Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Гукасова Наталья Игоревна

Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964)
<
Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гукасова Наталья Игоревна. Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2004 131 c. РГБ ОД, 61:05-7/375

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки и формирование внешней политики Индии.

1. Особенности этно-конфессиональной ситуации и политической культуры Индии накануне независимости .

2. Проблема конфессионального дуализма и ее влияние на характер и развитие национально-освободительного движения в Индии.

Глава II. Основные направления внешней политики Индии

1. Индия и Пакистан . С. 61

2. Индия - великие державы (США, СССР, КНР). С. 75

3. Внешнеполитическая деятельность Индии по проблемам Конго и С. 127

португальских владений (Гоа, Даман, Диу).

Заключение С. 141

Библиографии С. 151

Введение к работе

Индия переживает один из важнейших периодов истории, сравнимый по своей значимости разве что с появлением ее на мировой арене в качестве независимого государства, добившегося этого в результате чисто индийского феномена - ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Пацифистская философия Мохандаса Карамчанда Ганди — сложная система взглядов, сердцевиной которых было учение о ненасилии. Гандизм для Индии - явление исторически оправданное и соответствовавшее конкретным условиям страны. Взгляды Джавахарлала Неру - первого премьер-министра Индии отразились на позиции Индии по всем главным вопросам международной политики. Особенно важно в этой связи, что на образ мыслей Дж. Неру, прежде всего в проповеди ненасилия, сильнейшее влияние оказал М. К. Ганди. Более того, в октябре 1949 г. Дж. Неру охарактеризовал внешнюю политику Индии как попытку "соединить идеалы с национальными интересами".

Несмотря на несомненный элемент идеализма, характерный для теории ненасилия, она, безусловно, стала существенной составляющей политики неприсоединения, провозглашенной Дж. Неру как базиса внешней политики страны, который остается в целом неизменным до настоящего времени. Анализ исторических корней этой политики, ее реализации и эволюции, проделанный автором данной работы представляют несомненный интерес и актуальность в настоящее время. Целью правящих кругов более чем миллиардной по населению страны является превращение Индии в мощную современную военно-экономическую державу и активный фактор ядерной политики.

Диссертационная работа посвящена также анализу внешней политики Индии в первые 17 лет независимости как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Актуальность темы определяется также и тем, что Южно-азиатский субконтинент - составная часть АТР, имеющая свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что здесь сталкивались и продолжают сталкиваться национальные интересы крупнейших стран мира -, с одной стороны, СССР (РФ), США и КНР, а с другой - стран субконтинента, прежде всего Индии и Пакистана.1 В 1974 г. Индия впервые провела ядерные испытания, а в 1998 г. создала свою первую ядерную бомбу, произведя испытания собственного оружия, перешагнула ядерный порог. Через две недели Пакистан, который, по оценке специалистов, использовал при реализации своей ядерной программы китайские материалы и технологии, последовал ее примеру. В настоящее время, по мнению ведущих исследователей-политологов, в условиях обостряющейся идеологической борьбы между "открытыми" обществами Севера и "закрытыми" обществами Юга Южная Азия (и Индия как ядро региона) может превратиться в одну из основных арен нового политического противоборства. Это будет означать изменение ее места в системе внешнеполитических приоритетов высоко развитых держав. Таким образом, Индия оказывается в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.

Особое значение имеют российско-индийские связи, носящие традиционно дружественный характер. Отсутствие неразрешимых антагонистических противоречий, общих границ и пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем, толерантность культур России и Индии, маловероятность значительных миграционных потоков населения исключают возможность возникновения конфликтов на цивилизационной, религиозной или этно-националыюй основе.

Индия — одна из немногих древнейших цивилизаций нашей планеты, которая сохранила фактически в неизменном виде веками и тысячелетиями традиций, связанных, прежде всего, с индуизмом. Индуизм - уникальное явление, он занимает заслуженно место в ряду великих религий мира, таких как иудаизм, буддизм, христианство и ислам. Однако, индуизм, как отмечают большинство исследователей, кардинально отличается от этих религий (исторически не зафиксирован во времени и пространстве, не имеет основателя, не имеет единой священной книга и единой религиозной организации и т.д.), вследствие чего наиболее часто определяется как "религия, религиозно-ритуальная практика, религиозно-философские концепции, формирующие мировоззрение" , как некий специфический, сугубо индийский образ и стиль жизни в целом. Индуизм пронизывает все сферы жизни каждого индийца и является определяющим фактором общественного развития Индии на протяжении многих столетий. Политическая система страны представляет собой яркую форму выражения индуистской традиции. Так, Конституция Индии декларирует право на демократические свободы, провозглашает секуляристскую республику парламентского типа и существование многопартийной системы. Индия на протяжении более чем полувека демонстрирует удивительную для страны, не относящейся к числу так называемых "развитых демократий", прочность парламентаризма, которая базируется на традиционных индуистских основах.

Индуистский характер имеют и главные атрибуты государства -государственная символика Индии, в первую очередь поднятый Джавахарлалом Неру 15 августа 1947 г. трехцветный оранжево-бело-зеленый государственный флаг Индии. Оранжевый - цвет монашеской топі - отрешение, покорность и бескорыстие. Белый - свет и истина. Зеленый - буйная сила, плодотворящей природы. Расположенное в центре синее колесо -чакра3 в 24 спицы (скопировано с львиной капители в Сарнатхе) - объединило море и небо в древнем солнечном знаке - колесо прялки и магический атрибут бога Вишну, преобразившийся потом в символ буддийского закона (дхармачакра), в самого Будду. Это флаг, предложенный Конституционной Ассамблеей от имени индийских женщин, вобрал в себя основные принципы философской системы Махатмы Ганди4. Надпись на государственном гербе Индии гласит "Сатья мева джаяте" -"Побеждает лишь истина".

Погребальные церемонии также воплощают индуистские традиции. Великие сыны Индии и борцы за независимость - Махатма Ганди и Джавахарлал Неру - ушли в бессмертие в огне погребальных костров. Их тела были преданы огню на стоящих на правом берегу р. Джамны каменных прямоугольниках самой почитаемой святыни в Индии - Раджхата5. Пламя в индуистской космогонии олицетворяет творческое начало вселенной. На черном мемориальном монолите высечены обращенные к Богу последние слова Махатмы Ганди, унесшего веру в ненасилие с собой - "Ом Рам О Рама!".

В разработке главных принципов внешнеполитического курса Индии в первые 17 лет независимости выдающаяся роль принадлежит Джавахарлалу Неру. Уже в преддверии десятилетнего нахождения Неру у власти его считали одним из самых ярких живущих на Земле, личность которых запечатлелась в мировом общественном мнении, "человеком, ставшим виднейший фигурой на мировой политической арене, после того, как с нее сошла Большая Тройка военных лет -Черчилль, Сталин, Рузвельт" (Харперс мэгэзин, США). Газета "Нью-Йорк Тайме" констатировала, что Неру "один из самых значительных политических деятелей и бесспорных властелинов мира, единственный властелин мира, который правит, вігушая подданным любовь, а не страх".6 Столь высокую оценку Неру заслужил благодаря, прежде всего, достижениям в области своей внешней политики, основанной на здравом смысле и опиравшейся на центральное руководство.

Дж. Неру одновременно с портфелем премьер-министра оставил за собой пост министра иностранных дел. Подобное решение о совмещении двух должностей имело под собой все основания. Хотя ИНК еще в 1920 г. принял резолюцию, выражавшую в общей форме желание установить сотрудничество с соседними странами, после достижения страной независимости Конгресс оказался настолько поглощенным внутренними делами Индии, что не мог уделять должного внимания событиям на международной арене. Более того, в том, что с 5 середины 1920-х годов Конгресс начал интересоваться международными делами, также личная заслуга Неру.

Как указывает наиболее известный западный биограф Неру канадский историк М. Бречер, Неру уже с середины 1930-х годов считался в Индийском национальном конгрессе признанным авторитетом по международным делам и играл главную роль в определении внешнеполитической линии партии: "Ни один человек в Конгрессе или правительстве, даже Сардар Патель, не оспаривал когда-либо права Неру осуществлять контроль в этой сфере". По его словам, Неру был философом и архитектором внешнеполитического курса, превратив его по существу в свою "частную монополию". Оценка М. Бречера справедлива как для предвоенных, так и послевоенных лет.

Нельзя не отметить, что в годы второй мировой войны разногласия Дж. Неру и М.К. Ганди по вопросам внешней политики принимали подчас весьма острый характер. Ганди вплоть до августа 1942 г. утверждал, что Индия ни при каких обстоятельствах не должна участвовать в войне. Неру после начала войны пришел к выводу, что Индия может выступить вместе с Англией и другими государствами против фашистских держав при условии признания ее политической независимости. Отражение в заявлении Рабочего Комитета Конгресса от 14 сентября 1939 г. получила точка зрения Дж. Неру. В 1940-ые годы споры в ИНК между Дж. Неру, Абдул Калам Азадом и их сторонниками, с одной стороны, и М. К. Ганди (он настаивал на пацифисткой позиции), с другой стороны, обострились настолько, что едва не привели к коллективной отставке о большинства членов Рабочего комитета партии. Еще более серьезные разногласия возникли в ИНК в первой половине 1942 г. по вопросу угрозы военного вторжения Японии в Индию. Ганди "решительно заявил, что если японская армия и вторгнется в пределы Индии, то она придет сюда не как наш враг, а как враг англичан".9 Большинство руководителей Конгресса поддержали М.К. Ганди, только Дж. Неру и А. К. Азад считали, что в случае вступления японцев на индийскую землю народ должен оказать им сопротивление всеми возможными средствами.

После капитуляции фашистской Германии и милитаристской Японии и произошедших в связи с этим изменений на международной арене, на фоне мощного подъема национально-освободительного движения перед ИНК встала задача выработать свою внешнеполитическую линию, учитывая новые реалии международной жизни.

Первая попытка определить внешнеполитический курс Индии была сделана Дж. Неру в его беседе с членом "неофициальной" делегации Индии Б. Шива Рао после возвращения последнего из Сан-Франциско с учредительной конференции ООН. В начале беседы Неру заявил, что если ООН окажется неэффективной организацией, то в ближайшем будущем, исходя из старых культурных связей азиатских и африканских народов, станет возможным создать Азиатскую федерацию для "совместной защиты от внешней агрессии" и против "экономического проникновения", сотрудничества "в области внешней политики", а также "в целях торговли". Знаменательно то, что курс новой Индии на мировой арене связывался с идеей о создании "Восточной федерации", включающей весь полуостров Индостан, а также Бирму, Цейлон, Афганистан, Китай и, по возможности, Малайю, Таиланд и Иран10, фактически, большинство стран Индийского океана. Чешский исследователь Ян Пилат дал оценку планам Неру: "Если Неру мыслил в категориях устройства всего мира, в понятиях гигантских федераций, это были не пустые фантазии. Он лишь делал определенные логические выводы из знания, что наступает пора, когда существование множества маленьких, изолированных национальных государств становится устаревшей концепцией".11

Весной 1946 г. в Дели местный Совет по международным делам организовал Азиатскую конференцию, состоявшуюся в 1947 г. в Дели, в которой участвовали представители нескольких десятков уже добившихся независимости или находившихся на ее пороге стран Азии, а также делегации из азиатских республик СССР. Душой и инициатором этого мероприятия был будущий премьер-министр Индии Дж. Неру.

Основные принципы внешней политики самостоятельной Индии Неру изложил в своем выступлении по радио Дели 7 сентября 1946 г. Он заявил, что Индия намерена держаться в стороне от противостоящих друг другу группировок государств, и будет стремиться к установлению дружественных отношений со всеми странами, прежде всего, Азии. Он подчеркнул, что его родина особенно заинтересована в освобождении колониальных и зависимых стран и полностью 1 У отвергает расистскую доктрину, где бы и в какой бы форме она ни применялась. Таким образом, главным содержанием внешнеполитического курса Неру стал отказ именно от участия в военных блоках, который ставил целью обеспечить независимое национальное развитие Индии. Знаменательно и то, что это выступление прозвучало спустя полгода после речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г., ознаменовавшей начало холодной войны.

Стремясь подчеркнуть активный характер политики Индии на международной арене, Дж. Неру часто подчеркивал, что Индия "проводит курс...позитивного, активного и динамического подхода ко всем важнейшим вопросам".13 Таким образом, индийский курс неприсоединения не имеет ничего общего с политикой изоляционизма.

В 1955 г. в Бандунге состоялась конференция, в работе которой приняли участие 29 стран Азии и Африки. Здесь были поддержаны и приняты принципы, впервые сформулированные в индийско-китайском соглашении 1954 г. и получившие название "Панча шила" в качестве основы отношений между государствами. Они включили: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, 2) ненападение, 3) невмешательство во внутренние дела друг друга, 4) равенство и взаимную выгоду, 5) мирное сосуществование. Одним из инициаторов созыва этой конференции был Дж. Неру.

Позиция Индии по всем вопросам международной политики, безусловно, отражала личные взгляды и убеждения Дж. Неру. Тот же М. Бречер отмечает, что основными принципами, которыми руководствовался Неру при проведении иностранной политики, были антиколониализм, то есть поддержка права на самоопределение народов Азии и Африки; антирасизм, или требование полного равенства рас и народов; неприсоединение к военно-политическим блокам, что не означало пассивный нейтрализм (изоляционизм), но предполагало активное утверждение независимых суждений по всем международным вопросам; признание Азии в качестве новой нарождающейся силы в мире и права азиатских государств решать самим касающиеся их проблемы; посредническая роль в противостоянии блоков, отказ от участия в гонке вооружений как следствие философии ненасилия и как способ уменьшить риск новой мировой войны.

Внешнеполитические взгляды Дж. Неру, составляющие значительную часть его общего мировоззрения, начали складываться еще в период его учебы в Кембридже, но целостный подход к решению международных проблем сформировался уже после возвращения на родину в 1912 г. Дж. Неру, безусловно, вдохновил опыт России, совершавшей в 1920-ые годы социалистическое строительство, с результатами которого Неру познакомился во время своего первого визита в СССР в 1927 г.

Как уже упоминалось, на образ мыслей первого премьер-министра Индии, особенно в проповеди ненасилия, сильнейшее влияние оказал другой великий индиец- Махатма Ганди, пацифистская философия которого-достаточно трудно поддающаяся анализу система взглядов. Между Неру и Ганди в ходе совместной деятельности возникало немало разногласий, которые иногда имели настолько острый характер, что едва не приводили Конгресс к расколу (например, по вопросу участия Индии во второй мировой войне или угрозе вторжения японской армии в пределы Индии и т.д.). Однако можно уверенно утверждать, что авторитет Ганди в глазах Неру был велик, поскольку даже сама мысль о разрыве с учителем была для Неру невозможной. Это подтверждает итог одного из самых острых конфликтов между Неру и Ганди, произошедший после Мадрасской сессии ИНК в декабре 1927 г. Немаловажное значение имели также возможные политические последствия разрыва Неру с Ганди, которые могли бы стать роковыми для Конгресса. Для Махатмы Ганди беспрецедентные погромы и кровопролитие, сопровождавшее раздел Индии, и провозглашение ее независимости подобной ценой означало величайшую личную трагедию.

Индийский автор многотомной биографии Ганди Д. Дж. Тендулкар в этой связи писал, что в первые дни независимости, когда "по всей стране происходили празднества, человек, который больше любого другого сделал для освобождения Индии от иноземного владычества, не участвовал в этом всеобщем ликовании". Более того, Ганди, демонстративно покинув столицу, переживал самые трапіческие минуты своей жизни. Закон о независимости Индии и кровавый раздел на Индию и Пакистан разрушили его, казалось, самую фундаментальную идею о ненасилии. По горькой иронии судьбы, безгранично преданный индуизму (и считавший его самой толерантной и духовно возвышенной религией) Махатма, этот своего рода "апостол ненасилия", был убит собратом по вере Натхурамом 1 Л. Годсе , став жертвой чудовищной вспышки конфессионального фанатизма и шовинизма между индусами и мусульманами именно как поборник их дружбы и единства. Анализируя систему взглядов и деятельность М.К. Ганди нелегко дать ответ на вопрос, что привело его к трагическому финалу - духовному разочарованию и гибели от руки индуса-фанатика, вопреки которому он вошел в историю как великий сын Индии, как "великая душа" (Махатма) и "отец нации" (Раштрапита).

Трудно не согласиться с мнением известного индийского дипломата Т.Н. Кауля15 о том, что "критерий внешней политики любой страны -последовательность, способность преодолеть все напряжения и выстоять в быстро меняющимся мире, оставаясь верной основным принципам. Она должна одновременно быть гибкой и динамичной, применяясь к различным ситуациям. Если судить по этим показателям, то можно с удовлетворением констатировать, что начиная с 1947 г., когда Индия стала независимой, ее внешняя политика выдержала испытание временем.. .Внешняя и внутренняя политика любой страны обусловлена в значительной степени ее собственной историей, культурой, традициями, целями и идеалами.. .Однако жизнеспособная внешняя политика должна базироваться на том общем, что объединяет разные социальные, экономические и политические системы"16.

Объектом исследования является процесс формирования внешнеполитического курса Республики Индия в 1947-1964 гг.

Предмет исследования - содержание основных направлений внешней политики Республики Индия в данный период.

Анализ источников и литературы.

Основополагающими источниками стали работы Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру, которые дают ключ к пониманию основных принципов, которыми они руководствовались. Также использовались тексты выступлений Дж. Неру по вопросам внешней политики в индийском парламенте и за рубежом .17

В качестве источников автор также использовал документы ИНК, текст Конституции Индии, документы правительств Индии, Пакистана, США, КНР, СССР и др. стран, документы и материалы по проблемам Южной Азии ГА ООН и СБ ООН, а также документы Движения Неприсоединения18. Важнейшая информация была почерпнута из документов политических партий Индии (в первую очередь Индийского национального конгресса) и парламента Индии .

Весьма ценным источником является также обширный корпус мемуарной литературы современников М. Ганди и Дж. Неру - К.П. Менона, Л. Л. Калама, Дж. В. Бирла, Ч. Боулса, М. Чалапати Роу и мн. др. , а также биографов Перу -канадца М. Бречера, индийского дипломата Т. Н. Кауля, индийского ученого С. Гопала и др21.

Немалую ценность при исследовании мировоззрения и взглядов Махатмы Ганди и гандизма имеют труды видных советских индологов В.Г. Тан-Богораза, М. Павловича, В. Гурко-Кряжина и С. Вельтмана, О.В. Мартышина, Э.Н. Комарова и А.Д. Литмана, Дх. Датта, Р.А. Ульяновского, А.В. Горева, посвященные Ганди работы выдающихся деятелей литературы Рабиндраната Тагора, Ромена Роллана, а также советского государственного деятеля А. В. Луначарского.22

Объективно-научный анализ и освещение жизни и общественно-политической деятельности Махатмы Ганди вызваны не только академическим интересом и выражением глубокого уважения к этому выдающемуся политическому деятелю Индии, непримиримому борцу против колониальной экспансии и национального угнетения, мыслителю-гуманисту. Отметим еще раз, что миролюбивые устремления и идеалы "апостола ненасилия" М. Ганди оказали определяющее влияние на характер национально-освободительного движения в Индии (единственной в истории использовавшей ненасильственные методы и способы борьбы за свободу) и избранного первым премьер-министром Дж. Неру внешнеполитического курса государства, а также движение сторонников мира во многих странах на всех континентах. Безусловно, личность Махатмы Ганди и гандизм как общественно-политическое явление сыграли выдающуюся историческую роль не только у себя на родине в Индии, но и в мире в целом. Однако, как справедливо отмечает видный отечественный востоковед Р.А. Ульяновский, "в прошлом в освещении гандизма в советской литературе имелись ошибки, связанные с некоторой односторонностью подхода, что было подвергнуто справедливой критике. Эти ошибки были вызваны рядом причин, среди которых прежде всего следует назвать длительную изолированность Индии от Советского Союза... недостаточное знание Индии, ее специфических условий и глубоко оригинальных национальных традиций, нашедших в гандизме столь яркое отражение", а также "объективные трудности исследования такого сложного и противоречивого явления, как гандизм".

В Индии сформировалась и действует целая система научных институтов и центров, которые проводят исследовательские работы по заказу правительства или в соответствие с собственными планами. Главными направлениями их деятельности являются рассмотрение механизма принятия политического решения, вопросы регионального сотрудничества, мира и стабильности в Азии, анализ двусторонних отношений Индии с различными государствами, проблемы движения неприсоединения, оборонные аспекты и пр. Каждый крупный университет имеет свои научные подразделения на уровне отделов, филиалов, центров или лабораторий. Помимо этого существуют отдельные институты, занимающиеся специальными изысканиями в сфере политологии и внешней политики, среди которых выделяют столичные центры - Институт оборонных исследований, Центр политических исследований, Центр изучения проблем развивающихся стран, Институт международных исследований при Университете им. Дж. Неру, Центр политических исследований при Университете им. Дж. Неру, Центр изучения проблем международного развития и др. Авторитетными признаны также научные школы политологических центров в Калькутте и Бомбее. При детальном изучении монографий и сборников, посвященных анализу внешней политики страны, выявляется стремление к персонификации внешней политики Индии. Это связано с тем, что она фактически реализовывалась тремя крупными политическими деятелями, объединявшими в своих руках высшую партийную и государственную власть.

Международная деятельность лидеров индийского национально-освободительного движения и концепции внешней политики Индии изучены достаточно хорошо, и ведущая роль в этих исследовании принадлежит именно индийской историографии. Одной из первых публикаций подобного рода стал сборник документов "Конгресс в эволюции, Собрание резолюций, принимавшихся Конгрессом с 1885 по 1934 гг., и других важных документов"24, изданный в Калькутте на английском языке. Значительное место отводилось обоснованию исторических корней индийской политики неприсоединения и, прежде всего, преемственности этой политики и ее идей и принципов, провозглашенных в период борьбы Индии за национальное освобождение. Типичным примером может служить книга "Подход ИНК к международным проблемам", написанная тогдашним президентом ИНК доктором Шанкаром Даялом Шармой.25

Несмотря на то, что индийские работы исследовательского характера написаны авторами, представляющими различные политические и идеологические направления, в большинстве из них рассматриваются, прежде всего, под влиянием официальной историографии, внешнеполитические воззрения и деятельность ИНК. Такой позиции придерживаются такие авторитетные историки как Р. Ситтармая, Бимал Прасад и др. Бимал Прасад в своем исследовании подверг анализу процесс формирования международной программы ИНК, выделил основные исторические этапы и предложил общую периодизацию внешнеполитических воззрений Конгресса.

Внешняя политика Индии изучаемого периода рассмотрена в работах индийских историков М. Г. Гупта, К.П. Карунакарана, Дж. К. Кундра, генерального секретаря КПИ А. Гхоша, Х.Д. Малавия, СИ. Мурти, В.В. Раджа, СП. Шарма и др.27 Известный индийский ученый X. Джайсинх в работе "Индия и неприсоединившийся мир. Поиски нового порядка " убедительно доказывает, что ядро неприсоединения -это индийские философия, мировоззрение, и потому сама идея неприсоединения могла зародиться лишь на индийской почве (с.5). Эту позицию разделяют многие индийские авторы — П. Датт, Б. Сингх и др. • Исследования индийско-пакистанского конфликта и проблемы Кашмира как его ядра30 представляют отдельный пласт научных исследований.31 Тенденции и стратегия внешней политики США в Южной Азии нашли отражение в исследованиях В. Чопры, Банерджи мн.др.32

Относительно КНР большинству индийских авторов присуща доминирующая в целом в Индии точка зрения, что поскольку Китай оккупировал индийские территории, то без их освобождения не может быть речи о полной нормализации отношений . Кроме того, индийско-китайские отношения рассматриваются в тесной увязке с политикой КНР в отношении Пакистана, СССР и США. Так, индийский ученый С. Чоудхури в своей работе "Пекин - Вашингтон - Исламабад - тройственный союз" пишет, что контакты Китая и Пакистана все время развивались по восходящей линии, параллельно с американо-китайским сближением (с. 52). Весьма ценными по данной проблематике являются труды индийских ученых Каушика "Отношения Советского Союза с Индией и Пакистаном" и "Индийский океан" (М. 1976), Дж. Лнанта "Индо-советские отношения: еще более перспективное будущее" (Дели, 1979), М. Сена "Начальное экономическое развитие и индийско-советское сотрудничество" (Дели. 1976), К.П.С. Менона "Индо-советское сотрудничество во имя мира, свободы и прогресса" (Дели. 1969) и др.

Отечественные исследования, получившие заслуженное признание и авторитет, были осуществлены известными индологами Р.Л. Ульяновским, Л.В. Горевым, О.В. Мартышиным, Ю.П. Насенко, Л.И. Чичеровым, В.П. Нихаминым, Л.Г. Володиным и П.М. Шаститко, Г.Б. Горошко, Е.С. Журавлевой, СИ. Луневым. Весьма ценными и полезными стали материалы сборника "Мировоззрение Дж. Неру" (М. 1975), где помещены статьи ведущих отечественных индологов Э.Н. Комарова, А.Д. Литмана, А.Х. Вафа, Ю.П. Насенко, а также работа Т.Ф. Девяткиной "Индийский национальный конгресс (1947-1964)" (М. 1970).

В работах М.С. Капицы, О.Б. Борисова, Б.Т. Колоскова, Т.Л. Шаумян, С.Н. Гончарова и А.Б. Богданова, Г.В. Астафьева,35 материалах сборников "Международные отношения в АТР" и "Китай и соседи в новое и новейшее время"36 достаточно точно отражены стратегические цели КНР и новые тенденции в двусторонних иіщийско-китайских отношениях. Индийско-американские отношения исследованы М. Александровым, Г. Андреевым, В.А. Кременюком, В.А. Лукиным, А.Д. Портнягиным, Н.Г. Федуловой, Н.С. Бегловой, СИ. Луневым и др.37 Взаимоотношения Индии и СССР изучены в исследований отечественных востоковедов С. В. Величкина, В. Н. Георгиева, Э. Н. Комарова, В. Н. Коптевского, П. В. Куцобина, А. И. Фиалковского, А. И. Чичерова, А. И. Медового, Б. И. Клюева, Г. Г. Котовского. Итоги 30-летнего сотрудничества двух стран обобщены в работе В.Л. Корнева и А.И. Муравьева "Советско-индийские экономические связи".38 Ценными исследованиями являются работы американских ученых Дж. Тайэра, В.Д. Барндса, У.Н. Брауна, В.Н. Вильямса, Н.Д. Пальмера и мн. др.39

Целью исследования является анализ зарождения и эволюция принципов и основных направлений внешней политики Индии в 1947-1964 гг., взаимоотношения ее с другими странами (Пакистаном, США, СССР, КНР).

Эта цель реализуется через решение следующих задач:

- выявить специфические черты этно-конфессионалыюй ситуации и политической культуры в Индии накануне получения независимости;

- проанализировать истоки и основные направления внешней политики Индии после получения ее независимости;

- дать анализ процесса формирования, содержания и реализации «политики неприсоединения», а также главных направлений внешнеполитической деятельности Индии в исследуемый период в отношении стран-соседей (Пакистан и др.) и великих держав (США, СССР, КНР).

Хронологические рамки исследования делятся на два этапа: с момента образования региональной системы государств в 1947-1948 гг. до 1954-1955 гг. и второй, завершающийся индийско- китайской пограничной войной 1962 г. и смертью премьер-министра Индии Дж. Неру.

Теоретическая ценность работы состоит в том, что в ней наряду с анализом специфики внешней политики Индии выявлены и определенные черты, характерные для внешней политики неприсоединившихся развивающихся государств в целом, а также показана особая роль Индии в Южной Азии и ее место в системе международных отношений.

Методологической основой работы служит методы диалектического и системного анализа, который позволяет исследовать такой сложный феномен, как процесс формирования и реализация внешней политики Индии и привести отдельные внешнеполитические акции и события, кажущиеся сепаратными и специфическими, в стройную систему представлений, каковой является внешняя политика этой страны. Диссертация написана при строгом соблюдении принципа историзма. Системный подход позволил представить более целостную и объективную картину эволюции внешнеполитического курса Республики Индия в начальный период независимого развития.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней на основе современных подходов и с учетом реалий, складывающихся в мире, анализируются условия формирования основных направлений и конкретные проявления внешней политики Иіщии за относительно непродолжительный исторический период - 1947-1964 гг., которые в огромной степени остаются доминантными и в настоящее время.

Автор стремился также определить базис - основные принципы, характер и приоритетность национальных и государственных интересов Республики Индия.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней определены истоки основных закономерностей формирования внешней политики страны, рассмотрены малоизученные аспекты внешней политики Индии. Данное диссертационное исследование можно активно использовать при чтении курсов по проблемам внешней политики и истории международных отношений на факультете международных отношений.

Структурно диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы.

Особенности этно-конфессиональной ситуации и политической культуры Индии накануне независимости

Индийская цивилизация сохранила религиозный характер и конфессиональный дуализм, в общественно-политической сфере выраженный в феномене коммунализма.40 Это объясняется тем, что индийское общество не подвергалось существенной секуляризации, хотя в колониальный (британский) период возникла тенденция к утверждению секуляристской политической культуры. В связи с этим в процессе обретения независимости, становления государственности и политической либерализации по мере введения элементов представительного правления и расширения политического участия в Индии как полиэтнической и поликонфессиональной стране особое значение приобрела проблема совместимости этнорегиональных культур.

Особенности политической культуры народов Индии (или индийской политической культуры) обусловлены индуистским цившшзационным субстратом, несмотря на весьма значительное влияние на протяжении XIX-XX вв. политической культуры Запада. Это - свойственные лишь индуизму легитимация культурного плюрализма, иерархичность групп, идентификация индивида, прежде всего с кастой. Применительно к индуизму сама постановка вопроса о религиозном характере государства некорректна, формулировка "индуистское (Hindu) государство" означает не больше, чем определенную социокультурную характеристику правителей и поданных, отсутствие прозелитизма.

Мусульманская политическая культура (в том числе индийская) прямо противоположна этому. Мусульманское государство может быть только теократическим (с целью осуществления воли Аллаха). В отрицании иерархии внутри уммы вследствие равенства всех верующих перед Аллахом, всегда присутствует прозелитизм. Проблема возможности совместимости мусульманской и индусской политических культур стала явной еще в колониальный период. Известный отечественный востоковед В Л. Белокриницкий придерживается мнения, что лишь секуляризация общественно-политической жизни может решить проблему коммунализма в Индии .

Одной из главных причин, замедливших (а на большей части субконтинента даже повернувших вспять) процесс секуляризации, было распространение ислама. В основных своих проявлениях (мировоззренческая система и четко очерченный социум - умма) — ислам представлял собой альтернативную систему и силу, которая смогла противостоять индуизму. Десять веков сложного и неоднозначного взаимодействия в пределах субконтинента не прошли бесследно для обеих великих традиций.

Среди наиболее существенных и долгосрочных последствий взаимодействия особо можно отметить становление урду как литературной формы северо-индийских диалектов, возникновение сикхизма, отчасти - могольский архитектурный стиль и движение бхакти. В целом можно утверждать, что тенденции к синтезу двух цивилизаций имели скорее эпизодический характер и либо сошли на нет (движение бхакти), либо привели к формированию общностей с особой, не индусской и не мусульманской идентичностью (сикхи). Реального синтеза двух цивилизаций, сплава двух религий и культур (как это, например, было в Китае и Японии в процессе распространения буддизма) в Южной Азии не произошло. Как, вполне обоснованно, с нашей точки зрения, утверждает В.Я. Белокриницкий, распространение ислама означало появление второй, соперничающей цивилизации (или великой традиции в отличие от этно-региональных традиций), сокращение пространственного, социального и культурного поля индуизма и раскол формировавшегося на протяжении веков единого цивилизационного пространства.42

Разделяющее воздействие оказалось гораздо сильнее, и в отдельных случаях конфессиональные различия привели к дезинтеграции потенциальных этнонаций (бенгальцев, пенджабцев) или этнической стагнации (нынешний "пояс хинди", где этническая идентичность по существу не сложилась). В целом же ислам привнес в регион качественно иную степень социокультурной гетерогенности. Таким образом, произошло очевидное разделение Индостанского субконтинента по конфессиональному признаку. Одним из его важных и отмечаемых многими историками последствий было усиление ортодоксальных течений в индуизме и индусского национализма (концепции "индусской нации" ), прежде всего на уровне местных (индийские касты) и, в меньшей степени, этнорегиональных элит.

Индийское мусульманское общество реально сложилось прежде всего на локальном уровне (отдельные деревни, мохалла в городах) и в меньшей степени -на элитарном уровне (Могольский двор, окружение навабов и других местных правителей).44 В западной (Пакистан), северной и отчасти восточной (Бангладеш) частях субконтинента наметилась тенденция к формированию территориальных этноконфессиональных общностей как основы для становления этнонаций.

Различия в конфессиональной принадлежности косігулись структуры идентичности верующих обеих конфессий. Противопоставление подкрепилось несовместимыми наборами историко-культурных символов (зафиксированные в исторической памяти победы мусульман и поражения индусов, различное восприятие правителей, военачальников, мест паломничеств и пр.). В связи со слабостью светских тенденций в сфере культуры пути к консолидации некоторых этносов оказались отрезанными.

Для индусов за пределами субконтинента не существовало никаких святынь, мест паломничеств, центров культуры и науки. Мусульманские правители разрушали индусские храмы и сооружали грандиозные мечети (в Лахоре, Агре, Дели), меняя, таким образом, не только архитектурный облик городов, но и мировоззрение и образ жизни населения обширных районов покоренной страны. Для всякого мусульманина (в том числе - индийского) самым святым местом оставалась (и остается) далекая Мекка, а местами притяжения -культурные центры в Персии, Средней Азии, Османской империи, официальным языком - персидский с арабской графикой.

Установление британского господства не поколебало конфессионального дуализма. Приход англичан для индусских элит означал избавление от мусульманского господства. Мусульманские династии оказались смещенными, что привело к утере мусульманами их привилегированного положения вплоть до полного их исключения из административного аппарата (особенно после замены в 1835 г. персидского языка английским в сфере административной деятельности), недопущения к воинской службе, лишения доходов. С точки зрения правоверных мусульман, Индия превращалась в дар-аль-харб - (араб.) страну врагов. Соответственно священным долгом каждого мусульманина было принять участие в джихаде. Антиколониальный протест вылился в Сипайское восстание 1857-1859 гг.

Индия и Пакистан

В период 1947-1948 гг. кашмирский вопрос препятствовал активному вовлечению Индии в мировую политику. Как отмечается во многих работах отечественных и иіщийских авторов, вся деятельность США вокруг кашмирской проблемы свидетельствует о том, что США поддерживали Пакистан и стремились к образованию отдельного государства Кашмир, которое было бы достаточно слабым в политическом, военном и экономическом отношении, что позволило бы Соединенным Штатам тесно привязать его к себе.26 Стратегическое положение Кашмира дало бы американской администрации возможность создать здесь новые военные базы непосредственно вблизи границ СССР и Китая. Расхождения между двумя странами в оценке коренных международных проблем того периода проявились также и в деятельности Индии и СШЛ в ООН.

К концу 1940-х годов в отношении СШЛ к Индии наметились определенные изменения, вызванные, прежде всего, фактом образования в октябре 1949 г. Китайской Народной Республики и укрепление всесторонних китайско-советских связей и возникновением потенциальной k угрозы американским позициям в Азии.

В 1949 г. Индию посетила специальная комиссия Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) с целью обследования экономического положения страны. Позже прибыла миссия Международного валютного фонда (МВФ). Помимо экономического зондирования, президент СШЛ Г. Трумэн пригласил премьер-министра Индии Дж. Неру в СШЛ. Поездка Неру в СШЛ неоднократно откладывалась. Различные исследователи по-разному объясняют эту задержку. В индийской печати , высказывалось мнение, что Неру выжидал результатов предвыборной кампании в СШЛ . Ю.П. Насенко считает, что задержка визита произошла из-за острой внутриполитической борьбы в Индии по вопросу о будущем статусе страны. Борьба шла на всех уровнях: партии левого толка настаивали на выходе Индии из Содружества, аргументируя это тем, что пребывание в его составе ослабит экономику республики. В правящей партии ИНК также шла борьба между сторонниками и противниками выхода Индии из Содружества. Часть деловых кругов Калькутты и Бомбея предлагали выйти из Британского Содружества и заключить военно-политический союз с США . Известный индийский политолог профессор К.К. Бхаттачария опубликовал в газет «Бхарат Джиоти» статью под заголовком «Союз с США лучше, чем с Англией. От Содружества наций мы ничего не получим»29. За сближение с США выступали второй по значимости после Дж. Неру лидер ИНК Сардар В. Патель и его сторонники в правительстве и партии, а также некоторые лидеры Социалистической партии (Ашока Мехта и др.). В октябре-ноябре 1949 г. Дж. Неру посетил США уже после того, как была выработана линия поведения с Англией и было принято решение о том, что Индия остается в составе Содружества. Перед посещением США Дж. Меру сделал остановку в Англии и встретился с премьер-министром К. Эттли и другим лидером лейбористов С. Криппсом. Один из биографов Неру Фрэнк Мораэс предположил, что цель поездки была «тройственной: продемонстрировать дружеское отношение Индии к Америке, а также благодарность за симпатии Америки к борьбе Индии за независимость; больше узнать об Америке; заставить американцев лучше осознать, что Индия является фактором в мировой политике».30 Сам Неру, выступая на пресс-конференции в Оттаве, конкретнее сформулировал цель своего визита - Индия нуждалась в получении продовольственной помощи (зерна), оказании технической помощи, получении финансовых льгот при закупках в странах долларовой зоны и поощрения частных капиталовложений в Индии31. Была еще одна чрезвычайно важная для Индии цель визита -заручиться поддержкой США в кашмирском вопросе32. Однако, попытки Неру получить помощь в решении кашмирской проблемы полностью провалились. Как отмечала индийская газета «Нетаджи», одним из важнейших условий привлечения американского капитала в индийскую экономику и американской правительственной помощи правительству Индии являлось требование о передаче США Кашмира для превращения его в военную базу против Советского Союза33». В целом итога визита можно оценивать как отрицательные. По мнению канадского биографа Неру М. Бречера, американо-индийские отношения «охладились после безуспешного обращения Неру за американской помощью крупного масштаба без связывающих обязательств». Американцы сочли, что Неру и его правительство сочувствуют коммунистам, а Неру в свою очередь заявил, что они не поняли «разума и сердца Азии».35 Индийский биограф Неру С. Гопал считает, что Неру был уверен, что Индия при всем своем своеобразии представляет определенный интерес для США, поскольку в Азии в это время не было другого государства, которое могло бы по своему потенциалу сравниться с Индией. Так, Неру в октябре 1949 г. писал главным министрам, «у Индии есть, что дать взамен. Это не золото, не серебро и даже не экспортные товары. Само по себе нынешнее положение Индии делает ее кредитоспособной. Всему миру сейчас ясно, что будущее Азии сильно зависит от будущего Индии. Индия все больше и больше становится точкой опоры в Азии».36

Индия - великие державы (США, СССР, КНР).

Однако, в конце 1940-х гт. в советско-индийских отношениях наметились тенденции к некоторому сближению и установлению торгово-экономических контактов. После упоминавшегося неудачного визита Дж. Неру в СШЛ в 1949 г. и отказа американской стороны предоставить Индии продовольственную помощь, правительство Индии обратилось с аналогичной просьбой к Советскому Союзу.

В 1951 г. был подписан контракт о поставке в Индию ста тысяч тонн советской пшеницы в обмен на традиционные товары индийского экспорта.

В следующем году Индия приняла участие в международной экономической конференции, проходившей в Москве, а СССР участвовал в международной промышленной выставке в Бомбее.

Как важный показатель растущего внимания к Индии можно оценить приемы И.В. Сталиным 5 марта 1952 г. посла Индии в Советском Союзе С. Радхакришнана и 18 февраля 1953 г. К.П.Ш. Менона - нового посла Индии в Москве.58

Таким образом, на начальном этапе советско-индийских отношений, несмотря на очевидные трудности, была заложена необходимая база для развития и углубления взаимовыгодного сотрудничества.

СССР поддерживал Индию, которая вела самостоятельную внешнюю политику, построенную на принципах неприсоединения, что подтверждалось в позиции по кашмирскому вопросу. Это было подтверждено в выступлениях Я.А. Малика в СБ ООН в декабре 1952 г. Индийская стороЕШ с благодарностью восприняла помощь, оказанную ей СССР. В противном случае «холодная война могла бы привести к вступлению иностранных войск в Кашмир и его порабощению под флагом ООН».5

В 1953 г. после смерти И. В. Сталина, новое руководство СССР во главе с Н.С. Хрущевым провозгласило осуществление нового внешнеполитического курса, важной составляющей которого стали отношения с неприсоединившимися странами. Взаимодействие с Индией превратилось в одно из наиболее приоритетных направлений внешней политики СССР.

Стабильная сопредельная страна отвечала интересам СССР со стратегической точки зрения и поскольку было понятно, что Пакистан с омента своего образования ориентируется на западные страны, выбор СССР Индии для установления дружеских отношений был предопределен.60

В ходе визита в Индию в 1955 г. Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина была подтверждена позиция СССР по проблеме Кашмира, а выступая по итогам встреч с руководством Индии в Верховном Совете СССР Н.А. Булганин заявил, что «вопрос о Кашмире уже решен самим народом Кашмира, он рассматривает себя как неотъемлемую часть Республики Индии». «Советский Союз, -заявил далее Н.А. Булганин, - поддерживает политику Индии в кашмирском вопросе. Ибо она полностью отвечает интересам укрепления мира в этом районе Азии».61

Т. Л. Шаумян считает, что Советский Союз окончательно сделал свой выбор в пользу установления тесных дружеских связей с Индией во время этого визита в Индию советской правительственной делегации и с тех пор последовательно поддерживал Индию по вопросу о Кашмире в ООН. В официальных индийских источниках констатируется, что в 1955 г. последовало безоговорочное признание Советским Союзом того, что Кашмир является неотъемлемой частью Индии 2.

Военная помощь США Пакистану, создание блока СЕАТО и Багдадского пакта, породившие в Индии, как уже упоминалось, «ощущение окруженности», инспирировали эволюцию нейтралистской политики в политику позитивного нейтралитета.

Середина 1950-х годов - время наибольших успехов нейтралистской внешней политики Индии, которая добилась того, что большинство ее соседей по региону не были втянуты в военные и политические блоки. В период Суэцкого кризиса Дж. Неру оказывал существенную моральную поддержку Египту и его лидеру - Г.А. Насеру, с которым его связывали дружеские отношения.

В январе 1955 г. правящая партия ИНК приняла решение о строительстве в Индии общества социалистического образца. При этом конгрессисты считали, что марксизм устарел и его надо модернизировать. По своим политическим взглядам Неру никогда не был марксистом, критически относился к жестким методам большевиков, но позитивно оценивал значение советского эксперимента и оценивал его полезный для бывших колониальных стран и народов. Ссылаясь на своеобразие Индии, Неру видел, что Индия не может целиком принять ни капиталистический, ни социалистический путь развития своей экономики. Основой этого пути Неру считал смешанную экономику, подчеркивая при этом, что это не догма и у каждой развивающейся страны должен быть свой путь построения нового общества.

Руководство Индии усматривало в сотрудничестве с СССР одно из важнейших условий развития национальной экономики, ускорения индустриализации Индии. Именно в это время было положено начало плодотворным советско-индийским торгово-экономическим связям. Кроме того, Индия обратилась к опыту пятилетних планов СССР и с середины 1950-х гг. приступила при его поддержке к проведению курса на форсированную индустриализацию, т.е. создание базы тяжелой промышленности -металлургии и машиностроения. При этом приходится констатировать, что успех второго пятилетнего плана (вторая половина 1950-х гг.), видимо, способствовал тому, что задания третьего плана оказались завышенными.

Похожие диссертации на Религиозно-этические истоки и основные направления внешней политики Республики Индия (1947-1964)