Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана Рожкина, Марина Александровна

Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана
<
Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рожкина, Марина Александровна. Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Рожкина Марина Александровна; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2011.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/904

Введение к работе

С момента возникновения и до сегодняшнего дня журналистика не перестает трансформироваться и развиваться. Масс-медиа сегодня включают в себя не только печатную, но и всевозможную электронную продукцию. Одним из видов невербальной журналистики стала фотография, которая заняла свое достойное место в масс-медийной системе, став самостоятельной частью журналистской деятельности и получив собственное название - фотожурналистика.

Актуальность настоящего исследования, прежде всего, связана с тем, что сегодня фотография приобрела свой особый статус, являясь уже не только искусством, но и журналистикой, важным информационным и воздействующим компонентом которой стала визуальная составляющая фотоснимка. В настоящее время научных трудов, исследующих теоретические аспекты фотожурналистики, равно как и анализирующих практическое применение фотожанров сравнительно мало. Все это, в конечном итоге, приводит к потере журналистами профессионализма. Более того, нынешние реалии таковы, что фотожурналистика является малоразвитой сферой в Таджикистане - в ВУЗах страны нет отделешш, готовящих молодых специалистов-фотожурналистов, равно как и нет квалифицированных педагогов. Поэтому, исходя из вышесказанного, назрела необходимость изучить этот аспект в общем и в Таджикистане, в частности.

Делі. її задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование фотожурналистики в системе русскоязычных печатных средств массовой информации Таджикистана.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

выявить и охарактеризовать этапы развития фотожурналистики в Таджикистане;

проанализировать жанровую систему фотожурналистики и определить особенности и функциональное назначение каждого жанра;

определить роль и место фотографии в прессе современного Таджикистана;

продемонстрировать различия в функционировании и назначении фотографии в глянцевых журналах и газетных изданиях Таджикистана.

Объектом исследования стало рассмотрение этапов формирования и развития фотожурналистики в целом и в Таджикистане, в частности.

Предметом исследования послужила русскоязычная пресса Таджикистана с 1998 по 2009 годы.

Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что к 1998 году в республике стабилизировалась социально-политическая и экономическая обстановка, которая также положительным образом отразилась на СМИ: возобновился регулярный выпуск газет и журналов, у населения страны появилась возхможность покупать печатную продукцию. В материалах прессы, в свою очередь, стали размещать фотографии, отвечающие той или иной повестке


\

дня. Фотожурналистика начала продуцировать свои оригинальные материалы и обслуживать нужды средств массовой информации послевоенного времени.

Немаловажным является и тот факт, что в 1998 году произошли ключевые изменения в технике печатных СМИ, что было связано с приходом наукоемких технологий в области вычислительной техники. Хотя компьютерная подготовка материалов для масс-медиа республики осуществлялась и ранее, она носила точечный характер, имела ограниченные возможности и не могла вывести журналистику на нынешний современный уровень подготовки и выпуска газет и журналов.

Сравнительно быстрая компьютеризация страны, замена старого оборудования на новое положительным образом сказалась на сегодняшних СМИ. Наборные процессы и изобразительный материал интегрировались в электронные страницы с дальнейшей возможностью вывода на цифровые устройства. Редакционная подготовка периодической печати стала проще и оперативнее. Компьютер предоставил совершенно новые возможности для поиска и передачи информации.

Источниками диссертационного исследования выступили годовые комплекты журналов «VTP-Zone» и «Tajik air», а также ряд русскоязычных периодических изданий Таджикистана за 1998-2009гг., хранящихся в фондах Республиканской библиотеки имени Фирдоуси (Душанбе), кроме того, выборочно исследовались публикации российских, английских, французских и узбекских газет и журналов за 1998-2009гг.; использовались фонды Главного Государственного архива кинофотофонодокументов Республики Таджикистан и представленные на Интернет-сайтах материалы не только специализированных фотографических серверов, но и тех, которые тем или иным образом связаны с предметом исследования.

Материалом исследования послужили фундаментальные труды известных и признанных российских, таджикских и зарубежных теоретиков и практиков в области истории и современного состояния фотодела, журналистики и фотожурналистики, функционирования средств массовой информации.

В качестве методологической базы применялся типологический анализ как научный метод изучения журнальной и газетной периодики, а также контент-анализ.

Новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые реально исследуется качество и уместность фотоматериалов в ряде различных печатных изданий постсоветского пространства, учитывая теоретико-практические соответствия требованиям, предъявляемым специалистами.

Диссертационная работа является первой попыткой соединить воедино историю, теорию и практику сравнительно нового явления, носящего название «фотожурналистика».

Апробация работы и результатов исследования проводилась на ежегодных научных конференциях «Славянские чтения» (Душанбе 2009;

2010гг.) при Российско-Таджикском (славянском) университете. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и практики печатных СМИ филологического факультета РТСУ (протокол №6 от 14.01.2011г.).

Результаты исследования могут представлять интерес для журналистов-практиков, а также использоваться при чтении курсов по основам фотожурналистики.

Основные положения по теме диссертации нашли отражение в четырех публикациях, в том числе в двух из списка ВАК.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

  1. Фотожурналистика является частью системы средств массовой информации.

  2. В системе печатных СМИ фотожурналистика служит визуальным отражением описываемых процессов, происходящих в сощгуме.

  3. В процессе своего становления и формирования фотожурналистика прошла определенные этапы, а ее дальнейшее развитие и функционирование тесно связано и напрямую зависит от функционирования журналистики как таковой.

  4. Жанровая система фотожурналистики уникальна: с одной стороны, она заимствует жанры искусства, а с другой стороны, собственно журналистские жанры.

  5. В своем становлении и развитии фотожурналистика в Таджикистане прошла определенные этапы, последний из которых ознаменовался приходом в нее компьютерных технологий, существенно упростивших весь фотографический процесс.

Структура исследования обусловлена темой, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем текста составляет 152 страницы компьютерного набора.

Похожие диссертации на Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние : на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана