Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Коломийцева, Елена Юрьевна

Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности
<
Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коломийцева, Елена Юрьевна. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.10, 10.01.01 / Коломийцева Елена Юрьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Армавир, 2008.- 401 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-10/86

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Женские журналы в структуре журнальной периодики: особенности типологии и периодизации . 19

1.1. Типологический подход в изучении журнальной периодики . 19

1.2. Современные классификации женских журналов. 27

Глава 2. Особенности развития женских журналов в XVIII-XIX веках . 44

2.1.Возникновение первых женских изданий в конце XVIII века - первой половине XIX века. 44

2.2. Становление и развитие женских журналов во второй половине XIX века . 70

Глава 3. Женские журналы начала XX века: специфика функционирования . 117

3.1 .Особенности развития женских журналов в России начала XX века. 117

3.2.«Журнал для хозяек» и «Женская жизнь» как тип нового женского универсального журнала. 157

3.2.1. История развития и программа журнала: от «Журнала для хозяек» к «Женской жизни» . 157

3.2.2. Общая характеристика издания «Журнала для хозяек». 164

3.2.2.1. Особенности типологических черт журнала. 164

3.2.2.2. Тематика и проблематика основных публикаций. 169

3.2.2.3. Специфика рекламы в женском журнале. 188

3.2.3. Структурно-типологические и содержательные особенности журнала «Женская жизнь». 198

3.2.4. Характерные черты беллетристики «Журнала для хозяек» и «Женской жизни». 228

Глава 4. Пути развития женских журналов в России XX века . 275

4.1.Специфика функционирования женских журналов советского времени. 275

4.2.Изменения типологии женских журналов в постсоветский период. 313

4.2.1. Функциональные особенности печатных периодических изданий. 313

4.2.2. Женские журналы в сети Интернет как динамично развивающийся сегмент отечественной журналистики . 325

Заключение. 337

Библиография. 344

Приложение 1. 365

Введение к работе

Актуальность исследования. История отечественной журналистики исследована довольно неравномерно: некоторые явления изучены глубоко и разносторонне, другие, как, например, издания для женщин - недостаточно. Можно по-разному относиться к таким понятиям как «женские журналы», «женская пресса», но нельзя отрицать, что на современном информационном рынке это один из наиболее широко представленных, активно развивающихся н перспективных сегментов, имеющий давнюю традицию.

Практически каждый год в свет выводятся все новые и новые журналы для женщин, но несмотря на это специалисты предрекают и дальнейшее их появление. Поэтому в условиях изменяющейся экономики и системы прессы в России представляется важной необходимость осмыслить типологические характеристики данного вида средств массовой информации, обобщить еыводы и находки исследователей в этой области. Такого рода осмысление, помимо безусловной научной ценности, имеет конкрешое прикладное значение: оно способно помочь «обеспечить конкурентоспособность, найти каждому собственную читательскую аудиторию, смоделировать назначение, содержание, структуру, внешнюю и внутреннюю форму, стилистическое единство, оформление»', - что особенно актуально при современном разнообразии женской периодики.

В связи с этим актуализируется и необходимость как можно более полного и систематического исследования самого становления данного типа прессы в России, особенно если учесть, что история женских отечественных журналов насчитывает около 230 лет. За это время многое было найдено и опробовано издателями, обозначился особый круг тем и проблем, интересующих женскую целевую аудиторию, появилась традиционная система рубрик, манера подачи материала, способы позиционирования изданий на рынке и т. д. Кроме того, анализ практически неосвоенного исследователями мощного пласта публицистики и беллетристики женских журналов способен внести дополнительные краски и оттенки в общую палитру истории развития отечественной культуры, литературы, журналистики, общественной мысли. Современность позволяет и по-иному взглянуть на некоторые особенности советского периода развития женской прессы.

Опыт женских журналов двух столетий может оказаться полезным при создании новых изданий, предназначенных для женщин, корректировки концепций уже имеющихся, инициировать появление принципиально новых представителей данного типа СМИ. Многие темы, обнаруженные предшественниками, могут стать вновь актуальными сегодня, представив известные факты в необычном ракурсе.

Степень разработанности темы. Интерес к созданию специальной прессы для женщин возник еще в XVIII веке, но тогда это были либо единичные издания, либо «прибавления» к другой периодике. Активную же форму процесс развития журналистики для женщин приобретает во второй половине ХГХ века, когда начинает выходить целая группа подобных изданий. А уже в начале XX века появляются первые попытки теоретического осмысления нового типа периодики - журналов для женщин: небольшая

1 Типология периодической печати. - М, 1995. - С 91

статья С.Л-вой «Женские журналы»2, описательные работы В.И.Покровского и Е.Щепкиной о дамских и модных журналах «былых времен»3.

В начале XX века женские журналы переживают период расцвета, который продолжается два десятилетия, однако предметом специального глубокого и всестороннего изучения еще долго не становятся. Невыразительно представлена эта тема и в вузовских учебниках - и прошлого века, и современных. В их подавляющем большинстве женские журналы либо просто упоминаются, либо не рассматриваются вообще.

На современном этапе впервые к проблемам функционирования отечественной женской прессы исследователи обратились в 1990-е годы, это, прежде всего, серия работ Р.МЯмпольской, посвященных типологическим особенностям женской прессы, тенденциям развития, основным проблемно-тематическим направлениям4. Тема исторической эволюции изданий исследователем не затрагивается.

Начинают появляться статьи, посвященные отдельным отечественным женским журналам, некоторым аспектам их изучения, деятельности издательских холдингов Independent Media и Burda в России, выпускающих адаптированные западные издания типа «Лиза», «Cosmopolitan» и др., материалы об иностранной прессе- американских, итальянских, французских женских журналах. Публикуются редкие статьи о женских изданиях в Интернете.

Непременно затрагивают вопросы журналистики для женщин и работы, связанные с изучением женского движения в России: часто именно на страницах специальной женской прессы разворачивалась полемика вокруг проблем равноправия, эмансипации, новой роли женщины в обществе.

Интересующей нас тематике посвящен и ряд диссертационных исследований. Работы, так или иначе анализирующие отечественную женскую прессу, можно разделить на две группы: 1) диссертации, посвященные непосредственно функционированию женской прессы, и 2) работы, затрагивающие этот тип изданий в каком-либо другом контексте.

Первая группа (кандидатские исследования А.В. Жуковой, Лу Мими, СИ. Альпе-риной, Е.А. Пленкиной, М.Т.А.-Ш. Ровейды, СМ. Черменской, К.С. Митрохиной) рассматривает преимущественно отдельные проблемы или этапы функционирования женской прессы, не уделяя пристального внимания истории ее возникновения и развития. Особо в этой группе следует выделить работу В.В.Боннер-Смеюхи «Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование» (2001) - это впервые предпринятая попытка историко-типолоіического анализа женских изданий. Автором «в хронологическом порядке отражена деятельность десятков изданий, игравших значительную роль в общественной, культурной и политической жизни страны и имевших значение для

2 Л-ва С Женские журналы // Женский альманах иллюстрированный научно-литературный сборник по вопросам женской жизни -Одесса -1901 -С 162—163.

' Покровский В И «Журнал для милых» (1804-1904). - М, 1905; Покровский В И Дамской журнал (1806-1906) - М, 1906, Щепкина Е Дамские и модные журналы былых времен (Библиографическая заметка) // Союз женщин. - 1909 - № 5-*. - С 24-26; Щепкина Е. Литература о женщинах // Союз женщин. - 1909. - №7-8 - С. 9-12.

4 Ямпольская Р М Женская пресса. Ее типологические особенности // Вестник Московского университета Серия 10 Журналистика. 1995. - Jfe 1. - С 15-25; Ямлольская Р М Женская пресса: основные проблемно-тематические направления // Вестник Московского университета Серия 10 Журналистика - 1997. - № 4 - С 3-15; Женская пресса. Ее типологические особенности // Типология периодической печати - М, 1995 - С. 84-99.

формирования всего вида женской прессы»5. Широта охвата эмпирического материала дала исследователю возможность выстроить модель женского журнального сектора в ис-торико-типологичсском контексте, но не позволила (это и не предполагалось рабошй) глубоко нсследовагь отдельные типы и временные периоды, хотя период после 1917 года изучен более подробно. Заметен и «феминистский» крен в выстраивании линии развития отечественных женских журналов.

Кроме диссертаций, специально посвяшеиных изучению женской печати, существует вторая группа работ, в которых такой тин изданий или женская тематика вообще рассматриваются в другом контексте. Так, Н Г. Зайдема-Слотина изучает феномен моды в различных изданиях, в том числе и женских6. В работе Ю.В.Капковой, посвященной журналам о здоровом образе жизни, отмечается роль этой проблематики в женских изданиях7.

Г.И. Щербакова, рассматривая журнал «Библиотека для чтения» О.И. Сепковско-го, анализирует редакционную политику, направленную на привлечение к журналу формирующейся аудитории женщин-читательниц8.

Фигурируют женские журналы в работе А.В.Абовян, где предметом изучения стали рекламные издания9, и в исследовании Т.Н. Окуловой, посвященном женскому движению в России второй половины ХГХ века10.

Таким образом, предметом серьезного исследовательского интереса женская пресса стала только в последние десятилетия Все авторы, касающиеся этого вопроса, констатируют важность и необходимость его глубокого и всестороннего исследования, особенно с учетом современного <\бума» женских изданий, составляющих один из самых внушительных и популярных секторов отечественного информационного рынка. Исследование истории развития и типологии подобных изданий в прошлых веках могло бы стать серьезным подспорьем для формирования современных журнальных концепций и моделей в условиях сильной конкуренции.

Обзор работ, посвященных женской прессе, показываег, что наиболее исследованным периодом оказался XX век, причем после событий 19 J 7 года. Предшествующий же период (ХУШ-начало XX века), вместивший в себя большое количество самых разнообразных женских журналов, период, когда проходило активное становление и дифференциация подобного вида изданий, закрепление их основных типов пока остается за гранью специального глубокого и разностороннего научного интереса. При этом все исследова тели, касавшиеся данного периода, фиксируют его особую значимость и важность в развитии прессы для женщин.

Вне зоны внимания осталась и большая масса публицистики и беллетристики, публиковавшейся на страницах журналов XVIII-начала XX веков и отражавшей особен-

5 Боннер-Смеюха В В. Отечественные женские журналы историхо-типологическое исследование. - Дисс.
кглд филол. наук - Ростов-н/Д, 2001. - С. 8.

6 Зайдема-Слотина IIҐ. Феномен моды в СМИ 1990-х гг. — Дисс. капд филол. наук. - М, 2002.

7 Капкова Ю.В. Журналы о здоровом образе жизни функциональные, тематические и жанровые особенности. -
Дисс .. канд. филол. наук - М, 2005.

Щербакова Г.И. Журнал О И Сенковского «Библиотека для чтения» 1834-1856 гг. и формирование массовой журналистики в России -Дисс... д-ра филол. наук.-СПб., 2005 -С 186-188

Абовхн А.В. Рекламные издания' исторический и типологический аспекты - Дисс .. канд. филол. наук. -Ростов-н/Д, 2004

10 Окулова Т.Н. Пути развитая женского вопроса в России во вт п. ХГХ века. На материалах журнала «Дело» -Авт-т дисс... канд.ист наук -М., 1990

ности общественно-политического и литературного процесса эпохи. Это дает основание полагать, что исследование отечественных женских журналов указанного периода может и должно стать предметом специального научного изучения.

Объект исследования. Отечественные женские журналы XVIII-XXI веков, их предметно-тематическое наполнение и структурные особенности.

Предмет исследования. Основные этапы развития отечественных женских журналов, их функционально-типологические и предметно-тематические особенности, значение в истории отечественной культуры и журналистики, их роль и влияние на жизнь общества.

Целью работы является всестороннее исследование и выявление основных закономерностей формирования на российском информационном рынке женского универсального журнала в связи с процессом становления и развития женских журналов от зарождения до современности, изучение их типологических признаков, предметно-тематического наполнения, особенностей журнальной беллетристики, путей дальнейшего развития.

Цель исследования определяет соответствующие задачи:

выявить условия и факторы зарождения и развития женских журналов в отечественной периодике, рассмотрев основные этапы их функционирования р социально-историческом и культурном контексте;

определять и охарактеризовать основные типологические и структурные особенности женских журналов, складывающиеся на разных этапах их существования;

установить закономерности развития женской журнальной периодики в России;

подробно рассмотреть сформировавшийся в начале XX века особый тип женского журнала универсального характера;

проанализировать основную проблематику исследуемых изданий;

изучить роль и значение журнальной беллетристики в структуре женских изданий;

на основе проведенного типологического анализа выработать ориентиры, способные оптимизировать дальнейшее развитие изучаемой информационной ниши.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые проведен по возможности полный и разносторонний анализ истории развития и функционирования женских журналов на отечественном информационном рынке, в процессе которого охарактеризовано практически каждое издание вплоть до современности. Впервые особенно подробно изучены первые десятилетия XX века как период, когда произошел расцвет женской журнальной периодики в России и был сформирован тип так называемого универсального журнала, самого распространенного до сих пор. Впервые рассмотрены ученические журналы, или журналы барышень, выходившие в начале XX века при женских учебных заведениях. Кроме того, впервые анализируется литературная составляющая женских журналов как отражение идейно-тематических концепций изданий и различных социально-исторических и культурных влияний. Дается прогноз развития данной типологической группы в среднесрочной перспективе. При анализе современных тенденций развития женских журналов впервые особое внимание уделяется классификации и описанию женских Интернет-журналов.

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы теоретиков журналистики, занимающихся проблемами типологии СМИ: А.И.Акопова, А.Г.Бочарова, А.Т.Гаврилова, А.А.Грабельникова, Б.И.Есина, Я.Н.Засурского,

Е.А.Корнилова, Р.П.Овсепяна, Е.П.Прохорова, Л.Л.Реснянской, М.В.Шкондина, МИ.Шостак, Р.М.Ямпольской и др.; труды по истории оісчественной журналистики А.И.Лкопова, Б.И.Есина, А.В.Западова, С.М.Махопипой, Р.П.Овсепяна, А.И.Станько и др. Важное значение для исследования, посвященною женским журналам, имели работы по данной теме В.И.Покровского, Л.Г.Свитич, Д.Г.Харрис, Е.Щенкшюй, Р.М Ямпольской, В.В.Бонпер-Смеюхи и др , научная литература но женскому вопросу.

Метопы исследования предопределены предметом и целью работы. В ее основе лежит метод историко-тип о логического анализа и описательный метод. Кроме того, при изучении публикаций использовался метод контент-анализа. В работе использовалась такая конкретно-социологическая процедура, как вторичный анализ данных, полученных в результате исследований других авторов. Работа опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области теории и истории журналистики. Соблюдены принципы объективности и историзма в подходе к явлениям культуры.

Эмпирическая база исследования. Эмпирический материал диссертации составили женские журналы, выходившие в нашей стране в XVIII - XXI веках, специализированные Интернет-журналы для женщин, научные статьи и монографии по теме. Следует учесть, что количество фактически изученных автором изданий значительно превосходит материал, представленный в диссертации.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

обширным эмпирическим материалом,

применением научной методологии;

использованием различных информационных источников.

Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что собранная, обобщенная н систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования типологической структуры женских журналов в России, получить общую картину особенностей их развития и функционирования, ввести в научный оборот большой пласт новой журнальной публицистики и беллетристики. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при чтении лекций по истории отечественной журналистики различных периодов, при разработке тематики спецкурсов и спецсеминаров, квалификационных и курсовых работ. Результаты диссертации также могут быть полезны при проектировании новых, изданий для женщин, определении направлений коррекции концепции уже существующих.

Апробация диссертации. Основные положения и тезисы данной научной работы излагались в курсах лекций, прочитанных автором в Армавирском государственном педагогическом университете (2003-2007), Московском государственном университете культуры и искусств (2005-2007), были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях в Московском педагогическом государственном университете (2004-2008), Институте мировой литературы им. A.M. Горького РАН (2006-2007), Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова (2007-2008). Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (2007-2008), Санкт-Петербургском государственном университете (2008). По теме диссертации опубликовано две монографии и более 40 статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Зародившись в 70-е годы XVIII века, женские журналы в России развивались вместе со всей системой журналистики, подчиняясь ее общим закономерностям. Поя-

вившись как литературные, женские журналы постепенно трансформировались и усложняли свою типологию, соответствуя изменяющемуся социально-историческому и культурному контексту. Уже в XIX веке возникли общественно-политические, литературно-общественные, «модные» издания со своей особой целевой аудиторией, структурой, тематическими приоритетами.

  1. В начале XX века отечественные женские журналы достигли своего расцвета, в это время отмечалось закрепление основных типов женских журналов, их разнообразие: продолжили появляться общественно-политические журналы, активизировались модные издания, возникали ученические журналы при различных женских учебных заведениях. Однако самыми распространенными и влиятельными стали литературно-общественные издания, универсальные по характеру информации, освещающие самые разные стороны жизни женщины, в том числе и общественно-политическую. Под женским универсальным знурналом мы понимаем издание, политематическое по характеру информации и стремящееся в своем содержании к максимально полному охвату всех возможных сфер и интересов женской аудитории. При этом, поскольку женская аудитория неоднородна по своему составу, возникают различные степени «универсальности» в зависимости от мировоззренческих, возрастных, профессиональных, образовательных и других особенностей групп читательниц

  2. Анализ одного из самых ярких и характерных представителей массовых литературно-общественных женских журналов начала XX века - «Журнала для хозяек» и его «детища» «Женской жизни» - позволяет утверждать, что в этот период сложилась уникальная для той эпохи структура издания универсального характера, включающая самые разнообразные разделы (моды, литературы, домоводства, рукоделий и т.д.). С течением времени именно такая структура станет основным ориентиром для создания новых женских изданий, актуальным и по сей день

  3. Важной приметой популярных женских журналов второй половины XIX - начала XX веков стали беллетристические отделы. При жанровом и стилевом разнообразии, разной художественной ценности беллетристики, помещенной на страницах журналов, можно обнаружить наличие сходных явлений, что позволяет, анализируя и сопоставляя отдельные произведения, выделить особенности и закономерности журнальной литературы, обусловленные общей направленностью изданий, обеспечивающей отклик беллетристики на актуальные современные проблемы. Среди таких особенностей можно выделить следующие: авторы - преимущественно женщины; героиня - «новая» женщина, преодолевающая трудности на тернистом самостоятельном пути; направленность произведений - дидактическая, формирующая новое женское мировоззрение и предлагающая «правильные» модели поведения в различных ситуациях; беллетристика женских журналов продолжала разрабатывать проблемы, характерные для публицистики изданий, актуализируя их в форме художественных образоз.

5. История женских журналов в России после 1917 года свидетельствует о несо
мненном преобладании изданий универсального характера, что подтверждает как их раз
витие в советское время, так и современное функционирование. Искусственно сделанный
проводником официальной идеологии и средством пропаганды советский женский жур
нал на долгое время стал изданием общественно-политического типа. Однако под влия
нием социокультурной и политической ситуации он начал перестраиваться, постепенно
возвращаясь к выработанному еще в начале XX века универсальному типу, хогя так и не
смог составить достойной конкуренции западным изданиям, пришедшим на российский

рынок. Среди современных печатных СМИ и в сети Интернет также преобладают издания универсального характера, но необходимо учитывать, чю, говоря о сетевых журналах, следует вести речь о другой степени универсальности информации, обусловленной ориентацией на особую женскую аудиторию, отличающуюся современным мировоззрением, социальной и деловой активностью, высоким уровнем образования, доходов и притязаний.

6. Женские журналы востребованы рынком, демонстрируя устойчивый платежеспособный спрос со стороны аудитории и интерес рекламодателей, поэтому имеют серьезные перспективы для дальнейшего развития и усложнения своей типологической структуры. Эти перспективы связаны с созданием специализированных, узконаправленных изданий, ориентированных на еще свободные аудиторные (различные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей) и ісматические (например, журналы с прикладной тематикой) ниши Рост конкуренции заставит журналы для женщин быть более инновационными: искать новые форматы, вводить новые рубрики, используя как опыт западных рынков, так и российские традиции, работать над содержанием и качеством материалов.

Структура диссертации определена целью исследования и поставленными задачами и основывается на системно-хронологическом принципе Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографии, насчитывающей 238 источников, Приложений (1. Авторский состав изданий «Журнал для хозяек» и «Женская жизнь», 2. Образцы типичных материалов, публиковавшихся з отечественных женских журналах XIX-XX веков).

Типологический подход в изучении журнальной периодики

Словосочетания «женский журнал», «женская пресса» - это названия, не претендующие на термин, во многом спорные, но, тем не менее, наиболее точно обозначающие особый тип СМИ с определенной целевой аудиторией, проблематикой, структурой. Женская пресса, несмотря на своеобразие, развивается в общем русле периодической печати, соответствует общим ее параметрам, поэтому представляется целесообразным определение места женских журналов в типологической структуре СМИ и их характерных типологических особенностей, осмысление которых уже было предпринято некоторыми учеными.

Обосновывая необходимость типологического подхода к изучению периодической печати, корифей отечественного исследования прессы М.В.Шкондин отмечает: «Типология журналистики помогает более точно установить, например, соответствие того или иного СМИ научно обоснованной модели данного вида средств массовой информации. Она отвечает на вопрос, какие типологические черты воплощены в данном конкретном издании, а какие отсутствуют или проявляются недостаточно. Она помогает редакции спрогнозировать развитие конкретного средства массовой информации, сформировать его концепцию, опираясь на наиболее продуктивные модели, или скорректировать ее с учетом реалий окружающей среды»1. Кроме того, типология способствует эффективному редакционному менеджменту и маркетингу, разнообразию содержания различных СМИ и т.д. Сам метод типологического анализа известен достаточно давно и активно используется во многих отраслях знания, как гуманитарных, так и естественнонаучных.

Типология как метод научного познания зародилась еще в древности в трудах Платона и Аристотеля. Уже они пытались практиковать системный подход к объекту исследования: «Аристотель был великим собирателем и систематизатором разрозненных доселе знаний, накопленных во время античности. Его исключительное значение для истории науки состоит в том, что вплоть до эпохи Возрождения в Европе не существовало (несмотря на некоторый прогресс в отдельных областях) систематического обзора или глобальной системы знаний, хоть сколько-нибудь сравнимой с его собственной, получившей широкое распространение»2. По замечанию А.А. Кажикина, «в эпоху античности благодаря Платону и Аристотелю типология приобретает одну из первых своих ключевых трактовок, которые различные исследователи будут в дальнейшем развивать на протяжении веков. Суть ее заключается в том, что для древнегреческих ученых тип являлся неизменной, вечной и идеальной сущностью, которая, например, по мнению Платона, существует до вещей, является их прообразом, а по мнению Аристотеля, находится в самих вещах»3.

В дальнейшем типологический подход используется в самых различных областях знания, в том числе и в журналистике. В отечественной практике его связывают еще с именем М.В.Ломоносова: «М. Ломоносов впервые разработал вопросы структуры периодики, типологической в своей основе. В отзывах на выходившие академические издания и в проектах новых он изложил стройную систему ее организации с учетом периодичности, содержания, круга читателей. По его мнению, должны существовать еженедельники научно-информационного характера, которые бы опера тивно, добросовестно и непредвзято сообщали об открытиях русских и иностранных ученых»4.

Особенно актуализируется типологический подход при анализе отечественной прессы в 60-80-е годы XX века. В своих работах профессор М.В.Шкондин обоснованно систематизирует и описывает их. По его мнению, первый подход «объединяет сторонников статической модели, в основе которой лежит не изменяемый во времени, существующий как бы вечно «архетип», «первотип», «прототип», «морфотип» или другие не подверженные времени первоосновы». Второй подход к толкованию типа «связан с его историческим пониманием и с представлением о типологии как об отображении системы в ее развитии». Третий подход «основывается на понимании типа как особого методологического средства, с помощью которого строится теоретическая картина действительности. ... Тип предстает перед нами в качестве особого идеального объекта, а не прямого заместителя эмпирически действующих в журналистике множеств различных объектов»5 .

Становление и развитие женских журналов во второй половине XIX века

Несколько особняком стояло возникшее в 1850 году женское издание «Лучи» с образовательной направленностью, что обусловлено личностью редактора - переводчицы, детской писательницы и учительницы А.О.Ишимовой, которой предлагал сотрудничать в «Современнике» А.С.Пушкин. Журнал был ориентирован на молодых читательниц из светского общества и целевым назначением полагал, во-первых, развлекать и приносить удовольствие, во-вторых, нести просвещение и обогащать знания, в-третьих, воспитывать нравственные устои. Этим обусловлена особая универсальность тематики: издание объединяло литературное и хозяйственно-практическое направление. Помимо традиционных литературного и рукодельного отделов, здесь был открыт отдел науки и библиографии, где читательницам в доступной форме сообщались сведения по ряду серьезных тем: «Как произошла химия», «Общий взгляд на вселенную», «Составные части цветов», «Шиллер» и др. Основным автором таких статей был В.Верещагин. Здесь публиковались рецензии на литературные произведения, преимущественно нравственно-воспитательного и церковно-религиозного характера. По замечанию современной исследовательницы, «"Лучи", как и женские издания до него, воспитывали у своих читательниц чувство любви, но это было уже другое чувство - не только к мужчине, но и к государю, к беднякам, к ближнему. Журнал поощрял чтение хороших книг и выступал против суетных развлечений света. Целью его было помочь делу воспитания благопристойных женщин, подготовить их к единственной роли в жизни - роли послушной жены и примерной матери»42.

В первой половине позапрошлого столетия формирующейся женской аудиторией заинтересовались и другие, неспециальные журналы. Одним из них стала «Библиотека для чтения» (подзаголовок «Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод») О. Сенковского, которая начала активно публиковать в отделе русской словесности повести «для барышень»: «Земной ангел или своеволие», «Бедная Серафима», «Кокетка», «Неужели или дружба барышень», «Умная женщина» и др. Это было продиктовано еще и тем, что с появлением таких сильных конкурентов как «Отечественные записки» и «Современник» Сенковский «значительно усиливает тот тип материалов, которые были бы способны привлечь к нему только что формирующуюся аудиторию женщин-читательниц»43. Вместе с тем издатель подметил и важную общественную тенденцию: эмансипацию женщин, их все большую вовлеченность в общественную и культурную жизнь. Женской аудитории с еще невысокой читательской культурой предлагалась литература, призванная развлекать, отвлекать, но вместе с тем и обучать, наставлять, давая образцы социального поведения, соответствующие изменяющемуся пониманию роли женщины в обществе44.

Этой задаче отвечали, по мнению издателя, переводные произведения, прежде всего романы Жорж Санд, Джейн Остин, сестер Бронте. Кроме того, Сенковский открыл российскую продолжательницу их линии Е.Ган, которая все свои произведения, ставшие очень популярными в свое время, опубликовала в «Библиотеке», за исключением последнего, отданного в «Отечественные записки». Кроме Е.Ган, в журнале активно публиковались и другие женщины-писательницы (М.Жукова «Провинциалка», Н.Дурова «Записки...», П-и И-ва «Прогулки по Крыму» и т. д.). Таким образом, О.Сенковский продолжил начинание Н.И.Новикова, который еще в «Модном ежемесячном издании» ставил задачей создание обратной связи с читательской аудиторией, кроме того, читательниц предполагалось сде лать постоянными авторами. То, что не удалось в XVIII веке, было с успехом реализовано спустя всего полстолетия.

В собственных произведениях О.Сенковский тоже не обошел вниманием женскую тему: героинями многих его произведений с выразительными названиями были женщины («Вся женская жизнь в нескольких часах», «Часы мамзель Катишь», «Дева чудная, или Идеальная красавица», «Эс-тамбулская цыганка» и др.), причем все активнее участвующие в общественной жизни. К корреспондентской работе в журнале издатель тоже неоднократно привлекал представительниц прекрасного пола - уже упоминавшуюся Е.А.Ган и многолетнюю верную соратницу Е.Н.Ахматову, оставившую богатую переписку, посвященную практике издательской и журналисткой деятельности того периода.

Помимо этого, каждый номер «Библиотеки для чтения» завершался описанием модной одежды. Такие публикации помещались под рубрикой «Моды» и рассылались в качестве приложений. Авторы рассказывали читателям о событиях в модном мире, о появлении первых мужчин-модельеров, о портных и парикмахерах Санкт-Петербурга. Например, деятельность столичного мастера причесок Лемаля описывалась так: «Истинный художник, он глубоко чувствует поэзию и проникнут тою истиною, что в сущности парикмахер один решает судьбу молодой женщины на всю жизнь, что он ей военный министр, - властелин ее надежд, - или благотворный гений, который в несколько поворотов гребенкою, одарит вас красотою и возвратит молодость, или палач, который отрубает голову на всю ночь, потому что голова, обезображенная дурною прическою, то же, что отсеченная. .. .Иногородние могут выписывать у него по почте все волосяные новости для своих голов»45. Так одновременно рекламировался мастер и воспитывался эстетический вкус аудитории.

История развития и программа журнала: от «Журнала для хозяек» к «Женской жизни»

Как уже отмечалось, в начале XX века в России происходит всплеск общественного интереса к «женскому вопросу». Количество женских изданий заметно увеличивается, при этом меняется как их число, так и содержание: теперь журнал не только дает полезные советы и сообщает светские новости, но и, с одной стороны, становится средством удовлетворения читательских потребностей женской аудитории, а с другой - одной из возможностей женского самовыражения в творчестве. По данным «Библиографии русской периодической печати (1703-1900)», составленной Н.М.Лисовским, выясняется, что если за XVIII и XIX века в России издавалось всего 16 женских журналов, то в период с 1899 по 1917 год - почти две дюжины7 .

Уже в первом десятилетии XX века выделяются различные типы изданий для женщин: «модные» журналы, литературно-общественные, журналы, освещающие «женский вопрос» и имеющие общественно-политическую направленность. В основном они издаются в Петербурге.

Во втором десятилетии центр женской журналистики переносится в Москву, причем издания становятся более коммерчески ориентированными (издатели, прежде всего, стремятся получать от них прибыль, прочие функции отходят на второй план). Соответственно изменяется и содержание журналов: расширяется обзор социальных и политических проблем женщин, периодика начинает быстрее реагировать на события общественной и культурной жизни, помещать информацию о женском движении в России и за рубежом. Время диктует новые требования: теперь недостаточно публиковать только практические советы, женский журнал должен выражать определенную идеологию, воспитывать свою читательницу.

Одним из ярких журналов данного периода стало издание «Журнал для хозяек» (1912), позже преобразовавшийся в «Женскую жизнь» (1914-1916). Соответствуя свойственной времени динамике идейного развития, журнал эволюционировал из «дамского» издания в «феминистское». Такая линия развития достаточно полно и характерно иллюстрирует все основные типы женских журналов того времени, соответствуя изменяющейся общественно-культурной ситуации.

«Журнал для хозяек» впервые вышел 15 февраля 1912 года. В программной статье редакция отмечает примету времени: «Изданий, посвященных какому-нибудь специальному вопросу, часто довольно узкому, интересующему только определенный круг читателей, возникает теперь гораздо больше, нежели изданий, предназначенных для общего чтения»72, - к их числу относятся и женские журналы. Но при этом обращается внимание, что из существующих 1643 изданий, выходящих на русском языке, только в восьми разбираются и специально освещаются женские вопросы. Однако и эти восемь «обращают внимание только на женщин - общественных деятельниц и совершенно игнорируют нужды женщины-хозяйки, женщины, посвятившей свою жизнь незаметному, но страшно важному делу охранения и воспитания семьи» . В этой же статье редакция обозначает свою позицию по остро обсуждавшемуся в те времена вопросу эмансипации женщины: «Мы вполне признаем важность и необходимость женского высшего образования, женского самостоятельного труда, женской общественной деятельности, но мы утверждаем, что деятельность женщины, как матери, жены и хозяйки есть дело не менее важное, имеющее огромное значение для общества»74. Этим и продиктована необходимость издавать особый журнал, задача которого «передать каждой женщине-хозяйке уже ранее накопленный и организованный опыт по ведению домашнего хозяйства»75. Но редакция сразу же оговаривается, что это нисколько не значит, что все женщины должны обратиться в кухарок, их интересы разносторонни, поэтому и на страницах журнала будет уделяться внимание разным сторонам жизни.

Женские журналы в сети Интернет как динамично развивающийся сегмент отечественной журналистики

Электронная журналистика сегодня включает в себя не только телевидение и радиовещание, но и СМИ в Интернете. Каталоги и медиаметри-ческие службы предоставляют различные данные относительно количества существующих в Рунете Интернет-изданий, что обусловлено рядом причин: несовпадение критериев и подходов к сетевой статистике, неразвитость этого сегмента СМИ, а также отсутствие понятия об общепринятых типообразующих критериях для новых СМИ .

По мнению ученых, Интернет-СМИ обладают как рядом классических признаков, характерных для всех средств массовой информации (и таким образом являются частью системы СМИ), так и совокупностью оригинальных, присущих только им особенностей, благодаря которым выделяются в отдельную группу СМИ. М.М. Колесникова дает им следующее определение: «Сетевое СМИ - это сетевой контент-проект, задачей которого является распространение массовой информации (новостного или аналитического характера), и представляющий собой совокупность регулярно обновляемых информационных сообщений и материалов, разме-щаемых в электронных компьютерных сетях (в т. ч. в сети Интернет)» .

До сих пор не существует единого подхода к построению типологии Интернет-СМИ. Отсутствие общепринятого понятия о том, какие сетевые информационные ресурсы можно считать Интернет-СМИ, а также внятной политики государства по регулированию этой медийной сферы, еще более затрудняет проблему построения типологии для данной группы средств массовой информации. Существуют версии, основывающиеся на самых разных критериях. Так, О.В. Коновалова в учебнике «Основы журналистики» предлагает следующее: «В современных условиях новые средства массовой информации в Интернете условно можно представить как: - презентационные (электронные версии традиционных печатных или электронных СМИ); - производящие оригинальную информацию (Интернет-проект, создание собственной коммуникационной модели, форума, Интернет-лотереи, конкурсы, Интернет-газеты, Интернет-информационные агентства); - тиражирующие информацию мирового масштаба, а также региональных и местных источников для свободного обмена информацией; - накапливающие самую разнообразную информацию»54. Ю.В. Костыгова выделяет две основные категории Интернет-СМИ: электронные версии печатных изданий и собственно сетевые. Последние еще классифицируются по степени профессиональности (профессиональные и любительские), доступности для читателей (общедоступные и с ограниченным доступом), по характеру аудитории (общие и специализированные), характеру информации (новостные, информационные, аналитические и смешанные), в зависимости от частоты обновления (обновляющиеся регулярно и нерегулярно, обновляющиеся по мере поступления информации), по методу распространения информации и форме организации (сайты, рассылки, смешанные издания), по методу работы с информацией (контентосоздающие и контентопотребляющие), по формальным, функциональным, стилевым признакам, характеру отображения и социальной ориентации (качественные (элитарные), массовые (популярные) и смешанные (качественно-массовые)) .

В.Н. Монахов, выделяя собственно сетевые издания и сетевые версии традиционных СМИ, далее проводит классификацию по типу представленного контента (новостные, комментарийные, смешанные; авторские, редакционные, смешанные), по тематике (монотематические и политематические), по признаку собственности (принадлежащие государству, медийным группам, политическим группам, бизнес-группам, независимые), по аудиторному признаку (общероссийские, региональные)56.

Существуют и другие классификации, однако очевидным и не вызывающим возражений как у теоретиков, так и у практиков СМИ представляется подход, в котором онлайновые СМИ рассматриваются относительно их оффлайн-родителей. Такой подход обоснованно представлен в работах М.М. Лукиной. Исследовательница отмечает, что «в молодом развивающемся медийном секторе Рунета, похоже, начинают проявляться и по-новому осмысляться основные типизационные признаки СМИ, такие как характер аудитории, предметно-тематическая направленность, целевое назначение, время выхода, периодичность и др.», и выделяет две категории российских Интернет-СМИ: I категория появилась на основе эволюции традиционных СМИ, как правило, копирует или развивает уже устоявшиеся типологические модели материнских изданий. Здесь две группы: 1) эквивалентные копии традиционных СМИ («клоны»); 2) модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ («гибриды») возникли на почве своих оффлайновых прототипов, но не копируют их, а проводят собственную информационную политику с целью охвата новых сегментов рынка (вводят новые рубрики, используют гипертекст, интерактив).

Похожие диссертации на Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII-XX веков : история развития и типологические особенности