с Западом рассмотрены в сборнике «Культура в странах Азии и Африки. Вопросы теории и практики».

Исламский фактор, имеющий огромное значение для формирования культурных процессов представлен в монографии А. Б. Борисова «Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX в.)».41

Особый интерес для диссертанта представили работы, посвященные отдельным компонентам культуры. Уровень развития образования и науки освещен в трудах Д. К. Пономарева,42 основные направления научной деятельности, достижения развития образования в постреволюционный период, проблемы высшего образования рассмотрены в монографии О. К. Дрейера,43 проблемы ликвидации неграмотности, и его причины проанализированы в работах Э. М. Фазельянова,44 анализ качества обучения в египетских учебных заведениях дан в работе К. Слюсаренко.45

Тенденции литературы проанализированы в трудах исследователей-филологов. Творчество отдельных египетских авторов - Нагиба Махфуза, Тауфика ал-Хакима, Гамаля ал-Гитани, Мухаммеда ал-Бусати, Сулеймана Файада и других - исследовано в работах В. Н. Кирпиченко.46 Литературе 50-х гг. XX века посвящена монография В. М. Борисова «Современная египетская проза».47 Творчеству Тауфика ал-Хакима дан анализ в работах К.

О. Юнусова. Исследованиям египетской поэзии посвящены работы Р. У. Ходжаевой.49 Статьи О. Б. Фроловой освещают проблемы национально-освободительной борьбы.

Процессы, происходящие в сфере изобразительного искусства исследованы в монографии А. А. Богданова «Изобразительное искусство Арабской Республики Египет»,50 статьях Б. В. Веймарна,51 А. М. Кантора.52

Исследование развития киноискусства, творчества египетских режиссеров, основной тематики киноиндустрии - занимает значительное место в работах А. Шахова.53

Театральное искусство исследовано в работе Т. А. Путинцевой,54 где дан анализ произведений египетских драматургов. В работе Д. Добродеева55 рассмотрены тенденции драматических постановок 70-х. Концептуальное содержание театральных постановок рассмотрено в статье S. К. Hamarnen «An outline of the contemporary Arab theatre».56

Монография египетского ученого Доктора Ахмада Шамс ад-Дина посвящено исследованию современного египетского театра (Д. Ахмад Шамс ад-Дин. Ал-Устурат ал-Хиджаджи фи ал-Масрах ал-Мисри ал-Муасыр).57

Цель данного диссертационного исследования заключается в выявлении важнейших тенденций и особенностей развития египетской культуры (общественно-политическая мысль, образование, наука, литература, изобразительное искусство, архитектура, зрелищно-массовое искусство) во второй половине XX в., рассмотренных в контексте политических изменений и трансформаций египетского социума. Цель обусловила задачи исследования:

1. Проанализировать влияние социально-политических факторов на развитие культурно-исторических процессов;

2. Исследовать изменения в области интеллектуального развития (общественно-политическая мысль, философия культуры, литература, наука, образование);

Изучить процессы становления постколониального искусства Египта;

Выявить важнейшие тенденции и направления, характерные для культурных процессов в Египте во второй половине XX века;

Сопоставить различные трактовки развития культуры и составить собственную концепцию видения культурного развития Египта.

Хронологические рамки исследования. В исследовании рассматривается период с 1952 по 2000 гг. - на это время пришлось развитие постколониальной, самобытной культуры Египта.

Территориальные рамки исследования охватывают территории Арабской Республики Египет в ее границах, существующих к 1950 г. Вместе с тем, учитывая временное объединение Египта с Сирией в Объединенную Арабскую Республику в 1958 г. и ее распад в 1961 г.; захват части территории Египта в процессе войны 1967 г. до кэмп-дэвидских соглашений 1978 г., к собственно «египетской» мы относим ту территорию, которая в настоящий момент утверждена как Арабская Республика Египет.

Объектом исследования является комплекс базовых элементов культуры Египта.

Предметом исследования выступает процесс историко-культурного развития Египта во второй половине XX века в его различных сегментальных изменениях.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации является комплексный подход к изучению истории культуры, совмещающий в себе элементы двух подходов - социологического, который уделяет внимание анализу культуры в контексте измененных социально-политических условий и культурно-исторического, который позволил определить особенности компонентов культуры в процессе их становления. В процессе работы автор добивался воплощения принципов историзма, достоверности, объективности.

При написании работы были использованы общепринятые научные методы конкретно-исторического исследования. Историко-сравнительный метод, используемый при изучении таких компонентов культуры как литература, искусство, кино, театр, позволил выявить общие тенденции, характеризующие культурную обстановку в целом. Применение историко-системного метода позволило составить целостное представление об историко-культурном развитии Египта во второй половине XX века. Кроме того, был использован эмпирический метод - наблюдение - для составления собственного представления о современной социокультурной ситуации.

Таким образом, исследование носит комплексный системный характер с одновременным описанием отдельных компонентов культуры.

Научная новизна. По уровню развития современной культуры Арабская республика Египет занимает одно из первых мест на Ближнем и Среднем Востоке. Данная работа является первой попыткой всестороннего исследования культурной ситуации в Арабской Республике Египет, для чего автор на основе многочисленных источников стремился сопоставить, систематизировать и проанализировать разрозненные данные о современной культуре Египта.

Практическое значение диссертации состоит в возможности применения результатов исследования при изучении актуальных вопросов культурного развития стран Востока и при разработке проблематики истории мировой культуры, при освещении отдельных культурных процессов в арабских странах.

Выводы, анализ и информация, содержащиеся в диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособий и при подготовке вузовских лекционных курсов по истории культуры современной Северной Африки.

Структура работы подчинена исследовательской логике, определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в выступлениях автора на различных научных конференциях.

Наиболее значительные результаты работы и выводы были изложены на всероссийской конференции «Проблемы и перспективы современного общества» (Казань, 10-11 декабря 2003 г.), международной конференции «Этические проблемы развития современной цивилизации» (Пенза, 4 января 2004 г.), конференции арабистов Института Востоковедения РАН «Глобализация и арабский мир» (Москва, 12-14 апреля 2004 г.), международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 13-15 апреля 2004 г.), международном конгрессе востоковедов 1С ANAS - 37 (Москва, 16-21 августа 2004 г.).

Социально-политические предпосылки историко-культурной трансформации Египта

Во второй половине XX в. Египет претерпел целый ряд политических трансформаций. За 50 лет сменилось три руководителя59: президенты Г. А. Насер, А. Садат, X. Мубарак, с противоположными представлениями об укладе страны, что не могло не оказать дестабилизирующего воздействия на поступательное развитие республики во всех отношениях. Эти факторы привели к возникновению совершенно разных условий для развития культуры страны.

В 1951 г. Египет был оккупирован англичанами в результате отмены договора 1936 г. По данному договору Британия имела право оставить часть своих военных в районе Суэцкого канала. Таким образом, начало исследуемого периода ознаменовано милитаризированностью общества, что, как будет видно позднее, отразилось во всех областях культуры страны.

Несомненен тот факт, что самой значительной датой для египтян, ставшей как бы новой точкой отчета для исторического развития во второй половине XX в., стала революция 1952 г., когда королевская власть была сменена властью так называемых «свободных офицеров», главной целью которых было освобождение страны от британского влияния. Естественно, что смена власти в таком глобальном масштабе не могла не вызвать трансформации, выходящие за рамки освобожденческих идей. Хотя, как принято считать, новое правительство не имело четкого плана дальнейшего развития Египта, тем не менее, была обозначена главная цель и, шаг за шагом, «методом проб и ошибок», новое руководство двигалось к ней. С 1954 г. один из членов «свободных офицеров» Гамаль Абдель Насер61 возглавил Совет Революционного Командования (СРК)62; 23 июня 1956 г. была утверждена Конституция Египетской Республики63 и, президентом страны был избран Г. А. Насер, ставший впоследствии не только бесспорным лидером среди арабских стран, но и политическим деятелем международного масштаба.

В отечественной историографии время правления президента Г. А. Насера принято делить на три этапа в зависимости от тенденций, превалирующих в конкретный период его деятельности.

Первый период, 1952-1956 гг. характеризовался усилением позиций нового правительства, дальнейшей борьбой за независимость и антифеодальными мерами.

После захвата власти группой «Свободных офицеров», указом 17 января 1953 г. были распущены все политические партии, кроме «Братьев-мусульман», в 1954 г. также была запрещена и ее деятельность. Запрет был вызван призывами «Братьев-мусульман» создать в Египте «исламское государство» и требованиями полномочий последней инстанции на принятие тех или иных готовившихся законов. Отказ от всех других партий (основные из них: ХАДЕТУ - Демократическое движение за национальное освобождение; Египетская коммунистическая партия, включающая в себя членов, не вошедших в ХАДЕТУ; Вафд - выражавшая интересы национальной буржуазии) связывается с желанием создать мощную оппозицию, прежде всего, против монархического режима и феодализма, т. к. расхождение мнений на идеологической почве считалось не только не целесообразным на данном этапе, но и опасным, для молодого, в политическом смысле, государства. Взамен всех бывших партий Советом революционного командования была создана «Организация Освобождения», в которую принимался каждый желающий с единственным условием -поддерживать идею революции.

Одним из значимых завоеваний революции стал приход к власти представителей средних слоев, патриотической интеллигенции в союзе с национальной буржуазией. Политические и экономические преобразования в постреволюционный период отражали требования народных масс, способствовали ликвидации феодальных и полуфеодальных отношений.

Следующее направление деятельности «Свободных офицеров» связано с борьбой за освобождение страны от британского влияния. Египет потребовал от Лондона освободить зону Суэцкого канала от британских войск. После полученного отказа началась партизанская борьба, во время которой были блокированы британские военные базы в зоне Суэцкого канала и, по соглашению 19 октября 1954 г., Англия обязывалась вывести свои войска с территории Египта (эвакуация была завершена 13 июня 1956 г.).

В это же время Египтом был выдвинут принцип «позитивного нейтралитета», таким образом, страна отказывалась участвовать в иностранных военных блоках. Так, Г. А. Насер, как и лидеры большинства арабских стран, отверг вступление в Багдадский Пакт (СЕНТО), который был расценен как предательство интересов арабов. Также, Египет активно участвовал в Бандунгской конференции 18-24 апреля 1955 г. за мирное сосуществование.

Помимо этого, внешняя политика Египта в постреволюционный период была связана с ориентацией на социалистические страны в целях установки на перевооружение армии. К Великобритании по этому вопросу нельзя было обратиться по вполне понятной причине; США (в лице госсекретаря администрации Д. Эйзенхауэра Дж. Ф. Даллеса) взамен на поставку оружия потребовали от Египта вступления в блоки (что с позиций позитивного нейтралитета было бы недопустимым) или заключения Договора о совместной обороне; Франция ожидала отказа Каира от поддержки народного освободительного движения алжирского народа, на что Г. А. Насер пойти также не мог. В результате Египет в сентябре 1955 г. закупил оружие у Советского Союза, Чехословакии, Польши и заключил оборонительное соглашение с Сирией (20 октября 1955 г.), Саудовской Аравией (27 октября 1955 г.). Таким образом, проблема перевооружения была решена.

Кроме этого, правительство Египта добилось решения одного из важных вопросов внешней политики. 12 февраля 1953 г. в Каире было подписано англо-египетское соглашение, предоставлявшее Судану право на самоопределение.

Антифеодальные меры нового правительства первоначально в достаточной мере проявились во введении аграрной реформы 9 сентября 1952 г.,64 когда максимум владения землей был установлен в 200 федданов (1 феддан = 0, 42 га), так как при короле Фаруке 0,5% населения владела третью всей земли.65 По мнению исследователей: «После победы революции 23 июля 1952 г. в Египте самым важным и принципиальным мероприятием нового руководства было принятие в сентябре 1952 г. закона об аграрной реформе, направленного на подрыв экономической и политической власти 66 класса крупных землевладельцев».

Развитие зрелищно-массового искусства

Современный театр Арабской Республики Египет можно считать порождением революции 1952 г., хотя и предпосылки были заложены в предшествующий период. Специфика этого вида искусства в том, что театр 125

это одно из самых эффективных средств приобщения народа к культуре и, следовательно, является важным элементом культурной политики власти.

Во второй половине XX века были основаны новые государственные театры: Современный театр (1950 г.), Театр комедии (1952 г.), театр Тауфика ал-Хакима (1963 г.), Театр миниатюр, Театр музыкальных ревю. Возникли также Экспериментальный театр «Аль-Гиб» («Карманный»), предназначенный для постановки пьес, рассчитанных на узкий круг любителей; передвижной театр армии, «ал-Гумхурия» (1961 г.), в 1958 г. возрождается театр кукол.

Государственные театры были подчинены специально созданной для подобных целей Организации по делам театра, музыки и народных искусств. Кроме этого, в Каире открылись множество частных театров: «Свободный театр» (1952 г.), Театр Исмаила Ясина (1954 г.), Театр имени Нагиба ар-Рейхани, театр «Рамсес» Юсефа Вахба (воссоздан в 1957 г.).

Несколько театров («Мухаммед Али», «Клеопатра» и др.) действовали в Александрии. Небольшие, любительские театры были также в Порт-Саиде, Танте, Даманхуре, Эль-Минье и других городах. Союз студентов создал две театральные труппы, которые разъезжали по стране с концертами.

В целях обеспечения созданных театров необходимыми специалистами в 50-е гг. был открыт Институт театрального искусства со следующими факультетами: актерским, драматургии, декорации и техники сцены. В 1959 г. создано общество драматургов, в 60-е гг. начинает издаваться журнал «ал-Масрах» («Театр»).

В 1959 г. создано Государственное хореографическое училище. В этом же году создан Ансамбль народного танца Реда, основанный братьями Махмудом и Али Реда. Кроме того, создаются ансамбли народного танца во многих городах страны. В 1962 г. открылся Институт балета. В конце 1965 г., с помощью советских специалистов, в Каире открылся национальный цирк.

Известный египетский публицист Гали Шукри писал: «В течение двадцати лет правления Насера египетский театр превратился в своего рода парламент, место, где открыто проявлялись настроения, где негативные явления, равнодушие и некомпетентность подвергались резкой критике. В большинстве случаев это был подлинный политический театр... Во многих пьесах поднимались вопросы освобождения, развития и демократии в качестве треугольника, целостность которого нарушалась до и после поражения 1967 г.».284 Здесь необходимо учесть и «обратную сторону медали» политического театра, основной целью которого является пропаганда необходимых власти идей, в связи с чем, строгая ориентация на популяризацию лозунгов и односторонняя тематическая направленность приводит к уменьшению уровня эстетической ценности постановки. При безусловной необходимости цензуры, искусство не должно быть «служанкой политики». Мы можем наблюдать, как наиболее «идейные произведения» по истечении времени становятся не только неактуальными, но и предаются забвению.

Как и в случае с литературой, если не более, так как театральные постановки находятся в более зависимом положении от государственного заказа, первые театральные произведения призывали к борьбе, обличая кабальное положение Египта до 1952 г. Основным жанром театральных постановок был социалистический реализм. Первым спектаклем, поставленным после революции, была пьеса Нуамана Ашура «Те, кто внизу» о социальном неравенстве, которая была написана под влиянием пьесы М. Горького «На дне».

Тема борьбы становится одной из центральных и для театральных постановок. После 1956 г. режиссер Юсеф Вахба поставил несколько пьес об британской оккупации и борьбе египтян против оккупантов. Театр «Аль-Гиб» также поставил антиколониалистскую пьесу Петера Вайса «Чудовище». Эта пьеса наряду с драмой Саад ад-дина Вахба «Говорящая стена» о взаимоотношениях народа и власти, поставленной в театре Тауфика ал-Хакима, была отобрана для показа на Дамасском фестивале театрального искусства арабских стран. К пьесам антикапиталистической и антиимпериалистической направленности относятся также произведения «Республика Фархат», «Король хлопка», «Момент смятения» Йусуфа Идриса, «Че Гевара» Михаила Румана, «Начало и конец» Нагиба Махфуза, «Кофе королей» Лутфи ал-Холи, «Голос Египта», «Алжирка Джамиля Бухиред» Альфреда Фарага.

Политическая тема воплотилась в пьесе «Проблема» Лутфи ал-Холи (о дореволюционной борьбе между сторонниками постепенных реформ и революционерами-радикалами, стремящимися в короткие сроки в корне изменить жизнь), «Падение фараона» Альфреда Фарага.

«Большой интерес у египетского зрителя вызвала комедия молодого драматурга Али Салема «Короли входят в деревню» в театре «Аль-Гумхурия». История молодого египтянина, неожиданно ставшего миллионером, служит здесь фоном для сатирического изображения тех слоев египетского общества, которые, поклоняясь золотому тельцу, считают, что за деньги можно купить все, в том числе и честь и достоинство людей».

Проблема феллахов освещалась в пьесе «Аль-Махруса» Саад ад-Дина Вахба. В деревне, по имени которой названа пьеса, крупные феодалы насильственными методами заставляют крестьян работать на их земле и отказаться от собственных участков. Пьесы «Нежные руки» (1954 г.), «Сделка» (1957 г.) Тауфика ал-Хакима были посвящены теме труда и борьбы крестьян за землю.

Тема труда вообще очень актуальна в постреволюционный период, возможно в связи с возникновением прямой ассоциации между идеей труда и концепции созидания - создания нового государства. Так, «летом 1962 г. по случаю десятой годовщины революции был проведен конкурс молодых писателей на лучшую одноактную пьесу, славящую положительный плодотворный труд на благо общества в условиях победившей революции. Некоторые из его участников представили удачные работы. К их числу относится пьеса «Новый господин». Ее герои, люди из разных слоев народа, пройдя через различные жизненные трудности и соблазны, приходят к единственно верному в современных условиях выводу - нужно жить трудом своих собственных рук, принося пользу обществу...».286

Не ослабляется интерес и к постановке классических произведений всемирной литературы. На сцене Национального театра постоянно ставились произведения арабских и зарубежных классиков, такие как, «Скупой» Мольера и «Маджнун и Лейла» Ахмеда Шауки, пьесы современных египетских драматургов: «Возвращение молодости», «Изис», «Пещерные люди», «Взбирающийся на дерево», «Сделка» Тауфика аль-Хакима, «Кофе королей» Лутфи аль-Холи и других. Известный египетский режиссер Карам Мутава в 1966 г. поставил на сцене Национального театра «Шахразаду».

На сценах ставились пьесы западных и русских драматургов. По свидетельству Д. Олдриджа, после 1956 г. египтяне ставили в театре, передавали по радио и телевидению пьесы Теннесси, Бекета, Осборна, Г. Пинтера, Вескера, Н. Симпсона, Чехова, Горького, А. Миллера. Брехта, О Нила, не считая классических греческих драм.287

Постановку драмы Л. Н. Толстого «Власть тьмы» в сезоне 1958/1959 г. называли «самым крупным событием в жизни театра за последние годы»,288 отмечая многочисленные отклики в египетской прессе. В результате положительной критики вырос интерес к творчеству русских писателей и, как, следствие, все больше постановок русского театра появилось на сцене. Это, прежде всего, пьесы А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Горького.

Но, несмотря на высокий уровень представленных постановок, массовая публика часто предпочитала спектакли частных театров, представляющих легкие комедии с шутками, песнями, танцами, т.е. так называемую «массовую культуру», призванную, прежде всего, дать отдых зрителю, а не «катарсис» или осмысление идей классической драматургии.

«Зритель приходит в театр к девяти часам вечера, как указано в программе. Представление начинается около десяти. Но никто не возмущается и не протестует. Все пьют кока-колу, чай, кофе, курят, едят бутерброды, беседуют со знакомыми — одним словом, благодушествуют, готовясь провести в театре по крайней мере половину ночи: спектакли заканчиваются около часу, а то и двух. Очень многие приводят с собой детишек, нимало не смущаясь рискованными шутками, звучащими со сцены» .

Тематические особенности изобразительного искусства

Революция 1952 г. благоприятно отразилась на развитии изобразительного искусства. Конец 50-х - 60-е гг. - это момент наивысшего расцвета изобразительного искусства в республике. В стране создается большое количество картин различного жанра, организовываются многочисленные выставки.

«C 1952 r. (no 1963 r. - M. Э.) Объединенная Арабская Республика участвовала в 231 выставке, из них 92 выставки местных художников, организованные Министерством культуры, Народным союзом, объединениями художников; 58 выставок иностранных художников; 37 международных выставок за рубежом; 35 арабских выставок, делегированных за границу; 9 международных выставок и фестивалей, организованных Объединенной Арабской Республикой»320 (перевод автора диссертации).

Работы египетских художников экспонировались в Чехословакии (1956 г.), Китае (1956 г.), СССР (1958, 1962 гг.), на Международных выставках в Венеции (1956, 1958 гг.) и других странах. Обращает на себя внимание факт организации выставок в провинциальных городах Египта, что свидетельствовало о стремлении художников ознакомить с высоким искусством массы.

В постреволюционный период активизировалась деятельность учреждений, готовящих специалистов, как в области изобразительного искусства, так и в области художественных ремесел. «В 1957 г. в Каирской академии художеств на факультетах живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства обучается около 500 студентов. В Каире имеются также мужской и женский институты, готовящие преподавателей черчения и рисования для средних учебных заведений. Кроме того, специальные колледжи выпускают гончаров, ткачей, ювелиров, стеклодувов, камнерезов и других мастеров художественного ремесла».321 Колледж прикладного искусства в Каире, имеющий двенадцать факультетов, выпускает мастеров современной керамики, ковроткачества, резьбы по дереву и кости, художественной работы по металлу, росписи по эмалью и других видов декоративного и прикладного искусства.

Непосредственно после революции создавались произведения, выражающие чувство глубокого удовлетворения свершившимися переменами. Художники изображали национальные праздники, труд феллахов и ремесленников, развлечения детей, танцы и песни. Подобные темы были представлены на картинах, выставленных в Венеции в 1956 г.

Они подчеркивали национальное своеобразие, национальные особенности, приближающие искусство к народу. Таковыми были работы Саад Камила, Хамид Нада, Самир Рафи, Ибрахим Масудо, Абд ал-Хади аль-Газзара, Махер Раифа.

Суэцкий кризис 1956 г. привел к распространению политической темы, темы борьбы, как в графике, так и в живописи. В живописи тема борьбы египетского народа против завоевателей была представлена полотнами Мухаммеда Али «Порт-Саидская битва», Зейнаб ас-Сагини «Порт-Саид», Нагги Шакера «Победа Порт-Саида», Мохсена аль-Кедрави «Народ на защите Порт-Саида». Последняя картина показывает жестокий бой, развернувшийся на улицах города. «Среди трупов погибших людей и пылающих развалин фигуры арабов-воинов в пьшающих одеждах выделяются как символы непобедимости египетского народа».322 На картине Мухаммеда Овейса «Солдат» изображен воин, за спиной которого весь народ, Нил, пальмы, воплощающие мирную жизнь.

Картины Аль-Альфи «Разрушение Порт-Саида» и Нагги Шакера «Последствия войны» изображают разруху, руины, пустоту; как бы символизируют отсутствие жизни.

Особую силу картинам в изображении ужасов войны придают дети. Это полотна Абделя Ваххаба Мурси («Порт-Саид», изображен одинокий малыш, позади которого руины города), Амира Салиба («Бегство», на которой изображена смерть, преследующая женщину с детьми), Инджи Эфлатон («Порт-Саид», рассказывает о горе маленькой девочки, потерявшей мать во время бомбардировки города), Мамдуха Аммара («Девочка из Порт-Саида»), Хасиба Али и др. Работы Мустафы Хусейна отражают борьбу против интервентов, осуждают колониализм и выражают благодарность СССР за поддержку Египта. «Твердая решимость отстоять свободу, ненависть к оккупантам, горе беженцев, оплакивающих жертвы войны, - вот чем дышат суровые, скорбные и героические полотна многих художников-уже из одних названий картин становится ясным, что с особенным волнением живописцы воспевают образы бесстрашного города, его несгибаемых защитников».323 Тема борьбы в живописи переплетается с сюжетами, связанными с событиями палестинской войны 1948 г. в произведениях Салаха Аскара, Асада Мазхара.

Похожие диссертации на Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина XX века)